Сонет как форма восприятия творчества поэтов серебряного века в лирике 1990-х гг.
Выпуск:
ART 96383
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Селиверстова
М.
А.,
Левенец
О.
А.,
Матюшенко
У.
А.,
Смирнова
Г.
В. Сонет как форма восприятия творчества поэтов серебряного века в лирике 1990-х гг. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
2311–2315. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96383.htm.
Аннотация. Авторы статьи, анализируя сонетов современного поэта А. Побаченко, показывают, как автор использует особенности этой стихотворной формы для создания образов известных литературных деятелей серебряного века. В основе художественной рецепции творчества Н. Клюева, Г. Вяткина – наиболее важные черты идиостиля этих известных поэтов.
Ключевые слова:
художественный образ, сонет, серебряный век, художественная форма, идиостиль, версификация, лирическая поэзия, региональная литература
Текст статьи
Селиверстова Мария Альбертовна,студентка 3 курса филологического факультета Лесосибирского педагогического института филиала Сибирского университета, г. Лесосибирскseliverstova.mariya.96@mail.ru
Левенец Ольга Анатольевна, студентка 3 курса филологического факультета Лесосибирского педагогического института филиала Сибирского университета, г. Лесосибирскhelgalev96@gmail.com
Матюшенко Ульяна Анатольевна,студентка 3 курса филологического факультета Лесосибирского педагогического института филиала Сибирского университета, г. Лесосибирскviskivkrovi@yandex.ru
Смирнова Галина Васильевна,студентка 3 курса филологического факультета Лесосибирского педагогического института филиала Сибирского университета, г. Лесосибирскgalka.smir2013@yandex.ru
Сонеткакформа восприятия творчества поэтов серебряного века в лирике 1990х гг.
Аннотация.Авторы статьи, анализируя сонетов современного поэта А. Побаченко, показывают, как автор использует особенности этой стихотворной формы для создания образов известных литературных деятелей серебряного века. В основе художественной рецепции творчества Н. Клюева, Г. Вяткина наиболее важные черты идиостиля этих известных поэтов.Ключевые слова: сонет, серебряный век, художественная форма, идиостиль, художественный образ, версификация, лирическая поэзия, региональная литература.
Анатолий Побаченко, современный сибирский поэт, опубликовал цикл сонетов ©Сибирью связанные судьбыª [1], посвященный поэтам, прозаикам, ученым, просветителям, общественным деятелям, жизнь которых оказалась связана с Сибирью. Среди героев этого цикла Н. Клюев, Г. Вяткин, Г. Суворов, Л. Решетникови др., в разное время соприкоснувшиеся с суровой сибирской землей. Внимание исследователей уже привлекли некоторые из этих сонетов, что, в свою очередь, способствовало тому, чтобы более активно изучать в школе творчество поэтов, героев А. Побачено [2].
Особое место в художественной рецепции творчества поэтов и общественных деятелей героев Анатолия Побаченко занимает Николай Клюев(18841937),которому современный автор посвятил не один сонет, а дистих. В этом минициклесовременный сибирский авторпередает свое впечатление от стихов и личности лидера новокрестьянских поэтов начала ХХ века. Традиции поэзии серебряного века ощутимы в творчестве многих сибирских авторов [3]. Но и сам Н. Клюев следовал традициям классической русской литературы, о чем свидетельствует проведенный нами сопоставительный анализ стихотворений М. Лермонтова (©Выхожу один я на дорогуª) и Н.Клюева (©Я надену черную рубахуª) [2, с.76]. ]. Основанием для такого анализа для нас стала метра и размера: это 5стопный хорей, детально изученный Р. Якобсономи К. Тарановским, актуализировавшим внимание ученых к семантическому или экспрессивномуореалуметра. Версификационная формастала рассматриваться как "элемент системности поэтического мира" [4]. В указанных стихотворениях М. Лермонтова и Н. Клюева мы видим тождественные образы, воплощающие чувства одиночества, репрезентирующие мотив дороги, важнейший в отечественной философской лирике.Уже в 1ом катрене стихотворения Н.Клюева читатель не может не выявить те слова, которые "приобретают функцию сигнала определенных эмоций" [4, с.22]: "Я надену черную рубаху// И вослед за мутным фонарем// По камням двора пройду на плаху// С молчаливоласковым лицом". Сигналы легко угадываемых эмоций лирического героя "черный", "мутный", "камни", "плаха". заставляют читателя вспомнить детали и образы,
воплощающие эмоциональное состояние лирического героя Лермонтова: "Выхожу один я на дорогу,// Сквозь туман кремнистый путь блестит, // Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,// И звезда с звездою говорит". Объединяющим для сопоставляемых стихотворений является и образ художественного времени: "ночь и туман" у Лермонтова соответствуют образу "тусклого фонаря" в художественном мире Клюева. Тожественно и восприятие героями этих текстов своего жизненного пути: дорога героя на плаху по камням двора в тексте Клюева соответствует "кремнистому пути" в стихотворении Лермонтова, а это значит, что художественный мир Н. Клюева более враждебен человеку, чем мир стихотворения Лермонтова. Окружающая действительность смертельно опаснадля героя поэзии начала ХХ в.
