Модель применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Литвин Д. В. Модель применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1916–1920. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96302.htm.
Аннотация. Создание модели применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции позволит упорядочить типичные обстоятельства правонарушений и сопутствующие условия конфликтных ситуаций с применением мер непосредственного принуждения. Разработка модели типовых ситуаций применения мер непосредственного принуждения также будет способствовать детализации перечня специальных навыков технико-тактических действий по применению физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, обеспечивающих эффективное выполнение служебных задач, безопасность сотрудников и гражданских лиц.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Литвин Дмитрий Владимирович,кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры огневой подготовкиКраснодарского университета МВД России

Модель применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции

Аннотация.Создание модели применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции позволит упорядочить типичные обстоятельства правонарушений и сопутствующие условия конфликтных ситуаций с применением мер непосредственного принуждения. Разработка модели типовых ситуаций применения мер непосредственного принуждения также будет способствовать детализации перечня специальных навыков техникотактических действий по применению физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, обеспечивающих эффективное выполнение служебных задач, безопасность сотрудников и гражданских лиц.Ключевые слова:профессиональная компетентность, применение полицией мер непосредственного принуждения. модель применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Создание модели применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции позволит упорядочить типичные обстоятельства правонарушений и сопутствующие условия конфликтных ситуаций с применением мер непосредственного принуждения. Разработка модели типовых ситуаций применения мер непосредственного принуждения также будет способствовать детализации перечня специальных навыков техникотактических действийпо применению физическойсилы, специальных средств, огнестрельного оружия, обеспечивающих эффективное выполнение служебных задач, безопасность сотрудников и гражданских лиц. Одним из характерных отличий экстремальной ситуации от нормальной является такой сильный стрессфактор, как неопределенность информации, что приводит к двум отрицательным последствиям.1. Трудность процесса предугадывания и управления событиями, так как человек оказывается в состоянии реакции как ответного действия на акцию. На практике в подобных ситуациях правомерность и безопасность действий вступают в противоречие, так как чаще всего сотрудник применяет силовое принуждение при уже действующей реальной угрозе. Сотрудник следует за ситуацией, а не предвидит ее. Ситуация управляет сотрудником, а не наоборот, ему требуется время на включение оперативного мышления по выбору решения. Задержка во времени, как правило, сопровождается ростом эмоционального и психического напряжения. 2. Необходимость сдерживания заученных операций, четко работающих в условиях стереотипных действий, так как теперь на первый план должны выступить специальные умственные действия, направленные на определение причины и смысла случившегося. Стереотип включен в систему обнаружения знакомых признаков (путем сравнения), а в данном случае требуется опознание и принятие решения1. В качестве основного пути преодоления экстремальности рассматриваемых ситуаций предлагается организовать, упорядочить деятельности сотрудника полиции в них. Внесение определенности впроцедуру применения мер непосредственного при 1Кремень М.А., Герасимчик АП. Проблемаэкстремальности и безопасность личности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. ‬2011. ‬№ 4. ‬С. 39‬42.нуждения, обозначение причинноследственных связей при этом будет способствовать значительному снижению экстремальности ситуаций. В другой стороны, процесс подготовки сотрудников подвергнется систематизации и оптимизации, и, как следствие, возрастет специальная подготовленность (психологическая, правовая, тактическая и техническая) как результат этих процессов. Сложность моделирования в образовательном процессе ситуаций служебной деятельности с применением силы и оружия обусловливается многочисленными детерминантами поведенческого акта сотрудника. Например, рассматривая крайнюю меру принуждения, В.А.Торопов указывает, что применение огнестрельного оружия должно всегда производиться на основе закона по установленной процедуре, но разнообразие ситуаций в рамках конкретного основания его применения и поведения правонарушителей позволяет говорить о познании закономерностей, приводящих к необходимости и характеризующих сам процесс применения данной меры воздействия2. В целях упорядочивания процесса принятия решения на применение полицией силы и придания ему системного характера необходимы разработка и правовое обоснование типов поведения правонарушителей на основании интенсивности оказываемого противодействия, а также определения соответствующих ему мер непосредственного принуждения.