Реализация педагогических условий адаптации детей в организациях дополнительного образования
Выпуск:
ART 96345
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Барцаева
Е.
В. Реализация педагогических условий адаптации детей в организациях дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
2126–2130. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96345.htm.
Аннотация. В статье представлена реализация педагогических условий адаптации детей в организациях дополнительного образования.
Текст статьи
Барцаева Елена Васильевна,старший преподаватель кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева», г. Саранскezhovkina.elena@mail.ru
Реализацияпедагогических условий адаптации детей В организациях дополнительного образования
Аннотация. В статье представленареализация педагогических условий адаптации детей в организациях дополнительного образования.
Ключевыеслова:адаптация, педагогические условия, организации дополнительного образования.
В настоящее время особое значение придается дополнительному образованию детей, которое направленона удовлетворение образовательных потребностей винтеллектуальном, духовнонравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании [3].Основная цель организаций дополнительного образования –сформировать,развитьтворческиеспособностидетей, культуруздорового образа жизни, а такжеорганизацияих свободного времени.Одной из таких организаций является Центр продленного дня (при МГПИ им. М. Е.Евсевьева), который оказывает дополнительные услуги детям дошкольного и младшего школьного возраста. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе.Поэтому остановимся на исследовании влияния педагогических условий на процесс адаптации детей.Опытноэкспериментальная работа проходила на базе Центра продленного дня с 2013по 2015 гг. Вэксперименте было задействовано 80 детей дошкольного возраста. Для реализации замысла эксперимента созданы контрольная (КГ) иэкспериментальная группы (ЭГ), состоящие каждая из 40детей.Цель опытноэкспериментальной работы заключалась в исследовании влияния педагогических условий на процесс адаптации детей в организациях дополнительного образования.В качестве педагогических условий адаптации детей нами были выделены следующие: вопервых, создание развивающей образовательной среды; вовторых, организацияпедагогического сопровождения детей; втретьих, взаимодействиеспециалистов, работающих с детьми. Остановимся на реализации данных условий в Центре продленного дня.Для реализации первого педагогического условия нами было разработано положениеосоздании развивающей образовательной среды, которое включало в себя: основные понятия, функции, принципы, основные требования кструктуре исодержанию данной среды, материалы и оборудование для игровой, познавательной, воспитательной, коррекционноразвивающей деятельности, размещение необходимых предметов в группе.Для формирования успешнойадаптацииребенка в большей степени мы использовали предметнопространственные элементы развивающей образовательной среды: организовывалась работа с детьми всенсорной комнате. Основные методы работы в ней: игры и игровые упражнения, направленные на повышение уверенности в себе и адекватной самооценки («Уходи, злость, уходи!», «Два барана», «Тигр на охоте», «Минутка шалости и минутка тишины», «Ругаемся овощами», «Нет! Да!», «Театр прикосновений»), созданию положительного эмоционального фона («Фотография», «Тренируем эмоции», «Колечко», «Глаза вглаза», «Встреча эмоций», «Погрибы», «Рисуем музыку», «Радуга», «Рисуем настроение»); дыхательные упражнения; релаксационные упражнения; беседы исказкотерапия; подвижные игры; наблюдения; музыкотерапия. Такжена занятиях применяли различные технологии: моделирование ипроигрывание сказок («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»), также детям предлагали различные проблемные ситуации, решая которые каждый ребёнок смог «примерить» на себя разные роли (например: «Ты пришёл в гости...», «Спроси как пройти...», «Если опоздал...», «Что делать если неправ...» и др.); игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных умений («Волшебный цветок», «Назови себя», упражнения «Скульптор», «Разноцветный букет»),общеучебных умений (игры для развития аналитикосинтетических умений; игры для развития умений выделять существенное, сравнивать и обобщать, классифицировать объекты и др. («Что перепутал художник?», «Заколдованные картинки», «Четвёртый лишний», «Что не подходит»); социальнобытовых умений («Вымой кукле руки», «Подберем куклам одежду»).Следует отметить, что на всех структурных компонентах занятия нами эффективно применялись различные дидактические материалы иоборудование, например, элементы дидактического комплекта «Пертра», материалы М.Монтессори иВ.Воскобовича; игровой методический комплекс «Логические блоки Дьешена», которые способствуют ускорению процесса развития у детей логических структур мышления иматематических представлений; развивающие игры Б.П.Никитина способствуют интеллектуальнотворческому развитию ребенка («Сложи узор», «Состав числа», «Логические кубики», «Разноцветные постройки»); ламинированные дидактические игры и пособия (математика, моторика, форма, изучаем свое тело, животные)и др.Таким образом, именно среда, в которой находятся дети, имеет существенное значение для их адаптации в новых социальных условиях.Реализация второго условия происходила поэтапно. На первом (диагностическом) этапе педагогического сопровождения нами была собрана информация о детях по следующим направлениям: моторное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, общение, личностная сфера, навыки деятельности. При этом использовался широкий спектр различных методов: тестирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов разных видов деятельности детей, документации, представленной образовательными организациями.
