Исторический контекст возникновения театра европейского типа в России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Екатерининская А. А. Исторический контекст возникновения театра европейского типа в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2656–2660. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96452.htm.
Аннотация. Статья посвящена истокам возникновения театра в России XVII века. Автором осуществлено подробное исследование процессов, происходивших в общественной и культурной жизни конца XVII столетия.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Екатерининская Анна Алексеевна,

кандидат искусствоведения, заведующий отделением творческих экранных профессий, доцент кафедры режиссуры ФГБОУ ВО «СанктПетербургкий государственный институткино и телевидения (СПбГИКиТ)», г.СанктПетербург,

Anneksa@yandex.ru

Исторический контекствозникновения театра европейского типа

в России

Аннотация. Статья посвящена истокам возникновения театра в России XVII века. Автором осуществлено подробное исследование процессов, происходивших в общественной и культурной жизни конца XVII столетия.Ключевые слова: театр, Алексей Михайлович, исторический контекст

На протяжении долгих лет Россия стояла как бы особняком, не позволяя западным тенденциям оказывать влияние насвою культуру. Касалось это и театра: несмотря на развитую европейскую театральную традицию, в России вплоть до XVII века театр как вид искусства практически не существовал. Царский указ об открытии первого российского придворного театра был издан 4 июня 1672 года. Рассмотрим,былили россиянеэстетически подготовлены к новой «потехе» Алексея Михайловича. КXVII столетию относится бурное развитие образования и культурыв России. Во время правления Алексея Михайловича возросло количество грамотных (умевших

читать

и

писать) людей, которых среди посадского населения, по подсчетам ученого XIXвека А.И. Соболевского, стало 40%, среди

купцов

96%, среди помещиков 65%, что значительно превышало число грамотных на начало века.[1]

Древнерусская литература была написана, главным образом, для чтения вслух: «Горе же тому, иже не почитает св. книг писания перед всеми, но яко Иуда скрываяй талант … и морящее инех гладом духовным»[2]

