Проблемы деонтологии и утилитаризма в генезисе общественного здравоохранения
Выпуск:
ART 96162
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Харламов
Е.
В.,
Склярова
Е.
К. Проблемы деонтологии и утилитаризма в генезисе общественного здравоохранения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
1226–1230. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96162.htm.
Аннотация. На основе историко-генетического метода исследования предпринята попытка определить роль деонтологии и утилитаризма в развитии общественного здравоохранения. Бентамизм и его составляющие определили становление системы общественного здравоохранения и социальной политики, а также деонтологию жизни выдающихся учёных и общественных деятелей многих стран мира, необходимость корректировки современной системы медицинского образования и социальной политики.
Ключевые слова:
социальная политика, утилитаризм, деонтология, бентамизм, дж. бентам, э. чедвик, общественное здравоохранение, социальные реформы, министерство здравоохранения
Текст статьи
СкляроваЕленаКонстантиновна,канд. ист. наук, доценткафедрыисторииифилософии,ГБОУВПО«Ростовскийгосударственныймедицинскийуниверситет»,РостовнаДонуAffina18@mail.ru
ХарламовЕвгенийВасильевич,Профессор,ЗаведующийкафедрыФК, ЛФК и СМ, ГБОУВПО«Ростовскийгосударственныймедицинскийуниверситет»,РостовнаДону194677@mail.ru
Проблемы деонтологии и утилитаризма в генезисеобщественного здравоохранения
Аннотация.На основе историкогенетического метода исследования предпринята попытка определить роль деонтологии и утилитаризма в развитии общественного здравоохранения.Бентамизм и его составляющие определили становление системы общественного здравоохранения исоциальной политики, а также деонтологию жизни выдающихся учёных и общественных деятелеймногих стран мира.Ключевыеслова:
деонтология,утилитаризм,бентамизм,Дж.Бентам,Э.Чедвик,общественноездравоохранение,социальныереформы,министерствоздравоохранения,социальнаяполитика.
Актуальность исследования проблем утилитаризма и деонтологии обусловлена переходом системы общественного здравоохранения нашей страны к рыночной системе здравоохранения. Научные исследования в этой области носят, несомненно, междисциплинарный характер, заставляя врачей, а также историков, философов, социологов и юристов корректировать и дополнять имеющиеся исследования. Терминдеонтология, как учение о долге, морали и нравственности был введён в научный оборот английскимфилософомутилитаристом Дж. Бентамом.В работе «Деонтология, или наука о морали» первоначально этот термин использовался, как учение о долге для обозначения теории нравственности, не имея прямого отношения к медицине и здравоохранению.
Лидер утилитаристовреформаторов, обосновывая учение о «пользе» (utility) и «деонтологии» (deontology), подчеркнул, что польза и долг –это цель и норма поведения. Ещё вэпоху Просвещения Дж. Бентамвпервые опубликовал работу «Введение в принципы морали и законодательства», где отметил, что утилитаризм, как социальная теория, утверждает, что поступок правилен, если он способствует достижению наибольшего блага. Под руководством профессоров древнейшего в мире Университета Оксфорда учёныйполучил прекрасное образованиеи в 20 лет окончилполный юридический курс Оксфорда.Онмного путешествовал по Европе, а такжеРоссии иБелоруссии. Объехав Париж иНиццу, философпобывал в Болгарии, Румынии, Константинополе. Это далоему возможность сравнить внутреннюю политику, медицину, повседневный быт, социальное устройство исистему здравоохранения зарубежных стран. Возвратившись в Великобританию, Дж. Бентамопубликовал ряд работ, имеющих актуальность и в наши дни в современном обществе. По его мнению, утилитаризм, как социальная теория, утверждает, что поступок правилен, если он способствует достижению наибольшего блага. Идеиутилитаризма, долгаи морали общества постепенно становились критерием общественной пользы. Вопросы морали, утилитаризма и деонтологии, проблемы нищеты, местных злоупотреблений, коррупции были в центре внимания Дж. Бентама. Новизна его идеи заключалась в обосновании принципов «пользы» и «долга» для достижения счастья большинству людей, уменьшения нищеты. Истинная цель законодательства должна заключаться, по его мнению, в пользе реформ. Сформировавшись в начале XIХ века, утилитаризм и деонтология стали предлагаться, как средство для достижения цели и практическая потребность. Философия утилитаризма и деонтология становились базовыми принципами идеологии, морали и правовых реформ. В работе «Конституционный кодекс. Для пользы всех наций и правительств, утверждающих либеральноемнение»Дж. Бентам разработал новые идеи социального развития. Согласно его концепции реформы должны осуществляться по принципу пользы, счастья и благоденствия. «Общественное мнение —это власть», основанная на «определённых законах в соответствии с конституцией». Выступая против коррупции, он указывал на необходимость профессиональной компетенции, постоянной инспекции деятельности политических деятелей, правительства, всей системы управления. Принцип «пользы» и необходимости должен стать главенствующим в политике. Общественное благосостояние не должно находиться только в руках самой богатой части общества, а законы и общественная администрация должнырегулироваться для обеспечения порядка.Реформатор предложил разделить государственное управление надве сферы: 1) центральное и 2) местное. Первое предполагалось сосредоточить в тринадцати специальных министерствах, руководимых соответствующими министрами и назначаемых премьерминистром. Впервые в начале XIX века была предложена идея введения служб предотвращения социальных проблем и Министерства здравоохранения [1]. По мнению Дж. Бентама в компетенцию специального Министерства здравоохранения должно было входить всё, что касалось общественного здравоохранения: больницы, карантинная служба, тюрьмы, школы, водоснабжение, кладбища, фабрики, медицинское обслуживание армии и флота, производство и хранение лекарств. Идея создания Министерства здравоохранения впервые появилась в работах Дж. Бентама к началу 1830х гг.«Однако на практике в Великобритании окончательно онаосуществилось лишь в 1919 году». [2]. В дальнейшем уже всередине ХХ века в Великобритании была создана Национальная служба здравоохранения.В работе «Деонтология, или наука о морали» Дж. Бентам обосновал и развил идеи утилитаризма и деонтологии, а именно «пользы» и «долга». Он отмечал, что термин «деонтология» означая «знание о том, что правильно или должно», «не является объектом законодательства», а наукой о том, «как надлежит поступать в каждом случае». По мнению философа, «индивидуальное мнение — составная часть общественного мнения, определяемого моралью… Задача деонтолога — определять движение вперёд, соотнося своё благополучие с благополучием других людей. Основной принцип, на котором основывается деонтология —«принцип пользы» «utility»… Мораль, религия и политика имеют общую цель… Деонтология это частная этика, определяемая мотивами поведения людей, не регламентируемая законодательством. Общественное мнение определяет репутацию, репутация — благосостояние… Деонтология наука о морали, в основе которой лежит принцип — утилитаризма»[3].
