Роль преподавателя вуза в стимулировании активности студентов на практических занятиях как условие эффективности профессиональной подготовки
Выпуск:
ART 96138
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Агарагимова
В.
К. Роль преподавателя вуза в стимулировании активности студентов на практических занятиях как условие эффективности профессиональной подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
1106–1110. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96138.htm.
Аннотация. В статье авторы формулируют точку зрения, основанную на убеждении, что самообразование должно непрерывно формироваться на всех этапах обучения в вузе. Раскрываются каналы, средства, источники получения студентами информации для становления конкурентоспособного специалиста с высоким уровнем педагогического мастерства.
Текст статьи
Агарагимова Вера Казимагомедовна,Кандидат педагогических наук,доцент Дагестанский государственный педагогический университет г. Махачкалаberor63@mail.ru
Роль преподавателя вуза встимулированииактивности студентов на практических занятиях
как условиеэффективности профессиональной подготовки
Аннотация.В статьеавторы формулируют точку зрения, основанную на убеждении, что самообразование должно непрерывно формироваться на всех этапах обучения в вузе. Раскрываются каналы, средства источники получения студентами информации для становления конкурентноспособного специалиста с высоким уровнем педагогического мастерства.Ключевые слова:компетенции, мотивация, стимулирование, профессиональная активность
Одной из важнейших задач, поставленных перед высшей школой в современный период развития общества, является подготовка высококвалифицированных специалистов, умеющих ориентироваться в динамичных требованияхсоциума. Чтобы обладать необходимыми для этого качествами, каждый выпускник вуза должен уметь пополнять запасы базовых знания, полученных в период обучения, творчески применять их в своей работе [7;9;10 ]. Решение этой задачи во многом зависит от активности будущего специалиста, от уровня сформированности его мотивационных качеств.В ряде исследований раскрываются различные аспекты этой проблемы. Существование большого количества работ по данной проблеме, однако, не исключает качественного углубления ее сторон.Обучение студентов педагогического вуза исследовательским умениям является актуальной социальной и педагогической проблемой, решение которой в теоретическом и практическом аспектах стало объективной потребностью развития современной педагогики высшей школы. Перед вузами поставлена ванная задача подготовки творчески мыслящих специалистов, социально активных, способных к научному, педагогическому, социальному творчеству. Современный специалист является человеком высокой культуры, широко эрудиции, органически соединяющий в себе компетентность, сознательность,развитие чувство нового, умеющий критически оценивать свою деятельность.Для качественного выполнения этого заказа высшая школа упорно ищет эффективные способы соединения фундаментальной общетеоретической подготовки с углубленной социализацией будущих педагогов.Задачи педагога связаныс формированием всесторонне развитого человека, с воспитанием творческих личностей. Поэтому педагогическая деятельность, по самой своей природе, носит творческий характер. Для того чтобы сформировать специалиста нового типа, необходимо привести систему его подготовки в соответствие с актуальными потребностями той сферы, для которой он предназначен и в которой призван профессионально функционировать. Известно, что готовность к деятельности есть такое особое психическое состояние, как наличие у субъекта образа структуры определенного действия и постоянной направленности сознания на его выполнение. Она включает в себя различного рода установки на осознание педагогической задачи, модели вероятного поведения, определения специальных способов деятельности, оценку своих возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата.Компетенциями, предлагающимися для разработки квалификационных характеристик выпускаемых специалистов, определен и охарактеризован требуемый уровень их профессиональной активности, основными характеристиками которого являются:
осознанное усвоение повышенных объемов знаний;понимание необходимости и стремление к перманентному образованию;установка на самоуправленческую деятельность;творческое отношение к выполняемой работе;понимание долга и ответственности перед другими, добросовестное отношение к к выполняемым заданиям, выражающиеся в проявлении деловой активности при выполнении любых задач.
