Ресурсные возможности муниципалитета для развития гражданской позиции школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кудинов В. В., Севрюкова А. А. Ресурсные возможности муниципалитета для развития гражданской позиции школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1481–1485. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96215.htm.
Аннотация. Среди приоритетных задач современной школы особое значение имеет гражданско-патриотическое воспитание. Однако часто без внимания остаются вопросы использования возможностей муниципалитета для развития гражданской позиции школьников. В статье подробно представлен совместный научно-прикладной проект Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 91 г. Челябинска с кафедрой педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования «Муниципалитет как субъект развития гражданской позиции школьников». Разработчики проекта предполагают определить ресурсы Металлургического района г. Челябинска и подчинить потенциал района развитию гражданской позиции школьников. Авторами определены компоненты гражданской позиции школьников и их содержательное наполнение.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
СеврюковаАлла Александровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», г. Челябинскalla107@inbox.ru

КудиновВладимир Валерьевич,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», г. Челябинскkudinov_vv@ipk74.ru

Ресурсные возможности муниципалитета для развития гражданскойпозиции школьников

Аннотация.Среди приоритетных задач современной школы особое значение имеет гражданскопатриотическое воспитание. Однако часто без внимания остаются вопросы использования возможностей муниципалитета для развития гражданской позиции школьников. В статье подробно представлен совместный научноприкладной проект Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 91 г. Челябинска с кафедрой педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования –«Муниципалитет как субъект развития гражданской позиции школьников». Разработчики проекта предполагают определить ресурсы Металлургического района г. Челябинска и подчинить потенциал района развитию гражданской позиции школьников. Авторами определены компоненты гражданской позиции школьников и их содержательное наполнение.Ключевые слова:гражданскопатриотическое воспитание школьников, гражданская позиция школьников, развитие гражданской позиции школьников, проект, ресурсы муниципалитета.

Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян. Среди важнейших задач общеобразовательной школы особое значение имеют гражданскопатриотическое образование и воспитание. Об этом говорится в Концепции духовнонравственного развитияи воспитания личности гражданина России [1]. Отсюда вытекает потребность решения одной из важнейших проблем современной демократической России: проблемы гражданскопатриотического воспитания детей и подростков[4]. В связи с этим необходимо глубокое осмысление сущности гражданскопатриотического воспитания подрастающего поколения, целенаправленная работа по определению и реализации способов, методов, условий для гражданского становления подрастающего поколения, подготовки педагогов, способных успешно осуществлять процесс приобщения школьников к ценностям российского общества[3; 6].

Разработка вопросов гражданскопатриотического воспитания в педагогике имеет свою историю. Она связана с именами Платона, Аристотеля, Руссо и др. Наиболее полно теория гражданского воспитания в зарубежной педагогике была разработана немецким педагогом Г. Кершенштейнером, отмечавшим необходимость целенаправленного формирования гражданственности. В российской педагогике цели и задачи гражданскопатриотического воспитания нашли отражение в трудах А. Н. Радищева, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена и др. Советская педагогика рассматривала вопросы гражданскопатриотического воспитания, связывая их с общественной направленностью личности, приобретением опыта коллективной деятельности (В. А. Сухомлинский «Воспитание гражданина»). Современные исследователи (Е. В. Бондаревская, Н. Я. Данилевский, А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, А. А. Гусейнов, Д. М. Мустафин и др.) представляют в своих трудах различные аспекты становления и развития гражданской позиции школьников[2; 5]. При всей значимости данных исследований часто без внимания остаются вопросы использования возможностей муниципалитета для развития гражданской позиции школьников. Гражданственность –важнейший духовнонравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. Однако практика показывает, что многие педагоги испытывают затруднения при воспитании духовнонравственной личности гражданинаРоссии. На наш взгляд, одной из интересных практик является деятельностьМуниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 91 г. Челябинска, имеющей совместный научноприкладной проект с кафедрой педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования. Подчеркнём, что разговор о гражданскопатриотическом воспитании является вполне обоснованным в контексте рассмотрения роли Южного Урала в достижении Победыв Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. А как известно, Металлургический район г. Челябинска внёс существенный вклад в успешные дела нашего народа, как в военные, так и в последующие годы. Таким образом, актуальность проекта определяется ситуацией, которая характеризуется рядом противоречий:–между заказом государства на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России и сложившейся системой образования, слабо ориентированной на развитие гражданской позиции школьников; –между необходимостью использования возможностейрайона на развитие гражданской позиции школьников и недостаточностью проектных разработок в этой области. Обозначенные противоречия позволяют сформулировать проблему: Как обеспечить направленность ресурсов Металлургического района на развитие гражданскопатриотической направленности школьников?Важность и соотнесенность рассматриваемой проблемы с основными направлениями введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определили тему научноприкладного проекта –«Муниципалитет как субъект развития гражданской позиции школьников».Разработчики проекта предполагают, что многообразие всех уникальных граней жизнедеятельности Металлургического района (экономической, политической, социальной, культурной, образовательной) обладает широкими ресурсами для решения большогоспектра задач, стоящих перед школой в сфере гражданскопатриотического воспитания. Поэтому важно определить эти ресурсы и подчинить потенциал района развитию гражданской позиции школьников.Таким образом, цель проекта заключается в создании Программы гражданскопатриотического воспитанияшкольников до 2020 г. в МАОУ СОШ № 91 г. Челябинска с использованиемресурсов муниципалитета. Авторами поставлены следующие важные задачи:–провести SWOTанализ существующей системы гражданскопатриотического воспитания школ Металлургического района;–выделить круг первостепенных проблем в обозначенном направлении;–составить многоуровневый банк возможных социальных партнёров дляшколы, либоотдельногокласса;–создать механизмы взаимодействия с социальными партнёрами в процессе гражданскопатриотического воспитания школьников; –спроектировать условия успешной реализации Программы;–обобщить и распространить опыт позитивных практик проекта.Для выявлениягражданских начал у обучающихся предполагается использование комплексной диагностики: анкетирования, наблюдения, психологического тестирования.По мнению авторов, гражданская позиция школьников состоит из трёх компонентов: когнитивного, мотивационноценностного, деятельностного.1. Когнитивный компонент подразумевает количество школьников, обладающих знаниями:

–своих прав и обязанностей;–гражданских культурных ценностей; –исторического прошлого и культуры своего Отечества, города, района.2. Мотивационноценностный компонент включает в себя:–внутреннюю мотивациюк участию в общественно значимой деятельности;–наличие ценностных установок личности на патриотизм, историческую память, социальную солидарность в условиях многонационального населения района, толерантность, в том числе, межконфессиональную;–наличие чувства ответственности перед обществом, муниципалитетом, школой.3. Деятельностный компонент содержит:–количество самостоятельно разработанных и проведённых гражданских проектов, акций (поступков).–позициюшкольников в общественно значимой деятельности (наблюдатель, участник, активный участник, организатор, лидер).Анализ результатов диагностики обеспечит выявление тех составляющих компонентов, которые требуют дальнейшего совершенствования.Для развития гражданскопатриотической направленности школьников разработчики предлагают проект, замысел которого состоит в обращении педагогического корпуса, сообщества родителей и обучающихся, активной общественности к воспитательному потенциалу муниципалитета.Проект будет реализовываться на трёх этапах: аналитическом, технологическом и рефлексивном.Аналитический этапбудет посвящён созданиюпроектной группы, определениюполномочий, выборуактива.На этом этапе будут проведеныSWOTанализсуществующей системы гражданскопатриотического воспитания школ Металлургического района и исследование ресурсных возможностей района, а также будут выявленыпотенциальные партнёры.На технологическомэтапе запланированы разработка и реализация механизмов взаимодействия с представителями муниципалитета, проведение круглого стола «Роль муниципалитета в развитии гражданской позиции школьников», определение стратегических направлений взаимодействия в процессе гражданскопатриотического воспитания школьников. Диагностика гражданскопатриотической направленности школьников будет осуществлена по трём компонентам: когнитивному, мотивационноценностному, деятельностному. Данный этап сфокусируется на разработкеи реализациисовместной Программы гражданскопатриотического воспитания школьников до 2020 г. в МАОУ СОШ № 91 г. Челябинска и на проектированиисодержания, форм, методов и приемов взаимодействия всех участников Программы. Для успешной реализации Программы предстоит обосновать и создать управленческие и психологопедагогические условия. Важным будет инициирование значимых гражданских акций, флешмобов, фестивалей, конкурсов. Рефлексивный этаппредназначен для подведения итогов реализации проекта, обобщениюи распространение опыта в СМИ, публикациях в сборниках конференций, выступлениях в рамках общественнополитических форумов, конференций, семинаровразличных уровней. Для успешной реализации проекта необходимо преодолеть следующие негативные явления:1. Психологическая неготовность педагогического сообщества к привлечению социальных партнёров к гражданскопатриотическому воспитанию школьников;2. Отсутствие умения у педагогов, обучающихся, родителей устанавливать конструктивное взаимодействие с разными представителями муниципалитета;3. Нежелание отдельных организаций района осуществлять системное взаимодействие с учебными заведениями, педагогическими работниками и школьниками;4. Разноепонимание субъектами своих ролей, функций, полномочий в процессе становления и развития гражданственности школьников;5. Негативное влияние СМИ на формирование ценностных установок личности;6. Смещение приоритетов в процессе развития гражданскопатриотической направленности школьников с внутренних смыслов на внешние формальные показатели;7. Использование устаревших форм, методов, способов и средств, непривлекательных для современных школьников;8. Отсутствие действенной поддержки со стороны администрации муниципалитета в продвижении замыслов проекта;9. Интерпретация результатов диагностики может носить неоднозначный характер;10. Неумение педагогов гибко, оперативно реагировать на незапланированные возникающие ситуации (например, на религиозной, национальной неприязни) в процессе гражданскопатриотического воспитания детей и подростков.В результате осуществления проекта планируются:–создание Программы гражданскопатриотического воспитания школьников до 2020 г. в МАОУ СОШ № 91 г. Челябинска с использования ресурсов муниципалитета;

