Маркетинг дополнительных образовательных услуг по профилю организации среднего профессионального образования как элемент системы качества образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Полонский Е. В., Вереницина Г. А. Маркетинг дополнительных образовательных услуг по профилю организации среднего профессионального образования как элемент системы качества образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1956–1960. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96310.htm.
Аннотация. Авторы статьи рассматривают понятие маркетинга и качества образовательных услуг. В статье рассматривается возникшая проблема дефицита финансирования бюджетных образовательных учреждений. Изучается возможность покрытия дефицита за счет развития системы платных дополнительных образовательных услуг.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Вереницина Галина Андреевна,директор государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Орский индустриальный колледж»

Полонский Евгений Викторович,преподаватель государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Орский индустриальный колледж», магистрант Орского гуманитарнотехнологического института (филиала) ОГУ

Маркетинг дополнительных образовательных услуг по профилю организации среднего профессионального образования

как элемент системы качестваобразования

Аннотация.Авторы статьи рассматривают понятие маркетинга и качества образовательных услуг. В статье рассматриваетсявозникшаяпроблемадефицита финансирования бюджетных образовательных учреждений. Изучается возможность покрытия дефицита за счет развития системы платных дополнительных образовательных услуг.

Ключевые слова:маркетинг дополнительных образовательных услуг, образовательный маркетинг, качество образования, среднее профессиональное образование.

Модернизация современной российской экономики немыслима без модернизации отечественной системы образования. Современный этап развития требует совершенно иного подхода к услугам некоммерческого характера. Образование в современном обществе из бесплатной возможности, оплачиваемой государством, превратилось в некий платный товар, точнее услугу. Трансформационные процессы в экономике не обошли стороной и рынок образовательных услуг. Количество операторов и спектр реализуемых образовательных программ на этом рынке становится с каждым годом все больше, а следственно растет уровень конкуренции на рынке услуг профессионального образования. Учебные заведения попали в ранее не известную для них атмосферу, в которой выживать и зарабатывать приходится самостоятельно. Учреждениям профессионального образования пришлось искать инструменты для формирования стратегии развития и ее приспособление к среде функционирования ОУ, таким инструментом явились маркетинг и система гарантий качества образовательных услуг. Сформулируем определения понятий«маркетинг образовательных услуг» и«качествообразования»[1].Приведем определение перечисленных терминов.Образовательная услуга совокупность результатов образовательного процесса и сопутствующих ему вспомогательных процессов, представленная высшим образовательным учреждением на рынке образовательных услуг и непосредственно направленная на удовлетворение установленных и предполагаемых образовательных потребностей конкретного потребителя[2].Для определения термина маркетинг воспользуемся трактовкой предложенной кафедрой маркетинга Санкт Петербургского государственного университета экономики и финансов: «Маркетинг –это философия и инструментарий взаимодействия хозяйствующих субъектов социальноэкономической системы по поводу изучения, создания, воспроизводства и удовлетворения спроса конечных потребителей, их потребностей в товарах и услугах с целью получения прибыли или достижения иных результатов» [3].Организация эффективной маркетинговой деятельности образовательного учреждения является составной частью процесса обеспечения качества образовательных услуг.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 дает следующее определение: качество образования –это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы[4].Основным элементом маркетинговой деятельности учебного заведения является система контроля качества образовательных услуг. Система контроля качества образования –это группа показателей контроля освоения уровней профессиональной программы подготовки специалистов, включающих оценку формирования профессиональных и общих компетенций, в процессе получения знаний, умений и навыков[1].Система контроля качества образовательных услуг включает в различные элементы, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1 –Система контроля качества образовательных услуг в РФ

