Основные этапы становления Ростовского государственного медицинского университета (к 100-летию высшего медицинского образования на Дону)
Выпуск:
ART 96158
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Склярова
Е.
К.,
Харламов
Е.
В. Основные этапы становления Ростовского государственного медицинского университета (к 100-летию высшего медицинского образования на Дону) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
1206–1210. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96158.htm.
Аннотация. На основе историко-генетического метода исследования впервые предпринята попытка определить основные этапы становления Ростовского государственного медицинского университета, а также роль его выдающихся учёных и выпускников. Благодаря потенциалу профессоров университетов Петербурга, Москвы, Варшавы, Казани в Ростове-на-Дону в ХХ веке сложилась система высшего медицинского образования СССР, определившая здравоохранение Северного Кавказа, а также СНГ.
Ключевые слова:
великая отечественная война, северный кавказ, высшее медицинское образование, ростовский государственный медицинский университет, варшавский университет, деонтология, «огненный выпуск» 1941 года
Текст статьи
ХарламовЕвгенийВасильевич,Профессор,ЗаведующийкафедрыФК, ЛФК и СМ, ГБОУВПО«Ростовскийгосударственныймедицинскийуниверситет»,РостовнаДону194677@mail.ru
СкляроваЕленаКонстантиновна,канд. ист. наук, доценткафедрыисторииифилософии,ГБОУВПО«Ростовскийгосударственныймедицинскийуниверситет»,РостовнаДонуAffina18@mail.ru
Основные этапы становления
Ростовского государственного медицинского университета(к 100летию высшего медицинского образования на Дону)
Аннотация.На основе историкогенетического метода исследования впервые предпринята попытка определить основные этапы становления Ростовского государственного медицинского университета, а также роль его выдающихся учёных и выпускников. Благодаря потенциалу профессоров университетов Петербурга, Москвы,Варшавы, Казани в РостовенаДону в ХХ веке сложилась система высшего медицинского образования СССР,определившая здравоохранениеСеверного Кавказа, а также СНГ. Ключевыеслова:
высшее медицинское образование, Ростовский государственный медицинский университет, Варшавский университет, Великая Отечественная война, деонтология,«Огненный выпуск» 1941 года, Северный Кавказ.
Историография становления и развития Ростовского государственного медицинского университета представлена рядом публицистических работ и специальных изданий, вышедших к тому или иному юбилею университета, кафедрыили выдающегося учёного. Однако до сих пор нет ни одного обобщающего или сравнительного научного исследования, отражающего генезис и основные этапы становления Ростовского государственного медицинского университета, его роль и особенности подготовки медицинских кадров на Донуи Северном Кавказе. Среди этих работ можно выделить специальные исследованияпосвящённые развитию вуза и его эвакуации в годы Великой Отечественной войны[1], «деонтологии жизни»его выдающихся учёныхи руководителей [2], коллекции исторических документов «в архивах музеев и библиотек»
университетов Северного Кавказа [3]. Наиболее яркие исследования посвящены развитию кафедр хирургии, психиатрии, офтальмологии, а также профессорам –Н.А. Богоразу, П.П. Коваленко, Э.М. Кастанаяну, П.И. Бухману и др.Особое место в научных исследованиях занимают выпускники «Огненного выпуска» 1941 г., а также женщины –учёные и фронтовики [4].
Относительно полно изучен первоначальный период эвакуации Варшавского университета, деятельностьего профессоров, период Великой отечественной войны. Однако до сих пор белыми пятнами истории являются периоды политических репрессий, затронувших жизнь ростовских врачей и учёных, а также холокоста, оккупации, эвакуации,эмиграциииработы учёных в других вузах СССР и СНГ.
До сих пор нет специальных научных исследований, посвящённых учёным, репрессированным в годы сталинизма. К примеру, директор Ростовского медицинского института М.М. Гардашьян в 1916 годуокончилДуховную семинариюв Тифлисе. Затем он стал народнымкомиссаромздравоохранения Армении в 1928 –1931 гг.А в 19351937гг. –доцентом кафедры факультетской хирургии идиректоромРостовского медицинского института.Однако список лиц, подлежащих суду военной коллегии Верховного суда СССР (АП РФ, оп.24, дело 417, лист 77) указывал, что 10 июня 1938 года он был репрессирован. Та же участь постигла и заведующего кафедрой бактериологии В.А. Барыкина. Ещё в начале 1915 года он был избран заведующим кафедрой бактериологии Варшавского университета. Эвакуировавшись вместе с университетом из Польши в РостовнаДону, он продолжил заведовать кафедрой. Одновременно был назначен руководителем нового Ростовского бактериологического института. На двух базах ему удалось создать коллектив сотрудников, многие из которых в дальнейшем стали известными учёными, специалистами в области микробиологии, эпидемиологии, инфекционных болезней. Известен вклад В.А. Барыкина и его учеников в изучение возбудителя сыпного тифа. Его исследования были представлены на Всемирной конференции микробиологов в Швейцарии, затем на Всероссийском съезде бактериологов и эпидемиологов. Перу В.А. Барыкина принадлежат 114 научных публикаций на русском и иностранных языках, 4 монографии. В 1921–1922 гг. он был участникомвсех противоэпидемических мероприятий Дона и Северного Кавказа. В 1920 году он был назначен Председателем научной комиссии по изучению инфекционных заболеваний. По его инициативе было начато развитие производства вакцин, сывороток и диагностических препаратов. Кафедра бактериологии университета являлась методическим центром в развитии профилактической медицины. В период 1930х гг. профессор представлял СССР в составе делегации «на Международных конгрессах в Париже, Лондоне и НьюЙорке». Но вскоре был репрессирован [5]. Многие фотографии репрессированных и расстрелянных учёных не сохранились и были уничтожены.К 100летию Ростовского вуза и становлению высшего медицинского образования на Дону внаучный оборот введён новый ряд фамилий учёных и общественных деятелей Дона, внёсших определённый вклад в развитие здравоохранения и системы образования Юга России, (в течение более 50 лет их трудовой и научной деятельности) –«50 лет с Alma Mater» [6].