Среди тематических гнезд, ©позволяющихдекодировать художественный текстª [4, с.18], следует отметить в стихотворении Лермонтова более абстрактные образы жизненных ценностей героя (свобода, покой, жизни силы), менее конкретные образы людей ( "сладкий голос"). В цветовой палитре стихотворения ©Выхожу один я на дорогуª немного цветообозначений: "путь блестит", "сиянье голубое", "вечно зеленея", "темный дуб". Более яркая и разнообразная палитра анализируемого текста Клюева: "черная рубаха", "синий вечер", "жемчужные узоры облаков", "бальзамин". Нам кажется убедительным следующий вывод: Клюев относится к поэтам живописцам, предпочитающим изобразительную лексику, тогда как Лермонтовбольшее внимание уделял работе над выразительностью использованных языковых средств.Исходя из того, что вхудожественном произведении "материальный мир несвободен, зажат в горизонтальной плоскости между "верхом" и "низом" [5, с. 145], чрезвычайно важно для концептуальной картины мира каждого из названных поэтов представляется нам отношениеверха и низа.©Герой Лермонтова легко переводит взгляд от низа (кремнистый путь) к верху (звезда, небеса, дуб), и образов "верха" у него значительно больше. В художественном мире Н. Клюева материальные образы "низа" (камни, плаха, прялка, паутина, бальзамин, луг, межа и др.) являются преобладающими, более конкретными, яркими, зримымиª [2]. Эти отмеченные черты идиостиля Н. Клюева в сочетании с яркими фактами его биографии стали основными при создании и образа этого поэта в сонете Анатолия Побаченко:
Не всем рубаху чёрную носить,чесать затылок гребнем редкозубыми выпятив промасленные губы,под дурачка на улице косить.
До дыр на крыльцах есть кому сноситьльняную ткань. И выскажусь я грубо:гудят уже серебряные трубы,чекист кожанкой новою форсит.
Поэт, объятый силой ураганной,под пристальным вниманием нагана,навечно сгинет средь снегов и льда.
Под Томском гдето, в чёрном чемодане,растут стихи сибирские баданы,им светит ярко Севера звезда [1].
Как видим, Анатолий Побаченко акцентирует внимание современных читателей на таких важных деталях биографии Н. Клюева,как встреча с чекистами (в 1934 году поэтбыл арестован за антисоветскую агитацию), заключение в Томскуютюрьму,приговор, расстрел.Индивидуальность создаваемому образу придают и диалектные слова: таково использование слова ©крыльцаªв значении ©верхняя часть спины, лопаткиª, характерное дляжителей северных регионовРоссии, и др.
А. Побаченко, создавая образ Н. Клюева, обращается к форме итальянского сонета, объединяющего два катрена и два терцета и генетически связанного с сонетами Данте и Петрарки, которые, используя детали, отсылающие нас к бытовым реалиям изображаемого времени, стремились показать проявление высокого, духовного в земном, бытовом.