Поэтому необходимо рассмотреть отдельныеприемы и методы стимулирования, условия их использования, способствующих повышению творческой активности будущих педагогов, формирование у них мотивационных качеств высокого уровня.Профессиональная готовность учителя представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных структурных компонентов. К их числу в первую очередь относится мотивационноценностный и исполнительский компоненты. Все качества личности учителя, определяющие его готовность к работе с детьми, интегрированы в ее направленности как совокупности доминирующих мотивов профессионального поведения и деятельности[7].
Используя смысловое значение терминов «стимул», «мотив» в психологии, определим их содержание применительно к учебной деятельности:стимул внешняя побудительная объективная причина учебной деятельности, составляющая методики обучения;
мотив –субъективная побудительная причина учебной деятельности каждого отдельного студента.В свое время В.Г. Пряникова указывала, на то, что недостатком исследований по стимуляции в учении студентов является отсутствие учета психологического механизма влияния стимулов на характер трансформации мотивов деятельности, что можно считать одной из основных причин снижения эффективности действия стимулов, их нерационального использования. Поэтому следует рассматривать психологический механизм взаимодействия стимулов и мотивов на основе деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, определяющего учение как активный процесс состороны обучаемого. Тогда стимул учения будет роль фактора качественного измененияведущего мотива деятельности студентов, промежуточной переменной между потребностями и мотивами.Согласно такому пониманию психологического механизма взаимодействия стимулов и мотивов учения один и тот же стимул будет выступать в одном случае как реальный побудитель деятельности студента, а в другом останется потенциальным побудительным фактором. Из этого положения следует, что подбор стимулов должен быть индивидуальнодифференцирован, в ходе его необходимо учитывать психологические особенности, уровень знаний и умений, зону ближайшего развития активности каждого студента. В противном случае эффективность использования методов стимулирования будет низкой[10].
В условиях массового обучения индивидуальное стимулирование затруднено в силу ограничения (лимита) времени работы преподавателей. Поэтому необходимо определить реальный подход к использованию методов стимулирования, сущность которого состоит в оптимальном сочетании индивидуальных и групповых стимулов, функционирующих в определенной системе.
Система стимулирования композиционно может быть представлена в виде трех компонентов:констатирующий, включающий методы констатирования и анализа начального, промежуточного и конечного состояния уровня познавательной активности студентов;стимулирующий, включающий методы стимулирования;корригирующий, который обеспечивает обратную связь в системе, ее мобильность в обстановке развивающей активности, включает различного вида контроль успеваемости, динамики трансформации мотивов.Констатирующий компонент реализуется в виде методов исследования начального уровня познавательной активности, которые могут быть следующими:специальное задание студентампервокурсникам на тему «Почему я выбрал эту профессию, что мне в ней нравится», в котором они выражают свои мотивы поступления в вуз;анкетирование, тестирование; тесты могут быть автоматического характера: в процессе решения специальных заданийстуденты выбирают их самостоятельно (один типиз нескольких, соответствующих определенному уровню познавательной активности);собеседование , которое используется в тех случаях, когда требуется уточнить данные анализа сочинений, анкетирования, тестирования.На начальном этапе мотивационные качествастудентов, характеризующие их стремление к решению практических проблем, соответствуют одному из уровней.
