Сакральные и сценические термины античного театра
Выпуск:
ART 96306
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чистюхин
И.
Н. Сакральные и сценические термины античного театра // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
1936–1940. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96306.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются специфические термины театра античной эпохи (в основном Греции), которые имеют не техническое или функциональное значение, а связаны с сакральной сущностью театрального представления.
Текст статьи
Чистюхин Игорь Николаевич,кандидат педагогических наук, доцент кафедры режиссуры и мастерства актера ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры»г. Орелdom26@list.ru
Сакральные и сценические термины античного театра
Аннотация.Встатье рассматриваетсяспецифические термины театра античной эпохи (в основном Греции),которые имеют не техническое или функциональное значение, асвязанны с сакральной сущностьютеатрального представления. Ключевые слова: театр, сакральное, нравственность, сцена, жертвенник.
Античный театр на сегодняшний день достаточно полнои всестороннеизучен: о нем написаны десятки, если не сотни исследований. Можно выделить фундаментальные исследования Евреинов «Происхождение драмы»; Д.П. Калистов «Античный театр»; Головня В.В. «История античного театра», его же «Древнегреческая драма и театр»; В. Ярхо «Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии»; коллективный труд (Н.М. Черемухина, А.Ф. Лосев и др.) «Греческая трагедия». Особо стоит упомянуть учебник «История зарубежного театра. Театр Западной Европы» (Учебник для культ.просвет. и театр. учебн. заведений. В 4х ч, 19711987). Здесь весьма подробно описан античный театр. Также широко представлен он в «Театральнойэнциклопедии»в 5титомах, выпущенной издательством «Советская энциклопедия», под редакцией С.С. Мокульскогов 19611965гг.Из зарубежных исследований можно назватьнемецкий «Всеобщий театральный словарь...» (Allgemeines TheaterLexikon oder, Encyklopädie alles Wissenwerthen fűr Bühnenkünstler., Dilettanten und Theaterfreunde. Vol. 17. Altenburg und Leipzig, 18391842); итальянскую«Энциклопедиязрелищ» (Enciclopedia dello Spettacolo. Vol.19. –Roma,19541966). Отдельныеисследования: Roy C. Flickinger The «Greektheater and its drama»; Peter Wilson «Greek Theatre and Festivals»; J.E.Harrison «Ancient Art and Ritual».Вместе с тем античный театр –это такая широкая тема для исследований, чтона сегодня нельзя сказать, будто в ней все изучено. Так, например, нам достаточно хорошо известны термины античного греческого театра, которые описывают устройство театра, части представления, исполнителей и пр. В то же время крайне скудно освящена религиозная составляющая античных театральных представлений. Вместе с тем, достаточно ясно выявлена связьантичного спектакля cмистериальными действиями культа Диониса, которая не подлежит никакому сомнению. Но характер этой связи, ее глубина не исследована. Более того отечественные исследователи прошлых десятилетий были склонны не обращать внимание на сакральную сторону театральных представлений, которая не только существовала, была явной, но и нашла свое отражение в театральных терминах. Это замалчивание или безразличие происходило по разным причинам, одна из которых антирелигиозная компания, которая быларазвернута в наше стране практически весь ХХ век. В этой связи вспоминается один симптоматичный для советской эпохи случай. Когда известный филолог И.П. Хориков работал над большим «Греческорусским словарем»(это были годы запрета на все темы какимлибообразом связанные с религией), то консультантэксперт, приглашенный издательством «Большая Советская энциклопедия» потребовал убрать из его словаря, уже готового к изданию, всю религиозную терминологию, как «абсолютно ненужную» [1,3]. Тогда Хориков предъявил издательству ультиматум: либо словарь выходит как есть, либо он снимает с книги свое имя как автор. В итоге словарь вышел так, как его подготовил Хориков.Нечто подобное, наверное, происходило и с изданием исследований по театру. Так, Авдеев А.Д. в книге «Происхождение театра», изданной в 1959 г., сокрушался, что в истории древнегреческого театра труды «Ф.Энгельса не нашли до сих пор должного отражения» [2,211]. Видимо потом это удалось осуществить.