Методика оценки качества математической подготовки операционных логистов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Полонский Е. В. Методика оценки качества математической подготовки операционных логистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2211–2215. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96362.htm.
Аннотация. В статье автор рассматривает понятие и сущность качества математической подготовки обучающихся. Описываются основные проблемы и требования к формированию методики оценки качества математической подготовки. Описана методика оценки качества математической подготовки операционных логистов через использование системы типовых профессиональных задач. Представлена система статистической оценки сформированности профессиональных компетенций в результате решения типовых профессиональных математических задач.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Полонский Евгений Викторович,преподаватель первой категории ГАПОУ «Орский индустриальный колледж», магистрант Орского гуманитарнотехнологического института (филиала) ОГУ, г.Орскpolonskiyhistor@mail.ru

Методика оценки качества математической подготовки

операционных логистов

Аннотация. В статье автор рассматривает понятие и сущность качества математической подготовки обучающихся. Описываются основные проблемы и требования к формированию методики оценки качества математической подготовки. Описана методика оценки качества математической подготовки операционных логистов через использования системы типовых профессиональных задач. Представлена система статистической оценки сформированности профессиональных компетенций в результате решения типовых профессиональных математических задач.Ключевые слова:качество математической подготовки, методика оценки качества,профессиональные компетенции, логистика, операционная деятельность в логистике, типовые профессиональные задачи.

В современной образовательной системе значительную роль играет процесс обеспечения качества математической подготовки, влияющийна уровень подготовки выпускаемых специалистов.Важнейшей задачей развития российского общества является повышение доступности качественного математического образования, которое должно соответствовать темпам инновационного развития экономики страны, требованиям общества и каждого участника образовательного процесса.Математика всегда была неотъемлемой исущественнейшей составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научнотехнического прогресса и важной компонентой развития личности. Математическое образование есть благо, на которое имеет право любой человек и обязанность общества (государства и всемирных организационных структур) предоставить каждой личности возможность пользоваться этим правом[1].На основе изучения литературных источников можно выделить следующие цели математической подготовки обучающегося:

интеллектуальное развитие обучающихся;

физическая культура для мозга;

подготовка к будущей профессии;

развитие профессиональных компетенций.Обучение студентов экономических специальностей должно основываться на следующих положениях:1) обучать поведению в реальных рыночных условиях;2) подготавливать к деятельности в условиях неполной информации;3) учить выявлять и исследовать экономические связи.Качество математического образования в колледже неотрывно связано с эффективностью деятельности преподавателя и активной самостоятельной работой самого студента. Особое внимание главным образом должно уделяться математической подготовки обучающихся на младших курсах, когда ими активно изучается курс математики 10 –11 класса и элементов высшей математики.Главной проблемой изучения математического курса на специальностях экономического профиля является непонимание обучающимися роли математики в их дальнейшей профессиональной деятельности, что не позволяет сформировать систему взаимодействий для достижения основной цели математического образования.Математическая подготовка это процесс получения обучающимися новых качеств: математических знаний, умений и навыков, мотивации к их получению и применению и самостоятельности в применении полученных знаний и получении новых знаний; а также результат этого процесса. Качество математической подготовки –это определенный уровень достижения целей обучения математике и степень соответствия процесса и результата математической подготовки студентов ожиданиям учащихся и запросам общества в соответствии со следующим параметрами: сформированность внутренней мотивации к получению и применению математической учебной информации, объем, полнота и системность математических знаний, умений и навыков, а также способность студентов к самостоятельному поиску и обработке математической учебной информации [2].Предметом исследования в данной статье является качество математической подготовки операционных логистов.Поскольку практически во всех функциональных областях логистики имеются профессиональные задачи, которые решаются с использованием математических методов.

Преобладание математических методов в решении в деятельности логиста говорит о необходимости совершенствования методов обеспечения качества математической подготовки операционных логистов.Одним из важных элементов обеспечения качества математической подготовки операционного логиста является решение типовых профессиональных задач.Для формирования методики обеспечения качества математической подготовки операционных логистов необходимо дать определение понятия «типовая профессиональная задача».Типовая профессиональная задача –это модель реальной проблемной ситуации,которая может возникнуть в дальнейшей профессиональной деятельности обучающегося [3]. Функции типовой профессиональной задачи:

содержательнаяфункция (какой материал, факты, позиции, суждения лежат в основе формулировки задачи);

процессуальная функция (действия, элементы поведения обучающегося, операции, оценки, ситуации выбора, которые могут возникнуть в процессе решения задачи);

