Модель подготовки студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач
Выпуск:
ART 96238
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Булдашева
О.
В. Модель подготовки студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
1596–1600. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96238.htm.
Аннотация. В статье представлена педагогическая модель подготовки студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач, разработанная с учетом социального заказа общества, работодателей, требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, специфики профессиональной деятельности педагогов.
Спроектированная модель представлена совокупностью взаимосвязанных компонентов: ориентационных, процессуально-деятельностных, компонентом педагогических условий.
Ключевые слова:
моделирование, модель, профессиональные педагогические задачи, компетентное решение профессиональных педагогических задач
Текст статьи
Булдашева Ольга Викторовна,старший преподаватель кафедры теоретических основ физического воспитания и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринскbuldasheva.olya@yandex.ru
Модель подготовки студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач
Аннотация.В статье представлена педагогическая модель подготовки студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач, разработанная с учетом социального заказа общества, работодателей, требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, специфики профессиональной деятельности педагогов.Спроектированная модель представлена совокупностью взаимосвязанных компонентов: ориентационным, процессуальнодеятельностным, компонентом педагогических условий.Ключевые слова:моделирование, модель, профессиональные педагогическое задачи, компетентное решение профессиональных педагогических задач.
Для современного высшего образования характерны следующие черты: переход на многоуровневую подготовку, внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшегообразования(ФГОС ВО), учет социального заказа общества и государства, учеттребований работодателей к качеству подготовки студентов в вузах, компетентностный подход к профессиональному образованию. В современных условиях требуется специалист способный успешно действовать в нестандартных профессиональных ситуациях, умеющий эффективно решать возникающие проблемы.В ФГОС ВО содержатся перечни профессиональных задач, к которым должен быть подготовлен будущий специалист. Так, будущие бакалавры по направлению подготовки «Педагогическое образование» должны быть готовы к решению профессиональных задач в области педагогической, культурнопросветительской, научноисследовательской, проектной деятельности [1]. Это, в свою очередь, актуализирует проблему подготовки студентов к решению профессиональных задач.Необходимо принять во внимание и тот факт, что педагогическая деятельность с процессуальной точки зрения рассматривается как деятельность по решению множества возникающих друг за другом педагогических задач[2]. С этой точки зрения будущий педагог должен уметь анализировать ситуацию, формулировать цель педагогического воздействия и задачу, проектировать и осуществлять решение сформулированной задачи, анализировать достигнутые результаты, ставить новые педагогические задачи. Социальный заказ, требования ФГОС ВО, внедрение компетентностногоподхода, процессуальный характер педагогической деятельности объясняют значимость подготовки студентов к компетентному решению профессиональных задач, возникающих в педагогической деятельности. Учитывая взгляды А.К. Марковой, В.А. Сластенина, профессиональная педагогическая задача понимается нами как осмысленнаяпедагогическаяситуацияс привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования педагогической действительности.Компетентное решение профессиональных педагогических задач рассматривается как процесс и результат преобразования педагогической ситуации посредством ее моделирования, осуществления последовательности алгоритмизированных действий по выбору оптимального варианта взаимодействия и анализа полученных результатов.Всоответствии с социальным заказом государства и общества,требованиямиФГОС ВО, с цельюреализации компетентностного подхода в образовательном процессемы разработалимодель подготовки студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач посредством метода моделирования.С философских позициймоделирование рассматривается в качестве воспроизведения характеристик изучаемого объекта на специально созданном объекте [3, с. 267].С точки зрения В.А. Штоффамоделирование –это построение, изучение и проверка моделей при доказательствеистинности [4, с. 227].В педагогических словарных источниках моделирование рассматривается как воспроизведение некоторыхобъектов, неподдающихся или плохо поддающихся исследованиюв естественных условиях [5, с.321].Таким образом, моделирование предполагает предварительное изучение исследуемого объекта, выделение на этой основе присущих ему признаков, особенностей, компонентов структуры, установление между ними взаимозависимостей и взаимосвязей. В итоге исследователь получает целостный идеальный объект (модель) с определенной структурой, компоненты которой находятся в некоторых функциональных отношениях и связях.