Таким образом,многочисленные книги и учебники по Истории античного театра, особенно те, что были выпущены в ХХ веке в нашей стране, существенно ограничивали термины античного театра лишь их технической или функциональной стороной. Те же, что касались и были связанны с сакральной сущностью греческого театрального представления, в подобных изданиях не встречались. Все это обедняло не только изучающего данный предмет, но и саму театральную науку. Выбрасывался из поля научного исследования целый пластзнаний о греческой роли и культе Диониса. В итоге десятилетиями формировалось неправильное(неполноценное) представление об античном театре, особенно греческом, ибо он, как никто другой, был связан с сакральными формами греческого дионисийского культа. Итак, на сегодняшний становится особенно актуальным вопрос о введении в научный и театральный оборот терминов связанных с сакральной стороной античного театра.Мы хорошо знаем этимологию слова театр(θέατρον), что означают термины «сцена» (σκηνή)и«орхестра» (ορχήστρα); многие технические обозначение элементов театрального здания,название различных технических приспособлений и даже названия актера(ипокрит),знаем,как появились термины «комедия» и «трагедия», «тетралогия». И ровно столько же терминов(если не больше),совсем неизвестны нашим учебникам, аименноони уже не с технической, но содержательносущностной стороны раскрывают нам природу театрального представления. И здесь вовсе не стоит обращаться к аристотелевскому мимесису(μίμησις), ибо он не нашел своего отражения ни в одномтеатральном термине, но лишь в позднюю эллинистическую эпоху исполнителялитературных мимов стали называть мим(ед. ч. μίμος, мн. μίμοις).Хотя древний смысл этого греческого слова никоим образом не был связан с одним лишь «подражанием»(которому ближе латинское «imitatio»), оно относилось к культовому действу жреца дионисийских мистерий, составлявшему синкретическое единство танца, музыки и пения. Первичное значение мимесиса было скорее «выразительное представление». Постепенное сужение круга его значений происходит до середины V века, когда отязыка культа оно пришло в философский язык.Тогда мимесис стал пониматься как «подражание способу действия природы» (Демокрит); «простое копирование» (Платон); «творческое воспроизведение» (Аристотель)Нет смысла многоговорить о культе Диониса и о возникновении театральных представлений из его недр. Театр явился зрелищной формой его почитания. В связи с этим аспектом –«зрелище», от глагола (θεωρέω –смотреть (в качестве зрителя) – и произошло первое наименование –θεωρία («феория») зрелище, театральное, празднество[3,784]. Вместе с тем, первоначальное обозначения театральных действий было связано также и с понятием «жертвенник». В древнегреческом «ή θυμέλη» («фимела»)–это жертвенник, алтарь. Так еще назывался в афинском театре «алтарь Диониса, возвышение в центре орхестры»[3,799](игровой площадки), с которого корифей управлял хором; «жертвенник между сценой и местами для зрителей»[4,614]. Вокруг этого жертвенника двигался хор, а на ступенях его стоял корифей (предводитель хора). Этотжертвенникнеследуетсмешиватьсостолом, которыйпомещалсявозлефимелы ислужилместомдлязакланияиразрезаниянанемжертвенныхживотных. Постепенно первоначальноезначениефимелы сглаживалось, иэтимназваниемвпоследствиисталаобозначатьсявообщевсяорхестра, авселица, находившиесяворхестре, какхористы, флейтистыидр., называлисьфимеликами(οί θυμελικοί), впротивоположностьактерам.В римском театре, уже не было жертвенника Дионису, хотяримлянезналииупотреблялиэтослово («ή θυμέλη»),обозначаяимтучастьсцены, гдестоялифлейтистыивсемузыканты, занимавшиеугрековорхестру. Впоследствиидажеисценасталаназыватьсяфимеливсеактерыбезразличияфимеликами.Этим словом –«ή θυμέλη», –в Древней Греции могли назвать сцену, театри дажедраматурга (ο από της θυμέλης). Говоря о драматических произведениях, употребляли слово τό θυμελικόν (театральность, сценичность). Прилагательное θυμελικούς –прилагательное во множественном числе означало театральный, сценический. И даже театральные представления назывались поначалу (θυμελικοι αγωνες –«алтарные состязания») и включали не только состязания в драматических представлениях, но также в песне, танце.А вообще всех участников спектакля в древнегреческом театре делили на две группы:οί σκηνικοί (скиники)–актеры; οί θυμελικοί (фимелики)–участники хора и музыканты.
