Особенности развития воображения у младших школьников с задержкой психического развития

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Поваляева И. Ш., Маркова С. В. Особенности развития воображения у младших школьников с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1911–1915. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96301.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития воображения у младших школьников с задержкой психического развития. Автором выявлены отличительные особенности в развитии воображения у нормально развивающихся школьников и с задержкой психического развития различного генеза. Определена взаимосвязь между трудностями в обучении школьников с задержкой психического развития и сформированностью воображения. Успешное обучение и воспитание детей названной категории является предпосылкой полноценной социально-трудовой адаптации их в обществе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бегматова Ирина Шухратовна,студентка 1 курса магистратуры. ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина», г. Елец.iirinabegmatova@mail.ru

МарковаСветлана Витальевна,кандидат психологических наук, доцент. ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина», г. Елец.marckova.s2011@yandex.ru

Особенности развития воображения у младших школьников с задержкой психического развития

Аннотация.Статья посвящена проблеме развития воображения у младших школьников с задержкой психического развития. Автором выявлены отличительные особенности в развитии воображения у нормально развивающихся школьников и с задержкой психического развитияразличного генеза. Определена взаимосвязь между трудностями в обучении школьников с задержкой психического развития и сформированностью воображения.Успешное обучение и воспитание детей названной категории является предпосылкой полноценной социальнотрудовой адаптации их в обществе.Ключевые слова:воображение, задержка психического развития, младшие школьники, творчество.

В настоящее время в России количество школьников с отклонениями в состоянии здоровья не уменьшается, а постоянно возрастает.В это число попадает большая группа детей с задержкой психического развития. Количество таких детей за последнее время значительно увеличилось не только в нашей стране, но и за рубежом.Младшие школьники с задержкой психического развитияпредставляют весьма разнородную по составу группу. Наряду со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы и признаками ее функциональной незрелости, отмечается общая соматическая ослабленность, высокая степень риска заболеваемости различных органов и систем организма. Эти дети составляют группу риска по состоянию здоровья и нервнопсихического развития и нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания. Для них созданы специализированные школы VIIвида и специальные классы в массовых школах.В большинстве исследований отмечается, что у таких детей недостаточно сформированы сенсомоторные, интеллектуальные, речевые, эмоциональные предпосылки к различным видамдеятельности. Без оказания своевременной психологопедагогической помощи детям с отклонениями в развитии их дефекты становятся более выраженными, затрагивают все сферы психического развития, препятствуют социальной адаптации.Несмотря на многочисленность исследований по проблеме задержки психического развития в настоящее время остаются невыясненными вопросы вербального и невербального воображения на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. Следует заметить, что в психологопедагогической литературе недостаточно освещены вопросы психорегуляции творческой деятельности, в частности воображения.

Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до ее начала. Процессы воображения имеют аналитикосинтетический характер, то есть действительность отражается в новых, неожиданных сочетаниях и связях [2].Воображение –это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им. Воображение является основной нагляднообразного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Сила воображения заключается в способности сознания создавать очень яркие картины на основе образов, которые оно может трансформировать [1].Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания. Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности. Этот опыт приобретается как путём личных наблюдений ребёнка, так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт.Так, в изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. А содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. При задержке психического развития наблюдается дефицитарность «предпосылок» мышления, к которым можно отнести и воображение. Недостаточная сформированность образовпредставлений у школьников с ЗПР, приводит к затруднениям возможности оперирования ими, что снижает уровень развития творческого воображения. Кроме того, у школьников с ЗПР наблюдаются речевые недостатки, что неблагоприятно сказывается на развитии познавательной сферы в целом и соответственно на воображении. Еще Л.С. Выготский отмечал, что задержка в развитии речи, знаменует собой и задержку развития воображения[2].Особенности протекания и формирования воображения у детей с задержкой психического развитияна данном этапе рассматреннынедостаточно. Данных по влиянию развития воображения на преодоление общего недоразвития речи у детей с задержкой психического развития собрано не много. Поэтому проблема изучения особенностей развития воображения детей с задержкой психического развития и влияние этого развития на преодоление отставания в речевом развитии, определение педагогических условий, обеспечивающих формирование рассматриваемой психической функции у детей с задержкой психического развития, приобретает особую актуальность. Полностью солидарны с исследователем Медведевой Е.А. и также считаем, что в развитии воображения у детей с задержкой психического развития характерно слабая выраженность положительного мотивационно —потребностного компонента в творческой деятельности. В целом интерес к заданиям на творческое воображение зависит от его сложности задания, что указывает на критичность детей в оценке своих возможностей и на боязнь ситуации неуспеха, связанные с неудачами в прошлом [3].В своих работах Л.С.Выготский отмечал, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, этот опыт представляет материал, которым располагает воображение. У школьников с задержкой психического развития этот опыт меньше, чем у нормально развивающихся школьников, у них снижена познавательная активность, ограничен (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированы пространственные и временные представления, бедный словарный запас, снижена потребность в общении, недостаточная целенаправленность, не замечают своих ошибок, недостаточно распознают эмоциональные переживания, не могут адекватно оценить результат. Это связано со спецификой приема и переработкисенсорной информации, снижением объема кратко и долговременной памяти. Все это влияет на приобретение необходимого опыта для развития полноценного творческого воображения [2]. Трудности реализации образа в соответствии с замыслом обусловлены недостаточной сформированнностью аналитикосинтетической деятельности мышления. Дети с задержкой психического развития при анализе предмета или явления как правило называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью, что затрудняет построение и восприятие целостного образа, установления взаимосвязей между предметами и явлениями. Присущая этим детям монотонность, однообразие и неосознанность деятельности влечет за собой стереотипность и подражательность образных действий. Структурные компоненты воображения развиты на уровне эмоциональночувственного и художественного опыта. Характерной особенностью воображения детей с задержкой психического развития является низкий уровень развития комбинаторных способностей [3].Особенности внимания детей с задержкой психического развития, его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения, отражаются в неверном понимании задания в связи с этим смысл происходящего утрачивается, и дети не в состоянии выразить творчески ту или иную ситуацию. Есть смысл обратить внимание на особенности эмоционального воображения детей с задержкой психического развития. Восприятие ими сложных эмоциональных состояний обычно неадекватно или редуцируется "хорошо –плохо". Свои собственные эмоциональные состояния они распознают хуже, чем персонажей картин и рассказов. У младших школьников с задержкой психического развития наблюдается отставание в формировании навыков общения, эти дети предпочитают работать в одиночестве. При выполнении практических заданий, предполагающих совместную деятельность, сотрудничество наблюдается крайнередко, дети почти не общаются друг с другом. В творчестве это проявляется, как неумение взаимодействовать в группе и полноценно отражать сюжет, дети скованы, напряжены, не уверены в себе, в своих возможностях.Творческие способности у младших школьников сзадержкой психического развития формируются со значительным запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Их формирование зависит от развития психических и физических функций, но это связь взаимообусловлена, с одной стороны, творчество зависит от качества сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой оно способствует развитию этих процессов, создавая основу для образных действий. Таким образом, изучение психологопедагогических исследований по проблеме развития воображения у младших школьников с задержкой психического развитияхарактеризуется следующими особенностями в развитии этой функции. Они выражаются, прежде всего, в том, что воображение школьников с задержкой психического развитияк старшему возрасту не становится творческим, а носит пролонгированный репродуктивный характер и зависит от свойственного им отставания в психическом развитии, существенным компонентом которого является несформированность предпосылок творческого воображения.Для изучения особенностей развития воображенияу младших школьников с задержкой психического развития нами было проведено экспериментальное исследование. Для решения поставленных задач исследования нами были подобраны диагностические методики:Методика "Вербальная фантазия"В ходе рассказа воображениеребенка оценивается по следующим признакам:1. Скорость процессов воображения.2. Необычность, оригинальность образов.3. Богатство фантазии.4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.0 балловставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует.1 баллрассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо.2 балларассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.Если в течение 1 мин ребенок так и не придумал сюжета рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какойлибо сюжет и за скорость воображения ставит0 баллов.Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенной на это минуты, то по скорости воображения он получает оценку в1 балл.И, наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 сек отведенного времени, или если в течение одной минуты он придумал неодин, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку ставится2 балла.Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное —0.Методика «Рисунок»В этой методике ребенку предлагаются стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какуюнибудь картину. На это отводится 5 мин.Анализ картины и оценка фантазии ребенкав баллах производятся таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.Методика "Скульптура"Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какуюлибо поделку, вылепив ее из пластилина.Фантазия ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.

