Как написать программу развития образовательного центра в условиях проектно-целевого управления системой образования?

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Патрикова Т. С. Как написать программу развития образовательного центра в условиях проектно-целевого управления системой образования? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1346–1350. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96187.htm.
Аннотация. В статье изложены методические рекомендации по написанию программы развития образовательного центра с учетом новых подходов к управлению образовательной организацией. Представлен шаблон программы развития, и рассмотрены наиболее распространенные ошибки в стратегическом планировании перехода образовательной системы центра в режим развития.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Патрикова Татьяна Сергеевна,к. т. н., доцент кафедры профессионального образования и менеджмента ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тулаtspatrik86@gmail.com

Как написать программу развития образовательного центра вусловиях проектноцелевого управления системой образования

Аннотация.Встатье изложены методические рекомендации по написанию программы развития образовательного центра с учетом новых подходов к управлению образовательной организацией. Представлен шаблон программы развития и рассмотрены наиболее распространенные ошибки встратегическомпланированииперехода образовательной системы центра в режим развития.Ключевые слова:образовательный центр, программа развития, программноцелевой подход,проектноцелевой подход,проектный менеджмент, концепция желаемого будущего, результаты реализации программы, показатели (индикаторы) эффективности реализации программы развития.

Ожидаемыми результатами реализации национальной доктрины образования в Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751 г. Москва "О национальной доктринеобразования в Российской Федерации") должны стать качествои доступностьобразования, а также рост эффективностирасходов на системуобразования в целом. Именно три эти позиции стали основополагающими критериями оптимизации сети общеобразовательных организаций Тульской области. Дополнительным критерием выступил уровень организации и финансовых затрат по управлению образовательными учреждениями.В соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (центр дошкольного образования и т. д.)[1]. Таким образом, с учетом того, что в Российской Федерации установлены следующие уровни общего образования –дошкольное образование, начальное образование, основное общее образование и среднее общее образование, –были предложены следующие механизмы интеграции:горизонтальная (укрупнение образовательных учреждений одного уровня образования);вертикальная (интеграция образовательных учреждений различных уровней образования).Приведенные выше основания позволили создать в Тульской области общеобразовательные организации с особой, новой для системы образования, организационной структурой, –центры образования. Существует ошибочное суждение, что главной целью такой оптимизации является желание организаций, осуществляющих управление в сфере образования, сэкономить на зарплате руководящих работников, так как их число при оптимизации, безусловно, сокращается. В связи с этим, прежде чем описывать современные подходы к проектированию программы развития образовательного центра, необходимо четко довести для всех участников образовательного процесса истинные причины оптимизации сети общеобразовательных организаций.

В связи с этим, обращаем внимание на то, что создание центров образования предполагает следующие эффекты:на муниципальном уровне:реализация принципов непрерывности и преемственности образования;развитие методического и ресурсного обеспечения системы образования;развитие дистанционного обучения;трансляцияопыт успешных управленческих команд, функционирующихв сфере образования, способствующаяраспространению инновационных образовательных практик и улучшению качества образования.на уровне организации:повышение эффективности деятельности организации;оптимальное использование имеющихся кадровых, материальнотехнических и иных видов ресурсов (например, концентрация ресурсов для профильных классов; повышение эффективности использования имущества за счет оказания платных образовательных услуг и т. д.);возможность создания грамотной и эффективной управленческой команды;возможность развития служб сопровождения (методическая служба, психологопедагогическая служба и т. п.);созданиеединогостандартаоказания услуг;развитие профильного обучения;повышение профессионализма педагогических работников.на уровне субъектов образовательного процесса (обучающихся, родителей):повышение доступности качественного образования;обеспечение приемственностидошкольного и общего образования (подготовка дошкольников к освоениюпрограммы начальной школы);вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования;развитие горизонтальной и вертикальной мобильности обучающихся, за счет предоставления им возможности перехода с одного образовательного уровня на другой, и изменения образовательной траектории в пределах одного уровня образования;обеспечение более быстрой адаптации обучавшихся при переходе с одного уровня образования на другой;учет способностей и профессиональныхинтересовобучающихся (профильные классы);расширение возможностей использования материальнотехнической базы.Таким образом, программа развития образовательного центра предполагает взаимосвязанное решение трех крупных задач:1.Провести аналитическое обоснование программы за счет анализа и фиксации конкретной ситуации, в которой находиться образовательная системы, что позволяет определить точку отсчета для дальнейшего развития системы.2.Описатьстратегическую концепцию желаемого будущего состояния системы, то есть датьразвернутый ответ на вопрос «какими мы хотим стать в обозримом будущем».3.Определить тактику программноцелевого подхода обеспечения перехода образовательного центра в режим развития.В связи со всем вышеперечисленным на кафедре профессионального образования и менеджмента ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» в целях развития профессиональной компетентности руководящих работников центров образования был разработан шаблон программы развития (рис.1).

