Оценка стратегии предприятия на примере ООО «ЗЗ ПП "ЭРА"»
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Синетова
Р.
Г.,
Базаров
Р.
Т.,
Басырова
Э.
И.,
Тишкина
Т.
В. Оценка стратегии предприятия на примере ООО «ЗЗ ПП "ЭРА"» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
2601–2605. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96441.htm.
Аннотация. В статье изложены результаты оценки стратегии, реализуемой предприятием на рынке, на основе анализа внутренней и внешней среды, использования модели пяти движущих сил конкуренции по М. Потеру.
Похожие статьи
Текст статьи
Синетова Р.Г., к.э.н , доцент кафедры экономики и менеджмента Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий (филиала)КНИТУКАИ
Базаров Р.Т., к.э.н , доцент кафедры экономики и менеджмента Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий (филиала)КНИТУКАИ
Басырова Э.И.,к.э.н , доцент кафедры экономики и менеджмента Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий (филиала)КНИТУКАИ
Тишкина Т.В.к.э.н , доцент кафедры экономики и менеджмента Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий(филиала)КНИТУКАИ
Оценка стратегии предприятия на примереООО «ЗЗ ПП «ЭРА»
АннотацияВ статьеизложены результаты оценки стратегии, реализуемой предприятиемна рынкена основеанализа внутренней и внешней среды, использованиямодели пяти движущих сил конкуренции по М. Потеру,..Ключевые слова: конкуренция, деятельность, стратегия
Для обеспечения успешной предпринимательской деятельностинеобходимо иметь собственную стратегию и цели.
Чаще всего определиться с выбором стратегиифирмепомогает анализ ключевых факторов, который характеризует как внутреннюю, так и внешнюю среду, портфель продукции, а также характера и сущности реализуемых стратегий. [5]Деятельность каждой фирмыспецифична и уникальна, аналогично и специфичен процесс разработки стратегии, связано это с тем, что каждая фирма на рынке занимает определенную позицию, имеет индивидуальную динамику развития, потенциал, характеристику реализуемой продукции, а также основывается на работу определенного круга конкурентов.[7]Со стороны внешней среды также немаловажно влияние экономики в целом, культурной среды потребителя, среднего уровня его достатка и прочее.В данной статье продемонстрирован анализ стратегии фирмы на примере ООО «ЗЗПП«ЭРА»г. Зеленодольск, видом деятельности которой являются: "Производство игр и игрушек", "Производство мебели для офисов и предприятий торговли"и пр. На сегодняшний день ассортимент предприятия состоит более чем из 50 наименований игрушек. Ведется постоянная работа над расширением и обновлением ассортимента производимой продукции.На разработку и реализацию стратегии оказывают влияние огромное множество факторов. В первую очередь это связано с тем, что любое предприятие имеет не только большое количество связей с внешней средой, но и довольно сложные внутренние коммуникации, особенности, структуру.[1]Для того, чтобы работа фирмы была максимальноэффективна, необходимо принимать во внимание совокупность максимально возможного числа факторов.Для любого предприятия наиболее распространено деление факторов на внешние и внутренние. Ни одна, даже сама идеальная стратегия не обеспечит успеха в деятельности предприятия, если есть разделение внутренних и внешних границ, не продумано развитие конкурентных преимуществ, а также не продумано повышение качества внутренней деятельности компании.Разберем факторы внешней и внутренней среды благоприятно и неблагоприятно влияющие на достижение целей предприятия[2].Таблица 1 Факторы, влияющие на деятельность предприятия
ФакторВлияние на деятельностьпредприятияВнешняя средаЭкономические факторы налогиОтражаются в платежеспособности предприятия на данный момент. Рост
ставки налога может способствовать удорожанию стоимости производимых товаров.Спрос на продукциюУровень дохода населения влияет на спрос на продукцию. В условиях кризиса взгляды населения очень резко меняются, что сказывается на объемах реализуемого товараТехнология изготовления конечных продуктов фирмыКачественно изготовленная продукция, с сохранением приемлемого уровня цен в настоящее время вызывает большой спрос у населенияВнутренняя средаАссортимент товараНа сегодняшний день предприятие производит более 50 наименований игрушек из высококачественного сырьяСовершенствование технологии производстваПостоянно совершенствуется технология производимой продукции, продумываются возможности расширения ассортимента, что влечет за собой увеличение спроса на продукциюОперативное документальное сопровождение заказаВ процессе реализации продукции происходит быстрое оформление всех сопутствующих документов, необходимых для дальнейшей ее реализации, а также возможна доставка заказа по месту нахождения покупателя. Также в договорах с крупными заказчиками рассматриваются возможности возврата бракованной продукции, либо частичная компенсация.