Современное состояние и перспективы социально-экономического развития сельских территорий Волгоградской области
Выпуск:
ART 96195
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Колпакова
Е.
А.,
Попова
С.
А. Современное состояние и перспективы социально-экономического развития сельских территорий Волгоградской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
1386–1390. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96195.htm.
Аннотация. На основе комплексной оценки устойчивости развития сельских территорий Волгоградской области в разрезе муниципальных районов выполнен анализ их социально-экономического развития. В статье определены ключевые проблемы и перспективы развития сельских территорий по экономической, социальной и институциональной составляющим. На основе интегрального показателя устойчивости выделены четыре уровня устойчивости территорий: устойчивое развитие; средний уровень устойчивости; состояние нестабильного развития; неустойчивое развитие.
Ключевые слова:
устойчивое развитие, сельское хозяйство, сельские территории, социальная инфраструктура, институциональные факторы развития
Текст статьи
Попова Светлана Александровна,кандидат экономических наук, заведующая кафедрой «Экономическая теория и социальноэкономические проблемы АПК», ФГОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет», г. Волгоградpopova_s_a@mail.ru
Колпакова Екатерина Александровна,старший преподаватель кафедры «Экономическая теория и социальноэкономические проблемы АПК», ФГОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет», г. Волгоградkatya200611@mail.ru
Современное состояниеи перспективы социальноэкономического развития сельских территорий Волгоградской области
Аннотация.На основе комплексной оценки устойчивости развития сельских территорий Волгоградской области в разрезе муниципальных районов выполнен анализ из социальноэкономического развития. В статье определены ключевые проблемы и перспективы развития сельских территорий по экономической, социальной и институциональной составляющим. На основе интегрального показателя устойчивости выделены четыре уровня устойчивости территорий: устойчивое развитие; средний уровень устойчивости; состояние нестабильного развития; неустойчивое развитие.Ключевые слова:сельские территории, устойчивое развитие, сельское хозяйство, социальная инфраструктура, институциональные факторыразвития.
Социальноэкономические процессы, происходящие в последние годы, негативно отразились на общей ситуации и уровне жизни на селе. В результате реализации мер, проводимых как на федеральном, так и на региональном уровнях, сформировались тенденции наращивания отечественного производства и повышения доходности отраслей АПК, укрепления финансового положения товаропроизводителей. В то же время, развитие сельских территорий Волгоградскойобластихарактеризуется сложными социальноэкономическими процессами, которые требуют незамедлительного решения. Сельские территории играют важную роль в развитии Волгоградской области. На долю земель сельскохозяйственного назначения приходится более 78% от площади области. Здесь проживает более 600 тыс.чел., а это около 31% от всего населения региона. Кроме того, рассматриваемые муниципальные образования
основные производители сельскохозяйственной продукции в регионе. Однако, несмотря на внушительность характеристик сельских территорий, их развитию не уделяется достаточного внимания. Вследствие этого,по своему социальноэкономическому положению сельские поселения явно уступают городским.[1]Ключевымифакторами, определяющимисоциальноэкономическое состояние сельских территорий являются:демографическая обстановкаи характер сельского расселения; состояние рынка труда; занятость и доходы в сельского населения; условиятруда в сельском хозяйстве;
структура сельской экономики;
обеспеченностьсельского населения жильем, доступ к услугам образования, здравоохранения и социального обслуживания, а также услуг отраслей социальной сферы, жилищнокоммунального хозяйства, общественного транспорта и связи; состояние дорожнотранспортной сети; богатство природных ресурсов;качество решения проблем территориального планирования и размещения производительных сил, рационального природопользования; экологическая ситуация в сельской местности; качество и доступность услуг по торговому и бытовому обслуживанию, культуре, физической культуре и спорту, ветеринарии; качество правового, научного и организационного обеспечения мер по сельскому развитию; уровень развития местного самоуправления.[3]Предпосылками устойчивого развития села являются рост, диверсификация и повышение эффективности сельской экономики; расширенное воспроизводство человеческого капитала и полную занятость сельского населения; эффективная реализация административных преобразований; повышение уровня и качества жизни населения.