Оптимизация деятельности факультета как структурного подразделения педагогического вуза в контексте реализации ФГОС ВО
Выпуск:
ART 96116
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мусс
Г.
Н. Оптимизация деятельности факультета как структурного подразделения педагогического вуза в контексте реализации ФГОС ВО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
1006–1010. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96116.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам оптимизации деятельности факультета как структурного подразделения педагогического вуза в контексте реализации ФГОС ВО. Автор на основе теоретико-эмпирических данных предлагает собственную позицию относительно построения стратегии развития вуза.
Ключевые слова:
стратегия развития, педагогический вуз
Текст статьи
Мусс Галина Николаевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г.Оренбургgnmuss@ya.ru
Оптимизация деятельности факультета как структурного подразделения педагогического вуза в контексте реализации ФГОС ВО
Аннотация.Статья посвящена вопросамоптимизации деятельности факультета как структурного подразделения педагогического вуза в контексте реализации ФГОС ВО.Автор на основе теоретикоэмпирических данных предлагаетсобственную позициюотносительно построения стратегии развития вуза.Ключевые слова:стратегия развития, педагогический вуз.
Деятельность любого факультета регламентируется положениямиФедерального государственного образовательного стандарта высшего образования, в которых говорится, что необходимо учитывать особенности рынка труда, а также научноисследовательские и материальнотехнические ресурсы организации[1]. В этом аспекте стратегия развития образовательной организации –важнейшее теоретическое и эмпирическое обоснование ее деятельности. В этом смысле представляется весьма актуальной организация участия непосредственных организаторов учебновоспитательного процесса в ходе ее проектирования и реализации. Ценный опыт, имеющийся у них, позволяет эффективно и оптимально определить векторы развития вуза, описывающие управленческую, обучающую, воспитательную, кадровую, материальнотехническую и другие сферы; средства, методы и формы обеспечения их деятельности; комплекс взаимоотношений субъектов и структур образовательной организации; ее место в регионе. Говоря о специфике ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», необходимо отметить, что как старейший вуз Урала он имеет богатую историю, и за 95 лет своего существования сыграл большую в образовании и просвещении, в том числе за счет кадрового потенциала высококвалифицированного профессорскопреподавательского состава и аппарата управления. Этим предопределяются и современные возможности ФГБОУ ВПО ОГПУ в аспекте влияния на образовательную и научную практику региона. При этом отметим, что любая система, и особенно педагогическая, нуждается в подпитке инновациями. Это становится залогом успеха не только дня сегодняшнего, но и будущего. Следовательно, создание и участие в реализации развития образовательной организации является важнейшей предпосылкой его конкурентоспособности.Представим на основе теоретикоэмпирических данных авторскую позицию относительно оптимизациидеятельности факультета как структурного подразделения педагогического вуза в контексте реализации ФГОС ВО (табл.1).Таблица 1
Предложения по корректировке стратегии развития вуза
Раздел Стратегии
Образовательная деятельность
Анализ внешней средыВозможностиФГБОУ ВПО ОГПУ обладает конкурентоспособностью, т.е. достаточным уровнем потенциала, обеспечивающего возможность удержать или расширить долю рынка образовательных услуг в условиях региона.Квалифицированный профессорскопреподавательский составХорошая репутация у потребителей, то есть у абитуриентов и слушателейВостребованность выпускников вуза в регионеУгрозыОтносительно низкий охват инновационными образовательными технологиями некоторых кафедр университетаи владения ими ППСНазвание Диверсификация образовательной деятельности в соответствии с потребностями потребителей и работодателейЦель/ задачи
Цель: обеспечение гибкости, мобильности и динамичности образовательной системы вуза Задачирасширение видов образовательных услугкак компонентов диверсифицированной системы образованиявнедрение и использование в образовательном процессе инновационных форм и технологий Ожидаемый результат
ОбразовательныйПредставление образовательных услуг высокого качества, удовлетворяющих учащегося (студентабакалавра и магистра, слушателя курсов профессиональной переподготовки и ПКи пр.)и работодателяСоциальныйРазвитие кадрового и интеллектуального и потенциала регионана основе социальноэкономического прогнозирования.Финансовый