Особую актуальность приобрели в последние годы научные исследования, посвящённые научным контактам и работе учёных Дона и Северного Кавказа на территории Крымаи в СНГ. Истокистановления Ростовского государственного медицинского университета берутсвоё начало в 1915 году. 100летие высшего медицинского образования на Дону заставляет историков поновому взглянуть на его эволюцию, определить основные этапы и факторы его развития, а также особенности и белые пятна его истории. Несмотря на сравнительнонебольшой для историипериод–100 лет, становление Ростовского государственного медицинского университета можно разделить на следующие основные этапы: 1) 1915 –1930, 2) 1930 –1941; 3) 1941 –1945; 4) 1945 –1965; 5) 1965 –1980; 7) 1980 –1994 гг.; 8)1994 г. –по настоящее время. 1915 –1930 гг.–период эвакуации Варшавского университета в РостовнаДону, становления Донского университетаи системы высшего образованияна Дону и Северном Кавказе. Основная заслуга в организации высшего медицинского образования в регионе принадлежит администрации города, обществам благоустройства городов Юга России (Ставрополя, Таганрога, Пятигорска, Екатеринодара)имедицинской общественности РостованаДону. Общественные деятели и учёные ещё в XIX веке подчёркивали необходимость высшего медицинского образования на Северном Кавказе. После наполеоновских войн и Отечественной войны 1812 г. подписанный заключительный акт 1815 годупредусматривал присоединение большей части Польшик России. «Следствием этого стало основание Варшавского, а затем после его эвакуации Ростовского университета»[7]. Русификация национальных окраин, проводимая последовательно правительством Александра I, Николая Iи Александра II, способствовала стабилизации политической обстановки в Польше, гдедо ХХ векасложилась своя система высшего медицинского образования. Когда в годы Первой мировой войны стал вопрос об эвакуации Варшавского университетаиз Польши, то в 1915 годуправительство Российской империии Министерство народного просвещения приняло решение о переводе университета в РостовнаДону. До этого на Юге России, в отличие от Польши, не было ни одного высшего медицинского учебного заведения. В 1915 годурусский Варшавский университет вместе четырьмя факультетами, в том числе медицинским, стал центром высшего медицинского образования на Дону.Городская Николаевская больница РостованаДону стала учебноклинической базой медицинского факультета Варшавского, а в дальнейшем и Ростовского государственного медицинского университета.В этот период постепенно на Дону и Северном Кавказе сложились первые научные медицинские общества, кафедры и клиники –первая клиника детских болезней, кафедра глазных болезней, учреждены также женский медицинский институт и первый в стране по величине и оборудованию патологоанатомический институт. В 1917 году был основан первый «музей кафедры анатомии, которому в 2017 году исполнится 100 лет»[8]. Выпускник Военномедицинской академии Петербурга Н.В. Парийский, пройдя путь от военного врача в Литве иСимферополе, затем в Тифлисе, а также главного врача Николаевской больницы РостованаДону стал профессором ортопедии Донского университета, основателем Ростовского медицинского университета. Значительный вклад в развитие медицинской науки внесли основатели кафедр, профессора: физиолог Н.А. Рожанский, патофизиолог К.Р. Мирам, хирурги Н.И. Богораз, Н.И. Напалков, патологоанатомы И.Ф. Пожариский, Ш.И. Криницкий, фармаколог И.С. Цитович, гистолог А.А. Колосов, дерматовенеролог П.В. Никольский, микробиолог М.И. Штуцер, анатом К.З. Яцута, нейрохирург П. И. Эмдин, терапевты И.В. Завадский, Э.М. Кастанаян. Профессорскопреподавательский состав университета сложился благодаря успешной кадровой политике администрации РостованаДону и правительства Николая II. Учёные, приехавшие в РостовнаДону, представляли лучшие научные медицинские школы России. Профессора П.И. Бухман, Б.А. Коган, И.С. Цитович, А.И. Ющенко, К.З. Яцутаприехали из Петербурга. В.В. Воскресенский, Н.И. Напалков, Н.А. Рожанский были направлены из Москвы.И.В. Завадский иП.И. Эмдин прибыли из Казани. В.А. Барыкин, Н.А. Богораз, Н.Д. Бушмакин, Н.Н. Брусянин, Д.И. Ивановский, А.О. Карницкий, А.А. Колосов, Ш.И. Криницкий, Н.И. Мухин, П.В. Никольский, К.Х. Орлов, И.Ф. Пожариский эвакуировались вместе с Варшавским университетом.Именно эти профессора заложили фундамент лучших традиций научной школыДона, определив её развитие в XX в.
Первые кафедры и клиники медицинского факультета возглавили: терапевты: И.В. Завадский, Н.И. Мухин,Э.М. Кастанаян; дерматовенеролог П.В. Никольский; патологоанатомы: И.Ф. Пожариский и Ш.И. Криницкий; патофизиолог К.Р. Мирам; физиолог Н.А. Рожанский;гистолог А.А. Колосов; фармаколог И.С. Цитович; микробиологи В.А. Барыкин и М.И. Штуцер; психиатры А.И. Ющенко и Н.Н. Корганов; судебный медик А.И. Шибков; травматологортопед Н.В. Парийский; анатом Н.Д. Бушмакин.
1930 –1941 гг. –следующий период становления Ростовского медицинского института, как самостоятельного учебного заведения. В соответствии с постановлением Наркомздрава СССР Ростовский медицинский институт получил статус самостоятельного вуза. 10 октября 1930 г. считается датой отделения медицинского факультета Донского университета и рождения самостоятельного Ростовского медицинского института. Внекоторых документах выделяется именно 1930 год, как дата основания вуза. Однако, сравнивая историю и даты основания других вузов Россиии СССР, необходимо подчеркнуть, что к 1930 годумногие из них были учреждены лишь впервые. В то же время высшее медицинское образование на Дону с 1915 года имело уже свои научные традиции,высокопрофессиональный профессорскопреподавательский состав, клиники и материальную базу.К 1930 годувузпредставлял собой уже полностью укомплектованное специалистами высшее учебное заведение. В институте была создана своя материальнотехническая база и кадровое обеспечение, которые сопровождались организацией лечебнопрофилактического, педиатрического и санитарногигиенического факультетов.