Определениеперспектив развития сельских территорийВолгоградской областипо пути устойчивого развития невозможно без объективной оценки их социальноэкономического состояния.Только применяя комплексный подход, обращая приоритетное внимание на наиболее отстающие звенья, можно повыситьуровень и качество жизни сельского населения.Анализ социальноэкономического развития сельских территорий Волгоградской области был выполнен авторами на основе комплекснойоценкиих устойчивости. В основу анализа были положены ключевые показателипо основным составляющим сельского развития: экономической, социальной и институциональной, что послужило основой для определения интегрального показателя устойчивости сельских территорий Волгоградской области.Использование данного метода оценки позволило не только определить уровень устойчивого развития сельских территорий в целом, но и выявить проблемы развития определенных сфер общества.Развитие сельской местности в значительной степени зависит от состояния сельского хозяйства как наиболее крупной сферы экономики. Для оценки уровня функционирования и устойчивости экономического развития сельских территорий Волгоградской области был рассчитан соответствующий индекс. В качестве исходных данных для его определения послужилиследующие показатели: прибыль организаций надушу населении; среднемесячная заработная плата на 1 работника; валовое производство продукции сельского хозяйства и объем инвестиций в основной капитал на душу населения.В большинстве муниципальных районов области отмечается рост индекса экономического развития, что позволяет сделать вывод о том, что в регионенаметилась позитивная тенденция развития сельскохозяйственного производства. При этом, сохраняется высокая дифференциация территорий по уровню их экономического развития. Индекс экономического развития колеблется от 0,47 в Дубовском районе до 3,28 в Котельниковском районе. Особого внимания заслуживает оценка социальной инфраструктуры как ключевого фактора социальноэкономического развития. Наиболее полно и наглядно состояние и устойчивость социального развития отражается такими показателями как плотностьнаселения, темпыприроста населения, протяженностьуличной водопроводной и газовой сети на 1 человека, числа учащихся на 1000 жителей, средней обеспеченности населения жильем, больничными койками и культурными учреждениями.Максимальное значение индекса социальной устойчивости зафиксировано в Городищенскомрайоне (1,58), минимальное –в Палласовском районе. Исследование социальной устойчивости отразило существенные различия в социальном развитии муниципальных районов, при этом положительная динамикаиндекса выявленатолько в 15 районах. По результатам проведенной оценки к передовым районам по уровню социальной устойчивости относятсяГородищенский, Ольховский, Руднянский, Среднеахтубинский, Новониколаевский, Новоаннинский, Нехаевский, Камышинский, Калачевский и Еланский районы. В остальных муниципальных районах Волгоградской области сельская социальная инфраструктура продолжает функционироватьнестабильно, возможности для ее интенсивного развитияостаются недостаточными.Основными приоритетами в развитии социальной сферыбольшинства муниципальных районов Волгоградской областиявляются решение жилищной проблемы и развитие сферы обслуживания населения, в основе которой лежит доступность социальных услуг, а также их качество.Развитие сельских территорийво многом определяется развитием институциональной среды, определяющей поведение экономических субъектов, результативность их хозяйственной деятельности.Развитие сельской экономики может стимулироваться или ограничиваться институциональной средой, сформировавшейся и развивающейся в этой среде системой институтов.Анализ институционального развития муниципальных районов Волгоградской областивыполнялся на базе расчетадоходов и расходов бюджета, безвозмездных поступлений в целом по муниципальному району и в расчете на душу населения.За анализируемый период, у 17муниципальных районовбюджетная обеспеченность несколько улучшилась. Однакобольшинство районов области, продолжают испытывать бюджетный дефицит. Индекс институционального развития 0,8 и менее отмечается в 5 районах. К их числу относятся Даниловский, Клетский, Ольховский, Руднянский и Серафимовичский районы. Расчет интегрального показателя устойчивости, охватывающий экономическое, социальное и институциональное развитие территории осуществлялся по формуле:
где Iу –интегральный индекс устойчивости социальноэкономического развития муниципального района, Ie–индекс экономической устойчивости, Is –индекс социальной устойчивости, Ii –индекс институциональной устойчивости. По результатам исследований выделены четыре уровня устойчивости территорий: устойчивое развитие; средний уровень устойчивости; состояние нестабильного развития; неустойчивое развитие(табл.1).
