Компьютерная аддикция подростков – проблема ХХI века
Выпуск:
ART 96279
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пиндюрин
В.
А. Компьютерная аддикция подростков – проблема ХХI века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
1801–1805. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96279.htm.
Аннотация. В данной статье автор рассмотрел интернет-зависимость в подростковом возрасте. Определил симптоматику игромании, физиологические, психологические особенности зависимости. Проанализировал виды компьютерных игр. Выделил стадии формирования компьютерной аддикции. Проанализировал причины и факторы ухода подростков в виртуальный мир.
Ключевые слова:
подростки, интернет-зависимость, стадии игромании, симптомы игромании, виды аддикции
Текст статьи
Пиндюрин Владислав Андреевич,Студент 2го курса Института Педагогики Психологии и Социальной Работы Магнитогорского Государственного Технического Университета им. Г. И. Носова, г.Магнитогорскhoiodilnik@mail.ru
Компьютерная аддикция подростков –проблема ХХIвека
Аннотация. В данной статье автор рассмотрел интернетзависимость в подростковом возрасте. Определил симптоматику игромании, физиологические, психологические особенности зависимости. Проанализировал виды компьютерных игр. Выделил стадии формирования компьютерной аддикции. Проанализировал причины и факторы ухода подростков в виртуальный мир.Ключевые слова:интернетзависимость, стадии игромании, симптомы игромании, подростки, виды аддикции.
Мы живем в эпоху бурного развития средств массовой информации, появились новые информационные технологии, люди все активнее пользуются персональными компьютерами и системой Интернет.Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков. Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено множество исследований (М. Коул, С. Пейперт, А.В. Беляева, С.Л. Новоселова, Ш. Текл и др.) .Сегодня информационные технологии в целом, и компьютерные технологии в частности, оказывают огромное влияние, как наобщественное сознание, так и на формирование индивидуальности каждого человека. В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры .Можно выделить три основных вида компьютерной деятельности:
Познавательная увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство;
Игровая увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета или, как крайний вариант, игровая наркомания;
Коммуникативная увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант Интернетаддикция, в том числе зависимость киберсексуальная . [1]Большенство этих действий осуществляется благодаря Интернету. Очевидно, что он даёт реальные преимущества человеку. В частности:1) Делает доступным материалы учебных заведений и отдельных преподавателей всем студентам вне зависимости от их трудоспособности, а также географического положения и времени обращения к материалам;2) Позволяет использовать огромный потенциал искусства, литературы и науки, выходит далеко за пределы библиотек и музеев;3) Обеспечивает обращение в интерактивном режиме за медицинскими, социальными и иными услугами;4) Создаёт условия для полноценной работы через электронные магистрали, находясь дома;5) Даёт возможность небольшим фирмам и отдельным специалистам получать заказы на выполнение тех или иных работ фактически со всего мира;6) Позволяет смотреть последние фильмы, читать новые книги, журнальные и газетные статьи на мониторе компьютера;7) Обеспечивает возможность получение государственной информации из первоисточника и контакты с управленцами, которые принимают важнейшие решения регионального и федерального уровня, а также обращения в банк, магазин непосредственно из дома;8) Позволяет государственным и деловым структурам обмениваться информацией электронным путём, снижая объём бумажного документооборота и улучшая качество услуг.Следовательно, Интернет даёт возможность получения, хранения и передачи информации по всему спектру человеческой деятельности.Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально психологическое здоровье детей и подростков.Увы, все эти замечательные возможности компьютера имеют обратную сторону в виде стойкой зависимости подростков от компьютера. Мы говорим о подростках, потому что они, в силу возрастных особенностей, наиболее подвержены развитию таких психологических расстройств, но не следует забывать, что зависимость от компьютера может развиться и у младших школьников, и у взрослых людей.В современном мире, полным множества вещей вызывающих зависимость, человеку трудно удержаться не поддавшись некоторым из них, в силу сложившейся жизненной ситуации или другим располагающим факторам.На сегодня известно около 20 групп психологических зависимостей (алкогольная, табачная, наркотическая, игровая, пищевая, информационная (интернет), эмоциональная (любовная), трудовая (трудоголизм), межполовая, шоппингзависимость и т.д.), которые условно можно поделить на две большие группы:
химические зависимости (наркотики, алкоголь, табакокурение, токсикомания и т.д.) эмоциональные зависимости (зависимость от человека, зависимость отработы, интеренетзависимость и т.д.) [4]
Интернетзависимость в подростковом возрасте, как правило, являет собой один из двух видов: зависимоть от социальных сетей или игровую зависимость.Мы подробнее рассмотрим игровую зависимость. Сам игровой процессявляется естественным занятием, игра присутствует в человеческой жизни с самого рождения. Играют все: футболисты на поле, ребёнок в детском саду, актёры на сцене. Но с рождением компьютеров многое изменилось, киберигра коренным образом отличается от игрыобычной, так как человек погружается в иной мир, который не похож на реальность.Компьютерная игромания –это уход от реальности в киберпространство, изменение психического состояния, навязчивые идеи и мысли. Человек, одержимый компьютерными играми, начинает путать виртуальный мир с реальностью, в тяжёлых случаях киберпространство становится главной средой существования.По своей симптоматике игромания сходна с алкоголизмом и наркоманией. Симптомы игровой аддикции:времяпрепровождение за компьютером более 57 часов в сутки;вспышки агрессии на замечания других по поводу игромании;невозможность отвлечься от компьютерной игры;употребление пищи за компьютером;изоляция от социальных контактов и общества в целом;агорафобия;деперсонализация;игнорирование личной гигиены;употребление психостимуляторов;общение на темы исключительно игровой тематики;отождествление себя с главным персонажем, полное растворение в игре;состояние эйфории при игровом процессе;вкладывание денежных средств в игровой процесс или наоборудование для игр.Физиологические симптомы игромании:сухость глаз;бледность кожных покровов, анемия;боли в спине, искривления позвоночника;головные боли;бессонница;истощение, голодание (в тяжёлых случаях—обезвоживание);ускорение обмена веществ;учащение сердцебиения и пульса.Существует большое количество разнообразных компьютерных игр, которые посвоему интересны игроманам, но самыми опасными для психики являются сетевые игры. Человек поначалу просто отождествляет себя с героем, далее происходит полное растворение в виртуальном мире и уход от реальности. Люди живут в киберпространстве: влюбляются, дружат, ссорятся, причём эмоциональная окраска взаимоотношений в сети намного ярче, чем в реальной жизни. В психологии игровой зависимости есть несколько важных аспектов:потеря ощущения времени;постоянное ощущение новизны;искаженное восприятие своего Я;изменение сознания;антисоциальный характер;ощущение виртуального могущества;изменение волевого аспекта. [2]