контекстуальная –осуществляет установку связи формулировок конкретной задачис общим проблемным контекстом (общими и профессиональными компетенциями).Состав типовых профессиональных задач и их последовательность должны охватывать все профессиональные компетенции. Структура типовой профессиональной задачи для оценки качества математической подготовки должна соответствовать следующим требованиям1) Наличие обобщенной формулировки задачи, которая содержит описание возникшей практической проблемы, трудностей, а также постановку основного вопроса;2) Определенное ключевое задание в котором говорится о том, что требуется представить в качестве результата решения задачи (т.е. конечный продукт);3) Наличие описания контекста решения задачи (описание условий практической ситуации, характеристика людей, ресурсов и т.д.);4) Определение задания, которые необходимо решить, что позволит зафиксировать уровеньсформированности компетенций;5) Создана система критериев оценки, которые позволят оценить достижение конечного результата обучающимся.В контексте типовой профессиональной задачи может содержать в себе следующие данные:

исходные данные о практическойситуации;

характеристика ресурсов необходимых для решения задачи;

методические указания содержащие теоретические сведения для решения задачи.Методика оценки качества математической подготовки операционных логистов должна включать три уровня оценки: текущий, промежуточный и итоговый. Текущая оценка качества математической подготовки включает в себя самостоятельные и практические работы, контрольные работы. К промежуточному уровню оценки качества математической подготовки относятся сдача дифференцированных зачетов и экзаменов. Итоговый этап оценки качества математической подготовки включает в себя прохождения обучающимися экзаменационных испытаний на квалификационном экзамене. Критерии оценки выполнения заданий на всех трех уровнях могут выглядеть следующим образом:

правильновыделены все ключевые понятия типовой профессиональной задачи;

используются научные и правомерные толкования ключевых понятий решаемой задачи;

адекватно определена теоретическая база решения профессиональной задачи;

в полном объеме, четко и ясно изложены основные теоретические положения, которые определят решение задачи;

представлено достаточное теоретическое обоснование для решения профессиональной задачи;

обоснована целесообразность предложенного варианта решения задачи;

уровень культуры изложения хода решения при защите работы.Методика оценки качества математической подготовки должна включать в себя следующие элементы:

цели математической подготовки обучающихся;

содержание математической подготовки;

методы математической подготовки;

организационные формы;

формы контроля[4].Шунайлова С.А. предлагает выделять три аспекта качестваматематической подготовки обучающегося:1) Мотивация обучающегося на изучение и применение математических знаний в будущей профессиональной деятельности;2) Математические знания, умения и навыки должны быть систематизированы;3) Создание условий для самостоятельного получения и применения математических знаний, умений и навыков [4].Рассмотрим каждый из аспектов качества математической подготовки обучающегося.Мотивация обучающихся на получение и применение математических знаний,является первым компонентом качества математической подготовки. Хекхаузен Х. под мотивом понимает создание у обучающихся потребности, побуждения, влечения, склонности и стремлениек обучению [5]. Таким образом данный аспект качества математической подготовки обучающихся подразумевает наличия инструментов для создания у студента потребности и стремления к обучению и применению математических знаний в профессиональной деятельности. Т.е. в рамках данного аспекта главной целью педагога является создание мотивационной сферы обучающегося (системы стойких мотивов).Основой успешного обучения является высокий уровень развития мотивациик обучению, поскольку позитивное или негативное отношение к учебной деятельности определяет отношение к будущей профессии[6].При разработке методики оценки качества математической подготовки операционных логистов необходимо использовать следующие пути мотивационного воздействия:1)«Мотивация сверхувниз»