На втором (поисковом) этапе сопровождения анализировалась полученная информация о детях. По результатам диагностики каждый специалист заполнял представления на детей: педагогпсихолог –психологическое представление, учительдефектолог –дефектологическое, учительлогопед –логопедическое. Мнения каждого специалиста анализировались, и с учетом обобщенных результатов составлялась характеристика на ребенка. На третьем (консультативнопроективном) этапе осуществлялась совместная выработка рекомендаций для ребенка, родителей и специалистов. Специалистами совместно составлялся комплексный план работы в виде индивидуального образовательного маршрута,где определялись каждого специалиста в процессе сопровождения. Определялось количество занятий внеделю, примерные сроки индивидуального образовательного маршрута. На четвертом (деятельностном) этапе реализовывали индивидуальный образовательный маршрут, конечная цель которого состоит в том, помочь ребенку врешении задач его развития, адаптации к жизни вобществе посредством самостоятельного использования полученныхжизненно важных знаний и навыков. При построении и реализации маршрута учитывались следующие факторы: индивидуальные особенности ребенка; возраст ребенка; наиболее развитые функции, сформированныенавыки, возможности социальнойадаптации; социальная ситуация развития, семейная микросреда; организационные возможности образовательной организации, осуществляющей сопровождение.На этом этапе занятия проводились с учетом дифференцированного ииндивидуального подходов. Большое значение придавалось фронтальным формам работы, так как именно на этих занятиях организовывалось проведение совместных игр, обеспечивающих межличностное общение, разные виды деятельности. Групповая форма работы помогает преодолеть негативизм, замкнутость идругие особенности характера детей, возбудить уних интерес кзанятиям путем организации различных игровых иучебнопознавательных ситуаций, например, «В магазине», «На детской площадке», «В детском саду» и др. Очень эффективно, когда занятие начинали сигровых, сюрпризных моментов, что давало психологический эмоциональный настрой. На последнем (рефлексивном) этапе проводился анализ реализации задач сопровождения, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения. Опираясь на данные, полученные в итоговой диагностики разными специалистами, осуществлявшими процесс сопровождения конкретного ребенка, делается вывод обэффективности деятельности специалистовобразовательного учреждения посозданию условий для полноценного развития ребенка[2].Реализация третьего условия наглядно демонстрировала профессиональную взаимосвязь всех специалистов организации в работе сребёнком. Работа специалистов строилась исходя изследующих принципов: осознание общей цели, понимание необходимости совместной работы для достижения цели, энтузиазм вдостижениицели, личная ответственность каждого за общий результат, уважение ко всем членам, взаимопонимание, искренность, готовность к взаимопомощи, равноправное участие всех специалистов в образовательном процессе, ответственность за результаты общей работы, чёткое распределение ролей всех членов и соблюдение приоритетности их участия в решении конкретных педагогических задач.Координирующую роль по адаптации детей всредеосуществлял педагогпсихолог. Остальные специалисты работали в тесном контакте друг с другом,стремились кединому подходу к каждому ребенку и единому стилю работы в целом.Так, основной целью в работе педагогапсихолога является координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль заорганизацией работы, анализ эффективности, т.е. обеспечение взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, что является одним из важнейших условий успешного включения детей вразвивающую образовательную среду.Далее распределялись основные направления работы специалистов. Педагогпсихологтакженаблюдал запсихическим развитием детей, проводил занятия по формированию пространственных представлений и произвольного компонента деятельности,индивидуальную и групповую игротерапию, анализировал готовность детей к обучению в школе, организовывалспециальные занятия сдетьми, давал рекомендации педагогам группы по подбору эффективных методов работы спроблемными детьми, проводит консультирование родителей. Речевое развитие детей реализовывал учительлогопед. Именно он проводил занятия по развитию речи, организовывал коррекционную речевую работу на индивидуальных иподгрупповых занятиях. Логопед осуществлял подготовку и обучение грамоте детей, он координировал работу всех педагогов группы на других занятиях с целью активизации речевой деятельности детей спатологией речи. Воспитательную иразвивающую работу попознавательному развитию организовывал учительдефектолог. Онпроводи занятия по формированию элементарных математических представлений, конструированию, ориентировке. Социальный педагог изучал условия жизни и семейного воспитания детей. Воспитатель занимался развитием разных видов деятельности рёбенка, особенностей коммуникативной активности икультуры, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций учителядефектолога, педагогапсихолога, учителялогопеда (организация режима, развивающих икоррекционных игри т.