Использование кейс-метода для обучения силовой взаимопомощи сотрудников ОВД

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Волосников И. В. Использование кейс-метода для обучения силовой взаимопомощи сотрудников ОВД // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2486–2490. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96418.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам обучения силовой взаимопомощи сотрудников ОВД в ситуациях применения физической силы. Автор предлагает использовать кейс-метод в учебно-тренировочном процессе физической подготовки слушателей образовательных организаций системы МВД России, занимающихся по программам профессионального обучения, для формирования навыков взаимодействия между сотрудниками ОВД в типовых ситуациях, требующих незамедлительного применения физической силы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Волосников Игорь Викторович,преподаватель кафедры физической подготовки сотрудников ОВДФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюмень

Использование кейсметода для обучения силовой взаимопомощи сотрудников ОВД

Аннотация.Статья посвящена вопросам обучения силовой взаимопомощи сотрудников ОВД в ситуациях применения физической силы.Автор предлагает использовать кейсметодкейсметодв учебнотренировочном процессе физической подготовки слушателей образовательных организаций системы МВД России, занимающихся по программам профессионального обучения для формирования навыков взаимодействия между сотрудниками ОВД в типовых ситуациях, требующих незамедлительного применения физической силы.Ключевые слова:сотрудники ОВД, физическая подготовка, боевые приемы борьбы, взаимопомощь, кейсметод, слушателиобразовательных организаций системы МВД России.

Успешное выполнение служебных задач сотрудниками ОВД во многом зависит от уровня их профессиональной подготовки. Формирование профессиональнозначимых качеств личности, знаний, умений и навыков современного сотрудника милиции, формирование высокой психологической готовности к стрессовым ситуациям, сохранение и развитие его здоровья, обеспечение профессионального долголетия –вот лишь небольшой круга проблем, которые призвана решать физическая подготовка.Необходимым компонентом подготовки специалистов является учебнотренировочный процесс обучения боевых приемов борьбы.Полученные навыки грамотного, юридически обоснованного использования приемов задержания правонарушителей будут способствовать эффективному выполнению сотрудниками ОВД своих служебных обязанностей и требований присяги.Значимость обучения сотрудниками боевым приемам борьбы сложно переоценить. Однако при осуществлении учебнотренировочного процесса выявляется ряд проблем, связанных с организацией, методикой подготовки, средств подготовки, учетавозрастных особенностей занимающихся. Среди проблемных вопросов выделяются способы взаимодействия сотрудников в типовых ситуациях служебной деятельности. Несмотря на развитие инновационных процессов в организации и методики обучения боевым приемам борьбы данная тема изучена не в полном объеме.В связи с чем, наблюдается ряд противоречий на социальнопедагогическом уровне, научнотеоретическомуровне инаучнометодическом уровне.На социальнопедагогическом уровне выявлено противоречие между требованием современного общества в наличие подготовленногофизически развитого, способного выполнять свой профессиональный долг сотрудника ОВД и условиями осуществления процесса физической подготовки в территориальных органах внутренних дел, не способствующих формированию навыков боевых приемов борьбы.На научнотеоретическом уровневыявлено противоречие между очевидной актуальностью и важностью анализа, систематизации, разработкитеоретических и практических рекомендаций к тактически грамотному, юридически правомерному взаимодействию сотрудников, формированию практических навыков применения физической силы в типовых ситуациях служебной деятельности и отсутствием полноценных исследований в этой области профессиональной подготовки сотрудников ОВД.На научнометодическом уровневыявлено противоречие между востребованностью в современных, теоретически обоснованныхи практически апробированных методиках и технологиях формирования навыков взаимодействия между сотрудниками ОВД в ситуациях, требующих незамедлительного применения физической силы и отсутствием данных научных и учебнометодических, практических разработок.Анализ актуальности и выявленные противоречия позволили определить проблему исследования, которая заключается в поиске эффективных форм, средств, методов формирования надежных навыков взаимодействия между сотрудниками ОВД в ситуациях, требующих незамедлительного применения физической силы.Для решения данной проблемы предполагается исследовать влияние использования активных методов обучения, в частности кейсметода в учебнотренировочном процессе физической подготовке слушателей образовательных организаций системы МВД России, занимающихся по программам профессионального обучения для формирования надежных навыков взаимодействия между сотрудниками ОВД в типовых ситуациях служебной деятельности.Объект исследования –учебнотренировочный процесс физической подготовки слушателей образовательных организаций системы МВД России, занимающихся по программам профессионального обучения.Предмет исследования –формы, средства и методы формирования навыков взаимодействия между сотрудниками ОВД в типовых ситуациях, требующих незамедлительного применения физической силы.Цель исследования –определить условия использования кейсметода для оптимизации подготовки сотрудников ОВД к взаимодействиювситуациях, требующих незамедлительного применения физической силы.Предполагается, что использование активных методов обучения, в частности, кейсметодав учебнотренировочном процессе физической подготовки слушателей образовательных организаций системы МВД России, занимающихся по программам профессионального обучения для формирования навыков взаимодействия между сотрудниками ОВД в типовых ситуациях, требующих незамедлительного применения физической силы.будет эффективным, если:

