Формирование компетентности педагога для развития личности студента
Выпуск:
ART 96240
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Исмагилов
Р.
М.,
Исмагилова
О.
Р. Формирование компетентности педагога для развития личности студента // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
1606–1610. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96240.htm.
Аннотация. В статье речь идет о формировании новых компетенций педагога, обусловленных необходимостью разностороннего развития личности студента в процессе реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов.
Текст статьи
Исмагилов Раис Миргалимович,кандидат технических наук, доценткафедры экономики транспорта, логистики и управления качествомФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения», г. Омскraismich@mail.ru
Исмагилова Ольга Раисовна,Студент ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет», г.Омскichbinkaninchen@mail.ru
Формированиекомпетентности педагога дляразвитияличностистудента
Аннотация.В статье речь идет о формировании новых компетенций педагога, обусловленных необходимостью разностороннего развития личности студента в процессе реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартовКлючевые слова:компетенция педагога,личность студента, образовательные стандарты нового поколения.
Прошлачетверть векапосле распадагосударства, население которого считалось одним из самых читающих в мире, имы наблюдаем разительные перемены, которые только появлением Всемирной паутиныобъяснить нельзя. Например, авторыначаличитать в четыре года и к моменту поступления в обычную русскоязычную школу уже перечитывалиизбранные места в произведениях своих любимыхписателей. Но это скорее исключение, чем правило: значительная часть современногопоколенияне утруждает себя чтением литературы, предпочитая«зависать» на сайтах, а для решения задач ищет готовые «рецепты»и «скачивает» их, не особо затрудняясь осмыслением.Какова же роль педагога в таких условиях? Не будучи профессиональнымиспециалистамив этой области,выразимсобственное понимание роли учителя в развитии личности ребенка (ученика, студента), в целом,при тотальном проникновении Интернета во все сферы человеческой деятельности. Каждый раз, когда говорят: «вам повезло с учителями», возникает двойственное чувство: с одной стороны, действительно, на память приходят все те учителя (педагоги), без которых сложно представить свое становление как личности, специалиста и ученого: М.Я. Юдина, А.Н. Сергеев, Б.М. Баранов, В.Ф. Амельченко, Б.Н. Стихановский и др., —заложившие многолетний интересктворчеству; тогда как многие ровесники свой познавательный процесс практически завершаютк 2022годам.Сдругой стороны, множество опрошенных людей, достигших больших успехов в жизни, не припомняткакоголибо значимого влияния учителей на их жизнь.Сегодня, оценивая своих учителей с точки зрения компетентности, не в каждом случае можно было бы сказать об их высоком профессионализме (приведенные личности —без сомнения), но об увлеченности, уваженииличностиподопечного, самоотдаче —безусловно. Этим, в первую очередь, притягивают и побуждают к познавательной деятельности лучшие из педагогов. И в таком случае уже не столь существеннаразница в исходном уровне подготовки обучающихся, тем более, что она нивелируется в процессе сотрудничества или, как принято говорить, «субъект
субъектных» отношений, поскольку студент становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия.В таких условиях немаловажным обстоятельством, способствующим развитию личности, следует назвать доверительные отношения между преподавателем и студентом: последний, ощущая моральнопсихологическую поддержку со стороны педагога, более раскрепощен и значительно чаще склонен проявлять и совершенствовать свои лучшие качества. И напротив, скептическое, негативное отношение либо существенноснижает познавательную инициативу учащегося, подавляя его, либо провоцирует на протестное поведение. Этому есть множество примеров. Если в трудовой деятельностичеловека оценивают как хорошего руководителяпо следующим основным качествам: ум и интеллект, компетентность и квалификация, профессионализм —то ученик (студент), прежде всего, «оценивает» своего наставника совсем по другим, скорее «гуманным критериям»: отзывчивость, понимание, сочувствие…, а уже во вторую очередь по профессиональным качествам. В этом контексте важную роль играет «институт»классных руководителей и кураторов, поскольку большинство абитуриентов приводится за руку родителямии оказываетсянедостаточно готовым к новым условиям дальнейшего образования; отсюда задача современного педагога –тактично и последовательно ориентировать подопечного в нужном направлении, уделяя достаточное внимание гуманизации своей деятельности.По всей видимости,вклад учителя в развитие личности, понимая под развитием овладение различными общекультурными компетенциями (например, коммуникабельность, взаимовыручка) не только в профессиональной деятельности, определяется готовностью обеих сторон к сотрудничеству: одного «вкладывать» знания, формировать навыки, умения, другого воспринимать и усваивать их. Ведь один и тот же педагог одновременно учит не одного, а определенный коллектив, а итоговый уровень развития его членов порой существенно разнится.Не случайно выдающийся педагог А.М. Новиков в своей работе подчеркивал, что «…именно образованию в новом постиндустриальном обществе принадлежит ключевая роль» [1].По его мнению, свою незаменимуюроль в становлении личности студента,несомненно,должнасыгратьсоциальнопедагогическая поддержка, осуществляемаяс первых дней его обучения куратором группы. Процесс такого сопровождения цикличен и включает в себя следующие этапы: формирование проблемы, на котором актуализируют проблему как предмет социальнопедагогического сопровождения, поискововариативный, когда осуществляется поиск вариантов решения проблемы, практическодейственный, на котором совершаются реальные или виртуальные действия, ведущие к решению проблемы, и аналитический —для оценкипроисходящего и прогноза возможности появления новых трудностей и путей их преодоления. Сама технология педагогического сопровождения будет включать в себя анализ сложившейся ситуации, выявление ее воспитательного потенциала, акцентирование внимания на тех ее сторонах, которые могут стимулировать положительное отношение студента к происходящему.