Первый (очень низкий), характеризуется как созерцательный; студент не стремиться по своей инициативе к самостоятельным действиям, к поиску объяснения и доказательства; его может привлечь только яркий факт, эффективный опыт; он не стремиться изучать дополнительные источники по проблеме. Второй уровень (низкий)характеризуется как созерцательнодеятельностный; студент демонстрирует стремление к преимущественно к репродуктивной деятельности и лишь иногда проявляет незначительный интерес к решению несложный проблем; наблюдаются попытки самостоятельного объяснения, установления причинноследственных связей и отношений, отмечается эпизодический интереск дополнительным источникам по изучаемой проблеме.Третий (средний уровень) характеризуется как деятельный; интерес, желание и стремление к исследовательской деятельности и к деятельности репродуктивной находятся в равных соотношениях; положительная мотивация к исследовательской деятельности периодическая. Четвертый (высокий) уровень носит деятельностноисследовательский характер; у студентов интерес, желание к исследовательской деятельности выше, чем к репродуктивной; они стремятся к решению задач самостоятельно, по собственной инициативе; учебная деятельность отличается добросовестностью и исполнительностью. Пятый уровень (очень высокий) может быть охарактеризован как исследовательский; у студентов этого уровня мотивация ярко выражена и имеетисследовательское направление. Учитывая индивидуальную характеристику студентов, преподаватель в каждой студенческой группе выделяет 35 подгрупп примерно равного мотивационного уровня, в дальнейшем стимулирование активности в каждой из них осуществляется различными методами. Методы стимулирования, вызывающие отрицательную мотивацию учения, основанные на состоянии комфорта и дискомфорта, представляют собой систему различного рода назиданий, наказаний, неудовлетворительных баллов. Как показывает опыт и анализ исследований подобных вопросов различных авторов в психологопедагогической литературе, стимулы, вызывающие отрицательную мотивацию, сдвигают центр мотивационной сферы деятельности с ее процесса на результат, что связано с постановкой обучаемых целей, лежавших вне собственной активности, препятствует порождению активности более высокого уровняпознавательной мотивации и ее переходу на высший уровень. Применение указанных методов обосновано лишь тогда, когда мотивационный аспект отсутствует частично или полностью.С особой осторожностью следует использовать поощрение. При систематическом применении его у студентов формируются личностные качества, которые являются признаком активности низкого уровня: формализм, меркантильность, отсутствие профессиональной направленности. Использование поощрений в плане формирования активности высокого уровня, как показывает опыт, эффективно в качестве начального импульса в развитии активности.Также установлено, что в процессе учения мотивация, вызываемая поощрением, состоянием комфорта и дискомфорта субъекта и познавательная мотивация действуют не одновременно. С появлением проблемной ситуации деятельность, вызванная состоянием комфорта и дискомфорта, прерывается и сменяется качественно иной деятельностьюпознавательной. Это свидетельствует о вынужденности возникновения познавательной мотивации, ее зависимости от объективных условий протекания деятельности, что дает возможность методически управлять ее возникновением в учебном процессе.Методами стимулирования познавательной мотивацииявляются:сообщение дополнительной информациипо изучаемому материалу;создание проблемных ситуаций;
мультимедийные презентации;создание творческих проектов;информационные блоки;проведение конференций, круглых столов по предмету;проведение брейнрайтингов, дискуссий, деловых игр;организация педагогических студий, мастерклассов;создание портфолио.Таким образом, в основе профессиональной готовности лежит активнопозитивное, мотивационноценностное отношение к ней со стороны студентов. Стержнем профессиональной компетентности будущего учителя выступает его психологопедагогическая подготовка.
Ссылки на источники1.Агарагимова В.К. Формирование коммуникативной культуры студентов в системе профессионального образования // Известия Южного федерального университета.2009.№3.С.1011072.Агарагимова В.К. Социальнопедагогическая проблема воспитания дагестанской молодежи //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психологопедагогические науки. 2015. №2(25) С.20253.Агарагимова В.К., Гасанова С.С.Г. ,Кабардиева Ф.А. Проблема самообразования и роста компетентности студентов в педагогическом вузе // Вестник Академии права и управления.2015.№4 (41) ноябрь4.Агарагимова В.К., Гасанова Б.М. Особенности развития социализации подростков средствами арттерапии // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психологопедагогические науки.2013.№4(25) 2С.20255.Агарагимова В.К.Социальнопедагогические проблемы воспитания дагестанской молодежи // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психологопедагогические науки.2015. №2 6.Агарагимова В.К. Антропокультурная компетентность социального работника // Мир науки, культуры, образования .2015.№5 (54) С. 56
