Полный текст статьи
Печать

В рамках настоящего исследования представляется целесообразным остановиться на роли Норвегии в историческом развитии и современном состоянии геополитических процессов, происходящих в западной Арктике. Данное государство всегда  являлось и является одним из ключевых участников в борьбе за политический и экономический контроль над Арктическим регионом. В настоящее время Королевство Норвегия входит в число наиболее экономически развитых государств мира. Это страна с высоким удельным весом энергоемких   отраслей промышленности, судоходства, рыболовного промысла, нефтегазовой отрасли. Экономика Норвегии, располагая передовой производственной базой и высококвалифицированной силой, всегда обладала способностью быстро приспосабливаться к меняющейся ситуации в мировой экономике. Изна­чально международная экономическая «специализация» Норвегии, как и большинства северных государств базировалась на природных богатствах и географиче­ском положении. Важную роль всегда имел статус морской державы. Норвегия славилась своим международным судоходством, рыболовством и китобойным промыслом. Вторым серьезным фактором, влияющим на экономическое развитие и уровень жизни были углеводороды. Начавшаяся в середине 1960-х годов добыча нефти и газа на континентальном шельфе Норвежского моря корен­ным образом поменяла экономическую структуру общества, дав государст­венной казне неоценимый источник дохода. Нефть стала своего рода "страховкой" на случай кризисных ситуаций, позволяющей осуществлять денежные вливания в отстающие секторы экономики. Именно потенциальные запасы  углеводородов придавали норвежцам, по сравнению с другими европейскими странами, большую уверенность в себе. На континентальном шельфе Норвегии находится более половины всех обнаруженных газовых месторождений Западной Европы.

По мнению экспертов, сохранение, и наращивание объемов добычи нефти и газа в Баренцевом море в настоящее время не только возможны, но и будут оставаться в числе приоритетных направлений деятельности норвежской стороны. При этом необходимо учитывать, что наиболее перспективные месторождения находятся либо в так называемой «спорной», либо в российской экономической зоне. По предварительным оценкам, перспективные (неразведанные) запасы только в «спорной» зоне Баренцева моря, как минимум, в два раза превышают текущие активы нефтяного фонда, уровень которого составляет более 175 миллиардов долларов США.  По некоторым оценкам, до 25 процентов мировых запасов нефти и газа сосредоточено в Арктике, Только одно Штокмановское месторождение само по себе способно обеспечивать добычу такого же объема газа, как все норвежские месторождения вместе взятые. Запасы Штокмана позволят удовлетворить все потребности американского рынка сжиженного природного газа (СПГ) в течение шести лет или половину германского в течение 30 лет. В этих условиях Норвегия продолжает делает все возможное, чтобы закрепить свое экономическое присутствие в разработке российских месторождений и подписать выгодный для себя договор о проведении морской границы в Баренцевом море. Ни для одной из стран мира приоритет двухсотмильной экономической зоны не имеет такого большого экономического значения, как для Норвегии. В течение нескольких лет компании «Статойл» и «Ношк Гидро» вели переговоры с российскими партнерами об участии в разработке Штокмановского месторождения. Опыт норвежских компаний в добыче нефти и газа на морском шельфе позволил им освоить самые передовые технологии и занять лидирующие позиции в мире. Однако даже подписание меморандума о сотрудничестве с РАО «Газпром» в присутствии глав правительств двух стран не подтвердило выводы многих о том, что норвежцы наверняка станут участниками международного консорциума компаний, участвующих в разработке Штокмановского месторождения.

Ведущая норвежская компания «Статойл» намеревалась  получить не менее 25 процентов акций в будущем консорциуме. Для этого она была даже готова уступить «Газпрому» часть своих активов как в месторождении «Снёвит», так и в производстве на регазификационном терминале Коув Пойнт в США (штат Мериленд). Месторождение «Снёвит» (Белоснежка) – первое норвежское газовое месторождение в Баренцевом море, а также место, в котором впервые подводная добыча будет вестись бесплатформенным способом. Кроме того, компания начала строительство первого в Европе завода по производству СПГ, который располагается на специальном судне вблизи острова Мелькойа, рядом с городом Хаммерфест [1].