Изображенная на рисунке 1 схема контроля качества в отечественной системе образования представляет сложную систему контроля, которая включает внутренний (Собственный ККО) и внешний контроль качества образовательных услуг (Собственный и Сторонний ККО). Сформулируем определение этих видов контроля. I. Собственный ККО –это система показателей, разработанных образовательным учреждением в соответствии с федеральными государственными стандартами, направленных на постоянныймониторинг качества подготовки специалистов включающий в себя текущий, промежуточный и итоговый контроль.Одним из важных элементов системы контроля качества на современном этапе развития является мониторинг маркетинговой внешней и внутренней среды образовательного учреждения. Данный мониторинг включает оценку следующих показателей:1) Внутренняя среда: маркетинг, финансы, персонал, процесс обучения.2) Внешняя среда подразделяется на макро и микросреды.Макроокружение –комплекс факторов внешней среды, оказывающий влияние на организацию, но не поддающиеся влиянию со стороны образовательного учреждения. К данным факторам относятся:

демографические факторы (рост или снижение рождаемости через определенный период времени достаточно серьезно сказываетсяна росте или снижении количества абитуриентов, а соответственно и будущих студентов);

политикоправовые факторы (к данной группе относят изменения в законодательстве, политическая ситуация в стране. Последним важнейшим изменением в законодательной базе повлиявшим на всю систему отечественного образования стало принятие нового закона «Об образовании в Российской Федерации»);

социальнокультурные факторы;

экономические факторы (к этой группе факторов можно отнести общую экономическую конъюнктуру, в томчисле рост или снижение благосостояния населения, что формирует спрос на образовательные услуги в том числе платные.

факторы научнотехнического прогресса (подталкивают образовательные учреждения к постоянному совершенствованию научнотехнической базы для подготовки специалистов). Данные факторы не поддаются влиянию со стороны образовательного учреждения, но влияние этих факторов должно нивелироваться, снижая негативное влияние данных событий.Другим элементом внешней среды организации является маркетинговая микросреда. Микросреда –это комплекс факторов и событий которые поддаются влиянию со стороны организации. В микросреду образовательного учреждения включаются следующие факторы:

клиенты (потребителем в данном случае могут быть два различных агента рынка. Если товаром является образовательная услуга, то потребителем будет абитуриент, затем обучающийся, а если товаром является выпускник как квалифицированный специалист, то потребителем будут компании и фирмы которые являются работодателями);

конкуренты (в современной ситуации, когда образовательные учреждения профессионального образования принимают абитуриентов, родившихся в 19951999 годы, годы демографического кризиса, конкурентная борьба становится более жесткой, и что бы выжить в этой конкурентной борьбе образовательному учреждению необходимо постоянно повышать качество предоставляемых образовательных услуг, ценовую и коммуникационную политику);

поставщики;

посредники;

контактные аудитории.II. Сторонний контроль –система мероприятий, осуществляемых министерством образования и науки Российской Федерации и подведомственными ему структурами, а так же сторонними аудиторскими фирмами специализирующимися на аудите качества образовательных услуг, направленными на определение соответствия реализуемых программ федеральным (в некоторых случаях международным) стандартам образования. Система внешнего контроля качества образовательных услуг,входящих в обязательные и осуществляемые органами государственной власти включает:а) государственное лицензирование деятельность лицензирующих органов по предоставлению образовательным учреждениям, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования [5]б) государственная аккредитация –это установление или подтверждение государственного аккредитационного статуса образовательного учреждения по типу (высшее учебное заведение) ипо виду (институт, академия, университет), уровня реализуемых образовательных программ и их направленности, а также соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям сроком на 5 лет.Образовательная услуга, как товар может быть рассмотрена с позиции мультиатрибутивной модели товара (ММТ). ММТ включает три основных элемента: товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением.ММТ образовательной услуги выглядит следующим образом:

Товар по замыслу: предоставление возможности общения на профессиональные темы, творческая организация образовательного процесса, предоставление работы;

товар в реальном исполнении: предоставляемая специальность, высокое качество обучения, стоимость обучения, непосредственно само учебное заведение;

