Структурно-содержательная модель полиэтнической компетентности классного руководителя

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Куликова Т. И. Структурно-содержательная модель полиэтнической компетентности классного руководителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2341–2345. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96389.htm.
Аннотация. В статье описывается структурно-содержательная модель полиэтнической компетентности классного руководителя и обосновывается необходимость её научного исследования. Актуальность статьи связана с усилением миграционных потоков вынужденных переселенцев, беженцев и трудовых мигрантов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Куликова Татьяна Ивановна,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тулаtativkul@gmail.com

Структурносодержательнаямодель полиэтнической компетентности классного руководителя

Аннотация.В статье описывается структурносодержательная модельполиэтнической компетентности классного руководителя и обосновывается необходимость её научного исследования.Актуальность статьи связана сусилением миграционных потоков вынужденных переселенцев, беженцев и трудовых мигрантов.Ключевые слова:поликультурность образовательной среды, полиэтническая компетентность классного руководителя.

*Работа выполнена при финансовой поддержке проекта РГНФ №1516005а/Ц

Актуальность проблемы полиэтнической компетентности классного руководителя обусловлена динамическимиизменениями в жизни современного общества.Российскаяшкола последовательно превращается в поликультурное образовательное пространство. Поликультурное образование заключается в «формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований» [4, с. 3]. Вынужденная миграция, как правило, вызвана трагическими, в большинстве, военными событиями. Независимо от того, что является причиной, проблема вынужденной миграции всегда ведет к изменениям в укладе жизни и социальном статусе семей, появлению и проявлениюшкольной дезадаптации у детей мигрантов, межнациональной напряженности в группе сверстников. Все эти изменения сопровождаются эмоциональными переживаниями и нарушением психологического здоровья.Такое положение вещей создает дополнительные трудности для школьных учителей, которым, помимо выполнения основных своих функций, приходится регулировать взаимодействие между детьми и родителями разных национальностей. Успешное функционирование образовательной системы возможно при условии ее обеспеченности специалистами, компетентность которых основывается на интеграции ряда культур[3]. Рассматривая образовательную среду как подсистему социокультурной среды жизнедеятельности человека, можно утверждать, что для педагога, принимающего идеи гуманизации образования, ориентированного на субъектсубъектное взаимодействие с учащимися и коллегами, образовательная среда является основополагающим фактором его профессионального развития, находящим свое отражение в уровне обладания полиэтническойкомпетентностью.Традиционно актуальность формирования полиэтническойкомпетентности обосновывают возрастанием уровня миграции в регионе, что требует от учителя особых навыков налаживания коммуникации с детьми эмигрантов и их родителями и связывают, в первую очередь, с овладением иностранными языками, а также знаниями об особенностях иных культур.Процесс формирования полиэтнической компетентности личности является важнейшим условием стабильности для любого государства и региона, особенно для такого поликонфессиональногои многонационального, каким является Россия. Именно полиэтническая компетентность личности определяет её продуктивную жизнедеятельность, способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с поликультурным обществом.Полиэтническая компетентность –это интегративное качество индивида, включающее систему поликультурных знаний, умений, навыков, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, поликультурных качеств, опыта, социальных норм иправил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе, реализующееся в способности решать задачи профессиональной деятельности в ходе позитивного взаимодействия с представителями разных культур. Следует признать тот факт, что современное образование как одно из главных государственнообщественных институтов, ответственных за развитие общества, готовит личность к общению и взаимодействию в полиэтнической реальности. Для российского образования полиэтничность –это социальный контекст общеобразовательных организаций, их функционирование с учетом языковых, культурных и духовных различий полиэтнического состава учащихся. Своеобразным посредником в выстраивании отношений между учениками, учителями и родителями; создателем оптимальной развивающей микросреды и благоприятного моральнопсихологического климата в классе выступает классный руководитель. Классный руководитель является ключевой фигурой при признании паритетности всех субъектов и участников образовательного процесса. Однако следует признать, что в «настоящее время ни одно педагогическое учебное заведение не осуществляет специальной подготовки классных руководителей для общеобразовательных учреждений» [2,с.21]. Сложившаяся ситуация приводит к обострению противоречия между актуальным уровнем профессиональнопедагогической подготовленности современного учителя и требований, предъявляемых к нему как классному руководителю в условиях изменяющейся поликультурной образовательной среды.