Таблица 1Уровни устойчивости развития сельских территорий
Уровеньустойчивости Граница интервала индекса Степень устойчивости развития территории 1 1,3 и выше Устойчивое развитие 2 1,1 ≤Iуст<1,3 Средний уровень устойчивости 3 0,9 ≤Iуст<1,1 Состояние нестабильного развития 4 0,9 Неустойчивое развитие
Для определения перспектив развития сельских территорий региона органам управления следует учитывать особенности каждого типа территорий, чтобы обосновать приоритетные направления, обеспечивающие устойчивое социальноэкономическое развитие.Для территорий, относящихся к группе устойчивогоразвитиязадачарегиональных и районных органов управления заключается в дальнейшем поддержании устойчивого развития территорий, отслеживании факторов, способных снизить устойчивость развития и заблаговременном воздействии на них, с целью недопущения негативных тенденций.При среднем уровне развития необходимым является воздействие на факторы, отрицательно влияющие на устойчивое развитие территорий, с целью приведения системы к устойчивому состоянию.Если в муниципальном районе зафиксировано состояние нестабильного развития,то задача органов муниципального управления заключается в воздействии на факторы, отрицательно влияющие на устойчивое развитие территорий, с целью приведения системы к состоянию развития, близкому к устойчивому.При неустойчивом развитии, задача органов муниципального управления заключается в воздействии на факторы, отрицательно влияющие на устойчивое развитие территорий, с целью выведения системы из кризисного состояния.
Общее направление для всех типов районов –реализация запланированных мероприятий по обеспечению населения социальными услугами, способствующими повышению качества жизни и улучшению экономической безопасности территориив целом.Расчет интегрального индекса устойчивости позволил выполнить дифференциацию муниципальных районов Волгоградской области по уровню ихсоциальноэкономического развития (табл.2).Таблица 2Дифференциация муниципальных районов Волгоградскойобласти по уровню их социальноэкономического развития
Степень устойчивости развития территории Муниципальные районыУстойчивое развитие Городищенский, Котельниковский, Новониколаевский, Новоаннинский, УрюпинскийСредний уровень устойчивостиЖирновский, Еланский, Михайловский, Старополтавский, СветлоярскийСостояние нестабильного развитияАлексеевский, Быковский, Даниловский, Иловлинский, Калачевский, Камышинский, Киквидзенский, Клетский , Котовский, Кумылженский, Николаевский, Нехаевский, Чернышковский, Ольховский, Среднеахтубинский, Фроловский, Октябрьский Неустойчивое развитие Дубовский, Ленинский, Палласовский, Руднянский, Серефимовичский, Суровикинский
Как показывают интегральные индексы устойчивости социальноэкономического развития сельских территорий,лишь 5 муниципальных районов могут быть отнесены к первому уровню устойчивости. Данные районы характеризуютсяотносительновысоким уровнем экономического развития и приемлемым уровнем развития социальной инфраструктуры.В данной группе отмечается тенденция роста доходовнаселения, оптимальноерасселение, обеспечивающее относительно высокий уровень жизни населения.Среднийуровеньустойчивости отмечается в 5 муниципальных районах области (Жирновский, Еланский, Михайловский, Старополтавский, Светлоярский). Развитие экономики и социальной сферыданных территорийнаходится на среднем уровне. Сельскохозяйственное производствоотносительно развито, но рынок сбыта агропродукции не сформирован в полной мере. Данный тип территорийимеет высокий потенциал роста устойчивостисоциальноэкономического развития.Более половины всех муниципальных районов области (17 из 33) характеризуются состоянием нестабильного развития. В этих районах отмечается низкий уровень развития экономики, наблюдается низкий уровень жизни населения, уровень развития инфраструктуры не отвечает предъявляемым требованиям.