Роль профильного образования в сфере культуры и искусства в реализации государственной культурной политики
Выпуск:
ART 96117
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лузан
В.
С. Роль профильного образования в сфере культуры и искусства в реализации государственной культурной политики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
1011–1015. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96117.htm.
Аннотация. Актуальность исследования роли профильного образования в сфере культуры и искусства в реализации государственной культурной политики заключается в том, что современное российское общество постепенно приходит к пониманию того, что дальнейшее развитие Российской Федерации как одного из ведущих государств и равноправного члена мирового сообщества, а не сырьевого придатка, возможно только в том случае, если важнейшим национальным приоритетом развития страны станет культура. В результате постоянных перемен, как на глобальном, так и на локальном уровнях, особо остро встает вопрос поиска общероссийской национальной идентификации и самоидентификации, так как современная эпоха – это эпоха национальных государств, формирования нации. При этом если экономические процессы во многом определяются расстановкой сил на мировых экономических рынках, то национальное единство государства связано с идеологической активностью самого государства, осуществляемой в том числе посредством образовательных учреждений в сфере культуры и искусства всех видов.
В статье освещаются тенденции развития профильного образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации и их влияние на государственную культурную политику. Помимо этого автор рассматривает основные концептуальные документы, определяющие развитие профильного образования, – Концепцию развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 1244-р, а также Основы государственной культурной политики Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808.
Ключевые слова:
культура, государство, культурная политика, образование в сфере культуры и искусства
Текст статьи
Лузан Владимир Сергеевич,кандидат философских наук, доцент кафедры рекламы и социальнокультурной деятельности Гуманитарного института ФГАО ВО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярскvladimir_luzan@list.ru
Рольпрофильного образования в сфере культуры и искусства
в реализациигосударственной культурнойполитики
Аннотация. Актуальность исследования ролипрофильного образования в сфере культуры и искусства в реализации государственной культурной политикизаключается в том, что современное российское общество постепенно приходит к пониманию того, что дальнейшее развитие Российской Федерации как одного из ведущих государств и равноправного члена мирового сообщества, а не сырьевого придатка, возможно только в том случае, если важнейшим национальнымприоритетом развития страны станет культура. В результате постоянных перемен, как на глобальном, так и на локальном уровнях, особо остро встает вопрос поиска общероссийской национальной идентификации и самоидентификации, так как современная эпоха это эпоха национальных государств, формирования нации. При этом, если экономические процессы во многом определяются расстановкой сил на мировых экономических рынках, то национальное единство государства связано с идеологической активностью самого государства, осуществляемой, в том числе, посредством образовательных учреждений в сфере культуры и искусства всех видов. В статье освещаются тенденции развития профильного образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации и их влияние на государственную культурную политику. Помимо этого,автор рассматривает основные концептуальные документы, определяющие развитие профильного образования Концепциюразвития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 20082015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 1244р, а также Основыгосударственной культурной политики Российской Федерации, утвержденныеУказом Президента Российской Федерации от 24.12.2014г. № 808. Ключевые слова: культурная политика; государство; образование в сфере культуры и искусства; культура.
Актуальность исследованиятенденций развития профильного образования в сфере культуры и искусства и их влияния на культурную политику государства заключается в том, что современное российское общество постепенно приходит к пониманию того, что дальнейшее развитие Российской Федерации как одного из ведущих государств и равноправного члена мирового сообщества, а не сырьевого придатка, возможно только в том случае, если важнейшим национальным приоритетом развития страны станет культура. Это связано в первую очередь с тем, что культура в знаковосимволических формах сохраняет, приумножает и транслирует весь совокупный человеческий опыт, созданный в различных сферах деятельности. В результате постоянных перемен, как на глобальном, так и на локальном уровнях, особо остро встает вопрос поиска общероссийской национальной идентификации и самоидентификации, так как современная эпоха это эпоха национальных государств, формирования нации. От того, насколько успешным будет процесс формирования единой нации, зависит будущее государства, его стратегическая безопасность, его идеологическая значимость. При этом, если экономические процессы во многом определяются расстановкой сил на мировых экономических рынках, то национальное единство государства связано с идеологической активностью самого государства, осуществляемой, в том числе, посредством образовательных учрежденийв сфере культуры и искусствавсех видов.В тоже время, сложившаяся в современных условияхситуация в области образования в сфере культуры и искусства характеризуется комплексом системных проблем,обусловленных, в первую очередь,внесением изменений в законодательство Российской Федерации, которые были осуществленыза последние десять лет. Однако, ни в одном нормативномправовомдокументе в должной мере не отражена специфика образования в сфере культуры и искусства, а совокупность образовательных учреждений в данной сфере (школа, ССУЗ, ВУЗ)не рассматривается как единая система.Кроме того, начальная ступень профильного образования (школы) отнесены к категории учреждений дополнительного образования детей, что влечет за собой снижение их профессионального статуса. Специфика развития профильногообразования в сфере культуры и искусстваи анализ его влиянияна государственную культурную политику нашлиотражение в трудах ряда отечественных исследователей:Э.Б. Абдуллин, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова,А.Г. Казакова, Б.Д. Критский, Т.В. Кузнецова, Е.Л. Кудрина,С.И. Курганский, Т.Э. Мангер, НА. Паршиков, В.Я. Рушанин, Е.А. Сергеев, Е.В. Чижикова, Н.Н. Ярошенкои других.Кроме того, данная проблематика является предметом анализа в ряде диссертационных исследований: Е.Я. Александрова, П.Л. Волк, И.И. Горлова, H.H. Ершова, JI.C. Зорилова, И.И. Ирхен, О.П. Козьменко, Е.Б. Миловзорова, М.М. Шибаева и др.Особый интерес представляют выводы, сделанные в диссертационном исследовании И.