Здесь уместно будет упомянуть о методах группового обучения, когда целенаправленное воздействие учителя значительно усиливается внутригрупповымистимулами и мотивами; об этом много говорилось и писалось, но до сих пор достаточно скептиков, в т.ч. среди уважаемых педагогов: «…бригадный подряд тридцатых годов давно устарел». С этим пришлось столкнуться и одному из авторов, в начале преподавательской деятельности в ВУЗе предложившему формирование конкурентной среды в образовательном процессе [2]. Позднее,подтверждение рассуждениям и предложениям, опиравшимся на собственный опыт студенческих лет, встретилось у В.А. Лапидуса: «Следующее открытие эпохи всеобщего качества: наилучший путь к эффективной самомотивации –коллективный труд, работа в команде….люди по природе своей социальны, они хотят быть полезны своим командам, хотят признания и уважения своих коллег, потребителей и других групп, они мечтают о творческом труде, а не свободном»[3].В наши дни,когда общепризнано, что педагог уже не является основным источником информации (не знаний!), его роль существенно изменилась: основные компетенции должны проявляться не в трансляции собственных знаний в аудиторию, а в реализации опыта организации учебногопроцесса, направленного на развитие самостоятельности и креативности обучаемых, умение искать, анализировать и вычленять самое существенное в огромном массиве информации. При этом исследователями подчеркивается, что творческая атмосфера должна создаватьсяв здоровой (т.е. доброжелательной и нравственной) конкурентной среде, дабы прививать навыки той самой конструктивной конкуренции, отсутствием которых у наших выпускников образовательных учреждений озабочены руководители крупных предприятий и даже руководство страны.
ПедагогноваторА.Н. Сергеев в начале 70х гг. выдаваятематическое задание,давал вводную установку,а члены подгрупп, на которые был разбит коллектив учебной группы, самостоятельно прорабатывали материал, стараясь превзойти своих сверстниковв последующей дискуссии по заданной теме. Подобная организация учебного процесса эффективна, если задания неформальныеи прикладные, а оценка дифференцированная и объективная. В таком случае основная роль педагога и его компетентности заключается в грамотном подборе лидеров подгрупп и креативномхарактере заданий. При наличии Интернета, как источника разнообразной информации, необходимой инфраструктуры и атмосферы здоровой конкуренции практически любые задаваемые проблемы находят свое решение; при этом немаловажно, что подобная форма конкуренции не разобщает, а приучает сотрудничать во временно создаваемых творческих группах.Этим примером хочется подчеркнуть, что учитель, владеющий технологиямиформирования коллектива и созидательной атмосферы в нем, в настоящее время является тем самым проводником на пути реализации компетентностного подхода в образовании.При оценке влияния компетентности педагога на развитие личности студентаследует принимать во внимание, что в новом законе об образовании отсутствуетпонятиеначального профессионального образования, повидимому, как несоответствующее новым образовательным стандартам, а декларированная преемственность различных уровней профессионального образованияперестала быть одной из ключевых задачКомплексных программ Российской академии образования. Однако, потребность в операторах станочного оборудования, специалистахразличных профилей и др. от этого не сократилась и попрежнему очень высока. Сфере материального производства, впервую очередь,нужны специалистыпрактики: токарифрезеровщики, настройщики сложной аппаратуры, сборщики, причем работающие с современными техническими средствами: робототехническими комплексами, обрабатывающими центрами с ЧПУ, переналаживаемыми автоматическими линиями и высокоточными сборочными стендами; в сфере здравоохранения хронический недостаток как младшего обслуживающего персонала, так и специалистов, владеющих навыками работы на современном медицинском оборудовании: компьютерных томографах и т.п.Одним из выходов вэтой парадоксальной ситуации может быть формирование компетенций педагога, связанных с учебнопроизводственной деятельностью студентов,в рамках создаваемых образовательнопроизводственных кластеров. Но это требует от учителей и учеников (в общем понимании этих слов) овладения новыми компетенциями, которое возможно лишь при глубокой интеграции всех уровней образования с предприятиями и учреждениями. О важности связи науки (читай, высшего образования) и промышленных предприятий заявил Президент страны В.В.Путин в своей речи 11.02.2014 г. во время церемонии награждения лучших ученых страны в честь дня российской науки. Попрежнему сохраняет свою актуальность его другое высказывание:«Уже сегодня на рынке труда 5 млн. человек с высшим образованием не удовлетворены не только заработком, но и характером своей работы и отсутствием перспектив» [4].