В результате всех нововведений игры можно разделить на две основные группы:ролевые игрыинеролевые[8, с.10].Ролевые компьютерные игры: их главное качество максимальное воздействие на играющего, личное «вхождение» в игру, а также игровая деятельность, возникшая на необходимости вхождения в роль, чтобы отключиться от действительности. Такие игры можно разбить на три группы: по характеру своего воздействия на участника, силе «засасывания» в игру и степени, глубине психологической зависимости [8, с.10].Ролевые компьютерные игры можно разделить на следующие виды:1. Игры от первого лица.Такая разновидность игр отличается максимальной силой «затягивания» или «вхождения» в виртуальный мир. Главная особенность в том, что вид от первого лица дает участнику видимое сращение с компьютернымгероем, целиком вводит человека в роль. В течение даже короткого отрезка времени игрок начинает все более удаляться от действительности, сосредоточивая свое внимание только на виртуальной реальности. Участник может абсолютно серьезно относиться к игре и приравнивать качества своего персонажа к своим качествам. У человека возникает мотивационное внедрение в сюжет игры.Сюда можно отнести игры S.T.A.L.K.E.R., Sniper, Fallout.2. Игры от третьего лица.Такие игры отличаются меньшим «врастанием» в персонаж. Участник видит героя со стороны и управляет его действиями. Отождествление себя с виртуальным героем не происходит слишком явно, а соответственно мотивационная включенность и личностные переживания не выражены так, как в играх с видом от первого лица. В момент игрового процесса человек переживает судьбу своего персонажа, как свою собственную, например уворачивается от выстрелов компьютерных врагов, а в случае вида извне внешние проявления не так явны, хотя выход из игры компьютерного героя переживается играющим не менее сильно.КтретьемулицуотносятсяHarry Potter, Lord of the Ring, Joan of Arc.3. Руководительские игры.Особенность этих игр заключается в том, что участнику предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных героев. Погружаясь в игру, он может становиться начальником всевозможных спецификаций: командиром отряда спецназа, главнокомандующим, президентом государства, даже богом, который руководит историческим процессом. При этом участник не видит на мониторе своего виртуального персонажа, а сам домысливает свою роль. Это единственная серия ролевых игр, где роль не определена конкретно, а придумывается участником. Благодаря этому глубина погружения в игру и свою роль может стать максимальной только у лиц, отличающихся болезненным воображением. Впрочем, эмоциональная включенность в игровой процесс и приобретение психологической потребности в игре так же сильны, как при участии в других ролевых играх. Частый выбор участником игр данного типа можно упоминать при диагностике, определяя как замещение необходимости в доминировании и власти.Самые популярные руководительские игры на данный момент: Caesar IV, Civilizacia, CivCity Rome.Неролевыекомпьютерные игры. Основанием для выделения этого типа можно назвать то, что участник не отождествляет себя с виртуальным героем, поэтому психологические процессы формирования зависимости и воздействие игр на личность индивида имеют свою особенность и в целом не так ярко выражены. Предпосылки игрового процесса заключаются в азарте прохождения или набора большего количества баллов [8, с.12].Неролевые игры можно разделить на следующие виды:1. Аркадные игры.Этот тип совпадает с одноименным в жанровой классификации. Данные игры еще именуются приставочными, так как в связи с невысокой требовательностью к возможностям компьютера могут существовать и с приставками. Сюжет обычно незамысловатый, линейный. Единственное, что должен осуществлять участник,
быстро двигаться, стрелять и выигрывать бонусы, управляя виртуальным героем или, например, машиной, мотоциклом. Такие игры в основном весьма безобидны в отношении психологического влияния на участника, так как зависимость от них в основном быстро проходит.Сюда относяться такие игры как Plants vs. Zombies, Zuma, Hamsterball.2. Головоломки.К этому типу игр относятся компьютерные разновидности всевозможных настольных игр (шахматы, карты, шашки, нарды и т. д.), а также разного рода головоломки, реализованные в виде компьютерных программ. Мотивация держится на эмоциональном напряжении и объединяется в них с желанием обыграть компьютер.3. Игры на быстроту реакции.К ним причисляются программы, в которых участнику необходимо показать ловкость и скорость реакции. Отличаются от аркадных игр абсолютным отсутствием сюжета и преимущественной обобщенностью, а также никак не перекликаются с реальной жизнью. Мотивация, построенная на азарте, необходимости закончить игру, собрать максимальное количество баллов, способна стать причиной устойчивой психологической зависимости человека от этого типа игр.На быстроту реакции можно отнести следующие игры: Угадай мелодию, Сеня и Веня: Воздушная катавасия, AirXonix.4. Традиционно азартные варианты игр.К ним относятся компьютерные разновидности карточных игр, рулетки, игровых автоматов, т. е. компьютерные разновидности игр в казино. Психологические принципы появления потребности в данных компьютерных программах и настоящих прототипах одинаковы, соответственно мы не будем акцентировать наних внимание [8, с.12].А вот первые компьютерныеигры с поддержкой режима сетевой игры(т. е. игры по Интернету) появились еще в середине 1990х гг. Они пользуются успехом и впоследствии даже стали хитом, ведь теперь процесс игры происходил с настоящим живым людьми, а не с запрограммированными разработчиками противников [7, с.43].Практически сразу игроки начинают объединяться в команды и проводить соревнования. Сегодня жекиберспортофициально признан и является одним из самых быстро развивающихся видов современного спорта. В данный момент количество его почитателей на планете не отличается от числа фанатов некоторых других известных видов спортивных классических состязаний. Киберспорт представляет собой массовое движение, включающее огромное количество людей различных национальностей, возраста, вероисповедания и гражданства, и, вероятно, год от года его ряды будут только пополняться в связи с увеличением числа персональных компьютеров. Единственная проблема заключается в том, что мощность современных компьютеров постоянно возрастает, и компьютерные игры вслед за этим видоизменяются, появляются новые хиты на игровом рынке, которые постепенно вытесняют старые игры. Остановимся на некоторых из них [7, с.44].Сетевые игры