Упозднейших писателей (после Аристотеля) актеров называли–«θυμελικοί άντροποι» (если буквально, то –«алтарные люди», но здесь, скорее, «театральные люди»).Вероятно,именно потому что в римских театрах на сценах не было жертвенника (ή θυμέλη) Дионису, а этим словом называли место, где стояли музыканты, позволило известному комментатору церковных канонов Вальсамону,называть этим словом тех, которые «поют свадебные песни и с музыкальными орудиями»[5,511]. Возможно, в свободное времятеатральные музыкантыходили по свадьбам, но как мы видим из вышеприведенных данных,на самом деле в греческом театре этот термин имел совершенно другое значение, чем трактовал егоВальсамон. Термин «сценический» –ήσκηνή(скини) также относился к понятию «представление», «зрелище»(пославянски «позорище»). При этом существовало очень точное разделение исполнителей, как в греческомязыке, так и в церковнославянском:οί σκηνικοίς(скиникис) –позорищные;οί μίμοις (мимы) –глумящиеся.
Подобное разделение существовало еще со времен Римской империи, и в первом случае так назывались театральные исполнители (актеры), а во втором –мимы, клоуны. Подобные названия совсем не характерны для классической Греции, когда собственно театр (θέατρον) достиг своего апогея развития. Тогда актеров называли так:ή σκηνή –общее название всех причастных сцене, т.е. театральному творчеству. Например: σκηνογραφία –декорационное искусство, σκηνογράφος –театральный живописец. Кроме того так могли назвать и само театральное произведение;σκηνήν –сценические, действующие на сцене, т.е. актеры;σκηνικός –«сценический», так Плутарх называл актеров –ό σκηνικός;ό υποκριτής –«ответчик» (хору) от ή υποκρίσής –ответ. Но также называли и саму сценическую игру;ό ηθοποιός –дословно «характеродел», воспитывающий нравы, влияющий на душевный облик, образующий характер;ό ηθολόγος –«изобразитель нравов»;ό θεατρίνος –«театральный»;ό πρωταγωνιστής –актер, исполняющийглавную роль;ό ανταγωνιστής –соперник главного героя, противодействующий ему. ό δεύτεραγωνιστής –второй актерό τριταγωνιστής –третий актер.
Слово «мим» (μίμος) появилось довольно поздно, в эпоху эллинизма (IVIIIвв. до н. э.). Так стал называться особый вид представлений народного театра. Создание этого жанра приписывалось сиракузцу Софрону. Сначала (Vв. до н. э.) это были чисто литературные произведения, бытовые комедии в прозе без хора, потом их стали разыгрывать, а их исполнителей стали также называть «мимами» (μίμοις). Это были короткие сценки комедийной направленности, бытового характера, с сюжетами из повседневной жизни и жизни социальных низов. Значительноечислоизображениймимов (исполнителей) имеетсяввазовойживописи.В своем известном труде о греческой мифологии Диодор Сицилийский касается и Диониса. Его он называет «изобретателем священных состязаний»[6,21](в оригинале «θυμελικών αγώνων»[7,355356]), он учредил театры и создал систему мусических представлений. Музыка (греч. μουσική, дословно «мусики», прилагательное от греч. μούσα–муза). Искусства, которым покровительствуют музы, у греков назывались мусическими. Позже для их обозначения был употреблен собирательный термин «музыка».