К типунеустойчиво развивающихсясельских территорий относятся 6районов. Данные районы характеризуются крайне низким уровнем социальноэкономического развития и неблагоприятной экологической обстановкой. В экономике этих территорий слабо развиты такие отрасли, как предпринимательство, сельское хозяйство, промышленность. В социальной сфере, низкие значения имеют такие индикаторы, как развитие здравоохранения, образования, состояние рынка труда и занятости населения, демографическое развитие, благоустройство и инфраструктура территорий. Для решения стратегических задач по развитию сельских территорий требуется системный подход к решению социальных проблем, включающий комплексное обустройство сельских поселений, развитие инженерных коммуникаций, развитие здравоохранения, образования и культуры, создание условий для здорового образа жизни, сохранение природного, культурного и духовного наследия, создание механизмов материальной поддержки местных инициатив по обустройству и развитию поселений.[2]В целях обеспечения реализации приоритетных направлений устойчивого развития сельских территорий, целесообразно использовать 4 основные группы инструментов:
совершенствование нормативной правовой базы развития сельских территорий на федеральном, региональном и местном уровне;
оптимизация финансовобюджетных отношений по развитию сельских территорий на всех уровнях;
совершенствование форм и методов экономического развития сельских территорий;
повышение эффективности работы органов законодательной и исполнительной власти всех уровней, а также предприятий, организаций и ведомств, обеспечивающих устойчивое развитие сельских территорий.Необходимо сочетание различных форм федеральной и региональной поддержки развития сельских территорий на основе комплексного территориального подхода, ориентированного на нужды местного населения и включающего в себя национальные проекты в сфере сельского хозяйства, здравоохранения, образования и жилищного строительства; государственные программы; федеральные целевые программы; областные и муниципальные целевые программы.Основные инструменты оптимизации финансово –бюджетных отношений для сельских территорий: четкое выстраивание системы финансовых отношений на уровне регионрайонпоселение; повышение собираемости налогов и увеличение не налоговых поступлений; совершенствование системы межбюджетного выравнивания; закрепление дополнительных источников доходов за муниципалитетами; повышение результативности и прозрачности бюджетных расходов; усиление ответственности органов местного самоуправления за исполнение делегируемых полномочий.Совершенствование форм и методов экономического развития сельских территорий предполагает: формирование и развитие кластеров; разработка и реализация инвестиционных проектов; развитие сельской потребительской кооперации и государственночастного партнерства.
Ссылки на источники 1.Голиков, В.В. Изменение цен и соотношения доходов и расходов населения России в связи с введением международных санкций/ В.В. Голиков // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2015.
№9.
С. 1620.2. Попова, С.А. Состояние и проблемы развития сельского хозяйства Волгоградской области в 2013 году / С.А. Попова, Е.А. Колпакова// В сборнике:Тенденции развития науки и образованияСборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции: в 3 частях. ООО "АРКонсалт".
2015.
С. 2224.3. Попова, С.А. Состояние и перспективы развития сельских территорий Волгоградской области/ С.А. Попова, Т.А. Рудкова, Е.А. Колпакова// Экономика и предпринимательство.
2015.
№41(571).
С. 324327.
Колпакова Екатерина Александровна,старший преподаватель кафедры «Экономическая теория и социальноэкономические проблемы АПК», ФГОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет», г. Волгоградkatya200611@mail.ru
Современное состояниеи перспективы социальноэкономического развития сельских территорий Волгоградской области
Аннотация.На основе комплексной оценки устойчивости развития сельских территорий Волгоградской области в разрезе муниципальных районов выполнен анализ из социальноэкономического развития. В статье определены ключевые проблемы и перспективы развития сельских территорий по экономической, социальной и институциональной составляющим. На основе интегрального показателя устойчивости выделены четыре уровня устойчивости территорий: устойчивое развитие; средний уровень устойчивости; состояние нестабильного развития; неустойчивое развитие.Ключевые слова:сельские территории, устойчивое развитие, сельское хозяйство, социальная инфраструктура, институциональные факторыразвития.
