Обеспечение безопасности труда на предприятии посредством применения инструментов сертификации квалификаций, аттестации персонала и непрерывного образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кирищиева В. И. Обеспечение безопасности труда на предприятии посредством применения инструментов сертификации квалификаций, аттестации персонала и непрерывного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1586–1590. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96236.htm.
Аннотация. Необходимость обеспечения безопасности труда на предприятии требует повышения уровня компетенций и квалификаций трудовых ресурсов. Оценить квалификацию позволяет инструмент сертификации квалификаций. Для выявления работников, удовлетворяющих требованиям работодателей, целесообразно применять инструмент аттестации персонала. При этом для развития компетенций и квалификаций служит инструмент непрерывного образования. Все представленные инструменты стимулируют трудовые ресурсы к повышению уровня безопасности их труда.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кирищиева Виктория Игоревна,ассистент кафедры «Экономика, учет и анализ» ФГБОУ ВО«Ростовский государственный университет путей сообщения», г. РостовнаДонуmilaya_vika@list.ru

Обеспечение безопасности труда напредприятии

посредством применения инструментов сертификации квалификаций,аттестации персоналаинепрерывного образования

Аннотация.Необходимость обеспечения безопасности труда на предприятии требует повышения уровня компетенций и квалификаций трудовых ресурсов. Оценить квалификации позволяет инструмент сертификации квалификаций. Для выявления работников, удовлетворяющих требованиям работодателей,целесообразно применять инструмент аттестации персонала. При этом для развитиякомпетенций и квалификаций служит инструмент непрерывного образования. Все представленные инструменты стимулируют трудовыересурсы кповышению уровня безопасности их труда.Ключевые слова:безопасность труда, сертификация квалификаций, аттестация персонала, непрерывное образование, компетенции, квалификации.

