Воздействие стационарных и передвижных источников на окружающую среду

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чернышенко О. В., Островеркина А. В., Занина И. А., Молев М. Д. Воздействие стационарных и передвижных источников на окружающую среду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1121–1125. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96141.htm.
Аннотация. В статье рассматривается отрицательное воздействие автотранспорта на окружающую среду и здоровье населения. Подробно описаны основные загрязняющие атмосферу вещества, которые выбрасывают подвижные источники. Перечислены факторы, определяющие недостаточную эффективность управления экологической безопасностью автотранспорта в России. Рассмотрен приемлемый путь повышения эффективности и экологизации автомобильного транспорта.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Островеркина Алена Владимировна,магистр, ИСОиП (филиал) ДГТУ, г.Шахтыostroverkina@bk.ru

Чернышенко Ольга Викторовна,магистр, ИСОиП (филиал) ДГТУ, г.Шахтыoljarozhkova15@rambler.ru

Занина Ирина Александровна,кандидат технических наук/доцент, ИСОиП(филиал) ДГТУ, г.Шахты

Молев Михаил Дмитриевич,проф., доктортехнических наук, ИСОиП (филиал) ДГТУ, г.Шахты

Воздействие стационарных и передвижных источников

на окружающую среду

Аннотация.В статье рассматривается отрицательное воздействие автотранспорта на окружающую среду и здоровье населения. Подробно описаны основные загрязняющие атмосферу вещества, которые выбрасывают подвижные источники. Перечислены факторы, определяющие недостаточную эффективность управления экологической безопасностью автотранспорта в России.Рассмотрен приемлемый путь повышения эффективности и экологизации автомобильного транспорта.Ключевые слова: автомобильный транспорт, окружающая среда, загрязнение, атмосферный воздух.

Проблема воздействияавтомобильноготранспортана окружающую среду–одна из наиболее актуальных на сегодняшний день. Автомобильный транспортво многих городах является основным источником загрязнения окружающей средыв целом и атмосферного воздуха в частности.Мировой ежегодный выброс вредных веществ от автомобилей составляет 50 млн.т. углеводородов, 200 млн.т. оксида углерода и 20 млн.т. оксидов азота.Остротаи значимостьэтой проблемы растет с каждым годом. Вызывает тревогу тот факт, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспортных средств увеличиваются в год в среднем на 3,5%. В результате величина ежегодного экологического ущерба от функционирования транспортного комплекса России только по таким видам негативного воздействия, как загрязнение воздуха, шум и влияние на климат, составляет более 175 млрд. рублей и продолжает расти.Отрицательное воздействие автотранспорта на окружающую среду и здоровье населения проявляется в различных аспектах. Это и отчуждение земель для строительства дорог, и нарушение экологического равновесия при их строительстве и эксплуатации (изменение ландшафта и «разделяющий эффект», водная и ветровая эрозия, усиление геодинамических процессов, загрязнение местности и вод продуктами эксплуатации автомобилей и дорог, а также потери сельского хозяйства), образование твердых отходов, загрязняющих почвы и захламляющих большие территории, вибрации.Сброс загрязненных сточных вод от автотранспортных предприятий в целом по стране составил в 2011 г. около 8 млн. м3, при этом в водные объекты поступило около 70 тыс. тонн взвешенных веществ и около 2,5 тыс. тонн нефтепродуктов. Отходы автотранспортного комплексапредставляют собой особую экологическую проблему . Ежегодно масса отработавших масел и спецжидкостей составляет порядка 300 тыс. тонн, из которых перерабатывается только около 10%. Общая масса твердых отходов достигает 3000 тыс. тонн в год, в том числе лом и отходы черных металлов 1400 тыс. тонн (перерабатывается около 48%), отходы резины 1160 тыс. тонн (перерабатывается около 15%), свинцовые аккумуляторы около 200 тыс. тонн (перерабатывается около 45%), отходы пластмасс 60 тыс. тонн[1].Ежегодной утилизации подлежат примерно 1,2 млн. единиц брошенных и разукомплектованных автотранспортных средств (около 5% существующего парка). В условиях слабой организации сбора и утилизации таких автомобилей (в первую очередь личного транспорта) происходит их накопление, что представляет серьезную проблему в городах. Помимо того, безвозвратно теряются ценные материалы. Автомобильный транспорт следует отнести к наиболее опасным источникам загрязнения атмосферного воздуха.К основным загрязняющим атмосферу веществам, которые выбрасывают подвижные источники оксиды азота 44,5%, акролеин 7,5%, сажа 7,4%, оксид углерода 6%, диоксид серы 3,4%. ацетальдегид 1,1%.Отходящие газы двигателей содержат немало канцерогенов. В результате по России от автотранспорта за год в атмосферу поступает огромное количество канцерогенных веществ: свинец 21%, 3,4%, формальдегид 2,8% бензапирен 1,3% (рисунок 1). Один автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 т кислорода, выбрасывая при этом с отработанными газами примерно 800 кг угарного газа, 40 кг оксидов азота и почти 200 кг различных углеродов[2].

