Интегративно-содержательная модель развития природолюбия у студентов педвуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Суетина О. Н. Интегративно-содержательная модель развития природолюбия у студентов педвуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1601–1605. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96239.htm.
Аннотация. В статье раскрываются основные вопросы моделирования процесса развития природолюбия (РП) у студентов педвуза. Рассмотрены основные компоненты процесса РП у студентов педвуза: функциональный, целевой, процессуальный, стимулирующий и фасилитационный. Также представлена интегративно-содержательная модель процесса РП у студентов педвуза.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Суетина Ольга Николаевна,Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»Suetinaolga1977@yandex.ru

Интегративносодержательная модель развития природолюбия

у студентов педвуза

Аннотация.В статье раскрываются основные вопросы моделирования процессаразвития природолюбия (РП)у студентов педвуза.Рассмотрены основные компоненты процесса РП у студентов педвуза: функциональный, целевой, процессуальный, стимулирующий и фасилитационный. Также представлена интегративносодержательная модель процесса РП у студентов педвузаКлючевые слова: природолюбие, развитие природолюбия, культура развития природолюбия у студентов педвуза, интегративносодержательная модель, компоненты процесса развития природолюбия

В современных условиях развитие природолюбия (РП)как части экологической культуры будущего учителя является предметом научногоисследования многих ученых, что обусловлено повышением требований к педагогу как к специалисту в условиях кардинальных изменений в обществе.Как отмечает З.И. Тюмасева[1], в основе новой культуры отношений человека и природы прежде всего лежит чувство ответственности и любви к природе. Формирование культуры природолюбия необходимо начинать с дошкольного возраста, а вернее —с момента появления ребенка на свет.По нашему мнению, одной из причин ухудшения состояния окружающей среды, является среди прочего невежество, когда люди не могут должным образом заботиться о вещах, которых не понимают, не отдают себе отчета в последствиях того, что делают, и не замечают далеко идущих перемен в окружении, ими самими и вызванных. Это катастрофическое невежество продолжает оставаться причиной безответственной деятельности людей, нарушающих природное равновесие, которое еще может быть восстановлено благодаря интеллектуальным усилиям, знанию и опирающимся на него действием.Для успешного преодоления стоящих перед человечеством экологических проблем нужны, прежде всего: «экологизация» мышления каждого человека, осознание им ответственности за загрязнение и деградацию природной среды;система получения надежных достоверных сведений об изменениях в состоянии окружающей среды и отдельных ее компонентов;принятие и реализация управленческих решений по взаимоотношению в системе природа общество.Задача учителя здесь состоит в том, чтобы объяснить, что сущность природопользования не в том, чтобы «природу себе на пользу потребить», а в определении, какой образ жизни вести и в каких формах осуществлять деятельность, чтобы принести пользу природе, участвуя в восстановлении природных систем, в совершенствовании, гармонизации отношения человека и биосферы.Педагогический труд связан снепосредственным участием человека в воспроизводстве культуры и ее развитии. Право просвещения может принадлежать только компетентному специалисту, владеющему научными идеями и необходимыми технологическими приемами воздействия. Учитывая вышеизложенное, мы рассматриваем РПу студентов педвуза как процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, направленной на обеспечение студентов теоретическими экологическими знаниями, развитие ценностномотивационной сферы и расширение опыта природоохранной деятельности. Данный процесс осуществляется в рамках экологического образования будущих учителей. Экологическое образование студентов реализуется при изучении дисциплин естественнонаучного, общепрофессиональногоциклов, каждый из которых решает определенные задачи РПу будущих учителей.Сущность процесса РПу студентов педвуза заключается в том, что присвоение студентами общественнопедагогического опыта обеспечивает их активность (активную позицию) в познании и сохранении природы и общества как единой системы.Рассматривая процесс РПв аспекте развития основных психических функций человека (восприятия, мышления, речи, памяти, внимания, воображения), происходящего в их глубокой межфункциональной взаимосвязи, необходимо иметь в виду, что, вопервых, психические функции претерпевают возрастные изменения, вовторых, находятся под воздействием таких личностных образований, как мотивация, самооценка, уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д.. и, втретьих, чувственные отношения человека к природе, и в частности их высшие проявления в виде любви к природе, выступают в роли мощного интегрирующего фактора организации физических, духовных и социальных качеств человека в ту специфическую социальнобиологическую ценность, которая, собственно, и называется личность.Противоречие и соответствующая ему проблема РПпроявляются в следующем: вопервых, развитие в онтогенезе личного чувственного опыта обусловливается (в силу биогенетического закона гомологии онтогенеза и филогенеза) историческим развитием человечества, вовторых, чувственный мир человека, формируемый и развиваемый на основе широкого спектра ощущений, восприятий и представлений, необычайно сложен и потому слабо изучен (что, тем не менее, не является основанием для его игнорирования) и, наконец, втретьих, традиционное общее образование (в силу названного второго основания) слишком мало обращается к целевому формированию мироощущений, мировосприятий, но выбирает в качестве приоритета развитие мировоззрения.Осуществленный анализ педагогических источников, выявление структуры педагогического процесса, позволил синтезировать полученную информациюи на основе использования метода моделирования разработатьинтегративносодержательнуюмодельпроцесса РПу студентов педагогического вуза.Разработанная нами интегративносодержательная модель построена на основе интегративнодеятельностного подхода, учета специфики экологического образования и профессиональной подготовки будущих учителей в высшем учебном заведении. В структуру процесса РПу студентов педвуза мы включаем следующие компоненты: функциональный, целевой, процессуальный, стимулирующий и фасилитационный компоненты.На рисунке 1 представлено графическое изображение интегративносодержательной модели процесса РПу студентов педвуза.

