Психолого-педагогические условия обучения старших дошкольников ходьбе на лыжах в детском саду
Выпуск:
ART 96375
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ионова
Н.
В.,
Шведова
П.
Н. Психолого-педагогические условия обучения старших дошкольников ходьбе на лыжах в детском саду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
2271–2275. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96375.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей обучения детей старшего дошкольного возраста ходьбе на лыжах в детском саду. В работе раскрыты психолого-педагогические условия организации работы по лыжной подготовке, позволяющие координировать работу педагога-психолога и инструктора по физической культуре с целью развития психофизических и волевых качеств у старших дошкольников.
Ключевые слова:
старший дошкольный возраст, волевые качества, ходьба на лыжах, психофизические качества, лыжный инвентарь, лыжи, диагностическая программа
Текст статьи
Шведова Полина Николаевна, тренер преподаватель по спорту МБОУ ДОД «ДЮСШ № 4», г.Череповецsss942008@yandex.ru
Ионова Наталья Владимировна,кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецionovanv2k9@mail.ru
Психологопедагогические условия обучениястарших дошкольников ходьбе на лыжах в детском саду
Аннотация.Статьяпосвященаизучению особенностейобучениядетей старшего дошкольного возраста ходьбе на лыжах в детскомсаду. В работе раскрыты психологопедагогические условияорганизации работы по лыжной подготовке, позволяющие координировать работу педагогапсихолога иинструктора по физической культуре с целью развития психофизических и волевых качеств у старших дошкольников.Ключевые слова:старший дошкольный возраст, ходьба на лыжах,психофизические качества, волевые качества, лыжный инвентарь, лыжи, диагностическая программа.
Постановка проблемы. Ритм жизни XXIвека требует воспитанияличности, способной выполнять сложные профессиональные задачи, преодолевать трудности, обладая высокой степенью стрессоустойчивости. Данные качества необходимо начинать формировать уже с дошкольного этапа. При этом основной задачей современного детского сада, в соответствии с ФГОС дошкольного образования, является охрана и сохранениездоровья детей.
В России действует преимущественно классноурочная система образования,внедряемаяс дошкольного возраста, характеризующаясямногочисленнымчасампроведения за школьной партой, за подготовкой к урокам,сводяк минимуму двигательную активностьребенка в течение дня, что приводит к потере концентрациивнимания. Поэтому психологи и педагоги рекомендуют для развития произвольности поведения заниматься активными видами спорта, к которым относятсязанятия лыжами[1]. Влияние упражнений в ходьбе налыжах касается не только физического здоровья ребенка, но и психологического развития личности.Между тем, в современныхпрограммахвоспитания и развития в детском саду до сих пор не описаныконкретные условия, обеспечивающие эффективное обучение детей ходьбе на лыжах в детском саду. В связи с этим возникает противоречие между потенциальными возможностями в сохранении и стимулировании здоровья детей средствами обучения ходьбе на лыжах в дошкольных образовательных организациях и недостаточной разработанностью теоретических и практических знаний в организации психологопедагогических условий по данному направлению; и проблемаисследования:каковы психологопедагогическиеусловия обучения детей старших дошкольниковходьбе на лыжах в детском саду?Анализ исследований и публикаций.Ходьба на лыжах относится к циклическим видам упражнений, так какпри передвижении на лыжах выполняется динамическая работа, характеризующаяся четкоповторяющимися, схожимипо структуре движениями, образующими циклповторяющихсяэлементов действий [4].По мнениюС.О.Филипповой, В.Н. Кардашенко, Н.Н.Кожуховой, Э.Я. Степаненковой, П.Ф. Лесгафта, Л.П.Матвеева, Е.Н. Гогунова и др., для освоения физических упражнений при ходьбе на лыжах, вначале формируется двигательное умение, а затемдвигательный навык, с помощью двигательных (физических) качеств. То естьпервоначальнов процессе обучения малышейходьбе на лыжах в детском саду идет формирование двигательных навыков, как способов управления двигательными действиями.