Районирование сфер сбытаЗакрепление за каждым менеджером по продаже определенного района (города) сбыта продукции обеспечивает заказчику грамотное сопровождение заказа и своевременный, качественный сбыт производимой продукцииРазвитие производственной деятельности Грамотное развитие производственной деятельности обеспечивает рост объемов реализуемой продукции и увеличивает количество постоянных покупателейДолговые обязательстваПри прочих положительных факторах, возможны ситуации, когда фирма не способна своевременно рассчитаться по своим обязательствам, следовательно возникают задолженности перед кредиторамиОтсутствие возможности снижения цен на продукциюНет возможности снизить цены или делать периодические скидки на произведенную продукцию, так как следствием может быть потеря прибыли.Вероятность закупки сырья у новых поставщиковВозможность сменить поставщика продукции есть у любого предприятия, однако не исключен рост затрат на закупку сырья. Очевидно, что предприятия зависит от своих постоянных поставщиков обеспечивающих крупные партии сырья, потеря даже одного может существенно сказаться на объемах выпускаемой продукцииУстаревание оборудованиеОборудование на предприятии может прослужить еще долгое время, однако для достижения должного уровня конкурентоспособности, желательно егообновлениеРабота оптом и в розницуВ списке партнеров фирма имеет как крупных заказчиков, так и мелких покупателей.
Анализируя внешнюю среду, воздействующую на предприятие четко видно тенденцияк высокому уровню конкурентоспособности предприятия с предприятиями, производящими аналогичную продукцию, обеспечивается данный уровень за счет индивидуального подхода к каждому заказчику, оперативной подготовки документального сопровождения, высокой квалификации персонала и внедрение в производство новыхтехнологий.Анализ внутренней среды показал, что она благоприятствует высокому уровню производства и крупным объемам реализуемой продукции, данное положение внутри организации объясняется профессионализмом сотрудников.К отрицательным факторам внутренней среды,воздействующих на производство и реализацию производимой продукции,можно отнести постепенный износ используемого оборудования.Ослабленный контроль за технологическим процессом производства продукции влияет на снижение качества продукции, а следовательно приводит к снижению уровня конкурентоспособности продукции предприятия.Основные показатели, определяющие уровень специализации производстваотражены в таблицах 2 и 3 и включают : число видовпродукции и размер выпуска каждого из них,удельный весосновной продукциив общем объеме производства предприятия, удельный вес продукции специализированных предприятий в общем объемепроизводства даннойпродукции.[3]Таблица 2 Связь коэффициента с уровнем специализации предприятия
Величина коэффициентаУровень специализациименее 0,35слабый0,350,48средний0,480,61высокийболее 0,61 углубленная
Таблица 3Структура продукции за 2015 год
ПродукцияУдельный вес %Игрушки61,97%Мебель31,85%Комплектующие6,18%Итого100
Коэффициент специализации фирмы[4]:
Проанализируемконкурентоспособность товара, которая демонстрирует способность продукции быть привлекательной по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.Для наглядности продемонстрируем сравнение продукции производимой ООО «ЗЗПП «Эра» спродукциейконкурентов, акцентируя внимание на ценности товара. Ценность способность товара удовлетворить потребности покупателя. Проведенный анализ отобразим в таблице 4 (где:«» параметр выше, чем на нашем предприятии, «» ниже)
Таблица 4Рейтинг положения продукции на рынке потребителей
ПараметрыФабрика «Росигрушка»(Ростов)ООО «Нордпласт»(Санкт Петербург)Компания «Астрон»г. ВладимирЦена++
Внешний вид+++Наличие упаковки+++Ассортимент+++Соответствие НТД (нормативнотехнические документации)+++Рекламная активность++
Качество продукции++
Ритмичность поставок в торговые точки+++Наличие сырьевой базы+++
Снижение качества в ряде случаем объясняется отсутствием оборудования новейшего поколения на производстве, какое есть в наличие у конкурентов фабрики «Росигрушка» и ООО «Нордпласт». В итоге проведенного анализа, в процессе которого были сравнены три крупных конкурента в производстве детских игрушек, была определена основная проблема исследуемого предприятия
стабильный, но недостаточный спрос на произведенную предприятием продукцию. Подобная ситуация связана с переменным качеством выпускаемой продукции, перебоями в поставке сырья, вызванного несвоевременной оплатой долгов и не надлежащим контролем за производимойпродукцией. Далее представлены результатыанализа по модели М. Потера «Пятьдвижущих сил конкуренцииприменительно[6]для ООО «ЗЗПП «ЭРА», рис.1.