это особенная разновидность игр, которая сочетает в себе игру и непосредственное общение с другим человеком или даже с несколькими. Этим они и привлекают к себе огромное количество пользователей. Здесь обитают совершенно разные «виртуалы» в зависимости от разновидности игры, ее доступности или недоступности для «первооткрывателя», условий, существующих там, и т. д., но имеется свод универсальных для многих игр условий: не стоит одному участнику появляться в одной игре под двумятремя разными именами или в роли более одного персонажа [7, с.46].Увлечение (или зависимость) компьютерными играми психологи называют игровой (кибер) аддикцией. «Аддитивная реализация» это уход от реальности. По мнению психологов, производители компьютерных игр делают ставки и рассчитывают именно на такой «уход». [3]
Дальше происходит следующее: чем больше ребенок начинает играть, тем ярче становятся различия между реальной жизнью и виртуальной. Таким образом, игра превращается в средство компенсации жизненных проблем, ребенок начинает реализовывать свои потребности в игровом мире, а не в реальном. Конечно, последствия такой компенсации очень тяжелы. Это влечет ряд серьезных проблем в развитии личности самого ребенка, в формировании самосознания и самооценки, а также высших психических функцийТаким образом, возникновение потребности в принятии роли другого человека, связанной с ролевыми компьютерными играми, появляется на фоне таких психологических факторов, как:* желание и острая необходимость в уходе от реальности;* потребность в полном отождествлении себя с персонажем компьютерной игры.Данные факторы могут выступать как совместно, так и доминируя один над другим. Оба эти механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний.Формирование компьютерной зависимости происходит не мгновенно, а постепенно [6, с. 109].Можно выделить стадии формирования данной зависимости.1. Стадия легкой увлеченности.После того как подросток впервые поиграл в компьютерную игру, ему начинает нравиться сюжет этой игры, он соотносит себя с главным героем, ему нравятся графика, картинки и музыка. Подросток начинает сравнивать мир реальный и виртуальный и отдает предпочтение последнему. Компьютерная реальность позволяет детям осуществить свои мечты. Один мечтал быть сильным, чтобы все его боялись, в игре он избивает, грабит или убивает других людей. Другой всегда мечтал поучаствовать в гонках, купить себе иностранную гоночную машину, и игра дает ему такую возможность. Подросток получает удовольствие, играя в компьютерную игру, здесь он находит положительные эмоции. Многими исследованиями доказано, что человек стремится постоянно получать положительные эмоции, он готов постоянно повторять действия, которые доставляют ему удовольствие. Таким образом, стремление к игре за компьютером постепенно начинает приобретать целенаправленный характер, но подросток, к сожалению, этого не осознает [5, c. 44].Однако эта стадия имеет свою специфику: игра носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая потребность в игре здесь пока не сформирована, процесс игры не является значимой ценностью для человека [5, с. 44].2. Стадия увлеченности.Для перехода на эту стадию необходимо появление у подростка новой потребности потребности играть в компьютерные игры. Стремление к игре на данной стадии есть мотивация, которая опосредована потребностями бегства от реальности и принятия роли. Как раз здесь игра принимает систематический характер. Если подросток не может удовлетворить данную потребность по какимлибо причинам, он прибегает к различным активным действиям, чтобы добиться своего [5, с. 44].3. Стадия зависимости.Здесь уже происходят серьезные изменения в ценностносмысловой сфере подростка. Происходит изменение самосознания и самооценки. Игра полностью вытесняет реальный мир [6, с. 109].Можно выделить две формы, в которых проявляется зависимость: социализированную и индивидуализированную. При социализированной форме компьютерной зависимости подросток поддерживает социальный контакт с обществом, пусть даже в основном с такими же игроками, как и он сам. Такие подросткиочень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. В данном случае игровая мотивация в основном носит соревновательный характер.Эта форма зависимости оказывает менее пагубное влияние на психику подростка, чем следующая форма.Различие заключается в том, что подростки не отрываются от социума, не уходят в себя. При индивидуализированной форме зависимости нарушаются не только нормальные человеческие особенности миропонимания и мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром, социумом. Здесь происходит нарушение основной функции психики, и вместо реального окружающего подростка мира происходит отражение мира нереального и виртуального. Такие дети всегда, часто подолгу, играют без свидетелей, их потребность не изменяется и неисчезает с удовлетворением базовых физиологических потребностей. Для них компьютерная игра выступает в роли наркотика. Если в течение какогото временного отрезка их тяга не замещается, то они впадают в состояние, близкое к ломке, испытывают отрицательныеэмоции, становятся раздражительными и агрессивными, впадают в прострацию. Такие явления с клинической точки зрения называются психопатологией, или стилем существования, вызывающим данную патологию [5, с. 44].4. Стадия привязанности.Это последняя, завершающая стадия в компьютерной зависимости. Она характеризуется угасанием игровой активности человека, смещением психологической составляющей индивида в сторону выздоровления [28, с. 109].