Оценка успешности трудоустройства выпускников вузов в условиях реализации компетентностного подхода: методический аспект

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Артемина К. Ю., Миляева Л. Г. Оценка успешности трудоустройства выпускников вузов в условиях реализации компетентностного подхода: методический аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2561–2565. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96433.htm.
Аннотация. В статье предложена методика оценки успешности трудоустройства выпускников высших учебных заведений, базирующаяся на самооценке степени сформированности компетенций и их востребованности на конкретном рабочем месте; представлена детализация компетенций и типовой формат карты успешности трудоустройства.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Миляева Лариса Григорьевна,Доктор экономических наук,профессор,декан экономического факультета, заведующая кафедрой экономики предпринимательства, Бийский технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», г. Бийскlgm17@mail.ru

Артемина Ксения Юрьевна,Студент 4 курса, Бийский технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный техническийуниверситет им. И.И. Ползунова», г.Бийскksyu.sweet@gmail.com

Оценка успешности трудоустройства выпускников вузов в условиях реализации компетентностного подхода: методический аспект

Аннотация.В статье предложена методика оценки успешноститрудоустройства выпускников высших учебных заведений, базирующаяся на самооценке степени сформированности компетенций и их востребованности на конкретном рабочемместе; представлены детализация компетенций и типовой формат карты успешности трудоустройства. Ключевые слова:успешное трудоустройство, выпускники вузов,методический инструментарий, компетентностный поход.

Подготовка высококвалифицированных специалистов ‬одно из наиболее приоритетных направлений деятельности любого современногои профессиональногоучебного заведения. Не секрет, чтомодернизация российского образования и позиционирование успешного трудоустройства выпускников в качестве важнейшего элемента привлекательности ВУЗа (его имиджа)актуализировали потребность в разработке профильного методического инструментария оценки трудоустройства выпускников.Понимая под термином «конкурентоспособность выпускника ВУЗа на рынке труда» «способность выиграть у прочих претендентов экономическое состязание за трудоустройство на «хорошее» рабочее место, соответствующее полученной в ВУЗе специальности (профилю подготовки)за счет наилучшего соответствия уровня его профессиональной подготовкии личностных характеристик требованиям рабочего места и субъективным предпочтениям работодателей»[1, с. 23], следует отметить, чтоуспешное трудоустройство выпускников также является показателем конкурентоспособности ВУЗа.В условиях внедрения компетентностного подхода в различные сектора экономики, в том числе и в систему образования, требуется модернизация профильного методического инструментария.Концептуальную основу авторской позицииформируют следующие моменты:1.Успешность трудоустройства определяется двумя критериями: значимостью (важностью) и уровнем востребованности компетенций.

2.Для анализа успешности трудоустройства выпускников вузов требуется детализировать классификацию компетенций, поскольку действующиефедеральные государственные образовательныестандарты(ФГОС ВПО)разграничивают ихна два типа ‬общекультурные (ОК) и общепрофессиональные (ОП)[2],астандартыФГОС ВО[3]‬на общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные компетенции (ПК).3.Успешность трудоустройства ‬показатель субъективный, диагностируемый по самоощущению респондентов.Алгоритм самооценки успешности трудоустройства выпускников вузов предполагает последовательное выполнение следующих этапов:1.Детализацияперечнякомпетенций, предусмотренных ФГОС ВПО (или ВО). Например, длявыпускников направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент»в качестве базового может быть использован перечень, представленный на рисунке 1.

Рисунок 1 Пример детализации компетенций

2.Согласование детализации компетенций с представителями работодателей.3.Разработка опросной анкеты. Следует подчеркнуть, что анкета ориентирована на самооценку выпускником(с позиций занимаемой им должности, то есть, в соответствии с требованиями конкретного рабочего места)трех параметров: а) относительной важности компетенций; б)уровня сформированности компетенций; в) степени их востребованностипри анализируемом варианте трудоустройства.4.Обработка результатов анкетирования респондентов, расчет индексов сформированности и востребованности компетенций (Iсфори Iвостр), интегрального индекса успешности трудоустройства выпускников(Iусп. тр.). В таблице 1 приведен фрагмент блока опросной анкеты, относящийся к оценке диагностируемых параметров.Таблица 1

Фрагментанкеты выпускника ВУЗа

Перечень компетенцийВажностькомпетенции(от 1 до 5 баллов)Бальная оценкасформированностикомпетенций(от 1 до 5 баллов)Бальная оценкавостребованности компетенций(от 1 до 5 баллов)АПК1

АПК2



Трансформация уровней в индексы сформированности и востребованности производится в соответствии с картой экспертных оценок (таблица 2)Таблица 2Карта экспертных оценок уровней сформированности и востребованности компетенций