Так языковая картина мира в стихотворении поэта конца ХХ в. вбирает важнейшие компоненты картины мира, воплощенной в лирике Н.Клюева.Среди часто встречающихся у поэта образ зимы, характерный для выходцев и жителей северных районов России [6].Кроме биографического материала, А. Побаченко, создавая поэтический образ Н. Клюева, обращается к его творчеству, к таким известным стихотворениям, как ©Я надену черную рубахуª, ©Старухаª и др.В первом из двух сонетов, посвященных Н. Клюеву, А. Побаченко, акцентирует наше внимание и на образе черногоцвета, с которым связано начало стихотворения(©Не всем рубаху черную носить...ª)и финал (поэт сгинет ©под Томском гдето, в черном чемоданеª). Эта деталь напоминает о монашеской рубахе, которую поэт мог носить, когда жил в монастыре. Образ такой рубахи занимает важное место в стихотворении Клюева ©Я надену черную рубахуª, в котором черный цвет может быть знаком скорби по загубленным душам, печали о грехах, плачао потерянном рае. Возможно, этим образом А. Побаченко указывает на высокую миссию поэта Н. Клюеваотразить свое время, даже будучи ©в объятьях силы ураганнойª.Соединяющим земное и небесное, выводящим земное в сферу небесного, является строка ©... гудят уже серебряные трубыª, одновременно отражающаядетальвоенизированной эпохи192030х гг, к которой принадлежал Клюев, и указывающаяна связь земного и небесного, т.к. звуки серебряных труб относятся к описанным в Библии знамениям, ©напоминающим о водительстве Божьем и Его присутствииª среди людей [7]. М.Л. Гаспаровым [8] была предложенаметодикаимманентного анализа, представленная в работах современных литературоведов и методистов [9]. При определении доли частей речи в стихотворении А. Побаченко, посвященном Н. Клюеву, бросается в глаза преобладание имен существительных: их в 2 раза больше, чем глаголов или прилагательных. Известно, что ©из этих слов перед нами складывается художественный мирпроизведения: из существительных его предметный(и понятийный) состав; из прилагательных его чувственная(и эмоциональная) окраска; из глаголов действия и состояния, в нем происходящиеª [8, с.14]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что А. Побаченко стремился изобразить художественный мир Н.Клюева, опираясь на ©предметную (понятийную) сферуª. И здесь, на наш взгляд, прослеживается следующая закономерность: в начале стихотворения сконцентрирована лексика, характеризующая внешний облик поэта (©затылокª, ©губыª, ©крыльцаª), далее идут имена существительные с общей характеристикой героя и обстоятельств его жизни (©поэтª, ©силаª, ©вниманиеª). В таком контексте вполне логично появление образа ©Севера звездаª, связывающего главного героя этого стихотворения с географическим положением его последнего пристанища: расстрелян Н. Клюев в Томске, на Каштаке, ставшим местом массовых расстрелов и захоронений жертв гражданской войны и репрессий). Но одновременно с этим ©Севера звездаª порождает у читателей ассоциации с известным пушкинским образом из стихотворения "Зимнее утро", что может быть интерпретировано как указание на продолжение в творчествепоэта серебряного векатрадиций отечественной лирики XIXв.
Такое восприятие финального образа актуализирует ретроспективное прочтение поэтического текста, при котором восходящими к Пушкину оказываются и другие образы. Речь может идти, например, обобразе©силы ураганнойª, вводящемв контекст стихотворения А. Побаченко ©Арионª А.С. Пушкина (©...Вдруг лоно волн // Измял с налету вихорь шумныйª).
©Силаураганнаяª является и композиционно выделеннымобразом, т.к. находится в месте т.н. золотого сечения сонета. Пушкинский контекст усиливает характеристику представленного в стихотворении А. Побаченко времени(©Поэт, объятый силой ураганной, //Под пристальным вниманием нагана,// навечно сгинет средь снегов и льда.ª)как более трагической, чем эпоха, прошедшая под знаком декабристского восстания и расправы с его участниками.Таким образом, современный сибирский поэт Анатолий. Побаченко, создавая образ Николая Клюева, обращается не только к мотивам и образам, характерным для творчества этого лирика серебряного века, но и стремится определить его роль в историколитературном процессе, актуализируяв качестве контекста отечественную поэзию XIXв.Другим героем цикла сонетов Анатолия Побаченко ©Сибирью связанные судьбыª стал Георгий Вяткин (18851938),активный участник литературного процесса, один из основоположников современной сибирской литературы. Он был знаком с многими писателями и поэтами серебряного века: А. Блоком, И. Буниным, А. Толстым и др, испытывал творческое влияние некоторых из них [3]. Многие годы он активно переписывался с Горьким, который так оценивал творчество поэта: ©Вот Вяткин у вас поэт! Читаю его стихи, и так хорошо на душе. Очень родные стихи…ª. Лирическому герою Г. Вяткина свойственно сочетание грусти и оптимизма, любовь ко всему, ©что живет и цветет на землеª. Философские рассуждения Вяткина о смысле жизни попрежнему интересны любителям поэзии. По мнению авторов статей, помещенных в многочисленных энциклопедиях и справочниках, в творчестве поэта нельзя не отметить влияния символизма [4].В 1937 году Вяткин был арестован органами НКВД по делу ©Трудовой крестьянской партииª и 8 января 1938 года расстрелян. Реабилитирован поэт был в 1956 г. посмертно.Судьба этого певца Сибири не могла не привлечь А. Побаченко. В отличие от других сонетов, ориентированных, прежде всего, на биографии тех, кому они посвящались, художественный мир этого стихотворения сконструирован поиному:
В горах великого Алтаяпеснь родилась хвалить творца,не изменился лишь с лицаХанБобырган, в тумане тая.