К 1940 годув институте обучалось уже 3200 студентов и работало 377 преподавателей, среди которых было 32 профессора, в том числе 4 заслуженных деятеля науки РСФСР –К.Х. Орлов, Н.А. Богораз, П.И. Эмдин, И.С. Цитович. 1941 –1945
гг.–период Великой Отечественнойвойны, изменившей сроки и систему подготовки медицинских кадров в СССР, а также на Дону и Северном Кавказе. В этот период медицинская интеллигенция заявила о своей готовности защитить Родину. В 1941 г. два выпуска врачей навсегда вошли в летопись Ростовского государственного медицинского университета, получив название «Огненный выпуск». Этот термин навсегда вошёл в учебники по «Истории медицины» [9] «Истории фармации» [10]. Профессорскопреподавательский состав и студентывыпускники Ростовского медицинского института вместо выпускного бала летом 1941 г. добровольно ушли на фронт. Защита Родины стала долгом для старшего поколения и молодёжи. Руководство Ростовского медицинского института и профсоюз были вынуждены кардинально изменить систему подготовки кадров и сроки обучения. Вместе с дипломами об окончании медицинского института, студенты получали мобилизационные листки военного комиссариата, направляясь на фронт в Ставрополь и Сталинград, Киев и Харьков, Новороссийск, Орёл и Либаву. Легендой РостГМУ называли выпускника Ростовского мединститута, врачахирурга «Огненного выпуска»–П.П.Коваленко. В боях за освобождение Крыма и Севастополя, будучи начальником медсанбата, в течение многих суток он не покидал операционную палату, оказывая хирургическуюпомощьтяжелораненым. Впоследствии он стал ректором и председателем профкомаРостовского медицинского института. Почётный гражданин РостованаДону за заслуги перед Отечеством имел многочисленные награды.
После победы СССР в Великой Отечественной войне выпускники «Огненного выпуска» стали гордостью университета. Это профессора –П.П. Коваленко, Ю.И. Рудакова, Г.И. Трегубов, А.Г. Шовкун, а также врачи –Г.Г. Жамгоцев, О.Г. Урзова (Гурьева), В.П. Савельев и многие другие. За отвагу и мужество, созидательный трудбольшинство врачей «Огненного выпуска» были удостоены правительственных наград.
Выпускница медицинского факультета Донского университета З.В.Ермольеваза свои научные открытия в 1943 годуудостоена государственной Сталинской премии. Во время Великой Отечественной войны благодаря её научным открытиям под Сталинградом удалось не допустить эпидемии. Открытие отечественного пенициллина спасло жизни тысячам граждан нашей Родины.
Не изучена полностью и деятельность руководящего составауниверситета –его директоров и ректорского корпуса. Известно, что профессор К.А. Лавров приказом НКЗ РСФСР был назначен уполномоченным по восстановлению мединститута послевоенных лет. Он сыграл значительную роль в сохранении его материальной базы. Сотрудники и студенты очень его ценили и уважали. Впоследствии он был удостоен Ордена Ленина [11]. В 1943 –1944 годах профессор К.А. Лавров будучи, заместителем директора института по учебной работе, взял на себя контроль за судьбой эвакуированных. Все сотрудники медицинского института вместе с семьями, а также уцелевшая литература, медицинские приборы и аппараты были вывезены железнодорожным транспортом. Эта деятельность была по достоинству оценена руководством Северной Осетии и НКЗ РСФСР. 20 марта 1944 года. К. Лавров передал дела назначенному НКЗ РСФСР директору мединститута –А. Н. Мотненко –выпускнику медицинского факультета СКГУ, бывшему директору Кубанского Института [12]. С 1944 года он несколько месяцев руководил вузом. В 1944 году продолжились ремонтновосстановительные работы. Объявлены конкурсы профессорскопреподавательского состава. Заведующие кафедр представлялись на утверждение НКЗ РСФСР. 22 октября 1944 года А.Н. Мотненко был отозван в Москву, где занял должность заместителя Министра здравоохранения РСФСР. Однако полный круг обязанностей и деятельность заместителей по учебной, научной и лечебной работе остаются в тени истории. Нуждаются также в дальнейших исследованиях и послевоенные периоды истории университета, его профессиональные контактыс зарубежными учёными и научными обществами. Список Учителей «Огненного выпуска» можно дополнить, если детально изучить историю мединститута в 1936 –1941 гг. К этой замечательной плеяде Учителей можно отнести профессора Г. С. Ивахненко.В 1938 г. доцент мединститута ужеобучал студентов «Огненного выпуска». Он был директоромРостовского института переливания крови в годы Великой Отечественной войны. Главный хирург 56й армии был награждён орденами Красной Звезды, Знак Почёта, медалями. Под его руководством его ученик защитил диссертацию «Отдельные вопросы переливания крови» (1941).В 1950 –1956 гг. он стал директоромРостовского медицинского института. Его портретв зале заседаний Учёного совета РостГМУ напоминает нам о замечательных страницах истории медицины Дона.
1945 –1965гг.–период послевоенного развития и совершенствования системы высшего медицинского образования. После окончания Великой Отечественной войны Ростовский мединститут пришлось восстанавливать в труднейших условиях. Не было электричества, разрушены клиники, библиотека, аудитории, а также необходимого для научных исследований оборудования, не хватало простых столов и стульев. Все силы были сосредоточены на восстановлении учебных корпусов, дальнейшем развитии медицинской науки. В конце 1950х гг. уже работало 3 кафедры, 16 клинических отделений, библиотека. В 1960 годудля координации научной работы в мединституте была создана центральная методическая комиссия, открытыфакультет усовершенствования врачей ивечернее отделениена лечебнопрофилактическом факультете. В этот период институт прославил будущий учёный мирового масштаба, основатель и директор Межотраслевого научнотехнического комплекса «Микрохирургия глаза», академик АМН СССР, Герой Социалистическоготруда
СССР.С.Н.Фёдоров был студентом Ростовскогомедицинскогоинститута. В 1952 году он успешно окончилРостовский медицинский институт.