Уровень

Балльнаяоценка уровняКоличественнаяоценка уровняСодержательная характеристикауровня сформированностиНачальныйот 0 до 1,00от 0 до 0,20Компетенция не развита. У Вас имеются задатки и способности для развития компетенции в будущемНизкийот 1,05 до 2,00от 0,21 до 0,40Компетенция развита не полностью (слабо развита). Вы обладаете некоторыми знаниями необходимыми для данной компетенцииСреднийот 2,05 до 3,50от 0,41 до 0,70Компетенция развита в достаточной степени. Вы владеете необходимыми знаниями и можете решать простые задачи, связанные с этой компетенциейВысокийот 3,55 до 4,50от 0,71 до 0,90Компетенция хорошо развита. Вы владеете необходимыми знаниями и навыками. Успешно справляетесь со сложными задачами в практической деятельностиЭталонныйот 4,55 до 5,00от 0,91 до 1,00Компетенция развита полностью. Вы владеете не только всеми необходимыми знаниями и навыками, но и изучали доп. материалы. Успешно справляетесь со сложными задачами. Вы можете принять решение в кризисной ситуации и готовы нести за него ответственность

Очевидно, что индекс успешности трудоустройстройствабудет представлять собой отношение индекса сформированности к индексу востребованности компетенций:Iусп. тр.= Iсфор/ Iвостр;

Также следует отметить, что индексы сформированности ивостребованности отражают,соответственно, потенциал компетенций работника и рабочего места. Следовательно, эталонной будет считаться ситуация, прикоторой Iусп. тр.=1.5. Расчет коэффициентауспешности трудоустройства: ΔКусп.тр. =(Iусп. тр.1)/ 100%.Данный коэффициент, по сути, отражающий степень отклонения уровня сформированности компетенций от уровня их востребованности на конкретном рабочем месте, выступает одним из критериев успешности трудоустройства (таблица 3).Таблица 3Дифференциация критериев успешности трудоустройства(по экспертным оценкам)

Уровень успешности трудоустройства

Процентный диапазон отклонения коэффициента,

│ΔКусп.тр. │Диапазон балльных оценок рейтинга важности,РважнВысокий≤ 5,00 %от 4,05 до 5,00Среднийот 5,10 до 15,00 % от 2,55 до 4,0Низкийот 15,10 до 25,00 %от 1,00 до 2,50

6. Построение Картыуспешности трудоустройства. Картауспешности трудоустройства выпускника будет представлять собой модель, образованнуюследующими осями: ординат ‬выявленный по результатам опросной статистикидиапазон изменения рейтинга важности; абсцисс ‬значения коэффициента успешности трудоустройства. Представляется,чтоотрицательные значениясвидетельствуюто недостаточном для данного рабочего места уровне сформированностикомпетенций; соответственно,положительные значения ‬сигнализируют об обратном: работник «перерос» занимаемую им должностьПостроение графической модели(Карты)осуществляется следующим образом. Сначала выделяются 3 зоны важности компетенций, параллельные оси абсцисс(таблица 3): высокой (В), средней (С) и низкой (С). Затемобозначаются зоны востребованности компетенций, параллельные оси ординат: В высокой (│ΔКусп.тр. │≤ 5,00 %); С ‬средней (│ΔКусп.тр.│от 5,10 до 15,00 %); Н ‬низкой (│ΔКусп.тр.│ от 15,10 до 25,00 В результате образуются 15 квадрантов(рисунок 2), каждый из которых характеризуется двумя основными параметрами[Рваж;ΔКусп.тр.]и однимпроизводным (уровнем успешности/проблемноститрудоустройства ).

Рисунок 2. Картауспешности трудоустройства

Очевидно(рисунок 2), что:

наиболее успешнымявляется квадрант с высокими значениями обоих показателей [Рваж;ΔКусп.тр.], выделенный зеленым цветом;

значения, попавшие в квадранты [С;В]и [В;С]относящиесяк достаточно успешным, отмечены желтым цветом;

значения, находящиеся в квадрантах [С;С], позиционируются как приемлемо успешныеи выделяютсяоранжевым цветом;

значения, попавшие в оставшиеся проблемныеквадранты, обозначенныесерымцветом.Основные параметрические характеристики предложенной методики аккумулирует ее визитная карточка (таблица 4).Таблица 4Визитная карточка методикисамооценки успешности трудоустройства выпускников высших учебных заведений

Тип методикиКоличественныйВидУниверсальныйИнформационная базаМатериалы опросной статистики выпускников ВУЗаДиагностируемые параметрыIусп. тр., Iсфор , Iвостр;АпробацияПилотнаяТрудоемкостьНизкаяЗатратоемкостьНизкая

В заключениенеобходимо отметить, что предложенная методика получила одобрение научнометодического совета института и, соответственно, разрешение на ее апробацию, в рамках дипломного проектированияна примеревыпускниковнаправления подготовки «Менеджмент».

Ссылки на источники1.Анализ конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений: монография / Л.Г. Миляева, О.В. Борисова; Алт. гос. техн. унт, БТИ. ‬Бийск: Издво Алт. гос. техн. унта, 2009. ‬142с.2.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. №544.3.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерацииот 30 марта 2015 г. №322