Здесь подросток держит дистанцию с компьютером, однако полностью оторваться от уже сформировавшейся и укоренившейся потребности в виртуальной реальности он не в силах. Данный период протекает достаточно долго, в зависимости от скорости угасания привязанности. В силу своих индивидуальных особенностей подросток может остановиться в формировании тяги на одном из предшествующих периодов ее возникновения, таким образом, потребность исчезает быстрее. Но если этого не происходит и ребенок проходит все периоды формирования психологической потребности в виртуальной реальности, то, следовательно, данная стадия будет носить затяжной характер. Важным в этом процессе будет считаться уровень снижения неконтролируемой тяги от общего ее показателя, и, чем он больше, тем меньше по времени будет угасать зависимость. Следует отметить, что возможен новый всплеск игровой активности вследствие появления новых игр, которые могут заинтересовать подростка. После того как игра им постигается, происходит возвращение тяги на исходный уровень [5, с. 45].Таким образом, уход подростка в виртуальную реальность связан со многими факторами: недостаток внимания со стороны родителей, стиль воспитания, конфликтные взаимоотношения с семьей и друзьями. Чтобы снять эмоциональнопсихологическое напряжение дети уходят в виртуальную реальность. Вполне возможно, что еслиподросток полностью удовлетворен своей жизнью и умеет рационально решать свои проблемы, то, может быть, у него не возникнет желания уходить в другой мир мир виртуальный. Однако таких детей очень немного, поэтому большинство из них можно считать потенциально предрасположенными к формированию психологической зависимости от ролевых компьютерных игр и Интернета.В настоящее время компьютерной зависимости больше всех подвержены дети и подростки. Существует множество причин и факторов, по которым дети стремятся уйти в виртуальный мир. Этими причинами могут стать постоянные конфликты между родителями, эмоциональнопсихологическое напряжение в семье, недостаток общения с родителями, сверстниками и одноклассниками. В формировании компьютерной зависимости участвуютдва механизма: уход от реальности и принятие роли.
Таким образом, аддиктивное поведение связано с желанием человека уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания.В зависимости от того посредством чего осуществляется уход из реальностивыделяются фармакологические или химические, субстанциональные и пищевые зависимости. К субстанциональной зависимости относят компьютерную зависимость, которую начали изучать относительно недавно.Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности, обыденности, обязанностей и проблем. Компьютерные технологии и компьютерные игры становятся все более доступными и разнообразными, что способствует увеличению людей страдающих компьютерной зависимостью и зависимостью от Интернета.В настоящее время компьютерной зависимости больше всех подвержены дети и подростки. Существует множество причин и факторов, по которым дети стремятся уйти в виртуальный мир. Этими причинами могут стать постоянные конфликты между родителями, эмоциональнопсихологическое напряжение в семье, недостаток общения с родителями, сверстниками и одноклассниками. Также причиной может послужить заниженная самооценка подростка. Навыки общения с другими людьми, эмоциональная сфера ребенка формируются прежде всего при общении с родителями и сверстниками, при взаимодействии с непосредственно окружающей средой. Однако, что виртуальная реальность не дает истинного представления об окружающем и создает представление о реальности виртуального мира и абсолютной ненужности естественного, повседневного.В формировании компьютерной зависимости участвуют два механизма: уход от реальности и принятие роли. Выделяют следующие стадии компьютерной зависимости: стадия легкой увлеченности, стадия увлеченности, стадия зависимости, стадия привязанности.Чрезмерное пребывание за компьютером способно нарушать некоторые психические свойства подростков, а именно коммуникабельность, открытость, желание общения, чувство сострадания. Это приводит к замкнутости, обособленности подростка; утрате интереса к социальной жизни, нарушению межличностных отношений.Можно выделить следующие особенности проявления компьютерной зависимости в подростковом возрасте: подросток проводит большую часть времени за компьютером, забывая отвлечься на еду и сон; изза увлечений виртуальной реальностью снижается его успеваемость в школе; подросток предпочитает виртуальное общение реальному, мало выходит из дома, у него почти или совсем нет друзей; интересы подростка ограничиваются только увлечением компьютером; подросток становится более раздражительным, или наоборот, проявляет равнодушие к окружающим.Таким образом, проблема формирования компьютерной зависимости у подростков является действующей, важной и социально значимой.Человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей и подростков) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Это проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии. Мы должны задуматься над этим уже сегодня. Разные научные дисциплины должны объединиться в исследовании этой области, а психология должна стать во главе этих работ работ по исследованию психологических аспектов взаимодействия человека с компьютером.Говоря о профилактике компьютерной зависимости у подростков, следует обратить внимание на то, что его воспитание должно сводиться по большей части к тому, что компьютер это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютера это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменойреальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.
Ссылки на источники1. http://www.jurnal.org/articles/2013/psih3.htmlВлияние интернетзависимости на личность подростка / Кузнецов Константин Валерьевич [11.04.2015г.].2.http://onevroze.ru/izmenenielichnostichelovekapriigrovojzavisimostiotkompyuternyxigrpsixologiyazavisimostiipugayushhayastatistika.htm [11.04.2013 г.].3. http://www.allbest.ru/ Психологические особенности личности подростков с компьютерной зависимостью [19.02.2016г.].4.http://psycabi.net/psikhologiyakrasotyizdorovya/psikhologiyazavisimostej/28pochemuvoznikayutzavisimostiidlyachegooninuzhny[13.02.2016г.].5. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика/ Л.Н. Юрьева, Т Ю. Больбот. Дн.: Пороги, 2006. 196 с.6. Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и подростков/ М.Л. Кочина, Л.В. Подригало, В.М. Синайко, А.В. Яворский и др. // Укр. ШСН. психоневрологи. 2001. Т. 9, вып. №1.С. 109112.7. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика [Текст] / Л. Н. Юрьева, Т Ю. Больбот Дн.: Пороги, 2006.8. Иванов М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера [Текст] / Психол. журн. 2003. Т. 24, № 2.