Катунь,горячая, крутая(найдет ли кто реке ловца?),рвалась из тайного ларцав строку, легендой обрастая.
В гортанном клёкоте шамананашёл он посвист турухтана,степной России голоса.
И ветвь раскидистого кедра,песок золотоносный в недрах судьбы счастливой полоса [1].
Воснове этого сонета мифы алтайцев, упоминание о которых мы находим уже в первом катрене.Отсылка к ХануБобыргану отражает существовавший у Г. Вяткина интерес к истории малой родине, фольклору сибирских народов. В указанном сонете А. Побаченко использует известную на Алтае топонимическую легендуо горе Бобырган и реке Катунь: ©Была у старика Алтая дочь Катунь. Прослышала она, что есть на свете красавец Бий, и решила убежать к нему. Однажды в темную ночь решилась Катунь и бежала все дальшеи дальше на север. Проснулся старый Алтай, рассердился и послал ей вдогонку своих богатырей, чтобы воротили беглянку. Но все они погибли в пути, рассыпавшись порогами. Послал старик вдогонку за дочерью могучего богатыря Бабыргана. Долго скакал за ней богатырь, но убежала Катунь в равнины, а Бабырган остался стоять каменной громадой последней горой Северного Алтаяª [10].Использованная А. Побаченко форма итальянского сонета органична для стихотворения, связанного с реальным ландшафтом Алтая, его флорой ифауной. Поэт конца ХХ века не ограничивался воплощением чувства, для передачи которого он использует детализированныекартинвгорного пейзажа. Последние строки терцетов уводят читателя в область высоких размышлений о достижениях Вяткинапоэта:
В гортанном клёкоте шамананашёл он посвист турухтана,гостепной России голоса.
Уже здесь отчетливо проявляется ставшее константой его стиля стремление поэта начала ХХ века к ©обобщенности, приподнятости тонаª [11]. Обращение к экзотическим деталям и образам (©шаманª, ©турухтанª) позволяет А.Побаченко воплотить в лирическом герое присущие зрелому Вяткину романтические тенденции. Анализируемый сонет, написанный в 1997 г., передаетхарактерныедлятворческой манеры Вяткина 1915х гг ©эскизность, недосказанностьª, способствуя ©превращению его стихов в этюды, мимолетные сценкиª [11], подчеркивает непосредственность переживания.Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что при создании образов поэтов Николая Клюева и ГеоргияВяткина, живущих в одно время и отразивших характерные для этой эпохи общие тенденции историколитературного развития, Анатолий Побаченко предпочитает сосредоточить основное внимание на воссоздании идиостиля мастеров поэзии серебряного века.
Ссылки на источники1. Побаченко А. Сибирью связанные судьбы. Стихотворения // Занзивер 2013. №2 (46). URL: http://magazines.russ.ru/zin/2013/2/p6.html
[дата обращения: 02.03.2016].2. Бахор Т.А., Селиверстова М.А. Изучение поэзии Н. Клюева в школе.// Роль инноваций в трансформации современной науки: Сборник статей Международной научнопрактической конференции./ Отв. ред. Сукиасян А.А.Уфа, 2015. С. 147149.3. Бахор Т.А., Лобарева В.С., Зырянова О.Н. Традиции поэзии серебряного века в произведениях сибирских авторов второй половины ХХ века. // Фундаментальные исследования. 2013.№ 1012. С. 28062809.4. Суворова П.Е. Стиховая форма как элемент системности поэтического мира //Культура и текст. 2001.№ 6.С. 1723.5. Суворова П.Е. Конструирование культурных миров и языковая картина мира.// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.2008.№ 78. С. 143154.6. Бахор Т.А. Мотивобраз зимы в лирике красноярских поэтов // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. 2012.Т.3.№ 3.С. 111113.7. Холбрук Ф. Народ в пути: Книга Чисел. Пособие по изучению Библии. Заокский: Источник жизни, 2009. URL: http://www.otkrovenie.de/beta/xml/ sabbath_school/2009iv.xml/5
[датаобращения: 02.03.2016].8.Гаспаров М. Л. ©Снова тучи надо мною…ª: Методика анализа // Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т.II. М.,1997.С. 920.9.Бахор Т.А. Анализ частей речи как способ постижения художественного мира стихотворения (методические рекомендации к изучению лирики в школе) //Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. 2010.Т.1.№ 1.С. 356359.10. Алтайские легенды о горе Бобырган. URL: http://myaltai.ru/culture/legendybobyrgan[дата обращения: 02.03.2016].11. Штерн М.С. Стилевые искания Г.А. Вяткина лирика.// Материалы научнопрактической конференции ©Литературное наследие Сибириª.Омск, 2007. URL: http://litmuseum.omskportal.ru/index.php/ru/publications?id=120[дата обращения: 02.03.2016].
