Театрализованные игры как важное средство развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кондрашова Н. В., Грачева Е. А. Театрализованные игры как важное средство развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1686–1690. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96256.htm.
Аннотация. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики в статье охарактеризованы особенности и научно-методические основы использования театрализованной деятельности в процессе развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кондрашова Наталья Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранскnatakondrashova@mail.ru

ГрачеваЕлена Александровна,студентка 4 курса факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева»

Театрализованные игры как важное средство развитиятворческой активности у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация.На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики в статье охарактеризованы особенности и научнометодические основы использования театрализованной деятельности в процессе развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова:дошкольник, театрализованная игра, творческая активность, развитие

Модернизация современной системы образования в России направленана формирование активной и творческой личности, способнойрешать задачи в нестандартных условиях, творческии самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Предпосылки к творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам становления личности ребенка, особенно к дошкольному, во многом определяющему дальнейшее ее развитие[1, с. 2530].Дошкольный возраст это периодинтенсивного развития интеллектуальнотворческих способностей детей, времянеиссякаемых вопросов, неистощимой фантазиииразнообразияигровых замыслов. Период дошкольного детства благоприятен для развития активности и творческого начала личности, так как дети этого возраста любознательны, пытливыиактивны. В педагогической практике творческая активность рассматривается как качество, одновременно присущее и самой личности и ее деятельности. Рассматривая содержание понятия «творческая активность», можно сказать, что она понимается как устойчивое интегральное качество личности, выражающееся в целенаправленном единстве потребностей, мотивов, интереса и действий, характеризующееся осознанным поиском творческих ситуаций [24].Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возрастаэтосложный и многофакторный процесс. Творческая активность детей старшего дошкольного возраста связана со всеми сторонами формирующейся личности ребенка потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениямииэмоциональным отношением к деятельности. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты творческой активности неразделимы, ибо ни одна эмоция, ни одно волевое решение и действие не возникает вне творческой деятельности человека. Важными условиями развития творческой активности является: организация интересной жизни ребенка в детском садуи семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоциональноинтеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения; учет индивидуальных особенностей ребенка; формирование знаний, способов действий и способностей, позволяющих ребенку реализовать свой замысел, Для этого знания и умения должны быть гибкими, вариативными, навыки –обобщенными,то есть применимыми в разных условиях[58].Обобщив современные достижения педагогической теории и практики[28], можно выделить критериии уровнисформированноститворческой активности у детей старшего дошкольного возраста. Важными критериями являются:восприимчивость, открытость всему новому и оригинальному;стремление предложить различные идеи в той или иной ситуации, отражать и устанавливать в сознании новые связи между компонентами творческой задачи, к переносу знаний, умений в новые ситуации;оригинальность результатов продуктивной деятельности;интерес к творческой деятельности, чувство увлеченности, радости открытия и пр.