Экономика Норвегии традиционно была ориентирована на западные рынки, что вызывает определенные дополнительные трудности. Учитывая данную ситуацию, сотрудничество с Россией требует длительной подготовки и глубокого знания местных условий. Необходимо повысить  уровень знания политических, экономических, языковых и культурных связей, хозяйственной деятельности и органов государственного управления со стороны Норвегии.    

По мнению руководства компании "Статойл", в отличие от XX века, который был веком нефти, XXI век, должен стать веком газа. Это связано так же с экологическим аспектом заботы о чистоте окружающей среды, что  становится одной из движущей сил роста его потреб­ления. Однако, ожидаемое истощение запасов добываемого на шельфе углеводородного сырья, например, в Северном море, подтолкнуло политиков Норвегии обратить свои взоры на восточные, российские, уча­стки Баренцева моря, несмотря на то, что Россия является и будет оставаться великой державой с огромными людскими и природными ресурсами, значительными вооруженными силами, а также с одним из самых внушительных в мире стратегическим ядерным потенциалом.   

Последние десятилетия норвежская сторона рассматривает развитие северных регионов как главную стратегическую задачу своей внутренней и внешней политики. Соответственно, север и морская зона Норвегии становятся основным нефтегазовым регионом страны и местом создания и расширения новых технологий и рабочих мест. В этих условиях, несмотря на историческую амбициозность и нарастающую экономическую мощь, укрепление сотрудничества с Россией должно стать одним  из важнейших положений стратегии норвежского правительства. Среди конкретных мер могло бы быть, в частности, создание общей Поморской экономической зоны, развитие транспортной инфраструктуры, укрепление научно-технического сотрудничества и  обмена студентами, упрощение визовых и пограничных процедур. Важность Севера для экономики Норвегии была осознана и  декларирована еще более десяти лет назад. В октябре 2005 г. Королевское правительство подготовило и утвердило в Стортинге программу «Возможности и вызовы на Севере», которая стала стратегией развития северных регионов. Премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг  подчеркнул по этому поводу: «… Это не кризисный план для Северной Норвегии, это план развития важнейшей для правительства сферы долговременного приложения сил. Мы должны стать мировыми лидерами в знаниях о Севере. Мы обязаны соблюдать самые жесткие экологические нормы и правила добычи ресурсов, наша практика станет отправным пунктом для всего мира. Технологии добычи углеводородов должны и дальше развиваться, нам    необходимо  лидировать     в   соблюдении     прав коренных народов. И   мы   должны укреплять отношения с Россией». Глава правительства считает, что Норвегия станет мировым лидером в области освоения ресурсов Крайнего Севера, залогом чего являются современные оффшорные технологии, а также природоохранная практика [2].

Геополитический курс Норвегии определяется в основном ее участием в НАТО и направлен на тесное политическое и военно-экономическое сотрудничество с ведущими странами этого блока. При этом возникшая в конце ХХ века новая геополитическая ситуация, связанная с распадом СССР, подтолкнула правительство Норвегии к переосмыслению своей политики в Арктике. Прослеживается тенденция, свидетельствующая о том, что Норвегия активно проводит политику непризнания западной морской границы России, тем самым создавая реальную угрозу безопасности нашего государства в Арктическом регионе. Так, в частности, ведется агрессивная картографическая политика, результатом которой является нанесение на карты своей восточной морской границы, проходящей в зоне юрисдикции России. «Новые» морские границы нанесены также на всех школьных географических и политических картах, формируя, таким образом, мировоззрение молодого поколения в духе масштабности морских пространств Норвегии в Арктике. Здесь можно выделить  следующие основные составляющие норвежской политики в отношении этого региона:

- политика безопасности, нацеленная, в первую очередь, на устранение доминирования  России в Арктическом регионе;

- восточноевропейская политика, направленная на экономическое реструктурирование и решение экологических проблем;

- рыночная политика; в частности, усиление норвежского влияния в ЕС, в отношении контроля над морскими ресурсами в Арктике [3].