Модель в научной литературе рассматривается в качестве образа, аналога исследуемого явления, объекта, процесса [6, с. 744].С точки зрения В.А. Штоффа модель –это такая мысленно представляемая система, отражающая исследуемый объект, изучение которой позволяет получить новые сведения об этом объекте[4, с. 35].С позиции И.П. Пидкасистого, модель –это системаэлементов, позволяющая воспроизводить различные стороны, связи, функции исследуемого объекта [7, с. 112].Итак, модель дает возможность выявить требуемые для изучения особенности, признаки, структурные элементыобъекта, связииотношения компонентов, а также представить изучаемый объект в простой и наглядной форме, удобной для исследования.Структура разработанной моделипроцесса подготовки студентовк компетентному решению профессиональных педагогических задачможет быть представленаследующими компонентами: ориентационным,процессуальнодеятельностным, компонентом педагогических условий.Ориентационныйкомпонентпозволяет учитывать условия, обеспечивающие успешность реализации модели. К этим условиям относятся социальный заказ общества, требования ФГОС ВО к профессиональной подготовке будущих педагогов. Компонент предполагает наличие целевых установок на процесс подготовки студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач,которые проявляются в формировании готовности к этому видудеятельности. Сформулированная цель конкретизируется в следующихзадачах:
усвоение студентами общекультурных, естественнонаучных, психологопедагогических, предметных знаний, обеспечивающих компетентноерешение профессиональных педагогических задач;
формирование умений, опыта деятельности, необходимых для компетентного решения профессиональнопедагогических задач;
формирование положительной мотивации и интересак деятельности по решению профессиональных педагогических задач.Ориентационный компонент представлен методологическими подходами и принципами, обеспечивающими достижение поставленной цели –формирование готовности студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач.Методологическим основанием рассматриваемой подготовки студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач выступают: системный подход (общенаучная основа нашего исследования), компетентностный подход (стратегия исследования), интегративнодеятельностный подход (практикоориентированная тактика исследования). К принципам подготовки студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач отнесем: принцип доступности, профессиональной направленности, целесообразности, междисциплинарной интеграции.Процессуальнодеятельностный компонентхарактеризует процессподготовки студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач и отражает его характеристики и структуру. Вданном компоненте нами выделенонесколько взаимосвязанных блоков(содержательный, организационнометодический, результативный).Содержательный блокпредполагает:
приобретение общекультурных, естественнонаучных, психологопедагогических, предметных знаний, необходимых для компетентного решения профессиональных педагогических задач;
формированиегрупп умений, обеспечивающихкомпетентноерешение профессиональных педагогических задач, к которым относятся: умения, определяющие решение задач этапа диагностики и целеполагания; умения, определяющие процесс планирования решений; умения, реализующие практическое решение задач; умения, реализующие анализ итогов решения задачи;
развитие совокупностимотивов, побуждающих к анализу педагогических ситуаций, формулированию задач, эффективному их решению; интерес к деятельности по решению профессиональных педагогических задач.Организационнометодический блокподготовки студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач характеризует организационные вопросы рассматриваемого вида подготовки студентов, обеспечивает оптимальныйвыбор форм, средств,методови технологий ее реализации.В процессе подготовки студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач мы использовали методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, диспут, анализ педагогических ситуаций, дидактическая игра, игровое проектирование, микропреподавание, методы решения учебных педагогических задач. Особое внимание при подготовке студентов уделяется анализу практических ситуаций. Будущие педагоги знакомятся с ситуациями, реально возникающими в профессиональной деятельности, учатся их анализировать, осознают цель педагогического воздействия, переводя ситуацию в задачу. Затем студенты знакомятся с планированием педагогических воздействий, проектируют решение задачи, анализируют полученные результаты и формулируют на будущее новые педагогические задачи. Первоначально задачи решаются по образцу, затем студенты проявляют все большую самостоятельность в решении (работа в минигруппах, индивидуально). В процессе решения задач возможно использование алгоритмических и эвристических методов решения, а также их синтеза эвристикоалгоритмических предписаний. При подготовке будущих педагогов к компетентному решению профессиональных педагогических задач широко используются следующие организационные формы: лекция; семинарское занятие; конференция; экскурсии; групповая, индивидуальная, самостоятельнаяработаквазипрофессионального и практического характера; контролирующие формы (контрольная работа, коллоквиум, тестирование и др.); игры; педагогическаяпрактика; курсовое проектирование и др.