Современное состояние российских предприятий характеризуется постоянным внедрением новых видов техники, технологии, что соответствует инновационному этапу развития экономики. В этих условиях особое внимание следует уделять безопасности труда на производстве.Исследование вопросов безопасности труда на предприятии позволяет сделать вывод, что все системы обеспечения трудоохранных мероприятий следует рассматривать как техникосоциальноэкономические, поскольку мероприятия по технике безопасности на производстве связаны с эксплуатацией технических средств, где прилагается труд работников,и такие системы требует определенных финансовых вложений для своей реализации. Но, всетаки главным элементом в них является индивид, который обеспечивает выполнение заданной работы, реализуя, таким образом, свои экономические интересы и интересы предприятия. Поэтому в обеспечении безопасных условий труда на предприятии должны быть задействованы работники всех уровней управления, что предполагает необходимость развития компетенций и квалификаций персонала предприятия, а также оценки его знаний, умений и навыков в этой области.Следовательно,одним из важных направлений деятельности в области обеспечения безопасных условий труда должно стать повышение уровня компетенций и квалификаций трудовых ресурсов в сферебезопасности труда на предприятии, что накладывает отпечаток на повышение их трудоохранной культуры и трудоохранного сознания. Трудоохранная культура, прежде всего, обеспечивается улучшениемподготовки кадров и повышением их квалификации в части совершенствования условий и безопасности труда, а также проявляется в формировании трудоохранного сознания работников. В то же время, сокращение количества работников, занятых охраной труда и поддерживающихего безопасность на производстве, а также снижение уровня их компетенций и квалификаций в этой области приводит резкому увеличению аварийности на производстве, травматизму работников и росту числа профессиональных заболеваний.В этой связи руководство предприятия должно обеспечивать реализацию мероприятий по управлению профессиональными рисками, влияющими на уровень безопасности труда, а именно: осуществлять исследования существующих опасностей и оценивать связанные с ними профессиональные риски; управлятьпрофессиональными рисками; грамотно документировать все направления деятельности, связанные с обеспечением безопасных условий труда на производстве; информировать работников о возможных профессиональных рисках, обеспечивать их участие в подготовке к быстрому реагированию на возникающие аварийные ситуации и, что следует выделить особенно, создавать благоприятные условия для обучения, подготовки и переподготовки кадров в области обеспечения безопасных условий труда на предприятии.В этой связистановится очевидным,чтодля повышения уровня безопасности труда необходимо, прежде всего, оценитьзнания, уменияи навыки персонала предприятия, которые характеризуют их уровенькомпетенций и квалификаций. На предприятии должна быть организована процедура оценки профессиональных и личностных качеств работников на постоянной основе. Результаты такой оценки позволяют руководителям улучшить систему подбора и расстановки кадров, постоянно стимулировать работников к повышению уровня их компетенций и квалификаций в области безопасности труда, что, в конечном итоге, обеспечит повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта в целом за счет задействования всех организационных ресурсов, в том числе и потенциальных возможностей каждого работника.Следует заметить, чтов настоящее время на предприятиях могут применяться различные системы оценки уровня компетенций и квалификаций персонала, каждая из которых имеет как свои преимущества, так и недостатки. Создать сбалансированную систему оценки на основе принципов простоты, объективности, точности достаточно сложно изза различных подходов, которыепредполагает каждый принцип оценки. Поэтому вданномпроцессе оценки неизмеримо возрастает значение таких инструментов работы с трудовыми ресурсами как сертификация квалификаций[1]и аттестация персоналадля повышения уровня безопасности труда на предприятии.Инструмент сертификации квалификаций обеспечивает возможности признания результатов обучения в образовательной системе, а также результатов переподготовки, повышения квалификации в профессиональной системе. Повышение уровня компетенций и квалификаций трудовых ресурсов предполагает получение знаний, умений и навыков, трактуемых как компетенции, в том числе в области обеспечения безопасности труда, которые трансформируются в квалификации и могут быть продемонстрированы по окончании обучения.Внедрение в практику деятельности российских предприятий инструмента сертификации квалификаций обусловливается формированием общества, в котором на первое место выходят знания работников. Такое общество ориентировано на обучение трудовых ресурсов на протяжении всей их трудовой жизни, что обеспечивается в рамках непрерывного образования. При этом обучение может проходить как непосредственно в учебном заведении, так и на рабочем месте посредством самообучения, активизации возможностей электронного обучения. Результаты любого вида обучения должны быть признаны официально. Такое признание обеспечивается применением инструмента сертификации квалификаций, который стимулирует работников к перманентному развитию своих компетенций и квалификаций посредством повышения своего образовательного уровня.Помимо требований экономики хозяйствующего субъекта к повышению уровня компетенций и квалификаций трудовых ресурсов, работники сами заинтересованы в развитиисвоих знаний, умений и навыков, которые должны быть признаны работодателями в связи с тем, что это обеспечивает им не только карьерный рост на производстве, повышениеблагосостояния их семей, но и снижает травматизм, способствуя увеличению уровня безопасноститруда за счет более грамотного его приложения на производстве. Сертификация квалификаций ориентирована на профессиональные стандарты, гдесгруппированы квалификации, которыми должен обладать соискатель для соответствующего вида профессиональной деятельности. В рамках процедуры сертификации квалификаций устанавливается соответствие квалификаций работника требованиям профессионального стандарта. При обнаружении такого соответствия, ему выдается сертификат, который подтверждает, что работник может заниматься видом деятельности, на который он сертифицировался. При несоответствии квалификации работника требованиям профессионального стандарта, он имеет возможность повысить свой уровень компетенций и квалификаций любым способом и повторно пытаться сертифицировать свою квалификацию.Вышеизложенное позволяет рассматривать инструмент сертификации квалификаций как независимую оценку уровня компетенций и квалификаций трудовых ресурсов, выраженного в их квалификациях, которая проводится компетентным органом. При этом оцениваются знания, умения и навыки, полученные по результатам обучения как в образовательной системе, так и в профессиональной, на соответствие требованиям, отраженным в профессиональном стандарте.