Физические задачи, составленные по сказкам А. С. Пушкина, как средство развития познавательного интереса

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ермакова Е. В., Курносова А. А. Физические задачи, составленные по сказкам А. С. Пушкина, как средство развития познавательного интереса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1311–1315. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96180.htm.
Аннотация. Предлагаются разработки задач по физике, составленные для школьников среднего возраста по литературным произведениям, а именно по сказкам А. С. Пушкина.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ермакова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физикоматематических дисциплин и профессиональнотехнологического образования Ишимского педагогического института им. П.П. Ершова, филиала ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»ErmakowaEl@mail.ru

КурносоваАнастасия Андреевна,студентка факультета математики, информатики и естественных наук Ишимского педагогического института им. П.П. Ершова, филиала ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»

Физические задачи, составленные по сказкам,для школьников

как одно из средств развития познавательного интереса

Аннотация.Предлагается подборка задач,составленных для школьников среднего возрастапо сказкам А.С. Пушкина.Ключевые слова: физика, задача, физическая задача, сказки.

К 185 летию «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и «Сказки о попе и работнике его Балде»

Среди различных мотивов учения к наиболее действенным относится познавательный интерес. Он обусловлен осознанием личной значимости изучаемого материала. Если ученик будет убежден, что рассматриваемые на уроке сведения потребуются ему в дальнейшей жизни, то он сознательно подойдет к их изучению. Интересы школьника нельзя «втиснуть» в рамки учебной программы. Они гораздо шире, разнообразнее и отвечают различным видам деятельности в области искусства, игр, спорта и т.д. Именно поэтому интерес к знаниям на каждом уроке; в частности, на уроке физики, нельзя приказать иметь. Надо стараться воспитать у учеников интерес к физике за счет уже имеющихся у них интересов к другим способам деятельности. Для поддержания интереса к предмету важно показать учащимся, что в жизни они непременно столкнутся с проявлением физических закономерностей, что с физическими явлениями они встречаются постоянно: дома, в лесу, у реки и т.д.Литература –это мир красоты, образов и чувств, который помогает ученым развивать творческую мысль в области точных наук. С помощью произведений литературы ребята тоньше почувствуют научныйаспект любой проблемы, так как поэтические и литературные образы вбирают сущность действительности.Использованиехудожественнойлитературы в процессе обучения оживляетурок и способствует активизации познавательной деятельности учащихся, закреплению и углублению получаемых ими знаний, развивает y них потребность в чтении. Кроме того, учитель получает возможность представить на уроках богатый иллюстративный материалк различнымразделамкурса физики, опираясь на который ученик создает для себя наглядные образы. Заключаяв себе эмоциональныймомент, этот материаллегко воспринимается школьниками.На уроках физики возможно использовать тексты сказок,рассказов,басен, стихотворений.Чтение отрывков из художественных произведений активизирует «лириков». Физика перестает быть для них сухой и отвлеченной наукой, так как помогает увидеть вокруг разнообразные физические явления, ранее не замеченные ими, помогает им быть более наблюдательными[1, 2, 3].Умелое и своевременное использование художественной литературы на уроках физики пробуждает у учащихся интерес к изучаемому материалу, помогает им осознать и лучше запомнить пройденное. Отрывки из произведений художественной литературы могут быть поразному использованы на уроках:1.При постановкепроблемы.2.При анализе физической сути изучаемого явления.3.Для иллюстрациитеоретических положений при объяснении учителя.4.Опрос учащихся.Интересным приемом при опросе является привлечение отрывков из произведений художественной литературы. Эти отрывки могут играть роль качественных задач или контрольных вопросов отвечающему. 5.Решение задач[6]. 6.

Закрепление пройденногоматериала. Более эффективны приемы «активные», например, решение физических задач, составленных наоснове отрывков из литературных произведений; беседа, входе которой рассматривается c точки зрения физики содержание фрагмента.В творческом наследии Александра Сергеевича Пушкина много замечательных поэтических образов и находок, где ярко и безошибочно отражены физические явления, хотя само слово «физика» используется только в одном из его произведений(В авторском примечании к стихотворению «Подражание Корану»).Приведемпримеры из сказок А.С. Пушкина: Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучембогатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и «Сказка о попе и работнике его Балде»[7].

