Роль и место женских архетипов в героическом эпосе «Нарты» (на примере образа Сатаней)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бекулова К. Б. Роль и место женских архетипов в героическом эпосе «Нарты» (на примере образа Сатаней) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1036–1040. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96123.htm.
Аннотация. Актуальность статьи заключается в интересах эпосоведения, фольклористики и современной лингвистики к разностороннему исследованию адыгского героического эпоса «Нарты». В статье представлены женские архетипы нартского эпоса как основополагающая конструкция духовной жизни, которая определяет особенности мировосприятия, характера, ментальности, художественного творчества и истории народа.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бекулова Камилла Борисовна,Аспирант, специалист по связям с общественностью,СевероКавказский государственный институт искусств

Роль и место женских архетиповв героическом эпосе «Нарты»

(на примере образа Сатаней)

Аннотация.Актуальность статьи заключается в интересах эпосоведения, фольклористики и современной лингвистики к разностороннему исследованию адыгского героического эпоса «Нарты». В статье представлены женские архетипы нартского эпоса как основополагающая конструкция духовной жизни, которая определяет особенности мировосприятия, характера, ментальности, художественного творчества и истории народа.Ключевые слова:архетип, архетипические образы, героический эпос, Нарты, женские образы

На Северном Кавказе устное народное творчество представленогероическим эпосом «Нарты», который является огромным пластом художественной культуры. Характерна также вариативность эпоса «Нарты». У каждого из народов, населяющих Северный Кавказ, имеется свой вариант данного эпоса. Различная трактовка и употребление сюжетных деталей не мешает разглядеть схожесть героев и основной мысли сюжетных сцен.Нартский эпос –уникальное явление художественной культуры народов Северного Кавказа, охватывающее многовековой исторический период и запечатлевшее традиции и нравственныенормы. Он аккумулирует колоссальный запас духовной энергии, содержит в себе большое количество информации о человеке прошлых эпох, о генезисе и предпосылках цивилизации. На протяжении многих веков эпос трансформировался, обогащаясь новыми образами, сюжетами, мотивами и художественными приемами. Следовательно, эпос усложнялся, сюжет разрастался, появлялись новые образы, раскрывающие разные стороны жизни народа, привносимые новой эпохой, новыми поколениями.Говоря об историческом значении эпоса Е. М. Мелетинский отмечает: «Нарты» в отличие от сказки обращены к исторической теме, отражают движение от рода к государству, процесс исторического формирования народностей». [8. с. 11]. Это хорошо подтверждается содержанием эпоса «Нарты», который бытует среди адыгов, балкарцев, абазин, абхазов, осетин. У этих народов не было своей письменности, но они сформировали богатейший фольклор, аккумулировавший в себе всю народную мудрость. Элементы предфилософии формировались в мифоэпическом сознании народа стихийно. Исследование эпоса обнаруживает исторические предпосылки многих философских проблем. Это исследование показывает, что все народы способны подойти к преддверию философии.[12. с. 20].В «Нартах» представлены разноплановые герои, обладающие наиболее типическими чертами определенного образа, так называемые архетипы. В процессе исследования образной системы нартского эпоса теория архетипов приобретает особенное значение. Архетипы связаны с универсальнопостоянными началами человеческой природы и их выявление в образах,мотивах представляется весьма важным и необходимым для мифопоэтического контекста. Предметом исследования данной статьи является один из женских архетипов нартского эпоса –архетип матери, рассматриваемый как основополагающая конструкция духовной жизни, которая определяет особенности мировосприятия, характера, ментальности, художественного творчества и истории народа.В науке до сих пор нет точного определения понятия «архетип». Энциклопедия «Культурология. XXвек» описывает архетипы как «своеобразные когнитивные образцы, на которые опирается инстинктивное поведение», как «когнитивную структуру, в которой в краткой форме записан родовой опыт». [11. с. 40]. А Ж. Ж. Вюнанбурже в своей статье «Принципы мифопоэтического воображения» характеризует бессмертие мифов и эпических сказаний в мировой культуре тем, что внутри них присутствует такое «не поддающееся разрушению смысловое и ценностное ядро, которое не может быть опустошено или перемещено логическим философствованием», имея ввиду под этим то, что мы называем архетипом. [3. с. 71]. Архетипы представляют собой постоянно повторяющийся опыт человека.Прав швейцарский ученый И. Я. Баховен, рассматривающий миф как продукт культурного периода, когда жизнь народов еще не выпала из гармонии природы, отличием которойбыла удивительная система, взаимосвязь и выражение великого фундаментального закона, который в богатстве своих манифестаций обретает высшую гарантию внутренней истинности и природной необходимости. [3. с. 49].Архетипы, являясь свидетельством этой гармонии, выступают бессознательными образами, моделями инстинктивного поведения. Женские архетипы в нартском эпосе имеют большое значение. Одним из древнейших архетипических образов, восходящих к мифологической традиции, является мифологема матери. Образы матери во всех культурах, передаваемых в мифах, эпосах содержат в себе высокие духовнонравственные ценности этноса, которые рождают социальные, семейные связи, установки и способствуют сохранению традиций народного сознания.