И. Ирхен «Российское образование в сфере культуры и искусства» [1], отражающие современные тенденции его развития, среди которых в качестве наиболее значимых можно выделить следующие: 1) Региональная образовательная система в сфере культуры и искусства понимается как совокупность взаимосвязанных образовательных, обеспечивающих, инновационных и управленческих процессов, инфраструктуры учреждений сферы культуры региона, которая призвана удовлетворить потребности личности и отрасли культуры в квалифицированных кадрах. Специфика региональных систем образования в сфере культуры и искусства в условиях глобализации обусловлена их культурным «адресом», связанным с особенностями культурных традиций, состоянием историкокультурной памяти, ресурсов, информационной динамикой и степенью включенности регионов в межкультурный диалог.2)Образование в сфере культуры и искусства зачастую остается вне правового поля. Здесь сказывается отсутствие на федеральном уровне полноформатного и глубоко взвешенного подхода к его правовому регулированию. Это актуализирует необходимость внесения корректив в действующее законодательство по управлению системой профессионального образования в сфере культуры и искусства, разработки проекта Федерального закона о художественном образовании.3) Системы образования в сфере культуры и искусства субъектовРоссийскойФедерации занимают в образовательном пространстве страны особое место. Ориентируясь на духовные идеалы,данныеобразовательные системы остаются самоценными, в определенной мере независимыми от политической конъюнктуры и показывают вероятностные изменения в соответствии с собственной логикой и законами саморазвития. 4)Выделяются три модели регионального образования в сфере культуры и искусства сетевая, кооперационная и синтезирующая, целесообразность функционирования которых обусловлена социокультурными особенностями территории. 5)Возрастание этнонациональной составляющей образования. Неравномерность развития регионов и образовательных систем инициирует использование культуры как стратегического ресурса развития, выравнивания территорий. Происходящая регионализация культуры определяет состояние образования в этой сфере, поэтому выявленное своеобразие центральных и уральских регионов доказывает наличие эффекта автономности образовательных систем. Регионализация образования в сфере культуры и искусства отражает диалектику взаимодействий «центр регионы», предусматривающую выбор собственной стратегии развития культуры и собственной программы развития образования в соответствии с социальноэкономическими, географическими, культурнодуховными, этнодемографическими и другими условиями. Опора культурнообразовательного процесса на самобытность проживающих этносов, предоставляет возможность их представителям беспрепятственно включаться в профессиональную жизнедеятельность конкретно взятого региона.6)Несмотря на общую, единую концепцию для всех территорий страны, задаваемую ФГОС ВПО, подходы к ее реализации в каждом регионе разнятся в силу местных особенностей и приоритетов. Приемлемые решения для одного региона могут неадекватно восприниматься в другом, неизбежна разница в результатах культурной политики. 7) В условиях глобализационных реалий ведущей тенденцией образования в сфере культуры и искусства является диверсификация его функций. Влияние постмодернизма, как самоценного сегмента культурного процесса, на образование в сфере культуры и искусства просматривается через диверсификацию функций, где наблюдается усиление мировоззренческой и аксиологической функций при доминировании гедонистической. Последовательное усиление роли компенсаторной, психотерапевтической функций и особенно клипоорганизующей, виртуально корректирующей, рекламноманипулятивной, игровой функций, функции инфантильного одаривания сопрягается с синхронным ослаблением основополагающих функций (воспитательной, реляционной, катарсической, преобразовательной и др.). 8) В условиях глобализации высвечиваетсяособая миссия образования в сфере культуры и искусства, внутренняя интенция которого отражена в гармонизации отношений в российском обществе, формировании готовности к межкультурному диалогу на основе позитивных российских традиций. Поэтому роль образования в сфере культуры и искусства выходит за рамки традиционной транслирующей функции норм и культурных смыслов и посредством диверсификации «прорастает» в широкую социокультурную сферу.9) Оптимизация образования в сфере культуры и искусства есть многомерный процесс, отражающий последовательное изменение качественного состояния деятельности образовательных учреждений посредством разрешения накопленных противоречий, а также эффективный результат этого процесса. В основе детерминации образования в области культуры и искусства лежит система объективных и субъективных факторов, соотношение которых и определяет базовое противоречие развития системы.10) Развитие образования в области культуры и искусства определяется субвекторной системой, представляющей совокупность базиснокультурного, духовного, социальнополитического векторов, взаимосвязанных со сферами общественной жизни. Полиструктурируясь в субвекторы, они, в свою очередь, обладают знаковыми маркерами, которые переплетаясь, видоизменяют сложившиеся элементыобразовательной системы.11) В условиях «омассовления» общества классическая модель образования в сфере культуры и искусства подвергается «деконструкции». Определяющее влияние рыночных приоритетов ведет к редукции важнейших культурных функций образования.Основным трендом, изменяющим хронотоп образовательного процесса, выступает массовая культура. 12) Профессиональная компетентность специалиста в сфере культуры и искусства понимается как диалектическое единство социальнодеятельностных и личностных характеристик, позволяющих успешно выполнять профессиональную деятельность по вовлечению человека в мир культуры, реализации культуротворческого потенциала жизнедеятельности. В условиях глобализации полисодержательность и иерархичность компетентностей обеспечивает регуляцию отношения специалиста к обществу, к сфере культуры в целом, к группе родственных специальностей культуры и искусства, к профилю конкретной специальности. Таким образом, обозначенныеавтором тенденцииполностью соответствуют логике развития государственной культурной политики Российской Федерации на современном этапе и свидетельствуют о том, чтодля Россиимногообразностьподходов к управлению культурными процессами является одной из основополагающих черт, которая, с одной стороны, позволяет сохранять региональную культурную самоидентификацию населения, с другой существенно затрудняет процесс формирования единого культурного пространства.Проблемы образования всферы культуры и искусства подробно рассматриваютсяв монографии Г.Л.Рукшии М.Н.Ломовцевой«Образование в сфере культуры и искусства Красноярского края как система и ресурс формирования творческого потенциала региона»[2].