Инновационная деятельность в сфере образовательных услуг и современные подходы к ее оценке в вузе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Насакина Л. А. Инновационная деятельность в сфере образовательных услуг и современные подходы к ее оценке в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1116–1120. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96140.htm.
Аннотация. Успешность инновационной деятельности в вузе определяется выполнением поставленных целей по инновационным проектам, внедрением новшеств для изменения системы образования и получения образовательного результата в виде сформированности принципиально иного отношения обучающихся и образовательных организаций к качеству образования и получаемым по его итогам компетенциям. Инновационная деятельность призвана обеспечить условия для эффективного развития образовательной организации, повысить ее конкурентоспособность на рынке образовательных услуг и сформировать модель выпускника с развитыми компетенциями, способного к реализации своего творческого и предпринимательского потенциала. Для этого необходимо действовать в нескольких направлениях, например в направлении развития содержания и технологий образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Насакина Лилия Аркадьевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса», г.Тольяттиlilia.nasakina@yandex.ru

Инновационнаядеятельность в сфере образовательных услуг и современные подходы к ее оценке в вузе

Аннотация.Успешность инновационной деятельности в вузеопределяется выполнением поставленных целей по инновационным проектам, внедрением новшеств для изменения системы образования и получения образовательного результата в виде сформированности принципиально иного отношения обучающихся и образовательных организаций к качеству образования и получаемым по его итогам компетенциям.Инновационная деятельностьпризвана обеспечить условия для эффективного развития образовательной организации, повысить ееконкурентоспособность на рынке образовательных услуги сформировать модель выпускника с развитыми компетенциями, способного к реализации своего творческого и предпринимательского потенциала. Для этого необходимо действовать в нескольких направлениях, важным из которыхявляется развитие содержания и технологий образования.

Ключевые слова:инновации,стратегия развития, система образования, проектноцелевой подход, образовательный результат, модель выпускника.

В настоящее время развитие в России инновационной экономики обусловливает потребность реформирования высшей школы. Эти реформы направлены,в первую очередь,на формирование принципиально новой модели специалиста с развитыми экономическими компетенциями, способного к реализации своего творческого и предпринимательского потенциала. В этих условиях особое внимание уделяется развитию инновационных проектов вуза, связанных ссовершенствованиемучебного процесса и направленных на повышение качества образования.При этом повышение качества образования, в том числе высшего, является одной из приоритетных задач, сформулированных в Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [1].Дело в том, что в условиях формирующегося в России рынка образовательных услуг именно качество становится той базовой характеристикой, которая обеспечивает вузу конкурентоспособность и уверенность в своем будущем. Комплексная оценка вуза, процедуры государственной аттестации и аккредитации направлены в первую очередь на оценку качества подготовки специалистов и реализуемых в вузе образовательных программ. Именно от их итогов в значительной степени будут зависеть объем государственного заказа на подготовку специалистов, а значит, бюджетного финансирования, то место, которое займет вуз среди других вузов России.В русле стратегии социальноэкономического развития страны утверждена Концепцияфедеральной целевой программы развития образования на 2016 2020 годы, в которой отмечено, что формируемое вузам государственное задание в том числе будет учитывать потребности инновационной экономики[2].Эффективность бюджетных расходов на решение поставленных задачдолжна быть достигнута в первую очередь благодаря использованию проектноцелевого подхода, предполагающего осуществление комплексных инновационных проектов, направленных на всех участников образовательной деятельности.Целью исследования является определение направлений развития современного вуза в соответствии с требованиями инновационной экономикии формирование компетентностной подготовленности выпускникак практической деятельности.Для формированиякомпетентностной подготовленности выпускникавуза необходимо рассмотреть проектноцелевой подход, предполагающий осуществление комплексныхсистемных проектов, направленных на всех участников образовательной деятельности высшей школы. Важное значение в этом направлении являетсяразработка новых инструментов и процедуроценкиинновационного развития и стратегической направленности деятельностиучреждений высшего экономического образования.

Инновации в образовании это актуально значимые и системно организующиеся нововведения, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования, позитивно влияют на развитие всех форм и методов обучения [3].Для более глубокого раскрытия экономического содержания инновацийв образованииследует рассмотреть понятие «новшество».