будет разработана технология использования кейсметода для обучения взаимодействиюмежду сотрудниками ОВД в типовых ситуациях, требующих незамедлительного применения физической силы;

подготовлено и структурировано содержаниепрограмм профессионального обучения с учетом специфики служебной деятельностии использованием разработанной технологии использования кейсметода;

в разработанной технологии использования кейсметода будут реализованы принципы внутри предметной, меж предметнойи транс предметнойинтеграции физической подготовки.На данном этапе исследования(поисковотеоретический) проводилось изучение научной и научнометодической литературы по проблеме исследования; диссертационных исследований по обозначенной нами проблеме; обобщен опыт применения кейсметода в образовании, определены объект, предмет, подобраны методы исследования, определена база исследования; сформулированы гипотеза и задачи исследования; разработан план педагогического эксперимента.Кейсметод в теории и практике образования широко используется в основном в бизнесобучении. Данный метод был впервые использован в 1924 в Гарвардской школе бизнеса.Со временем, популярность кейсметода значительно выросла и с 90х годов прошлого тысячелетия он активно используется в практике преподавания естественнонаучных, технических и гуманитарных дисциплин.Кейсы так же широко используются для тестирования уровня подготовленности обучаемых как в начале, так и в конце периода обучения.Суть использования данного метода состоит в том, что преподаватель предлагает обучающимся решить конкретную практическую проблемную ситуацию, требующуюиспользования профессиональных знаний и соответствующих компетенций.В ходе занятия преподаватель не просто наблюдает за процессом,а направляет обучающихся, предлагая различные варианты решения кейсов.В конце занятия происходит подробный разбор и оценка действий обучающихся.Кейсметод в практике обучения способам силового взаимодействия сотрудников в типовых ситуациях служебной деятельности рассматривается как метод создания и преодоления критических ситуаций, требующих применения физической силы сотрудниками ОВД. Ситуации моделируются с учетом опыта реальной практической деятельности сотрудников ОВД. В результате анализа научнометодической литературы, содержащей информацию о теоретических основах применениякейсметода в различных областях образования,выявлена возможность активного использования этого методав учебнотренировочном процессе физической подготовке слушателей образовательных организаций системы МВД России, занимающихся по программам профессионального обучения. Кейсметод может быть использован для формирования навыков силового взаимодействия сотрудников ОВД в различных критических ситуациях служебной деятельности, вкоторых будет применяться техника:

защиты от ударов невооруженного противника;

защиты от ударов противника, вооруженного ножом, тяжелым предметом;

освобождения от захватов и обхватов;

защиты при угрозе оружием, попытке обезоружить;

защиты от группового нападения[4].Использование кейсметода так же позволяет преподавателю (инструктору) с успехом и без особых усилий выполнять условия формирования навыка боевых приемов борьбы: объем повторения и вариативность исполнения.Решая задачи конкретной, практической ситуации сотрудник вынужден выполнять приемы из разных тем учебной программы. В данном случае реализуется принцип внутрипредметной интеграции.Вместе с тем, сотрудники, анализируя ситуацию, выполняя необходимые действия и анализируя результаты решения задач, проявляют знания, умения и навыки различных учебных предметов, таких как физическая подготовка, тактикоспециальная подготовка, правовая и медицинская подготовка. В данном случае реализует принцип межпредметной интеграции[2].Для создания актуальных практикоориентированных сюжетов и разработки кейсов необходимо постоянно, систематическиосуществлять мониторинг практикипримененияфизической силы,боевых приемов борьбыи специальных средствсотрудниками ОВДв типовых ситуациях служебной деятельности.На основании анализа этой информации и формируется банк кейсов.

