Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкотерапии
Выпуск:
ART 96150
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Козырская
И.
Н.,
Нижегородова
Л.
А. Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкотерапии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
1166–1170. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96150.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам использования музыкотерапии как средства развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Авторы приводят материалы опытно-экспериментальной работы и предлагают комплекс мероприятий по развитию эмоциональной сферы детей средствами музыкотерапии.
Текст статьи
Козырская Ирина Николаевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», г. Челябинскirina.kozyrskaya@mail.ru
Нижегородова Лилия Александровна,старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», г. Челябинск
Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкотерапии
Аннотация Статья посвящена вопросам использования музыкотерапии как средства развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Авторы приводят материалы опытноэкспериментальной работы и предлагают комплекс мероприятий по развитию эмоциональной сферы детей средствами музыкотерапии.Ключевые слова: эмоции, эмоциональная сфера, музыкотерапия, дошкольное воспитание, дошкольники.
В Законе «Об образованиив РФ» отмечается направленность дошкольного воспитания на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. При этом подчеркивается, что программыдошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей[1]. В контексте разностороннего развития дошкольников особое внимание отводится развитию эмоциональной сферы ребенка. В проведенных исследованиях убедительно доказывается, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием(Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие).Вместе с тем, в эмоциональной сфере дошкольниковнередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность. В процессе физического и психического развития ребенка происходят изменения в его эмоциональнойсфере: меняются его взгляды на мир и отношение с окружающими, возрастает способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции.Под непосредственным и опосредованным влиянием негативных явлений современной жизни (информационное изобилие, дестабилизация семейных отношений и другое) эмоциональная сфера современного ребенка подвергается огромным перегрузкам. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. Многие дошкольники не могут самостоятельно справиться с нервнопсихическими нагрузками, которые они испытывают в ДОУ и дома. И наша с вами задача всеми доступными средствами помочь детям решить эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия [2].Сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, ее необходимо целенаправленно развивать. Огромная роль в развитии эмоциональной сферы дошкольников принадлежит музыке, которая, активно воздействуя на сознание ребенка, является важнейшим, незаменимым средством духовного развития личности.Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность одна из центральных составляющих эстетического воспитания, играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста —с другой [3].Н.А. Ветлугина отмечает: «Музыка для ребенка –мир радостных переживаний. Чтобы открыть пред ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость» [3,с.75]. Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Огромная сила музыки заключается в её способности эмоционально воздействовать на духовную сферу человека, особенно в его детские годы. У детей в процессе овладения музыкальной культурой формируются определённые качества личности, при этом необходимо учитывать их возрастные особенности, возрастную динамику интеллектуального и эмоционального развития личности ребёнка. Каждый человек понимает, что музыка играет в нашей жизни очень немалую роль. Она помогает человеку и в работе, и в отдыхе, музыка способствует как релаксации, так и стимулирует активную деятельность.Б.М.Теплов также доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т.д.) [4].Особый интерес вызывает использование в психологии музыкального искусства, что получило название музыкотерапии,это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний [5]. В основе данного профилактического направления лежит использование различных методов воздействия музыкой или пением, выбор которых определяется конкретно стоящими перед педагогомпсихологом задачами.Музыкотерапия —один из видов арттерапии (терапии искусством),направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на катарсис, регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивнокоммуникативной сферы ребенка[6].Для проверки эффективности влияния музыкотерапии на развитие эмоциональной сферы дошкольников было проведено экспериментальное исследование с использованием диагностических методик Е.И.Изотовой [7], М.Люшера [8], М.3.Друкаревич [9]. Использование данного диагностического инструментария позволяет наиболее полно охарактеризовать особенности эмоционального развития и наличие негативных эмоциональных проявлений. Методики исследования эмоциональной сферы подходят для проведения диагностического психологопедагогического обследования детей старшего дошкольного возраста.Целью констатирующего эксперимента явилось выявление начального уровня эмоционального развития старшего дошкольного возраста.Методика1 «Эмоциональная идентификация» (автор Е.