Например, большинство выпускников медицинских учреждений предпочитает работать в частных клиниках, тогда как в государственных муниципальных учреждениях ощущается постоянная нехватка врачей, медсестер, других специалистов узкого профиля, что создает проблемы в своевременном и качественном обслуживании населения. Это свидетельствует о том, что формирование личности специалистане соответствует реальным потребностям общества, и надо перестраивать образовательный процесс, причем начиная с преподавательских кадров.Мы,вслед за ведущими странами мира,вступаем в технологический век постиндустриального общества, в котором, несомненно, будущее за высокотехнологичнымиотраслями снаукоемкими производствами, оснащенныминовейшими техническими и технологическими разработками, компьютерными программами, биои нанотехнологиями, в которых мы уже сейчас чувствуем нехватку и отставание. А для этогонеобходима подготовка соответствующих высококвалифицированныхкадров специалистов и ученых, чтобыникакие санкции и ограничения не помешали нашей стране развиваться в запланированном темпе.На наш взгляд, элементы творческих способностей личности следует развивать в школе, прививая интерес к познавательной деятельности, но там недостает учителейноваторов, современных средств исследования изучаемого материала. Если в советское время в школах не могло быть занятий по физике, химиибез разнообразныхлабораторныхопытов, использования тематических наглядных пособийпо географии, изготовления моделей и макетов; то сейчас даже предметные лаборатории нередко «оснащены», в основном, письменнымистолами и устаревшими приборами и оборудованием, а учитель (педагог) «проявляет» свою компетентность мелом на доске или на экране монитора. В ВУЗах могут проводить лабораторные работы без приборов и даже электронных имитаторов и симуляторов, списывают «за ненадобностью» оптическиемикроскопы для спектрального анализадеталей и других исследуемых образцов, заменяя их компьютерными «картинками».Преподаватель поневоле становится заложником слабой материальнотехнической базы, и это также способствует «вымыванию» мужчин из педагогического коллектива: не секрет, что они более склонны к прикладным практическим видам учебной деятельности.Высказанное выше,отнюдь не умаляет значимости уже имеющихся профессиональных компетенций педагога, поскольку онипозволяют объективно оценивать фактические знания, умения и навыки обучающихся.При этомакцент в развитии (и прежде всего, саморазвитии) личности студента лучше ставить на формирование умений в практической плоскости: решении конкретных проблем производства —что требует от педагога практического опыта реализации его компетенций, связанныхс производством. Таким образом, перестройка всегометодического обеспечения образовательного процессанеизбежна и идет по пути пересмотра учебнометодических комплексов, внедрения «эффективных контрактов»и т.п., но, к сожалению, встречное движение со стороны работодателей далеко не везде присутствует –в стране нарушен баланс интересов изза снижения общего уровня ее народнохозяйственногоразвития: превышение кадровогопредложения не мотивирует организации, предприятия и учреждения на инвестирование в образование.Много говорится, что сама роль практики явно недооценена: она зачастую проводится формально в несоответствующих для закрепления знаний условиях без надлежащего сопровождения со стороны преподавателей учебного заведения и представителей организаций; первые не имеют на это достаточного времени, поскольку в учебных планах на это с каждым годом выделяется все меньше времени, вторые —материально не заинтересованы. О формализме на практике откровенно сообщают сами практикантыи признают работники предприятийи учреждений, и это понятно: наставничество переживает не лучшие времена, поскольку никак не поощряется. Везде идет «оптимизация»: в учебных заведениях —педагогической нагрузки ифонда оплаты труда, в трудовыхколлективах —штатного персонала; в итоге все это обухом «бьет» по эффективности овладения компетенциями обеими сторонами образовательного процесса.А ведь наставничество –один из наиболее эффективных, проверенных и менее затратных способов подготовки квалифицированных кадров [5].Как известно, большоезначение в деятельностиспециалиста имеет способность принимать оптимальные решения в экстремальной ситуации, что характерно многим профессиям, в первую очередь, таким как хирурги, пилоты, водители и др. Научить этому можно, совместно создавая «рабочие» ситуации, разрабатывая процедуры и обучая алгоритмам выхода из них; владение этими компетенциями –потребность современного педагога. Следует иметь ввиду, что человек, обладающий соответствующими компетенциями, гораздо чаще принимает правильное решение в любых обстоятельствах и больше ценит свою работу, стараясь всемерно ее улучшить.