Благодаря Дионису «появились люди, свободные от общественных повинностей, а также занимающиеся определенным родом мусического искусства в военных походах. Впоследствии были созданы мусические сообщества умельцев, «техников»(τεχνιταί), причастных к искусствам, связанных с Дионисом, причем посвятивших себя такого рода деятельности Дионис освободил от налогов[6,21].Начиная с IV в. до н.э. «Дионисовы умельцы» представляли собой сильные профессиональные объединения, которые заключали соглашения с городскими властями о всякого рода театральных представлениях, а члены их освобождались от военной службы и уплаты налогов.Таким образом, анализ терминов античного театра открывает перед нами новое направления для его научного исследования. Понимание сущности театра как явления сложного и многомерного, а также исторического процесса его зарождения и эволюции, не должно формироваться только лишь на изучении функциональнотехнических терминов. Раскрывая значение терминов сакральных, позволяет нам выйти на понимание иных смыслов и сущности театра, и взглянуть на него совсем с другой стороны.
Ссылки на источники1. Хориков И.П. Учебник греческого языка. В 2х частях. –СвятоТроицкая Сергиева Лавра, 2006. Часть I. – 415 c.2. Авдеев А.Д. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. –Л.М.: Государственное издательство «Искусство», 1959. –266 с.3. Дворецкий И.Х. Древнегреческорусский словарь. В 2х т. –М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958. Т.1. –1043 с.4. Вейсман А.Д. Греческорусский словарь. Издание пятое. –С.Петербург, Издание автора, 1899. –694 с. 5. Правила Святых Апостол, Святых Соборов, Вселенских и Поместных, и Святых Отец с толкованиями. В 3х томах. –Москва, Издание Московского Общества любителей духовного просвещения, 18761880. Т. 3. 1880. –880 с.6. Диодор Сицилийский. Греческая мифология (Историческая библиотека). Перевод с древнегреческого О.П. Цыбенко. –М., Лабиринт, 2000. –224 с. (Серия «Античное наследие»). 7. ΔιόδωρουΣικελιώτη. ΒιβλιοθήκηςΙστορικής.Βίβλος τετάρτη. / Diodor of Sicily in Twelve Volumes II. Books II. With an English translation by C.H. Oldfather. –London, Harvard University Press, 1935. –539 с.
Сакральные и сценические термины античного театра
Аннотация.Встатье рассматриваетсяспецифические термины театра античной эпохи (в основном Греции),которые имеют не техническое или функциональное значение, асвязанны с сакральной сущностьютеатрального представления. Ключевые слова: театр, сакральное, нравственность, сцена, жертвенник.
Античный театр на сегодняшний день достаточно полнои всестороннеизучен: о нем написаны десятки, если не сотни исследований. Можно выделить фундаментальные исследования Евреинов «Происхождение драмы»; Д.П. Калистов «Античный театр»; Головня В.В. «История античного театра», его же «Древнегреческая драма и театр»; В. Ярхо «Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии»; коллективный труд (Н.М. Черемухина, А.Ф. Лосев и др.) «Греческая трагедия». Особо стоит упомянуть учебник «История зарубежного театра. Театр Западной Европы» (Учебник для культ.просвет. и театр. учебн. заведений. В 4х ч, 19711987). Здесь весьма подробно описан античный театр. Также широко представлен он в «Театральнойэнциклопедии»в 5титомах, выпущенной издательством «Советская энциклопедия», под редакцией С.С. Мокульскогов 19611965гг.Из зарубежных исследований можно назватьнемецкий «Всеобщий театральный словарь...» (Allgemeines TheaterLexikon oder, Encyklopädie alles Wissenwerthen fűr Bühnenkünstler., Dilettanten und Theaterfreunde. Vol. 17. Altenburg und Leipzig, 18391842); итальянскую«Энциклопедиязрелищ» (Enciclopedia dello Spettacolo. Vol.19. –Roma,19541966). Отдельныеисследования: Roy C. Flickinger The «Greektheater and its drama»; Peter Wilson «Greek Theatre and Festivals»; J.E.Harrison «Ancient Art and Ritual».