Взятый Норвегией курс на расширение своей юрисдикции в арктических морях дает определенные успехи. Так, в конце сентября 2006 года Норвегия, Исландия, Дания и Фарерские острова подписали Соглашение о разграничении морской акватории Норвежского моря за пределами 200-мильной зоны.

Данное соглашение,  позволяет Норвегии расширить свой континентальный шельф на 56 тыс. кв. км. Тем самым впервые в мировой практике достигнуто соглашение о разграничении акваторий, расположенных за пределами 200-мильной зоны.

 Очередным важным шагом Норвегии в Арктике явилось представление в декабре 2006 г. правительством Норвегии в Комиссию ООН по границам континентального шельфа заявки на участки континентального шельфа общей площадью 250 тыс. кв. км на севере  Норвежского  и  Баренцева морей.

Правовой статус Комиссии по границам континентального шельфа зафиксирован в п. 8 ст. 78 Конвенции, согласно которому границы шельфа, установленные прибрежным государством на основе рекомендаций Комиссии, являются окончательными и для всех обязательными. Соответственно любая внешняя граница шельфа не может признаваться окончательной до тех пор, пока она не  будет рассмотрена Комиссией, и государство не учтет ее рекомендаций. Анализ функций и полномочий Комиссии по границам континентального шельфа, изложенных в ст. 76 и Приложении II к Конвенции, показывает, что ни одно государство не может установить окончательные и общепризнанные границы шельфа за пределами 200-мильной экономической зоны без согласования с этой Комиссией. Следовательно, каждое прибрежное государство, желающее установить границы своего шельфа за пределами 200-мильной зоны, поставлено перед альтернативой: либо оно решает все вопросы, связанные с определением границы шельфа на основе рекомендаций Комиссии, либо вступает в конфликт с международным сообществом. Конвенция не предусматривает других альтернатив. С учетом предусмотренных в ст. 76 Конвенции критериев государства в течение 10-летнего периода, начиная с мая 1999 года, могут представлять на рассмотрение Комиссии необходимые материалы и обоснования для определения внешних пределов их континентального шельфа на основе, предусмотренной Конвенцией.

По мнению министра иностранных дел Норвегии Йонас Гар Стере,   делимитация континентального шельфа является важным шагом в рамках правительственного курса на ясность и предсказуемость в вопросах Арктики.

Так же, в контексте взаимодействия России и Норвегии, необходимо отметить позицию Парламента Норвегии по вопросу разграничения морских пространств. Во время своего визита в Москве, Председатель Комитета норвежского Парламента по международным делам Улав Аксельсен в ходе обсуждения различных вопросов в Государственной Думе РФ, в частности, сказал, что Россия и Норвегия идут по правильному пути в вопросе регулирования рыболовства в данном регионе (Западной Арктике). «К сожалению, - сказал он, - нам пока не удается договориться по вопросу разграничения морских пространств. Переговоры продолжаются, и пока трудно назвать конкретный срок принятия каких-то решений». Вместе с тем, Россия и Норвегия объективно нуждаются в едином, согласованном подходе к проблемам Арктики [4].

Таким образом, в свете того, что уже сегодня наиболее развитые в экономическом и промышленном отношении неарктические страны заявляют свои претензии на разработку природных ресурсов Арктики, России необходимо пересмотреть свои национальные нормативно-правовые акты, разработать четкую Арктическую морскую концепцию и ускорить разработку качественной всеохватывающей Арктической доктрины. Одним из направлений деятельности по предотвращению возможных конфликтных ситуаций и налаживания четкой и согласованной работы социально-экономического сектора арктических регионов, а также решения иных вопросов, представляется необходимость создания особого государственного органа  Арктического ведомства. Несомненно, одними из приоритетных задач данного ведомства должна стать деятельность, по выработке решений о взаимовыгодном взаимодействии с норвежской стороной и осуществление мониторинга и прогнозирований ее дальнейших действий в сфере экономики и геополитики.