Компьютерная аддикция подростков –проблема ХХIвека
Аннотация. В данной статье автор рассмотрел интернетзависимость в подростковом возрасте. Определил симптоматику игромании, физиологические, психологические особенности зависимости. Проанализировал виды компьютерных игр. Выделил стадии формирования компьютерной аддикции. Проанализировал причины и факторы ухода подростков в виртуальный мир.Ключевые слова:интернетзависимость, стадии игромании, симптомы игромании, подростки, виды аддикции.
Мы живем в эпоху бурного развития средств массовой информации, появились новые информационные технологии, люди все активнее пользуются персональными компьютерами и системой Интернет.Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков. Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено множество исследований (М. Коул, С. Пейперт, А.В. Беляева, С.Л. Новоселова, Ш. Текл и др.) .Сегодня информационные технологии в целом, и компьютерные технологии в частности, оказывают огромное влияние, как наобщественное сознание, так и на формирование индивидуальности каждого человека. В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры .Можно выделить три основных вида компьютерной деятельности:
Познавательная увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство;
Игровая увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета или, как крайний вариант, игровая наркомания;
Коммуникативная увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант Интернетаддикция, в том числе зависимость киберсексуальная . [1]Большенство этих действий осуществляется благодаря Интернету. Очевидно, что он даёт реальные преимущества человеку. В частности:1) Делает доступным материалы учебных заведений и отдельных преподавателей всем студентам вне зависимости от их трудоспособности, а также географического положения и времени обращения к материалам;2) Позволяет использовать огромный потенциал искусства, литературы и науки, выходит далеко за пределы библиотек и музеев;3) Обеспечивает обращение в интерактивном режиме за медицинскими, социальными и иными услугами;4) Создаёт условия для полноценной работы через электронные магистрали, находясь дома;5) Даёт возможность небольшим фирмам и отдельным специалистам получать заказы на выполнение тех или иных работ фактически со всего мира;6) Позволяет смотреть последние фильмы, читать новые книги, журнальные и газетные статьи на мониторе компьютера;7) Обеспечивает возможность получение государственной информации из первоисточника и контакты с управленцами, которые принимают важнейшие решения регионального и федерального уровня, а также обращения в банк, магазин непосредственно из дома;8) Позволяет государственным и деловым структурам обмениваться информацией электронным путём, снижая объём бумажного документооборота и улучшая качество услуг.Следовательно, Интернет даёт возможность получения, хранения и передачи информации по всему спектру человеческой деятельности.Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально психологическое здоровье детей и подростков.Увы, все эти замечательные возможности компьютера имеют обратную сторону в виде стойкой зависимости подростков от компьютера. Мы говорим о подростках, потому что они, в силу возрастных особенностей, наиболее подвержены развитию таких психологических расстройств, но не следует забывать, что зависимость от компьютера может развиться и у младших школьников, и у взрослых людей.В современном мире, полным множества вещей вызывающих зависимость, человеку трудно удержаться не поддавшись некоторым из них, в силу сложившейся жизненной ситуации или другим располагающим факторам.На сегодня известно около 20 групп психологических зависимостей (алкогольная, табачная, наркотическая, игровая, пищевая, информационная (интернет), эмоциональная (любовная), трудовая (трудоголизм), межполовая, шоппингзависимость и т.д.), которые условно можно поделить на две большие группы:
химические зависимости (наркотики, алкоголь, табакокурение, токсикомания и т.д.) эмоциональные зависимости (зависимость от человека, зависимость отработы, интеренетзависимость и т.д.) [4]
Интернетзависимость в подростковом возрасте, как правило, являет собой один из двух видов: зависимоть от социальных сетей или игровую зависимость.Мы подробнее рассмотрим игровую зависимость. Сам игровой процессявляется естественным занятием, игра присутствует в человеческой жизни с самого рождения. Играют все: футболисты на поле, ребёнок в детском саду, актёры на сцене. Но с рождением компьютеров многое изменилось, киберигра коренным образом отличается от игрыобычной, так как человек погружается в иной мир, который не похож на реальность.Компьютерная игромания –это уход от реальности в киберпространство, изменение психического состояния, навязчивые идеи и мысли. Человек, одержимый компьютерными играми, начинает путать виртуальный мир с реальностью, в тяжёлых случаях киберпространство становится главной средой существования.По своей симптоматике игромания сходна с алкоголизмом и наркоманией. Симптомы игровой аддикции:времяпрепровождение за компьютером более 57 часов в сутки;вспышки агрессии на замечания других по поводу игромании;невозможность отвлечься от компьютерной игры;употребление пищи за компьютером;изоляция от социальных контактов и общества в целом;агорафобия;деперсонализация;игнорирование личной гигиены;употребление психостимуляторов;общение на темы исключительно игровой тематики;отождествление себя с главным персонажем, полное растворение в игре;состояние эйфории при игровом процессе;вкладывание денежных средств в игровой процесс или наоборудование для игр.Физиологические симптомы игромании:сухость глаз;бледность кожных покровов, анемия;боли в спине, искривления позвоночника;головные боли;бессонница;истощение, голодание (в тяжёлых случаях—обезвоживание);ускорение обмена веществ;учащение сердцебиения и пульса.Существует большое количество разнообразных компьютерных игр, которые посвоему интересны игроманам, но самыми опасными для психики являются сетевые игры. Человек поначалу просто отождествляет себя с героем, далее происходит полное растворение в виртуальном мире и уход от реальности. Люди живут в киберпространстве: влюбляются, дружат, ссорятся, причём эмоциональная окраска взаимоотношений в сети намного ярче, чем в реальной жизни. В психологии игровой зависимости есть несколько важных аспектов:потеря ощущения времени;постоянное ощущение новизны;искаженное восприятие своего Я;изменение сознания;антисоциальный характер;ощущение виртуального могущества;изменение волевого аспекта. [2]