В качестве новшества понимаются открытия, изобретения, ноухау,защищенные патентами, свидетельствами, лицензиями, авторскими правами. Целью инновации является повышение отдачи на вложенные ресурсы[4]. В связи с этим в современных условиях можно и несколько поиному представить понятие инновации, сутькоторой заключается в практической реализации новшества с целью повышения эффективности объекта управления и укрепления его конкурентоспособности. В обобщенном виде инновационный процесс включает себя фундаментальные исследования, прикладные разработки, обработку их результатов и осуществление внедрения новшеств. Инновационный процесс начинается с разработки проекта, в котором определяются его цели, задачи и необходимые ресурсы. Логическую цепочку действий инновационного процесса в высшем учебном заведении можно представить в виде схемы (рис. 1).













Рис. 1. Последовательность действий по развитию результатов исследований и разработок в инновациивуза

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

1.Новые знания как результат научных исследований и прикладныхразработок3. Оценка соответствия новшества требованиям рынкаобразовательных услуг4. Инновации2. НовшествоРазработка проекта, его цели, задачи, ресурсыМетодики, инструкции и другиематериалы по организации учебной, научноисследовательской и педагогической деятельностиВнедрение новшества иизменение объекта управления(систем образования)Оценка эффективности ирезультативности Как следует из рис.1, любое новшество в вузе должно соответствовать требованиям инновационной экономики, которые определяются условиями конкурентной борьбы. Только в этом случае новшество может найти воплощение в практической деятельности и обеспечить потребности в инновационных услугах, новых решениях и уникальных методах работы, формирующих новую конкурентную среду вуза. При этом опосредствующим звеном между знаниями и инновациями являются высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку бакалавров и магистров в разных областях, в том числе и в области экономики. Следует отметить, что для получения отдачи от производственного потребления приобретенных знаний институты (университеты) должны использовать современные образовательные технологии, то есть собственно инновации. Кроме этого, немаловажное значение имеют волевые решения менеджмента предприятий по инновационному использованию знаний выпускников вузов. Таким образом, процесссозданияинноваций включает в себядва взаимозависимых этапа: на первом этапе формируютсяновые знания, на другом осуществляетсяпрактическое применениеэтих знаний.Важнымявляется именно практическое применение знаний, являющихся результатом научных исследованийи прикладных разработок. При этом без новых знаний, полученныхна базе современных технологий, инновации в экономике невозможны.

Существует несколько классификационных подходов к описанию разных видов инноваций. К учреждениям высшего образования применима классификация по объектам приложения инновационных изменений: 1. инновация образовательной услуги или выпускника, генерирующего новые знанияс учетом потребностей инновационной экономики,

представляетсобой новый способ решения проблем работодателейна основе внедрениясистемымониторинга образовательных траекторий студентов, а также трудоустройства и карьеры выпускников;2. инновация процесса, сущность которых заключается в применении новых образовательных технологий, новых форм организации учебного процесса

технологии проектного обучения, учебные планы на вариативной основе, позволяющие учитывать интересы и потребности студентов;3. инновация управления, связанные с обеспечением маркетинговой поддержки инноваций, организацией финансирования инноваций, формированием организационной структуры учреждения, проведением мероприятий по мотивации работников к восприятию инноваций и т.п.Кроме этого,можно выделить такие виды инноваций,как приростные, прорывные и радикальные.Приростныеинновации, являющиеся по своей масштабности чаще малыми (незначительными), осуществляются регулярно и характеризуютсянезначительными изменениями, посколькуне требуют изменений потребительского поведения. При этом такие инновации способствуют усилению интересов и потребностей студентов в получении новых знаний. В образовательной деятельности примером таких инноваций является внедрение в учебный процесс новых форм обучения (слайдлекции, компьютерное тестирование, дистанционное обучение, вебинары и т.д.). Крупные и прорывного характера инновации основаны на новшествах, которые постепенно назревают в учебном заведениии ужевызывают необходимостькорректировки потребительскогоповедения. Выход в оценках здесь, как правило, нацелен на показатели качества образования и образовательных результатов.Примером таких инноваций в учреждениях высшего образования является переход на двухуровневое образование в соответствии с болонским процессом, изменяющим традиции фундаментальной отечественной науки. В настоящее время к таким инновациям относитсяразработка и применение основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) на базе образовательных стандартов нового поколения, в частности,ФГОС ВО(уровень бакалавриата) и ФГОС ВО(уровень магистратуры).Радикальные инновации основываются на новшествах, которые осуществляются периодически через значительно длительные промежутки времени.Они требуют полного изменения потребительского поведения. Всегда ориентированы на достижение стратегических целей. При этом показатели эффективности на первых порах могут ухудшаться. В настоящее время к таким инновациям можно отнести те изменения, которые произойдут в вузах в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы развития образования на 2016 2020 годы, утвержденной Правительством РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765р. Как обозначено в Концепции, существенным образом будет обновленасеть вузов, не вошедших в число федеральных и национальных исследовательских университетов. Предполагается, что филиалы организаций высшего образования будут сокращены в пределах 80%, а сами вузы в пределах 40%. При этом численность студентов, получающих качественное высшее образование с использованием современного лабораторного оборудования в федеральных и национальных исследовательских университетах, увеличится. Однако высшие учебные заведения ожидают не только количественные, но и качественные преобразования предлагаетсявнедрить пилотные проекты по разработке и реализации новых моделей высших учебных заведений и новых образовательных программ. В рамках таких проектов должны быть определены опорные вузы региональных экономик, вузы массовой подготовки для социальной сферы и сферы сервиса, а также вузы прикладного и технического бакалавриата. Сравнивая разные классификационные схемы инноваций, можно увидеть, что прорывные инновации, выражающиеся в создании новых образовательных услуг или новой модели выпускника с развитыми экономическими компетенциями, могут выражаться в инновациях процесса обучения, основывающегося на новых образовательных технологиях подготовки выпускников –бакалавров, магистров. То есть при оценке характера инноваций следует исходить с позиций различныхих классификационныхпризнаков, что соответственно оказывает влияние на выбор подходов, обеспечивающихинновационноеразвитиеи стратегическую направленность деятельности учреждений высшего экономического образования.