Для практической реализации кейс метода необходимо разработать технологию моделирования и использования типовых ситуаций служебной деятельности. В теории практикоориентированного обучения технология рассматривается как совокупность комплекс организационных мер, операций и приемов, средств, методов, направленных на практическое осуществление учебного процесса.Необходимо отметить, что педагогическая наука заимствовала данный термин у естественнонаучных дисциплин.Впервые термин «технология» упоминается в трудах немецкого ученого Иоганна Бекмана в 1772 году. Он обозначал данным термином свою учебную дисциплину «Науку о земле», которую ученый преподавал в Геттингенском университете.Педагогическая технология использования кейсметода в физической подготовке сотрудников ОВД вооружает преподавателя организационнометодическим инструментарием учебнотренировочного процесса, в частности, формирования и совершенствования навыков тактически и юридически грамотного применения боевых приемов борьбы в типовых ситуациях служебной деятельности.Методологической базой для разработки образовательной технологиииспользования кейс метода являютсяигровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е.И.Пассова.Для разработки образовательной технологии, используемой в образовательном процессе физической подготовке сотрудников ОВД необходимо решить следующие задачи:1. Концептуальные основы обучения сотрудников ОВД силовому взаимодействию в ситуациях применения физической силы.2. Цель обучения сотрудников ОВД силовому взаимодействию в ситуациях применения физической силы.3. Задачи обучения сотрудников ОВД силовому взаимодействию в ситуациях применения физической силы.3. Методы обучения сотрудников ОВД силовому взаимодействию в ситуациях применения физической силы.4. Разработка ситуационных задач (кейсов);в которых рассматриваются вопросы:защитыдругого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья; пресеченияпопытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;задержаниялица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ; отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;пресечения побега из мест содержания под стражейподозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега изпод конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц[1,3].5. Разработка уровней сопротивления правонарушителя, включающих в себя: ненасильственное сопротивление пассивного характера; ненасильственное сопротивление активного характера; защитные действия (оборона); атакующие действия (противоборство); противодействие с применением специальных средств, оружия в составе группы.6. Алгоритм процессуальных действий в процессе решения ситуационных задач, используя кейсметод.7. Средстваобучения сотрудников ОВД силовому взаимодействию в ситуациях применения физической силы.8.Уровни подготовленности сотрудников ОВД к силовому взаимодействию в ситуациях применения физической силы.9.Критерии оценки уровня подготовленности сотрудников ОВДк силовому взаимодействию в ситуациях применения физической силы.10.Средства диагностики и выявления уровня подготовленности сотрудников ОВД к взаимодействию в ситуациях применения физической силы.11.Модель сотрудника, оптимально, подготовленного к силовому взаимодействию в ситуациях применения физической силы.12.Учебнометодическое обеспечение подготовки сотрудников ОВД к силовому взаимодействию в ситуациях применения физической силы.13. Материальнотехническое обеспечение подготовки сотрудников ОВД к силовому взаимодействию в ситуациях применения физической силы.14. Сетевое взаимодействие между образовательными организациями системы МВД России и практических органов внутренних дел по вопросам формирования банка кейсов, контроля учебнотренировочного процесса подготовки сотрудников ОВД к силовому взаимодействию в ситуациях применения физической силы.Решение вышеперечисленных задач позволитразработать педагогическую технологию применения кейсметодаи внедрить ее в учебнотренировочный процесс физической подготовки сотрудников ОВД.Применение педагогической технологии, основанной на активном использовании кейс методадля подготовки сотрудников ОВД к решению задач типовых ситуаций применения физической силы в учебнотренировочном процессе физической подготовки сотрудников ОВД, позволит оптимизировать весь процесс профессионального обучения в территориальных органах и образовательных организациях системы МВД России. Использованиекейсметодав физической подготовке позволит значительно повысить уровень профессиональной подготовленности сотрудников ОВД.

Ссылки на источники1.Гусев А.А. Совершенствование подготовки сотрудников ОВД к упреждающим действиям при защите от ударов правонарушителя // Современные научные исследования. Выпуск 2 Концепт. 2014. ART 55002. URL: http://ekoncept.ru/2014/55002.htm Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X.2.Троян Е.И. Основы тактики действий сотрудников ОВД при угрозе оружием // Концепт. –2014. –Спецвыпуск № 20. –ART 14749. URL:http://ekoncept.ru/2014/14749.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X.3.Троян Е.И. Использование деловой игры для обучения специалистов, обеспечивающих оперативнобоевую подготовку в территориальных органах МВД России // Интеграция в образовании. –Том 19, № 1 (78). 2015, №1. –С. 106 –110.4.Троян Е.И. Моделирование типовых ситуаций служебной деятельности для обучения применению сотрудниками ОВД физической силы и боевых приемов борьбы // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, № 4 . 2015. –С. 176 –180.