Левенец Ольга Анатольевна, студентка 3 курса филологического факультета Лесосибирского педагогического института филиала Сибирского университета, г. Лесосибирскhelgalev96@gmail.com
Матюшенко Ульяна Анатольевна,студентка 3 курса филологического факультета Лесосибирского педагогического института филиала Сибирского университета, г. Лесосибирскviskivkrovi@yandex.ru
Смирнова Галина Васильевна,студентка 3 курса филологического факультета Лесосибирского педагогического института филиала Сибирского университета, г. Лесосибирскgalka.smir2013@yandex.ru
Сонеткакформа восприятия творчества поэтов серебряного века в лирике 1990х гг.
Аннотация.Авторы статьи, анализируя сонетов современного поэта А. Побаченко, показывают, как автор использует особенности этой стихотворной формы для создания образов известных литературных деятелей серебряного века. В основе художественной рецепции творчества Н. Клюева, Г. Вяткина наиболее важные черты идиостиля этих известных поэтов.Ключевые слова: сонет, серебряный век, художественная форма, идиостиль, художественный образ, версификация, лирическая поэзия, региональная литература.
Анатолий Побаченко, современный сибирский поэт, опубликовал цикл сонетов ©Сибирью связанные судьбыª [1], посвященный поэтам, прозаикам, ученым, просветителям, общественным деятелям, жизнь которых оказалась связана с Сибирью. Среди героев этого цикла Н. Клюев, Г. Вяткин, Г. Суворов, Л. Решетникови др., в разное время соприкоснувшиеся с суровой сибирской землей. Внимание исследователей уже привлекли некоторые из этих сонетов, что, в свою очередь, способствовало тому, чтобы более активно изучать в школе творчество поэтов, героев А. Побачено [2].
Особое место в художественной рецепции творчества поэтов и общественных деятелей героев Анатолия Побаченко занимает Николай Клюев(18841937),которому современный автор посвятил не один сонет, а дистих. В этом минициклесовременный сибирский авторпередает свое впечатление от стихов и личности лидера новокрестьянских поэтов начала ХХ века. Традиции поэзии серебряного века ощутимы в творчестве многих сибирских авторов [3]. Но и сам Н. Клюев следовал традициям классической русской литературы, о чем свидетельствует проведенный нами сопоставительный анализ стихотворений М. Лермонтова (©Выхожу один я на дорогуª) и Н.Клюева (©Я надену черную рубахуª) [2, с.76]. ]. Основанием для такого анализа для нас стала метра и размера: это 5стопный хорей, детально изученный Р. Якобсономи К. Тарановским, актуализировавшим внимание ученых к семантическому или экспрессивномуореалуметра. Версификационная формастала рассматриваться как "элемент системности поэтического мира" [4]. В указанных стихотворениях М. Лермонтова и Н. Клюева мы видим тождественные образы, воплощающие чувства одиночества, репрезентирующие мотив дороги, важнейший в отечественной философской лирике.Уже в 1ом катрене стихотворения Н.Клюева читатель не может не выявить те слова, которые "приобретают функцию сигнала определенных эмоций" [4, с.22]: "Я надену черную рубаху// И вослед за мутным фонарем// По камням двора пройду на плаху// С молчаливоласковым лицом". Сигналы легко угадываемых эмоций лирического героя "черный", "мутный", "камни", "плаха". заставляют читателя вспомнить детали и образы,
воплощающие эмоциональное состояние лирического героя Лермонтова: "Выхожу один я на дорогу,// Сквозь туман кремнистый путь блестит, // Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,// И звезда с звездою говорит". Объединяющим для сопоставляемых стихотворений является и образ художественного времени: "ночь и туман" у Лермонтова соответствуют образу "тусклого фонаря" в художественном мире Клюева. Тожественно и восприятие героями этих текстов своего жизненного пути: дорога героя на плаху по камням двора в тексте Клюева соответствует "кремнистому пути" в стихотворении Лермонтова, а это значит, что художественный мир Н. Клюева более враждебен человеку, чем мир стихотворения Лермонтова. Окружающая действительность смертельно опаснадля героя поэзии начала ХХ в.