Рис.1. Интегративносодержательная модель процесса РПу студентов педвуза

Итак, в структуру интегративносодержательной модели РП у студентов педвуза мы включаем следующие компоненты:1.Функциональный компонент РП у студентов педвуза предполагает выполнение следующих функций:Культурологическая функция –происходит повышение уровня базовой культуры и (как части последней) педагогической культуры у студентов педвуза, повышается интерес к познанию природы как одной из жизненных ценностей, возникает мотивация к более глубокому изучению природы в целом и отдельных ее объектов, самоанализу своего педагогического труда, способствует повышению профессиональной компетентности педагоговПознавательная функция в процессе РПу студентов педвуза происходит удовлетворение познавательных потребностей личности, а также повышается уровень интеллектуального развития.Функция самореализации –потребность в самореализации является одной из важнейших проблем для студентов. Невозможность самореализации приводит к глубокому личностному кризису. В процессе РП происходит глубокое взаимодействие студентов с природой, что позволяет удовлетворить эту потребность.Коммуникативная функция –общение студентов друг с другом и с природой является необходимым элементом развития базовой культуры личности. Кроме выделенных функций процесса РПу студентов педвуза необходимо выделить функции каждого из компонентов данного процесса.2.Целевой компонент. Включает в себя потребность в совершенствовании процесса РПкак части экологического образования студентов педвуза. Объективный характер целевой установки процесса РПу студентов педвуза обусловлен сущностью природолюбия как комплекса нравственных качеств личности, основанного на совокупности экологических знаний, ценностей, нравственноэкологических императивов, чувственных отношений к природе и проявляющегося в экологоцелесообразной, природоохранной деятельности личности, а также ее структурой, включающей когнитивный, мотивационноценностный, эмоциональноволевой и нормативнодеятельностный компоненты.С учетом вышеизложенного в качестве цели процесса РПу студентов педвуза выступает развитие единства теоретических знаний и умений, развитие чувственных отношений к природе, а также развитие волевой, положительной эмоциональной и ценностномотивационной сферы, обеспечивающих активную природоохранную деятельность.Данная цель конкретизируется в следующих группах задач, определяемых с учетом структуры, содержания и особенностей понятия «природолюбие»:1.Познавательные задачи (усвоение основных понятий и научных фактов о природе, на базе которых осуществляется оптимальное воздействие общества на природу сообразно ее законам; развитие понимания ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека).2. Мотивационные задачи (развитие потребности общения с природой; обеспечение сознательного соблюдения норм поведения в природе, исключающее нанесение ущерба, загрязнения или разрушения природной среды, предотвращение негативных воздействий на природу во всех видах деятельности).3. Деятельностные задачи (активизация деятельности по улучшению природной и преобразовательной среды, участие в пропаганде идей охраны природы; овладение прикладными знаниями, развитие способности оценивать состояние окружающей среды, принимать правильные решения по ее улучшению, не допускать негативных воздействий на природу во всех видах общественнотрудовой деятельности).3.Процессуальный компонент, включающий в себяСодержательный блок В содержание процесса РПу студентов педвуза мы включаем несколько видов подготовки будущих учителей.1.Теоретическая подготовка.Данный аспект решается в рамках курса «Экология», строится на основе предметных связей и выполняет интегративную и системообразующую функции в сфере развития адекватных экологических представлений студентов.Экология большая научная дисциплина, но ее преподавание должно быть дозировано и не превращаться в систематический многолетний курс. Начальные сведения должны быть получены дома или в дошкольных учреждениях и закреплены серией специальных уроков и целенаправленных экскурсий в первых классах. Они должны быть «природоведчески ориентированы», подобно тому, как излагались начальные знания в учебниках по природоведению в дореволюционной земской школе.Систематический курс экологии должен быть прочитан в одном из последних классов средней школы. В нем следует не только обобщить и систематизировать знания, полученные в предшествующих классах, но и внести некоторые общие философские (идеологические) представления, закладывающие основы современного миропонимания.Несмотря на разнообразие цивилизаций, которое будет существовать и впредь, начнет формироваться некоторая общепланетарная система экологических знаний и принципов взаимоотношения с природой, в равной степени необходимых всем обитателям планеты. В современных условиях человечество взаимодействует с биосферой как единое целое, а значит, оно обязательно должно обладать некоторыми общими стандартами в своих взаимоотношениях с природой. Сегодня вряд ли возможно предложить некую единую и универсальную систему воспитания и образования. Она будет формироваться постепенно, как обобщение опытов специалистов в области образования, достижения науки, т.е. наших знаний об окружающем мире и деятельности политиков. Однако, некоторые основные положения будущей системы, позволяющие сделать первые шаги, просматриваются уже достаточно отчетливо.Непрерывные изменения состояния окружающей среды, природных ресурсов и природоохранительной практики объективно требуют постоянного обновления лекционного материала, совершенствования логической и дидактической структур курса, содержания и методики его преподавания.2. Натуралистическая подготовкапредусматривает развитие практических умений и навыков взаимодействия с природными объектами, как в естественной среде, так и в условиях интерьерного содержания растений и животных, а также в антропогенной среде.Педагог с достаточным уровнем РПдолжен иметь исследовательские навыки:1.Навык наблюдения за природными объектами.2. Навык определения природных объектов.3. Навык правильного поведения в природной среде и так далее.