Помимо сертификации квалификаций, в современной экономике в системе управлениятрудовыми ресурсами, в том числе в области безопасности труда, широко применяется инструмент аттестации персонала[2], которая является одной из важнейших составляющих в работе кадровой службы на предприятии. Она представляет собой периодически проводимые оценки профессиональной пригодности персонала на соответствиезанимаемой должности и, в отличие от сертификации квалификаций, выступает внутренней процедурой на предприятии. Аттестация персоналапредназначена для того, чтобы освидетельствовать соответствие уровня труда, профессиональных и личностных качеств работника требованиям, предъявляемым к его деятельности или должности, которую он либо занимает, либо на которую претендует.В этой связи предметная область аттестации затрагивает вопросы выполнения должностных обязанностей, результативность деятельности, целевые установки работника, особенности в его поведении, уровень компетентности в области трудовой деятельности, возможности работника по обеспечению безопасных условий труда и т. п.Аттестация проводится для того, чтобы грамотно управлять персоналом, принимать обоснованные кадровые решения о поощрении или наказании работников, которые, в частности, не соблюдают требования норм охраны труда, решения по ротации кадров, необходимости направлять работников на обучение, повышение квалификации.Применение инструмента аттестации персонала способствует стимулированию и развитию творческой инициативы работников, что особенно актуально в современных условиях инновационной экономики, обеспечивая повышение уровня безопасности труда на предприятии.Аттестация персонала позволяет получить информацию по следующим направлениям деятельности руководителя.Вопервых, это информация для принятия обоснованных управленческих решений, поскольку аттестация обеспечивает руководителей результатами оценки о потенциальных возможностях работников и их участии в достижении целей предприятия, в том числе в области безопасности труда. Вовторых, это информация, связанная с созданием и корректировкой систем мотивации и стимулирования труда работников, что позволяет повысить их ответственностьза добросовестное выполнение своих должностных обязанностей, развитием у них самоорганизации для снижения производственного травматизма. Втретьих, это информация, необходимая для организации работы с персоналом, направленной на корректировку поведения работников на предприятии, выявлении проблем, требующих особого контроля, в частности по вопросам безопасности труда на производстве, а также решение проблем перемещения персонала на уровне хозяйствующего субъекта.Отсюда вытекает главная задача аттестации, которая заключается в том, чтобы выявить потенциал работников предприятия и, если это необходимо, направить ихна дополнительное обучение, провести стимулирующие мероприятия по повышению уровня компетенций и квалификаций трудовых ресурсов.Результаты сертификации квалификаций и аттестации персонала определяют необходимость к повышению квалификации работника в области безопасности труда. Этот процесс может быть организован с применением инструмента непрерывного образования, являющегося одной из основных составляющих информационного общества.Непрерывное образование необходимо для постоянного роста уровня компетенций и квалификаций трудовых ресурсов, их личностного развития, расширения кругозора и приобретения новых возможностей для дальнейшего совершенствования индивида, а также наращивания имеющихся знаний по вопросам безопасности труда. Образование такого рода можно получать как самостоятельно посредством индивидуальных и групповых интерактивных и онлайн сервисов, курсов, тренингов, семинаров, так и в системе государственного образования –вузы, курсы повышения квалификации, научные центры и пр.В связи с вышеизложенным, такой инструмент как непрерывное образование, цель которого заключается в расширении знаний, приобретенииумений, наращивании навыков трудовых ресурсов и становления их как профессионаловв определенном виде деятельности и целостной личности, будет внедряться во все сферы социальной и трудовой жизни индивида.В результате такого процесса происходит установление универсальных критериев обучения как для молодежи, так и для старшего поколения. В системе непрерывного образования обеспечиваетсясамообучение, вырабатывается ответственностьза получаемые знания (только от человека зависит будет он обучаться или нет), развиваются способности адаптации к внешним условиям изменений жизни и внутреннимусловиям науровне хозяйствующего субъекта. Все это способствует формированиюспособностей к самосохранению, что на предприятии выражается в повышении уровня безопасности труда.Внедрение инструмента непрерывного образования в процесс обучения позволяет индивиду обучаться независимо от стандартной системыприобретения знаний, государство не влияет на уровень приобретаемого образования. Это связано с тем, что государственная программа обучения предусматривает только обязательное образование –основное общее, а все дальнейшее обучение индивида зависит от его потребностей.Существование непрерывного образования возможно, как непрерывное профессиональное образование[3], разделенное на три вида, а именно: базовое,послевузовского и дополнительное. При этом высшая школа выступает основным элементом непрерывного профессионального образования, способствует аргументации необходимости внедрения инструмента непрерывного образования, создает профессиональные кадры, которые обучают в системе непрерывного образования, а также выступает плацдармом для дальнейшего обучения.Особенностяминепрерывного образования являются: гибкость средств, способов, форм получения знаний, умений и навыков, разделение процесса обучения по интересующим направлениям. Внедрение инструмента непрерывного образования позволит изучать интересующие сферы, выбирать пространство для обучения, быстро адаптировать свои знания под внешние условия экономического развития и НТП, осуществлять подготовку и переподготовку в рамках своей или интересующей сферы, а также проходить повышение квалификации. Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что инструмент непрерывного образования способствует формированию качественных трудовых ресурсов, которые способны снизить степень травматизма на производстве и, тем самым, повысить уровень безопасности труда на предприятии.В рамках непрерывного образования одним из инструментов повышения уровня компетенций и квалификаций выступает повышение квалификации персонала. Причем обучение работников в системе повышения квалификации никаким образом не связано с имеющимся базовым профессиональным образованием. Следует отметить, что такой инструмент наиболее приемлем в условиях современных тенденций, имеющим место в инновационной экономике ввиду того, что он может применяться в любой отрасли и обеспечивать соответствие новых технологий, методов, техники и т. п. уровню компетенций и квалификаций, которыми должны обладать трудовые ресурсы. Существенной особенностью инструмента непрерывного образования выступает его действенность в формировании, становлении и развитии системы безопасности труда на предприятии.