Мнения врачей, педагогов, психологов,педагогов физического воспитания, таких как А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов, М.М. Конторович, Ю.Н. Жаворонков, Т.И. Осокина разделились, в вопросеопределениявозрастныхрамокдля развития двигательного навыка передвижения на лыжах и развития двигательных качеств. Большинство авторов согласны с тем, что обучать передвижению на лыжах можно уже со второй младшей группы. Вопросом изучения методикиобучения дошкольниковходьбе на лыжах занимались Т.И. Раменская, Н.В. Плохой, А.Г. Баталов,М.П. Голощекина,И.М. Бутини др.Авторами, в частности, сформулированы основные этапы обучения дошкольников способам передвижения на лыжах[2].Между тем в работах не выделены и не описаны условия, при которых обучение малышей лыжному спорту в условиях детского сада может быть эффективным.Таким образом, анализ исследований и публикаций по проблеме обучения детей дошкольного возраста ходьбе на лыжахпозволил нам выдвинутьгипотезу, котораязаключаетсяв предположении о том, что при обучении детей ходьбе на лыжах необходимо учитыватьследующие психологопедагогические условия:
разработка и использование совместно с инструктором по физической культуре и педагогомпсихологом в работепо обучению детей ходьбе на лыжах комплексной диагностической программы по изучению уровня развития психофизических и волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста;
повышение готовности инструктора по физической культуре и педагогов к обучению детей старшего дошкольного возраста ходьбе на лыжах;
обогащение предметнопространственной развивающей среды группы и физкультурного участка детского сада лыжным инвентарем.Цели и методы исследования. Анализ литературы позволил нам сформулировать цель исследования:определение, изучение и систематизация психологопедагогических условий обучениястарших дошкольниковходьбе на лыжах.В качестве объекта исследованиявыступил процесс обучения старших дошкольниковходьбе на лыжах; предметом исследования сталипсихолого педагогические условия обучения старших дошкольниковходьбе на лыжах.Для решения заявленной нами цели было проведено теоретическоеисследование.Основным методом стал теоретикометодологический анализ.На основе исследований М.П. Голощекиной,Т.И. Осокиной,Т.И.Раменской, А.Г. Баталова нам удалось выделить наиболее оптимальные условия обучения ребят передвижениюна лыжах.Итак, первое условие
разработка и использование совместно с инструктором по физической культуре и педагогомпсихологом в работе по обучению детей ходьбе на лыжах комплексной диагностической программы по изучению уровня развития психофизических и волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.Анализируя литературу по данному вопросу, прежде всего мы обратились к понятию «диагностическая программа», и выяснили, чтоэто основной компонент психологического обследования ребенка. В основе конструирования любой программы лежит выбор критериев диагностики, основанныйна представлении о норме. Психолог имеет право на самостоятельное определение критериев в зависимости от выбранного подхода[3].По мнению Игошиной Л.И., при обучении детей ходьбе на лыжах, необходимо, прежде всего, развивать психофизические и волевые качества.Психофизические качества –это проявления двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врожденных анатомофизиологических, биохимических,психологических особенностей [5].Изучив работы по проблеме обучения ребенкаходьбе на лыжах, мы выделили основные психофизические качества, необходимыепри освоении данного вида спорта: выносливость, сила, быстрота, ловкость (равновесие). Вторым компонентом процесса обучения ходьбе на лыжах является волевая подготовка. Волевые качества проявляются в преодолении трудностей, возникающих во время занятий либо соревнований: боязнь рельефной трассы, занятия в оттепель. От уровня волевых проявлений при обучении малышейпередвижению на лыжах зависит их успешность в данном виде деятельности.Таким образом, мы выявили пять основных волевых качеств, значимыхпри обучении ходьбе на лыжах: дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, организованность, инициативность[5].Таким образом, разработка диагностической программы по изучению уровня развития психофизических и волевых качеств у детей будет являться эффективным и взаимно связующим звеном в подготовке ребенка.