Поскольку развитие познавательных способностей студентов происходит в процессе поиска ответов при решении задач, а выбор приемов активизации самостоятельной работы зависит не только от профессиональных знаний, но иот личностных качеств педагога, то последний должен иметь необходимые знания по методической организации занятия, уметь устанавливать взаимодействие со студентами, обладать организаторскими способностями для возможности индивидуального подхода к каждому, выявляя и поощряя его личностные интересы. Дело в том, что от качества организации процесса обучения в вузе во многом будет зависеть качество профессиональной деятельности будущего специалиста, его готовность разрешать нестандартные проблемы в производственных ситуациях, а также налаживать коммуникации с другими людьми. Например, студенты, обученные приемам самостоятельного принятия решений в условиях, максимально приближенных к производству, относительно быстро выполняют правильные действия на технологических агрегатах. В свою очередь, активность и самостоятельность студентов в процессе их профессиональной деятельности на учебнопроизводственной практикев значительной степени определяются тем, в какой степени они владеют самоорганизацией и самооценкой.В свое время,«выбросив за борт» как идеологически чуждую идею коммунизма, мы, по сути, отошли от коллективизма в пользу проповедуемой на западе индивидуальности личности и в значительной степени отказались от цели воспитания всестороннеразвитой личности. Плоды этих преобразований будем пожинать еще долго и не только в спорте, но и в общественном развитии; вчерашние ученики становятся учителями для подрастающего поколения. Если педагог не воспитан в духе гуманизма и являет собой пример узкого профессионала, то и в своей работе «клонирует» себе подобных, жестко «отсекая все лишнее», в т.ч. людей, способности которых либо еще не раскрылись, либо могли бы раскрыться виных условияхобучения и воспитания, в другой сфере деятельности. Такого рода «естественный отбор» лишь порождает разочарование и неверие в себя и социальную справедливость (обратите внимание на многочисленные комментарии в Интернете), формируяличности и целые группы, пополняющие протестный и асоциальный слои нашего общества: не на пустом месте «расцветает» наркомания, терроризми другие социальные явления.Отдельно следует выделить организацию воспитания в процессе обучения, заключающуюся в предоставлении студентам возможности для приобретения опыта реализации тех или иных социальнопрофессиональныхфункций в конкретных ситуациях.Дело в том, что в образовательном учреждении происходит формирование профессиональной идентичностиличности и понимания себя в выбранной специальности, понимание собственных возможностей и возможностиреализации своего потенциала.Следовательно, задачами преподавателя будут выработка такой стратегиивоспитательного воздействия, которая позволяла быстуденту, как субъекту познавательной деятельности, осуществлять в целях собственного образования выбор необходимых действий, тем самым выражая себя и мир своих чувств с целью достижения состояния своей включенности в социальную деятельность.
Подводя итоги, можно выделить следующие компетенции педагога, которые,несомненно,будут способствовать развитию личности студента:
гуманизация преподаваемой дисциплины;
владение технологией формирования коллектива;
умение выявлять скрытые задатки и способности учащихся и создавать условия для их развития;
умение создавать творческую атмосферу на занятиях;
наличие опыта практическойреализации своих компетенций;
умение задавать прикладной характер практических работ;
способность мотивировать на формирование навыков принятия решений в экстремальной ситуации.При этом оговорим, что, на наш взгляд, гуманизация образования заключается не в механической замене так называемых технических предметов и дисциплин на гуманитарные или перераспределении учебного времени на них, а в гуманизации всего образовательного процесса, при этом сохраняя его прикладной характер.Иными словами, гуманностьдолжна «пронизывать» все процессы образования и воспитания.
Ссылки на источники1.Новиков А.М. Постиндустриальное образование. –М.: Издательство «Эгвес», 2008. –136 с.2.Исмагилов Р.М. О формировании конкурентной среды процесса обучения. Конкурентоспособность региональной экономики / Вестник фил. ГОУ ВПО ВЗФЭИ, 82007. 364 с.3.Лапидус В.А. Всеобщее качество в российских компаниях М.: ОАО «Типография «Новости», 432 с.4.Путин В.В. Россия сосредотачивается –вызовы, на которые мы должны ответить / В.В.Путин// Известия. 2012. №6. с.5.5.Батышев А.С. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе / А.С. Батышев –М.: Высшая школа, 1985. –272 с.