Рис. 1. Пять движущих сил конкуренции по модели М. Потера
Наибольшее влияние на ООО «ЗЗ ПП Эра» оказывает рыночная власть покупателей –оказывает 50% влияния на деятельность предприятия; на втором месте по значимости –внутриотраслевая конкуренция 32% влияния. Все прочие движущие силы в общейсложности оказывают на предприятия 18% влияния.Подводя итог представленному анализу реализуемой фирмой стратегии, можно отметить, что на наш взгляд, текущее стратегическое положение ООО «ЗЗПП «ЭРА»» и его бренда «Игры и игрушки» в
целом может быть оценено как устойчивое. В данных Влияние со стороны потенциальных конкурентов —8%)
Внутриотраслевая конкуренция 32%
Влияние товаровзаменителей–5%
Влияние покупателей–50%
Влияние поставщиков–5%
условиях наиболее предпочтительной стратегической опцией на данный момент может стать деятельность, направленная на усиление бренда, повышение качества продукциии увеличение потребителей, Сохранение производства на должном уровне возможно при гибком изменении номенклатуры выпускаемой продукции, который способен практически сразу подстраиваться под требования покупателей
Ссылки на источники1.Синетова Р.Г., Формирование интегрированной системы непрерывного образования ВУЗпредприятие, Горизонты экономики, №2(21), с. 8083, 2015 год.
2.Тишкина Т.В.Совершенствование оценки системы управления на предприятиях деревообработки//Горизонты экономики.
2015.№2 (21), С.88903.Базаров Р.Т., Тишкина Т.В.К вопросу регулирования инвестиционных процессов деятельности НКО// Горизонты экономики.2015.№2 (21), С.5054
4.Базаров Р.Т., «К вопросу инвестиционной политики некоммерческого сектора Республики Татарстан», Сегодня и завтра российской экономики, г. Москва, С. 9093, 2014 год.5.Басырова Э.И., Теоретические основы управления трудовым потенциалом промышленного предприятия, Горизонты экономики, №2(21), с. 8487, 2015 год.6.Басырова Э.И., Методические аспекты оценки эффективности использования трудового потенциала, Экономический анализ: теория и практика, №47(398), с. 3444, 2014 год.7.Синетова Р.Г., Финансовый инжиниринг с использованием ценных бумаг в современных условиях, Горизонты экономики, №6 (11), с. 105107, 2013 год.
Базаров Р.Т., к.э.н , доцент кафедры экономики и менеджмента Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий (филиала)КНИТУКАИ
Басырова Э.И.,к.э.н , доцент кафедры экономики и менеджмента Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий (филиала)КНИТУКАИ
Тишкина Т.В.к.э.н , доцент кафедры экономики и менеджмента Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий(филиала)КНИТУКАИ
Оценка стратегии предприятия на примереООО «ЗЗ ПП «ЭРА»
АннотацияВ статьеизложены результаты оценки стратегии, реализуемой предприятиемна рынкена основеанализа внутренней и внешней среды, использованиямодели пяти движущих сил конкуренции по М. Потеру,..Ключевые слова: конкуренция, деятельность, стратегия
Для обеспечения успешной предпринимательской деятельностинеобходимо иметь собственную стратегию и цели.