говорилось, к примеру, в «Слове о лживых учителях». Духовная литература обычно предназначалась и для пения. При этом, она нередко содержалаболее или менее развернутые диалоги. В Посольском приказе, приобретшем особое значение в культурной жизни двора с 1671 года, после того как его начальником стал боярин Артамон Сергеевич Матвеев, осуществлялись переводы западных газет и книг. История сохранила имена некоторых переводчиков Посольского приказа: Гозвинского, который перевел басни Эзопа, «Тропник или малый путь к спасению папы Иннокентия»; Н.Г.Спафария, переведшего «Книгу о храме и священных тайнах» Симеона Фесаллонийского, «Хрисмологион» и другие; ИоганнаБёкера фон Дельдена и посла римского императора Адама Дорна. Опираясь на подсчеты А.И.Соболевского, можно сказать, что в Московской Руси за период XV—XVII вв. было переведено более 130 различных иностранных произведений, в число которых входили и те, которые можно было представить на сцене. Была распространена в это время и, так называемая, «живая беседа» рассказы людей, побывавших за границей, о далеких земляхи иноземных обычаях, а пожилых людей о старине. Царь Алексей Михайлович, к примеру, держал во дворце стариков верховых (придворных) богомольцев, рассказывавших ему о событиях, проходивших на их памяти, о странствиях и походах. Безусловно, в этих рассказах присутствовали и сведения о том, как проводят своё время, как развлекаются европейцы.Первое из известных свидетельств о посещении россиянами европейских театральных увеселений относится к 14371439 годам, когда суздальский епископ Авраамий в одной из церквей немецкого города Любек увидел кукольное представление на библейский сюжет.При царе Михаиле Фёдоровиче, в 1635 году, боярин князь Алексей Михайлович ЛьвовЯрославский, возвращаясь из Варшавы, рассказывал в донесении царю о театральных представлениях, которыми потешался польский король: «Был у короля на потехе, а потеха была, как приходил к Иерусалиму ассирийского царя воевода Алаферн и как Юдифь спасла Иерусалим»[3]. В царствование Алексея Михайловича было несколько посольств, отправляемых без особенной нужды, в результате которых царь из рассказов посланников узнавал о порядках и обычаях иноземных государств. Послам, отправлявшимся в Европу, было особо наказано внимательно присматриваться к местной обстановке и увеселениям. В дипломатическихдонесениях придавалось огромное значение придворным балам и спектаклям. Например, сохранились архивные данные, описывающие посещение дворянином Лихачевым, отправленным в 1659 году к тосканскому герцогу с дипломатическим поручением, придворного бала со спектаклем во Флоренции. Обходить его вниманием не стоит ибо в донесении представление описано подробнейшим образом: «Объявилися палаты, и быв палата и вниз уйдет, и того было шесть перемен; да в тех же палатах объявилося море, колеблемо волнами, а в море рыбы, а на рыбах люди ездят, а вверху палаты небо, а на облаках сидят люди... Да спущался с неба на облаке сед человек в корете, да против его в другой корете прекрасная девица, а аргамачки (рысаки) под коретами как есть живы, ногами подрягивают. А князь сказал, что одно солнце, а другое –месяц <…> А в иной перемене объявилося человек с 50 в латах и почали саблями и шпагами рубитися и из пищалей стреляти и человека с три как будто и убили. И многие предивные молодцы и девицы выходят из занавеса в золоте и танцуют; и многие диковинки делали»[4]. Повышенное внимание к мелочам свидетельствовало о том, насколько удивительно и интересно было двору устройство театра. Следующие сохранившиеся сведения о посещении россиянами спектаклей относятся к маю 1667 года, когда состоялось посольство во главе с Петром Ивановичем Потемкиным. Видели послы во время данной поездки многое: королевские дворцы, парки, картинные галереи, ткацкие мануфактуры, где создавались знаменитые гобелены. Но главное они побывали в Бургундском Отеле и театре Мольера, где смотрели «Андромаху» Расина и комедию «Амфитрион» (18 сентября 1668 года). Примечательно, что русским послам удалось посетить оба из находящихся в эстетической оппозиции театров и увидеть разные стили драматической игры актеров,хотя вряд ли неискушенные в театре россияне смогли уловить эти различия. Безусловно, о результатах поездки было доложено царю, который всегда интересовался новыми культурными течениями. В начале 1660х годов появилась традиция в дни церковных праздников, либо других торжеств представлять при дворе декламации (выразительное чтение стихов или прозы, характеризующееся ритмизацией текста, подчеркиванием интонацией ключевых слов, не предполагающее наличия ни специальных костюмов, ни бутафории). Достоверно известно о том, что во время своего пребывания в Полоцке в 1656 году Алексей Михайлович слушал декламации ученогомонаха, политического деятеля, просветителя и поэта Симеона Полоцкого, исполненные его учениками. В примечании к одной из декламаций, вошедшей в рукописный сборник стихотворений «Рифмологион», указано, что она была исполнена в Москве при дворе 19 января 1660 года учениками Полоцкого Богоявленского училища, незадолго перед тем прибывшими в Москву вместе со своим учителем —Симеоном Полоцким. Декламация эта представляла собой 12 идущих друг за другом монологов без пролога и эпилога, выдержанных в одном стихотворном размере. С 1664 года, когда Полоцкий переехал в Москву, постановка его декламаций силами «отроков», специально тому обученных, прочно вошла в придворный обиход. Зрители были подготовлены и к восприятию зрелищной стороны театрального действа: «иконопись, церковное и светское зодчество, книжные миниатюры, «парсуны» (т.е. портреты), резьба по дереву, вышивки, кружева, украшения жилья, одежды, оружия, конской сбруи, карет, всё это, так или иначе, развивало эстетическое зрение, давая представление о цвете, пропорции, симметрии, перспективе; всё это позволяло не только любоваться «рамами перспективного письма» (как называли в ту пору рисованные декорации), но и опознавать по ним место действия»[5].В определенном смысле готовили театральную публику церковные службы, а особенно литургические драмы –«Пещное действо», «Хождение на осляти» и т.д., включая в себя элементы театрального искусства.Первое документальное свидетельство о проведении обряда «Пещного действа» в Новгороде относится к 1548 году. Появление в России (в Новгороде) обряда «Шествия (Хождения) на осляти» в Вербное воскресенье исследователи относят к концу XVвека. Театрализованные обряды православной церковной службы представляли собой своего рода инсценировки некоторых эпизодов евангельских сказаний. К примеру, в «Хождении на осляти», восседающий на «осляти» (лошади, символизировавшей осла) символически представлялХриста, входящего в Иерусалим, а ведущий лошадь под уздцы, демонстрировал свою причастность к Христу и к общему процессу духовного воскресения.«Пещное действо» же являлось инсценировкой одной из библейских легенд: трое отроков, стойких в истинной вере, вопреки воле жестокого вавилонского царя Навуходоносора отказывались поклоняться языческому золотому идолу –«образу злату», за что были ввергнуты нечестивым царем в «пещь огненную». Действа эти требовали специальной подготовки: пошива особых одежд, изготовления декораций и реквизита, подбора и обучения участников (количество которых было весьма внушительным: в «Хождении на осляти» в 1675 году принимало участие только 300 священников и200 дьяконов)и т.д. К примеру, известный немецкий путешественник и учёныйАдам Олеарий (Эльшлегель) автор труда «Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636 и 1639 годах, составленное секретарем посольства Адамом Олеарием» описывает халдеев, следующим образом: «Халдеи одевались совершенно как немецкие актеры карнавальных празднеств, в деревянные расписные шапки; бороды у них были обмазаны медом, для того, чтоб не поджечь их огнем»[6]. Для украшения вербы покупались искусственные цветы, фрукты, птицы. Данныедейства благодаря своей пышности и наглядности стали составной частью не только церковной культуры, но и светской. Приобщение россиян к театральному искусству осуществлялось также посредством школьных театров –своеобразной «самодеятельности» духовных училищ. В России школьный театр возник примерно в те же годы, что и театр придворный, но россияне были наслышаны об украинском школьном театре (в основном на территориях вдоль границы с европейскими странами), а также о европейском школьном театре. Причем, если спектакли иезуитов, отличавшиеся пышностью, тяготели к сценическим произведениям эпохи Возрождения, то украинскому школьному театру, который был более известен и близок россиянам, были свойственны приемы средневековой драмы, где между действиями серьезной драмы исполнялись интермедии, обычно представлявшие собой небольшие комические сценки из народного быта. Накопленный десятилетиями опыт иезуитов был изложен в различных руководствах по инсценировке, игре актера, устройстве сцены и т.д. и, вполне возможно, переводился на русский язык.