Социальноэкономические процессы, происходящие в последние годы, негативно отразились на общей ситуации и уровне жизни на селе. В результате реализации мер, проводимых как на федеральном, так и на региональном уровнях, сформировались тенденции наращивания отечественного производства и повышения доходности отраслей АПК, укрепления финансового положения товаропроизводителей. В то же время, развитие сельских территорий Волгоградскойобластихарактеризуется сложными социальноэкономическими процессами, которые требуют незамедлительного решения. Сельские территории играют важную роль в развитии Волгоградской области. На долю земель сельскохозяйственного назначения приходится более 78% от площади области. Здесь проживает более 600 тыс.чел., а это около 31% от всего населения региона. Кроме того, рассматриваемые муниципальные образования
основные производители сельскохозяйственной продукции в регионе. Однако, несмотря на внушительность характеристик сельских территорий, их развитию не уделяется достаточного внимания. Вследствие этого,по своему социальноэкономическому положению сельские поселения явно уступают городским.[1]Ключевымифакторами, определяющимисоциальноэкономическое состояние сельских территорий являются:демографическая обстановкаи характер сельского расселения; состояние рынка труда; занятость и доходы в сельского населения; условиятруда в сельском хозяйстве;
структура сельской экономики;
обеспеченностьсельского населения жильем, доступ к услугам образования, здравоохранения и социального обслуживания, а также услуг отраслей социальной сферы, жилищнокоммунального хозяйства, общественного транспорта и связи; состояние дорожнотранспортной сети; богатство природных ресурсов;качество решения проблем территориального планирования и размещения производительных сил, рационального природопользования; экологическая ситуация в сельской местности; качество и доступность услуг по торговому и бытовому обслуживанию, культуре, физической культуре и спорту, ветеринарии; качество правового, научного и организационного обеспечения мер по сельскому развитию; уровень развития местного самоуправления.[3]Предпосылками устойчивого развития села являются рост, диверсификация и повышение эффективности сельской экономики; расширенное воспроизводство человеческого капитала и полную занятость сельского населения; эффективная реализация административных преобразований; повышение уровня и качества жизни населения.Определениеперспектив развития сельских территорийВолгоградской областипо пути устойчивого развития невозможно без объективной оценки их социальноэкономического состояния.Только применяя комплексный подход, обращая приоритетное внимание на наиболее отстающие звенья, можно повыситьуровень и качество жизни сельского населения.Анализ социальноэкономического развития сельских территорий Волгоградской области был выполнен авторами на основе комплекснойоценкиих устойчивости. В основу анализа были положены ключевые показателипо основным составляющим сельского развития: экономической, социальной и институциональной, что послужило основой для определения интегрального показателя устойчивости сельских территорий Волгоградской области.Использование данного метода оценки позволило не только определить уровень устойчивого развития сельских территорий в целом, но и выявить проблемы развития определенных сфер общества.Развитие сельской местности в значительной степени зависит от состояния сельского хозяйства как наиболее крупной сферы экономики. Для оценки уровня функционирования и устойчивости экономического развития сельских территорий Волгоградской области был рассчитан соответствующий индекс. В качестве исходных данных для его определения послужилиследующие показатели: прибыль организаций надушу населении; среднемесячная заработная плата на 1 работника; валовое производство продукции сельского хозяйства и объем инвестиций в основной капитал на душу населения.В большинстве муниципальных районов области отмечается рост индекса экономического развития, что позволяет сделать вывод о том, что в регионенаметилась позитивная тенденция развития сельскохозяйственного производства. При этом, сохраняется высокая дифференциация территорий по уровню их экономического развития. Индекс экономического развития колеблется от 0,47 в Дубовском районе до 3,28 в Котельниковском районе. Особого внимания заслуживает оценка социальной инфраструктуры как ключевого фактора социальноэкономического развития. Наиболее полно и наглядно состояние и устойчивость социального развития отражается такими показателями как плотностьнаселения, темпыприроста населения, протяженностьуличной водопроводной и газовой сети на 1 человека, числа учащихся на 1000 жителей, средней обеспеченности населения жильем, больничными койками и культурными учреждениями.