д.). Педагоги дополнительного образования реализовывали образовательные программы различной направленности: художественноэстетического цикла, экологические, физкультурнооздоровительные сучетом рекомендаций педагогапсихолога иобязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала.Взаимодействие специалистов осуществлялось в ходе открытых занятий, консультаций, тренингов, семинаровпрактикумов, супервизии[1]. Итак, вокруг детей совместными действиями различных специалистов создавалось единое развивающее образовательное пространство и определенная предметнопространственная среда.Таким образом, реализация педагогических условий способствовала овладениюдетьми: личностными качествами, такими как уверенность в себе, адекватная самооценка, эмоциональное благополучие; элементарными представлениями о себе иобокружающем мире, математическими представлениями,элементарными основами грамматики; общеучебными, коммуникативными, социальнобытовыми умениями и навыками, что обеспечило ихуспешную адаптациюв организациях дополнительного образования.
Ссылки на источники1.Ежовкина, Е. В. Моделирование процесса взаимодействия специалистов педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инновационного гуманитарноориентированного центра образования / Е. В. Ежовкина // Российский научный журнал. –2013. –№ 3 (34). –С.234–240.2.Ежовкина, Е. В. Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инновационного центра образования / Е. В. Ежовкина // Педагогическое образование и наука. –2012. –№ 11. –С. 94–97.3. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273 –ФЗ) // http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovaniedok.html.–[Дата обращения 19.01.2016].
Реализацияпедагогических условий адаптации детей В организациях дополнительного образования
Аннотация. В статье представленареализация педагогических условий адаптации детей в организациях дополнительного образования.
Ключевыеслова:адаптация, педагогические условия, организации дополнительного образования.
В настоящее время особое значение придается дополнительному образованию детей, которое направленона удовлетворение образовательных потребностей винтеллектуальном, духовнонравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании [3].Основная цель организаций дополнительного образования –сформировать,развитьтворческиеспособностидетей, культуруздорового образа жизни, а такжеорганизацияих свободного времени.Одной из таких организаций является Центр продленного дня (при МГПИ им. М. Е.Евсевьева), который оказывает дополнительные услуги детям дошкольного и младшего школьного возраста. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе.Поэтому остановимся на исследовании влияния педагогических условий на процесс адаптации детей.Опытноэкспериментальная работа проходила на базе Центра продленного дня с 2013по 2015 гг. Вэксперименте было задействовано 80 детей дошкольного возраста. Для реализации замысла эксперимента созданы контрольная (КГ) иэкспериментальная группы (ЭГ), состоящие каждая из 40детей.Цель опытноэкспериментальной работы заключалась в исследовании влияния педагогических условий на процесс адаптации детей в организациях дополнительного образования.В качестве педагогических условий адаптации детей нами были выделены следующие: вопервых, создание развивающей образовательной среды; вовторых, организацияпедагогического сопровождения детей; втретьих, взаимодействиеспециалистов, работающих с детьми. Остановимся на реализации данных условий в Центре продленного дня.Для реализации первого педагогического условия нами было разработано положениеосоздании развивающей образовательной среды, которое включало в себя: основные понятия, функции, принципы, основные требования кструктуре исодержанию данной среды, материалы и оборудование для игровой, познавательной, воспитательной, коррекционноразвивающей деятельности, размещение необходимых предметов в группе.