Привлечение внебюджетных финансовых средствИмиджевый Лидерство в системе высшего, послевузовского и непрерывного педагогического образования, инноваций в образованииПоказатели (индикаторы)
Создание центра дистанционного получения образования по основным и дополнительным образовательным программам.Создание системы привлечения учащихся образовательных учреждений общего и среднего профессионального образования (организация и проведение олимпиад, конференций, семинаров, заочных конкурсов в университете для работы с талантливой молодежью и одаренными детьми) с целью ранней профориентацииВнедрение обучения в дистанционном формате, обеспечивающего постоянное присутствие педагога рабочем месте (обучение ППС дистанционным технологиям, разработка нормативноправовой базы дистанционных технологий обучения, материальнотехническое обеспечение дистанционных технологий)Реализация разнообразных программ профессиональной подготовки в рамках «двойных» профилейРеализация разнообразных программ профессиональной подготовки магистровРеализация разнообразных программ профессиональной переподготовки(редкие и узкие специальности)Создание системы непрерывного методического сопровождения своих выпускников (допускаю, что лучше привязать к каждому факультету)Развитие сетевого взаимодействий «по горизонтали» (вуз + СПО + школа+ детский сад(или любая из этих конфигураций))Создание и реализация курсов ПК (или дополнительной общеразвивающей программы) по подготовке педагогов к руководству участием школьников в разнообразных интеллектуальных конкурсах.В частности факультет ДиНО обладает достаточным потенциалом, чтобы реализовывать такую программу по подготовке педагогов к руководству участием в конкурсах научноисследовательских и творческих работ для дошкольников и младших школьниковПодготовка студентов и слушателей к работе в малокомплектных и малочисленных сельских школах в контексте выполнения требований к педвузам в контексте модернизации системы образованияПовышение доли специальностей/ профилей/ дисциплин, внедривших elearningСоздание бии полинациональных образовательных программ (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура) и модулей с вузами партнерамиПредоставление языковых курсов по одному из иностранных языков для ППСНеобходимые ресурсы
КадровыеИнформационныеФинансовыеОборудование (или т.п. материальные ресурсы)Потенциальные участники реализацииППС Возможные рискиКонкуренция с другими ОО региона
Раздел Стратегии
Научноисследовательская деятельность
Анализ внешней средыВозможностиДостаточно раскрытый научный потенциал вузаУгрозыНаличие потенциальных конкурентов в лице ОГУ и др.Недостаточный уровень публикаций в международных рецензируемых изданиях, соответственно низкий уровень цитируемостиНазвание предлагаемого проектаИнтеграция вуза в международное научное сообществоЦель/ задачи
Цель: развитие научной и научнопедагогической образовательной среды и инфраструктуры регионакак основы интенсификации и укрепления партнерства с другими вузами РФи ближнего зарубежьяЗадачи:совершенствование вузовской науки интеграция исследований и обучения по перспективным научнообразовательным направлениямОжидаемый результат
ОбразовательныйСозданиеисследовательского комплекса, обеспечивающего генерацию и разработку инновационных идей в соответствии с потребностями современной практики по приоритетным направлениям развития образования СоциальныйИнтеграция научнообразовательной структуры вуза/факультета с кадровым потенциалом ведущих предприятий и организаций при решении задач междисциплинарных научных исследований.ФинансовыйПовышение инвестиционной привлекательности университета на основе эффективного и взаимовыгодного партнерстваИмиджевыйПовышение мотивации труда научных работников в системе высшего образованияУсиление интеграции образования и наукиПоказатели (индикаторы)
Разработать систему аттестации научнопедагогических работников (при условии скорого внедрения «эффективного» контракта) Создать центр аттестации для преподавателей ВПО и СПО региона, выдающий сертификаты установленного образцаОсуществления практикоориентированных разработок (научных и научнометодических) по перспективным научным направлениям, в частности, сопровождающих внедрение ФГОС НОО и ФГОС ОООРазработать внутривузовское сопровождение (а не контроль) проведения исследований (в том числе для участия в конкурсногрантовой деятельности)Проведение студенческих, студенческопреподавательских и преподавательских научных мероприятий с вузамипартнерами (именно этот «узкий» формат, без привлечения других участников, выгодно подчеркнет партнерство)Компенсация за счет средств вуза затрат ППС на издание учебнометодических изданий, соответствующих профилю преподаваемой дисциплины Необходимые ресурсы
КадровыеИнформационныеФинансовыеОборудование (или т.п. материальные ресурсы)Потенциальные участники реализацииППСВозможные риски