«Кабы я была царица, Третья молвила сестрица, Я б для батюшкицаряРодила богатыря».Только вымолвить успела,Дверь тихонько заскрыпела,И в светлицу входит царь,Стороны той государь.Почему дверь заскрипела? Как "убрать" скрип двери? Как можно объяснить, что каждая дверь имеет свой "особенный голос"?***В своих произведениях Пушкин использует различные физические величины и их единицы. Наступает срок родинСына Бог им дал в аршин.Найдите в отрывкеединицу длины и переведите ее в СИ.(Аршин –старинная русская мера длины, равная 0,71 м.)***…Грустьтоска меня съедает,Одолела молодца:Видеть я б хотел отца».Лебедь князю: «Вот в чем горе!Ну, послушай: хочешь в мореПолететь за кораблем?Будь же, князь, ты комаром».И крылами замахала,Воду с шумом расплескалаИ обрызгала егоС головы до ног всего.Тут он в точку уменьшился,Комаром оборотился,Полетел и запищал,…Частота колебаний крыльевкомара 600 Гц, а период колебаний крыльев шмеля 5 мс. Какое из насекомых и насколько больше сделает при полете взмахов крыльями за 1 мин?Кто в полете чаще машет крыльями: муха или комар? (Ответ: комар, по звуку крыльев)***Мимо острова крутого,Мимо города большого;Пушки с пристани палят,Кораблю пристать велят. К какому типу двигателей можно отнести огнестрельное оружие?***В синем небе звезды блещут,В синем море волны хлещут;Туча по небу идет,Бочка по морю плывет.Почему днем не видно звезд? (Ответ: Рассеянный атмосферный солнечный свет значительно ярче света звезд, поэтому звезды не видны)***Ветер на море гуляетИ кораблик подгоняет;Он бежит себе в волнахНа раздутых парусах.

