Инновации в методах проектирования женской одежды

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Болдырева Л. М. Инновации в методах проектирования женской одежды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1556–1560. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96230.htm.
Аннотация. Авторами проведен анализ инноваций методов проектирования женской одежды на фигуры с отклонениями от типовой с целью разработки количественной классификации нижней опорной поверхности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Болдырева Леся Михайловна,преподаватель кафедры Технологии и Дизайна ФГБОУ ВПО "Армавирскийгосударственныйпедагогическийуниверситет" Краснодарский край, г. Армавираспирант "Омского государственного института сервиса", г. Омскlesenka27@mail.ru

Инновации в методах проектирования женской одежды

Аннотация.Авторами проведен анализинноваций методовпроектирования женской одежды на фигуры с отклонениями от типовой с целью разработки количественной классификации нижней опорной поверхности.Ключевые слова:швейные изделия, женские фигуры, проектирование, базы данных.

Размеры и форма швейных изделий должны соответствовать размерам и внешней форме тела человека, для которого предназначена одежда, образуя подвижную эргономическую систему «человекодежда», изменяющуюся в пространстве и во времени. Одежду массового производства изготавливают по измерениям стандартных (типовых) фигур ограниченного числа размеров, определяемых в соответствии с государственными размерными стандартами (ГОСТ, ОСТ). Система размерных стандартов обеспечивает достаточно высокую удовлетворенность населения соразмерными изделиями. Однако определённый процент населения имеет фигуры с размерными признаками, значительно отклоняющимися от типовых. Эта, достаточно большая по численности, группа потребителей предпочитает пользоваться услугами изготовления одежды по индивидуальным заказам,что возможно осуществлять как в швейных ателье, так и на предприятиях массового производства одежды[1, 2].Для успешного решения задачи обеспечения удовлетворенности населения соразмерной одеждой требуется более полное изучение индивидуальных особенностей внешней формы тела человека; знание видов отклонений фигур от типовых; определение размерной характеристики фигур применительно к изготовлению одежды по индивидуальным заказам; знание этапов проектирования и методов конструирования одежды на конкретную фигуру.На современном этапе глобального развития швейной промышленности требуется сокращение промышленного цикла изделия от эскиза до розничной торговли и использование высоких технологий и результатов научных исследований о материалах и САПР одежды.Основными аспектами нового подхода к проектированию одежды становятся:1) способность производителя одежды представить продукцию как можно более широкому кругу покупателей, воспринять и аккумулировать запросы своих потенциальных потребителей для оперативного воплощения в промышленной коллекции, изыскать возможность изготавливать в условиях массового производства изделия по персональным предоплаченным заказам; обеспечить интерактивное онлайн представление изделий в большей степени подходящих конкретным потребителям для активизации интернетпродаж продукции;2) способность компании осуществлять проектирование новых изделий и всей конструкторскотехнологической документации в цифровом виде и по возможности в автоматизированном режиме, применять инновационные технологии и материалы, использовать средства виртуального компьютерного моделирования и объективного контроля качества проектных решений и выпускаемой продукции.На современном этапе развития швейной промышленности комплексные технологические решения лежат в основе всех этапов проектирования одежды, обеспечивая переход проектной документации в электронный формат, оцифровку и 3D визуализацию внешней формы объектов проектирования, виртуальное конструирование и моделирование изделий, экспорт цифровой информации процесса проектирования в производственные подразделения, в том числе дистанционно расположенные[3].Процесс проектирования новых швейных изделий представляет собой сложную динамическую систему, состоящую из взаимосвязанных этапов преобразования информации, осуществляемого как традиционными, так и инновационными методами. Реализация этапов процесса проектирования одежды может происходить последовательно или параллельно, в одном или разных подразделениях предприятия, централизованно или в различных регионах, странах или предприятиях. При этом существующий технологический уровень швейной отрасли позволяет обеспечить единую информационную среду проектирования для формирования нового жизненного промышленного цикла изделия, отличающегося введением высокотехнологичных методов проектирования изделий и организацией онлайнпредставления одежды. Современные научные, инновационные и технологические факторы внешней среды обуславливают необходимость расширения традиционного промышленного цикла швейных изделий до организации онлайн –продаж благодаря возможности визуализации промышленной коллекции в едином цифровом формате в виде 2D или 3D моделей проектируемых изделий.Современные потребители все больше времени проводят в виртуальной среде, доступной благодаря интуитивнопонятным интерфейсам современных мобильных технических устройств, поэтому в настоящее время значительно трансформируются подходы к представлению промышленных коллекций одежды. Привлечение потребителей для изучения, выбора и онлайнпокупок изделий на сайте компаниипроизводителя позволяет получить достоверную информацию о покупателях, заинтересованных продукцией именно этой компании, узнавать о реальных запросах и ожиданиях потребителей, накапливать информацию о потребителях продукции производимой предприятием, что влияет на повышение спроса на выпускаемую одежду и соответственно на эффективность швейного производства. Современные технологии обеспечивают возможность получения дополнительных, уточнённых данных о внешней форме фигуры человека и размерных характеристиках в современном цифровом формате, позволяя потребителю визуализировать собственную фигуру и осуществлять взаимодействие на качественно новом уровне. Систематизация информации о размерах и форме тела потребителей обеспечит формирование базы данных виртуальных 3D манекенов, предоставление потребителю возможности принимать участие в проектировании одежды по персональному запросу, а также ускорит онлайндемонстрацию или подбор моделей одежды, в большей степени подходящей для определенных размеров и телосложения человека.В настоящее время использование вычислительной техники значительно облегчает труд конструктора одежды, ускоряет процесс ее проектирования.Основными способами задания поверхностей являются: аналитический, каркасный и кинематический (таблица1).