«ВременнОе» отставание в области исследований и разработок для образовательных организаций региона
Раздел Стратегии
Международная деятельность
Анализ внешней средыВозможностиВедущий вуз в регионе, «монополист»по некоторым направленностям(профилям)подготовки бакалавров, магистров, кадров высшей квалификацииУгрозыНаличие потенциальных конкурентов в лице других ОО регионаНазвание Интеграция вуза в международное образовательное сообществоЦель/ задачи
Цель: активизация работы с научными и образовательными организациями сопредельных территорий
Задачи:привлечение к сотрудничеству международных вузов и научных центровОжидаемый результат
ОбразовательныйОбмен опытом в области образования, науки, академической мобильности ППС и студентов, организация стажировокППС, совместных научных исследований, публикация в зарубежных изданиях, приглашение зарубежных ученых для участия в конференциях, семинаров, проведению мастерклассов, участие преподавателей, сотрудников, студентов в зарубежных конференциях, по привлечению грантовСоциальный
Интеграция научнообразовательной структуры вуза/факультета с научным потенциалом ведущих предприятий и организаций при решении задач образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации в регионе.ФинансовыйПривлечение внебюджетных средствИмиджевыйУпрочение позиций вуза как ведущей образовательной организации в регионе и ближайшем зарубежьеПоказатели (индикаторы)
Создание бии полинациональных образовательных программ (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура) и модулей свузами партнерамиПривлечение иностранных преподавателей и ученных в качестве экзаменатора в составе ГЭК с заключением договоров/соглашенийПроведение студенческих, студенческопреподавательских и преподавательских мероприятий с зарубежными вузамипартнерами (именно этот «узкий» формат, без привлечения других участников, выгодно подчеркнет партнерство)Необходимые ресурсы
КадровыеИнформационныеФинансовыеОборудование (или т.п. материальные ресурсы)Потенциальные участники реализацииППСВозможные риски
Неточная прогнозируемость финансовой эффективности проектов, их востребованности за рубежом
Данные аспекты оптимизациидеятельности факультета как структурного подразделения педагогического вуза в контексте реализации ФГОС ВО, безусловно,не претендуют на то, чтобы быть исчерпывающими. Они отражают авторскую позицию, которая подкреплена имеющимся на данный момент управленческим и педагогическим опытом. Стратегияразвития образовательной организации может (и должна) включать в себя и иные аспекты деятельности: внеучебную, социальную работу, кадровую политику и т.д. Они могут быть доработаны в дальнейших исследованиях.
Ссылки на источники1.Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. ФГОС ВО по направлениям бакалавриата. –URL:http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf
Оптимизация деятельности факультета как структурного подразделения педагогического вуза в контексте реализации ФГОС ВО
Аннотация.Статья посвящена вопросамоптимизации деятельности факультета как структурного подразделения педагогического вуза в контексте реализации ФГОС ВО.Автор на основе теоретикоэмпирических данных предлагаетсобственную позициюотносительно построения стратегии развития вуза.Ключевые слова:стратегия развития, педагогический вуз.
Деятельность любого факультета регламентируется положениямиФедерального государственного образовательного стандарта высшего образования, в которых говорится, что необходимо учитывать особенности рынка труда, а также научноисследовательские и материальнотехнические ресурсы организации[1]. В этом аспекте стратегия развития образовательной организации –важнейшее теоретическое и эмпирическое обоснование ее деятельности. В этом смысле представляется весьма актуальной организация участия непосредственных организаторов учебновоспитательного процесса в ходе ее проектирования и реализации. Ценный опыт, имеющийся у них, позволяет эффективно и оптимально определить векторы развития вуза, описывающие управленческую, обучающую, воспитательную, кадровую, материальнотехническую и другие сферы; средства, методы и формы обеспечения их деятельности; комплекс взаимоотношений субъектов и структур образовательной организации; ее место в регионе. Говоря о специфике ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», необходимо отметить, что как старейший вуз Урала он имеет богатую историю, и за 95 лет своего существования сыграл большую в образовании и просвещении, в том числе за счет кадрового потенциала высококвалифицированного профессорскопреподавательского состава и аппарата управления. Этим предопределяются и современные возможности ФГБОУ ВПО ОГПУ в аспекте влияния на образовательную и научную практику региона. При этом отметим, что любая система, и особенно педагогическая, нуждается в подпитке инновациями. Это становится залогом успеха не только дня сегодняшнего, но и будущего. Следовательно, создание и участие в реализации развития образовательной организации является важнейшей предпосылкой его конкурентоспособности.Представим на основе теоретикоэмпирических данных авторскую позицию относительно оптимизациидеятельности факультета как структурного подразделения педагогического вуза в контексте реализации ФГОС ВО (табл.1).Таблица 1