товар с подкреплением: трудоустройство студентов и выпускников, стажировка, профессиональное консультирование, повышение квалификации, ассоциации выпускников и т.д.Цена (Price). Ценообразование на услуги государственных образовательных учреждений регулируется на федеральном уровне. В таблице 1 рассмотрим структуру цены на образовательные услуги.Таблица 1 Базовый норматив затрат на единицу образовательной услуги

Направление затратБазовыйнорматив затрат%Затраты непосредственно связанные с оказанием услуги57,5В т.ч. фонд оплаты труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании образовательной услуги57,4Затраты на общехозяйственные нужды 42,5

фонд оплаты труда прочего персонала28,5

затраты на коммунальные услуги в т.ч. услуги связи, транспортные услуги5,5

затраты на содержание объектов особо ценного движимого и недвижимого имущества.1,9

прочие (повышение квалификации, пополнение библиотечного фонда, культурномассовая работа, производственная практика)6,6Итого100

Исходя из данных таблицы 1 можно сделать вывод, что большая часть суммы приходится на заработную плату персонала принимающего непосредственное участие в образовательном процессе.Продвижение (Promotion). В систему маркетинговых коммуникаций входит –реклама, salespromotion(стимулирование сбыта), publicrelations(пиар, связи с общественностью), прямые продажи, брендинг. Поскольку отрасль образования,не смотря на «ускоренную коммерциализацию» является специфичной, не все элементы интегрированных маркетинговых коммуникаций могут быть использованы [6].Объектом исследования в работе являлось государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Орский индустриальный колледж». Данное образовательное учреждение осуществляет подготовку на уровне среднего профессионального образования.

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования [4].В рамках исследования был проведен маркетинговый анализ деятельности Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Орский индустриальный колледж».Конкурентная среда Орского индустриального колледжа представлена следующими образовательными учреждениями города:Орский технический техникум;Орский педагогический колледж;Орский нефтяной техникум;Орский машиностроительный колледж;Орский техникум транспорта;Торговотехнологический техникум;факультет среднепрофессионального образования Орского гуманитарнотехнологического института (филиала) ОГУ.Рассмотрим проведенный SWOTанализ деятельности колледжа.Таблица 2SWOT–анализ деятельности ГАПОУ «ОИК»

Возможности Угрозы

Совершенствование и развитие внебюджетной деятельности;

Развитие учебноматериальной базы;

Развитие открытого образования на базе дистанционных форм обучения;

Расширение перечня основных образовательных программ;

Расширение перечня программ дополнительного образования;

Использование в образовательном процессе ресурсов Интернет;

Разработка педагогических технологий с использованием компьютерного и информационного обеспечения;

Автоматизация системы мониторинга качества организации образовательной деятельности;

Формирование дополнительного контингента студентов колледжа, обучающихся на договорной основе;

Расширение взаимовыгодного делового сотрудничества с предприятиями г.Орска и региона;

Расширение взаимовыгодного сотрудничества с образовательными учреждениями общего и высшего профессионального образования города и региона

Снижение общего уровня жизни населения;

Снижение платежеспособности потребителей образовательных услуг;

Нестабильность политической ситуации и отсутствие идеологических ориентиров в обществе;

Противоречивость законов и правовых актов, касающихся образовательной сферы;

Появление нормативных актов, резко снижающих экономическую самостоятельность образовательных учреждений;

Ухудшение демографической ситуации, рост наркомании и алкоголизма;

Переориентация потенциальных абитуриентов из школ г. Орска на учреждения среднего профессионального образования других городов региона;

Организация предприятиями г. Орска курсов повышения квалификации для своих сотрудников по экономикоуправленческомуи компьютерному циклам, техническим циклам на базе ГАПОУ «ОИК»;

Исследование рынка образовательных услуг;

Постоянное внимание к наращиванию ресурсов для создания современной учебноматериальной базы;

Постоянное внимание к созданию условий для использования новейших педагогических технологий;

Повышение квалификации преподавателей в различных формах;

Рациональное использование всех видов ресурсов;

Наличие хорошо поставленной системы Большой отсев студентов в течение года;

Слабый рыночный менталитет отдельных преподавателей;

Старение педагогических кадров традиционных отраслевых специальностей;

Нестабильность развития, определяемая зависимостью возможности развития учебноматериальной базы от объема оказываемых платныхобразовательных услуг.управленческого учета;Развитие компьютеризированной библиотечной системы;Возможность широкого доступа к ресурсам Интернет;

Создание условий для развития физкультуры и спорта;Реализация схемы «колледж вуз».