Среди тематических гнезд, ©позволяющихдекодировать художественный текстª [4, с.18], следует отметить в стихотворении Лермонтова более абстрактные образы жизненных ценностей героя (свобода, покой, жизни силы), менее конкретные образы людей ( "сладкий голос"). В цветовой палитре стихотворения ©Выхожу один я на дорогуª немного цветообозначений: "путь блестит", "сиянье голубое", "вечно зеленея", "темный дуб". Более яркая и разнообразная палитра анализируемого текста Клюева: "черная рубаха", "синий вечер", "жемчужные узоры облаков", "бальзамин". Нам кажется убедительным следующий вывод: Клюев относится к поэтам живописцам, предпочитающим изобразительную лексику, тогда как Лермонтовбольшее внимание уделял работе над выразительностью использованных языковых средств.Исходя из того, что вхудожественном произведении "материальный мир несвободен, зажат в горизонтальной плоскости между "верхом" и "низом" [5, с. 145], чрезвычайно важно для концептуальной картины мира каждого из названных поэтов представляется нам отношениеверха и низа.©Герой Лермонтова легко переводит взгляд от низа (кремнистый путь) к верху (звезда, небеса, дуб), и образов "верха" у него значительно больше. В художественном мире Н. Клюева материальные образы "низа" (камни, плаха, прялка, паутина, бальзамин, луг, межа и др.) являются преобладающими, более конкретными, яркими, зримымиª [2]. Эти отмеченные черты идиостиля Н. Клюева в сочетании с яркими фактами его биографии стали основными при создании и образа этого поэта в сонете Анатолия Побаченко:
Не всем рубаху чёрную носить,чесать затылок гребнем редкозубыми выпятив промасленные губы,под дурачка на улице косить.
До дыр на крыльцах есть кому сноситьльняную ткань. И выскажусь я грубо:гудят уже серебряные трубы,чекист кожанкой новою форсит.
Поэт, объятый силой ураганной,под пристальным вниманием нагана,навечно сгинет средь снегов и льда.
Под Томском гдето, в чёрном чемодане,растут стихи сибирские баданы,им светит ярко Севера звезда [1].
Как видим, Анатолий Побаченко акцентирует внимание современных читателей на таких важных деталях биографии Н. Клюева,как встреча с чекистами (в 1934 году поэтбыл арестован за антисоветскую агитацию), заключение в Томскуютюрьму,приговор, расстрел.Индивидуальность создаваемому образу придают и диалектные слова: таково использование слова ©крыльцаªв значении ©верхняя часть спины, лопаткиª, характерное дляжителей северных регионовРоссии, и др.
А. Побаченко, создавая образ Н. Клюева, обращается к форме итальянского сонета, объединяющего два катрена и два терцета и генетически связанного с сонетами Данте и Петрарки, которые, используя детали, отсылающие нас к бытовым реалиям изображаемого времени, стремились показать проявление высокого, духовного в земном, бытовом.
Так языковая картина мира в стихотворении поэта конца ХХ в. вбирает важнейшие компоненты картины мира, воплощенной в лирике Н.Клюева.Среди часто встречающихся у поэта образ зимы, характерный для выходцев и жителей северных районов России [6].Кроме биографического материала, А. Побаченко, создавая поэтический образ Н. Клюева, обращается к его творчеству, к таким известным стихотворениям, как ©Я надену черную рубахуª, ©Старухаª и др.В первом из двух сонетов, посвященных Н. Клюеву, А. Побаченко, акцентирует наше внимание и на образе черногоцвета, с которым связано начало стихотворения(©Не всем рубаху черную носить...ª)и финал (поэт сгинет ©под Томском гдето, в черном чемоданеª). Эта деталь напоминает о монашеской рубахе, которую поэт мог носить, когда жил в монастыре. Образ такой рубахи занимает важное место в стихотворении Клюева ©Я надену черную рубахуª, в котором черный цвет может быть знаком скорби по загубленным душам, печали о грехах, плачао потерянном рае. Возможно, этим образом А. Побаченко указывает на высокую миссию поэта Н. Клюеваотразить свое время, даже будучи ©в объятьях силы ураганнойª.Соединяющим земное и небесное, выводящим земное в сферу небесного, является строка ©... гудят уже серебряные трубыª, одновременно отражающаядетальвоенизированной эпохи192030х гг, к которой принадлежал Клюев, и указывающаяна связь земного и небесного, т.к. звуки серебряных труб относятся к описанным в Библии знамениям, ©напоминающим о водительстве Божьем и Его присутствииª среди людей [7]. М.