К каком виды волн относится морская волна? Почему изменяется характер движения волн за кормой судна? Каков характер колебаний частиц воды в поверхностных волнах?Назовите условия плавания судов.***Вот открыл царевич очи;Отрясая грезы ночиИ дивясь, перед собойВидит город он большой,Стены с частыми зубцами,И за белыми стенамиБлещут маковки церквейИ святых монастырей.Почему маковки церквей "блестят"?***Мать и сын идут ко граду.Лишь ступили за ограду,Оглушительный трезвонПоднялся со всех сторон:Можно ли колокол назвать источником колебаний?***Под окном Гвидон сидит,Молча на море глядит:Не шумит оно, не хлещет,Лишь едва, едва трепещет,Объясните, откуда берется ветер и почему приходит в движение вода?***Снова князь у моря ходит,С синя моря глаз не сводит;Глядь —поверх текучих водЛебедь белая плывет.Почему вода движется?***Ты, волна моя, волна!Ты гульлива и вольна;Плещешь ты, куда захочешь,Ты морские камни точишь,Топишь берег ты земли,Подымаешь корабли —Не губи ты нашу душу:Выплесни ты нас на сушу!»Что называется волной? Какие волны в природе встречаются? К какому виду волн относится морская волна? Определите длины морскую волны, если между "белыми барашками" расстояние 10 м. (Ответ: 10 м)Какова причина приливов и отливов? Какие строки из этого отрывка говорят о том, что волна совершает механическую работу? Почему вода "морские камни точит"?***Сын на ножки поднялся,В дно головкой уперся,Понатужился немножко:«Как бы здесь на двор окошкоНам проделать?» —молвил он,Вышиб дно и вышел вон.Объясните действия сына с точки зрения физики?***Мать и сын теперь на воле;Видят холм в широком поле,Море синее кругом,Дуб зеленый над холмом.Почему море синее?***Сын подумал: добрый ужинБыл бы нам, однако, нужен.Ломит он у дуба сукИ в тугой сгибает лук,Со креста снурок шелковыйНатянул на лук дубовый,Тонку тросточку сломил,Стрелкой легкой завострилИ пошел на край долиныУ моря искать дичины.Зачем тросточку "завострил"?Зачем натянул "снурок"? На что влияет натяжения тетевы лука и как?***Но как раз стрела запела,В шею коршуна задела —Коршун в море кровь пролил,Лук царевич опустил;Почему слушен полет струны?***…Что стрела пропала в море;Это горе —всёне горе.Отплачу тебе добром,Сослужу тебе потом:Ты не лебедь ведь избавил,Девицу в живых оставил;Ты не коршуна убил,Чародея подстрелил.Почему стрела утонула?***Коршун в море кровь пролил,Лук царевич опустил;Смотрит: коршун в море тонетИ не птичьим криком стонет,Лебедь около плывет,Злого коршуна клюет,О какой силе речь идет в отрывке? Почему коршун тонет? Как найти значение выталкивающей силы, действующей на коршуна?Почему перья водоплавающих птиц не смачиваются водой?***Князь для белочки потомВыстроил хрустальный дом,Караул к нему приставилИ притом дьяка заставилСтрогий счет орехам весть.Князю прибыль, белке честь.К какому агрегатному состоянию относится хрусталь? Какое строение имеет хрусталь?***Князь пошел, забывши горе,Сел на башню, и на мореСтал глядеть он; море вдругВсколыхалося вокруг,Расплескалось в шумном бегеИ оставило на брегеТридцать три богатыря;В чешуе, как жар горя, Почему чешуя горит "как жар"?Почему море «шумит»?***За морем царевна есть,Что не можно глаз отвесть:Днем свет божий затмевает,Ночью землю освещает,Месяц под косой блестит,А во лбу звезда горит.А самато величава,Выплывает, будто пава;А как речьто говорит,Словно реченька журчит.

Почему месяц блестит? Почему звезда горит? Объясните поведение воды в реке?***Ветер по морю гуляетИ кораблик подгоняет;Он бежит себе в волнахНа раздутых парусах Почему паруса "раздуты"?***Флот уж к острову подходит.Князь Гвидон трубу наводит:Царь на палубе стоитИ в трубу на них глядит;С ним ткачиха с поварихой,С сватьей бабой Бабарихой;Удивляются онеНезнакомой стороне.Какие оптические приборы вы знаете? Покажите ход лучей в подзорной трубе?

Предлагаем также несколько отрывков из сказки А.С. Пушкина "Сказка о попе и его работнике Балде"[7].Бедный попПодставил лоб:С первого щелкаПрыгнул поп до потолка.Оцените, с какой скоростью прыгнул бедный поп вверх? ***Задам тебе, враженок, задачу,Посмотрим, какова у тебя сила.Видишь, там сивая кобыла?Кобылу подними ты,Да неси полверсты.Найдите и в этом отрывке старинную русскую меру длины и переведите ее в СИ.***Что можно сказать о действиях бесенка с точки зрения физики в следующем отрывке:Бедненький бесПод кобылу подлез,Поднатужился,Понапружился,Приподнял кобылу, два шага шагнул,На третьем упал, ножки протянул. (Ответ: Бес совершил механическую работу.)***Сел Балда на кобылку верхом,Да версту проскакал, так что пыль столбом.Испугался бесенок и к дедуПошел рассказывать про такую победу.Делать нечего —черти собрали оброкДа на Балду взвалили мешок.Какое расстояние в системе СИ проскакал Балда на кобыле? За какое время Балда "проскакал версту", если скорость лошади 12 км/ч?