Составляющие бентамизма –радикальное решение проблем нищеты, централизация местного и государственного управления городов, организация полиции и системы здравоохранения. Эти социальные реформы предлагались на основе введения новых соответствующих министерств, служб предотвращения социальных и медицинских проблем, а также введения обязательной профессиональной компетенции и оплаты работы служащих, инспекции, свободы печати, преодоления коррупции. Бентамизм стал обоснованием становления социальной политики Великобритании, которая была реализована на практике утилитаристамиреформаторами.
Выступая за правовую реформу всего британского общества, английскийфилософ Дж. Бентам развил и создал уникальную теорию утилитаризма, причастную к созданию системы общественного здравоохранениясовременных государств. Утилитаризм и деонтология сталируководящим указанием для правовых и социальноэкономических реформ. Экономические аспекты бентамизма, сконцентрированные в выборе вектора финансирования государственных средств, явились исходной точкой эволюции системы общественного здравоохранения и социальной политики Великобритании ещё в середине XIXв. Утилитаризм и деонтология стали попыткой избежать проходивших в то время в Европе серии революций, отрицательных последствий общественного развития.В XIX веке единомышленник Дж. Бентама, знаменитый социальный реформатор и создатель системы общественного здравоохранения Великобритании –Э. Чедвик в своих работах и государственных отчётахотмечал высокий уровень смертности в городах Великобританиив эпоху урбанизации, превышающий значительно уровень смертности населения ряда стран Европы, в частности, Швеции. Развиваяидеи бентамизма, Э. Чедвик подчеркнулнеобходимость общественного здравоохранения и создания Министерства здравоохранения. Реформаторская деятельность Э. Чедвика вызвала острые дискуссии среди викторианцев, а также среди последующих исследователей. Современные научные исследования привели к появлению объективных работ, в которых он представлен, как выдающийся утилитарист, «подарок России и Великобритании»[4]. Однако ещё в годы Крымской войны 1853 –1856 гг. коррупция в Великобритании привела к его незаслуженной отставке. Взгляды и социальные идеи реформатора стали полностью востребованы лишь в ХХ веке, получив королевское и международное признание. Необходимо отметить, что в ряде работ российских и зарубежных учёных XXвека термин «деонтология» по праву приписывается философу Дж. Бентаму. Однако в тот период известныйфилософ размышлял толькоо пользе поступков человека и его долге, необходимости изменения системы управления городов, создания министерства здравоохранения, проблемыкоррупции, уменьшения нищетыи смертности населения стран Европы. Необходимо подчеркнуть, что в этот период учёный не выделял специально деонтологиюврача, как отдельную категорию. Прогрессивные предложения о создании Министерства здравоохранения Великобритании вошли в «Конституционный кодекс» Дж. Бентама благодаря доктору С. Смиту. Единомышленник Дж. Бентама сыграл определяющую роль в привлечении внимания парламента к проведению социальных реформ и вопросам здравоохранения городов Соединённого Королевства. Священникпротестант, оставив религиозную деятельность, поступил в 1813 году на медицинский факультет университета Эдинбурга в Шотландии.После его окончания в 1820 х гг. он переехал в Лондон, став членом группы радикалов, возглавляемой Дж. Бентамом. В Лондоне в районе Уайтчепел была специальная больница, где он стал практикующим врачом. Его научные отчёты привели к созданию системы общественного здравоохранения Великобритании [5]. Кроме того, благодаря доктору Смиту был введён впервые «Анатомический акт». Новый закон разрешал врачам и студентам делать вскрытия трупов только одиноких бедняков для развития медицинской науки. В тот период вскрывать останки лорда или любого другого знатного жителя Великобритании запрещалось. В 1832 году Дж. Бентам умер. В этом же году «Анатомический акт, 1832 года» стал законом, разрешавшим в Великобритании патологическое вскрытие в целях развития медицинской науки. Дж. Бентам завещал своё состояние Лондонской больнице при условии, что его тело будет находиться при всех собраниях членов правления больницы. Тело философа подверглось анатомическому вскрытию согласно его завещанию, в котором говорилось о пользе вскрытия для развития медицинской науки. Останки Дж. Бентама были одеты в костюм, а на лице сделали восковую маску. Вскрытие осуществил его друг, утилитаристреформатор и врач С.Смит. Так,даже после своей смерти философ на практике реализовал принципы утилитаризма и деонтологии, пользы и долга. В XXI веке тело Дж.Бентама после бальзамирования было выставлено в холле колледжа Университета Лондона. Деонтология и концепция «долга» определяет направления современных исследований здравоохранения, утилитаризма и морали. «Человек воспринимает действительность через призму исторической эпохи, культуры, своей социальной и национальной принадлежности, своих психологических особенностей, а также воздействия общества, в котором он находится, а также тех идеологических установок, на которые общество настраивает человека» [6].