Для формирования успешнойадаптацииребенка в большей степени мы использовали предметнопространственные элементы развивающей образовательной среды: организовывалась работа с детьми всенсорной комнате. Основные методы работы в ней: игры и игровые упражнения, направленные на повышение уверенности в себе и адекватной самооценки («Уходи, злость, уходи!», «Два барана», «Тигр на охоте», «Минутка шалости и минутка тишины», «Ругаемся овощами», «Нет! Да!», «Театр прикосновений»), созданию положительного эмоционального фона («Фотография», «Тренируем эмоции», «Колечко», «Глаза вглаза», «Встреча эмоций», «Погрибы», «Рисуем музыку», «Радуга», «Рисуем настроение»); дыхательные упражнения; релаксационные упражнения; беседы исказкотерапия; подвижные игры; наблюдения; музыкотерапия. Такжена занятиях применяли различные технологии: моделирование ипроигрывание сказок («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»), также детям предлагали различные проблемные ситуации, решая которые каждый ребёнок смог «примерить» на себя разные роли (например: «Ты пришёл в гости...», «Спроси как пройти...», «Если опоздал...», «Что делать если неправ...» и др.); игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных умений («Волшебный цветок», «Назови себя», упражнения «Скульптор», «Разноцветный букет»),общеучебных умений (игры для развития аналитикосинтетических умений; игры для развития умений выделять существенное, сравнивать и обобщать, классифицировать объекты и др. («Что перепутал художник?», «Заколдованные картинки», «Четвёртый лишний», «Что не подходит»); социальнобытовых умений («Вымой кукле руки», «Подберем куклам одежду»).Следует отметить, что на всех структурных компонентах занятия нами эффективно применялись различные дидактические материалы иоборудование, например, элементы дидактического комплекта «Пертра», материалы М.Монтессори иВ.Воскобовича; игровой методический комплекс «Логические блоки Дьешена», которые способствуют ускорению процесса развития у детей логических структур мышления иматематических представлений; развивающие игры Б.П.Никитина способствуют интеллектуальнотворческому развитию ребенка («Сложи узор», «Состав числа», «Логические кубики», «Разноцветные постройки»); ламинированные дидактические игры и пособия (математика, моторика, форма, изучаем свое тело, животные)и др.Таким образом, именно среда, в которой находятся дети, имеет существенное значение для их адаптации в новых социальных условиях.Реализация второго условия происходила поэтапно. На первом (диагностическом) этапе педагогического сопровождения нами была собрана информация о детях по следующим направлениям: моторное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, общение, личностная сфера, навыки деятельности. При этом использовался широкий спектр различных методов: тестирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов разных видов деятельности детей, документации, представленной образовательными организациями.
На втором (поисковом) этапе сопровождения анализировалась полученная информация о детях. По результатам диагностики каждый специалист заполнял представления на детей: педагогпсихолог –психологическое представление, учительдефектолог –дефектологическое, учительлогопед –логопедическое. Мнения каждого специалиста анализировались, и с учетом обобщенных результатов составлялась характеристика на ребенка. На третьем (консультативнопроективном) этапе осуществлялась совместная выработка рекомендаций для ребенка, родителей и специалистов. Специалистами совместно составлялся комплексный план работы в виде индивидуального образовательного маршрута,где определялись каждого специалиста в процессе сопровождения. Определялось количество занятий внеделю, примерные сроки индивидуального образовательного маршрута. На четвертом (деятельностном) этапе реализовывали индивидуальный образовательный маршрут, конечная цель которого состоит в том, помочь ребенку врешении задач его развития, адаптации к жизни вобществе посредством самостоятельного использования полученныхжизненно важных знаний и навыков. При построении и реализации маршрута учитывались следующие факторы: индивидуальные особенности ребенка; возраст ребенка; наиболее развитые функции, сформированныенавыки, возможности социальнойадаптации; социальная ситуация развития, семейная микросреда; организационные возможности образовательной организации, осуществляющей сопровождение.На этом этапе занятия проводились с учетом дифференцированного ииндивидуального подходов. Большое значение придавалось фронтальным формам работы, так как именно на этих занятиях организовывалось проведение совместных игр, обеспечивающих межличностное общение, разные виды деятельности. Групповая форма работы помогает преодолеть негативизм, замкнутость идругие особенности характера детей, возбудить уних интерес кзанятиям путем организации различных игровых иучебнопознавательных ситуаций, например, «В магазине», «На детской площадке», «В детском саду» и др. Очень эффективно, когда занятие начинали сигровых, сюрпризных моментов, что давало психологический эмоциональный настрой. На последнем (рефлексивном) этапе проводился анализ реализации задач сопровождения, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения. Опираясь на данные, полученные в итоговой диагностики разными специалистами, осуществлявшими процесс сопровождения конкретного ребенка, делается вывод обэффективности деятельности специалистовобразовательного учреждения посозданию условий для полноценного развития ребенка[2].