Предложения по корректировке стратегии развития вуза
Раздел Стратегии
Образовательная деятельность
Анализ внешней средыВозможностиФГБОУ ВПО ОГПУ обладает конкурентоспособностью, т.е. достаточным уровнем потенциала, обеспечивающего возможность удержать или расширить долю рынка образовательных услуг в условиях региона.Квалифицированный профессорскопреподавательский составХорошая репутация у потребителей, то есть у абитуриентов и слушателейВостребованность выпускников вуза в регионеУгрозыОтносительно низкий охват инновационными образовательными технологиями некоторых кафедр университетаи владения ими ППСНазвание Диверсификация образовательной деятельности в соответствии с потребностями потребителей и работодателейЦель/ задачи
Цель: обеспечение гибкости, мобильности и динамичности образовательной системы вуза Задачирасширение видов образовательных услугкак компонентов диверсифицированной системы образованиявнедрение и использование в образовательном процессе инновационных форм и технологий Ожидаемый результат
ОбразовательныйПредставление образовательных услуг высокого качества, удовлетворяющих учащегося (студентабакалавра и магистра, слушателя курсов профессиональной переподготовки и ПКи пр.)и работодателяСоциальныйРазвитие кадрового и интеллектуального и потенциала регионана основе социальноэкономического прогнозирования.Финансовый
Привлечение внебюджетных финансовых средствИмиджевый Лидерство в системе высшего, послевузовского и непрерывного педагогического образования, инноваций в образованииПоказатели (индикаторы)
Создание центра дистанционного получения образования по основным и дополнительным образовательным программам.Создание системы привлечения учащихся образовательных учреждений общего и среднего профессионального образования (организация и проведение олимпиад, конференций, семинаров, заочных конкурсов в университете для работы с талантливой молодежью и одаренными детьми) с целью ранней профориентацииВнедрение обучения в дистанционном формате, обеспечивающего постоянное присутствие педагога рабочем месте (обучение ППС дистанционным технологиям, разработка нормативноправовой базы дистанционных технологий обучения, материальнотехническое обеспечение дистанционных технологий)Реализация разнообразных программ профессиональной подготовки в рамках «двойных» профилейРеализация разнообразных программ профессиональной подготовки магистровРеализация разнообразных программ профессиональной переподготовки(редкие и узкие специальности)Создание системы непрерывного методического сопровождения своих выпускников (допускаю, что лучше привязать к каждому факультету)Развитие сетевого взаимодействий «по горизонтали» (вуз + СПО + школа+ детский сад(или любая из этих конфигураций))Создание и реализация курсов ПК (или дополнительной общеразвивающей программы) по подготовке педагогов к руководству участием школьников в разнообразных интеллектуальных конкурсах.В частности факультет ДиНО обладает достаточным потенциалом, чтобы реализовывать такую программу по подготовке педагогов к руководству участием в конкурсах научноисследовательских и творческих работ для дошкольников и младших школьниковПодготовка студентов и слушателей к работе в малокомплектных и малочисленных сельских школах в контексте выполнения требований к педвузам в контексте модернизации системы образованияПовышение доли специальностей/ профилей/ дисциплин, внедривших elearningСоздание бии полинациональных образовательных программ (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура) и модулей с вузами партнерамиПредоставление языковых курсов по одному из иностранных языков для ППСНеобходимые ресурсы
КадровыеИнформационныеФинансовыеОборудование (или т.п. материальные ресурсы)Потенциальные участники реализацииППС Возможные рискиКонкуренция с другими ОО региона
Раздел Стратегии
Научноисследовательская деятельность
Анализ внешней средыВозможностиДостаточно раскрытый научный потенциал вузаУгрозыНаличие потенциальных конкурентов в лице ОГУ и др.Недостаточный уровень публикаций в международных рецензируемых изданиях, соответственно низкий уровень цитируемостиНазвание предлагаемого проектаИнтеграция вуза в международное научное сообществоЦель/ задачи