Рис.1.Шаблон программы развития центра образования

В конце 2014года Правительством Российской Федерации была принята Федеральная целевая программа развития образования на 2016 –2020 годы (далее –ФЦПРО). Концептуальной основой данного документа стал проектноцелевой метод решения приоритетных задач социальноэкономического развития России в области образования и молодежной политики.Проектноцелевой подход в рамках реализации ФЦПРО в отличие от классического программноцелевого подхода предполагает:1.Использование механизмов реализации проектов на конкурсной основе (в том числе на основеположенийФедерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), что в перспективе позволит достичь более высокого уровня мотивации и ответственности всех участников проектной деятельности.2.Использование при решении вопросов комплексной модернизации образования возможностей проектного управления.3.Использование преимуществ программного проектирования образовательного процесса и современных образовательных технологий[3].В связи с этим представляется целесообразным проведение на муниципальном и региональном уровнях конкурсов программ развития образовательных организаций. В целях научнометодической поддержки участников таких конкурсов кафедрой профессионального образования и менеджмента были разработаны методические рекомендации «Стратегическое управление развитием образовательного центра», ключевым компонентом которых стал шаблон программыразвития образовательного центра.Шаблон программы развития состоит из семи основных разделов:1. Паспорт программы.2. Информационная справка об образовательном центре.3. Аналитическое обоснование программы.

4. Концепция желаемого будущего.5. Стратегический план реализации программы.6. Ресурсное обеспечение программы.

7. Ожидаемый результат и оценка социальноэкономической эффективности реализации программы.7.1 Ожидаемые конечные результаты реализации программы.7.2 Краткое описание показателей индикаторов эффективности реализации программы.Данная структура программы подчинена предложенной нами модели стратегического управления развитиям образовательного центра. Стратегическое управление развитием образовательной системы образовательного центра–это высокопрофессиональная управленческая деятельность со своей собственной структурной специализацией[2].Модель отражает шестьосновных этапов стратегического управления. Эти этапы представляют собой пошаговую процедуру действий замкнутого круга стратегического цикла (Рис. 2).

Рис. 2Стратегический цикл управления ОЦ

Существенным недостатком программ развития, достойным отдельного упоминания, является раздел, посвященный целеполаганию, в котором может присутствовать 510 целей, и 1520 задач. С точки зрения проектного управления очевидно, что цель у программы развития должна быть одна, задач, решение которых позволит ее достичь, может быть много, но увлекаться не стоит. В качестве рекомендации мы предлагаем разработчикам ограничиться десятью задачами, под каждую из которых можно разработать отдельную подпрограмму, что значительно упростит оценку программы развития при мониторинге показателей (индикаторов) ее эффективности.Еще одним часто встречающимся недостатком проанализированных нами программ развития стало либо полное отсутствие аналитического обоснования программы и замена его чисто информационной справкой об образовательной организации без какоголибо анализа ее деятельности, либо анализ лишь текущего состояния образовательной системы, без рассмотрения сильных и слабых сторон в ретроспективе. Чаще всего при проведении анализа деятельности образовательной организации применяют методикиPESTанализаиССВУанализа(SWOTанализа).Дляоптимизациианалитическогоразделапрограммы,намибылапредложенаобъединеннаяформадляфиксированияаналитическихданных,рисковиперспективразвитияобразовательнойорганизации(таблица1).Критерии,приведенныевтаблице,представленывкачествепримера.Каждаяобразовательнаяорганизациясамостоятельноопределяетзначимыедляееразвитиявнешниеивнутренниефакторы.Таблица1Аналитическоеобоснованиепрограммыразвития

№ п/пКритерийСитуация в ОЦПерспективы(возможности)Риски (угрозы)

Анализ актуального уровня развития в динамике за три предыдущих года:201320142014201520152016

I.ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ1.

Увеличение, проживающих в районе, детей с особыми образовательными потребностями (с ограниченными возможностями здоровья, из семей, у которых русский язык не родной, из неполных семей и т. д.)



2.

Рост рынка дополнительных образовательных услуг



3.

Несоответствие между диапазоном предлагаемых специальностей и профессий в ОО и запросами регионального рынка труда



4.

Превышение предложения образовательных услуг над спросом



5.

Наличие социальных партнеров, с которыми заключены договора



6.

Наличие профильных классов



7.

Наличие государственных программ поддержки ОО



II.ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ8.

Внутренние сильные стороныоснащение современным оборудованием;



9.

социальные партнеры



10.

качественный состав педагогических и руководящих кадров



11.

сильные традиции в преподавании



12.

фокусирование на дифференцировании оказываемых услуг;



13.