Вместе с тем античный театр –это такая широкая тема для исследований, чтона сегодня нельзя сказать, будто в ней все изучено. Так, например, нам достаточно хорошо известны термины античного греческого театра, которые описывают устройство театра, части представления, исполнителей и пр. В то же время крайне скудно освящена религиозная составляющая античных театральных представлений. Вместе с тем, достаточно ясно выявлена связьантичного спектакля cмистериальными действиями культа Диониса, которая не подлежит никакому сомнению. Но характер этой связи, ее глубина не исследована. Более того отечественные исследователи прошлых десятилетий были склонны не обращать внимание на сакральную сторону театральных представлений, которая не только существовала, была явной, но и нашла свое отражение в театральных терминах. Это замалчивание или безразличие происходило по разным причинам, одна из которых антирелигиозная компания, которая быларазвернута в наше стране практически весь ХХ век. В этой связи вспоминается один симптоматичный для советской эпохи случай. Когда известный филолог И.П. Хориков работал над большим «Греческорусским словарем»(это были годы запрета на все темы какимлибообразом связанные с религией), то консультантэксперт, приглашенный издательством «Большая Советская энциклопедия» потребовал убрать из его словаря, уже готового к изданию, всю религиозную терминологию, как «абсолютно ненужную» [1,3]. Тогда Хориков предъявил издательству ультиматум: либо словарь выходит как есть, либо он снимает с книги свое имя как автор. В итоге словарь вышел так, как его подготовил Хориков.Нечто подобное, наверное, происходило и с изданием исследований по театру. Так, Авдеев А.Д. в книге «Происхождение театра», изданной в 1959 г., сокрушался, что в истории древнегреческого театра труды «Ф.Энгельса не нашли до сих пор должного отражения» [2,211]. Видимо потом это удалось осуществить.Таким образом,многочисленные книги и учебники по Истории античного театра, особенно те, что были выпущены в ХХ веке в нашей стране, существенно ограничивали термины античного театра лишь их технической или функциональной стороной. Те же, что касались и были связанны с сакральной сущностью греческого театрального представления, в подобных изданиях не встречались. Все это обедняло не только изучающего данный предмет, но и саму театральную науку. Выбрасывался из поля научного исследования целый пластзнаний о греческой роли и культе Диониса. В итоге десятилетиями формировалось неправильное(неполноценное) представление об античном театре, особенно греческом, ибо он, как никто другой, был связан с сакральными формами греческого дионисийского культа. Итак, на сегодняшний становится особенно актуальным вопрос о введении в научный и театральный оборот терминов связанных с сакральной стороной античного театра.Мы хорошо знаем этимологию слова театр(θέατρον), что означают термины «сцена» (σκηνή)и«орхестра» (ορχήστρα); многие технические обозначение элементов театрального здания,название различных технических приспособлений и даже названия актера(ипокрит),знаем,как появились термины «комедия» и «трагедия», «тетралогия». И ровно столько же терминов(если не больше),совсем неизвестны нашим учебникам, аименноони уже не с технической, но содержательносущностной стороны раскрывают нам природу театрального представления. И здесь вовсе не стоит обращаться к аристотелевскому мимесису(μίμησις), ибо он не нашел своего отражения ни в одномтеатральном термине, но лишь в позднюю эллинистическую эпоху исполнителялитературных мимов стали называть мим(ед. ч. μίμος, мн. μίμοις).Хотя древний смысл этого греческого слова никоим образом не был связан с одним лишь «подражанием»(которому ближе латинское «imitatio»), оно относилось к культовому действу жреца дионисийских мистерий, составлявшему синкретическое единство танца, музыки и пения. Первичное значение мимесиса было скорее «выразительное представление». Постепенное сужение круга его значений происходит до середины V века, когда отязыка культа оно пришло в философский язык.