И. Изотова) [7]. Сначала детям предлагались изображения (фотографии), по которым было легко узнать эмоциональные состояния, затем схематические (пиктограммы) изображения эмоциональных состояний. Детям предлагалось соотнести схематическое изображении эмоций с фотографическим. После того, как дети называли и соотносили эмоции, педагог предлагал каждому ребёнку изобразить разные эмоциональные состояния на своем лице. Оценивалось восприятие экспрессивных признаков (мимических), понимание эмоционального содержания, идентификация эмоций, вербализация эмоций, воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность), актуализация эмоционального опыта и эмоциональных представлений, индивидуальные эмоциональные особенности. Также оценивались виды педагогической помощи, которая потребовалась ребёнку: ориентировочная (о), содержательная (с), предметно–действенная (пд). Все данные заносились в протокол и оценивались в баллах. Методика2 «Цветовой тест» (автор М. Люшер) [8]. Ребёнку предлагалось выбрать из предложенного ряда цветовых карточек самый приятный для него в настоящий момент цвет, затем наиболее приятный из оставшихся –и так до последней карточки. Выбранные карточки переворачивались. Педагог фиксирует в протокол все выбранные ребёнком карточки в позициях от 1 до 8. Методика3 «Рисунок несуществующего животного» (автор М.3.Друкаревич) [9]. Детям предлагается на чистом листе бумаги простым карандашом средней мягкости нарисовать животное, которого нет в природе. Детям даётся инструкция, что нельзя рисовать животное, которое они видели в мультфильмах. Каждый ребёнок должен придумать своё животное. Дети должны придумать своему животному необычное имя и рассказать о нём. Оценивается расположение животного на листе бумаги, характер линий и их толщина, размер животного, наличие у него частей тела и их количество, положение головы относительно рисующего, наличие дополнительных частей тела, имя животного и рассказ о нём.В результате проведённой диагностики развития эмоциональной сферы у детей 5–6 лет, были получены результаты(Таблица 1).Таблица 1Результаты констатирующего эксперимента
Уровни
МетодикиКонтрольная группа
Экспериментальная группа
Методика 1Высокий уровеньСреднийуровеньНизкий уровеньВысокий уровеньСреднийуровеньНизкий уровень40%30%30%30%40%30%Методика 230%40%30%40%30%30%Методика 320%30%50%20%40%40%
Таким образом, проведенное исследование показало, что у детей старшего дошкольного возраста имеются особенности развития эмоциональной сферы. Дети часто ошибались в понимании эмоциональных состояний, особые трудности у них вызывала идентификация таких эмоций как: спокойствие, презрение, отвращение, интерес, стыд. Большинство детей только спомощью педагога смогли правильно соотнести схематические изображения эмоций с фотографическими. Они часто начинали «заигрываться» забывая о сути выполнения задания. Выявленные особенности эмоциональной сферы у старших дошкольников и уровень эмоционального развития детей данной категории, говорят о необходимости коррекционной работы по стабилизации эмоциональной сферы старших дошкольников.В формирующем эксперименте участвовала только экспериментальная группа, контрольная группа занималась по обычной программе воспитателя. Целью формирующего эксперимента явилось стабилизация эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством музыкотерапии.В своем исследовании мы использовали ряд приемов, позволяющих развить у детей способности определятьхарактер музыки, ее выразительные особенности, яркий музыкальный образ, устанавливать взаимосвязь между эстетическими качествами природы и художественнымвоплощением ее образов в музыке. Основные приемы и методы, используемые во время эксперимента, отражены в таблице 2.Таблица 2Содержание формирующегоэксперимента
Приемы и методы
СодержаниеСлушание
Дети знакомились с произведением «Листопад» (муз.Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко), в которой рисуется картина осени. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Мягкая, неторопливо звучащая мелодия песни вызывает одновременно чувство грусти и чувство любования картиной осенней природы.Слушаниемузыки, ощущение красоты музыкальных звуков вызывает у детей ответное чувство сопереживания и не может не влиять на формирование у них мотивов эстетического отношения ко всему, что их окружает. Музыкальноритмические движения
Дети способны под музыку передавать с помощью выразительных движений образы разных животных: лисы в пьесе «Это лиса» (муз. В. Косенко), веселых медвежат в пьесе «Пляска медвежат» (муз. М. Красева), жеманного котика и сердитого козлика в пьесе, «Котик и козлик» (муз. Е. Тиличеевой) и др. Наблюдение
Наблюдений за природными явлениями проводятся во время экскурсий, прогулок, бесед. Цель таких наблюдений —научить воспитанников всматриваться в окружающее, замечать красивое в природе, воспитывать бережное отношение к ней, расширять знания и представления детей о различных природных явлениях.Благодаря наблюдениям и беседам о природе у детей накапливаются интересные зрительные и слуховые впечатления, которые позволяют им более эмоционально и осознанно воспринимать музыкальные произведения, в которых переданы образы природы, а также отражать эти впечатления в музыкальной деятельности (при исполнении песен, танцев, игр, в творческих импровизациях). Игра на музыкальных инструментах
После исполнения песни «Листопад» (муз.Т. Попатенко, сл.Е. Авдиенко) дети попытались с помощью детских музыкальных инструментов передать настроение, которое возникло у них под влиянием исполнения песни. Плавно водя рукой по мембране бубна, они имитировали шуршание листьев, падающих на дорожки парка. Более активными движениями они изображали шум ветра. Некоторые дети попытались изобразить на металлофоне скучный осенний дождик, повторяя один и тот же придуманный ими несложный ритмический рисунок.