По мнению авторов, основными структурными принципами базового профессионального образования в сфере культуры как системы на современном этапеявляются:многоуровневость, многоукладность, ступенчатость, вариативность, гибкость и многофункциональность.Многоуровневость системы обеспечивает развитие непрерывного профессионального образования, превращая его в «образование через всю жизнь». Этот принцип позволяет создать условия для реализации разнообразных образовательных программ с учётом возраста, особенностей личности, уровня имеющегося образования, спроса на рынке труда.Ступенчатая подготовка кадров предусматривает овладение профессиональными знаниями в виде завершенных блоков информации, что позволяет личности самостоятельно выстроить свою образовательную модель.Вариативность и гибкость обеспечивают широкий выбор знаний, профессий, специальностей, специализацийи возможность самоконтроля личности над временем и скоростью освоения знаний.Многофункциональность системы позволяет развивать региональную сеть учебных заведений, формировать единое культурнообразовательное пространство, предоставлять населению равные возможности в получении профессионального образования, впереподготовке и повышении квалификации. Немало вниманияотечественныеисследователи уделяютКонцепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 20082015 годы, которая была утвержденараспоряжением Правительства Российской Федерацииот 25 августа 2008 г. № 1244р (далее Концепция)[3].Полностью оценить воплощение основных идей Концепции в практику деятельности образовательных учреждений в сфере культуры и искусства еще только предстоит сделать в ближайшее время.Согласно Концепции основой ресурсного обеспечения системы образования в сфере культуры и искусства остается развитая сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, в которую входят:
образовательные учреждения дополнительного образования детей детские школы искусств (по видам искусств), которые, в соответствии с действующим законодательством, отнесены к категории образовательных учреждений дополнительного образования детей, а не начального, как было ранее;
образовательные учреждения для особо одаренных детей, интегрированно реализующие программы основного общего, среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования;
средние специальные учебные заведения художественные, музыкальные, хореографические, театральные, культурнопросветительские и другие училища (колледжи), находящиеся либо в ведении Министерства культуры Российской Федерации, либо в ведении субъектов Российской Федерации;
университеты, академии, институты, находящиеся в ведении Правительства Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Министерстваобразования и науки Российской Федерации, Российской академии художеств и органов местного самоуправления.Однако, несмотря на значимость сохранения сети профильных образовательных учреждений, можно констатировать сокращение количества данных учреждений, в первую очередь, детских школ искусств (по видам искусств). Так, по данным Государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации в 2014 году [4], начиная с 2005 года количество таких учреждений сократилось на 264 единицы, и данная тенденцияне исчезла и в 2015 году. В тоже время, необходимо добавить, что образовательные программы различныхуровней по направлению «культура и искусство» реализуются в ряде непрофильных образовательных учреждений как в государственном и муниципальном, так и в негосударственном секторах.В Концепции акцентируется внимание на том, что децентрализация управления образовательными учреждениями сферы культуры и искусства, а также отрыв их от отрасли приводят к снижению качества образования в этой сфере. Сложившаяся десятилетиями система профессионального образования в сфере культуры и искусства (школа училище вуз)работает устойчиво и эффективно в тех случаях, когда образовательные учреждения, составляющие эти три звена, находятся в ведении органов управления культуры.Разработка Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 20082015 годы послужила посылом для разработки субъектами Российской Федерации собственных концепций развитияпрофильного образованияс учетом местной специфики. В целом, анализ региональных концепций профильного образования в сфере культуры и искусства позволяет выделитьследующиепроблемы, характерные для региональных образовательных систем:
недостаточность и противоречивость имеющейся нормативной правовой базы на федеральном уровне, ограничивающей возможности развития системы образования в сфере культуры и искусства и не учитывающей ее специфики;
старение, дефицит и недостаточный уровень квалификации педагогических кадров и значительной части административноуправленческого персонала, не позволяющие осуществлять развитие системы образования на основе внедрения эффективных форм, методик обучения и технологий организации и управления;
отсутствие системы взаимодействия всех уровней образования, координации деятельности образовательных учреждений по подготовке профессиональных кадров, несовершенство системы повышения квалификациии переподготовки кадров;
падение престижа творческой и педагогической профессии в сфере культуры и искусства, вызванное социальной незащищенностью работников (низкий уровень оплаты труда, отсутствие социальных гарантий для молодых специалистов), недостаток механизмов стимулирования результатов деятельности;
несовершенство содержания образования в части использования регионального и вариативного компонента;
нивелирование функции ранней профессиональной ориентации в начальном звене системы образования, что существенным образом влияет на дефицит профессиональных кадров в сфере культуры;
отсутствиеединого информационного пространства и, как следствие, замкнутостьрегиональныхсистемобразования в сфере культуры и искусства.Такое положение определяет одну из основных проблемобразованияв сфере культуры и искусства:функционирование образовательныхпрограмм в сфере культуры осуществляется в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, а каждое направление подготовки (специальность) в сфере искусства, имеющее свою специфику, обусловленную тем или иным видом искусства, не регламентировано нормами, установленными законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, исследователи отмечают, что существует целый ряд особенностей при реализации профессиональных образовательных программ в сферекультуры иискусства:
ранняя профессионализациядетей и необходимость выявления художественно одаренных детей;
прием абитуриентов в высшие и средние специальные образовательные учреждения, где результаты единого государственного экзамена абитуриента являются необходимым, но не определяющим элементом, а определяющими выступают испытания творческой направленности;
особенности принципов обучения в процессе освоения образовательных программ в сфере искусства, которое в малой степени связано с изучением научных дисциплин и базируется на творческих способностях, данных человеку природой, на непрерывном, многоступенчатом образовательном процессе (1518 лет), построенном на практическом чувственном, физическом и интеллектуальном постижении обучающимися сути осваиваемого вида искусства, раскрытии психофизических возможностей личности, тренировке своего тела и психики;