Уровни противодействия законному требованию сотрудника полиции. Ситуации оказания противодействия динамичны, в процессе применения мер непосредственного принуждения сотрудник должен постоянно оценивать действия правонарушителя, для того чтобы обеспечить пропорциональные ответные действия. Законодатель не дает и не может дать конкретный и определенный перечень тех стимулов (как поведенческих актов правонарушителя), которые предопределяли бы применение тех или иных мер принуждения в качестве адекватной ответной поведенческой реакции со стороны сотрудника. Например, рассматривая применение огнестрельного оружия, закон ограничивается лишь исчерпывающим перечнем случаев, которые, наряду с нормами, устанавливающими обстоятельства, исключающие общественную опасность и противоправность деяния, выступают в качестве непосредственных правовых оснований применения оружия3. Ситуация представляет собой сложную группу стимулов, способствующих возникновению у сотрудника образа действий по применению мер принуждения. В.А. Торопов трактует данный феномен как усмотрение сотрудника. Автор справедливо отмечает, что усмотрение проявляется, прежде всего, в решении вопроса, применять или нет оружие в ситуации, когда для этого имеются законные основания, или действовать иным способом, применять физическую силу, специальные средства, иные подручные средства4.Согласно мнению А.С. Князькова, усмотрение в процессе применения оружия характеризуется ярко выраженным императивным уклоном. Речь идет о так называемом ©объективированном усмотренииª, поскольку применение оружия может вызвать непредсказуемые фактические последствия5. Действительно, теоретически рассматривая поведение сотрудника в ситуации, требующей принятие решения, необходимо отметить, что в его действиях наблюдается: 1) своеобразная ©полярностьª ‬применять или не применять меру непосредственного принуждения; 2Торопов В.А. Теория и практика эффективного обучения сотрудников органов внутренних дел стрельбе из личного оружия: дис. … дра. пед. наук. ‬СПб., 2001. ‬С. 19.3См.: Каплунов А.И., Милюков С.Ф., Уткин Н.И. Указ. соч. С. 65.4Торопов В.А. Указ. соч. С. 21.5Князьков А.С. Применение и использование огнестрельного оружия сотрудниками милиции как мера административноправового пресечения: дис. … канд. юрид. наук.‬Томск, 1998. ‬С. 100.2) постоянный выбор той или иной меры непосредственного принуждения в зависимости от демонстрируемого уровня противодействия законному требованию сотрудника полиции.В основе определения уровней противодействия законным требованиям сотрудника полиции лежат такие юридические понятия, как неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, сопротивление представителю власти, применение насилия в отношении представителя власти, причиненный вред здоровью.Неповиновениезаконному распоряжению сотрудника полиции регулируется ч. 1 ст. 19.3. КоАП РФ. Комментируя эту статью, Р.В. Амелин, Е.А.Бевзюк, Ю.В. Волков и др. понимают под неповиновением виновного лица законному распоряжению или требованию полное или частичное игнорирование этих распоряжений и требований, совершение действий вопреки им либо продолжение бездействия, либо воспрепятствование (физическое, психологическое, организационное) исполнению служебных обязанностей сотрудником полиции6.Сопротивлениюпредставителю власти или иномулицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, посвящена ч. 2 ст. 213 УК РФ ©Хулиганствоª. В данном смысле под сопротивлением следует понимать умышленные действия лица по преодолению законных действий указанных лиц, а также действий других граждан, пресекающих нарушение общественного порядка, например, при задержании лица, совершающего хулиганство, его обезоруживании, удержании или воспрепятствовании иным способом продолжению хулиганских действий7.Специалисты особо подчеркивают, что не следует путать термины ©сопротивлениеª и ©неповиновениеª. Сопротивление представляет собой активные действия хулиганов, направленные против лиц, пресекающих их действия, а неповиновение представляет собой пассивные действия, выражающиеся в неисполнении требований представителей власти8. В.Е. Батюковауказывает, что трудно согласиться с мнением, согласно которому сопротивление может быть выражено в форме отказа от прекращения хулиганских действий с одновременнымих продолжением.9При сопоставлении двух терминов ©сопротивлениеª и ©насилиеª необходимо исходить из того, что сопротивление ‬это умышленные действия виновного лица, которые всегда связаны с противодействием и преодолением законных действий сотрудников полиции; данные деяния не всегда могут сопровождаться применением насилия (например, отталкивание сотрудника полиции, срыв с него погон, другой амуниции и другие действия, не причиняющие вреда его здоровью).Насилие ‬это умышленные действия, напрямую связанные с причинением вреда здоровью сотрудника полиции различной степени тяжести. Насилие также не всегда связано с сопротивлением, хотя очень часто сопутствует ему. Так, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. № 45 ©О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побужденийª отмечено, что хулиганские действия, связанные с сопротивлением 6Амелин Р.В., Бевзюк Е.А., Волков Ю.В. и др. Комментарий к КодексуРоссийской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195ФЗ (постатейный). Доступ из справ. правовой системы ©КонсультантПлюсª.7См.: О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганскихпобуждений: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 № 45. Доступ из справ. правовой системы ©КонсультантПлюсª.8См.: Прохоров Л.