Дошкольники с низкимуровнемтворческой активности не стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, замкнуты, быстроотвлекаются на чтолибо другоеине инициативны. В процессе творческой деятельности такие дети не проявляют высокой творческой активности, склонны к репродуктивной деятельности, не стремятся выполнять задания на перенос знаний и умений в новые ситуации. При возникновении трудностей преобладают отрицательные эмоции. Они порой не могут и не желают преодолевать трудности в поисках способовдеятельности. Живая эмоциональная реакция на задание творческого характера почти всегда отсутствуют.Дошкольники со средним уровнем творческой активности стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, но решить их самостоятельно могут редко, поэтому им необходима помощь взрослого. В процессе деятельности они стремятся проявлять умственную активность: могут находить новые способы или преобразовывать идеи, при сильной заинтересованности осуществляют поиск решения. Преодолевают трудности только в группе со сверстниками или с помощью взрослого. В случае искомого результата испытывают радость.Познавательный интерес детей непостоянениситуативен. Дети с высоким уровнем сформированности творческой активности проявляют устойчивый познавательный интерес. Детивсегда самостоятельныв выполнении работ творческого характера. Часто предлагают оригинальные решения. Выполнение нестандартного задания, как правило, завершается успешно. В процессе специфической деятельноститакие детилегко осуществляют перенос знаний, умений в новые ситуации. Начатую работу всегда доводят до конца, справляясь с возникающими трудностями самостоятельно. Любой вид деятельности способен их увлечь. В предпочитаемом виде деятельности достигают, как правило, высоких результатов.Театрализованные игры являются эффективным средством развития творческой активности старших дошкольников.Театрализованная играэто творческая игра, котораяпредставляет собой разыгрывание в лицах сказок, рассказовилиспециально написанных инсценировок. Герои инсценируемых произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией –сюжетом игры.Как правило,в современных детских садах используют дваосновных видатетрализованныхъ игр:игры–драматизации, где каждый ребенок как актер выполняет свою роль;игры детей с различным видами театров(театр картинок, петрушки и марионетки, настольный, теневойи конусовыйтеатр и пр.).Театрализованные игры во всем своем многообразии выполняют ряд функций. Обучающая функция заключается в том, что театральноигровая деятельность способствует освоению системы знаний, умений, навыковиопыта познавательной, игровой, творческой и практической деятельности. Поскольку театрализованная игра представляет собой синтез искусств, то социокультурная функция связана сусвоением ребёнком богатства культуры и формированиемего как личности на основе приобщенияк различным видам и произведениям искусства. Эстетическая функция позволяет формировать эстетические вкусы, творческие способности и потребности ребенкаи тем самым помогает ориентировать его в миреискусства и творчества,пробуждатьтворческое начало личности и умение творить по законам красоты. Развлекательная функция связана с созданием определённого комфорта, душевной радости, наслаждения, стимулирует положительные эмоцииот активной творческой и игровой деятельности.Коммуникативная функция связана с активным развитием всех сторон речидетей, обогащения образной речи и словаря детей, развитием литературнотворческих способностей.Психотерапевтическая функция может изменить отношение человека к себе и другим, способствует познанию своего творческого потенциала. Воспитательная функция связанас тем, что каждая театрализованная игра способствует обогащению нравственногоопытадетей, содействует решению многих задач духовнонравственного воспитания и творческого развития личности[913]. Театрализованные игры оказывают большое влияние на развитие творческих способностей и активности детей. Это влияние можно рассматривать в следующих аспектах. Вовторых, активное участие в театральноигровой деятельности позволяет детям творчески исполнятьпредложенные им роли (выразительно произносить текст героев, исполнять песни, танцевать, с помощью мимики, жестов и двигательного творчества реализовывать свою роль и пр.). Вовторых, сочетание разных видов художественной деятельности в театрализованнойигре позволяют решить задачу формирования художественного вкуса и творческой активности дошкольников. Втретьих, успешное выполнение игровыхдействий, одобренных взрослым и положительно оцениваемых товарищамизрителямислужит для дошкольников важным стимулом кдальнейшей творческой деятельности в этом направлении[910]. Вчетвертых, педагогический и творческий потенциал театрализованных игр заложен на каждом из этапов ее проведения(во время подготовки, в ходе показа театрализованного представления зрителям и во время подведения итогов).Как правило, подготовка к инсценировке оказывает большое воздействие на развитие творческой активности старших дошкольников (играющие придумывают сценарий и монологи героев, фантазируют по поводу декораций и пр.). С этойцелью в процессе знакомства с произведением для исценирования дошкольники слушаютвыразительное исполнениепроизведения, могут сами сочинить сценарийдля своего выступления, изменить финал или придумать свое продолжение сказки.Дети участвуют в изготовлении декораций для многих настольных театров, они сами подбирают музыкальное сопровождение, придумывают костюмы и лица своим персонажам, а на основе своей фантазии и смекалки создают убранство их домов и пр.С целью повышения интереса к театрализованной и творческой деятельности может использоваться зарисовка этюдов по отдельным эпизодам инсценируемых произведений, деление текста на смысловые части с помощью фишек и схем с последующим обсуждением, составление альбома с фотои видеоматериалами о театрализованной деятельности дошкольников, поскольку дети любят возвращаться и вспоминать об театральноигровой деятельности.Работаянадвыбранной ролью,воспитатель может предложить описатьместодействия, побуждатьдетей к фантазированиюпо поводу внешнего вида действующих лициих поведения, обсуждатькостюм ребёнка и т.п.Периодически каждомупедагогу необходимо интересоватьсятворческим процессомдетей. «А что Вам удалось придумать нового? Что будет вести твой герой и т.п.».С целью раскрытия творческого потенциала и раскрепощениядля лучшего воплощения своей роли с дошкольниками следует использовать игровые упражнения для определения и выражения эмоционального состояния персонажей с помощью голоса и мимики, игры для проявления двигательного творчества (например,«Перевоплошение», «Море волнуется раз», «Ролевая гимнастика», «Живые загадки», «Портрет», «Сценический этюд». «Аукцион», «Однажды» и пр.[14, с. 1427]), осуществлять составление словесного портретагероя, а также фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями или друзьями, обсуждение целесообразности тех или иных действий, движений и пр.В процессе показа подготовленной театрализованной постановки дошкольники имеют возможность проявить свой творческий потенциал достаточно многогранно: продемонстрировать выразительность речи, показать сценическое, певческое, танцевальное творчество и пр.Надо предоставлять дошкольникам возможность неоднократно повторить понравившуюся инсценировку, побуждая каждый раз вносить в нее чтото новое. К примеру,можно предложить придумать оптимистичный вариант сценария тетрализованной игры по мотивам народной сказки «Колобок», чтобы главный герой остался жив и пр.После проведения театрализованной деятельности важно создавать условия для того, чтобы и детиисполнители и дошкольникизрителиимели возможность не только обсудить увиденное, но и отразить полученные впечатления в продуктивной и иной деятельности (нарисоватьиллюстрацию к самому любимому эпизоду, сочинитьновый вариант сценария, придумать песенку для главного героя и пр.).Итак, дошкольное детство важный период для развития творческой активностидетей старшего дошкольного возраста.Театрализованная игра содействует решению данной задачи, поскольку воспитывает художественный вкус, развивает творческие способности,выразительность речии воображение, сценическое, певческоеитанцевальное творчество, обогащает эмоциональную сферу в процессе передачи образов различных героев, содействует приобщению дошкольников к театрализованномуидраматическому искусству.Эффективное использование театрализованной деятельности дляразвития творческой активности у детей 57 лет возможно, если осуществляется обогащение детей яркими впечатлениями и ознакомление с новыми произведениями, которые они смогут использовать при организации театральноигровой деятельности; создание соответствующей предметноразвивающей среды, т. е. игровых уголков, центров или комнат для театрализованной деятельности; использование ситуаций радостииуспеха творческой деятельности, создание условий для возможности переноса знаний в новые обстоятельства; использование вработе со старшими дошкольниками различных видов театрализованной игры; обеспечение баланса между специальноорганизованной и самостоятельной театральноигровой деятельностью дошкольников и пр.

