Основы правовой защиты экономических интересов России в Арктическом регионе в начале ХХI в.

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Туманов А. А., Капелько Т. В. Основы правовой защиты экономических интересов России в Арктическом регионе в начале ХХI в. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1631–1635. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96245.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу правовых основ защиты экономических интересов России в начале XXI в., основных направлений их развития и совершенствования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Туманов Андрей Андреевич,Кандидат философских наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет», г. Мурманскsir.tumanov2015@yandex.ru

Капелько Татьяна Витальевна,Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и корпоративного права ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет», г. Мурманскkapelko@yandex.ru

Основы правовойзащита экономических интересов России вАрктическом регионе в начале ХХIв.

Аннотация. Статья посвящена анализу правовых основ защиты экономических интересов России в начале XXIв., основных направлений их развития и совершенствования.Ключевые слова: Арктический регион, Штокман, континентальный шельф, исключительная экономическая зона.

С начала XXIвека многие страны мира, особенно США, беспокоит тот факт, что Россия располагает огромными северными территориями и к тому же претендует на обширные владения в Арктическом бассейне. Для достижения этой цели в 2001 г. была подана заявка в Комиссию ООН пограницам континентального шельфа. Эта заявка («Обоснование внешней границы континентального шельфа России в Арктике за пределами 200мильной зоны»), составленная в рамках ФЦП «Мировой океан», предполагает увеличение территории континентального шельфа на1.2 млн. кв. км, как доказательство материкового происхождения значительной части дна. Однако, заявка нашей страны Комиссией ООН была отклонена с той мотивировкой, что сначала Россия должна согласовать ее с соседями по Арктике: Данией, Норвегией, Канадой и США, поскольку Комиссия ООН не располагает исходными материалами других приарктических государств для проверки достоверности данных российской заявки. Такое заключение Комиссия ООН приняла после протеста США, а России было предложено подождать до 2010 года с тем, чтобы остальные приарктические государства имели возможность получить и изучить геологические данные по Арктике хотя бы за десятилетний срок[1].

Такой поворот событий не случаен. Ведь только в российской арктической зоне сосредоточена примерночетверть мировых запасов нефти и газа. Поэтому интерес США к этой проблематике понятен, также как и Дании, Канады, которые предлагают пересмотреть секторальное деление арктических территорий. Кроме того, в настоящее время даже страны, не имеющие выхода к Северному Ледовитому океану, добиваются интернационализации его вод по аналогии с остальными тремя океанами. На этом фоне прогнозы экспертов Американского Совета при Университете ООН о том, что Арктика в XXIвеке войдет в число «горячих точек», где развернутся «нефтяные» конфликты, не кажутся несбыточными (вспомним, что всего лишь двадцать лет назад никто не мог представить масштабы событий, развернувшихся в Персидском заливе, главной движущей силой которых, несомненно, является борьба за нефть и контроль нефтедобычи. В связи с этим, во избежание повторения роковых исторических ошибок, Россия не имеет права на оставление данных проблем без внимания и упущение бесценного времени. Нашей стране необходимо оперативно, последовательно и настойчиво решать возникшие вопросы. Справедливости ради, следует отметить, что соответствующая работа уже проводится. Новым научным обоснованием и доказательством в повторной заявке, которая была подана в Комиссию ООН в марте 2007 г., были обновленные данные геологогеоморфологического изучения дна Северного Ледовитого океана за пределами 200мильной зоны континентального шельфа, полученные в 20042006 гг. ГУНиО совместно с ВНИИОкеангеология на научноэкспедиционном судне «Академик Федоров»[2]. Российский арктический шельф площадью более 6 млн. кв. км обладает колоссальными ресурсами газа, газового конденсата и нефти. По данным Министерства природных ресурсов РФ, потенциал арктического шельфа в российском секторе составляет примерно 100 млрд. тонн условного топлива. Такое богатство может обеспечить устойчивое развитие России на многие века. Потребности экономики страны и истощение запасов природных ресурсов в освоенных районах объективно предопределяют увеличение их добычи в арктической зоне России. Так, разведанные арктические запасы газа промышленных категорий там составляют 80 процентов общероссийских. Согласно оценкам МПР РФ, в Арктике сосредоточено 90 процентов извлекаемых ресурсов углеводородов всего континентального шельфа РФ, в том числе 70 процентов

