Использование методов строго регламентированного упражнения для обучения боевым приемам борьбы сотрудников ОВД

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Троян Е. И. Использование методов строго регламентированного упражнения для обучения боевым приемам борьбы сотрудников ОВД // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2346–2350. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96390.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования навыков боевых приемов борьбы сотрудников ОВД. Автор поясняет целесообразность использования методов строго регламентированного упражнения для оптимизации процесса обучения боевым приемам борьбы сотрудников ОВД. В статье описываются особенности использования целостно-конструктивного метода и расчлененно-конструктивного метода для обучения новым приемам борьбы, а также метода сопряженного воздействия для их совершенствования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Троян Евгений Иванович,кандидат педагогических наук, доцент кафедры физическойподготовки сотрудников ОВДФГКОУ ДПО«Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. ТюменьTroyan_evgenii@mail.ru

Использование методов строго регламентированного упражнения

для обучения боевым приемам борьбы сотрудников ОВД

Аннотация.Статья посвящена проблеме формирования навыков боевых приемов борьбы сотрудников ОВД. Автор поясняет целесообразностьиспользованияметодов строго регламентированного упражнения для оптимизации процесса обучения боевым приемам борьбы сотрудников ОВД.В статье описываются особенности использованияцелостноконструктивногометода и расчлененоконструктивногометода для обучения новымприемам борьбы, а так же, методасопряженного воздействиядля их совершенствования.Ключевые слова:сотрудникиОВД,физическая подготовка,боевые приемы борьбы, методы физического воспитания,методы строго регламентированного упражнения,целостноконструктивный метод, расчлененноконструктивный метод, метод сопряженного воздействия.

Профессиональная деятельность сотрудников ОВДхарактеризуется повышенной сложностью и интенсивностью. От него требуется значительное напряжение умственных, психических и физических сил, высокой концентрации внимания. Сотрудник полиции должен уметь действовать в условиях, связанных с необходимостью применения физической силы и боевых приемов борьбы, специальных средств и огнестрельного оружия для выполнения профессиональных задач в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска для его жизни и здоровья. Физическая подготовка сотрудников ОВДосуществляется в территориальных органах внутренних дел на занятиях по профессиональной служебной и физической подготовке и в образовательных организациях системы МВД России в рамках одноименной учебной дисциплины.Целью физической подготовки сотрудников ОВДявляется достижение и поддержание необходимого уровня их физической готовности к эффективному решению оперативнослужебных задач.Задачами физической подготовки сотрудников ОВДявляются:1.Формированиеспециальных знаний в области физической культуры и спорта, необходимых для управления и коррекции своим физическим состоянием.2.Развитие и поддержаниепрофессиональнозначимых физических качеств и на уровне, необходимом для успешного выполнения оперативнослужебных и служебнобоевых задач.3.Формирование навыков профессиональнозначимых двигательных действий и боевых приемов борьбы[2].

4.Воспитание профессиональнозначимых качеств личности сотрудника.5.Формирование психологической устойчивости к стрессовым ситуациям служебной деятельности [3].В настоящее время становится все более актуальным научное и методическое обоснование эффективных форм, средств и методов воспитания физических качеств, формирования навыков боевых приемов борьбы и профессиональнозначимых двигательных действий.

Традиционно, преподаватели образовательных организаций, системы МВД России, сотрудники, осуществляющие физическую подготовку в территориальных органах внутренних дел используют соревновательный метод для обучения боевым приемам борьбы. Однако использование данного метода необходимо на этапе совершенствования уже сформированных навыков изучаемой техники. Как известно,формирование навыка приема, как и любого другого двигательного действия, проходит через три стадии: разучивание, умение, и непосредственно ‬стадиинавыка. Навык является наиболее оптимальной стадией качества владения техникой боевых приемов борьбы. Навык характеризуется автоматизированностью выполнения какоголибо действия и помехоустойчивостью.Как ни странно, но наиболее слабоизученной, является проблема перехода качества владения техникой какоголибо приема из стадии разучивания, в стадию умения, а так же,из стадии умения в стадию навыка.В связи с чем, в Тюменском институте повышения квалификации проводятся исследования, направленные на выявление наиболее эффективных способов формирования навыков боевых приемов борьбы.Объект исследования ‬учебнотренировочный процесс физической подготовки сотрудников ОВД.Предмет исследования ‬методика обучения навыкам боевых приемов борьбы сотрудников ОВД.Цель исследования ‬выявление и систематизация эффективных методов физического воспитания для обучения боевым приемам борьбы сотрудников ОВД.Исследование нормативноправовых документов, практического опыта применения физической силы и специальных средств, содержания учебных программ дисциплины «Физическая подготовка», изучаемой в образовательных организациях системы МВД России и в рамках профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников территориальных органов внутренних дел позволилосистематизироватьметоды обучения боевым приемам борьбы сотрудников ОВД.Метод