Тогда мимесис стал пониматься как «подражание способу действия природы» (Демокрит); «простое копирование» (Платон); «творческое воспроизведение» (Аристотель)Нет смысла многоговорить о культе Диониса и о возникновении театральных представлений из его недр. Театр явился зрелищной формой его почитания. В связи с этим аспектом –«зрелище», от глагола (θεωρέω –смотреть (в качестве зрителя) – и произошло первое наименование –θεωρία («феория») зрелище, театральное, празднество[3,784]. Вместе с тем, первоначальное обозначения театральных действий было связано также и с понятием «жертвенник». В древнегреческом «ή θυμέλη» («фимела»)–это жертвенник, алтарь. Так еще назывался в афинском театре «алтарь Диониса, возвышение в центре орхестры»[3,799](игровой площадки), с которого корифей управлял хором; «жертвенник между сценой и местами для зрителей»[4,614]. Вокруг этого жертвенника двигался хор, а на ступенях его стоял корифей (предводитель хора). Этотжертвенникнеследуетсмешиватьсостолом, которыйпомещалсявозлефимелы ислужилместомдлязакланияиразрезаниянанемжертвенныхживотных. Постепенно первоначальноезначениефимелы сглаживалось, иэтимназваниемвпоследствиисталаобозначатьсявообщевсяорхестра, авселица, находившиесяворхестре, какхористы, флейтистыидр., называлисьфимеликами(οί θυμελικοί), впротивоположностьактерам.В римском театре, уже не было жертвенника Дионису, хотяримлянезналииупотреблялиэтослово («ή θυμέλη»),обозначаяимтучастьсцены, гдестоялифлейтистыивсемузыканты, занимавшиеугрековорхестру. Впоследствиидажеисценасталаназыватьсяфимеливсеактерыбезразличияфимеликами.Этим словом –«ή θυμέλη», –в Древней Греции могли назвать сцену, театри дажедраматурга (ο από της θυμέλης). Говоря о драматических произведениях, употребляли слово τό θυμελικόν (театральность, сценичность). Прилагательное θυμελικούς –прилагательное во множественном числе означало театральный, сценический. И даже театральные представления назывались поначалу (θυμελικοι αγωνες –«алтарные состязания») и включали не только состязания в драматических представлениях, но также в песне, танце.А вообще всех участников спектакля в древнегреческом театре делили на две группы:οί σκηνικοί (скиники)–актеры; οί θυμελικοί (фимелики)–участники хора и музыканты.
Упозднейших писателей (после Аристотеля) актеров называли–«θυμελικοί άντροποι» (если буквально, то –«алтарные люди», но здесь, скорее, «театральные люди»).Вероятно,именно потому что в римских театрах на сценах не было жертвенника (ή θυμέλη) Дионису, а этим словом называли место, где стояли музыканты, позволило известному комментатору церковных канонов Вальсамону,называть этим словом тех, которые «поют свадебные песни и с музыкальными орудиями»[5,511]. Возможно, в свободное времятеатральные музыкантыходили по свадьбам, но как мы видим из вышеприведенных данных,на самом деле в греческом театре этот термин имел совершенно другое значение, чем трактовал егоВальсамон. Термин «сценический» –ήσκηνή(скини) также относился к понятию «представление», «зрелище»(пославянски «позорище»). При этом существовало очень точное разделение исполнителей, как в греческомязыке, так и в церковнославянском:οί σκηνικοίς(скиникис) –позорищные;οί μίμοις (мимы) –глумящиеся.
Подобное разделение существовало еще со времен Римской империи, и в первом случае так назывались театральные исполнители (актеры), а во втором –мимы, клоуны. Подобные названия совсем не характерны для классической Греции, когда собственно театр (θέατρον) достиг своего апогея развития. Тогда актеров называли так:ή σκηνή –общее название всех причастных сцене, т.е. театральному творчеству. Например: σκηνογραφία –декорационное искусство, σκηνογράφος –театральный живописец. Кроме того так могли назвать и само театральное произведение;σκηνήν –сценические, действующие на сцене, т.е. актеры;σκηνικός –«сценический», так Плутарх называл актеров –ό σκηνικός;ό υποκριτής –«ответчик» (хору) от ή υποκρίσής –ответ. Но также называли и саму сценическую игру;ό ηθοποιός –дословно «характеродел», воспитывающий нравы, влияющий на душевный облик, образующий характер;ό ηθολόγος –«изобразитель нравов»;ό θεατρίνος –«театральный»;ό πρωταγωνιστής –актер, исполняющийглавную роль;ό ανταγωνιστής –соперник главного героя, противодействующий ему. ό δεύτεραγωνιστής –второй актерό τριταγωνιστής –третий актер.