Для него всегда самым важным в жизни были его пациенты, которым он мог оказать профессиональную помощь. На стене в холле учебного корпуса института висит мемориальная доска, с золотой надписью, посвящённая выдающемуся выпускнику университета. 1965 –1980 гг.–новый рубеж в истории медицины Дона. С этого года институт изменил своё название. Теперь это Ростовский государственный медицинский институт.Кроме того, институт приобрёл статус союзного подчинения и вуза 1й категории. В это время фундаментальные научные исследования по медикобиологическим и клиникодиагностическим проблемам начали проводиться на международном уровне. Выдающиеся учёные института представляли СССР на международных научных симпозиумахЕвропы и Америки, сообщая о результатах своих научных открытий и перспективных исследованиях. В это период большой вклад в развитие науки, воспитание и обучение молодёжи внесли общественные деятели, врачии профессора –Е.К. Алимова, А.Н. Гордиенко, Е.М. Губарев, Н.В. Данилов, П.П. Коваленко, А.А. Колосова, П.Я. Лельчук, В.А. Никольский, В.И. Русаков, П.А. Соколов, А.Р. Ханамиров, Т. Д. Янович и многие другие. Послевоенные встречи выпускников «Огненного выпуска» стали яркой традицией в истории университета. Постепенно были организованы кафедры хирургии, микробиологии, акушерства и гинекологии, анестезиологии педиатрического факультета. Учитывая потребности развития здравоохранения, мединститут перешёл к подготовке специалистов в ординатуре и годичной интернатуре. 1980 –1994 гг.–период укрепления братского сотрудничества наций и народностей СССР, дружественных отношений между народамимира.В этот период определилсядальнейший выход подготовки системы медицинских кадров на Дону на новый международный уровень. За выдающиеся заслуги в деле подготовки кадров Ростовский государственный медицинский институт был награждён Орденом Дружбы народов и переименован в РОДНМИ –Ростовский Ордена Дружбы народов медицинский институт.Этот орден был учреждён правительством СССР в ознаменование 50летия образования СССР,для награждения за значительные заслуги в укреплении дружбы и братского сотрудничества наций и народностей, вклад в социальнополитическое, экономическоеи культурное развитие СССР, укрепление дружественных отношений между народами.Орден стал частью экспозиции музея Ростовского государственного медицинского университета, рубежом его славной истории, которым и сегодня гордятся все студенты, выпускники и профессорскопреподавательский состав университета. 1994 год–по настоящее время–это период становления уже Ростовского государственного медицинского университета, поскольку в1994 году РОДНМИ был вновь переименован в РостГМУ –Ростовский государственный медицинский университет. Благодаря успешной научнойи педагогическойдеятельности всего коллективаинститу получил статус университета. Он стал одним из базовых учебных и научных медицинских центровСеверного Кавказа, а такжестран СНГ. В этот период продолжателем лучших медицинских и научных традиций РостГМУ был В.Н.Чернышов.Выпускник и воспитанник Ростовского медицинского института, окончивего в 1966 году, стал ректором и заведующим кафедрой.В 1986 –2009 гг. профессор возглавлял институт, а затем и университет, пробыв на посту ректора более двадцати лет. Его талант организатора и научная деятельность способствовалитому, что Ростовский государственный медицинский университет стал успешным лечебнодиагностическим центром Северного Кавказа. В этот период учёные и общественные деятели университета, расширяя свои научные и профессиональные контакты, проходили стажировку в университетах Великобритании, Германии, США, Оксфорда и Кёльна и др. Современные научные исследования учёных и сотрудников университета связаны с проблемами истории и «роли медицинской профессии»[13], здорового образа жизни, «социальными реформами и здравоохранения» [14], его «философскими аспектами» [15], гендерными исследованиями «положения детей и женщин» [16],, «выбором жизненного пути» студентов России [17] и др. На протяжении многих лет вуз входил в число 10 лучших медицинских вузов СССР. Таким образом, в ХХ веке в РостовенаДону сложился крупный учебный, научнопросветительский медицинский центр, сохранив свои традиции и научный потенциал в годы Великой Отечественной войны, заложив прочный фундамент образования и науки Дона и Северного Кавказа. В начале XXIвека РостГМУ –крупнейший учебнонаучнопроизводственный комплекс по подготовке и повышению квалификации медицинских кадров СНГ и Юга России. С учебным процессом тесно связаны фундаментальные научные исследования, оказание высококвалифицированной помощи всем категориям населения. Университет и его клиники оказывают помощь в подготовке высших медицинских кадров для стран Европы, Латинской Америки, Африки, Азии, а также СНГ и субъектов Российской Федерации.
Ссылкинаисточники1.Склярова Е.К., Чаплыгина Е.В., Камалова О.Н. Ростовский государственный медицинский университет в годы Великой Отечественной войны // Гуманитарные и социальноэкономические науки. –2015. –№ 2. –С. 73.2.Харламов Е.В., Киселёва О.Ф., Склярова Е.К. Деонтология жизни. Ростов / Д: Мини Тайп, 2014. – С. 172 –185. 3.Склярова Е.К., Чаплыгина Е.В., Харламов Е.В., Жаров Л.В. От Варшавского университета до РостГМУ: история вуза в коллекциях библиотек и музеев Ростовского государственного медицинского университета (к 100летию высшего медицинского образования на Дону) // История медицины в собраниях архивов, библиотек и музеев материалы II межрегиональной научнопрактической конференции, посвящённой 80летию Волгоградского государственного медицинского университета. Главный редактор В. И. Петров. Волгоград, 2015. –С. 128.
4.Вечерний Ростов. 1975. 29марта; Профессор М.А. Уколова 1906 –1994. Ростов н/Д:РНИОИ, 1996.–187 с.5.Летопись Ростовского государственного медицинского университета (РостГМУ): в 5 томах / сост.: Г.Г. Жамгоцев. –Ростов н/Д, 2006. –Том 4. –С. 155 –157, 158. [Рукописное издание].6.Харламов Е.В., Склярова Е.К., Киселёва О.Ф., Сидоренко Ю.А.50 лет с Alma Mater. –Ростов н/Д: ГБОУ ВПО РостГМУ МЗ РФ, 2015. –С. 135 –165.
7.Склярова Е.К., Харламов Е.В. Международные аспекты и социомедицинские последствия Отечественной войны 1812 года // Гуманитарные и социальноэкономические науки. СКНЦ ВШ ЮФУ. 2012. № 4. –С. 77 –80. 8.Чаплыгина Е.В., Каплунова О.А., Маркевич А.В., Швырёв А.А. Фундаментальный музей кафедры нормальной анатомии Ростовского медицинского университета // Морфология. 2012. Т. 142. № 6. С. 94 –96. 9.Склярова Е.К., Жаров Л.В. История медицины. –Ростов н/Д: Феникс, 2014. –С. 337 –339.
10.Склярова Е.К., Жаров Л.В., Дергоусова Т.Г. История фармации. –Ростов н/Дону: Феникс, 2015. –С. 303 –304. 11.Государственный архив Ростовской области (ГАРО). ф.2508.оп.9.д.1308.12.Государственный архив Ростовской области (ГАРО). ф.2508.оп.7.д.984.13.Склярова Е.К., Макарова В.Н., Столяров В.В. Роль медицинской профессии в Англии и Ирландии в эпоху урбанизации // Гуманитарные и социальноэкономические науки. –2015. –№4(83). –С. 55. 14.ГутиеваМ.А., Склярова Е.К. Сравнительный анализ социальных реформ России и Великобритании в первой половине XIX века // Гуманитарные и социальные науки. –2015. –№1. –С. 14. 15.Склярова Е.К., Камалова О.Н. Философские аспекты викторианского здравоохранения / // Экономические и гуманитарные исследования регионов. –2015. –№1. –С. 103.16.Склярова Е.К. Урбанизацияи социальное положение детей и женщин Великобритании XIXвека // Гуманитарные и социальноэкономические науки. –2011. –№ 1. –С. 73. 17.Харламов Е.В., Киселева О.Ф., Семенова Н.О. Выбор жизненного пути // Гуманитарные и социальноэкономические науки. 2015. №1(80). С. 67.