На занятиях музыкотерапиеймы использовали психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика). Например, детям очень нравится упражнение «Танец пяти движений», которое сопровождается разными по характеру мелодиями. Данное упражнение способствует развитию активного внимания, слухового восприятия, фантазии и творческого воображения. Дети импровизируют образные и танцевальные движения в соответствии с характером музыки. Так, дети превращаются в рыбок, бабочек, в сломанные игрушки, пробираются сквозь лесную чащу. Нами замечено, что даже малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают волшебные образы. В работе с детьми, занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песенформул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или аккомпанемент. Так, например, песни «Верьте в чудеса», «Будьте добры!», «С нами, друг!», «Если добрый ты…», которые выполняют все эти задачи.Использование приема музицирования на детских шумовых и народных музыкальных инструментах, учит детей не только озвучивать при помощи музыкальных инструментов стихотворения, не только аккомпанировать тем или иным музыкальным пьесам, но и импровизировать свои минипьесы, в которых они отображают свой внутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку своим исполнением. После завершения формирующего эксперимента нами был организован контрольный эксперимент. Целью контрольного эксперимента явилось изучение эффективности внедрения музыкотерапии в педагогический процесс дошкольной организации. В контрольном эксперименте были использованы те же методики, что и в констатирующем эксперименте.Результаты контрольного эксперимента отражены втаблице3.Таблица 3Результаты контрольного эксперимента
Уровни
Методики
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Методика 1Высокий уровеньСреднийуровеньНизкий уровеньВысокий уровеньСреднийуровень
Низкий уровень
40%40%20%30%50%20%Методика 235%35%30%40%50%10%Методика 325%35%40%35%40%25%
Сопоставительный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов убедительно доказывает, что показатели уровня эмоционально развитиядошкольников экспериментальной группы имеют выраженную положительную динамику.Анализ описательных и статистических результатов исследования позволил подвести итог эксперимента: в условиях единой музыкально эстетической среды были достигнуты качественно новые, более высокие образовательные и социальные результаты совместной деятельности педагогического и детского коллектива дошкольной организации, улучшены показатели по всем параметрам диагностики. Эти данные подтверждают успешность использования музыкотерапии в работе с детьми.Таким образом, следует отметить важность применения и дальнейшего развития музыкотерапии в ряду других направлений терапии искусством для восстановления и поддержания здоровьяи психоэмоционального развития детей дошкольного возраста. При помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции: поднять настроение, снизить чувство тревожности, сформировать чувства внутреннего покоя, радости, положительные эмоции, желание общаться друг с другом.Музыкотерапия является составной частью общей развивающей работы с детьми дошкольного возраста, способствует гармоничному развитию личности ребенка.
Ссылки на источники1.Федеральный Закон «Об образованиив Российской Федерации»от 29 декабря 2012 года.2. Войченко А.А. Музыкотерапия и ее применение в работе с дошкольниками. –http://vaaozerck.jimdo.com/2014/02/203. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду М.: Просвещение, 2004.240с.4.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. –М.: Наука, 2003. –218с.5.Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: Сфера, 2002.510с.6. Петрушин В.И. Музыкальная психология. –М.: Владос, 1997.6.Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: «Академия», 2004. –326с.7.Люшер М. Дошкольники. Определение уровня психоэмоционального состояния и нервнопсихической устойчивости. Текущее эмоциональное состояние. СанктПетербург: Институт «Иматон», 2009. 79 с.