3. Психологопедагогическая подготовкавключает в себя обеспечение понимания студентами сущности, цели, задач, форм и методов экологического воспитания как составной части общего воспитания.Анализ учебных программ и планов, а также результаты констатирующего эксперимента показали, что студенты не получают достаточной тренировки в анализе учебнопедагогических ситуаций и решении природоохранных задач.4. Методическая подготовкапредусматривает разностороннюю методическую и технологическую подготовку будущего учителя, дает ему комплекс педагогических умений, позволяющих эффективно осуществлять процесс экологического образования школьников. Это и проведение экскурсий в природу, и организация экологических троп, и подготовка экологических праздников, и организация детских экологических движений и так далее.Содержательный компонент выполняет когнитивную функцию (обеспечивает развитие экологических знаний, принципов взаимоотношений с природой), практическую функцию (предусматривает развитие практических умений и навыков взаимодействия с природой).Деятельностный блокДеятельностный блок процесса РПреализуется через различные формы и методы. Среди методов педагогического воздействия нами использовались следующие: методы обучения (объяснительноиллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частичнопоисковый и исследовательский) иметоды воспитания (развитие сознания личности: объяснение, просьба, убеждение, рассказ, беседа, разъяснение, внушение, инструктаж, пример; развитие поведения: упражнение, приучение, требование, поручение, воспитывающая ситуация; стимулирование: поощрение, соревнование, одобрение, награждение и др.), так как они способствуют активизации познавательной и общественно полезной деятельности студентов, что в свою очередь, стимулирует процесс развития культуры природолюбие у студентов педвуза.Формы организации педагогического процесса РП: тематические вечера, дискуссии, беседы, экскурсии, туристические походы, самостоятельная работа студентов, выполнение ими курсовых и дипломных работ, педагогическая практика и др. На основе реализации данных форм происходит процесс РПу студентов педвуза. Все вышеперечисленное обеспечивает организационную функцию данного компонента. Результативный блок Результативный блок рассматриваемого процесса предполагает осуществление анализа его результатов (аналитическая функция), выявление отклонений от намеченной цели и причин их возникновения, внесение необходимых корректив, что становится возможным на основе определения критериев и показателей РПу студентов педвуза, что будет рассмотрено ниже.Результативный компонент обеспечиваеттакже коррекционную функцию процесса РПу студентов педвуза (предполагает коррекцию недостатков процесса РПу студентов педвуза, выявленных в ходе исследования).4.Стимулирующий компонентИз всей совокупности стимулов, как побудительных причин для определенной реакции в аспекте РП, З. И. Тюмасева[2]отмечает важность выделения тех, которые имеют естественное, природное происхождение. Среди стимулов есть особая группа так называемых релизеров ключевых стимулов. Сущность их заключается в том, что человек дает на них ту или иную генетически определенную реакцию, даже встречаясь с ними впервые. Показательно, что реакция людей на тот или иной релизер часто бывает аналогична реакции эволюционно близких к человеку животных, например, человекообразных обезьян: почти все люди испытывают к змеям, в том числе и неядовитым, сильное чувство неприязни, а то и страха.Действие релизеров играет большую роль в жизни и животных и человека, ибо помогает им ориентироваться в окружающей обстановке. Более того, релизеры могут служить коммуникационным механизмом не только внутри одного вида, но и между различными видами животных. Например, тревожный крик опасности, издаваемый в лесу сороками или дроздамирябинниками, служит сигналом «для всех», включая оленей, кабанов, хищников, аяркие желтые полосы на теле осы предупреждают практически всех животных о ее опасности.