СкляроваЕленаКонстантиновна,канд. ист. наук, доценткафедрыисторииифилософии,ГБОУВПО«Ростовскийгосударственныймедицинскийуниверситет»,РостовнаДонуAffina18@mail.ru
Основные этапы становления
Ростовского государственного медицинского университета(к 100летию высшего медицинского образования на Дону)
Аннотация.На основе историкогенетического метода исследования впервые предпринята попытка определить основные этапы становления Ростовского государственного медицинского университета, а также роль его выдающихся учёных и выпускников. Благодаря потенциалу профессоров университетов Петербурга, Москвы,Варшавы, Казани в РостовенаДону в ХХ веке сложилась система высшего медицинского образования СССР,определившая здравоохранениеСеверного Кавказа, а также СНГ. Ключевыеслова:
высшее медицинское образование, Ростовский государственный медицинский университет, Варшавский университет, Великая Отечественная война, деонтология,«Огненный выпуск» 1941 года, Северный Кавказ.
Историография становления и развития Ростовского государственного медицинского университета представлена рядом публицистических работ и специальных изданий, вышедших к тому или иному юбилею университета, кафедрыили выдающегося учёного. Однако до сих пор нет ни одного обобщающего или сравнительного научного исследования, отражающего генезис и основные этапы становления Ростовского государственного медицинского университета, его роль и особенности подготовки медицинских кадров на Донуи Северном Кавказе. Среди этих работ можно выделить специальные исследованияпосвящённые развитию вуза и его эвакуации в годы Великой Отечественной войны[1], «деонтологии жизни»его выдающихся учёныхи руководителей [2], коллекции исторических документов «в архивах музеев и библиотек»
университетов Северного Кавказа [3]. Наиболее яркие исследования посвящены развитию кафедр хирургии, психиатрии, офтальмологии, а также профессорам –Н.А. Богоразу, П.П. Коваленко, Э.М. Кастанаяну, П.И. Бухману и др.Особое место в научных исследованиях занимают выпускники «Огненного выпуска» 1941 г., а также женщины –учёные и фронтовики [4].
Относительно полно изучен первоначальный период эвакуации Варшавского университета, деятельностьего профессоров, период Великой отечественной войны. Однако до сих пор белыми пятнами истории являются периоды политических репрессий, затронувших жизнь ростовских врачей и учёных, а также холокоста, оккупации, эвакуации,эмиграциииработы учёных в других вузах СССР и СНГ.
До сих пор нет специальных научных исследований, посвящённых учёным, репрессированным в годы сталинизма. К примеру, директор Ростовского медицинского института М.М. Гардашьян в 1916 годуокончилДуховную семинариюв Тифлисе. Затем он стал народнымкомиссаромздравоохранения Армении в 1928 –1931 гг.А в 19351937гг. –доцентом кафедры факультетской хирургии идиректоромРостовского медицинского института.Однако список лиц, подлежащих суду военной коллегии Верховного суда СССР (АП РФ, оп.24, дело 417, лист 77) указывал, что 10 июня 1938 года он был репрессирован. Та же участь постигла и заведующего кафедрой бактериологии В.А. Барыкина. Ещё в начале 1915 года он был избран заведующим кафедрой бактериологии Варшавского университета. Эвакуировавшись вместе с университетом из Польши в РостовнаДону, он продолжил заведовать кафедрой. Одновременно был назначен руководителем нового Ростовского бактериологического института. На двух базах ему удалось создать коллектив сотрудников, многие из которых в дальнейшем стали известными учёными, специалистами в области микробиологии, эпидемиологии, инфекционных болезней. Известен вклад В.А. Барыкина и его учеников в изучение возбудителя сыпного тифа. Его исследования были представлены на Всемирной конференции микробиологов в Швейцарии, затем на Всероссийском съезде бактериологов и эпидемиологов. Перу В.А. Барыкина принадлежат 114 научных публикаций на русском и иностранных языках, 4 монографии. В 1921–1922 гг. он был участникомвсех противоэпидемических мероприятий Дона и Северного Кавказа. В 1920 году он был назначен Председателем научной комиссии по изучению инфекционных заболеваний. По его инициативе было начато развитие производства вакцин, сывороток и диагностических препаратов. Кафедра бактериологии университета являлась методическим центром в развитии профилактической медицины. В период 1930х гг. профессор представлял СССР в составе делегации «на Международных конгрессах в Париже, Лондоне и НьюЙорке». Но вскоре был репрессирован [5]. Многие фотографии репрессированных и расстрелянных учёных не сохранились и были уничтожены.К 100летию Ростовского вуза и становлению высшего медицинского образования на Дону внаучный оборот введён новый ряд фамилий учёных и общественных деятелей Дона, внёсших определённый вклад в развитие здравоохранения и системы образования Юга России, (в течение более 50 лет их трудовой и научной деятельности) –«50 лет с Alma Mater» [6].Особую актуальность приобрели в последние годы научные исследования, посвящённые научным контактам и работе учёных Дона и Северного Кавказа на территории Крымаи в СНГ. Истокистановления Ростовского государственного медицинского университета берутсвоё начало в 1915 году. 100летие высшего медицинского образования на Дону заставляет историков поновому взглянуть на его эволюцию, определить основные этапы и факторы его развития, а также особенности и белые пятна его истории. Несмотря на сравнительнонебольшой для историипериод–100 лет, становление Ростовского государственного медицинского университета можно разделить на следующие основные этапы: 1) 1915 –1930, 2) 1930 –1941; 3) 1941 –1945; 4) 1945 –1965; 5) 1965 –1980; 7) 1980 –1994 гг.; 8)1994 г. –по настоящее время. 1915 –1930 гг.