Среди лекционных занятий можно выделить бинарные лекции, проблемные лекции, лекции с заранее запланированными ошибками, с разбором практических ситуаций, «продвинутые лекции». Занятия лекционного характерапозволяют студентам освоить знания, необходимые для успешного решения задач. Особое место в подготовке студентов занимают ролевые и деловые игры, позволяющие приблизить контекст профессиональной деятельности, поскольку моделируют реальные профессиональные ситуации и требуют от студентов принятия роли педагога и выполнения профессиональных функций. Игры кроме того способствуют развития положительной мотивации и интереса к педагогической деятельности.К средствам обучения, используемым в процессе подготовкистудентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач, можно отнести: банк учебных задач, банк педагогических ситуаций, видеоматериалы, дневники педагогической практики, портфолио студента и др. Важным средством становятся педагогическиеситуации, поскольку в профессиональной деятельности педагог работает не с готовой задачей, а с ситуацией, которую необходимо проанализировать и перевести в задачу. Педагогические ситуации используются как в процессе аудиторной и самостоятельный работы, так и в условиях педагогической практики (пополнение банка ситуаций).Среди педагогических технологий, применяемых со студентами, можно выделить: проблемного, активного обучения, игровые, проектные и др. Особое место занимает технология обучения в сотрудничестве (методические приемы «пила», обучение в команде и др.), позволяющая включать каждого студента в процесс решения задач на первых этапах обучения. Технологии активного обучения (методические приемы зигзаг, корзина идей, бортовой журнал и др.) и развитиякритического мышления (методические приемы мозговая атака, кластер и др.) позволяют активизировать мыслительную деятельность студентов, а также находить нестандартные решения задач.Результативный блоксвязан с оценкой результатов подготовки студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач, соотнесением результатов с поставленной целью и предполагает сбор, анализ информации на основе диагностики, оценку фактических результатов, внесение при необходимости оперативных изменений в осуществляемую деятельность. Данный блок характеризует степень достижениясформулированной цели.С учетом структуры понятия «готовность студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач», а также анализа научной литературы по проблеме исследования нами выявлены следующие критерии сформированности исследуемой готовности:
теоретический критерий, характеризующий теоретические знания, необходимые для компетентного решения профессиональных педагогических задач;
практический критерий, характеризующий степень владения выделенными умениями;
личностный, характеризующий степень сформированности мотивации и интереса к компетентному решению профессиональных педагогических задач.Компонент, представляющий собой совокупность педагогических условий,направлен наповышение эффективности процесса подготовки студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач.Схематически модель процесса подготовки студентовк компетентному решению профессиональных педагогических задач представленана рис.1.
Рисунок 1. Модель подготовки студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач
Модель подготовки студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач обеспечивает повышение качества образовательного процесса, подготовку конкурентоспособного специалиста, способного к успешному решению возникающих в профессиональной деятельности задач.
Ссылки на источники1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192459/1f1fff4f7f64c42eca7cc2e9194ee0faf42cf21c/.pdf (дата обращения: 15.03.2016).2. Спирин, Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач [Текст] / Л.Ф. Спирин.М.: Российское педагогическое агентство, 1997. С. 17.3. Философский энциклопедический словарь [Текст]. М.: ИНФРА, 1997. –576 с.4. Штоф, В.А. Проблемы методологии научного познания [Текст] : Монография / В.А. Штофф. –М.: Высшая школа, 1978. –269 с.5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь [Текст] : для студентов высших и средних уч.заведений / Г.М. Кожаспирова, А.Ю. Коджаспиров. –М: АКАДЕМИЯ, 2000. –176 с.6. Большой энциклопедический словарь [Текст]. –М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. –1465 с.7. Педагогика [Текст] : учебник для студентов вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. –М.: Педагогическое общество, 2005.608 с.