Нижегородова Лилия Александровна,старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», г. Челябинск
Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкотерапии
Аннотация Статья посвящена вопросам использования музыкотерапии как средства развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Авторы приводят материалы опытноэкспериментальной работы и предлагают комплекс мероприятий по развитию эмоциональной сферы детей средствами музыкотерапии.Ключевые слова: эмоции, эмоциональная сфера, музыкотерапия, дошкольное воспитание, дошкольники.
В Законе «Об образованиив РФ» отмечается направленность дошкольного воспитания на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. При этом подчеркивается, что программыдошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей[1]. В контексте разностороннего развития дошкольников особое внимание отводится развитию эмоциональной сферы ребенка. В проведенных исследованиях убедительно доказывается, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием(Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие).Вместе с тем, в эмоциональной сфере дошкольниковнередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность. В процессе физического и психического развития ребенка происходят изменения в его эмоциональнойсфере: меняются его взгляды на мир и отношение с окружающими, возрастает способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции.Под непосредственным и опосредованным влиянием негативных явлений современной жизни (информационное изобилие, дестабилизация семейных отношений и другое) эмоциональная сфера современного ребенка подвергается огромным перегрузкам. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. Многие дошкольники не могут самостоятельно справиться с нервнопсихическими нагрузками, которые они испытывают в ДОУ и дома. И наша с вами задача всеми доступными средствами помочь детям решить эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия [2].Сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, ее необходимо целенаправленно развивать. Огромная роль в развитии эмоциональной сферы дошкольников принадлежит музыке, которая, активно воздействуя на сознание ребенка, является важнейшим, незаменимым средством духовного развития личности.Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность одна из центральных составляющих эстетического воспитания, играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста —с другой [3].Н.А. Ветлугина отмечает: «Музыка для ребенка –мир радостных переживаний. Чтобы открыть пред ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость» [3,с.75]. Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Огромная сила музыки заключается в её способности эмоционально воздействовать на духовную сферу человека, особенно в его детские годы. У детей в процессе овладения музыкальной культурой формируются определённые качества личности, при этом необходимо учитывать их возрастные особенности, возрастную динамику интеллектуального и эмоционального развития личности ребёнка. Каждый человек понимает, что музыка играет в нашей жизни очень немалую роль. Она помогает человеку и в работе, и в отдыхе, музыка способствует как релаксации, так и стимулирует активную деятельность.Б.М.Теплов также доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т.д.) [4].Особый интерес вызывает использование в психологии музыкального искусства, что получило название музыкотерапии,это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний [5]. В основе данного профилактического направления лежит использование различных методов воздействия музыкой или пением, выбор которых определяется конкретно стоящими перед педагогомпсихологом задачами.Музыкотерапия —один из видов арттерапии (терапии искусством),направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на катарсис, регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивнокоммуникативной сферы ребенка[6].Для проверки эффективности влияния музыкотерапии на развитие эмоциональной сферы дошкольников было проведено экспериментальное исследование с использованием диагностических методик Е.И.Изотовой [7], М.Люшера [8], М.3.Друкаревич [9]. Использование данного диагностического инструментария позволяет наиболее полно охарактеризовать особенности эмоционального развития и наличие негативных эмоциональных проявлений. Методики исследования эмоциональной сферы подходят для проведения диагностического психологопедагогического обследования детей старшего дошкольного возраста.Целью констатирующего эксперимента явилось выявление начального уровня эмоционального развития старшего дошкольного возраста.Методика1 «Эмоциональная идентификация» (автор Е.