–период эвакуации Варшавского университета в РостовнаДону, становления Донского университетаи системы высшего образованияна Дону и Северном Кавказе. Основная заслуга в организации высшего медицинского образования в регионе принадлежит администрации города, обществам благоустройства городов Юга России (Ставрополя, Таганрога, Пятигорска, Екатеринодара)имедицинской общественности РостованаДону. Общественные деятели и учёные ещё в XIX веке подчёркивали необходимость высшего медицинского образования на Северном Кавказе. После наполеоновских войн и Отечественной войны 1812 г. подписанный заключительный акт 1815 годупредусматривал присоединение большей части Польшик России. «Следствием этого стало основание Варшавского, а затем после его эвакуации Ростовского университета»[7]. Русификация национальных окраин, проводимая последовательно правительством Александра I, Николая Iи Александра II, способствовала стабилизации политической обстановки в Польше, гдедо ХХ векасложилась своя система высшего медицинского образования. Когда в годы Первой мировой войны стал вопрос об эвакуации Варшавского университетаиз Польши, то в 1915 годуправительство Российской империии Министерство народного просвещения приняло решение о переводе университета в РостовнаДону. До этого на Юге России, в отличие от Польши, не было ни одного высшего медицинского учебного заведения. В 1915 годурусский Варшавский университет вместе четырьмя факультетами, в том числе медицинским, стал центром высшего медицинского образования на Дону.Городская Николаевская больница РостованаДону стала учебноклинической базой медицинского факультета Варшавского, а в дальнейшем и Ростовского государственного медицинского университета.В этот период постепенно на Дону и Северном Кавказе сложились первые научные медицинские общества, кафедры и клиники –первая клиника детских болезней, кафедра глазных болезней, учреждены также женский медицинский институт и первый в стране по величине и оборудованию патологоанатомический институт. В 1917 году был основан первый «музей кафедры анатомии, которому в 2017 году исполнится 100 лет»[8]. Выпускник Военномедицинской академии Петербурга Н.В. Парийский, пройдя путь от военного врача в Литве иСимферополе, затем в Тифлисе, а также главного врача Николаевской больницы РостованаДону стал профессором ортопедии Донского университета, основателем Ростовского медицинского университета. Значительный вклад в развитие медицинской науки внесли основатели кафедр, профессора: физиолог Н.А. Рожанский, патофизиолог К.Р. Мирам, хирурги Н.И. Богораз, Н.И. Напалков, патологоанатомы И.Ф. Пожариский, Ш.И. Криницкий, фармаколог И.С. Цитович, гистолог А.А. Колосов, дерматовенеролог П.В. Никольский, микробиолог М.И. Штуцер, анатом К.З. Яцута, нейрохирург П. И. Эмдин, терапевты И.В. Завадский, Э.М. Кастанаян. Профессорскопреподавательский состав университета сложился благодаря успешной кадровой политике администрации РостованаДону и правительства Николая II. Учёные, приехавшие в РостовнаДону, представляли лучшие научные медицинские школы России. Профессора П.И. Бухман, Б.А. Коган, И.С. Цитович, А.И. Ющенко, К.З. Яцутаприехали из Петербурга. В.В. Воскресенский, Н.И. Напалков, Н.А. Рожанский были направлены из Москвы.И.В. Завадский иП.И. Эмдин прибыли из Казани. В.А. Барыкин, Н.А. Богораз, Н.Д. Бушмакин, Н.Н. Брусянин, Д.И. Ивановский, А.О. Карницкий, А.А. Колосов, Ш.И. Криницкий, Н.И. Мухин, П.В. Никольский, К.Х. Орлов, И.Ф. Пожариский эвакуировались вместе с Варшавским университетом.Именно эти профессора заложили фундамент лучших традиций научной школыДона, определив её развитие в XX в.
Первые кафедры и клиники медицинского факультета возглавили: терапевты: И.В. Завадский, Н.И. Мухин,Э.М. Кастанаян; дерматовенеролог П.В. Никольский; патологоанатомы: И.Ф. Пожариский и Ш.И. Криницкий; патофизиолог К.Р. Мирам; физиолог Н.А. Рожанский;гистолог А.А. Колосов; фармаколог И.С. Цитович; микробиологи В.А. Барыкин и М.И. Штуцер; психиатры А.И. Ющенко и Н.Н. Корганов; судебный медик А.И. Шибков; травматологортопед Н.В. Парийский; анатом Н.Д. Бушмакин.
1930 –1941 гг. –следующий период становления Ростовского медицинского института, как самостоятельного учебного заведения. В соответствии с постановлением Наркомздрава СССР Ростовский медицинский институт получил статус самостоятельного вуза. 10 октября 1930 г. считается датой отделения медицинского факультета Донского университета и рождения самостоятельного Ростовского медицинского института. Внекоторых документах выделяется именно 1930 год, как дата основания вуза. Однако, сравнивая историю и даты основания других вузов Россиии СССР, необходимо подчеркнуть, что к 1930 годумногие из них были учреждены лишь впервые. В то же время высшее медицинское образование на Дону с 1915 года имело уже свои научные традиции,высокопрофессиональный профессорскопреподавательский состав, клиники и материальную базу.К 1930 годувузпредставлял собой уже полностью укомплектованное специалистами высшее учебное заведение. В институте была создана своя материальнотехническая база и кадровое обеспечение, которые сопровождались организацией лечебнопрофилактического, педиатрического и санитарногигиенического факультетов.
К 1940 годув институте обучалось уже 3200 студентов и работало 377 преподавателей, среди которых было 32 профессора, в том числе 4 заслуженных деятеля науки РСФСР –К.Х. Орлов, Н.А. Богораз, П.И. Эмдин, И.С. Цитович. 1941 –1945
гг.–период Великой Отечественнойвойны, изменившей сроки и систему подготовки медицинских кадров в СССР, а также на Дону и Северном Кавказе. В этот период медицинская интеллигенция заявила о своей готовности защитить Родину. В 1941 г. два выпуска врачей навсегда вошли в летопись Ростовского государственного медицинского университета, получив название «Огненный выпуск». Этот термин навсегда вошёл в учебники по «Истории медицины» [9] «Истории фармации» [10]. Профессорскопреподавательский состав и студентывыпускники Ростовского медицинского института вместо выпускного бала летом 1941 г. добровольно ушли на фронт. Защита Родины стала долгом для старшего поколения и молодёжи. Руководство Ростовского медицинского института и профсоюз были вынуждены кардинально изменить систему подготовки кадров и сроки обучения. Вместе с дипломами об окончании медицинского института, студенты получали мобилизационные листки военного комиссариата, направляясь на фронт в Ставрополь и Сталинград, Киев и Харьков, Новороссийск, Орёл и Либаву. Легендой РостГМУ называли выпускника Ростовского мединститута, врачахирурга «Огненного выпуска»–П.П.Коваленко. В боях за освобождение Крыма и Севастополя, будучи начальником медсанбата, в течение многих суток он не покидал операционную палату, оказывая хирургическуюпомощьтяжелораненым. Впоследствии он стал ректором и председателем профкомаРостовского медицинского института. Почётный гражданин РостованаДону за заслуги перед Отечеством имел многочисленные награды.