Л. Гаспаровым [8] была предложенаметодикаимманентного анализа, представленная в работах современных литературоведов и методистов [9]. При определении доли частей речи в стихотворении А. Побаченко, посвященном Н. Клюеву, бросается в глаза преобладание имен существительных: их в 2 раза больше, чем глаголов или прилагательных. Известно, что ©из этих слов перед нами складывается художественный мирпроизведения: из существительных его предметный(и понятийный) состав; из прилагательных его чувственная(и эмоциональная) окраска; из глаголов действия и состояния, в нем происходящиеª [8, с.14]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что А. Побаченко стремился изобразить художественный мир Н.Клюева, опираясь на ©предметную (понятийную) сферуª. И здесь, на наш взгляд, прослеживается следующая закономерность: в начале стихотворения сконцентрирована лексика, характеризующая внешний облик поэта (©затылокª, ©губыª, ©крыльцаª), далее идут имена существительные с общей характеристикой героя и обстоятельств его жизни (©поэтª, ©силаª, ©вниманиеª). В таком контексте вполне логично появление образа ©Севера звездаª, связывающего главного героя этого стихотворения с географическим положением его последнего пристанища: расстрелян Н. Клюев в Томске, на Каштаке, ставшим местом массовых расстрелов и захоронений жертв гражданской войны и репрессий). Но одновременно с этим ©Севера звездаª порождает у читателей ассоциации с известным пушкинским образом из стихотворения "Зимнее утро", что может быть интерпретировано как указание на продолжение в творчествепоэта серебряного векатрадиций отечественной лирики XIXв.
Такое восприятие финального образа актуализирует ретроспективное прочтение поэтического текста, при котором восходящими к Пушкину оказываются и другие образы. Речь может идти, например, обобразе©силы ураганнойª, вводящемв контекст стихотворения А. Побаченко ©Арионª А.С. Пушкина (©...Вдруг лоно волн // Измял с налету вихорь шумныйª).
©Силаураганнаяª является и композиционно выделеннымобразом, т.к. находится в месте т.н. золотого сечения сонета. Пушкинский контекст усиливает характеристику представленного в стихотворении А. Побаченко времени(©Поэт, объятый силой ураганной, //Под пристальным вниманием нагана,// навечно сгинет средь снегов и льда.ª)как более трагической, чем эпоха, прошедшая под знаком декабристского восстания и расправы с его участниками.Таким образом, современный сибирский поэт Анатолий. Побаченко, создавая образ Николая Клюева, обращается не только к мотивам и образам, характерным для творчества этого лирика серебряного века, но и стремится определить его роль в историколитературном процессе, актуализируяв качестве контекста отечественную поэзию XIXв.Другим героем цикла сонетов Анатолия Побаченко ©Сибирью связанные судьбыª стал Георгий Вяткин (18851938),активный участник литературного процесса, один из основоположников современной сибирской литературы. Он был знаком с многими писателями и поэтами серебряного века: А. Блоком, И. Буниным, А. Толстым и др, испытывал творческое влияние некоторых из них [3]. Многие годы он активно переписывался с Горьким, который так оценивал творчество поэта: ©Вот Вяткин у вас поэт! Читаю его стихи, и так хорошо на душе. Очень родные стихи…ª. Лирическому герою Г. Вяткина свойственно сочетание грусти и оптимизма, любовь ко всему, ©что живет и цветет на землеª. Философские рассуждения Вяткина о смысле жизни попрежнему интересны любителям поэзии. По мнению авторов статей, помещенных в многочисленных энциклопедиях и справочниках, в творчестве поэта нельзя не отметить влияния символизма [4].В 1937 году Вяткин был арестован органами НКВД по делу ©Трудовой крестьянской партииª и 8 января 1938 года расстрелян. Реабилитирован поэт был в 1956 г. посмертно.Судьба этого певца Сибири не могла не привлечь А. Побаченко. В отличие от других сонетов, ориентированных, прежде всего, на биографии тех, кому они посвящались, художественный мир этого стихотворения сконструирован поиному:
В горах великого Алтаяпеснь родилась хвалить творца,не изменился лишь с лицаХанБобырган, в тумане тая.
Катунь,горячая, крутая(найдет ли кто реке ловца?),рвалась из тайного ларцав строку, легендой обрастая.
В гортанном клёкоте шамананашёл он посвист турухтана,степной России голоса.