Целесообразность выделения в структуре профессиональной компетентности учителя –классного руководителя полиэтническойкомпетенции обусловлена в первую очередь потребностью более точного содержательного определения качеств личности, профессиональных знаний и умений учителя, необходимых для успешной педагогической деятельности в поликультурной среде. На наш взгляд, полиэтническая компетентность классного руководителя предполагает знание истории других национальностей, культурные особенности народов, уважение к ним и возможность учиться самому лучшему, что есть в других культурах; умение вести межкультурный диалог, чтобы понять друг друга и добиться взаимного признания. Между тем, многие изучителей –классных руководителей не имеют достаточных профессиональных знаний для обеспечения психологической безопасности школьников.По мнению некоторых современных исследователей, полиэтническая компетентность современного учителя, выполняющего функции классного руководителя,имеет большое профессиональное значение. Именно классному руководителюособенно важно уметь правильно понимать культурное, этническое, национальноеразличиемежду учащимися и их семьями, уметь утверждать своими личными делами и словами культурный плюрализм в обществе [6]. В ходе проводимого нами исследования было выявлено, что требование к полиэтнической компетентности классного руководителя в практике современной школы не обозначено. Начиная с конца 90х годов, внимание многих исследователей было направлено на изучение феномена толерантности, как фактора гармонизации межнациональных отношений. Однако в современных условиях нам нужна не толерантность, предполагающая готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия, а повышение полиэтнической компетентности людей.В связи с процессами модернизации российского образования, внедрением в образовательный процесс новых Федеральных государственных образовательных стандартов, значимости развития профессиональных компетенций у современных педагогов, формирование полиэтнической компетентности классного руководителя должно рассматриваться как одно из приоритетных направлений деятельности общеобразовательных учреждений по обеспечению психологической безопасности школьников[2].Специфика профессиональной компетентности классного руководителяполиэтнической школы заключается в сформированности его компетенций в такой степени, которая является достаточной для выполнения его профессиональных обязанностей в специфических условиях многонационального контингента учащихся. Полиэтническаякомпетентность –это личностное качествосовременного педагога, которое представляет собой совокупность ценностносмысловых установок, собственную позицию открытости к другим культурам, понимание и признание многомерности мира, готовность к деятельности в поликультурной образовательной среде и др. Вструктуре полиэтническойкомпетентности выделяют еесоставляющие, которые в современной интерпретации имеют место быть всодержательном конструкте поликультурной компетентности: понимание своеобразияи ценности других народов и иной культуры; толерантная модель поведения;культурная толерантность и этническая идентичность; способ индивидуального бытияв поле этнокультурных диссонансов; творческая реализация «Я» в культуросообразныхспособах познания мира[1, с.19].Целесообразность выделенияв структуре профессиональной компетентности учителя поликультурной компетенции обусловлена потребностью, вопервых, более точного определения и содержательной трактовки, необходимых для успешной педагогической деятельности в поликультурной среде качеств личности, профессиональных знаний и умений учителя, а вовторых, разработки программы совершенствования системы профессиональнопедагогической подготовки учителей в контексте современных социальнопедагогических реалий.Исходя из вышесказанного, профессиональное содержание полиэтнической компетентности педагога связано с такими аспектами, как:–осознание поликультурных особенностей образовательной среды: национальнорелигиозной, возрастной, гендерной и иной принадлежности, и уважительное отношение к ним;–способность действовать в соответствии с культурными особенностями субъектов образовательной среды, сохраняя свою культурную самобытность;–способность организовать конструктивное межкультурное взаимодействие в коллективе и использовать межкультурные различия, чтобы обогатить культурный опыт субъектов взаимодействия;–знание и учет психологических особенностей восприятия и поведения личности, обусловленных ее культурной принадлежностью;–способность обеспечивать поликультурную направленность учебновоспитательного процесса, прогнозировать, предупреждать и разрешать межкультурные конфликты в коллективе [5].Рассматривая полиэтническую компетентность применительно к деятельности классного руководителя, мы разработали структурносодержательную модель полиэтнической компетентности классного руководителя, выделив в ней три наиболее значимых компонента: мотивационноценностный, коммуникативный и социальноперцептивный(Рисунок 1).

