После победы СССР в Великой Отечественной войне выпускники «Огненного выпуска» стали гордостью университета. Это профессора –П.П. Коваленко, Ю.И. Рудакова, Г.И. Трегубов, А.Г. Шовкун, а также врачи –Г.Г. Жамгоцев, О.Г. Урзова (Гурьева), В.П. Савельев и многие другие. За отвагу и мужество, созидательный трудбольшинство врачей «Огненного выпуска» были удостоены правительственных наград.
Выпускница медицинского факультета Донского университета З.В.Ермольеваза свои научные открытия в 1943 годуудостоена государственной Сталинской премии. Во время Великой Отечественной войны благодаря её научным открытиям под Сталинградом удалось не допустить эпидемии. Открытие отечественного пенициллина спасло жизни тысячам граждан нашей Родины.
Не изучена полностью и деятельность руководящего составауниверситета –его директоров и ректорского корпуса. Известно, что профессор К.А. Лавров приказом НКЗ РСФСР был назначен уполномоченным по восстановлению мединститута послевоенных лет. Он сыграл значительную роль в сохранении его материальной базы. Сотрудники и студенты очень его ценили и уважали. Впоследствии он был удостоен Ордена Ленина [11]. В 1943 –1944 годах профессор К.А. Лавров будучи, заместителем директора института по учебной работе, взял на себя контроль за судьбой эвакуированных. Все сотрудники медицинского института вместе с семьями, а также уцелевшая литература, медицинские приборы и аппараты были вывезены железнодорожным транспортом. Эта деятельность была по достоинству оценена руководством Северной Осетии и НКЗ РСФСР. 20 марта 1944 года. К. Лавров передал дела назначенному НКЗ РСФСР директору мединститута –А. Н. Мотненко –выпускнику медицинского факультета СКГУ, бывшему директору Кубанского Института [12]. С 1944 года он несколько месяцев руководил вузом. В 1944 году продолжились ремонтновосстановительные работы. Объявлены конкурсы профессорскопреподавательского состава. Заведующие кафедр представлялись на утверждение НКЗ РСФСР. 22 октября 1944 года А.Н. Мотненко был отозван в Москву, где занял должность заместителя Министра здравоохранения РСФСР. Однако полный круг обязанностей и деятельность заместителей по учебной, научной и лечебной работе остаются в тени истории. Нуждаются также в дальнейших исследованиях и послевоенные периоды истории университета, его профессиональные контактыс зарубежными учёными и научными обществами. Список Учителей «Огненного выпуска» можно дополнить, если детально изучить историю мединститута в 1936 –1941 гг. К этой замечательной плеяде Учителей можно отнести профессора Г. С. Ивахненко.В 1938 г. доцент мединститута ужеобучал студентов «Огненного выпуска». Он был директоромРостовского института переливания крови в годы Великой Отечественной войны. Главный хирург 56й армии был награждён орденами Красной Звезды, Знак Почёта, медалями. Под его руководством его ученик защитил диссертацию «Отдельные вопросы переливания крови» (1941).В 1950 –1956 гг. он стал директоромРостовского медицинского института. Его портретв зале заседаний Учёного совета РостГМУ напоминает нам о замечательных страницах истории медицины Дона.
1945 –1965гг.–период послевоенного развития и совершенствования системы высшего медицинского образования. После окончания Великой Отечественной войны Ростовский мединститут пришлось восстанавливать в труднейших условиях. Не было электричества, разрушены клиники, библиотека, аудитории, а также необходимого для научных исследований оборудования, не хватало простых столов и стульев. Все силы были сосредоточены на восстановлении учебных корпусов, дальнейшем развитии медицинской науки. В конце 1950х гг. уже работало 3 кафедры, 16 клинических отделений, библиотека. В 1960 годудля координации научной работы в мединституте была создана центральная методическая комиссия, открытыфакультет усовершенствования врачей ивечернее отделениена лечебнопрофилактическом факультете. В этот период институт прославил будущий учёный мирового масштаба, основатель и директор Межотраслевого научнотехнического комплекса «Микрохирургия глаза», академик АМН СССР, Герой Социалистическоготруда
СССР.С.Н.Фёдоров был студентом Ростовскогомедицинскогоинститута. В 1952 году он успешно окончилРостовский медицинский институт.