на шельфе Баренцева и Карского морей. Прогнозируется наличие углеводородов и в глубоководной части СЛО в количестве 15 20 млрд. тонн условного топлива.По выявленным и прогнозируемым запасам многих видов полезных ископаемых континентальный шельф в настоящее время является уникальным национальным резервом России. Извлекаемые ресурсы углеводородов составляют более 100 млрд. тонн в пересчете на нефть. В западном секторе российской Арктики открыта гигантская газонефтяная шельфовая провинция, вкоторой сосредоточено 70% всех начальных извлекаемых ресурсов. Новые центры нефтегазодобычи могут быть созданы на базе трех крупных районов концентрированного нефтегазонакопления ЦентральноБаренцевского, ЮжноКарского газоконденсатных и Печорского нефтегазоконденсатного. Широки в этом регионе и перспективы открытия новых месторождений. Здесь уже открыто 22 месторождения, в том числе такие уникальные, как Штокмановское газоконденсатное, Приразломное, Ленинградское, Ледовое, Русановское газовые и др. В целом по разведанным запасам углеводородов доля западной части Арктического шельфа составляет более 75% от запасов всего российского шельфа (8.2 млрд. тонн условного топлива).В силу своего географического положения эти акватории, не используемые для международного судоходства, имеют для России большое транспортное значение. Само освоение этих морей потребовало вековых усилий российского народа. Социальноэкономическое развитие невозможно без надежного функционирования арктической морской транспортной системы, обеспечивающей поставки товаров в Арктику и вывоз продукции арктических предприятий в другие регионы.Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраиныматерика. К природным ресурсам континентального шельфа РФ причисляются минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к "сидячим видам", то есть организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним, либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами. Перечень видов живых организмов, являющихся живыми ресурсами континентального шельфа, устанавливается специально уполномоченным федеральным органом по рыболовству. Минеральные и живые ресурсы континентального шельфа находятся в ведении Российской Федерации; деятельность по разведке, разработке (промыслу) таких ресурсов и их охране входит в компетенцию Правительства РФ[3].Россия, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами морского права.Правовые основы защиты интересов России в Арктике определены внутригосударственными нормативноправовыми актами. На первом месте следует отметить Конституцию РФ. В соответствии с ее положениями,Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на своем континентальном шельфе (ст. 67, п.2) путем определения его статуса и защиты (ст. 71 "н"). На основании Конституции РФ и положений международногоправа разработаны федеральные законы и иные нормативноправовые акты, регулирующие отношения природопользования на континентальном шельфе РФ.Федеральный закон «О континентальном шельфе РФ» определяет статус континентального шельфа РФ, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Вопросы, относящиеся к континентальному шельфу РФ и деятельности на нем, не предусмотренные данным Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и нормативными правовыми актами, применимыми к континентальному шельфу РФ, к примеру, Законом РФ "О недрах", Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции", «Положением о порядке лицензирования пользования недрами». 22 января 1997 г. Государственная Дума Федерального Собрания РФ приняла Федеральный закон "О ратификации Конвенции ООН по морскому праву и Соглашения об осуществлении части XIКонвенции ООН по морскому праву", по которому Россия выступает субъектом международного права при освоении минеральносырьевых и живых ресурсов своего континентального шельфа и исключительной экономической зоны. В соответствии с Законом "О континентальном шельфе РФ" Россия осуществляет на континентальном шельфе:

суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и биоресурсов;

исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;

исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений;