Взаимообусловленность инструментов сертификации квалификаций, аттестации персонала и непрерывного образования в обеспечениибезопасности труда представленаалгоритмом на рисунке 1.

Рисунок 1 –Алгоритм реализации инструментов сертификации квалификаций, аттестации персонала и непрерывного образования в обеспечении безопасности труда на предприятии

Таким образом, внедрение инструментов сертификации квалификаций и аттестации персонала способствуют выявлению на предприятии трудовых ресурсов высокого, среднего или низкогокачества, которые не способны выполнять работу на данном рабочем месте. В связи с этим работники, не удовлетворяющие требования работодателей,могут повысить уровень своей квалификации посредством применения инструмента непрерывного образования, который нацелен на расширение имеющихся знаний, умений и навыков. Применение указанных инструментов способствует не только повышению уровню компетенций и квалификаций трудовых ресурсов, но и оказывает прямое влияние на снижение травматизма на предприятии, обеспечивая, тем самым, повышение уровня безопасности труда.

Ссылки на источники1. Кирищиева И.Р., Скорев М.М. Сертификация персональных квалификаций как инструмент повышения безопасности производства / Мировое и Региональное Сообщества: «Навстречу новым экономическим стратегиям» Сборник научных работ: Междунар. науч.практ. саммита. –г. Женева, Швейцария, 2013. –С. 151–154.2. Скрипкина И.И. Аттестация как форма оценки персонала / Альманах современной науки и образования. –2013. –№5 (72). –С. 157–159.3. Кирищиева В.И. Непрерывное образование в подготовке квалифицированных специалистов / Современные научные исследования. Выпуск 3. –Концепт. –2015. –ART85810. –URL.: http://ekoncept.ru/2015/85810.html. –ISSN2304120Х