Таблица 1

Основные способы задания поверхности тела[4].

НазваниеДостоинстваНедостаткиАналитический(множество точек, координаты которых удовлетворяют некоторому уравнению)представление поверхности как совокупность геометрических точек;возможность исследовать инвариантные свойства поверхности относительно ее изгибания;экономия памяти ЭВМ, в частности, внешней памятиприближенное изображение отдельных участков поверхности одеждыКаркасный(упорядоченное множество точек или линий, принадлежащих поверхности)наилучшим образом отражает геометрические свойства поверхности;обеспечивает лучшее решение поставленных технологических задачсложный и длительный процесс получения трехмерных моделей;неточность построенной поверхности (точки илинии, не лежащие на линиях каркаса, могут быть построены приближенно)Кинематический(множество положений движущейся линии или поверхности)возможность отследить совокупность последовательных положений образующей линии;возможность получить необходимую и достаточную информацию о совокупности геометрических фигур и кинематических связейприменим для создания участков свободно падающих зон одежды (поверхность юбки, брюк и др.)

Системы трёхмерного проектирования делятся науниверсальныеи специализированные.Специализированные подразделяются на:1)развёртывающие –системы позволяют проектировать изделие в 3D пространстве, а затем получать развертки изделия на плоскости;2)одевающие –системы предназначены для проектирования плоских лекал изделия традиционными способами и «одевания» на виртуальном манекене для проверки посадки изделия и внесения изменений.Универсальные САПР разнообразны и многофункциональны.Система AutoCAD, разработанная фирмой Autodesk, является наиболее распространенной САПР. Эта система реализует технологии 2D и 3D проектирования и отличается большим количеством прикладных пакетов, разработанных специалистами различных отраслей промышленности.3D Studio Мах–это программа, разработанная DiscreetIhc, для создания фотореалистичных объектов и их анимации на основе 3D графики. Среди возможностей программы следует отметить моделирование геометрических и физических свойств любых трёхмерных объектов; в статике и динамике, имитация освещения и природных явлений.Система Mayaкомпании AliasWavefrontпредставляет собой большой набор инструментов для моделирования; и анимации разнообразные средства создания эффектов. Maya включает специальные средства, в число которых входят, модули для моделирования ткани MayaCloth и меха MayaFur.Amapi3DTM –это в основном разработчик моделей с минимальными анимационными возможностями. Он имеет нетрадиционный интерфейс, но у него есть довольно много мощных возможностей моделирования.Во всех выше перечисленных системах принципы построения поверхности тела человека и создания одежды одинаковы, поэтому выбор того или иного приложения зависит только от цены и удобства интерфейса.Построение одежды в универсальных САПР происходит по двум сценариям. Первый –создание облегающей одежды, второй –создание одежды, имеющей некоторую свободу. В первом случае создание одежды осуществляется при непосредственном копировании части тела персонажа, во втором случае –на основе плоских деталей одежды, заданных пользователем.Рассмотрим основные развёртывающие САПР одежды.Российская компания Comtenseразработала программный комплекс, включающий в себя трёхмерную систему СТАПРИМ.Проектирование в системе СТАПРИМ происходит по следующим этапам:1)выбор типового манекена или задание индивидуальной фигуры в 3D;2)создание трёхмерной модели одежды и её развёртки;3)разработка плоской модельной конструкции.3D модуль в САПР Ассольпредставлен двумя программами: AC3D Parametric(параметрическое задание) и ACShowroom(показ модели в тканях).AC3D Parametric–приложение к AutoCAD, в котором стандартные команды адаптированы для процесса проектирования одежды. Построение модели происходит по следующим этапам: выбор манекена (в системе используется оцифрованные 3D манекены типового телосложения); нанесение линий сечений (талии, бедер); определение прибавок, длины изделия; нанесение на опорную поверхность дополнительных линий, проходящих через наиболее выступающие точки фигуры. Развёртка выполняется с условием сохранения длин срезов и выпрямления центральных линий. Записанный сценарий построения можно применять к манекенам других размеров.Моделирование производят непосредственно на построенном изделии, задавая параметры заужения, занижения, ширин и длин.Японская фирма AshasiKasel AGSM Corporationразработала Garment CAD System, в состав которой входит модуль 3D проектирования AGSM3D. Для проектирования изделия на индивидуальную фигуру в программе задаётся манекен по типовым размерным признакам, а потом корректируется. На виртуальном манекене строится только базовая конструкция, которая разворачивается по определённым алгоритмам, и модификация деталей одежды происходит уже на плоскости.Одевающие САПР одежды:OptiTex