Подготовку специалистов осуществляет коллектив педагоговпрофессионалов, среди которых 11 Почетных работников СПО Российской Федерации. 74% преподавателей имеют высшую и первую категории.Основным достоинством хорошо работающего образовательного учреждения среднего профессионального образования является обеспечение самодостаточного и наиболее востребованного личностью и обществом уровня образования.На выполнение этой задачи нацелена работа творческого коллектива педагогов Орского индустриального колледжаВ таблице 3 представлены данные о квалификации педагогического коллектива ГАПОУ «ОИК».Таблица 3 Состав и структура педагогов ГАПОУ «ОИК» за 20122014 гг. (по категориям)

Категория2012Удельный вес, %2013Удельный вес, %2014Удельный вес, %Первая 3562,54253,24757,3Вторая23,6



Высшая1933,92531,62631,7Без категории

62,51215,2911,0Всего5610079100,082100,0Анализ данных таблицы 3 показывает, что на протяжении периода 20122014 гг. доля преподавателей с первой и высшей категорией увеличивается. Рассмотрим темпы роста и абсолютный прирост описанных выше значений.Таблица 3Динамика педагогического состава (по категориям) ГАПОУ «ОИК» 20122014 гг.

Категория201220132014Абсолютное отклонение, +/Относительное отклонение, %2013/20122014/20132013/20122014/2013Первая 35424775120112Вторая2



Высшая19252661132104Без категории

129

3

75Всего567982233141104

Анализ проведенных расчетов абсолютного и относительного отклонения в таблице 2.2 показывает, что общее число преподавателей увеличилось в 2013 году относительно 2012 г. на 41%, а в 2014 г. на 4%. Позитивная тенденция наметилась и в снижении числа преподавателей, не имеющих категории в 2014 году по сравнению с 2013 их численность, снизилась на 25%. Количество педагогов с первой квалификационной категорией выросло на 20% в 2013 г. и на 12% в 2014 г. Численность преподавателей с высшей категорией так же отмечена ростом в 2013 г. рост составил 32%, а в 2014 г. 4%.Орский индустриальный колледжоборудован 41 кабинетом для учебных дисциплин и лабораториями, для проведения лабораторных занятий; спортивным, актовым залами, имеется музей, в котором выставлены экспонаты, посвященные истории колледжа. 10 кабинетов колледжа предназначены для дисциплин общеобразовательного цикла, остальные кабинеты –для специальных дисциплин.Основным элементом деятельности современного образовательного учреждения является развитие услуг в области дополнительного профессионального образования.Рассмотрим основные подходы к определению дополнительного профессионального образования (ДПО).В соответствии с новым Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ, ст.76 «дополнительное профессиональное образование можно определить, как деятельность, направленную на удовлетворение профессиональных и образовательных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды» [4].Дополнительное профессиональное образование это система непрерывного образования, включающая в себя совокупность взаимодействующих, преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся по отдельным дополнительным профессиональным программам и направлениям [7].Дополнительное профессиональное образование направлено на непрерывное повышение профессиональных знаний и умений граждан в течение всей жизни, в том числе с целью удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей человека, постоянной его адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, совершенствования профессиональной квалификации граждан, на подготовку к выполнению новых видов профессиональной деятельности на базе среднего профессионального и высшего образования.Дополнительное профессиональное образование может быть получено в форме самообразования, а также в образовательных организациях дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организациях, и образовательных организациях высшего образования.Дополнительное профессиональное образование может быть также получено в организациях, осуществляющих обучение, в соответствии со статьей 32 Федерального закона «Об образовании».Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование[8].ДПО включает в себя следующие виды обучения:

Дополнительное к высшему образование с выдачей диплома "О дополнительном ( к высшему) образовании"

Профессиональная переподготовка с выдачей государственного диплома "О профессиональной переподготовке"

Повышение квалификации с выдачей удостоверения о краткосрочном повышении квалификации по программам от 72 до 100 ак.час. и свидетельства о повышении квалификации по программам от 100 до 500 ак. час.