В результате всех нововведений игры можно разделить на две основные группы:ролевые игрыинеролевые[8, с.10].Ролевые компьютерные игры: их главное качество максимальное воздействие на играющего, личное «вхождение» в игру, а также игровая деятельность, возникшая на необходимости вхождения в роль, чтобы отключиться от действительности. Такие игры можно разбить на три группы: по характеру своего воздействия на участника, силе «засасывания» в игру и степени, глубине психологической зависимости [8, с.10].Ролевые компьютерные игры можно разделить на следующие виды:1. Игры от первого лица.Такая разновидность игр отличается максимальной силой «затягивания» или «вхождения» в виртуальный мир. Главная особенность в том, что вид от первого лица дает участнику видимое сращение с компьютернымгероем, целиком вводит человека в роль. В течение даже короткого отрезка времени игрок начинает все более удаляться от действительности, сосредоточивая свое внимание только на виртуальной реальности. Участник может абсолютно серьезно относиться к игре и приравнивать качества своего персонажа к своим качествам. У человека возникает мотивационное внедрение в сюжет игры.Сюда можно отнести игры S.T.A.L.K.E.R., Sniper, Fallout.2. Игры от третьего лица.Такие игры отличаются меньшим «врастанием» в персонаж. Участник видит героя со стороны и управляет его действиями. Отождествление себя с виртуальным героем не происходит слишком явно, а соответственно мотивационная включенность и личностные переживания не выражены так, как в играх с видом от первого лица. В момент игрового процесса человек переживает судьбу своего персонажа, как свою собственную, например уворачивается от выстрелов компьютерных врагов, а в случае вида извне внешние проявления не так явны, хотя выход из игры компьютерного героя переживается играющим не менее сильно.КтретьемулицуотносятсяHarry Potter, Lord of the Ring, Joan of Arc.3. Руководительские игры.Особенность этих игр заключается в том, что участнику предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных героев. Погружаясь в игру, он может становиться начальником всевозможных спецификаций: командиром отряда спецназа, главнокомандующим, президентом государства, даже богом, который руководит историческим процессом. При этом участник не видит на мониторе своего виртуального персонажа, а сам домысливает свою роль. Это единственная серия ролевых игр, где роль не определена конкретно, а придумывается участником. Благодаря этому глубина погружения в игру и свою роль может стать максимальной только у лиц, отличающихся болезненным воображением. Впрочем, эмоциональная включенность в игровой процесс и приобретение психологической потребности в игре так же сильны, как при участии в других ролевых играх. Частый выбор участником игр данного типа можно упоминать при диагностике, определяя как замещение необходимости в доминировании и власти.Самые популярные руководительские игры на данный момент: Caesar IV, Civilizacia, CivCity Rome.Неролевыекомпьютерные игры. Основанием для выделения этого типа можно назвать то, что участник не отождествляет себя с виртуальным героем, поэтому психологические процессы формирования зависимости и воздействие игр на личность индивида имеют свою особенность и в целом не так ярко выражены. Предпосылки игрового процесса заключаются в азарте прохождения или набора большего количества баллов [8, с.12].Неролевые игры можно разделить на следующие виды:1. Аркадные игры.Этот тип совпадает с одноименным в жанровой классификации. Данные игры еще именуются приставочными, так как в связи с невысокой требовательностью к возможностям компьютера могут существовать и с приставками. Сюжет обычно незамысловатый, линейный. Единственное, что должен осуществлять участник,
быстро двигаться, стрелять и выигрывать бонусы, управляя виртуальным героем или, например, машиной, мотоциклом. Такие игры в основном весьма безобидны в отношении психологического влияния на участника, так как зависимость от них в основном быстро проходит.Сюда относяться такие игры как Plants vs. Zombies, Zuma, Hamsterball.2. Головоломки.К этому типу игр относятся компьютерные разновидности всевозможных настольных игр (шахматы, карты, шашки, нарды и т. д.), а также разного рода головоломки, реализованные в виде компьютерных программ. Мотивация держится на эмоциональном напряжении и объединяется в них с желанием обыграть компьютер.3. Игры на быстроту реакции.К ним причисляются программы, в которых участнику необходимо показать ловкость и скорость реакции. Отличаются от аркадных игр абсолютным отсутствием сюжета и преимущественной обобщенностью, а также никак не перекликаются с реальной жизнью. Мотивация, построенная на азарте, необходимости закончить игру, собрать максимальное количество баллов, способна стать причиной устойчивой психологической зависимости человека от этого типа игр.На быстроту реакции можно отнести следующие игры: Угадай мелодию, Сеня и Веня: Воздушная катавасия, AirXonix.4. Традиционно азартные варианты игр.К ним относятся компьютерные разновидности карточных игр, рулетки, игровых автоматов, т. е. компьютерные разновидности игр в казино. Психологические принципы появления потребности в данных компьютерных программах и настоящих прототипах одинаковы, соответственно мы не будем акцентировать наних внимание [8, с.12].А вот первые компьютерныеигры с поддержкой режима сетевой игры(т. е. игры по Интернету) появились еще в середине 1990х гг. Они пользуются успехом и впоследствии даже стали хитом, ведь теперь процесс игры происходил с настоящим живым людьми, а не с запрограммированными разработчиками противников [7, с.43].Практически сразу игроки начинают объединяться в команды и проводить соревнования. Сегодня жекиберспортофициально признан и является одним из самых быстро развивающихся видов современного спорта. В данный момент количество его почитателей на планете не отличается от числа фанатов некоторых других известных видов спортивных классических состязаний. Киберспорт представляет собой массовое движение, включающее огромное количество людей различных национальностей, возраста, вероисповедания и гражданства, и, вероятно, год от года его ряды будут только пополняться в связи с увеличением числа персональных компьютеров. Единственная проблема заключается в том, что мощность современных компьютеров постоянно возрастает, и компьютерные игры вслед за этим видоизменяются, появляются новые хиты на игровом рынке, которые постепенно вытесняют старые игры. Остановимся на некоторых из них [7, с.44].Сетевые игры