Концепция деонтологии играет ключевую роль в политической философии, философии права и деятельности врача. Она стала отражением характеристики долгачеловека, рассматривая его, как внутреннюю систему, задающуюсяэтическими ценностями. Деонтология изучаетформы выражения долженствования, путём которогонравственность выражает требования социальных законов, принимает различные формы в частном поведении, общих нормах и требованиях. Проблемы соотношения утилитаризма и деонтологии, «смертности и здравоохранения» и в XXIвеке остаются в центре внимания учёных, представителей медицины, юриспруденции, церкви и врачей многих стран мира [7]. В статье учёных Департамента философии образования университета Дании представлен анализ различных концепций деонтологии. По мнению А. Соренсена, деонтология восходит к утилитаризму и учению Дж. Бентама, сохраняя своё актуальное значение и в наше время. Деонтология –«наука о долге», о том, что необходимо соблюдать или чего придерживаться, как должного в жизни и профессии [8]. Разработка концепции социального государства и здравоохранения городов, «утилитаризм и бентамизм стали синтезом новых идей философоврадикалов. Не являясь основоположником утилитаризма, Дж. Бентам развил философские идеи У. Палея, обосновав теорию утилитаризма причастную к становлению социальной политики и здравоохранения Британии» [9]. Во второй половине XIXвека в основу земской медицины в России легли принципы бесплатной медицины и здравоохранения, их общедоступности, необходимости профилактических мер. В этот период строились сельские больницы, при которых жили врачи, бесплатно оказывавшие помощь населению. На принципах земской медицины создавались муниципальные больницы. В медицине шла дальнейшая специализация, хотя в тот период врачи ещё продолжалисовмещать в одном лице хирурга, акушера, сифилидолога, окулиста.Постепенно ставился вопрос о необходимости высшего медицинского образования. ВХХ веке деонтология уже была обозначена,как новая социальномедицинская наука, изучающая правила и нормы взаимодействияврачас коллегами ипациентом. Термин «деонтология» стал разрабатываться философами, историками, представителями религиозных конфессий, врачами и применяться в контексте долга врача, введения деонтологических норм, создания правил обеспечения максимально эффективного лечения пациентов,а также поведения медицинского персонала. Важное значение придавалось условиямработы и повседневной жизни специалиста, способствующихэффективности лечения, не допускающим медицинских ошибок и отрицательных результатов в работе. ВXIX–XXвекев Россииосновы деонтологии отечественной медицины закладывались на медицинском факультете Московского, Варшавского, Донского и других университетов [10]. Одной из первых работ, посвящённых этойпроблеме, можно считатьактовую речь декана медицинского факультета МГУ,
участника Отечественной войны 1812 года,профессора и врача М. Я. Мудрова.Он тщательно всегда записывал истории болезнейраненых солдат и своих пациентов, внёс значительный вклад в развитие военной гигиены и деонтологии, воспитание студентов Московского университета [11]. «Этические правила, принятые Варшавским обществом врачей» России подчёркивали, что врач может выдать тайну больного по требованию властей или в случаях, когда того «требует общественная польза». В случае готовящегося или совершенного преступления врач должен сообщить об этом властям. Неподходящие правила должны быть изменены» [12]. В ХХ веке «50 лет AlmaMater»отдавали свои знания учёные Ростовского государственного медицинского университета, который считаетсяпреемником Варшавскогоуниверситета. «Учёные, приехавшие из различных городов в РостовнаДону, представляли лучшие научные медицинские школы России. Профессора И.С. Цитович, А.И. Ющенко, П.И. Бухман, К.З. Яцута, Б.А. Коган приехали из Петербурга; Н.А. Рожанский, В.В. Воскресенский, Н.И. Напалков –из Москвы; И.В. Завадский, П.И. Эмдин –из Казани; А.А. Колосов, Н.И. Мухин, П.В. Никольский, К.Х. Орлов, Н.А. Богораз, И.Ф. Пожариский, Н.Н. Брусянин, Ш.И. Криницкий, Н.Д. Бушмакин и другие эвакуировались вместе с Варшавским университетом» [13]. Именно они заложили основы высшего медицинского образования и деонтологии врача и медицинской специальности на Дону и Северном Кавказе в ХХ веке. Плеяда блестящих учёных все свои знания и опыт передала студентам и молодому поколению врачей, в сознании которых постепенно укреплялись чувства профессиональной гордости, деонтологии, утилитаризма, ответственности и патриотизма.
В годы Великой Отечественной войны навсегда в историю СССР и России, атакже учебники по истории медицины и фармации вошёл термин «Огненный выпуск» 1941 года [14]. Вместе с дипломами об окончании медицинского института, «студенты получали мобилизационные листки военного комиссариата, направляясь на фронт –в Ставрополь и Сталинград, Харькови Киев, Либавуи Новороссийск» [15]. Чувство долга и патриотизма было свойственно студентам и врачам ХХ века.