Тест "Нарисуй картинку". Оригинальный тест с использованием определенного элемента рисунка в качестве исходной точки для создания картинки. Этот элемент представляет собой цветное пятно, по форме напоминающее простой, обычный предмет, образ. Художественный уровень рисунков в тестах не оценивается, здесь важна сама идея.Тест "Закончи рисунок". Состоит из 10 различных картинок. Сконструирован автором из нескольких тестов. Как известно из гештальтпсихологии, незаконченные фигуры вызывают желание, стремление завершить их быстро лёгким, простейшим способом. Ребёнок, способный увидеть и объединить несколько/все фигурок в одну целостную композицию, обладает чёткой целостностью восприятия, видения мира, перспективы; личностной целостностью.Метод "Невероятные ситуации". В этом задании требуется объединение воображения и фантазии. Испытуемый сталкивается с невероятной ситуацией и должен представить себе все возможные выходы из неё.

Метод "Спросить и угадать " —это одна из наиболее понятных моделей определения воображения, направленная на выявление чувствительности, любознательности к новому и неизвестному, способности к вероятностному прогнозированию. Также использовался комплект теста Е. Торренса "Закончи рисунок".Согласно терминологии Е. Торренса, "...происходит идентификация трудностей, возникновение догадок или формирование гипотез относительно недостающих элементов, проверка и перепроверка этих гипотез, их возможное воплощение, что проявляется в создании многообразных рисунков".Данный тест способствует многозначному нахождению решений поставленных задач, предложенных заданий, развитию видения перспективы.

Результаты диагностики уровня развития воображения у младших школьников с задержкой психического развития указывают на то, что у школьников с задержкой психического развития наблюдаются существенные трудности в формировании воображаемой ситуации.При анализе ответов детей коррекционного класса можно отметить, что они были достаточно необычными, в них наблюдалось отступление от очевидного, общепринятого, что может свидетельствовать о более длительном периоде словотворчества у школьников с ЗПР.В основе этих трудностей, прежде всего, лежит бедность образной сферы: недостаточная обобщенность и обратимость сложившихся в жизненном опыте знаний и представлений, трудности в произвольном оперировании данными непосредственного опыта, малая эмоциональная окрашенность действий.По показателю оригинальности школьники коррекционного и массового класса распределились на высоком (46,7%

учащихся и 57,1% учащихся) и низком уровнях (53,3% учащихся и 42,9% учащихся) соответственно, их показатели между собой были близки.Большинство детей 72% учеников коррекционного класса и 87% детей массового класса придумали свое изображение. При этом придуманные детьми массового класса названия рисунков были вполне адекватны их содержанию. Большинство же детей коррекционного класса (65%) придумали своим рисункам названия, которые не соответствовали содержанию. В массовом классе таких детей в 4 раза меньше (15%). Таким образом, правильно выполнили вторую часть задания 7% детей коррекционного класса и 72% детей массового класса.Дети с задержкой психического развития всегда совершают действия, адекватныетем предметам и игрушкам, которыми они оперируют. В их действиях с игровыми атрибутами присутствует правильная ориентация на свойства используемых объектов, личное отношение к игрушкам, особенно сюжетным, обозначающим живых существ (куклы, мишки, зайцы и др.). В то же время у этих детей практически не отмечаются действия, реализующие отношения между персонажами. Роль и заключенное в ней ролевое правило не выступают в качестве регулятора деятельности (например, в игре “Больница” пациент может хватать, перебирать игровые атрибуты врача).У учащихся коррекционных классов уровень развития образного воображения ниже, чем у детей массового класса. У учащихся коррекционных классов уровень развития вербального воображения ниже, чем у детей массового класса.Качественные отличия выполнения невербальных заданий у учащихся коррекционных классов свидетельствуют о трудностях расчленения, соотнесения, объединения и сопоставления образовпредставлений и их отдельных элементов.Качественные отличия выполнения вербальных заданий у учащихся коррекционных классов свидетельствуют об отставании в речевом развитии, которое проявляется в ограничении словарного запаса, более длительном периоде словотворчества, снижении номинативной функции речи при обозначении придуманных изображений.

Ссылки на источники1. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества/Н.Ю.Венгер//Дошкольное воспитание. 2010. №11. стр. 3238.2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л.С.Выготский. –М.: Просвещение, 2005. –93с.3. Медведева Е.А. Коррекционная технология формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с ЗПР в театрализованных играх//Восп. и обуч. детей с нарушениями развития.. –М.: Просвещение –2002.