7.Агарагимова В.К., Валиева П.О., Ибрагимова Р.Ю.//Психологопедагогические проблемы развивающей подготовки специалистов в педагогическом вузе // Мир науки, культуры, образования .2015.№5 (54) С. 68 9.Агарагимова В.К. ,Гасанова С.С.Г. ,Кабардиева Ф.А. Проблема самообразования и роста компетентности студентов в педагогическом вузе // Вестник Академии права и управления.2015.№4 (41) ноябрь
10.Ефремова О.Н. О методах организации самостоятельной работыстудентов // Высшее образование в России.2011.№2.С.149153
Роль преподавателя вуза встимулированииактивности студентов на практических занятиях
как условиеэффективности профессиональной подготовки
Аннотация.В статьеавторы формулируют точку зрения, основанную на убеждении, что самообразование должно непрерывно формироваться на всех этапах обучения в вузе. Раскрываются каналы, средства источники получения студентами информации для становления конкурентноспособного специалиста с высоким уровнем педагогического мастерства.Ключевые слова:компетенции, мотивация, стимулирование, профессиональная активность
Одной из важнейших задач, поставленных перед высшей школой в современный период развития общества, является подготовка высококвалифицированных специалистов, умеющих ориентироваться в динамичных требованияхсоциума. Чтобы обладать необходимыми для этого качествами, каждый выпускник вуза должен уметь пополнять запасы базовых знания, полученных в период обучения, творчески применять их в своей работе [7;9;10 ]. Решение этой задачи во многом зависит от активности будущего специалиста, от уровня сформированности его мотивационных качеств.В ряде исследований раскрываются различные аспекты этой проблемы. Существование большого количества работ по данной проблеме, однако, не исключает качественного углубления ее сторон.Обучение студентов педагогического вуза исследовательским умениям является актуальной социальной и педагогической проблемой, решение которой в теоретическом и практическом аспектах стало объективной потребностью развития современной педагогики высшей школы. Перед вузами поставлена ванная задача подготовки творчески мыслящих специалистов, социально активных, способных к научному, педагогическому, социальному творчеству. Современный специалист является человеком высокой культуры, широко эрудиции, органически соединяющий в себе компетентность, сознательность,развитие чувство нового, умеющий критически оценивать свою деятельность.Для качественного выполнения этого заказа высшая школа упорно ищет эффективные способы соединения фундаментальной общетеоретической подготовки с углубленной социализацией будущих педагогов.Задачи педагога связаныс формированием всесторонне развитого человека, с воспитанием творческих личностей. Поэтому педагогическая деятельность, по самой своей природе, носит творческий характер. Для того чтобы сформировать специалиста нового типа, необходимо привести систему его подготовки в соответствие с актуальными потребностями той сферы, для которой он предназначен и в которой призван профессионально функционировать. Известно, что готовность к деятельности есть такое особое психическое состояние, как наличие у субъекта образа структуры определенного действия и постоянной направленности сознания на его выполнение. Она включает в себя различного рода установки на осознание педагогической задачи, модели вероятного поведения, определения специальных способов деятельности, оценку своих возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата.Компетенциями, предлагающимися для разработки квалификационных характеристик выпускаемых специалистов, определен и охарактеризован требуемый уровень их профессиональной активности, основными характеристиками которого являются:
осознанное усвоение повышенных объемов знаний;понимание необходимости и стремление к перманентному образованию;установка на самоуправленческую деятельность;творческое отношение к выполняемой работе;понимание долга и ответственности перед другими, добросовестное отношение к к выполняемым заданиям, выражающиеся в проявлении деловой активности при выполнении любых задач.
Поэтому необходимо рассмотреть отдельныеприемы и методы стимулирования, условия их использования, способствующих повышению творческой активности будущих педагогов, формирование у них мотивационных качеств высокого уровня.Профессиональная готовность учителя представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных структурных компонентов. К их числу в первую очередь относится мотивационноценностный и исполнительский компоненты. Все качества личности учителя, определяющие его готовность к работе с детьми, интегрированы в ее направленности как совокупности доминирующих мотивов профессионального поведения и деятельности[7].