Модель подготовки студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач
Аннотация.В статье представлена педагогическая модель подготовки студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач, разработанная с учетом социального заказа общества, работодателей, требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, специфики профессиональной деятельности педагогов.Спроектированная модель представлена совокупностью взаимосвязанных компонентов: ориентационным, процессуальнодеятельностным, компонентом педагогических условий.Ключевые слова:моделирование, модель, профессиональные педагогическое задачи, компетентное решение профессиональных педагогических задач.
Для современного высшего образования характерны следующие черты: переход на многоуровневую подготовку, внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшегообразования(ФГОС ВО), учет социального заказа общества и государства, учеттребований работодателей к качеству подготовки студентов в вузах, компетентностный подход к профессиональному образованию. В современных условиях требуется специалист способный успешно действовать в нестандартных профессиональных ситуациях, умеющий эффективно решать возникающие проблемы.В ФГОС ВО содержатся перечни профессиональных задач, к которым должен быть подготовлен будущий специалист. Так, будущие бакалавры по направлению подготовки «Педагогическое образование» должны быть готовы к решению профессиональных задач в области педагогической, культурнопросветительской, научноисследовательской, проектной деятельности [1]. Это, в свою очередь, актуализирует проблему подготовки студентов к решению профессиональных задач.Необходимо принять во внимание и тот факт, что педагогическая деятельность с процессуальной точки зрения рассматривается как деятельность по решению множества возникающих друг за другом педагогических задач[2]. С этой точки зрения будущий педагог должен уметь анализировать ситуацию, формулировать цель педагогического воздействия и задачу, проектировать и осуществлять решение сформулированной задачи, анализировать достигнутые результаты, ставить новые педагогические задачи. Социальный заказ, требования ФГОС ВО, внедрение компетентностногоподхода, процессуальный характер педагогической деятельности объясняют значимость подготовки студентов к компетентному решению профессиональных задач, возникающих в педагогической деятельности. Учитывая взгляды А.К. Марковой, В.А. Сластенина, профессиональная педагогическая задача понимается нами как осмысленнаяпедагогическаяситуацияс привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования педагогической действительности.Компетентное решение профессиональных педагогических задач рассматривается как процесс и результат преобразования педагогической ситуации посредством ее моделирования, осуществления последовательности алгоритмизированных действий по выбору оптимального варианта взаимодействия и анализа полученных результатов.Всоответствии с социальным заказом государства и общества,требованиямиФГОС ВО, с цельюреализации компетентностного подхода в образовательном процессемы разработалимодель подготовки студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач посредством метода моделирования.С философских позициймоделирование рассматривается в качестве воспроизведения характеристик изучаемого объекта на специально созданном объекте [3, с. 267].С точки зрения В.А. Штоффамоделирование –это построение, изучение и проверка моделей при доказательствеистинности [4, с. 227].В педагогических словарных источниках моделирование рассматривается как воспроизведение некоторыхобъектов, неподдающихся или плохо поддающихся исследованиюв естественных условиях [5, с.321].Таким образом, моделирование предполагает предварительное изучение исследуемого объекта, выделение на этой основе присущих ему признаков, особенностей, компонентов структуры, установление между ними взаимозависимостей и взаимосвязей. В итоге исследователь получает целостный идеальный объект (модель) с определенной структурой, компоненты которой находятся в некоторых функциональных отношениях и связях.Модель в научной литературе рассматривается в качестве образа, аналога исследуемого явления, объекта, процесса [6, с. 744].С точки зрения В.А. Штоффа модель –это такая мысленно представляемая система, отражающая исследуемый объект, изучение которой позволяет получить новые сведения об этом объекте[4, с. 35].С позиции И.П. Пидкасистого, модель –это системаэлементов, позволяющая воспроизводить различные стороны, связи, функции исследуемого объекта [7, с. 112].