необходимость сохранения педагогических традиций художественного образования в технологии подготовки педагогических кадров с сохранением непрерывной цепочки «педагог ученик педагог»;
учет индивидуальных форм подготовки специалистов в сфере искусства при определении соотношения «учитель количество учащихся»;
необходимость в отдельных видах искусства первого высшего образования для получения второго, что должно быть предусмотрено и бюджетным финансированием;
выработкудля образовательных учреждений культуры и искусства особых лицензионных требований и критериев государственной аккредитации и т.д. Таким образом, развитие образования в сфере культуры и искусства призвано обеспечить решение следующих задач, оказывающих комплексное влияние на государственную культурную политикуи развитие современного российского обществав целом:
подготовка творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров собственно для данной системы;
выявление художественно одаренных детей и молодежи, а также обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития;
сохранение и передача новым поколениям традиций российского профессионального образования в сфере культуры и искусства;
эстетическое воспитание подрастающего поколения;
воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей;
приобщение населения к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических норм, как личности, так и общества.Реализация указанных фундаментальных задач полностью соответствует ключевым направлениям Основ государственной культурной политики Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808(далее Основы)[5].В Основах констатируется, что распространение на систему подготовки творческих кадров норм и правил общего образования лишает возможности реализовать себя в профессиональном творчествеи искусстве большинство российских детей и молодых людей, не проживающих в культурных столицах страны ине имеющих достаточных средств для оплаты индивидуальной профессиональной подготовки.Ключевым моментом для развития профильной образовательной системы является то,что в Основах основнойзадачей государственной культурной политикипо развитию профильногообразования в сфере культуры и искусства обозначеновосстановление доказавшей свою эффективность системы ранней подготовки профессиональных творческих кадров. В тех случаях, когда эта задача вступает в противоречие с требованиями системы общего образования, корректировать необходимо именно правила организации общего образования применительно к этой сфере образовательной деятельности. Для обучения особо одаренных детей должны создаваться все необходимые условия, включая организацию интернатов для иногородних учащихся, обеспечения качественными музыкальными инструментами на всем протяжении обучения и первых лет профессиональной карьеры, материалами для художественного творчества и т.д. Для начинающих свой творческий путь режиссеров, писателей, композиторов должна быть создана возможность реализации их дебютных проектов. Кроме того, в Основах государством признается, что образование в сфере культуры и искусства, помимо системы подготовки сугубо профессиональных кадров, включает в себя развернутую систему детских школ искусств, в которых могут обучаться не только будущие профессионалы, но и все желающие. Государственная культурная политика призвана создать условия для сохранения высокого качества художественного образования и для тех детей, которые не планируют становиться профессионалами. Способность свободно ориентироваться в классической и современной живописи, музыке и других видах искусства должна стать для молодого поколения нормой, образом жизни.Таким образом,еще раз подчеркнем, что в Российской Федерациисегодня формируетсяпонимание того, чтоисторически сложившаяся уникальная система отечественного профессионального образованияв сфере культуры и искусства, попрежнему занимает особое местоне только как важнейший аспект государственной культурной политики, но ив социальной и культурной системесовременногороссийского общества. При этомданная целостная образовательная система имеет свою логику развития, так как определяется спецификой,закономерностями и тенденциями развитиямировой и отечественной художественныхкультур.Ссылки на источники1.Ирхен И.И. Российское образование в сфере культуры и искусства: дис…. дра культур.М., 2012. 435 с.2.Рукша Г.Л., Ломовцева М.Н. Образование в сфере культуры и искусства Красноярского края как система и ресурс формирования творческогопотенциала региона. Красноярск, 2009. 188 с.3.Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 20082015 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерацииот 25 августа 2008 г. № 1244р.М., 2008. 23 с. 4.Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2014 году. [Электронный ресурс]. URL: http://mkrf.ru/report/report2014/(Дата обращения: 15.02.2016).5.Основы государственной культурной политики Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808.[Электронный ресурс]. URL: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2016/OSNOVIPRINT.NEW.indd.pdf(Дата обращения: 10.02.2016).6.Агапова, Н.Г. Парадигмальные ориентации и модели современного образования (системный анализ в контексте философии культуры): моногр. / Н.Г. Агапова. Рязань: Рязан. гос. унтим. С. Есенина, 2008. 360 с.7.Байденко, В.И. Проблемы модернизации высшего образования в России: моногр. / В.И. Байденко. М.: МАКС Пресс, 2010. 290 с.8.Белова, А.Н. Формирование образовательных компетенций студентов вуза культуры и искусств: автореф. дис... канд. пед. М., 2009. 18 с.9.Волк, П.Л. Феномен государственной системы музыкального образования в контексте культурной политики: дис... канд. культурологии. Кемерово, 2000. 189 с.10.Вохрышева, М.Г. Художественное образование в вузе культуры и искусств: моногр. / М.Г. Вохрышева. Самара, СамГАКИ, 2006. 168 с.11.Ивлиев, Г.П. Культурная политика и развитие законодательства о культуре в Российской Федерации: статьи и выступления / Т.П. Ивлиев. М.: Норма: ИНФРАМ, 2012. 208 с.12.Ильязова, М.Д. Формирование инвариантов профессиональной компетентности студента: ситуационноконтекстный подход:автореф. дис. . дра пед. наук.М., 2011. 39 с.13.Ирхен, И.И. Региональное образование в сфере культуры и искусства в глобализирующейся России: моногр. / И.И. Ирхен. М.: МГУКИ, 2012. 240 с.14.Казакова, А.Г. Педагогика профессионального образования: моногр. / А.Г. Казакова. М.: ЭконИнформ, 2007. 551 с.15.Козьменко, О.П. Музыкальное образование в системе культурной политики России: моногр. / О.П. Козьменко. М.: ЭконИнформ, 2004. 237 с.16.Кудрина, Е.Л. Диверсификация высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства: автореф. дис. . дра пед. наук. М., 1999. 44 с.17.Курганский, С.И. Интенсификация учебновоспитательной работы в российских вузах культуры и искусств на современном этапе: дис… дра пед. наук. Краснодар, 2006. 390 с.13.