израильская система швейной САПР, включающая в себя модуль трёхмерного моделирования одежды –RunwayDesigner.Автоматическое получение трёхмерного профиля тела человека происходит с помощью 3Dсканера или выбора из библиотеки Runway параметрического манекена. Пользователь может «подогнать» стандартный манекен под необходимые габариты. Комплект лекал для трёхмерного образца предварительно разрабатывается на плоскости, затем для деталей указывается начальное расположение в пространстве относительно манекена и соответствующие линии их соединения. В библиотеке RunwayDesigner имеется определенный набор заготовок одежды. «Одевание» происходит перетаскиванием заготовки из библиотеки на изображение манекена. Также существует библиотека фурнитуры.В OptiTex возможно моделирование непосредственно на манекене изделий повторяющих фигуру (для корсетных изделий и спортивной одежды) –OptiTex3DFlattening.3D Digitizer –модуль, позволяющий наносить на трёхмерные поверхности одежды модельные линии и получать их отображение в лекалах.Компания BrowzwearInternationalLtdразработала программное обеспечение для моделирования одежды в трёхмерном пространстве Browzwear, которое включает в себя три модуля VStitcher, VStyler и СМе.VStitcher –модуль для преобразования плоскостных конструкций в трёхмерные (одевание манекена). Проектирование лекал происходит при использовании плоскостных приёмов моделирования. Для одевания модели на пространственный манекен (фигуру) на соответствующих деталях задают соответствующие срезы для «сшивания.VStyler–программа, отвечающая за внешний вид модели: создает различные виды ткани, фурнитуру, отличающиеся по цветовой гамме и по свойствам.СМе–вспомогательная программа, позволяющая работать с клиентами на расстоянии в online режиме. Клиентами являются как крупные производители одежды, так и отдельные магазины, ведущие торговлю в интернете.Gerber–американская система САПР, имеет полный набор модулей, начиная с создания эскиза (FashionStudio) и заканчивая выводом лекал в натуральную величину.Трехмерный модуль AccuMarkVStitcherпозволяет разрабатывать модели на виртуальных манекенах, размер которых варьируется, что дает возможность оценить посадку изделия на фигуре.Японская компания DigitalFashionLtdразработала систему DressingSim.Конструкция разрабатываемой модели создаётся приёмами плоскостного проектирования, после чего на деталях задаются соответствующие точки совмещения, и виртуальная трёхмерная модель одевается на манекен. Формирование 3Dманекена происходит в подсистеме Bodiet, позволяющей проводить измерения фигуры. Информация о фигуре человека может быть получена с устройств BodyLineScanner (Hamamatsu) или SUBO201 (SUBO Project). В системе, возможно, одновременно редактировать детали изделия и просматривать результат в 3Dпроекции.Большой акцент разработчики DressingSim ставят на проектировании реалистичного изображения поведения ткани на фигуре, в то время как модуль проектирования 3D модели одежды и последующая развёртка её деталей на плоскость находится только на стадии разработок.Продукт японской компании TechnoaInc. –САПР iDesignerпо своим характеристикам схож с разработками DigitalFashion. Среди достоинств системы следует отметить возможности проектирования трёхмерного манекена (Bodyordertool), примерки изделия с оценкой зон прилегания (3D FitViev), просмотр моделей на фигуре с различных ракурсов (iD Fit), отслеживание в лекалах корректировок, сделанных на трёхмерном манекене, а также изменение расцветки ткани (ClipRepeat).