Вторым условиемосуществления обучения детей перемещению на лыжах является повышение готовности инструктора пофизической культуре и педагогов в методике обучения детей старшего дошкольного возраста ходьбе на лыжах. Анализируя научные исследования по проблеме готовности педагогов к обучению дошкольников ходьбе на лыжах, мы обратились к исследованиям А.К. Марковой, Г.К. Селевко, A.M. Новикова, Т.Е. Исаевой,и выяснили, что понятие «профессиональная готовность» соотноситься с понятием «профессиональная компетентность», и предполагает«создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая способствует профессиональному развитию педагогических работников» [6].В соответствии с современными требованиями,инструктор по физической культуреприобучении ребятходьбе на лыжах, должен знать: этапы подготовки юных лыжников, методику обучения передвижения на лыжах, структуру проведения занятий; а также быть готовым к развитию у детей волевых и психофизических качеств, как основы лыжной подготовки [5].Выделенные психолого педагогические условиянаходятся в тесном единстве и взаимосвязаны с третьим условием обогащение предметнопространственной развивающей среды группы и физкультурного участка детского сада лыжным инвентарем.Наличие обогащенной предметнопространственной развивающей среды группы и физкультурного участка детского сада, наличиелыжного инвентаря является главной составляющей, без которой невозможно обучение детей ходьбе на лыжах в детском саду.По мнению Т.И. Раменской наличие лыж, палок, ботинокна каждого ребенка в образовательном учреждении способствуют беспрепятственному занятию лыжам втечение всего зимнего периода. Лыжный инвентарь, по мнению автора,должен соответствовать индивидуальным показателям развития. Например, длина лыж должна быть на 1015сантиметроввыше ребенка, а длина палок на 1015сантиметров ниже роста малыша. Лыжные палки могут быть изготовлены из любого материала, но из легкого, иметь ремешки для рук, а также штырьки на концах. Лыжные ботинкиподойдутс удлиненнымголенищем, желательно на два номера большеразмера ноги ребенка[2].Продумано должно быть и местоположение проведения занятий: разнообразие лыжных трасс, сложность рельефа, безопасность дистанции, которыезначительно влияют на развитие навыков в обучениидетей лыжному спорту[4]. Выводы.Таким образом, проведенное исследование, показало, что при обучении детей передвижениюна лыжах важно учитыватьследующие условия:
разработка и использование совместно с инструктором по физической культуре и педагогомпсихологом в работе по обучению детей ходьбе на лыжах комплексной диагностической программы по изучению уровня развития психофизических и волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста;
повышение готовности инструктора по физической культуре и педагогов к обучению детейстаршего дошкольного возраста ходьбе на лыжах;
обогащение предметнопространственной развивающей среды группы и физкультурного участка детского сада лыжным инвентарем.Данные условия, на наш взгляд, находятся в тесном единстве, обеспечивают успешность осуществления процесса обучениядетей ходьбе на лыжах в условиях дошкольного образовательного учреждения. В результате работы цель достигнута, гипотеза нашла свое отражение в теоретическом исследовании. Перспективу исследования мы видим в апробации диагностической программы по изучению волевых и психофизических качеств у старших дошкольников и проведении формирующего эксперимента по внедрению заявленных условий в практику дошкольного образовательного учреждения.
Ссылки на источники1.Плохой В.Н. Подготовка юных лыжниковгонщиков: научнометодическое пособие / В.Н. Плохой. –М.: Спорт, 2016. –184 с.2.Раменская Т.И. Лыжный спорт: учебник / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов. М.: Физическая культура, 2005. 320 с.3.Семаго Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической икоррекционной работы психолога/ Н.Я Семаго, М.М. Семаго. М.: АРКТИ, 2000.–208 с.4.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Я.Степаненкова. М.: Издательский центр «Академия», 2006. —368 с.5.Шведова П.Н. Развитие волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста при обучении ходьбе на лыжах / Н.В. Ионова, П.Н. Шведова// Перспективы науки –2015: Сборник докладов I Международного заочного конкурса научноисследовательских работ (12 октября 2015 года). Том 1 (Социально гуманитарные науки) / Научный ред. д.э.н., проф. А. В. Гумеров. –Казань: ООО «Ракета Союз», 2015. –C.173178.6.Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки / Министерство спорта Российской Федерации. –М.: Спорт, 2015. –26 с.