И ветвь раскидистого кедра,песок золотоносный в недрах судьбы счастливой полоса [1].
Воснове этого сонета мифы алтайцев, упоминание о которых мы находим уже в первом катрене.Отсылка к ХануБобыргану отражает существовавший у Г. Вяткина интерес к истории малой родине, фольклору сибирских народов. В указанном сонете А. Побаченко использует известную на Алтае топонимическую легендуо горе Бобырган и реке Катунь: ©Была у старика Алтая дочь Катунь. Прослышала она, что есть на свете красавец Бий, и решила убежать к нему. Однажды в темную ночь решилась Катунь и бежала все дальшеи дальше на север. Проснулся старый Алтай, рассердился и послал ей вдогонку своих богатырей, чтобы воротили беглянку. Но все они погибли в пути, рассыпавшись порогами. Послал старик вдогонку за дочерью могучего богатыря Бабыргана. Долго скакал за ней богатырь, но убежала Катунь в равнины, а Бабырган остался стоять каменной громадой последней горой Северного Алтаяª [10].Использованная А. Побаченко форма итальянского сонета органична для стихотворения, связанного с реальным ландшафтом Алтая, его флорой ифауной. Поэт конца ХХ века не ограничивался воплощением чувства, для передачи которого он использует детализированныекартинвгорного пейзажа. Последние строки терцетов уводят читателя в область высоких размышлений о достижениях Вяткинапоэта:
В гортанном клёкоте шамананашёл он посвист турухтана,гостепной России голоса.
Уже здесь отчетливо проявляется ставшее константой его стиля стремление поэта начала ХХ века к ©обобщенности, приподнятости тонаª [11]. Обращение к экзотическим деталям и образам (©шаманª, ©турухтанª) позволяет А.Побаченко воплотить в лирическом герое присущие зрелому Вяткину романтические тенденции. Анализируемый сонет, написанный в 1997 г., передаетхарактерныедлятворческой манеры Вяткина 1915х гг ©эскизность, недосказанностьª, способствуя ©превращению его стихов в этюды, мимолетные сценкиª [11], подчеркивает непосредственность переживания.Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что при создании образов поэтов Николая Клюева и ГеоргияВяткина, живущих в одно время и отразивших характерные для этой эпохи общие тенденции историколитературного развития, Анатолий Побаченко предпочитает сосредоточить основное внимание на воссоздании идиостиля мастеров поэзии серебряного века.
Ссылки на источники1. Побаченко А. Сибирью связанные судьбы. Стихотворения // Занзивер 2013. №2 (46). URL: http://magazines.russ.ru/zin/2013/2/p6.html
[дата обращения: 02.03.2016].2. Бахор Т.А., Селиверстова М.А. Изучение поэзии Н. Клюева в школе.// Роль инноваций в трансформации современной науки: Сборник статей Международной научнопрактической конференции./ Отв. ред. Сукиасян А.А.Уфа, 2015. С. 147149.3. Бахор Т.А., Лобарева В.С., Зырянова О.Н. Традиции поэзии серебряного века в произведениях сибирских авторов второй половины ХХ века. // Фундаментальные исследования. 2013.№ 1012. С. 28062809.4. Суворова П.Е. Стиховая форма как элемент системности поэтического мира //Культура и текст. 2001.№ 6.С. 1723.5. Суворова П.Е. Конструирование культурных миров и языковая картина мира.// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.2008.№ 78. С. 143154.6. Бахор Т.А. Мотивобраз зимы в лирике красноярских поэтов // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. 2012.Т.3.№ 3.С. 111113.7. Холбрук Ф. Народ в пути: Книга Чисел. Пособие по изучению Библии. Заокский: Источник жизни, 2009. URL: http://www.otkrovenie.de/beta/xml/ sabbath_school/2009iv.xml/5
[датаобращения: 02.03.2016].8.Гаспаров М. Л. ©Снова тучи надо мною…ª: Методика анализа // Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т.II. М.,1997.С. 920.9.Бахор Т.А. Анализ частей речи как способ постижения художественного мира стихотворения (методические рекомендации к изучению лирики в школе) //Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. 2010.Т.1.№ 1.С. 356359.10. Алтайские легенды о горе Бобырган. URL: http://myaltai.ru/culture/legendybobyrgan[дата обращения: 02.03.2016].11. Штерн М.С. Стилевые искания Г.А. Вяткина лирика.// Материалы научнопрактической конференции ©Литературное наследие Сибириª.Омск, 2007. URL: http://litmuseum.omskportal.ru/index.php/ru/publications?id=120[дата обращения: 02.03.2016].