И. Изотова) [7]. Сначала детям предлагались изображения (фотографии), по которым было легко узнать эмоциональные состояния, затем схематические (пиктограммы) изображения эмоциональных состояний. Детям предлагалось соотнести схематическое изображении эмоций с фотографическим. После того, как дети называли и соотносили эмоции, педагог предлагал каждому ребёнку изобразить разные эмоциональные состояния на своем лице. Оценивалось восприятие экспрессивных признаков (мимических), понимание эмоционального содержания, идентификация эмоций, вербализация эмоций, воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность), актуализация эмоционального опыта и эмоциональных представлений, индивидуальные эмоциональные особенности. Также оценивались виды педагогической помощи, которая потребовалась ребёнку: ориентировочная (о), содержательная (с), предметно–действенная (пд). Все данные заносились в протокол и оценивались в баллах. Методика2 «Цветовой тест» (автор М. Люшер) [8]. Ребёнку предлагалось выбрать из предложенного ряда цветовых карточек самый приятный для него в настоящий момент цвет, затем наиболее приятный из оставшихся –и так до последней карточки. Выбранные карточки переворачивались. Педагог фиксирует в протокол все выбранные ребёнком карточки в позициях от 1 до 8. Методика3 «Рисунок несуществующего животного» (автор М.3.Друкаревич) [9]. Детям предлагается на чистом листе бумаги простым карандашом средней мягкости нарисовать животное, которого нет в природе. Детям даётся инструкция, что нельзя рисовать животное, которое они видели в мультфильмах. Каждый ребёнок должен придумать своё животное. Дети должны придумать своему животному необычное имя и рассказать о нём. Оценивается расположение животного на листе бумаги, характер линий и их толщина, размер животного, наличие у него частей тела и их количество, положение головы относительно рисующего, наличие дополнительных частей тела, имя животного и рассказ о нём.В результате проведённой диагностики развития эмоциональной сферы у детей 5–6 лет, были получены результаты(Таблица 1).Таблица 1Результаты констатирующего эксперимента
Уровни
МетодикиКонтрольная группа
Экспериментальная группа
Методика 1Высокий уровеньСреднийуровеньНизкий уровеньВысокий уровеньСреднийуровеньНизкий уровень40%30%30%30%40%30%Методика 230%40%30%40%30%30%Методика 320%30%50%20%40%40%
Таким образом, проведенное исследование показало, что у детей старшего дошкольного возраста имеются особенности развития эмоциональной сферы. Дети часто ошибались в понимании эмоциональных состояний, особые трудности у них вызывала идентификация таких эмоций как: спокойствие, презрение, отвращение, интерес, стыд. Большинство детей только спомощью педагога смогли правильно соотнести схематические изображения эмоций с фотографическими. Они часто начинали «заигрываться» забывая о сути выполнения задания. Выявленные особенности эмоциональной сферы у старших дошкольников и уровень эмоционального развития детей данной категории, говорят о необходимости коррекционной работы по стабилизации эмоциональной сферы старших дошкольников.В формирующем эксперименте участвовала только экспериментальная группа, контрольная группа занималась по обычной программе воспитателя. Целью формирующего эксперимента явилось стабилизация эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством музыкотерапии.В своем исследовании мы использовали ряд приемов, позволяющих развить у детей способности определятьхарактер музыки, ее выразительные особенности, яркий музыкальный образ, устанавливать взаимосвязь между эстетическими качествами природы и художественнымвоплощением ее образов в музыке. Основные приемы и методы, используемые во время эксперимента, отражены в таблице 2.Таблица 2Содержание формирующегоэксперимента
Приемы и методы
СодержаниеСлушание
Дети знакомились с произведением «Листопад» (муз.Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко), в которой рисуется картина осени. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Мягкая, неторопливо звучащая мелодия песни вызывает одновременно чувство грусти и чувство любования картиной осенней природы.Слушаниемузыки, ощущение красоты музыкальных звуков вызывает у детей ответное чувство сопереживания и не может не влиять на формирование у них мотивов эстетического отношения ко всему, что их окружает. Музыкальноритмические движения
Дети способны под музыку передавать с помощью выразительных движений образы разных животных: лисы в пьесе «Это лиса» (муз. В. Косенко), веселых медвежат в пьесе «Пляска медвежат» (муз. М. Красева), жеманного котика и сердитого козлика в пьесе, «Котик и козлик» (муз. Е. Тиличеевой) и др. Наблюдение
Наблюдений за природными явлениями проводятся во время экскурсий, прогулок, бесед. Цель таких наблюдений —научить воспитанников всматриваться в окружающее, замечать красивое в природе, воспитывать бережное отношение к ней, расширять знания и представления детей о различных природных явлениях.Благодаря наблюдениям и беседам о природе у детей накапливаются интересные зрительные и слуховые впечатления, которые позволяют им более эмоционально и осознанно воспринимать музыкальные произведения, в которых переданы образы природы, а также отражать эти впечатления в музыкальной деятельности (при исполнении песен, танцев, игр, в творческих импровизациях). Игра на музыкальных инструментах
После исполнения песни «Листопад» (муз.Т. Попатенко, сл.Е. Авдиенко) дети попытались с помощью детских музыкальных инструментов передать настроение, которое возникло у них под влиянием исполнения песни. Плавно водя рукой по мембране бубна, они имитировали шуршание листьев, падающих на дорожки парка. Более активными движениями они изображали шум ветра. Некоторые дети попытались изобразить на металлофоне скучный осенний дождик, повторяя один и тот же придуманный ими несложный ритмический рисунок.