Исмагилова Ольга Раисовна,Студент ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет», г.Омскichbinkaninchen@mail.ru
Формированиекомпетентности педагога дляразвитияличностистудента
Аннотация.В статье речь идет о формировании новых компетенций педагога, обусловленных необходимостью разностороннего развития личности студента в процессе реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартовКлючевые слова:компетенция педагога,личность студента, образовательные стандарты нового поколения.
Прошлачетверть векапосле распадагосударства, население которого считалось одним из самых читающих в мире, имы наблюдаем разительные перемены, которые только появлением Всемирной паутиныобъяснить нельзя. Например, авторыначаличитать в четыре года и к моменту поступления в обычную русскоязычную школу уже перечитывалиизбранные места в произведениях своих любимыхписателей. Но это скорее исключение, чем правило: значительная часть современногопоколенияне утруждает себя чтением литературы, предпочитая«зависать» на сайтах, а для решения задач ищет готовые «рецепты»и «скачивает» их, не особо затрудняясь осмыслением.Какова же роль педагога в таких условиях? Не будучи профессиональнымиспециалистамив этой области,выразимсобственное понимание роли учителя в развитии личности ребенка (ученика, студента), в целом,при тотальном проникновении Интернета во все сферы человеческой деятельности. Каждый раз, когда говорят: «вам повезло с учителями», возникает двойственное чувство: с одной стороны, действительно, на память приходят все те учителя (педагоги), без которых сложно представить свое становление как личности, специалиста и ученого: М.Я. Юдина, А.Н. Сергеев, Б.М. Баранов, В.Ф. Амельченко, Б.Н. Стихановский и др., —заложившие многолетний интересктворчеству; тогда как многие ровесники свой познавательный процесс практически завершаютк 2022годам.Сдругой стороны, множество опрошенных людей, достигших больших успехов в жизни, не припомняткакоголибо значимого влияния учителей на их жизнь.Сегодня, оценивая своих учителей с точки зрения компетентности, не в каждом случае можно было бы сказать об их высоком профессионализме (приведенные личности —без сомнения), но об увлеченности, уваженииличностиподопечного, самоотдаче —безусловно. Этим, в первую очередь, притягивают и побуждают к познавательной деятельности лучшие из педагогов. И в таком случае уже не столь существеннаразница в исходном уровне подготовки обучающихся, тем более, что она нивелируется в процессе сотрудничества или, как принято говорить, «субъект
субъектных» отношений, поскольку студент становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия.В таких условиях немаловажным обстоятельством, способствующим развитию личности, следует назвать доверительные отношения между преподавателем и студентом: последний, ощущая моральнопсихологическую поддержку со стороны педагога, более раскрепощен и значительно чаще склонен проявлять и совершенствовать свои лучшие качества. И напротив, скептическое, негативное отношение либо существенноснижает познавательную инициативу учащегося, подавляя его, либо провоцирует на протестное поведение. Этому есть множество примеров. Если в трудовой деятельностичеловека оценивают как хорошего руководителяпо следующим основным качествам: ум и интеллект, компетентность и квалификация, профессионализм —то ученик (студент), прежде всего, «оценивает» своего наставника совсем по другим, скорее «гуманным критериям»: отзывчивость, понимание, сочувствие…, а уже во вторую очередь по профессиональным качествам. В этом контексте важную роль играет «институт»классных руководителей и кураторов, поскольку большинство абитуриентов приводится за руку родителямии оказываетсянедостаточно готовым к новым условиям дальнейшего образования; отсюда задача современного педагога –тактично и последовательно ориентировать подопечного в нужном направлении, уделяя достаточное внимание гуманизации своей деятельности.По всей видимости,вклад учителя в развитие личности, понимая под развитием овладение различными общекультурными компетенциями (например, коммуникабельность, взаимовыручка) не только в профессиональной деятельности, определяется готовностью обеих сторон к сотрудничеству: одного «вкладывать» знания, формировать навыки, умения, другого воспринимать и усваивать их. Ведь один и тот же педагог одновременно учит не одного, а определенный коллектив, а итоговый уровень развития его членов порой существенно разнится.Не случайно выдающийся педагог А.М. Новиков в своей работе подчеркивал, что «…именно образованию в новом постиндустриальном обществе принадлежит ключевая роль» [1].По его мнению, свою незаменимуюроль в становлении личности студента,несомненно,должнасыгратьсоциальнопедагогическая поддержка, осуществляемаяс первых дней его обучения куратором группы. Процесс такого сопровождения цикличен и включает в себя следующие этапы: формирование проблемы, на котором актуализируют проблему как предмет социальнопедагогического сопровождения, поискововариативный, когда осуществляется поиск вариантов решения проблемы, практическодейственный, на котором совершаются реальные или виртуальные действия, ведущие к решению проблемы, и аналитический —для оценкипроисходящего и прогноза возможности появления новых трудностей и путей их преодоления. Сама технология педагогического сопровождения будет включать в себя анализ сложившейся ситуации, выявление ее воспитательного потенциала, акцентирование внимания на тех ее сторонах, которые могут стимулировать положительное отношение студента к происходящему.