Французская фирма TelmatIndustrieразработала систему автоматизированного проектирования SYMCAD. Один из ее модулей Optifitпредназначен для создания антропометрической базы данных, широко используется при проектировании одежды для военнослужащих. Для моделирования тела в компьютере человек становится в нижнем белье в специальную кабину на 30 секунд в профиль и анфас. Полученная информация затем переносится в подсистему, формирующую трёхмерную модель тела человека.Оператор может снять любое измерение с поверхности трёхмерного манекена, чтобыавтоматически создать чертеж конструкции.Немецкая компания AssystBullmerпредставила модульную систему Assystс трёхмерным модулем Vidya.Разработчик модели одежды визуализирует изделия на виртуальном манекене в желаемом размере и материалах, которые хранятся в базе данных. В модуле Vidya представлен ряд инструментов для корректировки образца, хотя изменения лекал производятся на плоскости.Немецкая программа САПР Grafisпозволяет устранить трудно затратные и повторяющиеся операции, минимален риск ошибки.Имеет базу основных моделей, которые являются интерактивными. Программа дает возможность создавать и сохранять макросы, т. е. построенную модель можно в дальнейшем вызывать и перестраивать либо использовать не изменяя. Есть возможность строить конструкциисамостоятельно, применяя различные интерактивные элементы. Выполнение размножений моделей, используя автоматическую градацию по размерным признакам, градацию по приращениям. Уменьшить время и затраты энергии на раскладке поможет автоматическая раскладка или ручная. Имеется уникальная возможность интегрировать в Grafisранее разработанные бумажные лекала. Итальянская компания CreaSolutionSrlпредставляет на рынке современных САПР одежды программу Creazione, которая содержит модуль трёхмерного проектирования моделей Plasma. Данное приложение позволяет преобразовывать двухмерные лекала в объёмные изделия и оценивать их посадку на 3D манекене, который выбирается из базы типовых фигур или же считывается сканером с конкретного объекта.Российская компания ВИЛАР разработала программный продукт для проектирования одежды Леко, который характеризуется как 2,5Dсистема[5].Для получения трёхмерного изображения индивидуальной фигуры производится фотографирование клиента. По ведущим размерным признакам в соответствиис ГОСТом, в системе формируется трёхмерный каркасный манекен, который совмещается с фотографиями в различных проекциях.Выводы:1)Благодаря интенсивному инновационному развитию цифровых технологий современная индустриальная парадигма производства одежды объединяет высокие технологии в области автоматизированного проектирования и изготовления одежды и результаты новых научных исследований, способствует взаимовыгодному сближению массового и индивидуального производств в интересах, как потребителей, так и производителей.2)Оптимальным и относительно дешевым из представленных методов получения исходной информации о фигуре человека для проектирования одежды является метод фотограмметрии.

Ссылки на источники1Е.Б. Коблякова и др.; под общ. ред. Е.Б. Кобляковой. –4е изд., пере раб. и доп. –Москва : Легпромбытиздат, 1988. 463 с.2ГОСТ 1752272. Типовые фигуры женщин. Размерные признаки для проектирования одежды–введ. 1973–01–01. –Москва: Издво стандартов, 1972. –91 с.3Болдырева Л.М., Лашина И.В. Анализ бесконтактных способов получения информации о поверхности тела человека. Научнотехнический вестник Поволжья Н66. Научнотехнический вестник Поволжья. № 1 2014 г. –Казань: Научнотехнический вестник Поволжья, 2014. –С. 73774Ду ЦзиньСун Разработка методапроектирования поясных изделий на фигуры различного телосложения с использованием цифровых технологий: Дис. канд. техн. наук: 05.19.04: Москва, 2005 183 c.5М.В. Киселева Разработка параметрического метода 3Dмоделирования женских поясных изделий: Дис. канд. техн. наук: 05.19.04: Москва, 2011232c.