Для него всегда самым важным в жизни были его пациенты, которым он мог оказать профессиональную помощь. На стене в холле учебного корпуса института висит мемориальная доска, с золотой надписью, посвящённая выдающемуся выпускнику университета. 1965 –1980 гг.–новый рубеж в истории медицины Дона. С этого года институт изменил своё название. Теперь это Ростовский государственный медицинский институт.Кроме того, институт приобрёл статус союзного подчинения и вуза 1й категории. В это время фундаментальные научные исследования по медикобиологическим и клиникодиагностическим проблемам начали проводиться на международном уровне. Выдающиеся учёные института представляли СССР на международных научных симпозиумахЕвропы и Америки, сообщая о результатах своих научных открытий и перспективных исследованиях. В это период большой вклад в развитие науки, воспитание и обучение молодёжи внесли общественные деятели, врачии профессора –Е.К. Алимова, А.Н. Гордиенко, Е.М. Губарев, Н.В. Данилов, П.П. Коваленко, А.А. Колосова, П.Я. Лельчук, В.А. Никольский, В.И. Русаков, П.А. Соколов, А.Р. Ханамиров, Т. Д. Янович и многие другие. Послевоенные встречи выпускников «Огненного выпуска» стали яркой традицией в истории университета. Постепенно были организованы кафедры хирургии, микробиологии, акушерства и гинекологии, анестезиологии педиатрического факультета. Учитывая потребности развития здравоохранения, мединститут перешёл к подготовке специалистов в ординатуре и годичной интернатуре. 1980 –1994 гг.–период укрепления братского сотрудничества наций и народностей СССР, дружественных отношений между народамимира.В этот период определилсядальнейший выход подготовки системы медицинских кадров на Дону на новый международный уровень. За выдающиеся заслуги в деле подготовки кадров Ростовский государственный медицинский институт был награждён Орденом Дружбы народов и переименован в РОДНМИ –Ростовский Ордена Дружбы народов медицинский институт.Этот орден был учреждён правительством СССР в ознаменование 50летия образования СССР,для награждения за значительные заслуги в укреплении дружбы и братского сотрудничества наций и народностей, вклад в социальнополитическое, экономическоеи культурное развитие СССР, укрепление дружественных отношений между народами.Орден стал частью экспозиции музея Ростовского государственного медицинского университета, рубежом его славной истории, которым и сегодня гордятся все студенты, выпускники и профессорскопреподавательский состав университета. 1994 год–по настоящее время–это период становления уже Ростовского государственного медицинского университета, поскольку в1994 году РОДНМИ был вновь переименован в РостГМУ –Ростовский государственный медицинский университет. Благодаря успешной научнойи педагогическойдеятельности всего коллективаинститу получил статус университета. Он стал одним из базовых учебных и научных медицинских центровСеверного Кавказа, а такжестран СНГ. В этот период продолжателем лучших медицинских и научных традиций РостГМУ был В.Н.Чернышов.Выпускник и воспитанник Ростовского медицинского института, окончивего в 1966 году, стал ректором и заведующим кафедрой.В 1986 –2009 гг. профессор возглавлял институт, а затем и университет, пробыв на посту ректора более двадцати лет. Его талант организатора и научная деятельность способствовалитому, что Ростовский государственный медицинский университет стал успешным лечебнодиагностическим центром Северного Кавказа. В этот период учёные и общественные деятели университета, расширяя свои научные и профессиональные контакты, проходили стажировку в университетах Великобритании, Германии, США, Оксфорда и Кёльна и др. Современные научные исследования учёных и сотрудников университета связаны с проблемами истории и «роли медицинской профессии»[13], здорового образа жизни, «социальными реформами и здравоохранения» [14], его «философскими аспектами» [15], гендерными исследованиями «положения детей и женщин» [16],, «выбором жизненного пути» студентов России [17] и др. На протяжении многих лет вуз входил в число 10 лучших медицинских вузов СССР. Таким образом, в ХХ веке в РостовенаДону сложился крупный учебный, научнопросветительский медицинский центр, сохранив свои традиции и научный потенциал в годы Великой Отечественной войны, заложив прочный фундамент образования и науки Дона и Северного Кавказа. В начале XXIвека РостГМУ –крупнейший учебнонаучнопроизводственный комплекс по подготовке и повышению квалификации медицинских кадров СНГ и Юга России. С учебным процессом тесно связаны фундаментальные научные исследования, оказание высококвалифицированной помощи всем категориям населения. Университет и его клиники оказывают помощь в подготовке высших медицинских кадров для стран Европы, Латинской Америки, Африки, Азии, а также СНГ и субъектов Российской Федерации.
Ссылкинаисточники1.Склярова Е.К., Чаплыгина Е.В., Камалова О.Н. Ростовский государственный медицинский университет в годы Великой Отечественной войны // Гуманитарные и социальноэкономические науки. –2015. –№ 2. –С. 73.2.Харламов Е.В., Киселёва О.Ф., Склярова Е.К. Деонтология жизни. Ростов / Д: Мини Тайп, 2014. – С. 172 –185. 3.Склярова Е.К., Чаплыгина Е.В., Харламов Е.В., Жаров Л.В. От Варшавского университета до РостГМУ: история вуза в коллекциях библиотек и музеев Ростовского государственного медицинского университета (к 100летию высшего медицинского образования на Дону) // История медицины в собраниях архивов, библиотек и музеев материалы II межрегиональной научнопрактической конференции, посвящённой 80летию Волгоградского государственного медицинского университета. Главный редактор В. И. Петров. Волгоград, 2015. –С. 128.
4.Вечерний Ростов. 1975. 29марта; Профессор М.А. Уколова 1906 –1994. Ростов н/Д:РНИОИ, 1996.–187 с.5.Летопись Ростовского государственного медицинского университета (РостГМУ): в 5 томах / сост.: Г.Г. Жамгоцев. –Ростов н/Д, 2006. –Том 4. –С. 155 –157, 158. [Рукописное издание].6.Харламов Е.В., Склярова Е.К., Киселёва О.Ф., Сидоренко Ю.А.50 лет с Alma Mater. –Ростов н/Д: ГБОУ ВПО РостГМУ МЗ РФ, 2015. –С. 135 –165.
7.Склярова Е.К., Харламов Е.В. Международные аспекты и социомедицинские последствия Отечественной войны 1812 года // Гуманитарные и социальноэкономические науки. СКНЦ ВШ ЮФУ. 2012. № 4. –С. 77 –80. 8.Чаплыгина Е.В., Каплунова О.А., Маркевич А.В., Швырёв А.А. Фундаментальный музей кафедры нормальной анатомии Ростовского медицинского университета // Морфология. 2012. Т. 142. № 6. С. 94 –96. 9.Склярова Е.К., Жаров Л.В. История медицины. –Ростов н/Д: Феникс, 2014. –С. 337 –339.
10.Склярова Е.К., Жаров Л.В., Дергоусова Т.Г. История фармации. –Ростов н/Дону: Феникс, 2015. –С. 303 –304. 11.Государственный архив Ростовской области (ГАРО). ф.2508.оп.9.д.1308.12.Государственный архив Ростовской области (ГАРО). ф.2508.оп.7.д.984.13.Склярова Е.К., Макарова В.Н., Столяров В.В. Роль медицинской профессии в Англии и Ирландии в эпоху урбанизации // Гуманитарные и социальноэкономические науки. –2015. –№4(83). –С. 55. 14.ГутиеваМ.А., Склярова Е.К. Сравнительный анализ социальных реформ России и Великобритании в первой половине XIX века // Гуманитарные и социальные науки. –2015. –№1. –С. 14. 15.Склярова Е.К., Камалова О.Н. Философские аспекты викторианского здравоохранения / // Экономические и гуманитарные исследования регионов. –2015. –№1. –С. 103.16.Склярова Е.К. Урбанизацияи социальное положение детей и женщин Великобритании XIXвека // Гуманитарные и социальноэкономические науки. –2011. –№ 1. –С. 73. 17.Харламов Е.В., Киселева О.Ф., Семенова Н.О. Выбор жизненного пути // Гуманитарные и социальноэкономические науки. 2015. №1(80). С. 67.