данная форма мотивации подразумевает работу педагога по осознанию обучающимися мотивов собственной учебной деятельности. Преподаватель раскрывает цели, задачи учебной деятельности, профессиональные компетенции, которые в результате решения типовых профессиональных задач необходимо сформировать.2) «Мотивация снизу –вверх» воспитание мотивации через организацию взрослым разных видов деятельности обучающихся при их максимальной активности[6,7].Если математические знания, умения и навыки присутствуют не в виде разрозненных понятий и фактов,а осознаются студентом как совокупность взаимосвязанных элементов, тогда они являются компонентом качества математической подготовки.Третьим аспектом является самостоятельность в получении и применении математических знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности. Именно высокий уровень организации самостоятельной работы обучающихсяявляется залогом высокого качества математической подготовки. Блонский П.П. отмечает что необходимо научить студента самообразованию, научить самостоятельно в течении всей его будущей жизни, когда при нем не будет преподавателей, изучить все, что ему нужно [8].Основой системы обучения в современном образовательном процессе являетсясамостоятельность обучающегося. Для того что бы глубоко усвоить математические знания необходим самостоятельный анализ новой информации, определение в ней основных понятий, установление связей и отношений между ними [9,10].Требования современного федерального государственного стандарта определяя основные формы работы обучающихся во главу угла ставит работу в команде. Совместное творчество улучшает качество математической подготовки самих обучающихся, а также уменьшает затраты времени преподавателя, создает атмосферу заинтересованности, формирует уверенность в себе и в своих возможностях [11].Главной задачей современного профессионального образовательного учреждения подготовка компетентного специалиста. Поэтому оценка качества математической подготовки операционного логистадолжна осуществляться через перечень компетенций,которые определены в федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике». Согласно стандарту, специалист «Операционный логист» после завершения обучения должен обладать следующими профессиональными компетенциями:1. Планирование и организация логистического процесса в организациях (в подразделениях) различных сфер деятельности.ПК 1.1. Принимать участие в разработке стратегических и оперативных логистических планов на уровне подразделения (участка) логистической системы с учетом целей и задач организации в целом. Организовывать работу элементов логистической системы.ПК 1.2. Планировать и организовывать документооборот в рамках участка логистической системы. Принимать, сортировать и самостоятельно составлять требуемую документацию.ПК 1.3. Осуществлять выбор поставщиков, перевозчиков, определять тип посредников и каналы распределения.ПК 1.4. Владеть методикой проектирования, организации и анализа на уровне подразделения (участка) логистической системы управления запасами и распределительных каналов.ПК 1.5. Владеть основами оперативного планирования и организации материальных потоков на производстве.2. Управление логистическими процессами в закупках, производстве и распределении.ПК 2.1. Участвовать в разработке инфраструктуры процесса организации снабжения и организационной структуры управления снабжением на уровне подразделения (участка) логистической системы с учетом целей и задач организации в целом.ПК 2.2. Применять методологию проектирования внутрипроизводственных логистических систем при решении практических задач.ПК 2.3. Использовать различные модели и методы управления запасами.ПК 2.4. Осуществлять управление заказами, запасами, транспортировкой, складированием, грузопереработкой, упаковкой, сервисом.3. Оптимизация ресурсов организации (подразделений), связанных с управлением материальными и нематериальными потоками.ПК 3.1. Владеть методологией оценки эффективности функционирования элементов логистической системы.ПК 3.2. Составлять программу и осуществлять мониторинг показателей работы на уровне подразделения (участка) логистической системы (поставщиков, посредников, перевозчиков и эффективность работы складского хозяйства и каналов распределения).ПК 3.3. Рассчитывать и анализировать логистические издержки.ПК 3.4. Применять современные логистические концепции и принципы сокращения логистических расходов.4. Оценка эффективности работы логистических систем и контроль логистических операций.ПК 4.1. Проводить контроль выполнения и экспедирования заказов.ПК 4.2. Организовывать прием и проверку товаров (гарантия получения заказа, проверка качества, подтверждение получения заказанного количества, оформление на получение и регистрацию сырья); контролировать оплату поставок.ПК 4.3. Подбирать и анализировать основные критерии оценки рентабельности систем складирования, транспортировки.ПК 4.4. Определять критерии оптимальности функционирования подразделения (участка) логистической системы с учетом целей и задач организации в целом [12].Таким образом система профессиональных типовых задач должна быть разработана таким образом, чтобы была возможность оценить развитие всех компетенций. Изучив перечень компетенций и профессиональных дисциплин и модулей изучаемых обучающимися данной специальности можно построить матрицу компетенций.

Таблица 1

Матрица связи профессиональных компетенций и изучаемых модулей

Компетенция/МодульПМ01ПМ02ПМ03ПМ04УППППК1.1+

++ПК1.2+

++ПК1.3+

++ПК1.4+

++ПК1.5+

++ПК2.1

+

++ПК2.2

+

++ПК2.3

+

++ПК2.4

+

++ПК3.1

+

++ПК3.2

+

++ПК3.3

+

++ПК3.4

+

++ПК4.1

+++ПК4.2

+++ПК4.3

+++ПК4.4

+++

ПМ.01 Планирование и организация логистического процесса в организациях (подразделениях) различных сфер деятельности.ПМ.02 Управление логистическими процессами в закупках, производстве и распределении.ПМ.03 Оптимизация ресурсов организаций (подразделений), связанных с материальными и нематериальными потоками.ПМ.04 Оценка эффективности работы логистических систем и контроль логистических операций.УП –учебная практика.ПП –производственная практика.Методика оценки качества математической подготовки включает в себя систему профессиональных типовых задач, которые разбиты по следующим уровням:

самостоятельные, практические и контрольные работы;

дифференцированные зачеты и экзамены по результатам изучения МДК входящих в состав профессиональных модулей;

защита результатов учебной и производственной практики.