Чаще всего определиться с выбором стратегиифирмепомогает анализ ключевых факторов, который характеризует как внутреннюю, так и внешнюю среду, портфель продукции, а также характера и сущности реализуемых стратегий. [5]Деятельность каждой фирмыспецифична и уникальна, аналогично и специфичен процесс разработки стратегии, связано это с тем, что каждая фирма на рынке занимает определенную позицию, имеет индивидуальную динамику развития, потенциал, характеристику реализуемой продукции, а также основывается на работу определенного круга конкурентов.[7]Со стороны внешней среды также немаловажно влияние экономики в целом, культурной среды потребителя, среднего уровня его достатка и прочее.В данной статье продемонстрирован анализ стратегии фирмы на примере ООО «ЗЗПП«ЭРА»г. Зеленодольск, видом деятельности которой являются: "Производство игр и игрушек", "Производство мебели для офисов и предприятий торговли"и пр. На сегодняшний день ассортимент предприятия состоит более чем из 50 наименований игрушек. Ведется постоянная работа над расширением и обновлением ассортимента производимой продукции.На разработку и реализацию стратегии оказывают влияние огромное множество факторов. В первую очередь это связано с тем, что любое предприятие имеет не только большое количество связей с внешней средой, но и довольно сложные внутренние коммуникации, особенности, структуру.[1]Для того, чтобы работа фирмы была максимальноэффективна, необходимо принимать во внимание совокупность максимально возможного числа факторов.Для любого предприятия наиболее распространено деление факторов на внешние и внутренние. Ни одна, даже сама идеальная стратегия не обеспечит успеха в деятельности предприятия, если есть разделение внутренних и внешних границ, не продумано развитие конкурентных преимуществ, а также не продумано повышение качества внутренней деятельности компании.Разберем факторы внешней и внутренней среды благоприятно и неблагоприятно влияющие на достижение целей предприятия[2].Таблица 1 Факторы, влияющие на деятельность предприятия
ФакторВлияние на деятельностьпредприятияВнешняя средаЭкономические факторы налогиОтражаются в платежеспособности предприятия на данный момент. Рост
ставки налога может способствовать удорожанию стоимости производимых товаров.Спрос на продукциюУровень дохода населения влияет на спрос на продукцию. В условиях кризиса взгляды населения очень резко меняются, что сказывается на объемах реализуемого товараТехнология изготовления конечных продуктов фирмыКачественно изготовленная продукция, с сохранением приемлемого уровня цен в настоящее время вызывает большой спрос у населенияВнутренняя средаАссортимент товараНа сегодняшний день предприятие производит более 50 наименований игрушек из высококачественного сырьяСовершенствование технологии производстваПостоянно совершенствуется технология производимой продукции, продумываются возможности расширения ассортимента, что влечет за собой увеличение спроса на продукциюОперативное документальное сопровождение заказаВ процессе реализации продукции происходит быстрое оформление всех сопутствующих документов, необходимых для дальнейшей ее реализации, а также возможна доставка заказа по месту нахождения покупателя. Также в договорах с крупными заказчиками рассматриваются возможности возврата бракованной продукции, либо частичная компенсация.Районирование сфер сбытаЗакрепление за каждым менеджером по продаже определенного района (города) сбыта продукции обеспечивает заказчику грамотное сопровождение заказа и своевременный, качественный сбыт производимой продукцииРазвитие производственной деятельности Грамотное развитие производственной деятельности обеспечивает рост объемов реализуемой продукции и увеличивает количество постоянных покупателейДолговые обязательстваПри прочих положительных факторах, возможны ситуации, когда фирма не способна своевременно рассчитаться по своим обязательствам, следовательно возникают задолженности перед кредиторамиОтсутствие возможности снижения цен на продукциюНет возможности снизить цены или делать периодические скидки на произведенную продукцию, так как следствием может быть потеря прибыли.Вероятность закупки сырья у новых поставщиковВозможность сменить поставщика продукции есть у любого предприятия, однако не исключен рост затрат на закупку сырья. Очевидно, что предприятия зависит от своих постоянных поставщиков обеспечивающих крупные партии сырья, потеря даже одного может существенно сказаться на объемах выпускаемой продукцииУстаревание оборудованиеОборудование на предприятии может прослужить еще долгое время, однако для достижения должного уровня конкурентоспособности, желательно егообновлениеРабота оптом и в розницуВ списке партнеров фирма имеет как крупных заказчиков, так и мелких покупателей.