Итак, модель дает возможность выявить требуемые для изучения особенности, признаки, структурные элементыобъекта, связииотношения компонентов, а также представить изучаемый объект в простой и наглядной форме, удобной для исследования.Структура разработанной моделипроцесса подготовки студентовк компетентному решению профессиональных педагогических задачможет быть представленаследующими компонентами: ориентационным,процессуальнодеятельностным, компонентом педагогических условий.Ориентационныйкомпонентпозволяет учитывать условия, обеспечивающие успешность реализации модели. К этим условиям относятся социальный заказ общества, требования ФГОС ВО к профессиональной подготовке будущих педагогов. Компонент предполагает наличие целевых установок на процесс подготовки студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач,которые проявляются в формировании готовности к этому видудеятельности. Сформулированная цель конкретизируется в следующихзадачах:
усвоение студентами общекультурных, естественнонаучных, психологопедагогических, предметных знаний, обеспечивающих компетентноерешение профессиональных педагогических задач;
формирование умений, опыта деятельности, необходимых для компетентного решения профессиональнопедагогических задач;
формирование положительной мотивации и интересак деятельности по решению профессиональных педагогических задач.Ориентационный компонент представлен методологическими подходами и принципами, обеспечивающими достижение поставленной цели –формирование готовности студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач.Методологическим основанием рассматриваемой подготовки студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач выступают: системный подход (общенаучная основа нашего исследования), компетентностный подход (стратегия исследования), интегративнодеятельностный подход (практикоориентированная тактика исследования). К принципам подготовки студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач отнесем: принцип доступности, профессиональной направленности, целесообразности, междисциплинарной интеграции.Процессуальнодеятельностный компонентхарактеризует процессподготовки студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач и отражает его характеристики и структуру. Вданном компоненте нами выделенонесколько взаимосвязанных блоков(содержательный, организационнометодический, результативный).Содержательный блокпредполагает:
приобретение общекультурных, естественнонаучных, психологопедагогических, предметных знаний, необходимых для компетентного решения профессиональных педагогических задач;
формированиегрупп умений, обеспечивающихкомпетентноерешение профессиональных педагогических задач, к которым относятся: умения, определяющие решение задач этапа диагностики и целеполагания; умения, определяющие процесс планирования решений; умения, реализующие практическое решение задач; умения, реализующие анализ итогов решения задачи;
развитие совокупностимотивов, побуждающих к анализу педагогических ситуаций, формулированию задач, эффективному их решению; интерес к деятельности по решению профессиональных педагогических задач.Организационнометодический блокподготовки студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач характеризует организационные вопросы рассматриваемого вида подготовки студентов, обеспечивает оптимальныйвыбор форм, средств,методови технологий ее реализации.В процессе подготовки студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач мы использовали методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, диспут, анализ педагогических ситуаций, дидактическая игра, игровое проектирование, микропреподавание, методы решения учебных педагогических задач. Особое внимание при подготовке студентов уделяется анализу практических ситуаций. Будущие педагоги знакомятся с ситуациями, реально возникающими в профессиональной деятельности, учатся их анализировать, осознают цель педагогического воздействия, переводя ситуацию в задачу. Затем студенты знакомятся с планированием педагогических воздействий, проектируют решение задачи, анализируют полученные результаты и формулируют на будущее новые педагогические задачи. Первоначально задачи решаются по образцу, затем студенты проявляют все большую самостоятельность в решении (работа в минигруппах, индивидуально). В процессе решения задач возможно использование алгоритмических и эвристических методов решения, а также их синтеза эвристикоалгоритмических предписаний. При подготовке будущих педагогов к компетентному решению профессиональных педагогических задач широко используются следующие организационные формы: лекция; семинарское занятие; конференция; экскурсии; групповая, индивидуальная, самостоятельнаяработаквазипрофессионального и практического характера; контролирующие формы (контрольная работа, коллоквиум, тестирование и др.); игры; педагогическаяпрактика; курсовое проектирование и др.