Прообраз Великой Матери воплотился в героине нартского эпоса Сатаней. Говоря об эпической Сатаней, исследователи отмечают, что она является олицетворением чистоты, доброты, неугасимого огня любви к своему очагу, к ближним. А. Т. Шортанов вполне справедливо замечает, что «создатели эпоса обрекли всех своих героев на физическую смерть, а Сатаней наделили бессмертием». [13. с. 56]. Невозможно не согласиться и с В. И. Абаевым, полагающим, что «можно мыслить нартов без любого из героев, но нельзя их мыслить без Сатаней». [1. с. 80].О Сатаней, главной героине нартского эпоса, говорится: «Сатаней, ты одна так мудра», «ты чиста, как утром белая роса», «с тобою в дом приходит счастье».Образ Сатаней в его различных вариациях отождествляет представления об универсальном женском начале мироздания, характерные для архаической мировоззренческой парадигмы.Известныдванепохожихдругнадругаиархетипическиустановленныхпринциповсоциальногофункционированиямужчиныиженщины.Маскулинныйпринцип,охватывающийхарактерныерациональные,логические,интеллектуальныеатрибутымужчиныифеминныйпринципкаквоплощениечувственности,гуманизма,преданностипотомству,стремленияксохранениюсемейныхвнутриродовыхсвязей.НаиболееглубиннаяпсихологическаяобластьматеринстваназываетсявпсихоаналитическойфилософииархетипомВеликойМатери.Объемныйматериалсравнительноймифологиисохранилвпечатляющеемногообразиеэтогоархетипа.Вдревнихмалоазиатскихкультурах–этоКибела,Матьвсехбогов,вближневосточныхмифах–МатьбоговМа,виндуистскоймифологии–богинятворенияиуничтоженияКали,котораясохранилаархаичныйдуальныйобразприродыженщины,вместестемтворящей,созидающейжизньипринимающейееобратновсвоелоно,вадыгскомэпосе,фольклореэтовсевозможныеперсонификацииженскогоначала–Ахумида(Ахумыдэ),Биримбух(Бырымбыху),Бедех(Бэдэху),Даханаго(Дахэнагъуэ),вкарачаевобалкарскомэпосе–ВеликаяМатьнартовУммай,вдревнегерманскомэпосе–старшая Эдда, пророчица Вельва.Отношениямеждуматерьюиребенкомвмифе,фольклореивповседневнойжизнислужаткраеугольнымкамнемдлявсегочеловечества,являютсяпервостепенноважнымиинеотъемлемымивсуществованииобщества.НастадиимифологическогоимифоэпическогосознанияэтотархетипическийдетерминантвыраженвобразахлюбящихсвоечадоБогиниМатери,такихкакИсидасосвоимсыномГором,БогородицасмладенцемХристомвхристианстве,СатанейсСосруковнартскомэпосе.Еслимладенецивмифоэпическомнародномтворчествеибытовойжизниблагодаряособойгармоническойдуховнойатмосфере,созидаемойматерьюсмоментарождения,рановыявляетиразличаетнегативныеипозитивныестороныматеринскогоначалаиначинаетпроявлятьихвповедении(протест,манифестациисобственногоЯ),тооннавсегдазапечатлеваетобразматерикакпомощника,хранительницыжизни,семейногоочага,благодати,самогопреданногочеловека,авцелом,наэтническом,коллективномуровне,архетипМатериобуславливаетсуществованиевсамосознаниинепреходящейпреданностии любви к своей МатериРодине.Вовсехситуацияхидраматическихсобытияхобыкновенныйчеловек,атакжемифоэпическийгеройощущаетвоздействиеархетипическихмодусовобразаВеликойМатери.Так,кпримеру,СосруковНартиадевтойилиинойстепенистремитсяполучитьотСатанейвнимание,совет,наставление,иполучиввсеэто,всегдадостигаетцели,побеждает.Однакоприэтомвиныхэпическихповествованияхприсутствуетбессознательныйконфликтмеждуматеринскойопекойигероическиммужскимначалом.Домоментапокапланкасознанияприкрытабессознательностью,выражающейсявинфантильныхсвязяхсматеринскиммиром,ононевсилахобрестицельность,самость,дифференцироватьфеминноеиандрогинноевсвоейпсихикеиповедении,оноостаетсянеуязвимым,вечноюным.Сатаней воплощает в своем образе черты идеальной героини. В сказаниях Сатаней предстает мудрой советчицей нартов, способной разрешить мужские споры, дающей правильные советы в ведении дел, разрешении противоречий и сложных ситуаций в жизни общества. Благодаря своему уму Сатаней была окружена большим почетом и уважением. Максим Горький назвал Сатаней «гениальным символом», поэтической метафорой и ставил ее в один ряд с такими образами, как Геракл, Прометей, Илья, Святогор и другими гигантскими обобщениями народного жизненного опыта.[6. с. 38].Женщины фигурируют во множестве эпопей различных народов мира, но именно в нартской эпической традиции существует женский образ такого значения, такой мощи, такого размаха, как Сатаней.Матриархальные черты рассеяны в изобилии во всех эпосах древности: в Ирландских сагах, Эдде, Калевале. Но существование в нартском эпосе такой монументальной женской фигурыкак Сатаней имеет особый исторический смысл. То, что образ Сатаней был пронесен через многие тысячи лет во всей своей силе и цельности говорит о том, что и в новых патриархальных условиях реминисценции другой роли женщины, других форм брака и семьи никогда не уходили из памяти народа и никогда полностью не сглаживались. Иначе трудно бы было объяснить, как они могли бы сохраниться в таком реалистическом, жизненном эпосе, как нартский.Притом образ Сатаней и роль, которую она играет во всем эпосе, помогают утверждать, что эта легенда появилась в условиях еще не изжитого матриархального мировоззрения. Это обстоятельство может служить некоторым отправным пунктом для датировки данного цикла.Так, очевидно, что значение женщины является огромной ценностью, которая представлена для нартов. Сюжеты нартиады в подавляющем большинстве рождены представлениями мифологического характера, но не событиями, которые могли иметь место в действительности. Однако образы, представленные в эпических текстах нартиады,включают в себя исторические составляющие предположительного времени создания эпоса.Тем самым архетипический аспект изучения данных образов является весьма актуальным и значимым в настоящее время.