На занятиях музыкотерапиеймы использовали психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика). Например, детям очень нравится упражнение «Танец пяти движений», которое сопровождается разными по характеру мелодиями. Данное упражнение способствует развитию активного внимания, слухового восприятия, фантазии и творческого воображения. Дети импровизируют образные и танцевальные движения в соответствии с характером музыки. Так, дети превращаются в рыбок, бабочек, в сломанные игрушки, пробираются сквозь лесную чащу. Нами замечено, что даже малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают волшебные образы. В работе с детьми, занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песенформул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или аккомпанемент. Так, например, песни «Верьте в чудеса», «Будьте добры!», «С нами, друг!», «Если добрый ты…», которые выполняют все эти задачи.Использование приема музицирования на детских шумовых и народных музыкальных инструментах, учит детей не только озвучивать при помощи музыкальных инструментов стихотворения, не только аккомпанировать тем или иным музыкальным пьесам, но и импровизировать свои минипьесы, в которых они отображают свой внутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку своим исполнением. После завершения формирующего эксперимента нами был организован контрольный эксперимент. Целью контрольного эксперимента явилось изучение эффективности внедрения музыкотерапии в педагогический процесс дошкольной организации. В контрольном эксперименте были использованы те же методики, что и в констатирующем эксперименте.Результаты контрольного эксперимента отражены втаблице3.Таблица 3Результаты контрольного эксперимента
Уровни
Методики
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Методика 1Высокий уровеньСреднийуровеньНизкий уровеньВысокий уровеньСреднийуровень
Низкий уровень
40%40%20%30%50%20%Методика 235%35%30%40%50%10%Методика 325%35%40%35%40%25%
Сопоставительный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов убедительно доказывает, что показатели уровня эмоционально развитиядошкольников экспериментальной группы имеют выраженную положительную динамику.Анализ описательных и статистических результатов исследования позволил подвести итог эксперимента: в условиях единой музыкально эстетической среды были достигнуты качественно новые, более высокие образовательные и социальные результаты совместной деятельности педагогического и детского коллектива дошкольной организации, улучшены показатели по всем параметрам диагностики. Эти данные подтверждают успешность использования музыкотерапии в работе с детьми.Таким образом, следует отметить важность применения и дальнейшего развития музыкотерапии в ряду других направлений терапии искусством для восстановления и поддержания здоровьяи психоэмоционального развития детей дошкольного возраста. При помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции: поднять настроение, снизить чувство тревожности, сформировать чувства внутреннего покоя, радости, положительные эмоции, желание общаться друг с другом.Музыкотерапия является составной частью общей развивающей работы с детьми дошкольного возраста, способствует гармоничному развитию личности ребенка.
Ссылки на источники1.Федеральный Закон «Об образованиив Российской Федерации»от 29 декабря 2012 года.2. Войченко А.А. Музыкотерапия и ее применение в работе с дошкольниками. –http://vaaozerck.jimdo.com/2014/02/203. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду М.: Просвещение, 2004.240с.4.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. –М.: Наука, 2003. –218с.5.Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: Сфера, 2002.510с.6. Петрушин В.И. Музыкальная психология. –М.: Владос, 1997.6.Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: «Академия», 2004. –326с.7.Люшер М. Дошкольники. Определение уровня психоэмоционального состояния и нервнопсихической устойчивости. Текущее эмоциональное состояние. СанктПетербург: Институт «Иматон», 2009. 79 с.