это способ обучения, метод обучения наиболее рациональный способ преподавания учителем и усвоения учеником учебного материала[4].Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. Методы физического воспитания необходимы для организации двигательной деятельности занимающихся в соответствии с решаемой задачей воспитания физических качеств и обучению двигательным действиям.Для развития (воспитания) физических качеств и обучения двигательным действиям используются две группы методов: общепедагогические и специфические.Таблица 1Методы физического воспитания

Методы физического воспитанияОбщепедагогическиеметодыСпецифические методыСловесные методыМетоды обеспечения наглядностиМетоды частично регламентированного упражнения(игровой метод, соревновательный метод)Методы строго регламентированного упражнения

Преподаватель (инструктор) при организации учебнотренировочного процесса физической подготовки сотрудников ОВДвыбирает для использования на занятиях наиболее эффективные методы физического воспитания, соответствующие задачам учебной программы подготовки сотрудников.В частности, для обучения боевым приемам борьбы необходимо использовать так называемые «Методы строго регламентированного упражнения». Данная группа методов так же используется и для развития физических качеств человека.Таблица 2Методы строго регламентированного упражнения

Методы строго регламентированного упражненияДля воспитания физических качествДля обучения новым двигательным действиямМетод стандартного упражненияЦелостноконструктивный методМетод переменного упражненияРасчлененоконструктивный методКомбинированные методы упражнений Метод круговой тренировкиМетод сопряженного воздействия.