Среди лекционных занятий можно выделить бинарные лекции, проблемные лекции, лекции с заранее запланированными ошибками, с разбором практических ситуаций, «продвинутые лекции». Занятия лекционного характерапозволяют студентам освоить знания, необходимые для успешного решения задач. Особое место в подготовке студентов занимают ролевые и деловые игры, позволяющие приблизить контекст профессиональной деятельности, поскольку моделируют реальные профессиональные ситуации и требуют от студентов принятия роли педагога и выполнения профессиональных функций. Игры кроме того способствуют развития положительной мотивации и интереса к педагогической деятельности.К средствам обучения, используемым в процессе подготовкистудентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач, можно отнести: банк учебных задач, банк педагогических ситуаций, видеоматериалы, дневники педагогической практики, портфолио студента и др. Важным средством становятся педагогическиеситуации, поскольку в профессиональной деятельности педагог работает не с готовой задачей, а с ситуацией, которую необходимо проанализировать и перевести в задачу. Педагогические ситуации используются как в процессе аудиторной и самостоятельный работы, так и в условиях педагогической практики (пополнение банка ситуаций).Среди педагогических технологий, применяемых со студентами, можно выделить: проблемного, активного обучения, игровые, проектные и др. Особое место занимает технология обучения в сотрудничестве (методические приемы «пила», обучение в команде и др.), позволяющая включать каждого студента в процесс решения задач на первых этапах обучения. Технологии активного обучения (методические приемы зигзаг, корзина идей, бортовой журнал и др.) и развитиякритического мышления (методические приемы мозговая атака, кластер и др.) позволяют активизировать мыслительную деятельность студентов, а также находить нестандартные решения задач.Результативный блоксвязан с оценкой результатов подготовки студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач, соотнесением результатов с поставленной целью и предполагает сбор, анализ информации на основе диагностики, оценку фактических результатов, внесение при необходимости оперативных изменений в осуществляемую деятельность. Данный блок характеризует степень достижениясформулированной цели.С учетом структуры понятия «готовность студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач», а также анализа научной литературы по проблеме исследования нами выявлены следующие критерии сформированности исследуемой готовности:
теоретический критерий, характеризующий теоретические знания, необходимые для компетентного решения профессиональных педагогических задач;
практический критерий, характеризующий степень владения выделенными умениями;
личностный, характеризующий степень сформированности мотивации и интереса к компетентному решению профессиональных педагогических задач.Компонент, представляющий собой совокупность педагогических условий,направлен наповышение эффективности процесса подготовки студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач.Схематически модель процесса подготовки студентовк компетентному решению профессиональных педагогических задач представленана рис.1.
Рисунок 1. Модель подготовки студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач
Модель подготовки студентов к компетентному решению профессиональных педагогических задач обеспечивает повышение качества образовательного процесса, подготовку конкурентоспособного специалиста, способного к успешному решению возникающих в профессиональной деятельности задач.
Ссылки на источники1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192459/1f1fff4f7f64c42eca7cc2e9194ee0faf42cf21c/.pdf (дата обращения: 15.03.2016).2. Спирин, Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач [Текст] / Л.Ф. Спирин.М.: Российское педагогическое агентство, 1997. С. 17.3. Философский энциклопедический словарь [Текст]. М.: ИНФРА, 1997. –576 с.4. Штоф, В.А. Проблемы методологии научного познания [Текст] : Монография / В.А. Штофф. –М.: Высшая школа, 1978. –269 с.5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь [Текст] : для студентов высших и средних уч.заведений / Г.М. Кожаспирова, А.Ю. Коджаспиров. –М: АКАДЕМИЯ, 2000. –176 с.6. Большой энциклопедический словарь [Текст]. –М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. –1465 с.7. Педагогика [Текст] : учебник для студентов вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. –М.: Педагогическое общество, 2005.608 с.