Историческое и современное разграничение морских территорий в Западной Арктике

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Туманов А. А., Капелько Т. В. Историческое и современное разграничение морских территорий в Западной Арктике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1636–1640. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96246.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу правовых основ разграничения морских территорий в Западной Арктике, основных направлений их развития и совершенствования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Туманов Андрей Андреевич,Кандидат философских наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет», г. Мурманскsir.tumanov2015@yandex.ru

Капелько Татьяна Витальевна,Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и корпоративного права ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет», г. Мурманскkapelko@yandex.ru

Историческое и современное разграничениеморских территорий в западной Арктике

Аннотация. Статья посвящена анализу правовых основ разграничения морских территорий в западной Арктике, основных направлений их развития и совершенствования.Ключевые слова: Арктический регион, Шпицберген, континентальный шельф, исключительная экономическая зона.

Современнаятерритория арктической зоны России по различным оценкам составляет от 2,5 до 3,3 млн. кв. км. В данном ареале постоянно проживает чуть менее 2 млн. человек (за годы постсоветского экономического и политического кризиса местное население сократилось примерно на 15%). Со времен становления и развития экономики и государственности геополитические и геостратегические интересы России всегда были устремлены к Северу, начиная с походов древних поморов к Груманту (Шпицбергену) и до начала и продолжения освоения Северного морского пути и континентального арктического шельфа. Направление развития России тоже устремлено на Север, который при 10миллионном населении занимает 2/3 территории страны и дает до 60% ее валютных поступлений.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона «О Государственной границе РФ»государственной границей считается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства), т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета. Закон «О государственной границе» подтверждает, что установление государственной границы и ее режима производится на договорной основе с сопредельными государствами и с учетом взаимосогласованных позиций договаривающихся сторон, а также федеральными законами. Так, между РФ и Норвегией сухопутные приграничные территориальные вопросы регулируются подписанным Соглашением («Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Норвегия о сотрудничестве по пограничным вопросам»). Общая граница протяженностью 196 км диктует определенные правила добрососедского поведения. История данного вопроса уходит еще во времена становления норвежской государственности. Впервые российсконорвежская сухопутная граница была установлена еще как граница между российскими и шведскими владениями (Норвегия в то время находилась в унии со Швецией) по Петербургской конвенции от 2 (14) мая 1826 г. «О разграничении в "Лапландских погостах"». По окончании Второй мировой войны, Россия и Норвегия не имели друг к другу претензий по поводу установленной сухопутной границы. Однако, как известно, вопрос о разграничении морской границы в Баренцевом море до сих пор остается болезненным. Кроме России и Норвегии в Арктику входят еще три государства: Дания (посредством владения Гренландией), Канада и,посредством владения Аляской –США. С ней таким или иным образом связана рационализация всех видов хозяйственной деятельности приарктических стран. Арктические районы важны указанным государствам и, в первую очередь, России и Канаде, обладающими наибольшими по площади арктическими территориями, включая выходы в Северный ледовитый, Тихий и Атлантический океаны. Согласно исторически выработанной международноправовой концепции прибрежные арктические государства устанавливали границы своих полярных владений в секторах, вершиной которых является Северный полюс, основанием их арктическое побережье, а боковыми границами меридианы, проходящие через крайние точки северного побережья указанных стран. Такое секторальное определение арктической территории в первые в открытой форме было выдвинуто в 1904 г. Канадой. В СССР данный секторальный принцип установления морской границы в Арктике был закреплен Постановлением ЦИК и СНК СССР "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в СеверномЛедовитом океане". Указанным нормативноправовым актом был закреплен советский арктический сектор, расположенный между меридианами 32°04'35" в. д. и 168°49'30" з. д., и соответственно западная и восточная морские арктические границы.