Студентывыпускники 1941 года проводили сложнейшие хирургические операции, защищая границы СССР, Украины и Белоруссии, Дона и Северного Кавказа. После победы СССР в Великой Отечественной войне женщиныфронтовики стали гордостью донской земли для современного поколения студентов –Ю.И. Рудакова, Н.А. Нековалёва, О.Г. Урзова, (Гурьева), А.А. Колосова. Долг, польза и патриотизм стали моральными ориентирами врачей СССР. Сравнительные аспекты истории стран Европы доказывают, что если после наполеоновских войн и Крымской войны «синтез всех этих идей положил начало формированию концепции социального государства»[16], то в XXI веке утилитаризм и деонтология стали уже определять поступательное развитие социальной политики и общественного здравоохранения многих стран мира.
«Выбор жизненного пути» определяет деонтологию всей жизни настоящих специалистов своего дела, что особенно стало актуально для развития здравоохранения после распада СССР [17].
Эволюция бентамизма привела к развитию прогрессивных государств мира «от утилитаризма к общественному здравоохранению» [18], необходимости корректировки системыобразования и здравоохранения, сохранению «коллекций библиотек и музеев», исторического медицинского наследияпредшествующих поколений [19].Таким образом, благодаря усилиям реформаторов, профессоров и общественных деятелей общественное здравоохранение и деонтология постепенно занялиместо новой медицинской науки, важнейшей сферы социальной политикиещё в XIX веке. Эволюция этих понятий и системы ценностей привела в XXI веке к развитию общественного здравоохранения, и в тоже время необходимости корректировки системы образования. Первоначально термин «деонтология» использовался, как учение о долге для обозначения теории нравственности, не имея прямого отношения к здравоохранению. Однако в современном мире утилитаризм и деонтология являются основой деятельности социальных реформаторов, политиков и врачей. В XXIвеке здравоохранение городов и здоровье человека превратилось в одну из первых ценностей, а также в глобальную стратегию человечества.XXIвек вновь возвращает человечество к историческим парадигмам бентамизма: утилитаризму и деонтологии. Объектом регулирования общественного развития становится отношение человека к своему здоровью. Рост смертности населения, коммерциализация здравоохранения,как медикосоциальные проблемы требуют взвешенного научного подхода. Современная социальная политика, система образования и общественное здравоохранение должны рассмотреть утилитаризм и деонтологию в новом историческом ракурсе, требуя глобального учёта общественных интересов, включая выбор жизненного пути современноймолодёжи, а также интересы грядущих поколенийРоссии.
Ссылкинаисточники1.Bentham J.Constitutional Code // In: The Collected Works of Jeremy Bentham / Ed. by F. Rosen and J. H. Burns. Oxford, 1983. Vol.1. P. 35 –39. 2.Склярова Е. К. Урбанизация, социальная реформа и здравоохранение Великобритании в первой половине XIX века. –Ростов н/Д:ИПО ПИ ЮФУ, 2011. –С.124. 3.Bentham J.Deontology or the Science of Morality/ Ed. by J. Bowring. –L., Edinburgh, 1834. P. 22 –35.4.Склярова Е. К. Котова Т. А.Эдвин Чедвик –создатель системы здравоохранения. ПодарокРоссииилиВеликобритании? Ростов/Д: ИПОПИЮФУ, 2010. –С. 135 –139; Chadwick E. A Minister of Health //Journal of the Royal Society of Arts. 1878. Vol. 26. P. 15–21.
5.The Builder. 1844. Vol. 2. Mar. 30. P.199. 6.Харламов Е.В., Киселёва О.Ф., Склярова Е.К.Деонтология жизни. Ростов н/Д: Мини Тайп, 2014. –С. 7–9. 7.Макарова В.Н., Склярова Е.К., Чубарян В.Т.Викторианская урбанизация и проблема смертности и здравоохранения в Великобритании // Гуманитарные и социальноэкономические науки. –2014. –№ 2. – С. 70.8.SorensenA. Deontology –Born and Kept in Servitude by Utilitarianism // Danish Yearbook of Philosophy. Vol. 43. 2008. P. 69 –96. 9.Склярова Е.К., КамаловаО.Н.Философские аспекты викторианского здравоохранения
// Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015.№1. С. 103 –108. 10.СкляроваЕ.К., Харламов Е.В.Международные аспекты и социомедицинские последствия Отечественной войны 1812 года // Гуманитарные и социальноэкономические науки. СКНЦ ВШ ЮФУ. – 2012. – № 4. –С. 77 –80. 11.МудровМ.Я.Избранные произведения. М., 1949. 12.Обязанности и права врачей. Этические правила, принятые Варшавским обществом врачей // Врач. 1884. №29. С. 497 – 499. 13.Харламов Е.В., Склярова Е.К., Киселёва О.Ф., Сидоренко Ю.А.50 лет с AlmaMater. –Ростов н/Д: ГБОУ ВПО РостГМУ МЗ РФ, 2015. –184 c. 14.Склярова Е.К., Л.В. Жаров, Т.Г. Дергоусова. История фармации –Ростов н/Д: Феникс, 2015. –С. 303 –304. 15.СкляроваЕ.К., Чаплыгина Е.В., Камалова О.Н.Ростовский государственный медицинский университет в годы Великой Отечественной войны // Гуманитарные и социальноэкономические науки. –2015. –№ 2. –С. 73.16.Гутиева М.А., Склярова Е.К.Сравнительный анализ социальных реформ России и Великобритании в первой половине XIX века // Гуманитарные и социальные науки. –2015. –№1. –С. 14 –24. 17.Харламов Е.В., КиселёваО.Ф., Семенова Н.О. Выбор жизненного пути // Гуманитарные и социальноэкономические науки. 2015. №1(80). С. 67.18.Склярова Е.К., Рамазанов М.Р.Бентамизм: от утилитаризма к общественному здравоохранению Великобритании // Гуманитарные и социальноэкономические науки. –2014. –№ 6. –С. 62. 19.Склярова Е.К., Чаплыгина Е.В., Харламов Е.В., Жаров Л.В.От Варшавского университета до РостГМУ: история вуза в коллекциях библиотек и музеев Ростовского государственного медицинского университета // История медицины в собраниях архивов, библиотек и музеев материалы II межрегиональной научнопрактической конференции, посвящённой 80летию Волгоградского государственного медицинского университета. Гл.редактор В. И. Петров. Волгоград, 2015. –С. 128.