профориентация и профильные классы



14.

реализация программ дополнительного образования детей и взрослых



15.

повышения квалификации работников,развитие кадрового потенциала в рамках внутрикорпоративной системы работы с педагогическим составом



16.

развитие учебноматериальной базы организации за счет участия в конкурсах и инновационных проектах



17.

научноисследовательская деятельность коллектива по внедрению в образовательный процесс современных подходов и инноваций



18.

осмысленная маркетинговая деятельность по привлечению дополнительных заказчиков и ресурсов



19.

Внутренние слабостинедостаточность материальнотехнической базы



20.

недостаточность внебюджетных доходов



21.

недостаточная мотивация обучающихся к получению образования



22.

инертность преподавательского состава по использованию ИКТ



23.

фокусирование на развитии учебной деятельности только на собственнойматериальной базе



24.

слабая профориентационная работа, применение современных технологий рекламы



25.

недостаточное проведение мероприятий по обмену педагогическим опытом;



26.

отсутствие взаимодействия с социальными партнерами



27.

отсутствие инновационной и научноисследовательской деятельности



28.

отсутствие стратегического плана развития кадрового потенциала, устаревание кадров и их профессиональное выгорание



Как показал анализ программ развития образовательных организаций, наиболее распространенным недостатком, который приводит к негативным для программы и ее реализации последствиям, является то, что программа развития разрабатывается только как набор идей, ошибочно отождествляясь с концепцией желаемого будущего. В таком документе отсутствует как таковой пошаговый алгоритмдостижения планируемых результатов–план работы с присущей ему определенностью и диагностичностью на каждом этапе реализации. Поэтому главным критерием качественной оценки программы развития, как стратегического документа в условиях проектноцелевого метода, является наличие диагностического инструментария, позволяющего оценить эффективность реализации программы развития на всех ее этапах. Т. е. еще в паспорте программы развития помимо цели, задач и результатов, должен быть приведен перечень целевых показателей (индикаторов) перехода образовательной системы в режим развития, а в разделе «Ожидаемый результат и оценка социальноэкономической эффективности реализации программы» приведена характеристика данных индикаторов и их плановое значение по всем периодам реализации программы. На практике разработчикипрограмм зачастую путают результаты реализациипрограммы развития и показатели (индикаторы) эффективности. В связи с этим нами были предложены следующие шаблоны(таблицы 2, 3). Примечательно, что конечные результаты и показатели (индикаторы) должны совпадать с теми, что будут приведеныв паспорте программы развития. К сожалению, данное обстоятельство для разработчиков программ развития не всегда очевидно.Таблица 2Ожидаемые конечные результаты реализации программы

УровеньКонечный результатНа уровне учредителя

На уровне руководства

На уровне учителей

На уровне обучающихся

На уровне родителей/официальных представителей

На уровне социальных партнеров

Таблица 3

Краткое описание показателей индикаторов эффективности реализациипрограммы№ п/пПоказатели и индикаторыХарактеристикаЭтапыIэтап20162017 гг.IIэтап20172019 гг.IIIэтап20192020 гг.1.



2.



3.





Впервые услышав о проектном управлении развитием образовательного центра, ряд разработчиков начинают с того, что чисто «механически» переименовывают подпрограммы в проекты. Нам представляется это не совсем верным. В рамках одной подпрограммы может быть реализовано несколько проектов. Подпрограмма представляет собой элемент стратегического плана, в то время, как проект –средство тактического управления развитием. В завершении хотелось бы отметить следующее, на наш взгляд ключевой ошибкой руководителей образовательных центров при проектировании программы развития является неприятие простой идеи: любой проект –это командная работа, результат сотворчества и соуправления. Но по факту многие руководители действуют «по старинке» и сваливают столь фундаментальнуюработу на когото одного, чаще всего, заместителя директора по учебной работе. Отсюда и все те недостатки, о которых говорилось ранее. «Однобокость» программ развития выражается в том, что задачи дублируют друг друга, при аналитическом обосновании программы позитивным признается опыт лишь одного (ведущего) подразделения и т. п. Поэтому в качестве ключевой рекомендации для таких руководителей можно предложить помимо посещения региональных и муниципальных семинаров по вопросам стратегического управления развитием образовательного центра проводить со своей управленческой командой тренинги по командообразованию и мастерклассы по генерации идей и творческому саморазвитию.

Ссылки на источники1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». –URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974. 2.Арефьев О.Н. Образовательная система колледжа в рынке интеллектуального труда: Пособие для руководителей и педагогических работников учреждений среднего профессионального образования / Урал. гос. пед. унт. —Екатеринбург 2002. —URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index47528.html

3.Федеральная целевая программа развития образования на 20162020 годы. –URL: http://government.ru/docs/18268/