Разумеется, использование литературных текстов не заменяет традиционных приемов учебной работы, а дополняет их, помогая усвоению физики и предоставляя возможности для воспитательной работы. Применение таких материалов способствует развитию эмоциональной сферы личности, привитию интереса к физике, чтению. Важно, что в обучение вносится элемент занимательности, позволяющий избежать однообразия уроков. При этом формируется эмоционально окрашенное, личностное отношение к изучаемому материалу, способствующее его усвоению.Предлагаемые задачи к текстам из произведений художественной литературы можно разделять по сложности, что позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход к обучению (время работы c фрагментами не превышает обычно 35 мин).Одним из методических приемов является также создание рисованных иллюстраций к сказкам и рассмотрение описанных в них ситуацийс точки зрения физики. Здесь возможны несколько вариантов:предлагаются готовые рисунки и дается по ним задание;рисунки выполняют учащиеся, задания и вопросы к ним ставит педагог;рисунки делают ученики, и они же формулируют к ним физические вопросы либозадания. Например, для сказки«Сказка о попе и его работнике Балде»могут быть предложены следующие заданияи вопросы: 1.Выберите оси координат и запишите второй закон Ньютона применительно к чертенку.2.При каком условиичертенок поднимет кобылу?

Для активного включения учащихся в урок можно дать им задание при чтении книг выписыватьпримеры физических явлений, проявления физических законов, сделать рисунки. Затем на уроке можно провести игрусоревнование, в которой активно проявляют себя учащиеся. В такой игре одинаково важным должно быть и узнавание в художественном произведении физических явлений, и их объяснение.Задачи можно включать во внеурочные мероприятия, внеклассные занятия[]. Характер и количество задач зависит от цели, вида занятия, уровнязнаний и умений обучающихся. Достаточное количество предложенных задач позволяет не повторять их, выбирать их для слабых и сильных школьников.Школьники любят решать необычные задачи, где требуется логика мышления. Нравятся им и литературные герои; таинственные и непонятные. Каждый знает пожилую и очаровательную даму мисс Марпл; лондонского сыщика с Бейкерстрит Шерлока Холмса и его друга доктора Ватсона, комиссара Мегрэ, прекрасную Шахерезаду и других героев сказок и других. Эти литературные герои известны школьникам по книгам и кинофильмам. Поэтому, вводя на уроке элементы сказок, стихотворений и прочего, хочется сделать свой любимый предмет более живым и интересным. Занимательный материал должен привлекать внимание ученика постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа. Ведь сказки при всем их разнообразии имеют общее свойство: они несут большой заряд, воспитательный потенциал. Вспомним слова А.С.Пушкина: «Слушаю сказки и вознаграждаю тем самым недостаток проклятого своего воспитания».

Ссылки на источники

1.Данишкина С. И., Ермакова Е. В. Реализация межпредметных связей физики и физической культуры // Концепт. –2014. –№ 09 (сентябрь). –ART 14232. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept. ru/2014/14232.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X.2.Ермакова Е.В. Составление задач межпредметного содержания на занятиях по физике /Академический вестник. 2013. №4(26). С. 146151.3.Ермакова Е.В., Бердюгина О.Н. Использование исторических задач в процессе обучения математике и физике студентов вуза / Инновации в науке. 2013. №162. С. 4650.4.Ермакова Е.В., Замиралова А.В. Исторический материал на уроках математики. /Проблемы и перспективы физикоматематического и технического: сб. материалов Всероссийской научнопрактической конференции (с международ. участием)/отв. ред. Т.С. Мамонтова / –Ишим: Издво ИГПИ им. П.П. Ершова, 2014 –220 с. С. 103106.5.Ермакова Е. В. Использование краеведческого материала как способ формирования интереса учащихся на занятиях по физике // Концепт. –2015. –Современные научные исследования. Выпуск3. –ART 85924. –URL: http://ekoncept.ru/2015/85924.htm. –ISSN 2304120X.6.Ермакова Е. В., Плотников Е. П. Составление физических задач на основе материалов о Великой Отечественной войне // Концепт. –2015. –№ 07 (июль). –ART 15234. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15234.htm. –ISSN 2304120X.7.http://skazpushkina.ru