ХарламовЕвгенийВасильевич,Профессор,ЗаведующийкафедрыФК, ЛФК и СМ, ГБОУВПО«Ростовскийгосударственныймедицинскийуниверситет»,РостовнаДону194677@mail.ru
Проблемы деонтологии и утилитаризма в генезисеобщественного здравоохранения
Аннотация.На основе историкогенетического метода исследования предпринята попытка определить роль деонтологии и утилитаризма в развитии общественного здравоохранения.Бентамизм и его составляющие определили становление системы общественного здравоохранения исоциальной политики, а также деонтологию жизни выдающихся учёных и общественных деятелеймногих стран мира.Ключевыеслова:
деонтология,утилитаризм,бентамизм,Дж.Бентам,Э.Чедвик,общественноездравоохранение,социальныереформы,министерствоздравоохранения,социальнаяполитика.
Актуальность исследования проблем утилитаризма и деонтологии обусловлена переходом системы общественного здравоохранения нашей страны к рыночной системе здравоохранения. Научные исследования в этой области носят, несомненно, междисциплинарный характер, заставляя врачей, а также историков, философов, социологов и юристов корректировать и дополнять имеющиеся исследования. Терминдеонтология, как учение о долге, морали и нравственности был введён в научный оборот английскимфилософомутилитаристом Дж. Бентамом.В работе «Деонтология, или наука о морали» первоначально этот термин использовался, как учение о долге для обозначения теории нравственности, не имея прямого отношения к медицине и здравоохранению.
Лидер утилитаристовреформаторов, обосновывая учение о «пользе» (utility) и «деонтологии» (deontology), подчеркнул, что польза и долг –это цель и норма поведения. Ещё вэпоху Просвещения Дж. Бентамвпервые опубликовал работу «Введение в принципы морали и законодательства», где отметил, что утилитаризм, как социальная теория, утверждает, что поступок правилен, если он способствует достижению наибольшего блага. Под руководством профессоров древнейшего в мире Университета Оксфорда учёныйполучил прекрасное образованиеи в 20 лет окончилполный юридический курс Оксфорда.Онмного путешествовал по Европе, а такжеРоссии иБелоруссии. Объехав Париж иНиццу, философпобывал в Болгарии, Румынии, Константинополе. Это далоему возможность сравнить внутреннюю политику, медицину, повседневный быт, социальное устройство исистему здравоохранения зарубежных стран. Возвратившись в Великобританию, Дж. Бентамопубликовал ряд работ, имеющих актуальность и в наши дни в современном обществе. По его мнению, утилитаризм, как социальная теория, утверждает, что поступок правилен, если он способствует достижению наибольшего блага. Идеиутилитаризма, долгаи морали общества постепенно становились критерием общественной пользы. Вопросы морали, утилитаризма и деонтологии, проблемы нищеты, местных злоупотреблений, коррупции были в центре внимания Дж. Бентама. Новизна его идеи заключалась в обосновании принципов «пользы» и «долга» для достижения счастья большинству людей, уменьшения нищеты. Истинная цель законодательства должна заключаться, по его мнению, в пользе реформ. Сформировавшись в начале XIХ века, утилитаризм и деонтология стали предлагаться, как средство для достижения цели и практическая потребность. Философия утилитаризма и деонтология становились базовыми принципами идеологии, морали и правовых реформ. В работе «Конституционный кодекс. Для пользы всех наций и правительств, утверждающих либеральноемнение»Дж. Бентам разработал новые идеи социального развития. Согласно его концепции реформы должны осуществляться по принципу пользы, счастья и благоденствия. «Общественное мнение —это власть», основанная на «определённых законах в соответствии с конституцией». Выступая против коррупции, он указывал на необходимость профессиональной компетенции, постоянной инспекции деятельности политических деятелей, правительства, всей системы управления. Принцип «пользы» и необходимости должен стать главенствующим в политике. Общественное благосостояние не должно находиться только в руках самой богатой части общества, а законы и общественная администрация должнырегулироваться для обеспечения порядка.Реформатор предложил разделить государственное управление надве сферы: 1) центральное и 2) местное. Первое предполагалось сосредоточить в тринадцати специальных министерствах, руководимых соответствующими министрами и назначаемых премьерминистром. Впервые в начале XIX века была предложена идея введения служб предотвращения социальных проблем и Министерства здравоохранения [1]. По мнению Дж. Бентама в компетенцию специального Министерства здравоохранения должно было входить всё, что касалось общественного здравоохранения: больницы, карантинная служба, тюрьмы, школы, водоснабжение, кладбища, фабрики, медицинское обслуживание армии и флота, производство и хранение лекарств. Идея создания Министерства здравоохранения впервые появилась в работах Дж. Бентама к началу 1830х гг.«Однако на практике в Великобритании окончательно онаосуществилось лишь в 1919 году». [2]. В дальнейшем уже всередине ХХ века в Великобритании была создана Национальная служба здравоохранения.В работе «Деонтология, или наука о морали» Дж. Бентам обосновал и развил идеи утилитаризма и деонтологии, а именно «пользы» и «долга». Он отмечал, что термин «деонтология» означая «знание о том, что правильно или должно», «не является объектом законодательства», а наукой о том, «как надлежит поступать в каждом случае». По мнению философа, «индивидуальное мнение — составная часть общественного мнения, определяемого моралью… Задача деонтолога — определять движение вперёд, соотнося своё благополучие с благополучием других людей. Основной принцип, на котором основывается деонтология —«принцип пользы» «utility»… Мораль, религия и политика имеют общую цель… Деонтология это частная этика, определяемая мотивами поведения людей, не регламентируемая законодательством. Общественное мнение определяет репутацию, репутация — благосостояние… Деонтология наука о морали, в основе которой лежит принцип — утилитаризма»[3].