Максимальное значение индекса социальной устойчивости зафиксировано в Городищенскомрайоне (1,58), минимальное –в Палласовском районе. Исследование социальной устойчивости отразило существенные различия в социальном развитии муниципальных районов, при этом положительная динамикаиндекса выявленатолько в 15 районах. По результатам проведенной оценки к передовым районам по уровню социальной устойчивости относятсяГородищенский, Ольховский, Руднянский, Среднеахтубинский, Новониколаевский, Новоаннинский, Нехаевский, Камышинский, Калачевский и Еланский районы. В остальных муниципальных районах Волгоградской области сельская социальная инфраструктура продолжает функционироватьнестабильно, возможности для ее интенсивного развитияостаются недостаточными.Основными приоритетами в развитии социальной сферыбольшинства муниципальных районов Волгоградской областиявляются решение жилищной проблемы и развитие сферы обслуживания населения, в основе которой лежит доступность социальных услуг, а также их качество.Развитие сельских территорийво многом определяется развитием институциональной среды, определяющей поведение экономических субъектов, результативность их хозяйственной деятельности.Развитие сельской экономики может стимулироваться или ограничиваться институциональной средой, сформировавшейся и развивающейся в этой среде системой институтов.Анализ институционального развития муниципальных районов Волгоградской областивыполнялся на базе расчетадоходов и расходов бюджета, безвозмездных поступлений в целом по муниципальному району и в расчете на душу населения.За анализируемый период, у 17муниципальных районовбюджетная обеспеченность несколько улучшилась. Однакобольшинство районов области, продолжают испытывать бюджетный дефицит. Индекс институционального развития 0,8 и менее отмечается в 5 районах. К их числу относятся Даниловский, Клетский, Ольховский, Руднянский и Серафимовичский районы. Расчет интегрального показателя устойчивости, охватывающий экономическое, социальное и институциональное развитие территории осуществлялся по формуле:
где Iу –интегральный индекс устойчивости социальноэкономического развития муниципального района, Ie–индекс экономической устойчивости, Is –индекс социальной устойчивости, Ii –индекс институциональной устойчивости. По результатам исследований выделены четыре уровня устойчивости территорий: устойчивое развитие; средний уровень устойчивости; состояние нестабильного развития; неустойчивое развитие(табл.1).
Таблица 1Уровни устойчивости развития сельских территорий
Уровеньустойчивости Граница интервала индекса Степень устойчивости развития территории 1 1,3 и выше Устойчивое развитие 2 1,1 ≤Iуст<1,3 Средний уровень устойчивости 3 0,9 ≤Iуст<1,1 Состояние нестабильного развития 4 0,9 Неустойчивое развитие
Для определения перспектив развития сельских территорий региона органам управления следует учитывать особенности каждого типа территорий, чтобы обосновать приоритетные направления, обеспечивающие устойчивое социальноэкономическое развитие.Для территорий, относящихся к группе устойчивогоразвитиязадачарегиональных и районных органов управления заключается в дальнейшем поддержании устойчивого развития территорий, отслеживании факторов, способных снизить устойчивость развития и заблаговременном воздействии на них, с целью недопущения негативных тенденций.При среднем уровне развития необходимым является воздействие на факторы, отрицательно влияющие на устойчивое развитие территорий, с целью приведения системы к устойчивому состоянию.Если в муниципальном районе зафиксировано состояние нестабильного развития,то задача органов муниципального управления заключается в воздействии на факторы, отрицательно влияющие на устойчивое развитие территорий, с целью приведения системы к состоянию развития, близкому к устойчивому.При неустойчивом развитии, задача органов муниципального управления заключается в воздействии на факторы, отрицательно влияющие на устойчивое развитие территорий, с целью выведения системы из кризисного состояния.