это особенная разновидность игр, которая сочетает в себе игру и непосредственное общение с другим человеком или даже с несколькими. Этим они и привлекают к себе огромное количество пользователей. Здесь обитают совершенно разные «виртуалы» в зависимости от разновидности игры, ее доступности или недоступности для «первооткрывателя», условий, существующих там, и т. д., но имеется свод универсальных для многих игр условий: не стоит одному участнику появляться в одной игре под двумятремя разными именами или в роли более одного персонажа [7, с.46].Увлечение (или зависимость) компьютерными играми психологи называют игровой (кибер) аддикцией. «Аддитивная реализация» это уход от реальности. По мнению психологов, производители компьютерных игр делают ставки и рассчитывают именно на такой «уход». [3]
Дальше происходит следующее: чем больше ребенок начинает играть, тем ярче становятся различия между реальной жизнью и виртуальной. Таким образом, игра превращается в средство компенсации жизненных проблем, ребенок начинает реализовывать свои потребности в игровом мире, а не в реальном. Конечно, последствия такой компенсации очень тяжелы. Это влечет ряд серьезных проблем в развитии личности самого ребенка, в формировании самосознания и самооценки, а также высших психических функцийТаким образом, возникновение потребности в принятии роли другого человека, связанной с ролевыми компьютерными играми, появляется на фоне таких психологических факторов, как:* желание и острая необходимость в уходе от реальности;* потребность в полном отождествлении себя с персонажем компьютерной игры.Данные факторы могут выступать как совместно, так и доминируя один над другим. Оба эти механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний.Формирование компьютерной зависимости происходит не мгновенно, а постепенно [6, с. 109].Можно выделить стадии формирования данной зависимости.1. Стадия легкой увлеченности.После того как подросток впервые поиграл в компьютерную игру, ему начинает нравиться сюжет этой игры, он соотносит себя с главным героем, ему нравятся графика, картинки и музыка. Подросток начинает сравнивать мир реальный и виртуальный и отдает предпочтение последнему. Компьютерная реальность позволяет детям осуществить свои мечты. Один мечтал быть сильным, чтобы все его боялись, в игре он избивает, грабит или убивает других людей. Другой всегда мечтал поучаствовать в гонках, купить себе иностранную гоночную машину, и игра дает ему такую возможность. Подросток получает удовольствие, играя в компьютерную игру, здесь он находит положительные эмоции. Многими исследованиями доказано, что человек стремится постоянно получать положительные эмоции, он готов постоянно повторять действия, которые доставляют ему удовольствие. Таким образом, стремление к игре за компьютером постепенно начинает приобретать целенаправленный характер, но подросток, к сожалению, этого не осознает [5, c. 44].Однако эта стадия имеет свою специфику: игра носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая потребность в игре здесь пока не сформирована, процесс игры не является значимой ценностью для человека [5, с. 44].2. Стадия увлеченности.Для перехода на эту стадию необходимо появление у подростка новой потребности потребности играть в компьютерные игры. Стремление к игре на данной стадии есть мотивация, которая опосредована потребностями бегства от реальности и принятия роли. Как раз здесь игра принимает систематический характер. Если подросток не может удовлетворить данную потребность по какимлибо причинам, он прибегает к различным активным действиям, чтобы добиться своего [5, с. 44].3. Стадия зависимости.Здесь уже происходят серьезные изменения в ценностносмысловой сфере подростка. Происходит изменение самосознания и самооценки. Игра полностью вытесняет реальный мир [6, с. 109].Можно выделить две формы, в которых проявляется зависимость: социализированную и индивидуализированную. При социализированной форме компьютерной зависимости подросток поддерживает социальный контакт с обществом, пусть даже в основном с такими же игроками, как и он сам. Такие подросткиочень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. В данном случае игровая мотивация в основном носит соревновательный характер.Эта форма зависимости оказывает менее пагубное влияние на психику подростка, чем следующая форма.Различие заключается в том, что подростки не отрываются от социума, не уходят в себя. При индивидуализированной форме зависимости нарушаются не только нормальные человеческие особенности миропонимания и мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром, социумом. Здесь происходит нарушение основной функции психики, и вместо реального окружающего подростка мира происходит отражение мира нереального и виртуального. Такие дети всегда, часто подолгу, играют без свидетелей, их потребность не изменяется и неисчезает с удовлетворением базовых физиологических потребностей. Для них компьютерная игра выступает в роли наркотика. Если в течение какогото временного отрезка их тяга не замещается, то они впадают в состояние, близкое к ломке, испытывают отрицательныеэмоции, становятся раздражительными и агрессивными, впадают в прострацию. Такие явления с клинической точки зрения называются психопатологией, или стилем существования, вызывающим данную патологию [5, с. 44].4. Стадия привязанности.Это последняя, завершающая стадия в компьютерной зависимости. Она характеризуется угасанием игровой активности человека, смещением психологической составляющей индивида в сторону выздоровления [28, с. 109].