Составляющие бентамизма –радикальное решение проблем нищеты, централизация местного и государственного управления городов, организация полиции и системы здравоохранения. Эти социальные реформы предлагались на основе введения новых соответствующих министерств, служб предотвращения социальных и медицинских проблем, а также введения обязательной профессиональной компетенции и оплаты работы служащих, инспекции, свободы печати, преодоления коррупции. Бентамизм стал обоснованием становления социальной политики Великобритании, которая была реализована на практике утилитаристамиреформаторами.
Выступая за правовую реформу всего британского общества, английскийфилософ Дж. Бентам развил и создал уникальную теорию утилитаризма, причастную к созданию системы общественного здравоохранениясовременных государств. Утилитаризм и деонтология сталируководящим указанием для правовых и социальноэкономических реформ. Экономические аспекты бентамизма, сконцентрированные в выборе вектора финансирования государственных средств, явились исходной точкой эволюции системы общественного здравоохранения и социальной политики Великобритании ещё в середине XIXв. Утилитаризм и деонтология стали попыткой избежать проходивших в то время в Европе серии революций, отрицательных последствий общественного развития.В XIX веке единомышленник Дж. Бентама, знаменитый социальный реформатор и создатель системы общественного здравоохранения Великобритании –Э. Чедвик в своих работах и государственных отчётахотмечал высокий уровень смертности в городах Великобританиив эпоху урбанизации, превышающий значительно уровень смертности населения ряда стран Европы, в частности, Швеции. Развиваяидеи бентамизма, Э. Чедвик подчеркнулнеобходимость общественного здравоохранения и создания Министерства здравоохранения. Реформаторская деятельность Э. Чедвика вызвала острые дискуссии среди викторианцев, а также среди последующих исследователей. Современные научные исследования привели к появлению объективных работ, в которых он представлен, как выдающийся утилитарист, «подарок России и Великобритании»[4]. Однако ещё в годы Крымской войны 1853 –1856 гг. коррупция в Великобритании привела к его незаслуженной отставке. Взгляды и социальные идеи реформатора стали полностью востребованы лишь в ХХ веке, получив королевское и международное признание. Необходимо отметить, что в ряде работ российских и зарубежных учёных XXвека термин «деонтология» по праву приписывается философу Дж. Бентаму. Однако в тот период известныйфилософ размышлял толькоо пользе поступков человека и его долге, необходимости изменения системы управления городов, создания министерства здравоохранения, проблемыкоррупции, уменьшения нищетыи смертности населения стран Европы. Необходимо подчеркнуть, что в этот период учёный не выделял специально деонтологиюврача, как отдельную категорию. Прогрессивные предложения о создании Министерства здравоохранения Великобритании вошли в «Конституционный кодекс» Дж. Бентама благодаря доктору С. Смиту. Единомышленник Дж. Бентама сыграл определяющую роль в привлечении внимания парламента к проведению социальных реформ и вопросам здравоохранения городов Соединённого Королевства. Священникпротестант, оставив религиозную деятельность, поступил в 1813 году на медицинский факультет университета Эдинбурга в Шотландии.После его окончания в 1820 х гг. он переехал в Лондон, став членом группы радикалов, возглавляемой Дж. Бентамом. В Лондоне в районе Уайтчепел была специальная больница, где он стал практикующим врачом. Его научные отчёты привели к созданию системы общественного здравоохранения Великобритании [5]. Кроме того, благодаря доктору Смиту был введён впервые «Анатомический акт». Новый закон разрешал врачам и студентам делать вскрытия трупов только одиноких бедняков для развития медицинской науки. В тот период вскрывать останки лорда или любого другого знатного жителя Великобритании запрещалось. В 1832 году Дж. Бентам умер. В этом же году «Анатомический акт, 1832 года» стал законом, разрешавшим в Великобритании патологическое вскрытие в целях развития медицинской науки. Дж. Бентам завещал своё состояние Лондонской больнице при условии, что его тело будет находиться при всех собраниях членов правления больницы. Тело философа подверглось анатомическому вскрытию согласно его завещанию, в котором говорилось о пользе вскрытия для развития медицинской науки. Останки Дж. Бентама были одеты в костюм, а на лице сделали восковую маску. Вскрытие осуществил его друг, утилитаристреформатор и врач С.Смит. Так,даже после своей смерти философ на практике реализовал принципы утилитаризма и деонтологии, пользы и долга. В XXI веке тело Дж.Бентама после бальзамирования было выставлено в холле колледжа Университета Лондона. Деонтология и концепция «долга» определяет направления современных исследований здравоохранения, утилитаризма и морали. «Человек воспринимает действительность через призму исторической эпохи, культуры, своей социальной и национальной принадлежности, своих психологических особенностей, а также воздействия общества, в котором он находится, а также тех идеологических установок, на которые общество настраивает человека» [6].