Слово «мим» (μίμος) появилось довольно поздно, в эпоху эллинизма (IVIIIвв. до н. э.). Так стал называться особый вид представлений народного театра. Создание этого жанра приписывалось сиракузцу Софрону. Сначала (Vв. до н. э.) это были чисто литературные произведения, бытовые комедии в прозе без хора, потом их стали разыгрывать, а их исполнителей стали также называть «мимами» (μίμοις). Это были короткие сценки комедийной направленности, бытового характера, с сюжетами из повседневной жизни и жизни социальных низов. Значительноечислоизображениймимов (исполнителей) имеетсяввазовойживописи.В своем известном труде о греческой мифологии Диодор Сицилийский касается и Диониса. Его он называет «изобретателем священных состязаний»[6,21](в оригинале «θυμελικών αγώνων»[7,355356]), он учредил театры и создал систему мусических представлений. Музыка (греч. μουσική, дословно «мусики», прилагательное от греч. μούσα–муза). Искусства, которым покровительствуют музы, у греков назывались мусическими. Позже для их обозначения был употреблен собирательный термин «музыка».
Благодаря Дионису «появились люди, свободные от общественных повинностей, а также занимающиеся определенным родом мусического искусства в военных походах. Впоследствии были созданы мусические сообщества умельцев, «техников»(τεχνιταί), причастных к искусствам, связанных с Дионисом, причем посвятивших себя такого рода деятельности Дионис освободил от налогов[6,21].Начиная с IV в. до н.э. «Дионисовы умельцы» представляли собой сильные профессиональные объединения, которые заключали соглашения с городскими властями о всякого рода театральных представлениях, а члены их освобождались от военной службы и уплаты налогов.Таким образом, анализ терминов античного театра открывает перед нами новое направления для его научного исследования. Понимание сущности театра как явления сложного и многомерного, а также исторического процесса его зарождения и эволюции, не должно формироваться только лишь на изучении функциональнотехнических терминов. Раскрывая значение терминов сакральных, позволяет нам выйти на понимание иных смыслов и сущности театра, и взглянуть на него совсем с другой стороны.
Ссылки на источники1. Хориков И.П. Учебник греческого языка. В 2х частях. –СвятоТроицкая Сергиева Лавра, 2006. Часть I. – 415 c.2. Авдеев А.Д. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. –Л.М.: Государственное издательство «Искусство», 1959. –266 с.3. Дворецкий И.Х. Древнегреческорусский словарь. В 2х т. –М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958. Т.1. –1043 с.4. Вейсман А.Д. Греческорусский словарь. Издание пятое. –С.Петербург, Издание автора, 1899. –694 с. 5. Правила Святых Апостол, Святых Соборов, Вселенских и Поместных, и Святых Отец с толкованиями. В 3х томах. –Москва, Издание Московского Общества любителей духовного просвещения, 18761880. Т. 3. 1880. –880 с.6. Диодор Сицилийский. Греческая мифология (Историческая библиотека). Перевод с древнегреческого О.П. Цыбенко. –М., Лабиринт, 2000. –224 с. (Серия «Античное наследие»). 7. ΔιόδωρουΣικελιώτη. ΒιβλιοθήκηςΙστορικής.Βίβλος τετάρτη. / Diodor of Sicily in Twelve Volumes II. Books II. With an English translation by C.H. Oldfather. –London, Harvard University Press, 1935. –539 с.