Инновационная деятельность в образовательных учреждениях по своей направленности должна не только охватывать различные виды деятельности (учебную, научноисследовательскую, педагогическую), но и улучшение материальнотехнической базы учреждений и полноценное внедрение системы оценки качества образования. В рамках улучшения материальнотехнической базы предусмотрено создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовки кадров для современной экономики. Как отмечается в Концепции федеральной целевой программы развития образования на 20162020 годы, проблема недостаточной развитости инфраструктуры образования не утрачивает своей актуальности даже в условиях ожидаемого сокращения численности студентов. Поэтому соответствующие инвестиционные проекты будут реализовываться, несмотря на реорганизацию вузовской сети и региональных сетей учреждений среднего профессионального образования. Развитие указанной инфраструктуры должно способствовать повышению качества и международной конкурентоспособности российского образования. Кроме того, улучшение социальной инфраструктуры (жилье для педагогов, общежития для студентов, спортивные объекты и др.) создаст дополнительные стимулы для закрепления в сфере образования и науки талантливых научнопедагогических кадров. Что касается развития системы оценки качества образования, то для этого необходимо распространение единых оценочных средств для образовательных достижений выпускников это позволит уменьшить диспропорцию в качестве подготовки выпускников различными образовательными организациями по одним и тем же программам образования. Реализация мероприятий по дальнейшему реформированию высшей школы требуют усиления роли оценки образовательных результатов, для чего необходимы новые инструменты и оценочные процедуры.По нашему мнению, при разрешении данной