Здесь уместно будет упомянуть о методах группового обучения, когда целенаправленное воздействие учителя значительно усиливается внутригрупповымистимулами и мотивами; об этом много говорилось и писалось, но до сих пор достаточно скептиков, в т.ч. среди уважаемых педагогов: «…бригадный подряд тридцатых годов давно устарел». С этим пришлось столкнуться и одному из авторов, в начале преподавательской деятельности в ВУЗе предложившему формирование конкурентной среды в образовательном процессе [2]. Позднее,подтверждение рассуждениям и предложениям, опиравшимся на собственный опыт студенческих лет, встретилось у В.А. Лапидуса: «Следующее открытие эпохи всеобщего качества: наилучший путь к эффективной самомотивации –коллективный труд, работа в команде….люди по природе своей социальны, они хотят быть полезны своим командам, хотят признания и уважения своих коллег, потребителей и других групп, они мечтают о творческом труде, а не свободном»[3].В наши дни,когда общепризнано, что педагог уже не является основным источником информации (не знаний!), его роль существенно изменилась: основные компетенции должны проявляться не в трансляции собственных знаний в аудиторию, а в реализации опыта организации учебногопроцесса, направленного на развитие самостоятельности и креативности обучаемых, умение искать, анализировать и вычленять самое существенное в огромном массиве информации. При этом исследователями подчеркивается, что творческая атмосфера должна создаватьсяв здоровой (т.е. доброжелательной и нравственной) конкурентной среде, дабы прививать навыки той самой конструктивной конкуренции, отсутствием которых у наших выпускников образовательных учреждений озабочены руководители крупных предприятий и даже руководство страны.
ПедагогноваторА.Н. Сергеев в начале 70х гг. выдаваятематическое задание,давал вводную установку,а члены подгрупп, на которые был разбит коллектив учебной группы, самостоятельно прорабатывали материал, стараясь превзойти своих сверстниковв последующей дискуссии по заданной теме. Подобная организация учебного процесса эффективна, если задания неформальныеи прикладные, а оценка дифференцированная и объективная. В таком случае основная роль педагога и его компетентности заключается в грамотном подборе лидеров подгрупп и креативномхарактере заданий. При наличии Интернета, как источника разнообразной информации, необходимой инфраструктуры и атмосферы здоровой конкуренции практически любые задаваемые проблемы находят свое решение; при этом немаловажно, что подобная форма конкуренции не разобщает, а приучает сотрудничать во временно создаваемых творческих группах.Этим примером хочется подчеркнуть, что учитель, владеющий технологиямиформирования коллектива и созидательной атмосферы в нем, в настоящее время является тем самым проводником на пути реализации компетентностного подхода в образовании.При оценке влияния компетентности педагога на развитие личности студентаследует принимать во внимание, что в новом законе об образовании отсутствуетпонятиеначального профессионального образования, повидимому, как несоответствующее новым образовательным стандартам, а декларированная преемственность различных уровней профессионального образованияперестала быть одной из ключевых задачКомплексных программ Российской академии образования. Однако, потребность в операторах станочного оборудования, специалистахразличных профилей и др. от этого не сократилась и попрежнему очень высока. Сфере материального производства, впервую очередь,нужны специалистыпрактики: токарифрезеровщики, настройщики сложной аппаратуры, сборщики, причем работающие с современными техническими средствами: робототехническими комплексами, обрабатывающими центрами с ЧПУ, переналаживаемыми автоматическими линиями и высокоточными сборочными стендами; в сфере здравоохранения хронический недостаток как младшего обслуживающего персонала, так и специалистов, владеющих навыками работы на современном медицинском оборудовании: компьютерных томографах и т.п.Одним из выходов вэтой парадоксальной ситуации может быть формирование компетенций педагога, связанных с учебнопроизводственной деятельностью студентов,в рамках создаваемых образовательнопроизводственных кластеров. Но это требует от учителей и учеников (в общем понимании этих слов) овладения новыми компетенциями, которое возможно лишь при глубокой интеграции всех уровней образования с предприятиями и учреждениями. О важности связи науки (читай, высшего образования) и промышленных предприятий заявил Президент страны В.В.Путин в своей речи 11.02.2014 г. во время церемонии награждения лучших ученых страны в честь дня российской науки. Попрежнему сохраняет свою актуальность его другое высказывание:«Уже сегодня на рынке труда 5 млн. человек с высшим образованием не удовлетворены не только заработком, но и характером своей работы и отсутствием перспектив» [4].