Ионова Наталья Владимировна,кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецionovanv2k9@mail.ru
Психологопедагогические условия обучениястарших дошкольников ходьбе на лыжах в детском саду
Аннотация.Статьяпосвященаизучению особенностейобучениядетей старшего дошкольного возраста ходьбе на лыжах в детскомсаду. В работе раскрыты психологопедагогические условияорганизации работы по лыжной подготовке, позволяющие координировать работу педагогапсихолога иинструктора по физической культуре с целью развития психофизических и волевых качеств у старших дошкольников.Ключевые слова:старший дошкольный возраст, ходьба на лыжах,психофизические качества, волевые качества, лыжный инвентарь, лыжи, диагностическая программа.
Постановка проблемы. Ритм жизни XXIвека требует воспитанияличности, способной выполнять сложные профессиональные задачи, преодолевать трудности, обладая высокой степенью стрессоустойчивости. Данные качества необходимо начинать формировать уже с дошкольного этапа. При этом основной задачей современного детского сада, в соответствии с ФГОС дошкольного образования, является охрана и сохранениездоровья детей.
В России действует преимущественно классноурочная система образования,внедряемаяс дошкольного возраста, характеризующаясямногочисленнымчасампроведения за школьной партой, за подготовкой к урокам,сводяк минимуму двигательную активностьребенка в течение дня, что приводит к потере концентрациивнимания. Поэтому психологи и педагоги рекомендуют для развития произвольности поведения заниматься активными видами спорта, к которым относятсязанятия лыжами[1]. Влияние упражнений в ходьбе налыжах касается не только физического здоровья ребенка, но и психологического развития личности.Между тем, в современныхпрограммахвоспитания и развития в детском саду до сих пор не описаныконкретные условия, обеспечивающие эффективное обучение детей ходьбе на лыжах в детском саду. В связи с этим возникает противоречие между потенциальными возможностями в сохранении и стимулировании здоровья детей средствами обучения ходьбе на лыжах в дошкольных образовательных организациях и недостаточной разработанностью теоретических и практических знаний в организации психологопедагогических условий по данному направлению; и проблемаисследования:каковы психологопедагогическиеусловия обучения детей старших дошкольниковходьбе на лыжах в детском саду?Анализ исследований и публикаций.Ходьба на лыжах относится к циклическим видам упражнений, так какпри передвижении на лыжах выполняется динамическая работа, характеризующаяся четкоповторяющимися, схожимипо структуре движениями, образующими циклповторяющихсяэлементов действий [4].По мнениюС.О.Филипповой, В.Н. Кардашенко, Н.Н.Кожуховой, Э.Я. Степаненковой, П.Ф. Лесгафта, Л.П.Матвеева, Е.Н. Гогунова и др., для освоения физических упражнений при ходьбе на лыжах, вначале формируется двигательное умение, а затемдвигательный навык, с помощью двигательных (физических) качеств. То естьпервоначальнов процессе обучения малышейходьбе на лыжах в детском саду идет формирование двигательных навыков, как способов управления двигательными действиями.