Концепция деонтологии играет ключевую роль в политической философии, философии права и деятельности врача. Она стала отражением характеристики долгачеловека, рассматривая его, как внутреннюю систему, задающуюсяэтическими ценностями. Деонтология изучаетформы выражения долженствования, путём которогонравственность выражает требования социальных законов, принимает различные формы в частном поведении, общих нормах и требованиях. Проблемы соотношения утилитаризма и деонтологии, «смертности и здравоохранения» и в XXIвеке остаются в центре внимания учёных, представителей медицины, юриспруденции, церкви и врачей многих стран мира [7]. В статье учёных Департамента философии образования университета Дании представлен анализ различных концепций деонтологии. По мнению А. Соренсена, деонтология восходит к утилитаризму и учению Дж. Бентама, сохраняя своё актуальное значение и в наше время. Деонтология –«наука о долге», о том, что необходимо соблюдать или чего придерживаться, как должного в жизни и профессии [8]. Разработка концепции социального государства и здравоохранения городов, «утилитаризм и бентамизм стали синтезом новых идей философоврадикалов. Не являясь основоположником утилитаризма, Дж. Бентам развил философские идеи У. Палея, обосновав теорию утилитаризма причастную к становлению социальной политики и здравоохранения Британии» [9]. Во второй половине XIXвека в основу земской медицины в России легли принципы бесплатной медицины и здравоохранения, их общедоступности, необходимости профилактических мер. В этот период строились сельские больницы, при которых жили врачи, бесплатно оказывавшие помощь населению. На принципах земской медицины создавались муниципальные больницы. В медицине шла дальнейшая специализация, хотя в тот период врачи ещё продолжалисовмещать в одном лице хирурга, акушера, сифилидолога, окулиста.Постепенно ставился вопрос о необходимости высшего медицинского образования. ВХХ веке деонтология уже была обозначена,как новая социальномедицинская наука, изучающая правила и нормы взаимодействияврачас коллегами ипациентом. Термин «деонтология» стал разрабатываться философами, историками, представителями религиозных конфессий, врачами и применяться в контексте долга врача, введения деонтологических норм, создания правил обеспечения максимально эффективного лечения пациентов,а также поведения медицинского персонала. Важное значение придавалось условиямработы и повседневной жизни специалиста, способствующихэффективности лечения, не допускающим медицинских ошибок и отрицательных результатов в работе. ВXIX–XXвекев Россииосновы деонтологии отечественной медицины закладывались на медицинском факультете Московского, Варшавского, Донского и других университетов [10]. Одной из первых работ, посвящённых этойпроблеме, можно считатьактовую речь декана медицинского факультета МГУ,
участника Отечественной войны 1812 года,профессора и врача М. Я. Мудрова.Он тщательно всегда записывал истории болезнейраненых солдат и своих пациентов, внёс значительный вклад в развитие военной гигиены и деонтологии, воспитание студентов Московского университета [11]. «Этические правила, принятые Варшавским обществом врачей» России подчёркивали, что врач может выдать тайну больного по требованию властей или в случаях, когда того «требует общественная польза». В случае готовящегося или совершенного преступления врач должен сообщить об этом властям. Неподходящие правила должны быть изменены» [12]. В ХХ веке «50 лет AlmaMater»отдавали свои знания учёные Ростовского государственного медицинского университета, который считаетсяпреемником Варшавскогоуниверситета. «Учёные, приехавшие из различных городов в РостовнаДону, представляли лучшие научные медицинские школы России. Профессора И.С. Цитович, А.И. Ющенко, П.И. Бухман, К.З. Яцута, Б.А. Коган приехали из Петербурга; Н.А. Рожанский, В.В. Воскресенский, Н.И. Напалков –из Москвы; И.В. Завадский, П.И. Эмдин –из Казани; А.А. Колосов, Н.И. Мухин, П.В. Никольский, К.Х. Орлов, Н.А. Богораз, И.Ф. Пожариский, Н.Н. Брусянин, Ш.И. Криницкий, Н.Д. Бушмакин и другие эвакуировались вместе с Варшавским университетом» [13]. Именно они заложили основы высшего медицинского образования и деонтологии врача и медицинской специальности на Дону и Северном Кавказе в ХХ веке. Плеяда блестящих учёных все свои знания и опыт передала студентам и молодому поколению врачей, в сознании которых постепенно укреплялись чувства профессиональной гордости, деонтологии, утилитаризма, ответственности и патриотизма.
В годы Великой Отечественной войны навсегда в историю СССР и России, атакже учебники по истории медицины и фармации вошёл термин «Огненный выпуск» 1941 года [14]. Вместе с дипломами об окончании медицинского института, «студенты получали мобилизационные листки военного комиссариата, направляясь на фронт –в Ставрополь и Сталинград, Харькови Киев, Либавуи Новороссийск» [15]. Чувство долга и патриотизма было свойственно студентам и врачам ХХ века.
Студентывыпускники 1941 года проводили сложнейшие хирургические операции, защищая границы СССР, Украины и Белоруссии, Дона и Северного Кавказа. После победы СССР в Великой Отечественной войне женщиныфронтовики стали гордостью донской земли для современного поколения студентов –Ю.И. Рудакова, Н.А. Нековалёва, О.Г. Урзова, (Гурьева), А.А. Колосова. Долг, польза и патриотизм стали моральными ориентирами врачей СССР. Сравнительные аспекты истории стран Европы доказывают, что если после наполеоновских войн и Крымской войны «синтез всех этих идей положил начало формированию концепции социального государства»[16], то в XXI веке утилитаризм и деонтология стали уже определять поступательное развитие социальной политики и общественного здравоохранения многих стран мира.