А., Прохорова М.Л. Уголовное право. ‬М., 1999. ‬480 с.; Сопротивление. Юридический словарь // Юридический портал ©Закон сегодняª. URL: http://www.lawtoday.ru/razdel/slovar/bukva19/soprotivlenie.php. (дата обращения: 18.12.2015).9БатюковаВ.Е. Квалифицирующие признаки хулиганства и их значение // Экономика и право. ‬2012. ‬№ 4. ‬С. 104‬114.представителю власти, в ходе которого применено насилие, как неопасное, так и опасное для жизни и здоровья, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 213УК РФ и соответствующей частью ст. 318УК РФ. Применение насилия может быть и не связано с сопротивлением сотруднику полиции (например, внезапное нападение на сотрудника полиции по мотивам мести, с целью завладения его оружием и т. п.). В этом случае сотрудник полиции не предъявлял правонарушителю какихлибо законных требований, не совершал в отношении него законных действий, которые привели бы к противодействию со стороны виновного лица. Если же объектом является жизнь сотрудника полиции, то насилие, с точки зрения уголовного законодательства, перерастает в иное уголовнонаказуемое деяние ‬посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов (ст. 317 УК РФ).На основании вышеизложенного, сопротивление, сопряженное с насилием, будем считать одним из уровней противодействия.Применение насилия в отношении представителя власти рассматривается ч. 1 и 2 ст. 318 УК РФ. Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, следует понимать побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещениии др.). Под насилием,опасным для жизни или здоровья, следует понимать такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности10.Под вредом, причиненным здоровьючеловека, понимается нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов внешней среды. Вред, причиненный здоровью человека, определяется в зависимости от степени его тяжести (тяжкий вред, вред средней тяжести и легкий вред) на основании квалифицирующих признаков и в соответствии с медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации11.Таким образом, в зависимости от интенсивности противодействия можно выделить 5 типов поведения правонарушителей:1. Подчинение. Форма проявления: лица признают действия сотрудника законными, не проявляют агрессии в любых ее проявлениях. В модели ©UseofForceª этот уровень называется ©уступчивыйª или ©подчиняющийсяª.2. Неповиновение. Фома проявления: лицане выполняют команд сотрудника, отказываются подчиняться ему, создают препятствия для сотрудника полиции в его попытках осуществить контроль над правонарушителем, проявляя при этом минимальное физическое сопротивление. Например, правонарушитель стоит неподвижно, не двигается, не выполняет требований сотрудника, становится ©мертвым грузомª, цепляясь за окружающие неподвижные предметы в процессе акций протеста или демонстрации.

3. Неповиновение с попыткой скрыться ‬разновидность неповиновения. Форма проявления: лицо может осуществлять словесные или физические действия, препятствующие задержанию, но не направленные на причинение вреда сотруднику 10См.: О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 дек. 2002 г. № 29 (ред. от 03.03.2015). Доступ из справ. правовой системы ©КонсультантПлюсª.11См.: Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека: постановление Правительства РФ от 17.08.2007 г. № 522 (ред. от 17.11.2011). Доступ из справ. правовой системы ©КонсультантПлюсª.полиции, в итоге пытается скрыться. 4. Сопротивление, в том числе с посягательством на жизнь и здоровье гражданина или сотрудника, сопряженное с насилием, неопасным для их жизни и здоровья. Форма проявления: лицо выражает намерения причинить вред сотруднику полиции, чтобы избежать задержания. Агрессия может проявляться в виде принятия изготовок (стоек) для противоборства, ударов руками, ногами, нападения с предметами, а также в виде других действий, представляющих непосредственную угрозу здоровья сотрудника полиции или иных граждан. В модели ©UseofForceª этот уровень называется ©агрессивное сопротивлениеª. 5.Сопротивление с посягательством на жизнь и здоровье гражданина или сотрудника, сопряженное с насилием, опасным для их жизни и здоровья. Форма проявления: лицо осуществляет действия, которые с большой вероятностью приведут к тяжелым последствиям для здоровья или жизни сотрудника или граждан. Включают в себя действия с огнестрельным, холодным оружием, а также угрожающие действия с проявлением чрезмерной физической силы. В модели ©UseofForceª этот уровень называется ©Осложненное (усугубленное) агрессивное сопротивлениеª.Таким образом, можно систематизировать применение мер непосредственного принуждения, исходя из поведения правонарушителя. В процессе работы над моделью изучался зарубежный опыт применения полицейской силы (модель ©UseofForceª), где эта процедура рассматривается с точки зрения динамики силового противостояния правонарушителя сотруднику полиции. Вместе с тем, в основе модели лежат положения ФЗ ©О полицииª и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих вопросы защитыобщественного порядка и общественной безопасности от административных правонарушений, преступных посягательств, а также их предупреждения. Подобная работа служит средством организации деятельности сотрудника полиции в экстремальных условиях силового противодействия.