Мнения врачей, педагогов, психологов,педагогов физического воспитания, таких как А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов, М.М. Конторович, Ю.Н. Жаворонков, Т.И. Осокина разделились, в вопросеопределениявозрастныхрамокдля развития двигательного навыка передвижения на лыжах и развития двигательных качеств. Большинство авторов согласны с тем, что обучать передвижению на лыжах можно уже со второй младшей группы. Вопросом изучения методикиобучения дошкольниковходьбе на лыжах занимались Т.И. Раменская, Н.В. Плохой, А.Г. Баталов,М.П. Голощекина,И.М. Бутини др.Авторами, в частности, сформулированы основные этапы обучения дошкольников способам передвижения на лыжах[2].Между тем в работах не выделены и не описаны условия, при которых обучение малышей лыжному спорту в условиях детского сада может быть эффективным.Таким образом, анализ исследований и публикаций по проблеме обучения детей дошкольного возраста ходьбе на лыжахпозволил нам выдвинутьгипотезу, котораязаключаетсяв предположении о том, что при обучении детей ходьбе на лыжах необходимо учитыватьследующие психологопедагогические условия:
разработка и использование совместно с инструктором по физической культуре и педагогомпсихологом в работепо обучению детей ходьбе на лыжах комплексной диагностической программы по изучению уровня развития психофизических и волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста;
повышение готовности инструктора по физической культуре и педагогов к обучению детей старшего дошкольного возраста ходьбе на лыжах;
обогащение предметнопространственной развивающей среды группы и физкультурного участка детского сада лыжным инвентарем.Цели и методы исследования. Анализ литературы позволил нам сформулировать цель исследования:определение, изучение и систематизация психологопедагогических условий обучениястарших дошкольниковходьбе на лыжах.В качестве объекта исследованиявыступил процесс обучения старших дошкольниковходьбе на лыжах; предметом исследования сталипсихолого педагогические условия обучения старших дошкольниковходьбе на лыжах.Для решения заявленной нами цели было проведено теоретическоеисследование.Основным методом стал теоретикометодологический анализ.На основе исследований М.П. Голощекиной,Т.И. Осокиной,Т.И.Раменской, А.Г. Баталова нам удалось выделить наиболее оптимальные условия обучения ребят передвижениюна лыжах.Итак, первое условие
разработка и использование совместно с инструктором по физической культуре и педагогомпсихологом в работе по обучению детей ходьбе на лыжах комплексной диагностической программы по изучению уровня развития психофизических и волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.Анализируя литературу по данному вопросу, прежде всего мы обратились к понятию «диагностическая программа», и выяснили, чтоэто основной компонент психологического обследования ребенка. В основе конструирования любой программы лежит выбор критериев диагностики, основанныйна представлении о норме. Психолог имеет право на самостоятельное определение критериев в зависимости от выбранного подхода[3].По мнению Игошиной Л.И., при обучении детей ходьбе на лыжах, необходимо, прежде всего, развивать психофизические и волевые качества.Психофизические качества –это проявления двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врожденных анатомофизиологических, биохимических,психологических особенностей [5].Изучив работы по проблеме обучения ребенкаходьбе на лыжах, мы выделили основные психофизические качества, необходимыепри освоении данного вида спорта: выносливость, сила, быстрота, ловкость (равновесие). Вторым компонентом процесса обучения ходьбе на лыжах является волевая подготовка. Волевые качества проявляются в преодолении трудностей, возникающих во время занятий либо соревнований: боязнь рельефной трассы, занятия в оттепель. От уровня волевых проявлений при обучении малышейпередвижению на лыжах зависит их успешность в данном виде деятельности.Таким образом, мы выявили пять основных волевых качеств, значимыхпри обучении ходьбе на лыжах: дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, организованность, инициативность[5].Таким образом, разработка диагностической программы по изучению уровня развития психофизических и волевых качеств у детей будет являться эффективным и взаимно связующим звеном в подготовке ребенка.