«Выбор жизненного пути» определяет деонтологию всей жизни настоящих специалистов своего дела, что особенно стало актуально для развития здравоохранения после распада СССР [17].
Эволюция бентамизма привела к развитию прогрессивных государств мира «от утилитаризма к общественному здравоохранению» [18], необходимости корректировки системыобразования и здравоохранения, сохранению «коллекций библиотек и музеев», исторического медицинского наследияпредшествующих поколений [19].Таким образом, благодаря усилиям реформаторов, профессоров и общественных деятелей общественное здравоохранение и деонтология постепенно занялиместо новой медицинской науки, важнейшей сферы социальной политикиещё в XIX веке. Эволюция этих понятий и системы ценностей привела в XXI веке к развитию общественного здравоохранения, и в тоже время необходимости корректировки системы образования. Первоначально термин «деонтология» использовался, как учение о долге для обозначения теории нравственности, не имея прямого отношения к здравоохранению. Однако в современном мире утилитаризм и деонтология являются основой деятельности социальных реформаторов, политиков и врачей. В XXIвеке здравоохранение городов и здоровье человека превратилось в одну из первых ценностей, а также в глобальную стратегию человечества.XXIвек вновь возвращает человечество к историческим парадигмам бентамизма: утилитаризму и деонтологии. Объектом регулирования общественного развития становится отношение человека к своему здоровью. Рост смертности населения, коммерциализация здравоохранения,как медикосоциальные проблемы требуют взвешенного научного подхода. Современная социальная политика, система образования и общественное здравоохранение должны рассмотреть утилитаризм и деонтологию в новом историческом ракурсе, требуя глобального учёта общественных интересов, включая выбор жизненного пути современноймолодёжи, а также интересы грядущих поколенийРоссии.
Ссылкинаисточники1.Bentham J.Constitutional Code // In: The Collected Works of Jeremy Bentham / Ed. by F. Rosen and J. H. Burns. Oxford, 1983. Vol.1. P. 35 –39. 2.Склярова Е. К. Урбанизация, социальная реформа и здравоохранение Великобритании в первой половине XIX века. –Ростов н/Д:ИПО ПИ ЮФУ, 2011. –С.124. 3.Bentham J.Deontology or the Science of Morality/ Ed. by J. Bowring. –L., Edinburgh, 1834. P. 22 –35.4.Склярова Е. К. Котова Т. А.Эдвин Чедвик –создатель системы здравоохранения. ПодарокРоссииилиВеликобритании? Ростов/Д: ИПОПИЮФУ, 2010. –С. 135 –139; Chadwick E. A Minister of Health //Journal of the Royal Society of Arts. 1878. Vol. 26. P. 15–21.
5.The Builder. 1844. Vol. 2. Mar. 30. P.199. 6.Харламов Е.В., Киселёва О.Ф., Склярова Е.К.Деонтология жизни. Ростов н/Д: Мини Тайп, 2014. –С. 7–9. 7.Макарова В.Н., Склярова Е.К., Чубарян В.Т.Викторианская урбанизация и проблема смертности и здравоохранения в Великобритании // Гуманитарные и социальноэкономические науки. –2014. –№ 2. – С. 70.8.SorensenA. Deontology –Born and Kept in Servitude by Utilitarianism // Danish Yearbook of Philosophy. Vol. 43. 2008. P. 69 –96. 9.Склярова Е.К., КамаловаО.Н.Философские аспекты викторианского здравоохранения
// Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015.№1. С. 103 –108. 10.СкляроваЕ.К., Харламов Е.В.Международные аспекты и социомедицинские последствия Отечественной войны 1812 года // Гуманитарные и социальноэкономические науки. СКНЦ ВШ ЮФУ. – 2012. – № 4. –С. 77 –80. 11.МудровМ.Я.Избранные произведения. М., 1949. 12.Обязанности и права врачей. Этические правила, принятые Варшавским обществом врачей // Врач. 1884. №29. С. 497 – 499. 13.Харламов Е.В., Склярова Е.К., Киселёва О.Ф., Сидоренко Ю.А.50 лет с AlmaMater. –Ростов н/Д: ГБОУ ВПО РостГМУ МЗ РФ, 2015. –184 c. 14.Склярова Е.К., Л.В. Жаров, Т.Г. Дергоусова. История фармации –Ростов н/Д: Феникс, 2015. –С. 303 –304. 15.СкляроваЕ.К., Чаплыгина Е.В., Камалова О.Н.Ростовский государственный медицинский университет в годы Великой Отечественной войны // Гуманитарные и социальноэкономические науки. –2015. –№ 2. –С. 73.16.Гутиева М.А., Склярова Е.К.Сравнительный анализ социальных реформ России и Великобритании в первой половине XIX века // Гуманитарные и социальные науки. –2015. –№1. –С. 14 –24. 17.Харламов Е.В., КиселёваО.Ф., Семенова Н.О. Выбор жизненного пути // Гуманитарные и социальноэкономические науки. 2015. №1(80). С. 67.18.Склярова Е.К., Рамазанов М.Р.Бентамизм: от утилитаризма к общественному здравоохранению Великобритании // Гуманитарные и социальноэкономические науки. –2014. –№ 6. –С. 62. 19.Склярова Е.К., Чаплыгина Е.В., Харламов Е.В., Жаров Л.В.От Варшавского университета до РостГМУ: история вуза в коллекциях библиотек и музеев Ростовского государственного медицинского университета // История медицины в собраниях архивов, библиотек и музеев материалы II межрегиональной научнопрактической конференции, посвящённой 80летию Волгоградского государственного медицинского университета. Гл.редактор В. И. Петров. Волгоград, 2015. –С. 128.