проблемы важное значение имеет вопрос о соотношении тех или иных инноваций. Несомненно, нововведений приростного характера должно быть больше и появляться они должны чаще инноваций, имеющих значение прорывныхили радикальных. При этом на какомто этапе развитияприростные инновации уже будут не в состоянии эффективно поддерживать позиции учебного заведения на рынкеобразовательных услуг. В этом случае должны внедряться прорывные или радикальные инновации, адаптируя их к меняющимся условиям внешней среды и стратегическим задачам. Поэтому радикальные изменения и изменения прорывного характера представляют особую важность для укрепления конкурентных преимуществ вуза. В связи с этим при формировании направления инновационного развития весьма важно определить, к какому классу может относиться инновация в соответствии с рассмотренными классификациями. Независимо от вида инноваций и их характера, они направлены на обеспечение реализации стратегии развития вуза. Одни инновационные стратегии позволяют поддерживать конкурентоспособность, учитывая изменения спросана компетентностную подготовленность выпускника. Эти стратегии концентрируются в основном на приростных инновациях. Другие же стратегии должны включать проекты новых форм организации учебного процесса или обновления организационной структуры вуза в связи с преобразованием сети вузов, то есть по своему характеру эти стратегии являются прорывными или радикальными. Поэтому при выделении критериев и обоснования по ним инновационных решений нужно начинать с возможности решения поставленных задач и достижения стратегических целей. Показателем верности выбранного направления развития для целей реализации стратегических задач организации выступает результативность, проблема оценки которой связана с отсутствием измеримых (финансовых) показателей достижения результата. Развитие организации в долгосрочной перспективеидостижение поставленныхцелей и задач оценивается, как правило,на основе нефинансовыхпоказателей(доля потребительского рынка, расширение (рост) клиентской базы, индекс удовлетворенности клиентов, индекс удовлетворенности сотрудников, уровень профессионализма сотрудников и т.п.).Обзор экономической литературы по определению результативности показал, что в настоящее время отсутствует однозначное толкование данногопонятия.Для понимания содержания результативности чаще ее рассматривают в сравнении с эффективностью. О соотношении результативности и эффективности отмечается в известной работе по менеджменту П. Друкера, «чтобы быть успешной в течение долгого времени, чтобы выжить и достичь своих целей организация должна быть как эффективной, так и результативной». Результативность, по его утверждению, является следствием того, что «делаются нужные, правильные вещи», а эффективность «умение делать вещи правильно»[5].Иными словами, результативность предполагает производство требуемой продукции и услуг соответствующего качества, а эффективность производство продукции и услуг, используя эффективные процессы и исходные ресурсы с минимальными затратами. Отсюда можно сделать вывод о том, что при высокой эффективности результативность деятельности можетбытьнизкой или вообще никаких результатов не будет достигнуто, что неизбежно приведет организациюк ослаблению позиций на рынке.При этом следует учитывать, что объяснение нерезультативности образовательных организаций может состоять в непродуктивных процессах, которые порождают значительное количество образовательныхуслуг, формирующихмодель выпускника, несоответствующегозапросам работодателей и неспособного к реализации своего творческого и предпринимательского потенциала.Необходимо понимать, что результативность дает возможность четко установить цели, а также стратегию функционирования организациина основе анализа показателей эффективности, а эффективность характеризует взаимосвязь между затраченными ресурсами и достигнутыми результатами. Оценка соотношениякритериев эффективности и результативности позволяет охарактеризовать стратегическую направленностьинновационнойдеятельности организациина различных этапах его функционирования.Для оценки реализации стратегических целейвузав условиях возросшего уровня конкуренции, прежде всего, выдвигаются критерии, отражающие степень удовлетворения потребностей рынкатруда[6]. В связи с этимрезультаты работы образовательных организаций оцениваются по компетентностной подготовленности выпускника, генерирующего новые знания с учетом потребностей инновационной экономики, потенциальных и реальных возможностей ихтрудоустройства и карьерного роста.

Следует отметить, что на начальных этапах реализации стратегических целей вузаего деятельность возможно будет убыточной с точки зрения соотношения понесенных затрат и полученных доходов. То есть предприятие будет работать неэффективно в коротком промежутке времени, но сработает результативно в перспективе. Различное соотношение критериев эффективности и результативности позволяет осуществить правильный выбор направления инновационного развития относительно внедрения тех или иных новшеств в образовательных организацияхсогласно выбранной стратегии (таблица 1).Таблица 1Оценочные комбинации критериев «результативность» и «эффективность»деятельности вуза для выбора направления инновационного развития

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЭФФЕКТИВНОСТЬВысокаяНизкаяВысокаяУвеличение набора студентовкак на бюджетной, так и внебюджетной основе, высокий рыночный спросна выпускников, увеличение бюджетного финансирования вуза

(развитие, преобразование в опорный вуз региональной экономики)Стабилизация темпов по наборустудентовна бюджетной основе, снижение набора студентов на внебюджетной основе, удовлетворение спросана выпускников, продолжение бюджетного финансирования