Интерес к традиционной культуре с точки зрения гендерной позиции предвосхищает открытие новых горизонтов в комплексном изучении этнои культурогенеза любого народа. Анализ женского пространства способствует расширению рамки этнографических, этнологических, антропологических и этнокультурологических изучений для включения ценностей этнокультурного наследия в качестве полноправных компонентов общественной жизни, помогает раскрыть содержание архаичных пластов народного мировосприятия.

Ссылки на источники1.Абаев В. И. Проблемы нартского эпоса. В кн.: «Нартский эпос». Материалы совещания 1620 октября 1956 г. Орджоникидзе, 19572.Алиева А. И. Историкогероический эпос адыгов и его стадиальная классификация. –В кн.: Типология народного эпоса. М., 19753.Большакова А.Ю. Теория архетипа на рубеже XX–XXIвв.// Вопросы филологии. 2003. № 14.Гадагатль А.М.Героический эпос «Нарты». –Майкоп: Меоты, 19875.Гадагатль A.M.Героический эпос Нарты и его генезис. Краснодар, 1967. 6.Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа, СПб. Петербургское Востоковедение, 20017.Мелетинский Е. М. Архетипы//Мифы народов мира: энциклопедия в 2х томах. М., 1998 г.8.Мелетинский Е.М.Нартский эпос. Орджоникидзе, 19989.Мелетинский Е.М. Происхождение героическогоэпоса, 199310.Налоев З.М. Культ женщины в адыгской традиции// ОриентирГъуазе, 2000.11.Руткевич А.М. Архетип. Культурология XXвек: Энциклопедия. СПб, 1998, Т.1, АЛ12.Шенкао Г.Х.Элементы предфилософии в эпосе /Мир культуры адыгов. М., 2002.13.Шортанов А. Л. Героический эпос адыгов «Нарты». В кн.: Сказания о нартах эпос народов Кавказа.