18.Лузан В.С. Социальнофилософский анализ динамики государственной культурной политики Российской Федерации: автореф. дис…. канд. филос. наук. Красноярск, 2011. 24 с.19.Нестерова, Л.И. Формирование ключевых компетенций у специалиста художественноэстетического профиля: автореф. дис... канд. пед. наук. М., 2010. 20 с.20.Образовательные учреждения культуры и искусств Российской Федерации: справочник. М.: НИИ Центр, 2010. 848 с.21.Трансформации образовательных технологий гуманитарного профиля в условиях множественности культур и идентичности / [О.Н. Астафьева и др.; редкол.: К.Э. Разлогов и др.]. СПб.: Кн. дом, 2008. 398 с.22.Тургаев, A.C. Реформа образования и проблемы ее реализации в вузах культуры и искусств // Культура и образование. 2011. № 2 (9). С. 2227.23.Ярошенко, Н.Н. Ценностное содержание образования в сфере культуры и искусств: контекст межкультурного взаимодействия // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 5. С. 2734.
Рольпрофильного образования в сфере культуры и искусства
в реализациигосударственной культурнойполитики
Аннотация. Актуальность исследования ролипрофильного образования в сфере культуры и искусства в реализации государственной культурной политикизаключается в том, что современное российское общество постепенно приходит к пониманию того, что дальнейшее развитие Российской Федерации как одного из ведущих государств и равноправного члена мирового сообщества, а не сырьевого придатка, возможно только в том случае, если важнейшим национальнымприоритетом развития страны станет культура. В результате постоянных перемен, как на глобальном, так и на локальном уровнях, особо остро встает вопрос поиска общероссийской национальной идентификации и самоидентификации, так как современная эпоха это эпоха национальных государств, формирования нации. При этом, если экономические процессы во многом определяются расстановкой сил на мировых экономических рынках, то национальное единство государства связано с идеологической активностью самого государства, осуществляемой, в том числе, посредством образовательных учреждений в сфере культуры и искусства всех видов. В статье освещаются тенденции развития профильного образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации и их влияние на государственную культурную политику. Помимо этого,автор рассматривает основные концептуальные документы, определяющие развитие профильного образования Концепциюразвития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 20082015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 1244р, а также Основыгосударственной культурной политики Российской Федерации, утвержденныеУказом Президента Российской Федерации от 24.12.2014г. № 808. Ключевые слова: культурная политика; государство; образование в сфере культуры и искусства; культура.
Актуальность исследованиятенденций развития профильного образования в сфере культуры и искусства и их влияния на культурную политику государства заключается в том, что современное российское общество постепенно приходит к пониманию того, что дальнейшее развитие Российской Федерации как одного из ведущих государств и равноправного члена мирового сообщества, а не сырьевого придатка, возможно только в том случае, если важнейшим национальным приоритетом развития страны станет культура. Это связано в первую очередь с тем, что культура в знаковосимволических формах сохраняет, приумножает и транслирует весь совокупный человеческий опыт, созданный в различных сферах деятельности. В результате постоянных перемен, как на глобальном, так и на локальном уровнях, особо остро встает вопрос поиска общероссийской национальной идентификации и самоидентификации, так как современная эпоха это эпоха национальных государств, формирования нации. От того, насколько успешным будет процесс формирования единой нации, зависит будущее государства, его стратегическая безопасность, его идеологическая значимость. При этом, если экономические процессы во многом определяются расстановкой сил на мировых экономических рынках, то национальное единство государства связано с идеологической активностью самого государства, осуществляемой, в том числе, посредством образовательных учрежденийв сфере культуры и искусствавсех видов.В тоже время, сложившаяся в современных условияхситуация в области образования в сфере культуры и искусства характеризуется комплексом системных проблем,обусловленных, в первую очередь,внесением изменений в законодательство Российской Федерации, которые были осуществленыза последние десять лет. Однако, ни в одном нормативномправовомдокументе в должной мере не отражена специфика образования в сфере культуры и искусства, а совокупность образовательных учреждений в данной сфере (школа, ССУЗ, ВУЗ)не рассматривается как единая система.Кроме того, начальная ступень профильного образования (школы) отнесены к категории учреждений дополнительного образования детей, что влечет за собой снижение их профессионального статуса. Специфика развития профильногообразования в сфере культуры и искусстваи анализ его влиянияна государственную культурную политику нашлиотражение в трудах ряда отечественных исследователей:Э.Б. Абдуллин, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова,А.Г. Казакова, Б.Д. Критский, Т.В. Кузнецова, Е.Л. Кудрина,С.И. Курганский, Т.Э. Мангер, НА. Паршиков, В.Я. Рушанин, Е.А. Сергеев, Е.В. Чижикова, Н.Н. Ярошенкои других.Кроме того, данная проблематика является предметом анализа в ряде диссертационных исследований: Е.Я. Александрова, П.Л. Волк, И.И. Горлова, H.H. Ершова, JI.C. Зорилова, И.И. Ирхен, О.П. Козьменко, Е.Б. Миловзорова, М.М. Шибаева и др.Особый интерес представляют выводы, сделанные в диссертационном исследовании И.И. Ирхен «Российское образование в сфере культуры и искусства» [1], отражающие современные тенденции его развития, среди которых в качестве наиболее значимых можно выделить следующие: 1) Региональная образовательная система в сфере культуры и искусства понимается как совокупность взаимосвязанных образовательных, обеспечивающих, инновационных и управленческих процессов, инфраструктуры учреждений сферы культуры региона, которая призвана удовлетворить потребности личности и отрасли культуры в квалифицированных кадрах. Специфика региональных систем образования в сфере культуры и искусства в условиях глобализации обусловлена их культурным «адресом», связанным с особенностями культурных традиций, состоянием историкокультурной памяти, ресурсов, информационной динамикой и степенью включенности регионов в межкультурный диалог.2)Образование в сфере культуры и искусства зачастую остается вне правового поля. Здесь сказывается отсутствие на федеральном уровне полноформатного и глубоко взвешенного подхода к его правовому регулированию. Это актуализирует необходимость внесения корректив в действующее законодательство по управлению системой профессионального образования в сфере культуры и искусства, разработки проекта Федерального закона о художественном образовании.3) Системы образования в сфере культуры и искусства субъектовРоссийскойФедерации занимают в образовательном пространстве страны особое место. Ориентируясь на духовные идеалы,данныеобразовательные системы остаются самоценными, в определенной мере независимыми от политической конъюнктуры и показывают вероятностные изменения в соответствии с собственной логикой и законами саморазвития. 