Методы строго регламентированного упражнения используются для обучения новым двигательным действиям и воспитания физических качеств.Для обучения новым двигательным действиям применяются методы: целостноконструктивный метод; расчлененоконструктивный метод; метод сопряженного воздействия.На стадии разучивания и для достижения стадии умения техники какоголибо приема целесообразно использовать расчлененоконструктивный метод.Впроцессе разучивания приема возникает начальная стадия владения им ‬умение его выполнять. Двигательное умение ‬одна из начальных степеней владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управляемым движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью результатов его выполнения. Управление движением осуществляется при ведущей роли сознания. Сотрудник, владеющий приемом на стадии умения, не может переключить внимание на объекты окружающей обстановки.При использовании расчлененоконструктивного метода двигательное действие разучивается по частям (фазам упражнения или приема). Данный метод применяется на начальных этапах обучения, а также для обучения сложным двигательным действиям. При расчленении упражнения необходимо выделять относительно самостоятельные части(фазы), логически связанные между собой.Двигательное умение является переходной стадией к формированию двигательного навыка.Становление навыка условно проходит через три стадии: период выработки; период стабилизации; автоматизации. На стадии выработки происходит: определение двигательного состава приема с учетом стиля, способа движений, индивидуальных особенностей сотрудника; ощущение движения и его сенсорная коррекция; уход коррекций, которые определились из поля контроля сознания. На стадии периода стабилизации происходит автоматизация движений; соединение новых коррекций между собой; окончательная шлифовка навыка и подгонка его до стандарта. На стадии автоматизации навык совершенствуется в условиях использования помех, сбивающих факторов, осложняющих стандартное выполнение приема.На стадии формирования навыка техники какоголибо боевого приема борьбыв процессе перехода качественного состояния владения техникой от уровня умения до уровня навыканеобходимо использовать целостноконструктивный метод. При использовании целостноконструктивного метода двигательное действие разучивается в целом без расчленения на отдельные части. Прием выполняется слитно. Каждый прием долженповторяться8001000 раз. Для обеспечения такого объема повторений целесообразно следовать определенным правилам структурирования тематического плана, используя смешанную структуруизложения учебного материала, попринципу «от простого ‬к сложному». Следуя данному принципу, темы должны располагаться по очередности в соответствии с возрастанием сложности выполнения унифицированных боевых приемов борьбы, что будет способствовать постепенному нарастанию сбивающих факторов, осложняющих выполнение приема, следовательно, способствовать становлению их навыков[1].Для увеличения объема повторений боевых приемов борьбы, вариативности их исполнения в тематическом плане необходимо выделить «базовые» и «специальные» темы. В этом случае разучивание основных унифицированных приемов борьбы и технических действий происходит в «базовых» темах. Далее, эти приемы и технические действия совершенствуются в «специальных» темах.После того как сотрудники освоят приемы в целом, им целесообразно дать задание для самостоятельного выполнения. Необходимо также помнить, что результат приема зависит от выполнения его мельчайших деталей. Приемы разучиваются и совершенствуются в обе стороны, правой и левой конечностями. Следует обращать внимание на ошибки, заставляя слушателей устранять их постепенно, по очереди. На этом этапе приемы выполняются в боевом темпе. Необходимо убедить сотрудников изучать различные варианты приемов.Метод сопряженного воздействия применяется для совершенствования боевых приемов борьбы. Сущность данного метода состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих от занимающегося увеличения физических усилий. Для этого используют, например различные утяжеления на руках или ногах, резиновые жгуты, тренажеры. Вес отягощения подбирается таким образом, чтобы при выполнения упражненияне искажалась структура движения. Для совершенствования приемов сотрудникам, кроме непосредственной отработки приемов, следует постоянно повышать уровень общей и специальной физической подготовки. Общая физическая подготовка обеспечивает всестороннее развитие сотрудника. Она создает предпосылки для наиболее эффективного проявления специальных физических качеств, необходимых для совершенствования боевых приемовборьбы. Специальная физическая подготовка играет важную роль в формировании двигательных способностей сотрудников и находится в прямой зависимости от особенностей техники изучаемых приемов и тактики их использования. Эффективность боевых приемовборьбыво многом зависит от развития у сотрудников целого комплекса физических способностей, в частности скоростных способностей, координационных способностей, выносливости.В данном случае необходимо активно задействовать методы строго регламентированного упражнения.Методы строго регламентированного упражнения, используемые для воспитания физических качеств характеризуются многократным выполнением упражнений в условиях строгой регламентации. При использовании данного метода регламентируется: состав движений и их связи между собой; физическая нагрузка (степень интенсивности и продолжительности мышечной работы), интервалы отдыха и порядок чередования отдыха и нагрузки. К данным методам относятся: методы стандартного и переменного (вариативного) упражнения, комбинированные методы (повторнопеременный) и метод круговой тренировки (непрерывный и интервальный).Обучение боевым приемам борьбы является сложным, творческим процессом, успех в котором зависит от множества факторов, в частности, от уровня сформированности профессиональных компетентностей преподавателей по физической подготовке образовательных организаций системы МВД России; сотрудников, осуществляющих физическую подготовку в территориальных органах внутренних дел. Использование методов строго регламентированного упражненияпозволит оптимизировать процесс формирования и совершенствования навыков боевых приемов борьбы сотрудников ОВД.Ссылки на источники1.Гусев А.А. Совершенствование подготовки сотрудников ОВД к упреждающим действиям при защите от ударов правонарушителя // Современные научные исследования. Выпуск 2 Концепт. 2014. ART 55002. URL: http://ekoncept.ru/2014/55002.htm Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X.2.Попов А. Г. Профессиональноприкладная физическая подготовка курсантов высших военных учебных заведений на основе моделирования условий боевой деятельности: Автореферат. … канд. пед. наук.: 13.00.08 /А.Г. Попов; Волгоград, 2009.3.Фадеев О. В. Формирование психологической устойчивости средствами физической подготовки // Молодой ученый. —2014. —№7. —С. 239241.4.

Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 480 с.