Общее направление для всех типов районов –реализация запланированных мероприятий по обеспечению населения социальными услугами, способствующими повышению качества жизни и улучшению экономической безопасности территориив целом.Расчет интегрального индекса устойчивости позволил выполнить дифференциацию муниципальных районов Волгоградской области по уровню ихсоциальноэкономического развития (табл.2).Таблица 2Дифференциация муниципальных районов Волгоградскойобласти по уровню их социальноэкономического развития
Степень устойчивости развития территории Муниципальные районыУстойчивое развитие Городищенский, Котельниковский, Новониколаевский, Новоаннинский, УрюпинскийСредний уровень устойчивостиЖирновский, Еланский, Михайловский, Старополтавский, СветлоярскийСостояние нестабильного развитияАлексеевский, Быковский, Даниловский, Иловлинский, Калачевский, Камышинский, Киквидзенский, Клетский , Котовский, Кумылженский, Николаевский, Нехаевский, Чернышковский, Ольховский, Среднеахтубинский, Фроловский, Октябрьский Неустойчивое развитие Дубовский, Ленинский, Палласовский, Руднянский, Серефимовичский, Суровикинский
Как показывают интегральные индексы устойчивости социальноэкономического развития сельских территорий,лишь 5 муниципальных районов могут быть отнесены к первому уровню устойчивости. Данные районы характеризуютсяотносительновысоким уровнем экономического развития и приемлемым уровнем развития социальной инфраструктуры.В данной группе отмечается тенденция роста доходовнаселения, оптимальноерасселение, обеспечивающее относительно высокий уровень жизни населения.Среднийуровеньустойчивости отмечается в 5 муниципальных районах области (Жирновский, Еланский, Михайловский, Старополтавский, Светлоярский). Развитие экономики и социальной сферыданных территорийнаходится на среднем уровне. Сельскохозяйственное производствоотносительно развито, но рынок сбыта агропродукции не сформирован в полной мере. Данный тип территорийимеет высокий потенциал роста устойчивостисоциальноэкономического развития.Более половины всех муниципальных районов области (17 из 33) характеризуются состоянием нестабильного развития. В этих районах отмечается низкий уровень развития экономики, наблюдается низкий уровень жизни населения, уровень развития инфраструктуры не отвечает предъявляемым требованиям.К типунеустойчиво развивающихсясельских территорий относятся 6районов. Данные районы характеризуются крайне низким уровнем социальноэкономического развития и неблагоприятной экологической обстановкой. В экономике этих территорий слабо развиты такие отрасли, как предпринимательство, сельское хозяйство, промышленность. В социальной сфере, низкие значения имеют такие индикаторы, как развитие здравоохранения, образования, состояние рынка труда и занятости населения, демографическое развитие, благоустройство и инфраструктура территорий. Для решения стратегических задач по развитию сельских территорий требуется системный подход к решению социальных проблем, включающий комплексное обустройство сельских поселений, развитие инженерных коммуникаций, развитие здравоохранения, образования и культуры, создание условий для здорового образа жизни, сохранение природного, культурного и духовного наследия, создание механизмов материальной поддержки местных инициатив по обустройству и развитию поселений.[2]В целях обеспечения реализации приоритетных направлений устойчивого развития сельских территорий, целесообразно использовать 4 основные группы инструментов:
совершенствование нормативной правовой базы развития сельских территорий на федеральном, региональном и местном уровне;
оптимизация финансовобюджетных отношений по развитию сельских территорий на всех уровнях;
совершенствование форм и методов экономического развития сельских территорий;
повышение эффективности работы органов законодательной и исполнительной власти всех уровней, а также предприятий, организаций и ведомств, обеспечивающих устойчивое развитие сельских территорий.Необходимо сочетание различных форм федеральной и региональной поддержки развития сельских территорий на основе комплексного территориального подхода, ориентированного на нужды местного населения и включающего в себя национальные проекты в сфере сельского хозяйства, здравоохранения, образования и жилищного строительства; государственные программы; федеральные целевые программы; областные и муниципальные целевые программы.Основные инструменты оптимизации финансово –бюджетных отношений для сельских территорий: четкое выстраивание системы финансовых отношений на уровне регионрайонпоселение; повышение собираемости налогов и увеличение не налоговых поступлений; совершенствование системы межбюджетного выравнивания; закрепление дополнительных источников доходов за муниципалитетами; повышение результативности и прозрачности бюджетных расходов; усиление ответственности органов местного самоуправления за исполнение делегируемых полномочий.Совершенствование форм и методов экономического развития сельских территорий предполагает: формирование и развитие кластеров; разработка и реализация инвестиционных проектов; развитие сельской потребительской кооперации и государственночастного партнерства.
Ссылки на источники 1.Голиков, В.В. Изменение цен и соотношения доходов и расходов населения России в связи с введением международных санкций/ В.В. Голиков // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2015.
№9.
С. 1620.2. Попова, С.А. Состояние и проблемы развития сельского хозяйства Волгоградской области в 2013 году / С.А. Попова, Е.А. Колпакова// В сборнике:Тенденции развития науки и образованияСборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции: в 3 частях. ООО "АРКонсалт".
2015.
С. 2224.3. Попова, С.А. Состояние и перспективы развития сельских территорий Волгоградской области/ С.А. Попова, Т.А. Рудкова, Е.А. Колпакова// Экономика и предпринимательство.
2015.
№41(571).
С. 324327.