–формирование банка социальных партнёров муниципалитета для решения задач гражданскопатриотического воспитания;–становление гражданскопатриотической направленности школьников в сферах личностного развития и общественных отношений;

–расширение представителей гражданского общества в достижении современного качества общего образования;–внедрение новых форм и методов работы по гражданскопатриотическому воспитанию школьников;–повышение профессионализма педагогов;–сохранение традиций, культурноисторического своеобразие района; –повышение престижа района.Разработчики проекта видятследующие критерии оценивания результатов:1. Когнитивный –повышениеколичества школьников, обладающих знаниями своих прав и обязанностей, гражданских культурных ценностей, исторического прошлого и культуры своего Отечества, города, района;2. Мотивационноценностный –рост школьников, имеющей внутреннюю мотивацию к участию в общественно значимой деятельности, наличие ценностных установок личности на патриотизм, историческую память, социальную солидарность в условиях многонационального населения района, толерантность, в том числе, межконфессиональную, наличие чувства ответственности перед обществом, муниципалитетом, школой;3. Деятельностный –рост числа самостоятельно разработанных и проведённых значимых гражданских проектов, акций, положительная динамика субъектной позиции школьников в общественно значимой деятельности (изменение роли в осуществлении гражданских акций).Финансирование мероприятий Программы будет осуществлятьсяза счет бюджетных средств, спонсорской помощи, средств, вырученныхза счёт благотворительных акций.Предполагаемый проект «Муниципалитет как субъект развития гражданской позиции школьников» вполне логично вписывается в контекст реализации государственной программы«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020». Основные ожидания разработчиков данного проекта связаны с повышением активности школьников в инициировании и проведении самостоятельных значимых акций на благо школы, своего района.

Ссылки на источники1. Данилюк, А.Я. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.: Просвещение, 2009. –24 с. 2. Ильясов, Д.Ф. Психологопедагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя. В 4х ч. Ч. 1: Актуальные теории и концепции: учеб. пособие для слушателей курсов повышения квалификации педагогических кадров / Д.Ф. Ильясов, В.Н. Кеспиков, Е.А. Селиванова, Н.Ю. Андреева, А.А. Севрюкова, В.В. Кудинов. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. –336 с.3. Кудинов В.В.,Знания учащихся в реализации учителем технологии исследовательской деятельности/ В. В. Кудинов, Г. А Синтяева. –Педагогическое образование и наука. –2010. –№ 1. –С. 99–101.

4. Постановление правительства РФ от 30 декабря 2015 г № 1493 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020"» [Электронный ресурс] // Сайт Правительства Российской Федерации URL: http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 16.03.2016).

5. Севрюкова, А. А. Атрибуты воспитания в современной школе / А. А. Севрюкова // Современные наукоемкие технологии. –2016. –№ 2–1. С. 144–148.

6. Севрюкова А. А. Отражение аспектов стратегии развития воспитания школьников в содержании курсовой подготовки педагогических работников / А. А. Севрюкова // Фундаментальные исследования. –2014. –№ 5. –С. 199–202.