Здесь подросток держит дистанцию с компьютером, однако полностью оторваться от уже сформировавшейся и укоренившейся потребности в виртуальной реальности он не в силах. Данный период протекает достаточно долго, в зависимости от скорости угасания привязанности. В силу своих индивидуальных особенностей подросток может остановиться в формировании тяги на одном из предшествующих периодов ее возникновения, таким образом, потребность исчезает быстрее. Но если этого не происходит и ребенок проходит все периоды формирования психологической потребности в виртуальной реальности, то, следовательно, данная стадия будет носить затяжной характер. Важным в этом процессе будет считаться уровень снижения неконтролируемой тяги от общего ее показателя, и, чем он больше, тем меньше по времени будет угасать зависимость. Следует отметить, что возможен новый всплеск игровой активности вследствие появления новых игр, которые могут заинтересовать подростка. После того как игра им постигается, происходит возвращение тяги на исходный уровень [5, с. 45].Таким образом, уход подростка в виртуальную реальность связан со многими факторами: недостаток внимания со стороны родителей, стиль воспитания, конфликтные взаимоотношения с семьей и друзьями. Чтобы снять эмоциональнопсихологическое напряжение дети уходят в виртуальную реальность. Вполне возможно, что еслиподросток полностью удовлетворен своей жизнью и умеет рационально решать свои проблемы, то, может быть, у него не возникнет желания уходить в другой мир мир виртуальный. Однако таких детей очень немного, поэтому большинство из них можно считать потенциально предрасположенными к формированию психологической зависимости от ролевых компьютерных игр и Интернета.В настоящее время компьютерной зависимости больше всех подвержены дети и подростки. Существует множество причин и факторов, по которым дети стремятся уйти в виртуальный мир. Этими причинами могут стать постоянные конфликты между родителями, эмоциональнопсихологическое напряжение в семье, недостаток общения с родителями, сверстниками и одноклассниками. В формировании компьютерной зависимости участвуютдва механизма: уход от реальности и принятие роли.
Таким образом, аддиктивное поведение связано с желанием человека уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания.В зависимости от того посредством чего осуществляется уход из реальностивыделяются фармакологические или химические, субстанциональные и пищевые зависимости. К субстанциональной зависимости относят компьютерную зависимость, которую начали изучать относительно недавно.Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности, обыденности, обязанностей и проблем. Компьютерные технологии и компьютерные игры становятся все более доступными и разнообразными, что способствует увеличению людей страдающих компьютерной зависимостью и зависимостью от Интернета.В настоящее время компьютерной зависимости больше всех подвержены дети и подростки. Существует множество причин и факторов, по которым дети стремятся уйти в виртуальный мир. Этими причинами могут стать постоянные конфликты между родителями, эмоциональнопсихологическое напряжение в семье, недостаток общения с родителями, сверстниками и одноклассниками. Также причиной может послужить заниженная самооценка подростка. Навыки общения с другими людьми, эмоциональная сфера ребенка формируются прежде всего при общении с родителями и сверстниками, при взаимодействии с непосредственно окружающей средой. Однако, что виртуальная реальность не дает истинного представления об окружающем и создает представление о реальности виртуального мира и абсолютной ненужности естественного, повседневного.В формировании компьютерной зависимости участвуют два механизма: уход от реальности и принятие роли. Выделяют следующие стадии компьютерной зависимости: стадия легкой увлеченности, стадия увлеченности, стадия зависимости, стадия привязанности.Чрезмерное пребывание за компьютером способно нарушать некоторые психические свойства подростков, а именно коммуникабельность, открытость, желание общения, чувство сострадания. Это приводит к замкнутости, обособленности подростка; утрате интереса к социальной жизни, нарушению межличностных отношений.Можно выделить следующие особенности проявления компьютерной зависимости в подростковом возрасте: подросток проводит большую часть времени за компьютером, забывая отвлечься на еду и сон; изза увлечений виртуальной реальностью снижается его успеваемость в школе; подросток предпочитает виртуальное общение реальному, мало выходит из дома, у него почти или совсем нет друзей; интересы подростка ограничиваются только увлечением компьютером; подросток становится более раздражительным, или наоборот, проявляет равнодушие к окружающим.Таким образом, проблема формирования компьютерной зависимости у подростков является действующей, важной и социально значимой.Человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей и подростков) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Это проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии. Мы должны задуматься над этим уже сегодня. Разные научные дисциплины должны объединиться в исследовании этой области, а психология должна стать во главе этих работ работ по исследованию психологических аспектов взаимодействия человека с компьютером.Говоря о профилактике компьютерной зависимости у подростков, следует обратить внимание на то, что его воспитание должно сводиться по большей части к тому, что компьютер это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютера это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменойреальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.
Ссылки на источники1. http://www.jurnal.org/articles/2013/psih3.htmlВлияние интернетзависимости на личность подростка / Кузнецов Константин Валерьевич [11.04.2015г.].2.http://onevroze.ru/izmenenielichnostichelovekapriigrovojzavisimostiotkompyuternyxigrpsixologiyazavisimostiipugayushhayastatistika.htm [11.04.2013 г.].3. http://www.allbest.ru/ Психологические особенности личности подростков с компьютерной зависимостью [19.02.2016г.].4.http://psycabi.net/psikhologiyakrasotyizdorovya/psikhologiyazavisimostej/28pochemuvoznikayutzavisimostiidlyachegooninuzhny[13.02.2016г.].5. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика/ Л.Н. Юрьева, Т Ю. Больбот. Дн.: Пороги, 2006. 196 с.6. Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и подростков/ М.Л. Кочина, Л.В. Подригало, В.М. Синайко, А.В. Яворский и др. // Укр. ШСН. психоневрологи. 2001. Т. 9, вып. №1.С. 109112.7. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика [Текст] / Л. Н. Юрьева, Т Ю. Больбот Дн.: Пороги, 2006.8. Иванов М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера [Текст] / Психол. журн. 2003. Т. 24, № 2.