4)Выделяются три модели регионального образования в сфере культуры и искусства сетевая, кооперационная и синтезирующая, целесообразность функционирования которых обусловлена социокультурными особенностями территории. 5)Возрастание этнонациональной составляющей образования. Неравномерность развития регионов и образовательных систем инициирует использование культуры как стратегического ресурса развития, выравнивания территорий. Происходящая регионализация культуры определяет состояние образования в этой сфере, поэтому выявленное своеобразие центральных и уральских регионов доказывает наличие эффекта автономности образовательных систем. Регионализация образования в сфере культуры и искусства отражает диалектику взаимодействий «центр регионы», предусматривающую выбор собственной стратегии развития культуры и собственной программы развития образования в соответствии с социальноэкономическими, географическими, культурнодуховными, этнодемографическими и другими условиями. Опора культурнообразовательного процесса на самобытность проживающих этносов, предоставляет возможность их представителям беспрепятственно включаться в профессиональную жизнедеятельность конкретно взятого региона.6)Несмотря на общую, единую концепцию для всех территорий страны, задаваемую ФГОС ВПО, подходы к ее реализации в каждом регионе разнятся в силу местных особенностей и приоритетов. Приемлемые решения для одного региона могут неадекватно восприниматься в другом, неизбежна разница в результатах культурной политики. 7) В условиях глобализационных реалий ведущей тенденцией образования в сфере культуры и искусства является диверсификация его функций. Влияние постмодернизма, как самоценного сегмента культурного процесса, на образование в сфере культуры и искусства просматривается через диверсификацию функций, где наблюдается усиление мировоззренческой и аксиологической функций при доминировании гедонистической. Последовательное усиление роли компенсаторной, психотерапевтической функций и особенно клипоорганизующей, виртуально корректирующей, рекламноманипулятивной, игровой функций, функции инфантильного одаривания сопрягается с синхронным ослаблением основополагающих функций (воспитательной, реляционной, катарсической, преобразовательной и др.). 8) В условиях глобализации высвечиваетсяособая миссия образования в сфере культуры и искусства, внутренняя интенция которого отражена в гармонизации отношений в российском обществе, формировании готовности к межкультурному диалогу на основе позитивных российских традиций. Поэтому роль образования в сфере культуры и искусства выходит за рамки традиционной транслирующей функции норм и культурных смыслов и посредством диверсификации «прорастает» в широкую социокультурную сферу.9) Оптимизация образования в сфере культуры и искусства есть многомерный процесс, отражающий последовательное изменение качественного состояния деятельности образовательных учреждений посредством разрешения накопленных противоречий, а также эффективный результат этого процесса. В основе детерминации образования в области культуры и искусства лежит система объективных и субъективных факторов, соотношение которых и определяет базовое противоречие развития системы.10) Развитие образования в области культуры и искусства определяется субвекторной системой, представляющей совокупность базиснокультурного, духовного, социальнополитического векторов, взаимосвязанных со сферами общественной жизни. Полиструктурируясь в субвекторы, они, в свою очередь, обладают знаковыми маркерами, которые переплетаясь, видоизменяют сложившиеся элементыобразовательной системы.11) В условиях «омассовления» общества классическая модель образования в сфере культуры и искусства подвергается «деконструкции». Определяющее влияние рыночных приоритетов ведет к редукции важнейших культурных функций образования.Основным трендом, изменяющим хронотоп образовательного процесса, выступает массовая культура. 12) Профессиональная компетентность специалиста в сфере культуры и искусства понимается как диалектическое единство социальнодеятельностных и личностных характеристик, позволяющих успешно выполнять профессиональную деятельность по вовлечению человека в мир культуры, реализации культуротворческого потенциала жизнедеятельности. В условиях глобализации полисодержательность и иерархичность компетентностей обеспечивает регуляцию отношения специалиста к обществу, к сфере культуры в целом, к группе родственных специальностей культуры и искусства, к профилю конкретной специальности. Таким образом, обозначенныеавтором тенденцииполностью соответствуют логике развития государственной культурной политики Российской Федерации на современном этапе и свидетельствуют о том, чтодля Россиимногообразностьподходов к управлению культурными процессами является одной из основополагающих черт, которая, с одной стороны, позволяет сохранять региональную культурную самоидентификацию населения, с другой существенно затрудняет процесс формирования единого культурного пространства.Проблемы образования всферы культуры и искусства подробно рассматриваютсяв монографии Г.Л.Рукшии М.Н.Ломовцевой«Образование в сфере культуры и искусства Красноярского края как система и ресурс формирования творческого потенциала региона»[2].По мнению авторов, основными структурными принципами базового профессионального образования в сфере культуры как системы на современном этапеявляются:многоуровневость, многоукладность, ступенчатость, вариативность, гибкость и многофункциональность.Многоуровневость системы обеспечивает развитие непрерывного профессионального образования, превращая его в «образование через всю жизнь». Этот принцип позволяет создать условия для реализации разнообразных образовательных программ с учётом возраста, особенностей личности, уровня имеющегося образования, спроса на рынке труда.Ступенчатая подготовка кадров предусматривает овладение профессиональными знаниями в виде завершенных блоков информации, что позволяет личности самостоятельно выстроить свою образовательную модель.Вариативность и гибкость обеспечивают широкий выбор знаний, профессий, специальностей, специализацийи возможность самоконтроля личности над временем и скоростью освоения знаний.Многофункциональность системы позволяет развивать региональную сеть учебных заведений, формировать единое культурнообразовательное пространство, предоставлять населению равные возможности в получении профессионального образования, впереподготовке и повышении квалификации. Немало вниманияотечественныеисследователи уделяютКонцепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 20082015 годы, которая была утвержденараспоряжением Правительства Российской Федерацииот 25 августа 2008 г. № 1244р (далее Концепция)[3].Полностью оценить воплощение основных идей Концепции в практику деятельности образовательных учреждений в сфере культуры и искусства еще только предстоит сделать в ближайшее время.Согласно Концепции основой ресурсного обеспечения системы образования в сфере культуры и искусства остается развитая сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, в которую входят:
образовательные учреждения дополнительного образования детей детские школы искусств (по видам искусств), которые, в соответствии с действующим законодательством, отнесены к категории образовательных учреждений дополнительного образования детей, а не начального, как было ранее;
образовательные учреждения для особо одаренных детей, интегрированно реализующие программы основного общего, среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования;
средние специальные учебные заведения художественные, музыкальные, хореографические, театральные, культурнопросветительские и другие училища (колледжи), находящиеся либо в ведении Министерства культуры Российской Федерации, либо в ведении субъектов Российской Федерации;
университеты, академии, институты, находящиеся в ведении Правительства Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Министерстваобразования и науки Российской Федерации, Российской академии художеств и органов местного самоуправления.Однако, несмотря на значимость сохранения сети профильных образовательных учреждений, можно констатировать сокращение количества данных учреждений, в первую очередь, детских школ искусств (по видам искусств). Так, по данным Государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации в 2014 году [4], начиная с 2005 года количество таких учреждений сократилось на 264 единицы, и данная тенденцияне исчезла и в 2015 году. В тоже время, необходимо добавить, что образовательные программы различныхуровней по направлению «культура и искусство» реализуются в ряде непрофильных образовательных учреждений как в государственном и муниципальном, так и в негосударственном секторах.В Концепции акцентируется внимание на том, что децентрализация управления образовательными учреждениями сферы культуры и искусства, а также отрыв их от отрасли приводят к снижению качества образования в этой сфере. Сложившаяся десятилетиями система профессионального образования в сфере культуры и искусства (школа училище вуз)работает устойчиво и эффективно в тех случаях, когда образовательные учреждения, составляющие эти три звена, находятся в ведении органов управления культуры.Разработка Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 20082015 годы послужила посылом для разработки субъектами Российской Федерации собственных концепций развитияпрофильного образованияс учетом местной специфики. В целом, анализ региональных концепций профильного образования в сфере культуры и искусства позволяет выделитьследующиепроблемы, характерные для региональных образовательных систем:
недостаточность и противоречивость имеющейся нормативной правовой базы на федеральном уровне, ограничивающей возможности развития системы образования в сфере культуры и искусства и не учитывающей ее специфики;
старение, дефицит и недостаточный уровень квалификации педагогических кадров и значительной части административноуправленческого персонала, не позволяющие осуществлять развитие системы образования на основе внедрения эффективных форм, методик обучения и технологий организации и управления;
отсутствие системы взаимодействия всех уровней образования, координации деятельности образовательных учреждений по подготовке профессиональных кадров, несовершенство системы повышения квалификациии переподготовки кадров;
падение престижа творческой и педагогической профессии в сфере культуры и искусства, вызванное социальной незащищенностью работников (низкий уровень оплаты труда, отсутствие социальных гарантий для молодых специалистов), недостаток механизмов стимулирования результатов деятельности;
несовершенство содержания образования в части использования регионального и вариативного компонента;
нивелирование функции ранней профессиональной ориентации в начальном звене системы образования, что существенным образом влияет на дефицит профессиональных кадров в сфере культуры;
отсутствиеединого информационного пространства и, как следствие, замкнутостьрегиональныхсистемобразования в сфере культуры и искусства.Такое положение определяет одну из основных проблемобразованияв сфере культуры и искусства:функционирование образовательныхпрограмм в сфере культуры осуществляется в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, а каждое направление подготовки (специальность) в сфере искусства, имеющее свою специфику, обусловленную тем или иным видом искусства, не регламентировано нормами, установленными законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, исследователи отмечают, что существует целый ряд особенностей при реализации профессиональных образовательных программ в сферекультуры иискусства:
ранняя профессионализациядетей и необходимость выявления художественно одаренных детей;
прием абитуриентов в высшие и средние специальные образовательные учреждения, где результаты единого государственного экзамена абитуриента являются необходимым, но не определяющим элементом, а определяющими выступают испытания творческой направленности;
особенности принципов обучения в процессе освоения образовательных программ в сфере искусства, которое в малой степени связано с изучением научных дисциплин и базируется на творческих способностях, данных человеку природой, на непрерывном, многоступенчатом образовательном процессе (1518 лет), построенном на практическом чувственном, физическом и интеллектуальном постижении обучающимися сути осваиваемого вида искусства, раскрытии психофизических возможностей личности, тренировке своего тела и психики;
необходимость сохранения педагогических традиций художественного образования в технологии подготовки педагогических кадров с сохранением непрерывной цепочки «педагог ученик педагог»;
учет индивидуальных форм подготовки специалистов в сфере искусства при определении соотношения «учитель количество учащихся»;
необходимость в отдельных видах искусства первого высшего образования для получения второго, что должно быть предусмотрено и бюджетным финансированием;
выработкудля образовательных учреждений культуры и искусства особых лицензионных требований и критериев государственной аккредитации и т.д. Таким образом, развитие образования в сфере культуры и искусства призвано обеспечить решение следующих задач, оказывающих комплексное влияние на государственную культурную политикуи развитие современного российского обществав целом:
подготовка творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров собственно для данной системы;