Цель: развитие научной и научнопедагогической образовательной среды и инфраструктуры регионакак основы интенсификации и укрепления партнерства с другими вузами РФи ближнего зарубежьяЗадачи:совершенствование вузовской науки интеграция исследований и обучения по перспективным научнообразовательным направлениямОжидаемый результат
ОбразовательныйСозданиеисследовательского комплекса, обеспечивающего генерацию и разработку инновационных идей в соответствии с потребностями современной практики по приоритетным направлениям развития образования СоциальныйИнтеграция научнообразовательной структуры вуза/факультета с кадровым потенциалом ведущих предприятий и организаций при решении задач междисциплинарных научных исследований.ФинансовыйПовышение инвестиционной привлекательности университета на основе эффективного и взаимовыгодного партнерстваИмиджевыйПовышение мотивации труда научных работников в системе высшего образованияУсиление интеграции образования и наукиПоказатели (индикаторы)
Разработать систему аттестации научнопедагогических работников (при условии скорого внедрения «эффективного» контракта) Создать центр аттестации для преподавателей ВПО и СПО региона, выдающий сертификаты установленного образцаОсуществления практикоориентированных разработок (научных и научнометодических) по перспективным научным направлениям, в частности, сопровождающих внедрение ФГОС НОО и ФГОС ОООРазработать внутривузовское сопровождение (а не контроль) проведения исследований (в том числе для участия в конкурсногрантовой деятельности)Проведение студенческих, студенческопреподавательских и преподавательских научных мероприятий с вузамипартнерами (именно этот «узкий» формат, без привлечения других участников, выгодно подчеркнет партнерство)Компенсация за счет средств вуза затрат ППС на издание учебнометодических изданий, соответствующих профилю преподаваемой дисциплины Необходимые ресурсы
КадровыеИнформационныеФинансовыеОборудование (или т.п. материальные ресурсы)Потенциальные участники реализацииППСВозможные риски
«ВременнОе» отставание в области исследований и разработок для образовательных организаций региона
Раздел Стратегии
Международная деятельность
Анализ внешней средыВозможностиВедущий вуз в регионе, «монополист»по некоторым направленностям(профилям)подготовки бакалавров, магистров, кадров высшей квалификацииУгрозыНаличие потенциальных конкурентов в лице других ОО регионаНазвание Интеграция вуза в международное образовательное сообществоЦель/ задачи
Цель: активизация работы с научными и образовательными организациями сопредельных территорий
Задачи:привлечение к сотрудничеству международных вузов и научных центровОжидаемый результат
ОбразовательныйОбмен опытом в области образования, науки, академической мобильности ППС и студентов, организация стажировокППС, совместных научных исследований, публикация в зарубежных изданиях, приглашение зарубежных ученых для участия в конференциях, семинаров, проведению мастерклассов, участие преподавателей, сотрудников, студентов в зарубежных конференциях, по привлечению грантовСоциальный
Интеграция научнообразовательной структуры вуза/факультета с научным потенциалом ведущих предприятий и организаций при решении задач образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации в регионе.ФинансовыйПривлечение внебюджетных средствИмиджевыйУпрочение позиций вуза как ведущей образовательной организации в регионе и ближайшем зарубежьеПоказатели (индикаторы)
Создание бии полинациональных образовательных программ (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура) и модулей свузами партнерамиПривлечение иностранных преподавателей и ученных в качестве экзаменатора в составе ГЭК с заключением договоров/соглашенийПроведение студенческих, студенческопреподавательских и преподавательских мероприятий с зарубежными вузамипартнерами (именно этот «узкий» формат, без привлечения других участников, выгодно подчеркнет партнерство)Необходимые ресурсы
КадровыеИнформационныеФинансовыеОборудование (или т.п. материальные ресурсы)Потенциальные участники реализацииППСВозможные риски
Неточная прогнозируемость финансовой эффективности проектов, их востребованности за рубежом
Данные аспекты оптимизациидеятельности факультета как структурного подразделения педагогического вуза в контексте реализации ФГОС ВО, безусловно,не претендуют на то, чтобы быть исчерпывающими. Они отражают авторскую позицию, которая подкреплена имеющимся на данный момент управленческим и педагогическим опытом. Стратегияразвития образовательной организации может (и должна) включать в себя и иные аспекты деятельности: внеучебную, социальную работу, кадровую политику и т.д. Они могут быть доработаны в дальнейших исследованиях.
Ссылки на источники1.Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. ФГОС ВО по направлениям бакалавриата. –URL:http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf