К проблеме формирования навыка анализа предложений как основы развития языковой способности дошкольника с общим недоразвитием речи

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кастрикина А. Ю. К проблеме формирования навыка анализа предложений как основы развития языковой способности дошкольника с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1001–1005. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96115.htm.
Аннотация. В теоретическом аспекте в данной статье доказано, что навык анализа предложения является основой развития языковой способности у дошкольников. В статье выделена специфика развития языковой способности и аналитической деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кастрикина Анастасия Юрьевна, студентка 4 курса ГБОУ ВО «Ставропольского государственного педагогического института», направление подготовки Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия», г. Ставрополь nastya_kastrikina@mail.ru

К проблеме формирования навыка анализа предложений как основы развития языковой способности дошкольника с общим недоразвитием речи

Аннотация.В теоретическом аспекте в данной статье доказано, чтонавык анализа предложения является основой развития языковой способности у дошкольников. В статье выделена специфика развития языковой способности и аналитической деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи.Ключевые слова: языковая способность, анализ предложения, общее недоразвитие речи, дошкольники.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что содержание каждой образовательной программы, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении, должно обеспечивать не только развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, но и способствовать развитию и образованию детей. Этому должны способствовать выделенные в стандарте образовательные области, одной из которых является «Речевое развитие». Данная образовательная область включает следующие задачи обучения детей дошкольного возраста: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной; грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи [9].Реализация данных задач связана с развитием языковой способности дошкольников, которая выступает как особая активность в применении и усвоении речевых средств, необходимых для установления контактов с окружающими [7]. Одним из базовых условий развития языковой способности является восприятие образа речи, который складывается из способности слышать и анализировать предложение [5].В.М. Павлов рассматривает языковую способность в функциональнознаковом аспекте и считает еенеким аналогом системы языка [8]. По мнению А.М.Шахнарович языковая способность представляет собой особый род речевой и интеллектуальной активности, направленной на овладение языкомкак знаковосимволической системой, которая проявляется в творческом использовании ранее усвоенных средств языка [10].Языковая способность проявляется в речевом творчестве дошкольников. При этом выделяются следующие формы речетворчества: словотворчествокак создание новых слов, неологизмов; сочинение стихотворений; сочинение собственных рассказов и сказок, творческие пересказы. В основе детского речевого творчества лежит анализ языковых явлений, в том числе и предложений.Своевременное формирование навыка анализа предложений является важнейшим условием для полноценного речевого и общего психического развития ребёнка, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей [5]. С.Г. Бутолин и Е.Л. Низнамова полагают, что навык анализа предложения возможен на основе развития мыслительных операций. Процесс усвоения мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, происходит на основе ознакомления с окружающим миром.Каждая названная мыслительная операцияявляется основным компонентом мышления и выполняет необходимую функцию в процессе мыслительной деятельности, атакже находится в сложной связи с остальными операциями.В период дошкольного детства происходит постепенное развитие мыслительных операций, что влечет за собой формирование дедуктивного мышления, рассматриваемое в литературе как умение согласовывать своисуждения друг с другом и не впадать в противоречия [1].Проблему формирования анализа состава предложения у дошкольников с нормальной речевой деятельностью рассматривают такие отечественные ученые как: И.Н. Колобова, С.Н. Карпова, М.М. Алексеева и др. Эти авторы полагают, что при стихийном формировании этот процесс протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка на слово ограничена и неустойчива [5]. Дети с нормальным психофизическим развитием сначала овладевают синтаксической конструкцией, выделенной из речи взрослых, «субъект действия + его действие». В этой конструкции действие выражено глаголом настоящего времени единственного числа. Овладение этой конструкцией приводит к постепенному самостоятельному построению грамматически правильно оформленных предложений, которые состоят из изменяемых слов. На раннем этапе речевого развития ребенок усваивает слово, которое он использует только в одной грамматической форме для обозначения целой ситуации. Постепенно слова, усвоенные ребенком, приобретают свое грамматическое выражение. Это связано с тем, что ситуации, первоначально глобально обозначаемые словом, начинают анализироваться им, и первоначальное широкое значение слова начинает сужаться [7].

Говоря об анализе предложений как основы развития языковой способности у дошкольников, нельзя не коснуться проблемы развития детей с речевыми нарушениями. Поскольку в настоящее время в мире наблюдается увеличение числа детей с различными отклонениями в речевом развитии, бóльшую часть которых составляют дети с общим недоразвитием речи. Термин «общее недоразвитие речи» объединяет сложные и стойкие речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [6].

В литературе достаточно широко раскрыта проблема общего недоразвития речи: выявлены особенности и специальные возможности речевого развития детей, представлены различные способы коррекции. Дети с ОНР поздно овладевают речью. Первые словау них появляются в 34 года, а иногда и в 5 лет. Речь их неграмотная, фонетически неоформленная, мало наполняемая, недостаточно активная[2]. Все это накладывает существенный отпечаток на формирование у детей с ОНРсенсорной, волевой и интеллектуальной сферы. Они страдают недостатком концентрации внимания, плохой памятью, забывают сложные инструкции, последовательность заданий[6]. Изза речевых нарушений детям с ОНР присущи специфические особенности мышления. Они могут отставать в развитии словеснологического мышления, с трудом овладевают сравнением и обобщением, анализом и синтезом.Речь дошкольника с общим недоразвитием речи очень сильно зависит от типа предложения, лексической семантики, степени знания слова, от звукослоговой структуры слова. У детейс ОНР присутствует одновременное существование двух стратегий усвоения грамматического строя речи. Первая заключается в усвоение слов на основе механизмов имитации. Вторая стратегия характеризуется овладение процессом расчленения слов на составляющие его морфемы (на основе механизмов анализа и синтеза).



Анализ литературы показывает, что в области развития навыка анализа как мыслительнойкатегории, современные методики коррекции направлены в основном на формирование слогового анализа (Р.И. Лалаева, Н.Ю.Сафонкина и др.) и фонемного анализа (Г.В.Бабина, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина и др.). В научных исследованиях O.E.Грибовой, Б.М. Гриншпун, Г.С.Гуменной, В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой раскрыты вопросы структурного и грамматического оформления предложений. Авторы выявили, что у детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточное владение способами структурирования синтаксических единиц; своеобразие грамматических связей; нарушения морфологических операций [1].

Н.В. Микляева в своих исследованиях пишет о том, что особенностью языкового развития детей с общим недоразвитием речи являются не только более низкие показатели языковой способности, чем у нормально развивающихся дошкольников, но и замедление темпов роста языковой способности [7].

Языковая способность выступает как особый род интеллектуальной и речевой активности, направленный на овладение языком как знаковосимволической системой и проявляющийся в творческом использовании усвоенных ранее средств языка. Особенность языковой способности в том, что она формируется только в процессе общения взрослого и ребенка по поводу любой совместной деятельности, теснейшимобразом связана с особенностями развития высших психических функций и,в конечном счете,определяет трудности в усвоении человеческой культуры.Такие авторыкак: Е.Н.Винарская, О.Е.Грибова, С.Н. Шаховская,в качестве основного дефекта детей с общим недоразвитием речи стали называть дефицитарность языковой способности. Дефицитарностьязыковой способностизаключается в «сбои» в развитии ритмической,коммуникативной, познавательной и других способностейребенка. Всё это отражается наснижении способности к усвоениюсимволов,эталонов,моделей.Б.М.Гриншпун, Л.Н.Ефименковасвязывают дефицитарность языковой способности с расстройством общей способности к обучению[7].На каждом возрастном этапе ребенка выделяются ведущие составляющие языковой способности, которые обеспечивают формирование механизмов языковой ориентировки на синтаксическом, лексикосемантическом или фонетическом уровне языка. В процессе развития языковой способности её компоненты интегрируются в функциональные блоки в соответствии с целями деятельности. У детей с ОНР часть связей между составляющими языковой способности компонентами формируется искаженно, другие в свою очередь функционируют как у нормально развивающегося ребенка. Но затем отношение меняется: одни и те же типы связей отличаются неустойчивостью [7].

Следовательно, на определенной стадии развития речи все дети, как в норме, так и при патологии начинают обозначать грамматическим знаком различающиеся моменты той или иной ситуации.



С.Н. Карповой были изучены особенности выделения дошкольниками с общим недоразвитием речи слов из предложения в условиях стихийного становления понятий о языковых явлениях и специального обучения. При формировании в патологических условиях данный процесс протекает чрезвычайно медленно и неустойчиво. У ребенка ограниченна ориентировка на слово, он часто выделяет не одно слово, а комплекс слов; повторяет услышанное предложение, не осознавая важных признаков слова. При поэтапном специальном обучении, формирование умственных действий успешно и довольно быстро формируются. У ребенка появляются представление о словесном составе предложения и умение анализировать предложения [5].





Можно сделать вывод о том, что, нарушение анализа предложения у детей с общим недоразвитием речи выражается в пропуске членов предложения, чаще всего предикатов, в необычном порядке слов, что проявляется даже при повторении предложений. Самую большую трудность для детей с ОНР представляют инвестированные предложения, предложения пассивные, а также сложноподчиненные предложения. Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Специальное обучение помогает дошкольникам с ОНР преодолеть трудности, которые они испытывают при анализе предложений.

Ссылки на источники1. Бутолин С.Г., Низнамова Е.Л. Специфика интеллектуального развития детей с общим недоразвитием речи // Ежегодник Российского психологического общества. Т. 1. –СПб.: 2003.

С.4566.

2. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей 34 лет.М.: ТЦ Сфера, 2005.128 с.Гуменная, Г.С. Психологопедагогическая типология детей с недоразвитием речи // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями / Под ред. Л.И. Беляковой. М., 1991.3. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников./ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. –М.: Просвещение, 1990. –239 с4. Карпова С. Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М., Издво МГУ, 1967. –234 с.5. Левина, Р.Е., Никашина ГЛ. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968. Гл. 3. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. завед. / под ред. Л.С. Волковой. М.: Владос, 2008. 703 с.6. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста.М., 2006. –92 с.7. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Том 3. Книга 1.Академии Наук СССР,1951. –394 c.9. http:// standart. edu. ru

специализированный сайт, раскрывающий особенности ФГОС нового поколения. Он представляет нормативную базу и официальные материалы, отражающие содержание и порядок введения ФГОС дошкольного образования.10. Шахнарович А.М., Леонтьев А.А. Психолингвистические проблемы семантики.М.: Наука, 1983. 288 c.