Например, большинство выпускников медицинских учреждений предпочитает работать в частных клиниках, тогда как в государственных муниципальных учреждениях ощущается постоянная нехватка врачей, медсестер, других специалистов узкого профиля, что создает проблемы в своевременном и качественном обслуживании населения. Это свидетельствует о том, что формирование личности специалистане соответствует реальным потребностям общества, и надо перестраивать образовательный процесс, причем начиная с преподавательских кадров.Мы,вслед за ведущими странами мира,вступаем в технологический век постиндустриального общества, в котором, несомненно, будущее за высокотехнологичнымиотраслями снаукоемкими производствами, оснащенныминовейшими техническими и технологическими разработками, компьютерными программами, биои нанотехнологиями, в которых мы уже сейчас чувствуем нехватку и отставание. А для этогонеобходима подготовка соответствующих высококвалифицированныхкадров специалистов и ученых, чтобыникакие санкции и ограничения не помешали нашей стране развиваться в запланированном темпе.На наш взгляд, элементы творческих способностей личности следует развивать в школе, прививая интерес к познавательной деятельности, но там недостает учителейноваторов, современных средств исследования изучаемого материала. Если в советское время в школах не могло быть занятий по физике, химиибез разнообразныхлабораторныхопытов, использования тематических наглядных пособийпо географии, изготовления моделей и макетов; то сейчас даже предметные лаборатории нередко «оснащены», в основном, письменнымистолами и устаревшими приборами и оборудованием, а учитель (педагог) «проявляет» свою компетентность мелом на доске или на экране монитора. В ВУЗах могут проводить лабораторные работы без приборов и даже электронных имитаторов и симуляторов, списывают «за ненадобностью» оптическиемикроскопы для спектрального анализадеталей и других исследуемых образцов, заменяя их компьютерными «картинками».Преподаватель поневоле становится заложником слабой материальнотехнической базы, и это также способствует «вымыванию» мужчин из педагогического коллектива: не секрет, что они более склонны к прикладным практическим видам учебной деятельности.Высказанное выше,отнюдь не умаляет значимости уже имеющихся профессиональных компетенций педагога, поскольку онипозволяют объективно оценивать фактические знания, умения и навыки обучающихся.При этомакцент в развитии (и прежде всего, саморазвитии) личности студента лучше ставить на формирование умений в практической плоскости: решении конкретных проблем производства —что требует от педагога практического опыта реализации его компетенций, связанныхс производством. Таким образом, перестройка всегометодического обеспечения образовательного процессанеизбежна и идет по пути пересмотра учебнометодических комплексов, внедрения «эффективных контрактов»и т.п., но, к сожалению, встречное движение со стороны работодателей далеко не везде присутствует –в стране нарушен баланс интересов изза снижения общего уровня ее народнохозяйственногоразвития: превышение кадровогопредложения не мотивирует организации, предприятия и учреждения на инвестирование в образование.Много говорится, что сама роль практики явно недооценена: она зачастую проводится формально в несоответствующих для закрепления знаний условиях без надлежащего сопровождения со стороны преподавателей учебного заведения и представителей организаций; первые не имеют на это достаточного времени, поскольку в учебных планах на это с каждым годом выделяется все меньше времени, вторые —материально не заинтересованы. О формализме на практике откровенно сообщают сами практикантыи признают работники предприятийи учреждений, и это понятно: наставничество переживает не лучшие времена, поскольку никак не поощряется. Везде идет «оптимизация»: в учебных заведениях —педагогической нагрузки ифонда оплаты труда, в трудовыхколлективах —штатного персонала; в итоге все это обухом «бьет» по эффективности овладения компетенциями обеими сторонами образовательного процесса.А ведь наставничество –один из наиболее эффективных, проверенных и менее затратных способов подготовки квалифицированных кадров [5].Как известно, большоезначение в деятельностиспециалиста имеет способность принимать оптимальные решения в экстремальной ситуации, что характерно многим профессиям, в первую очередь, таким как хирурги, пилоты, водители и др. Научить этому можно, совместно создавая «рабочие» ситуации, разрабатывая процедуры и обучая алгоритмам выхода из них; владение этими компетенциями –потребность современного педагога. Следует иметь ввиду, что человек, обладающий соответствующими компетенциями, гораздо чаще принимает правильное решение в любых обстоятельствах и больше ценит свою работу, стараясь всемерно ее улучшить.