С особыми природнымиусловиями российских северных морей, а именно с тем, что они покрыты льдом, образующим ледовый припай, связаны экологическая и военная безопасность арктического побережья. Российский сектор Арктики охватывает площадь около 9,46 млн. км2, из которых 6,8 млн. км2приходится на водное пространство (площадь всей водной акватории Арктики составляет 16.59 млн. км2). Особо следует отметить, что из всей общей площади российского арктического сектора постоянно находится под арктическим льдом площадь 5,14 млн. км2(70% площади сектора), из них под паковым льдом 1,554 млн. км2(23% площади сектора). В настоящее время интерес иностранных государств к арктическому сектору постоянно возрастает. С учетом норм Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» и присоединения РФ к Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., сегодня остро стоит необходимость разработки новых правовых обоснований принадлежности РФ своей арктической зоны. Российская Федерация как продолжательница личности СССР унаследовала все его территориальные права. Соответственно она вправе определить свое отношение к арктическому сектору и дать ему свою интерпретацию в пределах понятий, признанных международным правом и международной практикой[1].В настоящее время, так называемое ЗападноАрктическое морское пространство с островами Шпицберген, Земля Франца Иосифа и Новая Земля представляет собой ключевой регион Арктики. Это связано с их геостратегическим расположением между государствами, к сожалению, изначально являющимися не только деловыми партнерами, но и потенциальными противниками в военном и экономическом плане. Кроме того, фундаментальное изучение природных и антропогенных процессов, протекающих на данном пространстве, имеет большое значение для планирования и осуществления производственной деятельности, в том числе прогнозирования погоды в полярных и средних широтах, а так же для производственного и социального планирования, определяющего различные аспекты качества жизни и стабильного развития государств. Несмотря на то, что Арктика обладает уникальными природными комплексами, богата разнообразными минеральными и биологическими ресурсами, в настоящее время малонаселена, что играет значительную роль в глобальных природных процессах, сохранении биоразнообразия планеты. Данная ситуация сложилась по причине слабой освоенности территорий изза труднодоступности и малоблагоприятных для проживания человека условий (арктического климата, высокой геофизической активности, наличия полярных дня и ночи и т.п.). Другой причиной является то, что изначально Арктика была заселена коренными малочисленными народами Севера, сформировавшими и сохранившими на протяжении длительного времени адаптированную к местным условиям культуру с присущей ей системой традиционного рационального природопользования, позволявшей длительное время бережно использовать биологические ресурсы, не оказывая существенного негативного воздействия на местные экосистемы. На современном историческом и экономическом этапе развития большинство проживающего на севере населения связывают дальнейшее социальноэкономическое развитие территорий, инфраструктуры, улучшение качества жизни с расширением промышленного освоения природных ресурсов на суше и континентальном шельфе. Данное освоение и развитие планируется осуществить в рамках «Концепции устойчивого развития Российской Федерации» и международных обязательств по оказанию содействия и обеспечению устойчивого развития стран и защиты жизни и имущества населения Земли, опираясь на современное экологическое законодательство и конституционные права местного населения на сохранение традиционного образа жизни и природопользования. Однако, к сожалению в сфере природопользования до сих пор не нашли своего юридического и практического разрешения правовые и социальные вопросы, существующие между государствами, промышленными компаниями и местным коренным населением, а также целый ряд других значимых проблем[2].Опыт подсказывает необходимость пересмотра на законодательном уровне, в том числе и международном, правового режима морских пространств и делимитации границ Арктики. Это основывается еще и на том факте, что, с учетом научноисследовательских и поисковых работ последних лет, арктические пространства приобретают не только статус района стратегического военного присутствия и важнейшего транспортного пути, но и богатейшего района по объемам разведанных и потенциальных ресурсов невосполняемого углеводородного сырья. Начиная со второй половины прошлого века морские государства все более активно начали осваивать природные ресурсы Мирового океана. Наибольший интерес и направление экономического развития в этой связи представляла разработка запасов континентального шельфа. Актуальные проблемы эксплуатации его биологических и минеральных ресурсов, а так же его делимитации не могли быть успешно решены без проведения морских научных исследований, а также разработки соответствующих международноправовых норм и норм национального законодательства. В данном контексте с особой актуальностью встает вопрос о нормализации взаимоотношений приарктических государств, в частности России и Норвегии. С практической точки зрения это означает урегулирование на дипломатическом уровне спорных вопросов по установлению морской приграничной территории и по Шпицбергену. Безусловно, скорейшее разрешение имеющихся разногласий между нашими государствами будет способствовать их стабильному развитию, инвестиционной привлекательности, росту уровня жизни населения и национальных экономик, поднимет их международный авторитет. Необходимо отметить, что несмотря на членство Норвегии в блоке НАТО, Российсконорвежские отношения даже в период «холодной войны», были примером довольно успешного взаимодействия как в интересах развития двух стран, так и укрепления безопасности и стабильности в Арктическом регионе и на планете в целом. Сегодня данноесотрудничество (хотя и не без проблем) активно развивается в самых разных областях. Его дальнейшему обеспечению служит разработка вопроса о разграничении морской территории в Западной Арктике[3].