Экономика знаний и сфера образования: взаимообусловленность развития

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Василенко Н. В. Экономика знаний и сфера образования: взаимообусловленность развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1896–1900. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96298.htm.
Аннотация. В статье определены перспективы секторального, парадигмального, статистического и политико-правового подходов для исследования взаимосвязи развития экономики знаний и образования. Модель тройной спирали приведена в качестве примера парадигмального подхода. Индекс образования и индекс человеческого развития – в качестве примера статистического подхода.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Василенко НатальяВалерьевна, доктор экономическихнаук, заведующая кафедрой экономической теории и экономического образованияФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. СанктПетербургnvasilenko@mail.ru

Экономика знаний и сфера образования: взаимообусловленность развития

Аннотация.В статье определены перспективы секторального, парадигмального, статистического и политикоправового подходов для исследования взаимосвязи развития экономики знаний и образования. Модель тройной спирали приведена в качестве примера парадигмального подхода. Индекс образования и индекс человеческого развития –в качестве примера статистического подхода.Ключевые слова: знания; экономика знаний; образование; индекс образования; индекс человеческого развития.

Образование является не только важнейшей сферой социальной жизни, во многом определяющей интеллектуальное и культурное состояние общества, но важнейшим условием и фактором экономического развития каждой отдельной страны и мира вцелом. Основной концепцией, отражающей происходящие изменения, в настоящее время стала концепция экономики, основанной на знаниях. Существует множество свидетельств об особой роли образования в экономике знания, а также об обратном влияния уровня развитияобразования на становление экономики знаний. Цель данной работы состояла в обосновании взаимосвязи между экономикой знаний и сферой образования, а также в выявлении подходов, позволяющих исследовать эту взаимосвязь.В работе применялись методы обобщения исистематизации, сравнительного и логического анализа. Информационной базой послужили работы зарубежных и российских авторов по проблемам экономики знаний и экономики образования, а также международные статические базы данных.В ходе исследования получены следующие основные результаты.Все подходы, которые, так или иначе, обосновывают, развивают или применяют положение о взаимосвязи становления экономики знаний и образования, можно разбить на четыре группы:−секторальный;−парадигмальный;−статистический;−политикоправовой.В рамках секторального подходаобразование становится сектором экономики, играющим ведущую роль в экономическом развитии общества и экономики. Этот подход берет начало с работ Ф. Махлупа, еще в 70е гг. XX в. обратившего внимание на происходящее усиление связиобразования с наукой, производством, рынком труда, передачей информации и т.п. и включившего образование в состав экономики знаний[1], где эта сфера составила почти 50 %.Развитие секторального подхода в настоящее время идет в сторону определения структурных основ экономики знаний как опорных точек для ее становления и развития. Так, например, Дж. Даннинг выделяет в качестве таких опорных точек: −экономические стимулы и институциональный режим, поддерживающие широкое распространение и эффективное использование локальных и глобальных знаний;−инновационные системы, образуемые сетью научных, образовательных, частных фирм и организаций, занимающихся созданием новых, переработкой и распространением знаний, их заимствованием извне и приспособлением к местным нуждам);−образование и обучение, способствующие формированию общества активных, творчески и квалифицированных людей с готовностью к непрерывному обучению в течение жизни;−информационную инфраструктуру, динамично обеспечивающую коммуникации, распространение и обработку информации[2].Как видим, секторальный подход основывается на том, что образование является одной из опорных точек развития экономики, основанной на знаниях.Парадигмальный подход, являясь в определенной степени продолжением секторального, но не сводящийся к нему, охватывает попытки осмысления новых задач образования в меняющихся условиях. Сюда можно отнести, например, разработанную Г. Ицковицем и Л. Лейдесдорфом модель тройной спирали[3], показывающую взаимодействие власти, бизнеса и университета на каждом этапе создания инновационного продукта. На начальном этапе –генерации знаний и новых идей –взаимодействуют власть и университет, затем в ходе трансфера технологий университет сотрудничает с бизнесом, а на рынок результат выводится совместно властью и бизнесом.Объединяет все исследования в рамках парадигмального подхода признание интеллектуальных и творческих способности человека ведущей созидательной силой. Поэтомуосновной целью образования, и прежде всего, высшего, в экономике, основанной на знаниях, становится подготовка специалистов, способных обеспечить бесперебойное функционирование всех уровней системы создания, преобразования, распространения и коммерциализации знаний, определяющей в современных условиях конкурентоспособность любой экономической системы: от организационной структуры до национальной экономики. Многоаспектность и опосредованность влияния образования на экономическую деятельность и ее развитие вызывает необходимость, с одной стороны, оценки вклада образования в достижение экономических результатов, с другой, − разработки специфической системы индикаторов, позволяющих такую оценку осуществить. Указанная задача реализуется в рамках статистического подходапри помощи расчета различных индексов. Прежде всего следует назватьобразования (Education and Human Resources) ииндекс человеческого развития (Human Development Index –HDI)[4]. Индекс образования входит в состав индексов знаний и экономики знаний.Этот индексрассчитывается Всемирным банком на основе «Методологии оценки знаний» (The Knowledge Assessment Methodology –KAM) и характеризует уровень образованности населения и наличие у него устойчивых навыков создания, распространения и использования знаний. Основными показателями индекса выступают показатели грамотности взрослого населения, отношение зарегистрированных учащихся (студентов ишкольников) к количеству лиц соответствующего возраста, а также ряд других показателей.Индекс человеческого развития (ИЧР) представляетсобой совокупный показатель уровня развития человека в той или иной стране, в том числе в точки зрения получения образования.Основная идея этого индекса, разработанного в 1990 году пакистанским экономистомМахбубом ульХаком(Mahbub ulHaq) состоит в том, что общественное развитие следует оценивать не только по уровню национального дохода, но также по поддающимся в большинстве стран числовому измерению достижениям в области здоровья и образования, отражающим качество жизни. Опора на средние национальные показатели скрывала асимметричность распределения благ среди населения.