Ссылки на источники1.Кондрашова Н. В. Актуальные проблемы и тенденции развития дошкольного образования в России на современном этапе // Перспективы науки. –2014. № 11.С. 2431.2.

Жуганов А. В. Творческая активность личности. 2е изд. Л. :Наука, 1991. –142 с.3.Филимонова В. Б. Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследованиях / В.Б. Филимонова // Концепт. –2014. –Спецвыпуск № 10. URL:http://ekoncept.ru/2014/14626.htm4.Шульпина Л. Н. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. М.: 2003. —142 с.5.Андреева И. Г. Развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук. –Саратов, 2001. –18 с.6.Федорова Г. А. Развитие творческой активности дошкольников втеатрализованной деятельности // Качество дошкольного образования: интеграция науки и практики : сб. материалов Всерос. науч.практ. конф/ СевероВосточный федеральный унт им. М. К. Аммосова. –Якутск, 2013. –С. 529–534.7.Цеева, Л. Х. Влияние театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников / Л. Х. Цеева, А. В. Ситкова // Концепт. –2014. –№ 8. –С. 76–80.8.Черных Н.И.,. Фоломеева Л. Н, Саркисова К.Л.Творческое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности // Молодой ученый. –2014. –№ 19. –С. 625–628.9.Кондрашова Н. В., Текаева А. С. Формирование у детей 67лет представлений о дружбе посредством театрализованных игр в условиях стандартизации дошкольного образования // Science Time: материалы Международных научнопрактических конференции за январь 2015 года№ 1. –Казань, 2015. –С. 235240.10.Кондрашова Н. В. Формирование ценностных ориентаций в театрализованных играх //Воспитатель. –2011. –№ 7. –С. 6974.11.Антипина,Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : игры, упражнения, сценарии/ Е. А. Антипина. − М. : Сфера, 2006. − 120 с.12.Артемова,Л. В. Театрализованные игры дошкольников/ Л.В. Артемова. − М. : Владос, 1991.− 129 с.13.Губанова, Н. Ф. Педагогические условия формирования творческой активности детей 5–7 лет в процессе игрыдраматизации : автореф. дис. … канд. пед. наук / Губанова Н.Ф.–М., 2004. –20 с.14.

Люблинская, Т. Г. Развиваем творческую активность / Т. Г. Люблинская. Чебоксары, 1996. –43 с.