Поскольку развитие познавательных способностей студентов происходит в процессе поиска ответов при решении задач, а выбор приемов активизации самостоятельной работы зависит не только от профессиональных знаний, но иот личностных качеств педагога, то последний должен иметь необходимые знания по методической организации занятия, уметь устанавливать взаимодействие со студентами, обладать организаторскими способностями для возможности индивидуального подхода к каждому, выявляя и поощряя его личностные интересы. Дело в том, что от качества организации процесса обучения в вузе во многом будет зависеть качество профессиональной деятельности будущего специалиста, его готовность разрешать нестандартные проблемы в производственных ситуациях, а также налаживать коммуникации с другими людьми. Например, студенты, обученные приемам самостоятельного принятия решений в условиях, максимально приближенных к производству, относительно быстро выполняют правильные действия на технологических агрегатах. В свою очередь, активность и самостоятельность студентов в процессе их профессиональной деятельности на учебнопроизводственной практикев значительной степени определяются тем, в какой степени они владеют самоорганизацией и самооценкой.В свое время,«выбросив за борт» как идеологически чуждую идею коммунизма, мы, по сути, отошли от коллективизма в пользу проповедуемой на западе индивидуальности личности и в значительной степени отказались от цели воспитания всестороннеразвитой личности. Плоды этих преобразований будем пожинать еще долго и не только в спорте, но и в общественном развитии; вчерашние ученики становятся учителями для подрастающего поколения. Если педагог не воспитан в духе гуманизма и являет собой пример узкого профессионала, то и в своей работе «клонирует» себе подобных, жестко «отсекая все лишнее», в т.ч. людей, способности которых либо еще не раскрылись, либо могли бы раскрыться виных условияхобучения и воспитания, в другой сфере деятельности. Такого рода «естественный отбор» лишь порождает разочарование и неверие в себя и социальную справедливость (обратите внимание на многочисленные комментарии в Интернете), формируяличности и целые группы, пополняющие протестный и асоциальный слои нашего общества: не на пустом месте «расцветает» наркомания, терроризми другие социальные явления.Отдельно следует выделить организацию воспитания в процессе обучения, заключающуюся в предоставлении студентам возможности для приобретения опыта реализации тех или иных социальнопрофессиональныхфункций в конкретных ситуациях.Дело в том, что в образовательном учреждении происходит формирование профессиональной идентичностиличности и понимания себя в выбранной специальности, понимание собственных возможностей и возможностиреализации своего потенциала.Следовательно, задачами преподавателя будут выработка такой стратегиивоспитательного воздействия, которая позволяла быстуденту, как субъекту познавательной деятельности, осуществлять в целях собственного образования выбор необходимых действий, тем самым выражая себя и мир своих чувств с целью достижения состояния своей включенности в социальную деятельность.
Подводя итоги, можно выделить следующие компетенции педагога, которые,несомненно,будут способствовать развитию личности студента:
гуманизация преподаваемой дисциплины;
владение технологией формирования коллектива;
умение выявлять скрытые задатки и способности учащихся и создавать условия для их развития;
умение создавать творческую атмосферу на занятиях;
наличие опыта практическойреализации своих компетенций;
умение задавать прикладной характер практических работ;
способность мотивировать на формирование навыков принятия решений в экстремальной ситуации.При этом оговорим, что, на наш взгляд, гуманизация образования заключается не в механической замене так называемых технических предметов и дисциплин на гуманитарные или перераспределении учебного времени на них, а в гуманизации всего образовательного процесса, при этом сохраняя его прикладной характер.Иными словами, гуманностьдолжна «пронизывать» все процессы образования и воспитания.
Ссылки на источники1.Новиков А.М. Постиндустриальное образование. –М.: Издательство «Эгвес», 2008. –136 с.2.Исмагилов Р.М. О формировании конкурентной среды процесса обучения. Конкурентоспособность региональной экономики / Вестник фил. ГОУ ВПО ВЗФЭИ, 82007. 364 с.3.Лапидус В.А. Всеобщее качество в российских компаниях М.: ОАО «Типография «Новости», 432 с.4.Путин В.В. Россия сосредотачивается –вызовы, на которые мы должны ответить / В.В.Путин// Известия. 2012. №6. с.5.5.Батышев А.С. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе / А.С. Батышев –М.: Высшая школа, 1985. –272 с.