Реализация третьего условия наглядно демонстрировала профессиональную взаимосвязь всех специалистов организации в работе сребёнком. Работа специалистов строилась исходя изследующих принципов: осознание общей цели, понимание необходимости совместной работы для достижения цели, энтузиазм вдостижениицели, личная ответственность каждого за общий результат, уважение ко всем членам, взаимопонимание, искренность, готовность к взаимопомощи, равноправное участие всех специалистов в образовательном процессе, ответственность за результаты общей работы, чёткое распределение ролей всех членов и соблюдение приоритетности их участия в решении конкретных педагогических задач.Координирующую роль по адаптации детей всредеосуществлял педагогпсихолог. Остальные специалисты работали в тесном контакте друг с другом,стремились кединому подходу к каждому ребенку и единому стилю работы в целом.Так, основной целью в работе педагогапсихолога является координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль заорганизацией работы, анализ эффективности, т.е. обеспечение взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, что является одним из важнейших условий успешного включения детей вразвивающую образовательную среду.Далее распределялись основные направления работы специалистов. Педагогпсихологтакженаблюдал запсихическим развитием детей, проводил занятия по формированию пространственных представлений и произвольного компонента деятельности,индивидуальную и групповую игротерапию, анализировал готовность детей к обучению в школе, организовывалспециальные занятия сдетьми, давал рекомендации педагогам группы по подбору эффективных методов работы спроблемными детьми, проводит консультирование родителей. Речевое развитие детей реализовывал учительлогопед. Именно он проводил занятия по развитию речи, организовывал коррекционную речевую работу на индивидуальных иподгрупповых занятиях. Логопед осуществлял подготовку и обучение грамоте детей, он координировал работу всех педагогов группы на других занятиях с целью активизации речевой деятельности детей спатологией речи. Воспитательную иразвивающую работу попознавательному развитию организовывал учительдефектолог. Онпроводи занятия по формированию элементарных математических представлений, конструированию, ориентировке. Социальный педагог изучал условия жизни и семейного воспитания детей. Воспитатель занимался развитием разных видов деятельности рёбенка, особенностей коммуникативной активности икультуры, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций учителядефектолога, педагогапсихолога, учителялогопеда (организация режима, развивающих икоррекционных игри т.д.). Педагоги дополнительного образования реализовывали образовательные программы различной направленности: художественноэстетического цикла, экологические, физкультурнооздоровительные сучетом рекомендаций педагогапсихолога иобязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала.Взаимодействие специалистов осуществлялось в ходе открытых занятий, консультаций, тренингов, семинаровпрактикумов, супервизии[1]. Итак, вокруг детей совместными действиями различных специалистов создавалось единое развивающее образовательное пространство и определенная предметнопространственная среда.Таким образом, реализация педагогических условий способствовала овладениюдетьми: личностными качествами, такими как уверенность в себе, адекватная самооценка, эмоциональное благополучие; элементарными представлениями о себе иобокружающем мире, математическими представлениями,элементарными основами грамматики; общеучебными, коммуникативными, социальнобытовыми умениями и навыками, что обеспечило ихуспешную адаптациюв организациях дополнительного образования.
Ссылки на источники1.Ежовкина, Е. В. Моделирование процесса взаимодействия специалистов педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инновационного гуманитарноориентированного центра образования / Е. В. Ежовкина // Российский научный журнал. –2013. –№ 3 (34). –С.234–240.2.Ежовкина, Е. В. Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инновационного центра образования / Е. В. Ежовкина // Педагогическое образование и наука. –2012. –№ 11. –С. 94–97.3. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273 –ФЗ) // http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovaniedok.html.–[Дата обращения 19.01.2016].