Рисунок 1 Выбросы в атмосферу загрязняющих вещества автотранспортными средствами

Особенно много вреда приносят в автомобили с бензиновыми двигателями. Дизельные двигатели имеют значительно меньший уровень токсичности и содержат значительно меньше вредных веществ. Однако по сравнению с бензиновыми двигателями они характеризуются большим выбросом сажи(таблица 1). Это и способствует образованию так называемого «смога».По экспертным оценкам, выбросы вредных веществ автотранспортом к 2020 г. увеличится. Это может произойти, если в ближайшее десятилетие сохранятся темпы роста численности автомобильного парка порядка 7% в год. Перегруженность дорог, снижение эксплуатационных скоростей движения, заторы многократно увеличивают объемы выбросов выхлопных газов в атмосферу, шум, загрязнение почв и водных источников. Особенно сильно страдают от этого жители 44,5%21,0%7,5%7,4%6,0%3,4%2,8%1,3%1,1%населенных пунктов, по которым проходят дороги. Дляздоровья человека особую опасность представляют окись углерода и окислы азота. Около 95 процентов окиси углерода, вдыхаемой пешеходами, попадает в воздух с отработавшими газами автомобилей. Окислы азота служат причиной серьезных легочных заболеваний. Попадая при дыхании человека в легкие, они разрушают легочную ткань и часто приводят к хроническим заболеваниям, например астмой и бронхитом. По всей вероятности, токсичные компоненты отработанных газов способствуют возникновению раковых заболеваний [3]. Таблица 1 Содержание компонентов отравляющих газов в объеме двигателей

Компоненты отравляющих газовСодержание компонентов отравляющих газов в объеме двигателей, %

бензиновыхдизельныхN274777678О20,30,82,018,0Н2О3,05,50,54,0СО25,012,01,010,0СО0,110,00,010,5NOх0,10,50,0010,4СnНm0,23,00,0090,5Альдегид0,00,20,010,09SO20,00,0020,00,03Сажа, г/м0,040,011,1

Автотранспорт оказывает губительное воздействие и на зеленые насаждения. У хвойных деревьев, растущих вблизи дорог, появляются характерные темные верхушечные некрозы хвои, уменьшается диаметр ствола, уменьшается крона, ветви истончаются и выглядят сухими.Улиственных деревьевпоявляется точечный пятнистый некроз листьев, омертвление кроев и кончика листа, изменение формы листа и окраски, асимметрия и другие нарушения. Виновниками этого являются: этилен, действие которого приводит к хлорозу и деформации листьев, двуокисьсеры и окислы азота, приводящие к межжилковому и верхушечному некрозу листьев и изменению их окраски[4].В Российской Федерации, как и в большинстве, экономически развитых стран, решение проблемы негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду рассматривается как самостоятельное направление деятельности.

Недостаточная эффективность управления экологической безопасностью автотранспорта в России, вызванная общими экономическими и социальными проблемами, определяется следующими факторами: • несовершенство законодательной и нормативной базы в области охраны окружающей среды от воздействия автотранспорта; • отсутствие действенных экономических механизмов, стимулирующих производство автотранспортной техники и расходных материалов с улучшенными экологическими характеристиками, экологически ориентированное обновление автомобильного парка, поддержание экологических характеристик автотранспортных средств в эксплуатации и т.д.; • недостаточная эффективность системы государственного контроля за соблюдением экологических норм и требований, установленных действующими нормативными правовыми документами.В настоящее время единственным путем повышения экологичности автотранспорта является его перевод на природный газ, что обеспечит сокращение вредных выбросов в окружающую среду двигателями автомобилей до уровня, отвечающего жестким европейским нормам. Проблема перевода автотранспорта на природный газ представляет собой решение комплекса сложных задач, среди которых наиболее значимыми являются: серийное производство газобаллонных автомобилей; создание инфраструктуры (сети) заправочных комплексов; разработка и производство надежного газобаллонного оборудования; создание сервисной сети для переоборудования автотранспортных средств; подготовка кадров; правое и рекламноинформационное обеспечение и т.д. В связи с чем, программы газификации автотранспорта и улучшения экологической обстановкимогут быть реализованы не только по указу сверху, но и при поддержке и непосредственным участие региональных властей. В отличие от бензина, солярки и сжиженного газа метан в три раза дешевле, безопаснее и экологичнее. Аналогичный вид топлива сейчас используют во многих странах мира, и специалисты признают его перспективность. Газификация автотранспорта – это не только решение экологических проблем, но и экономия бюджетных средств (моторное топливо из природного газа стоит наполовину дешевле нефтяного). Эксплуатация этих газомоторных автомобилей позволяет в месяц экономить на топливе свыше 300 тыс. руб. Таким образом, массовый перевод отечественных автомобилей на природный газ является наиболее рациональным, ресурсообеспеченным и экологически приемлемым путем повышения эффективности и экологизации автомобильного транспорта России.

Ссылки на источники1.Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносфернаябезопасность). М.: ИД Юрайт 2011 257с.2.Графкина М.В., Михайлов В.А. М.: Экология и автомобиль Академия 2011 112с3.Ясенков Е. П. Элементы автотранспортного комплекса и их воздействие на окружающую среду. // Автомобильная промышленность. –2007. № 84.Молев М.Д., Масленников С.А., Занина И.А., Стуженко Н.И. Прогнозирование состояния техносферной безопасности :моногр. /; Инт сферы обслуж. и предпринимательства (филиал) федер. гос. бюдж. образоват. учреждения высш. образования «Донской гос. техн. унт» в г. Шахты Рост.обл. (ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты), Шахты : ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты 2015. –113с.