ИЧР измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья населения, получения им образования и фактического дохода ее граждан, по трем основным направлениям, для которых определяются соответствующие индексы:индекс ожидаемой продолжительности жизни,индекс образования, индекс валового национального дохода.Здесь индекс образования определяется на основе показателей средней продолжительности обучения, а также ожидаемой его продолжительности. В настоящее время ИЧР считается одной из самых авторитетных классификаций, характеризующих общественное развитие, ежегодно составляется Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и используется в рамках специальной серии докладов ООН оразвитиичеловека. Величина ИЧР служит основанием разделения стран на группы в зависимости от уровня человеческого развития. В настоящее время индекс ИЧР охватывает 190 странучастниц ООН, а также Гонконг (Китай) и Палестинские территории (Израиль) как особые административные территории. В итоговом рейтинге все государства ранжируются наоснове ИЧР иклассифицируются четырьмя категориями:–страны с очень высоким уровнем ИЧР –49 стран, в том числе Норвегия (0,944), Австралия (0,935), Швейцария (0,930),–страны с высоким уровнем ИЧР –56 стран, в том числе Беларусь (0,798), Россия (0,798), Оман (0,793),–страны со средним уровнем ИЧР–40 стран, в том числе, Ботсвана (0,698), Молдова (0,693), Египет(0,690),–страны снизким уровнем ИЧР–45 стран, в том числе Кения(0,548), Нигер (0,348) [5].Как видим, Россия отнесена к группе стран с высоким уровнем человеческого развития, занимая в 2015 г. 50е место среди 190 стран.В ежегодных «Докладах о развитии человека» эксперты ООН постоянно подчеркивают тесную взаимосвязь между развитием человеческого потенциала, который характеризует ИЧР, и экономическим ростом. Эта взаимосвязь предполагает возможность развития по восходящей спирали: высокий уровень развития человеческого потенциала способствует ускорению экономического роста, который, в свою очередь, стимулирует дальнейшее развитие человеческого потенциала. Структура индексов показывает, какой вклад в это движение вносит образование, конкретизируя его роль в экономике, основанной на знаниях. Так как составляющие ИЧРможно трактовать как ресурсы человеческого развития, то, чем выше значения этих составляющих, в том числе образования, тем больше возможности для реализации потенциала человека. Выявленные тенденции становятся основой государственной политики в области образования, реализующейся в различных документах концептуального характера, а также программных документах, направляющих развитие системы российского образования, составляя содержание политикоправового подходак определению места образования в экономике, основанной на знаниях.Так, например, в Национальной доктрине образования в Российской Федерациицели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:–создание основы для устойчивого социальноэкономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;–укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества;–кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;–утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики[6].Возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития отмечается в Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, где указывается, что «уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования»[7].В меняющейся экономике образование как сфера человеческой деятельности и как отрасль экономики приобретает новые черты. Знания начинает занимать ключевые позиции в экономическом развитии, а приобретение компетентностей, ответственных за эффективное обращение с ними, утверждение ориентации на обновление и развитие знаний и соответствующих компетентностей становятся фундаментальными характеристиками работников в экономике знаний. Таким образом, взаимосвязьстановления экономики знаний и образования, в настоящее время исследуется в рамках четырех групп подходов:−секторального, исследующегоместо образования в структуре экономики, основанной на знаниях и трактующий его как важнейшую ее составную часть;−парадигмальный, призванногонайти ответ на вопрос, каким должно быть образование, чтобы соответствовать задачам экономики, основанной на знаниях;−статистический, подразумевающегоприменение специально сформированных показателей (индексов) для оценки вклада образования в достижение экономических результатов;−политикоправовой, реализуемогов процессе выработки приоритетов государственной политики и проведения соответствующих мероприятий в сфере образования.

Ссылки на источники 1.Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М.: Прогресс, 1996.2. Dunning J. Regions, Globalization and the Knowledge Economy // Regions, Globalization, and the KnowledgeBased Economy. Oxford. 2000.3. Ицкович Г. Тройная спираль. Университеты предприятия государство. Инновации в действии / Генри Ицковиц; пер. с англ. под ред. А.Ф. Уварова. Томск: Издво Томск, гос. унта систем упр. и радиоэлектроники, 2010. 238 с.4. Индекс человеческого развития // ЦЕНТР ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. − URLhttp://gtmarket.ru/ratings/humandevelopmentindex/humandevelopmentindexinfo(Дата обращения 13.07.2015).5. United Nations Development United Nations Development Programme: Human Development Index 2015. −URL: http://hdr.undp.org/en(дата обращения 23.01.2016).6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N751). −URL: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrinadok.html(дата обращения; 23.01.2016).7. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662р). − URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения; 23.01.2016).