Анализируя внешнюю среду, воздействующую на предприятие четко видно тенденцияк высокому уровню конкурентоспособности предприятия с предприятиями, производящими аналогичную продукцию, обеспечивается данный уровень за счет индивидуального подхода к каждому заказчику, оперативной подготовки документального сопровождения, высокой квалификации персонала и внедрение в производство новыхтехнологий.Анализ внутренней среды показал, что она благоприятствует высокому уровню производства и крупным объемам реализуемой продукции, данное положение внутри организации объясняется профессионализмом сотрудников.К отрицательным факторам внутренней среды,воздействующих на производство и реализацию производимой продукции,можно отнести постепенный износ используемого оборудования.Ослабленный контроль за технологическим процессом производства продукции влияет на снижение качества продукции, а следовательно приводит к снижению уровня конкурентоспособности продукции предприятия.Основные показатели, определяющие уровень специализации производстваотражены в таблицах 2 и 3 и включают : число видовпродукции и размер выпуска каждого из них,удельный весосновной продукциив общем объеме производства предприятия, удельный вес продукции специализированных предприятий в общем объемепроизводства даннойпродукции.[3]Таблица 2 Связь коэффициента с уровнем специализации предприятия
Величина коэффициентаУровень специализациименее 0,35слабый0,350,48средний0,480,61высокийболее 0,61 углубленная
Таблица 3Структура продукции за 2015 год
ПродукцияУдельный вес %Игрушки61,97%Мебель31,85%Комплектующие6,18%Итого100
Коэффициент специализации фирмы[4]:
Проанализируемконкурентоспособность товара, которая демонстрирует способность продукции быть привлекательной по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.Для наглядности продемонстрируем сравнение продукции производимой ООО «ЗЗПП «Эра» спродукциейконкурентов, акцентируя внимание на ценности товара. Ценность способность товара удовлетворить потребности покупателя. Проведенный анализ отобразим в таблице 4 (где:«» параметр выше, чем на нашем предприятии, «» ниже)
Таблица 4Рейтинг положения продукции на рынке потребителей
ПараметрыФабрика «Росигрушка»(Ростов)ООО «Нордпласт»(Санкт Петербург)Компания «Астрон»г. ВладимирЦена++
Внешний вид+++Наличие упаковки+++Ассортимент+++Соответствие НТД (нормативнотехнические документации)+++Рекламная активность++
Качество продукции++
Ритмичность поставок в торговые точки+++Наличие сырьевой базы+++
Снижение качества в ряде случаем объясняется отсутствием оборудования новейшего поколения на производстве, какое есть в наличие у конкурентов фабрики «Росигрушка» и ООО «Нордпласт». В итоге проведенного анализа, в процессе которого были сравнены три крупных конкурента в производстве детских игрушек, была определена основная проблема исследуемого предприятия
стабильный, но недостаточный спрос на произведенную предприятием продукцию. Подобная ситуация связана с переменным качеством выпускаемой продукции, перебоями в поставке сырья, вызванного несвоевременной оплатой долгов и не надлежащим контролем за производимойпродукцией. Далее представлены результатыанализа по модели М. Потера «Пятьдвижущих сил конкуренцииприменительно[6]для ООО «ЗЗПП «ЭРА», рис.1.
Рис. 1. Пять движущих сил конкуренции по модели М. Потера
Наибольшее влияние на ООО «ЗЗ ПП Эра» оказывает рыночная власть покупателей –оказывает 50% влияния на деятельность предприятия; на втором месте по значимости –внутриотраслевая конкуренция 32% влияния. Все прочие движущие силы в общейсложности оказывают на предприятия 18% влияния.Подводя итог представленному анализу реализуемой фирмой стратегии, можно отметить, что на наш взгляд, текущее стратегическое положение ООО «ЗЗПП «ЭРА»» и его бренда «Игры и игрушки» в
целом может быть оценено как устойчивое. В данных Влияние со стороны потенциальных конкурентов —8%)
Внутриотраслевая конкуренция 32%
Влияние товаровзаменителей–5%
Влияние покупателей–50%
Влияние поставщиков–5%
условиях наиболее предпочтительной стратегической опцией на данный момент может стать деятельность, направленная на усиление бренда, повышение качества продукциии увеличение потребителей, Сохранение производства на должном уровне возможно при гибком изменении номенклатуры выпускаемой продукции, который способен практически сразу подстраиваться под требования покупателей
Ссылки на источники1.Синетова Р.Г., Формирование интегрированной системы непрерывного образования ВУЗпредприятие, Горизонты экономики, №2(21), с. 8083, 2015 год.
2.Тишкина Т.В.Совершенствование оценки системы управления на предприятиях деревообработки//Горизонты экономики.
2015.№2 (21), С.88903.Базаров Р.Т., Тишкина Т.В.К вопросу регулирования инвестиционных процессов деятельности НКО// Горизонты экономики.2015.№2 (21), С.5054
4.Базаров Р.Т., «К вопросу инвестиционной политики некоммерческого сектора Республики Татарстан», Сегодня и завтра российской экономики, г. Москва, С. 9093, 2014 год.5.Басырова Э.И., Теоретические основы управления трудовым потенциалом промышленного предприятия, Горизонты экономики, №2(21), с. 8487, 2015 год.6.Басырова Э.И., Методические аспекты оценки эффективности использования трудового потенциала, Экономический анализ: теория и практика, №47(398), с. 3444, 2014 год.7.Синетова Р.Г., Финансовый инжиниринг с использованием ценных бумаг в современных условиях, Горизонты экономики, №6 (11), с. 105107, 2013 год.