Используя смысловое значение терминов «стимул», «мотив» в психологии, определим их содержание применительно к учебной деятельности:стимул внешняя побудительная объективная причина учебной деятельности, составляющая методики обучения;
мотив –субъективная побудительная причина учебной деятельности каждого отдельного студента.В свое время В.Г. Пряникова указывала, на то, что недостатком исследований по стимуляции в учении студентов является отсутствие учета психологического механизма влияния стимулов на характер трансформации мотивов деятельности, что можно считать одной из основных причин снижения эффективности действия стимулов, их нерационального использования. Поэтому следует рассматривать психологический механизм взаимодействия стимулов и мотивов на основе деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, определяющего учение как активный процесс состороны обучаемого. Тогда стимул учения будет роль фактора качественного измененияведущего мотива деятельности студентов, промежуточной переменной между потребностями и мотивами.Согласно такому пониманию психологического механизма взаимодействия стимулов и мотивов учения один и тот же стимул будет выступать в одном случае как реальный побудитель деятельности студента, а в другом останется потенциальным побудительным фактором. Из этого положения следует, что подбор стимулов должен быть индивидуальнодифференцирован, в ходе его необходимо учитывать психологические особенности, уровень знаний и умений, зону ближайшего развития активности каждого студента. В противном случае эффективность использования методов стимулирования будет низкой[10].
В условиях массового обучения индивидуальное стимулирование затруднено в силу ограничения (лимита) времени работы преподавателей. Поэтому необходимо определить реальный подход к использованию методов стимулирования, сущность которого состоит в оптимальном сочетании индивидуальных и групповых стимулов, функционирующих в определенной системе.
Система стимулирования композиционно может быть представлена в виде трех компонентов:констатирующий, включающий методы констатирования и анализа начального, промежуточного и конечного состояния уровня познавательной активности студентов;стимулирующий, включающий методы стимулирования;корригирующий, который обеспечивает обратную связь в системе, ее мобильность в обстановке развивающей активности, включает различного вида контроль успеваемости, динамики трансформации мотивов.Констатирующий компонент реализуется в виде методов исследования начального уровня познавательной активности, которые могут быть следующими:специальное задание студентампервокурсникам на тему «Почему я выбрал эту профессию, что мне в ней нравится», в котором они выражают свои мотивы поступления в вуз;анкетирование, тестирование; тесты могут быть автоматического характера: в процессе решения специальных заданийстуденты выбирают их самостоятельно (один типиз нескольких, соответствующих определенному уровню познавательной активности);собеседование , которое используется в тех случаях, когда требуется уточнить данные анализа сочинений, анкетирования, тестирования.На начальном этапе мотивационные качествастудентов, характеризующие их стремление к решению практических проблем, соответствуют одному из уровней.
Первый (очень низкий), характеризуется как созерцательный; студент не стремиться по своей инициативе к самостоятельным действиям, к поиску объяснения и доказательства; его может привлечь только яркий факт, эффективный опыт; он не стремиться изучать дополнительные источники по проблеме. Второй уровень (низкий)характеризуется как созерцательнодеятельностный; студент демонстрирует стремление к преимущественно к репродуктивной деятельности и лишь иногда проявляет незначительный интерес к решению несложный проблем; наблюдаются попытки самостоятельного объяснения, установления причинноследственных связей и отношений, отмечается эпизодический интереск дополнительным источникам по изучаемой проблеме.