Рис. 1.Структурносодержательная модель полиэтнической компетентности классного руководителя.

Данная модель полиэтнической компетентности классного руководителя представлена как интегративная характеристика уровня профессионализма, отражающая способность

и готовность учителя осуществлять учебновоспитательный процесс в поликультурной образовательной среде, и основываетсяна следующихположениях:–полиэтническая компетентность классного руководителя представляет собой систему поликультурных знаний, ценностейи качеств, проявляющихся в доброжелательном, открытом и непредвзятом отношении к любой культуре и ее носителям;–полиэтническая компетентностьклассного руководителя возникает на определенном уровне профессиональноличностного развития педагога;–полиэтническая компетентностькак интегральное свойство личности определяет успешность выполнения педагогическойдеятельностиклассного руководителя;–полиэтническая компетентность классного руководителя включаеттри компонента –мотивационноценностный, коммуникативный и социальноперцептивный, каждый из которых представлен:компетентностями, относящимися крегулированию повседневной жизни и деятельности личности в поликультурном обществе,компетентностями, относящимися к выстраиванию взаимодействия с учащимися, родителями и педагогами,эффективному решению всевозможных задач общения,компетентностями, обеспечивающими безусловное, безоценочное и позитивное восприятие учащихся и родителей своего класса;–развитие полиэтнической компетентности классного руководителя –непрерывный процесс, в ходе которого ее содержательные компоненты претерпевают определенную динамику;–развитие содержательных компонентов полиэтнической компетентности классного руководителяв единстве и определенной пропорции между собой, безусловно, определяет уровень развитияклассного руководителя как личности и педагога.Мотивационноценностный компонент представляет собой сложившуюся систему мотивационноценностных образований: мотивов, ценностей, интересов, потребностей, поликультурных качеств, регулирующих повседневную жизнь и деятельность личности в поликультурном обществе. Мотивационноценностный компонент способствует созданию условий для функционирования способностей и включения ориентации классного руководителя на содержание внутреннего мира учащихся и интереса к познанию Другого, а также осознания своей личной и профессиональной позиции и включает следующие характеристики: направленность на другого человека; потребность в общении; представленность себя в профессиональном мире.Данный компонент отражает личностную позицию классного руководителя, его мировоззренческие ориентации, особенности ценностных ориентаций личности как в отношении самого себя, так и в отношении других людей и своей деятельности. Мотивационноценностный компонент является базовым в формировании социальнопсихологической компетентности классного руководителя. Коммуникативный компонент определяется как совокупность умений и навыков классного руководителя, обеспечивающих его взаимодействие с учащимися, эффективное решение всевозможных задач общения. Коммуникативный компонент в структуре социальнопсихологической компетентности классного руководителя включает в себя такие характеристики, как: регулирование межличностных отношений в классе между учениками; установление эффективного взаимодействия между учителямипредметниками и учащимися; содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса.Коммуникативные компетентности классного руководителя предполагают умение воспринимать, понимать и правильно оценивать партнера по общению; владение поощряющей и бесконфликтной формами общения; внимательное, доброжелательное отношение к участникам общения и др.Социальноперцептивный компонент предполагает, чтоклассный руководитель должен обладать системой социальноперцептивных компетентностей, проявляющихся по отношению к группе учащихся (школьному классу), которую он возглавляет. Успех в руководстве классом будет зависеть от наличия у него положительного отношения к учащимся и его целенаправленной повседневной работы. Психологически грамотное восприятие учителем ученика помогает установить на этой основе взаимопонимание, эффективное взаимодействие и способствует развитию личности ребенка. Социальноперцептивный компонент предполагает наличие у классного руководителя готовности к безусловному, безоценочному и позитивному восприятию учащихся своего класса. Кроме того, социальноперцептивный компонент проявляется в высокой и гибкой самооценке классного руководителя, оптимальном уровне тревожности и адекватном выражении своих эмоций.Таким образом, полиэтническая компетентность компетентность классного руководителя представляет собой сложное образование, характеризующееся своеобразием структуры, содержательными и качественными характеристиками.Необходимо отметить, что успешность деятельности классного руководителя зависит от сформированности всех трех компонентов в равной степени. Все вышеизложенное позволяет констатировать тот факт, что в науке имеются существенные предпосылки для выявления взаимосвязи полиэтнической компетентности классного руководителя и психологической безопасности школьников в поликультурной образовательной среде.Учитывая социальную значимость, сложность и актуальность проблемы полиэтничности для общеобразовательных учреждений, возникает необходимость в проведении научных исследований полиэтнической компетентности классного руководителя в контексте психологической безопасности школьников в поликультурной образовательной среде.

Ссылки на источники1.Карпенко, Н.Н. Педагогические условия построения культуросообразного содержания образования в современной школе // Дис. ... канд. пед. наук. –СПб., 2003. –189 с.2.Куликова Т.И. О содержании психологопедагогического сопровождения деятельности классного руководителя //Психология XXI столетия. В 2х т. / Подред. Козлова В.В. –Ярославль, МАПН. 2008. –С.2023.URL:http://www.zikozlov.ru/collections/SocialpsychologyXXI22008(дата обращения:22.12.2015).3.

Куликова Т.И. Подготовка студентапсихолога к работе по профилактике межэтнических подростковых конфликтов [Электронный ресурс] //Электронный научнометодический журнал «Концепт». 2013. №04 (апрель). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/podgotovkastudentapsihologakrabotepoprofilaktikemezhetnicheskihpodrostkovyhkonfliktov(дата обращения: 11.01.2016).4.

Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование –актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. №4. С.3.5.ХупсароковаА.М. Содержание поликультурной компетентности педагога [Электронный ресурс] // Электронный журнал "FanNauka", 2008 г. URL: http://www.fannauka.narod.ru/20081.html(дата обращения: 11.01.2016).6.Хупсарокова А.М., ХакуноваФ.П. Предметносодержательные компоненты поликультурной компетентности педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. –2011. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/predmetnosoderzhatelnyekomponentypolikulturnoykompetentnostipedagoga(дата обращения: 19.03.2016).