При формировании у подрастающего человека чувственных отношений к природе нельзя не учитывать важную роль релизеров. Воздействие релизеров может способствовать формированию и отрицательных отношений, к природным явлениям. Например, «кровожадный» оскал зубов и маленькие глаза гиены, ее «отвратительное» охотничье поведение вызывают у людей сильнейшую неприязнь [3].Поскольку представленное здесь исследование обращено к чувственным отношениям, нас больше интересуют не только наследственно предопределенные, объективные релизеры, но еще субъективные, личностные.Психологический релизер это специфический стимул, связанный с природным объектом, определяющий направление и характер развития субъективного отношения к нему.Между собственно релизерами и психологическими релизерами существуют два принципиальных отличия.Вопервых, если на воздействие собственно релизерачеловек (или животное) дает строго определенную реакцию безусловнорефлекторной природы, то воздействие на человека психических релизеров всегда так или иначе опосредовано всем его внутренним миром. Но поскольку личности различаются своим внутренним миром, то одни и те же психологические релизеры действуют несколько поразному. На одного и того же человека они также могут влиять различным образом в зависимости от ситуации, настроения в данный момент, контекста деятельности и т.д.Вовторых, если собственно релизерами могут являться только непосредственно воспринимаемые стимулы, т.е. стимулы, связанные с первой сигнальной системой, то в качестве психических релизеров, определяющих направление и характер развития субъективного отношения человека к тому или иному природному явлению, объекту, могут выступать и стимулы,получаемые через вторую сигнальную систему (как правило, это вербальная информация).Психологические релизеры весьма разнообразны по своему характеру и могут оказывать воздействие но всем трем каналам развития отношений человека с природой: перцептивному, когнитивному и практическому.Чувственное отношение к природным объектам начинает формироваться по перцептивному каналу под влиянием естественных психических релизеров, определяющих направление и характер субъективных отношений к природному объекту, действие которых эволюционно обусловлено и связано с определенными свойствами, присущими самому природному объекту как таковому.Естественные психические релизеры оказывают свое воздействие непосредственно в процессе восприятия природного объекта, т.е. независимо от того, получает ли человек о нем какуюлибо вербальную информацию и вступает ли с ним в практические взаимодействия. Данный компонент РПвыполняет мотивационную функцию.5.Фасилитационный компонент, представляющий собой совокупность педагогических условий, обеспечивающих повышение эффективности процесса РП.По нашему мнению, процесс развития природолюбия у студентов педвуза будет осуществляться более эффективно при следующих организационнопедагогических условиях:обеспечение целостности и личностной направленности осуществляемого процесса на основе применения совокупности культурологического, аксиологического и интегративнодеятельностного подходов;усиление практической направленности экологического образования студентов;использование педагогическогомониторинга для получения объективной информации о результативности осуществляемого процесса и его оперативной коррекции.Результаты проведённого нами опроса педагогов средних школ, преподавателей вузов, а также родителей показывают, что экологическое воспитание учащихся может быть эффективным лишь при условии соответствующей подготовленности учителя. Как отмечают З. И. Тюмасева и Л.