выявление художественно одаренных детей и молодежи, а также обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития;
сохранение и передача новым поколениям традиций российского профессионального образования в сфере культуры и искусства;
эстетическое воспитание подрастающего поколения;
воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей;
приобщение населения к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических норм, как личности, так и общества.Реализация указанных фундаментальных задач полностью соответствует ключевым направлениям Основ государственной культурной политики Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808(далее Основы)[5].В Основах констатируется, что распространение на систему подготовки творческих кадров норм и правил общего образования лишает возможности реализовать себя в профессиональном творчествеи искусстве большинство российских детей и молодых людей, не проживающих в культурных столицах страны ине имеющих достаточных средств для оплаты индивидуальной профессиональной подготовки.Ключевым моментом для развития профильной образовательной системы является то,что в Основах основнойзадачей государственной культурной политикипо развитию профильногообразования в сфере культуры и искусства обозначеновосстановление доказавшей свою эффективность системы ранней подготовки профессиональных творческих кадров. В тех случаях, когда эта задача вступает в противоречие с требованиями системы общего образования, корректировать необходимо именно правила организации общего образования применительно к этой сфере образовательной деятельности. Для обучения особо одаренных детей должны создаваться все необходимые условия, включая организацию интернатов для иногородних учащихся, обеспечения качественными музыкальными инструментами на всем протяжении обучения и первых лет профессиональной карьеры, материалами для художественного творчества и т.д. Для начинающих свой творческий путь режиссеров, писателей, композиторов должна быть создана возможность реализации их дебютных проектов. Кроме того, в Основах государством признается, что образование в сфере культуры и искусства, помимо системы подготовки сугубо профессиональных кадров, включает в себя развернутую систему детских школ искусств, в которых могут обучаться не только будущие профессионалы, но и все желающие. Государственная культурная политика призвана создать условия для сохранения высокого качества художественного образования и для тех детей, которые не планируют становиться профессионалами. Способность свободно ориентироваться в классической и современной живописи, музыке и других видах искусства должна стать для молодого поколения нормой, образом жизни.Таким образом,еще раз подчеркнем, что в Российской Федерациисегодня формируетсяпонимание того, чтоисторически сложившаяся уникальная система отечественного профессионального образованияв сфере культуры и искусства, попрежнему занимает особое местоне только как важнейший аспект государственной культурной политики, но ив социальной и культурной системесовременногороссийского общества. При этомданная целостная образовательная система имеет свою логику развития, так как определяется спецификой,закономерностями и тенденциями развитиямировой и отечественной художественныхкультур.Ссылки на источники1.Ирхен И.И. Российское образование в сфере культуры и искусства: дис…. дра культур.М., 2012. 435 с.2.Рукша Г.Л., Ломовцева М.Н. Образование в сфере культуры и искусства Красноярского края как система и ресурс формирования творческогопотенциала региона. Красноярск, 2009. 188 с.3.Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 20082015 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерацииот 25 августа 2008 г. № 1244р.М., 2008. 23 с. 4.Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2014 году. [Электронный ресурс]. URL: http://mkrf.ru/report/report2014/(Дата обращения: 15.02.2016).5.Основы государственной культурной политики Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808.[Электронный ресурс]. URL: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2016/OSNOVIPRINT.NEW.indd.pdf(Дата обращения: 10.02.2016).6.Агапова, Н.Г. Парадигмальные ориентации и модели современного образования (системный анализ в контексте философии культуры): моногр. / Н.Г. Агапова. Рязань: Рязан. гос. унтим. С. Есенина, 2008. 360 с.7.Байденко, В.И. Проблемы модернизации высшего образования в России: моногр. / В.И. Байденко. М.: МАКС Пресс, 2010. 290 с.8.Белова, А.Н. Формирование образовательных компетенций студентов вуза культуры и искусств: автореф. дис... канд. пед. М., 2009. 18 с.9.Волк, П.Л. Феномен государственной системы музыкального образования в контексте культурной политики: дис... канд. культурологии. Кемерово, 2000. 189 с.10.Вохрышева, М.Г. Художественное образование в вузе культуры и искусств: моногр. / М.Г. Вохрышева. Самара, СамГАКИ, 2006. 168 с.11.Ивлиев, Г.П. Культурная политика и развитие законодательства о культуре в Российской Федерации: статьи и выступления / Т.П. Ивлиев. М.: Норма: ИНФРАМ, 2012. 208 с.12.Ильязова, М.Д. Формирование инвариантов профессиональной компетентности студента: ситуационноконтекстный подход:автореф. дис. . дра пед. наук.М., 2011. 39 с.13.Ирхен, И.И. Региональное образование в сфере культуры и искусства в глобализирующейся России: моногр. / И.И. Ирхен. М.: МГУКИ, 2012. 240 с.14.Казакова, А.Г. Педагогика профессионального образования: моногр. / А.Г. Казакова. М.: ЭконИнформ, 2007. 551 с.15.Козьменко, О.П. Музыкальное образование в системе культурной политики России: моногр. / О.П. Козьменко. М.: ЭконИнформ, 2004. 237 с.16.Кудрина, Е.Л. Диверсификация высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства: автореф. дис. . дра пед. наук. М., 1999. 44 с.17.Курганский, С.И. Интенсификация учебновоспитательной работы в российских вузах культуры и искусств на современном этапе: дис… дра пед. наук. Краснодар, 2006. 390 с.13.
18.Лузан В.С. Социальнофилософский анализ динамики государственной культурной политики Российской Федерации: автореф. дис…. канд. филос. наук. Красноярск, 2011. 24 с.19.Нестерова, Л.И. Формирование ключевых компетенций у специалиста художественноэстетического профиля: автореф. дис... канд. пед. наук. М., 2010. 20 с.20.Образовательные учреждения культуры и искусств Российской Федерации: справочник. М.: НИИ Центр, 2010. 848 с.21.Трансформации образовательных технологий гуманитарного профиля в условиях множественности культур и идентичности / [О.Н. Астафьева и др.; редкол.: К.Э. Разлогов и др.]. СПб.: Кн. дом, 2008. 398 с.22.Тургаев, A.C. Реформа образования и проблемы ее реализации в вузах культуры и искусств // Культура и образование. 2011. № 2 (9). С. 2227.23.Ярошенко, Н.Н. Ценностное содержание образования в сфере культуры и искусств: контекст межкультурного взаимодействия // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 5. С. 2734.