(выживание, но под постоянной угрозойсокращения деятельности) НизкаяУвеличение набора студентов на внебюджетной основе и снижение набора студентовна бюджетной основе, стабильныйспрос на выпускников, сокращение бюджетного финансирования вуза (начало кризиса, ведущее к реорганизации деятельности вуза)Сокращение набора студентов как на бюджетной, так и внебюджетной основе, падение спроса навыпускников, потеря доли на рынке образовательных услуг, отсутствие бюджетного финансирования(реорганизация деятельности вуза или ее прекращение)Как следует из оценочных комбинаций критериев, толькосочетание высокой эффективности и высокой результативности является условием долговременного успешного развития вузаи возможности его преобразования в опорныйвуз региональной экономики. Другие различные комбинации критериев результативности и эффективности позволяют определить возможные недостатки в работе образовательной организации. В частности, при высокой эффективности, обусловленной увеличением набора студентов на внебюджетной основеистабильным спросом на выпускников, результативность вузастановится низкой, если имеет местоснижение набора студентов на бюджетной основе изза сокращениябюджетного финансирования, что со временем ведет к кризису и в дальнейшем –креорганизации деятельностивуза. При этом высокая результативность деятельности (стабильные темпы по набору студентов на бюджетной основе, удовлетворение спроса на выпускников, продолжение бюджетного финансирования) независимо от снижение набора студентов на внебюджетной основе,обеспечивает выживание вузав условиях конкурентной борьбы. Икритическим для учебного заведения является сокращение набора студентов как на бюджетной, так и внебюджетной основе, падение спроса на выпускников, потеря доли на рынке образовательных услуг, отсутствие бюджетного финансирования, что отражаетнизкуюэффективностьи низкуюрезультативность. В конечном итоге это ведетк неизбежной реорганизации вузаи прекращению его деятельности.Показатели эффективности и результативности можно использовать в процедурах управления инновациями. На этапе практического внедрения и последующем использовании тех или иных новшествдля их оценки важное значение имеют показатели эффективности, проявляющиеся, в частности, в наличии полнокомплектных студенческих групп за счет средств соответствующих бюджетов. Результативность проявляет себя на стадии осуществления выпуска студентов и их трудоустройства. Именно в сопоставлении эффективности и результативности могут определяться факторы по существованию того или иного инновационного проекта, оказывающего влияние на деятельность образовательной организациии направлений ееразвития в долгосрочной перспективе. Совместное применение этих критериев позволит определить конкурентные преимущества и возможные угрозы в деятельности вуза, что является важным элементом мониторинга реализации его стратегии.При осуществлении различных стратегий, а также на различных этапах их реализации может меняться соотношение показателей эффективности и результативности или акцент делаться на одном из показателей. Так, если инновационная стратегия относится к классу приростных, то важное значение в обосновании инновационных решений имеют показатели эффективности. Но после внедрения новшества предполагается повышение результативности деятельности, которая в сфере образовательных услуг оценивается по таким показателям, как привлекательность вуза со стороны работодателей и абитуриентов, увеличение бюджетного финансирования и увеличение набора студентов,востребованность выпускников вуза на рынке труда,доля соответствующего учреждения на рынкеобразовательных услуг,уровень лояльности работодателей, степень их удовлетворенностивыпускником, подготовленном на основе компетентностного подхода.Результативность закономерно изменяется во времени: сначала может наблюдаться стремительный ее рост, затем при насыщении рынка результативность снижается. И как только наступает фаза спада, необходимо производить прорывные или радикальные инновационные изменения, способные поднять результативность образовательной организации на новый уровень.Но при этом важное значение имеет развитие системы оценки качества образования. Развивать систему оценки в высшем образовании необходимо путем поддержки независимой аккредитации (общественной и профессиональнообщественной) и оценки качества образовательных программ. Для этого необходимо усовершенствовать контрольнонадзорные механизмы, а также распространить единые оценочные средства для оценки образовательных достижений выпускников.Таким образом,изменения должны происходить не только в профессиональной стороне деятельности образовательныхорганизаций (в частности, обновление содержания и технологий реализации образовательных программ всех видов и уровней), но в механизмах управления этими организациями, предусматривающих внедрение системы мониторинга образовательных траекторий студентов, трудоустройства и карьеры выпускников, а также результативную работу органов государственнообщественного управления, в которых должны присутствовать представители работодателей.

Ссылки на источники1. Российская Федерация. Распоряжение. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: принятаПравительствомРФ от 17.11.2008 N1662р// Консультант плюс –URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_82134/2. Российская Федерация. Распоряжение. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 20162020 годы: утв.ПравительствомРоссийской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765р// Консультант плюс –Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/49523. Чхутиашвили, Л.В. Роль инновационного образованияна современном этапе развития России / Л.В. Чхутиашвили // Юридическое образование и наука. 2011.N 1.С.2124. 4. Фатхутдинов,Р.А. Инновационный менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. М.: ЗАО «Бизнесшкола»: «ИнтелСинтез», 1998. 362 с.5. Друкер, П. Ф. Энциклопедия менеджмента: пер. в англ. / под ред. Т.А. Гуреш. –М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. –432с.6. Медведева, Е.В. Управление инновационной деятельностью в сфере предоставления услуг / Е.В. Медведева // Современная наука: теоретический и практический взгляд.Сборник статей Международной научнопрактической конференции. Уфа, 2015. С. 6467.