квалификационный экзаменпо итогам изучения профессионального модуля.Требования к системе профессиональных задач[]:1) полнота (все понятия и способы деятельности должны быть охвачены);2) наличие ключевых задач (группировка остальных задач вокруг них);3) связанность (наличие сквозных задач);4) возрастание трудности на каждом из уровней;5) целевая ориентация (каждая задача имеет место и назначение в блоке уроков);6) целевая достаточность (для работы в классе, дома, для контроля);7) психологическая комфортность (ориентация на различные типы мышления).Типовые профессиональные задачи должны быть разбиты на три группы:

задания репродуктивного характера (с подсказкой);

задания продуктивного типа;

задания творческого характера.Для мониторинга и оценки качества математической подготовки операционных логистов в результате решения типовых профессиональных задач предлагаетсяследующая методика.Таблица 2 Система оценки качества математической подготовки

КомпетенцииРазделФорма оценки знанийРезультатыСредний баллКачествоКоэффициент вариацииОценкаКоличество студентовПК 1.11.5МКД 01.01Экзаменс использованием типовых профессиональных задач553,8161,922,31483721

Средний балл полученный за экзамен необходимо рассчитывать,используя метод средней арифметической взвешенной (формула 1).

х̅=∑хi×fi∑f1, (1.1)

Xi–полученный результат, индивидуальное значение (оценка);fi–количество обучающихся имеющих данный результат.Таким образом согласно данным приведенным в таблице 2 рассчитаем средний балл:х̅= (5*5+4*8+3*7+2)/21=3,81Рассчитаем коэффициент вариации по формуле 2:

�=�х̅×100 (2)

σ –среднеквадратическое отклонение –формула 3:

σ=√∑(xix̅)2×fi∑fi (3)

σ=√(5−3.81)2×5+(4−3.81)2×8+(3−3.81)2×7+(2−3.81)2×121=0.85Таким образом коэффициент вариации будет равен:ν = 0,85/3,81*100 = 22,31%

Полученные результаты расчета коэффициента вариацииговорят о стабильности успеваемости(совокупность данных считается однородной при коэффициенте вариации не более 30%). 95% обучающихся сдавших экзамен и решив в его рамках профессиональные математические задачи усвоили профессиональные компетенции 1.11.5. Если результаты коэффициента вариации превышают 30% необходимо проанализировать пробелы в знанияхи формируемых компетенциях.Данный метод и системность в формируемом комплексе типовых профессиональных задач позволит увидеть целостность процесса математической подготовки операционных логистов, определить ориентиры и выявить резервы повышения его качества.Ссылки на источники1. Тихомиров,В.М. О некоторых проблемах математического образования / В.М. Тихомиров //Всероссийская конференция «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков». –М.:МЦНМО, 2000. –644 с.2. Полонский,Е.В. Обеспечение качества математической подготовки операционных логистов как педагогическая проблема/ Е.В. Полонский // «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры». Материалы Всероссийской научнометодической конференции (с международным участием); Оренбургский гос. унт. –Оренбург: ОГУ, 2016. 3. Киселева,Н.Н. Профессиональная задача как средство оценивания компетенций при подготовке специалистов среднего звена ITнаправления / Н.Н. Киселева // Современные проблемы науки и образования. –2013. –№ 44. Шунайлова,С. А. Ориентиры повышения качества математической подготовки студентов / С.А. Шунайлова // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура, В.7, Т.2 С.6970ISSN: 199197865. Хекхаузен,Х. Мотивация и деятельность / Х.Хекхаузен —М.: Педагогика, 1986. —Т. 1. —С. 33486. Клычкова,Е. И. Мотивация к учению у обучающихся учреждений среднего профессионального образования / Е. И. Клычкова // Образование. Карьера. Общество № 2 (41) / 2014С. 697. Демидова, И.Ф. Педагогическая психология / И.Ф. Демидова. –Ростовн/Д. : Феникс, 2003. –224 с.8. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2х томах [Текст] / П. П. Блонский; под ред. А. В. Петровского. –М. : Педагогика, 1979. –Т. 1. –304 с9. Ковалева, Г. Е. Организация самостоятельной работы студентов на основе деятельностной теории учения [Текст] / Г. Е. Ковалева. –СПб., 1995. –С. 3.10. Белянина,И.Н. Подготовка студентов Вуза к преодолению познавательных барьеров в обучении[Текст]: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.01) / Белянина Ирина Николаевна; Кемеровский гос. университет. Кемерово, 2014. –275 с.11. Иванова,Т.И. Пособия для обучения математике учеников вечерней школы: проблема разработки и применения / Т.И. Иванова, Н.И. Зильберберг // Всероссийская конференция «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков». –М.: МЦНМО, 2000. –644 с.12. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике : приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 г №83413. Бобков, Н.Ю. Диагностика математической подготовки студентов средних профессиональных образовательных учреждений на основе многоуровневой системы задач [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.02) / Бобков Николай Юрьевич; Пензенский гос. университет. Пенза, 2015. –171 с.