юрисдикцию в отношении: морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой и разработкойминеральных ресурсов, промыслом биоресурсов, захоронением отходов и других материалов; прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов (ст. 5, п. 14). Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне РФ» определяет статус исключительной экономической зоны РФ, суверенные права и юрисдикцию России в ее исключительной экономической зоне и их осуществление в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России. Вопросы, относящиеся к исключительной экономической зоне РФ и деятельности в ней, не предусмотренные данным Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне РФ и деятельности в ней.Согласно действующему законодательству, минеральные ресурсы дна континентального шельфа и исключительной экономической зоны являются федеральной собственностью, и, соответственно, конкретные решения о порядке использования недр принимаются федеральными органами власти и управления.Прибрежная 12мильная зона, называемая территориальным морем или территориальными водами, имеет статус недропользования, не отличающийся от прилегающей суши, т.е. здесь действует так называемое правило "двух ключей", и решения по недропользованию принимаются совместно федеральными органами власти и субъектом федерации, территория которого прилегает к данному участку моря. Закон "О недрах" в целом соответствует общим положениям об освоении минеральных ресурсов и развивает их, причем распоряжение недрами континентального шельфа относится полностью к компетенции только органов государственной власти РФ.Федеральные программы и планы разведки и разработки минеральных ресурсов составляются с участием органов исполнительной власти субъектовРФ, если эти программы и планы предусматривают использование береговой инфраструктуры соответствующих субъектов РФ (ст. 6, п. 3 закона «О континентальном шельфе Российской Федерации»)[4].Как было сказано выше, ЗападноАрктический шельф России это национальное достояние и крупнейший резерв для будущего роста топливноэнергетического комплекса страны. Поэтому, по мнению специалистов МПР РФ,одной из важнейших задач деятельности России является увеличение объемов геологоразведочных работ за счет всех источников финансирования для наращивания сырьевой базы углеводородов в этом регионе. Наряду с вышеупомянутыми законами и положениями в сфере законодательноправового регулирования природопользования на континентальном шельфе РФ действуют следующие Указы Президента РФ:

О неотложных мерах по освоению новых крупных газовых месторождений на полуострове Ямал, в Баренцевом море и на шельфе острова Сахалин;

О мерах по ускорению работ по освоению нефтегазовых месторождений континентального шельфа Российской Федерации. Для реализации основных положений закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" и во исполнение распоряжения Правительства РФ от 23.04.96 № 674р МПР России вскоре были подготовлены и согласованы с рядом заинтересованных министерств и ведомств проекты постановлений Правительства РФ о принятии следующих положений:

О порядке регионального геологического изучения, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов континентального шельфа;

О порядке производства буровых работ на континентальном шельфе РФ для любых целей;

О порядке прокладки подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе РФ.Данные положения на протяжении ряда последующих лет нашли свою реализацию. К числу же нерешенных правовых вопросов регулирования пользования недрами территориального моря, внутренних морских вод и континентального шельфа РФ того времени относились:

определение отношений и форм собственности на различные природные ресурсы, так как эти вопросы не до конца отрегулированы действующими законами "О недрах", "О живых ресурсах", Водным кодексом;

определение размера и платы за пользование соответствующими водными объектами, порядка и условий ее взимания;

определение порядка пользования недрами территориального моря и внутренних морскихвод, так как эти акватории согласно Конституции РФ не входят в состав территорий субъектов РФ, а месторождения под их дном нередко протягиваются в акватории континентального шельфа. В течение последующих лет эти вопросы решались, но проблемы остаются.Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике четко прописаны и определены в документе, одобренном на заседании Правительства Российской Федерации.Согласно данному документу выделение Арктики в самостоятельный объект государственной политики обусловлено особыми национальными интересами России в этом регионе и его спецификой. Особые национальные интересы России в Арктике охватывают, прежде всего, сферы экономики, экологии, обороны, науки и геополитики. Интересы России в Арктике определены и в других нормативных документах и программах. Это, прежде всего:

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию;

Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера.

В настоящее время Правительство РФ утвердило порядок работ на континентальном шельфе. Правила предусматривают проведение морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации[5].Политика России в отношении архипелага Шпицберген в настоящее время определяется Концепцией политики Российской Федерации на норвежском архипелаге Шпицберген.

Как видно из изложенного, определенная правовая база в России для решения вопросов, связанных с Арктикой, имеется, хотя и требует совершенствования. Промедление же с ее созданием и совершенствованием может причинить невосполнимый ущерб дальнейшему экономическому и геополитическому развитию нашего государства на довольно длительный исторический период.

Ссылки на источники1.Туманов, А. А., Болтушкин, В. Е. Правовая защита экономических интересов России в Арктическом регионе / Сборник научных трудов преподавателей юридического факультета МГТУ, Т. 2 –Мурманск : Издво МГТУ, 2012. –С.1621.2.Там же.3.Там же.4.Там же.5.Туманов, А. А., Безруков А. В. Современная геополитика Норвегии в Арктическом регионе / Сборник научных трудов преподавателей юридического факультета МГТУ, Т. 2 –Мурманск : Издво МГТУ, 2012. –С. 2228.