Третий (средний уровень) характеризуется как деятельный; интерес, желание и стремление к исследовательской деятельности и к деятельности репродуктивной находятся в равных соотношениях; положительная мотивация к исследовательской деятельности периодическая. Четвертый (высокий) уровень носит деятельностноисследовательский характер; у студентов интерес, желание к исследовательской деятельности выше, чем к репродуктивной; они стремятся к решению задач самостоятельно, по собственной инициативе; учебная деятельность отличается добросовестностью и исполнительностью. Пятый уровень (очень высокий) может быть охарактеризован как исследовательский; у студентов этого уровня мотивация ярко выражена и имеетисследовательское направление. Учитывая индивидуальную характеристику студентов, преподаватель в каждой студенческой группе выделяет 35 подгрупп примерно равного мотивационного уровня, в дальнейшем стимулирование активности в каждой из них осуществляется различными методами. Методы стимулирования, вызывающие отрицательную мотивацию учения, основанные на состоянии комфорта и дискомфорта, представляют собой систему различного рода назиданий, наказаний, неудовлетворительных баллов. Как показывает опыт и анализ исследований подобных вопросов различных авторов в психологопедагогической литературе, стимулы, вызывающие отрицательную мотивацию, сдвигают центр мотивационной сферы деятельности с ее процесса на результат, что связано с постановкой обучаемых целей, лежавших вне собственной активности, препятствует порождению активности более высокого уровняпознавательной мотивации и ее переходу на высший уровень. Применение указанных методов обосновано лишь тогда, когда мотивационный аспект отсутствует частично или полностью.С особой осторожностью следует использовать поощрение. При систематическом применении его у студентов формируются личностные качества, которые являются признаком активности низкого уровня: формализм, меркантильность, отсутствие профессиональной направленности. Использование поощрений в плане формирования активности высокого уровня, как показывает опыт, эффективно в качестве начального импульса в развитии активности.Также установлено, что в процессе учения мотивация, вызываемая поощрением, состоянием комфорта и дискомфорта субъекта и познавательная мотивация действуют не одновременно. С появлением проблемной ситуации деятельность, вызванная состоянием комфорта и дискомфорта, прерывается и сменяется качественно иной деятельностьюпознавательной. Это свидетельствует о вынужденности возникновения познавательной мотивации, ее зависимости от объективных условий протекания деятельности, что дает возможность методически управлять ее возникновением в учебном процессе.Методами стимулирования познавательной мотивацииявляются:сообщение дополнительной информациипо изучаемому материалу;создание проблемных ситуаций;
мультимедийные презентации;создание творческих проектов;информационные блоки;проведение конференций, круглых столов по предмету;проведение брейнрайтингов, дискуссий, деловых игр;организация педагогических студий, мастерклассов;создание портфолио.Таким образом, в основе профессиональной готовности лежит активнопозитивное, мотивационноценностное отношение к ней со стороны студентов. Стержнем профессиональной компетентности будущего учителя выступает его психологопедагогическая подготовка.
Ссылки на источники1.Агарагимова В.К. Формирование коммуникативной культуры студентов в системе профессионального образования // Известия Южного федерального университета.2009.№3.С.1011072.Агарагимова В.К. Социальнопедагогическая проблема воспитания дагестанской молодежи //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психологопедагогические науки. 2015. №2(25) С.20253.Агарагимова В.К., Гасанова С.С.Г. ,Кабардиева Ф.А. Проблема самообразования и роста компетентности студентов в педагогическом вузе // Вестник Академии права и управления.2015.№4 (41) ноябрь4.Агарагимова В.К., Гасанова Б.М. Особенности развития социализации подростков средствами арттерапии // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психологопедагогические науки.2013.№4(25) 2С.20255.Агарагимова В.К.Социальнопедагогические проблемы воспитания дагестанской молодежи // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психологопедагогические науки.2015. №2 6.Агарагимова В.К. Антропокультурная компетентность социального работника // Мир науки, культуры, образования .2015.№5 (54) С. 56
7.Агарагимова В.К., Валиева П.О., Ибрагимова Р.Ю.//Психологопедагогические проблемы развивающей подготовки специалистов в педагогическом вузе // Мир науки, культуры, образования .2015.№5 (54) С. 68 9.Агарагимова В.К. ,Гасанова С.С.Г. ,Кабардиева Ф.А. Проблема самообразования и роста компетентности студентов в педагогическом вузе // Вестник Академии права и управления.2015.№4 (41) ноябрь
10.Ефремова О.Н. О методах организации самостоятельной работыстудентов // Высшее образование в России.2011.№2.С.149153