И. Пономарева [2,3], взаимодействие с природой имеет большой психологопедагогический потенциал, но проблема заключается в том, что без соответствующей внутренней активности человека, без готовности его видеть и чувствовать, этот потенциал так и останется потенциалом –необходимо развитие положительных чувственных отношений человека с природой, и в частности его любви к природе, что становится в контексте экологического образования фактором раскрытия данного потенциала. В системе экологического образования особое место занимают педагогические институты. Они готовят учителей общеобразовательнойшколы, которые должны прививать учащимся любовь к природе. В связи с этим профиль природоохранной подготовки учителей должен быть более широким, чем у выпускников отраслевых институтов. Учителя школы должны хорошо представлять современное состояние проблемы охраны природы в целом. Без этого они не смогут дать учащимся средней школы нужную подготовку в области охраны природы.В обязанности учителей входит воспитание у учащихся любви и бережного отношения к природе, а также привитие детям навыков практического участия в природоохранных мероприятиях. Очевидно, что учитель должен сам обладать теми качествами, которые он призван воспитывать у детей.Все это требует действительно широкой и глубокой их подготовки в области охраны природы, причем не только теоретической, но практической.Итак, РПу студентов педвуза мы понимаем как процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, направленной на обеспечение студентов теоретическими экологическими знаниями, развитие ценностномотивационной сферы и расширения опыта экологоцелесообразной деятельности. Данный процесс осуществляется при обучении студентов в системе психологопедагогического и общекультурного циклов и педагогической практики.В структуру процесса РПу студентов педвуза мы включаем функциональный, процессуальный (целевой, содержательный, деятельностный, результативный), мотивационностимулирующий и фасилитационный компоненты. Процесс РПу студентов педвуза выполняет ряд функций (когнитивная, познавательная, организационная, аналитическая, коррекционная, коммуникативная, культурологическая, мотивационная, практическая, функция самореализации).Особо важное значение РПприобретает в средней и высшей школе. Среднее образование в настоящее время доступно каждому, поэтому воспитание учащихся в духе любви и бережного отношения к природе, ознакомление их с современным состоянием проблемы охраны природы является необходимым условием становления личности. Что касается высшей школы, то из ее стен выходят специалисты, имеющие то или иное отношение к природопользованию. Природоохранная подготовка необходима для того, чтобы это природопользование было максимально рациональным.Таким образом, РПявляется важным фактором становления личности. Это было понято не только классиками образования, но и многими выдающимися деятелями литературы, искусства, культуры. Проблема заключается в том, чтобынайти пути, формы и средства целенаправленного, последовательного развития устойчивых проявлений любви человека к природе.

Ссылки на источники1. Тюмасева З.И. Отношения природы и человека как отношения двух культур // Материалы Международной научнопрактической конференции «Technologiesofglobalizationofthecenturyevolutionorsetback?» 28 марта 02 апреля 2013 года в Лондоне (Великобритания) в рамках проекта Международной академии наук и высшего образования (Лондон, Великобритания) URL: http://gisap.eu/ru/node/22172/

[Дата обращения: 16.03.2016].2. Тюмасева З.И. Культура любви к природе, экология и здоровье человека: монография / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. –Челябинск: ЧГПУ, 2003. –264 с.3. Пономарева, Л. И. Воспитание природолюбия в процессе экологического воспитания дошкольников: монография/ Междунар. инт независимых пед. исслед. МИНПИЮНЕСКО. —СПб.,2005. —183 с.