Стажировки с выдачей удостоверения о краткосрочном повышении квалификации.

Курсы, тренинги, семинары и мастерклассы с выдачей сертификата.Высокое качество оказываемых услуг дополнительного профессионального образования в ГАПОУ «ОИК» демонстрирует количество обучающихся по программам ДПО.В филиале ГАПОУ «Орский индустриальный колледж» в г. Гай, на протяжении нескольких лет успешно реализуется подготовка по различным программам дополнительной профессиональной подготовки. Рассмотрим результаты работы в области реализации программ ДПО в г. Гай (Табл. 5, 6, 7).Таблица 5 Результаты деятельности филиала ГАПОУ «ОИК» в г. Гай в области дополнительной профессиональной подготовки за 2012/2013 учеб. год.

Наименование программ по профессиональному обучениюКоличество слушателей в 2012/2013 учебном годуСтоимость обученияОбщая суммаТрактористмашинист сельскохозяйственного производства категории С,Е,Д101180001818000Электрогазосварщик2012000240000Водитель автомобиля категории «В»4218000756000Слесарьремонтник248000192000Повар9500045000Итого196

3051000

Таблица 6 Результаты деятельности филиала ГАПОУ «ОИК» в г. Гай в области дополнительной профессиональной подготовки за 2013/2014 учеб. год.

Наименование программ по профессиональному обучениюКоличество слушателей в 2013/2014 учебном годуСтоимость обученияОбщая суммаТрактористмашинист сельскохозяйственного производства категории С,Е,Д4718000846000Электрогазосварщик2112000252000Повар6500030000Итого74

1128000

Таблица 7

Результаты деятельности филиала ГАПОУ СПО «ОИК» в г. Гай в области дополнительной профессиональной подготовки за 2014/2015 учеб. год.

Наименование программ по профессиональному обучениюКоличество слушателей в 2014/2015 учебном годуСтоимость обученияОбщая суммаТрактористмашинист сельскохозяйственного производства категории С,Е,Д3918000702000Электрогазосварщик2512000300000Итого64

1002000

Таким образом за три учебных года в г. Гае было подготовлено 334 человека по следующим программам дополнительного профессионального образования: Трактористмашинист сельскохозяйственного производства категории С,Е,Д; Электрогазосварщик; Водитель автомобилякатегории «В»; Слесарьремонтник; Повар.Общая сумма привлеченных в рамках реализации данных программ составила 5.181.000 руб. На основании этих данных можно признать работу эффективной.По результатам проведенного анализа деятельности была разработана программа расширения спектра услуг дополнительного профессионального образованияоказываемых Орским индустриальным колледжем.На основании проведенного маркетингового анализа, данных предприятий, и ГБУ «Центр занятости населения г. Орска» был сформирован спектр программ дополнительного профессионального образования реализуемых в г. Орске:Плавильщик;Литейщики;Кузнечное производство;Термообработка; Электромонтажник по вторичным цепям;Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудования; Электрослесарь (слесарь) дежурный и по ремонту оборудования; Охрана труда;

Оператор ЭВМ;Слесарь монтер;1С «Предприятие»;1С «Бухгалтерия»;1С «Склад»;Курсы начинающего предпринимателя; Логистика;Заточник.Местом реализации перечисленных программ дополнительного профессионального образования будет ГАПОУ «Орский индустриальный колледж» расположенный по адресу Оренбургская обл., г. Орск, ул. Энгельса, д. 32.Цена на предлагаемые услуги будет складываться из следующих элементов:

Затраты непосредственно связанные с оказанием услуги 57,5

В т.ч. фонд оплаты труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании образовательной услуги57,4

Затраты на общехозяйственные нужды 42,5

фонд оплаты труда прочего персонала28,5

затраты на коммунальные услуги в т.ч. услуги связи, транспортные услуги 5,5

затраты на содержание объектов особо ценного движимого и недвижимого имущества.1,9

прочие (повышение квалификации, пополнение библиотечного фонда, культурномассовая работа, производственная практика) 6,6.Предполагаемые результаты деятельности представлены в таблице 8Таблица 8Планируемые результаты деятельности в области реализации программ ДПО 20152016 гг.

Направление подготовкиКоличество слушателейСтоимостьСумма привлеченных денегПлавильщик1518000270000Литейщики1518000270000Кузнечное производство1518000270000Термообработка1518000270000Электромонтажник по вторичным цепям;1012500125000Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудования;1012500125000Электрослесарь(слесарь) дежурный и по ремонту оборудования1012500125000Охрана труда81000080000Оператор ЭВМ8500040000Слесарь монтер108000800001С «Предприятие»53000150001С «Бухгалтерия»53000150001С «Склад»5300015000Курсы начинающего предпринимателя15450067500Логистика15610091500Заточник15650097500Итого1956500

Основываясь на полученных данных в таблице 8можно сделать вывод о том, что результаты внебюджетной деятельности увеличатся на 1956500 руб. Исходя из базовых нормативов на определение цены образовательной услуги определенных в таблице 1.1. фонд заработной платы увеличится 1123031 руб. Планируемые результаты деятельности ГАПОУ «Орский индустриальный колледж» можно признать эффективным.Таким образом,расширяя спектр услуг дополнительного профессионального образования образовательное учреждение сможет совершенствовать комплекс маркетинга, совершенствуятоварнуюполитикуорганизации. Расширение спектра оказываемых услуг за счет программ ДПО,позволит колледжу увеличить объемы внебюджетных поступлений, что является важным моментом в условиях секвестра государственного бюджета в 2016 году.Ростобъема внебюджетных средств говорит повышениикачества работы бюджетного образовательного учреждения.

Ссылки на источники1. Полонский Е. В. К вопросу о системе контроля качества образовательных услуг / Молодежь. Наука. Инновации (18 марта 2014 г.) :материалы Международной научнопрактической конференции / отв. ред. Н. Е. Ерофеева. –Орск:Издательство ОГТИ (филиала) ОГУ, 2014. –281 с. –ISBN 9785842407187.2. Данилова Т.В. Методика оценки конкурентоспособности вузов /Качество и конкурентоспособность в ХХI веке: материалы V Всероссийской научнопрактической конференции. –Чебоксары: Издво Чуваш. унта, 2006. –С. 5561.3.Багиев, Г.Л. Маркетинг : Учебник для вузов. 4е издание. Стандарт третьего поколения / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич. –СПб. : Питер, 2012. –560 с.: ил. ISBN 98754590081284. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации".5. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Точкадоступа: http://obrnadzor.gov.ru/ru/activity/ main_directions/ licensing6. Полонский Е. В. Маркетинг услуг высшего профессионального образования: теоретический аспект // Концепт. –2014. –Современные научные исследования. Выпуск 2. –ART 55030. –URL: http://ekoncept.ru/2014/55030.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X7. Электронный ресурс: официальный сайт Управления образования администрации ГО г. Уфа РБ –Режим доступа: http://www.ufaedu.ru/education/editioneducation8. Полонский, Е.В. Предпринимательская подготовка молодежи как элемент системы дополнительного профессионального образования / Е.В. Полонский, А.К. Кайдашова, И.С. Яне –Материалы всероссийской научнометодической конференции «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры» Оренбург: 2013