Основные положения, касающиеся теории и практики разграничения морских территорий в международном праве были отражены, прежде всего, в основополагающих документах –Женевской конвенции ООН 1958 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и решениях Международного суда ООН. Теоретические проблемы и концепции международного права, имеющие отношение к международному морскому праву, и относящиеся к делимитации морских пространств, в отечественной и зарубежной юридической науке разрабатывали многие в данной области. Однако, как показывает опыт, в практике международного морского права вопросы исследования юридической природы разграничения морской территории, особенностей разрешения возникающих разногласий, усложняющих процесс правового регулирования проблемы, остаются разрешенными не до конца. Несмотря на то, что в результате развития теории и практики решения споров между государствами о делимитации морских пространств и по территориальным вопросам сформировались международная система и механизмы решения, сам процесс разрешения таких споров имеет сложный характер,так как затрагивает привычные уже апробированные сферы деятельности государств. По этой причине трудно решается вопрос о разграничении морской территории в Западной Арктике между Россией и Норвегией.Само понятие делимитации применяется в международном праве уже достаточно давно. Однако, как правило в работах, посвященных данной проблематике, авторы ограничиваются кратким описанием процесса делимитации, и не формулируют его четкого определения.При этом, как показывает практика, вопросы связанные с делимитацией довольно остры, и их нерешенность может создать опасность для добрососедских отношений между государствами и даже привести к международным конфликтам. В связи с этим, вопрос о принципах, регулирующих разграничение морских пространств, рассматривался на Женевской конференции ООН по морскому праву 1958 г. и стал одним из важнейших на IIIКонференции ООН по морскому праву (1975г.).Необходимо так же отметить, что в вопросах разграничения морской территории в Западной Арктике довольно слабо разработанным оказывается использование и анализ положений Конвенций ООН 1958 и 1982 г. в части поиска справедливого решения и так называемых «особых обстоятельств» (ст. 74, 83). Исходя из мировой практики, учет данных обстоятельств и их состав является одной из важнейших и сложных проблем при рассмотрении споров по территориальным вопросам и делимитации морских пространств. В этом случае, при аргументации позиции России в отношении делимитации морской территории в Арктике, к особым обстоятельствам следует отнеститакие, как: историю изученности региона поморами; географию района разграничения (площади моря, занятые ледовым покровом); учет протяженности побережья сторон; геоморфологию и геологию морского дна районов шельфа с потенциальными месторождениями нефтегазовых ресурсов; численность населения обеих сторон; а, так же, «особые обстоятельства» архипелага Шпицберген, безопасность страны. Рассматривая данные вопросы, нельзя не вспомнить, что юридическая проблема разграничения западной морской границы России теснейшим образом связана с международноправовым статусом архипелага Шпицберген, находящего под суверенитетом Норвегии. Данный суверенитет был закреплен Парижским договором 1920 г. на условиях, включающих в качестве основного положения равное право всех участников на хозяйственную деятельность (ст.I). В связи с этим, любойрежим, устанавливаемыйздесь Норвегией без согласования со странами, подписавшими Парижский договор, является в международноправовом смысле юридически не законным и противоречащим положениям самого Договора[4]. Так, например, к подобного рода действиям можно отнести вынесенное в свое время решение об установлении Норвегией в одностороннем порядке 200мильной рыболовной зоны (исключительной экономической зоны), разрешительный порядок ведения хозяйственной деятельности на архипелаге, установление под видом охраны окружающей среды «закрытых» зон, сооружение установок полувоенного (так называемого «двойного») назначения (радиолокационные станции), рейды военных кораблей береговой охраны на Шпицберген и т.п.

Ссылки на источники1.Туманов, А. А., Байжуминов С. Н. Разграничение морских территорий в Западной Арктике / Сборник научных трудов преподавателей юридического факультета МГТУ, Т. 2 –Мурманск : Издво МГТУ, 2012. –С. 1116.2.Тарасов, А. Г. Правовые и политические аспекты разграничения морских территорий в Западной Арктике : автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. юрид. наук. М. : Издво ОПМТ РАГС, 2007. –С. 611.3.Туманов, А. А., Байжуминов С. Н. Разграничение морских территорий в Западной Арктике / Сборник научных трудов преподавателей юридического факультета МГТУ, Т. 2 –Мурманск : Издво МГТУ, 2012. –С. 1116.4.Куприянова Е. А., Туманов А. А.Экологическое право : Учебное пособие . –Мурманск : Издво МГТУ, 2010. –С. 94103.