Вторым условиемосуществления обучения детей перемещению на лыжах является повышение готовности инструктора пофизической культуре и педагогов в методике обучения детей старшего дошкольного возраста ходьбе на лыжах. Анализируя научные исследования по проблеме готовности педагогов к обучению дошкольников ходьбе на лыжах, мы обратились к исследованиям А.К. Марковой, Г.К. Селевко, A.M. Новикова, Т.Е. Исаевой,и выяснили, что понятие «профессиональная готовность» соотноситься с понятием «профессиональная компетентность», и предполагает«создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая способствует профессиональному развитию педагогических работников» [6].В соответствии с современными требованиями,инструктор по физической культуреприобучении ребятходьбе на лыжах, должен знать: этапы подготовки юных лыжников, методику обучения передвижения на лыжах, структуру проведения занятий; а также быть готовым к развитию у детей волевых и психофизических качеств, как основы лыжной подготовки [5].Выделенные психолого педагогические условиянаходятся в тесном единстве и взаимосвязаны с третьим условием обогащение предметнопространственной развивающей среды группы и физкультурного участка детского сада лыжным инвентарем.Наличие обогащенной предметнопространственной развивающей среды группы и физкультурного участка детского сада, наличиелыжного инвентаря является главной составляющей, без которой невозможно обучение детей ходьбе на лыжах в детском саду.По мнению Т.И. Раменской наличие лыж, палок, ботинокна каждого ребенка в образовательном учреждении способствуют беспрепятственному занятию лыжам втечение всего зимнего периода. Лыжный инвентарь, по мнению автора,должен соответствовать индивидуальным показателям развития. Например, длина лыж должна быть на 1015сантиметроввыше ребенка, а длина палок на 1015сантиметров ниже роста малыша. Лыжные палки могут быть изготовлены из любого материала, но из легкого, иметь ремешки для рук, а также штырьки на концах. Лыжные ботинкиподойдутс удлиненнымголенищем, желательно на два номера большеразмера ноги ребенка[2].Продумано должно быть и местоположение проведения занятий: разнообразие лыжных трасс, сложность рельефа, безопасность дистанции, которыезначительно влияют на развитие навыков в обучениидетей лыжному спорту[4]. Выводы.Таким образом, проведенное исследование, показало, что при обучении детей передвижениюна лыжах важно учитыватьследующие условия:
разработка и использование совместно с инструктором по физической культуре и педагогомпсихологом в работе по обучению детей ходьбе на лыжах комплексной диагностической программы по изучению уровня развития психофизических и волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста;
повышение готовности инструктора по физической культуре и педагогов к обучению детейстаршего дошкольного возраста ходьбе на лыжах;
обогащение предметнопространственной развивающей среды группы и физкультурного участка детского сада лыжным инвентарем.Данные условия, на наш взгляд, находятся в тесном единстве, обеспечивают успешность осуществления процесса обучениядетей ходьбе на лыжах в условиях дошкольного образовательного учреждения. В результате работы цель достигнута, гипотеза нашла свое отражение в теоретическом исследовании. Перспективу исследования мы видим в апробации диагностической программы по изучению волевых и психофизических качеств у старших дошкольников и проведении формирующего эксперимента по внедрению заявленных условий в практику дошкольного образовательного учреждения.
Ссылки на источники1.Плохой В.Н. Подготовка юных лыжниковгонщиков: научнометодическое пособие / В.Н. Плохой. –М.: Спорт, 2016. –184 с.2.Раменская Т.И. Лыжный спорт: учебник / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов. М.: Физическая культура, 2005. 320 с.3.Семаго Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической икоррекционной работы психолога/ Н.Я Семаго, М.М. Семаго. М.: АРКТИ, 2000.–208 с.4.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Я.Степаненкова. М.: Издательский центр «Академия», 2006. —368 с.5.Шведова П.Н. Развитие волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста при обучении ходьбе на лыжах / Н.В. Ионова, П.Н. Шведова// Перспективы науки –2015: Сборник докладов I Международного заочного конкурса научноисследовательских работ (12 октября 2015 года). Том 1 (Социально гуманитарные науки) / Научный ред. д.э.н., проф. А. В. Гумеров. –Казань: ООО «Ракета Союз», 2015. –C.173178.6.Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки / Министерство спорта Российской Федерации. –М.: Спорт, 2015. –26 с.