Ещё один из истоков театрального искусства России лежит в народном творчестве. Существуютдве концепции обряда, соотносимые с театральным искусством. Согласно первой, между обрядом и театром ставится знак полного равенства. Многие исследователи пытались напрямую увязать историю театра в России с народными игрищами, обрядовыми действами. Согласно второйконцепции, которой следует большинство исследователей начиная с серединыXXвека, театром обряд ещё не является, хотя ростки театральных элементов в нем уже прослеживаются. Народные празднества (святочные ряжения, масляничные карнавальные шествия, весенние русалии, пятиактная свадебная драма и т.д.) содержали в себе определенные зачатки театрального действа. Подробных описаний русских средневековых фольклорных «позорищ» не сохранилось, но более поздние описания народных «игрищ» дают нам возможность в определенной мере их реконструировать. Они представляли собой подобие элементарных сценических представлений, сопровождавшихся песнями, плясками, шутками и выходками. В Малороссии и Литве, а потом и в других частях Российского государства на Святках и Масленице у простого народа появился обычай наряжаться и надевать разные личины. В Великом Новгороде подобные переодевания были известны под именем «окруты», а переодевавшихся называли «окрутниками». При этом следует отметить верное высказывание Холодова о том, что «традиционные в русском быту «ряжения» готовили к восприятию не только театрального костюма, но и театральной условности, к тому, чтобы принимать ряженого (лицедея) за того, за кого он себя выдает, понимая при этом, что он лишь рядится другим»[7]. Безусловно, следующим истоком театрального дела являются представления

скоморохов

и кукольные спектакли, пользовавшиеся большой

популярностью

в

народе. Первые упоминания о скоморохах относятся к XIвеку. В XVIвеке они стали объединяться в «ватаги». В1571 году по указу Ивана Грозного скоморохи были включены в штат царского двора. Для увеселения царя им было выделено специальное помещение –«потешный чулан». В 15951610х годах помещение для подобных развлечений было расширено и получило название Потешной палаты. Впервой половине XVII века она занимала несколько отдельных комнат в старом здании дворца, над которым были построены каменные покои теремного дворца, поэтому иногда называлась потешным подклетом.В связи со сменой царей палата иногда временно прекращала своё существование, а потом снова открывалась. В 1613 году –в первый год восшествия на престол Романовых в Кремле она была вновь открыта и интенсивно работала на протяжении всего царствования Михаила Федоровича (до 1645 года). Следует отметить, что именно во времена Михаила Федоровича для Потешной палаты было построено первое в России специальное театральное здание, в котором не только устраивались развлечения для царя, но и хранились все предметы («страменты») необходимые для дворцовых увеселений.В Палате имелся большой (как постоянный, так и переменный) штат. Руководство Потешной палатой было возложено на царского постельничего. Имена данных придворных служителей Михаила Федоровича известны: К.И. Михайлов, С.Л. Хрущов, Ф.И. Игнатьев, И.М. Аничков. Под началом царского постельничего находились четыре потешных сторожа, которые ведали штатом потешников, отвечали за помещение и имущество Потешной палаты, занимались различными хозяйственными делами. В число царских потешников входили «государевы бахари» (рассказчики) «… Клим Орефин, Петр Тарасьев Сапогов и Богдан Путята (или Путятин). «Домрачеи» Андрей Федоров и Валентин Степанов услаждали монарха пением, подыгрывая себе на домре»[8]. Перед царем выступали также «веселые» (скоморохи), гусельники, скрипачи, домрачеи, органисты, цимбальники, танцоры на канатах. Во дворце жили также дуракишуты, которые «…пели песни, кувыркались и предавались разного рода весёлостям, которые служили немалым потешением государеву семейству»[9]. Для повседневной забавы царицы служили «дурки, шутихи, также слепые игрецыдомрачеи, которые под звуки домры воспевали старины, былины, народные стихи и песни»[10]. При этом интересно отметить, что помимо русских потешников в России давали представления и иностранные. В Потешной палате, «судя по некоторым, хотя и скудным свидетельствам, шли постоянные представления даже немецких фигляров, балансеров, фокусников и т.п., которые непрерывно разыгрывали какиелибо действа, арлекиниады, небольшие шуточные пьески, на что вообщебыли хитры странствующие немецкие и польские артисты»[11].Палата финансировалась из бюджета двора. Иноземным потешникам и потешным сторожам выплачивалось денежное вознаграждение, а отечественные потешники стояли на кормовом довольствии, получая периодически, в дополнение к нему, обувь, платье, материю и т.д. Домрачеям же дополнительно выдавались деньги для покупки струн.Отношения скоморохов с государством и церковью были сложными. В 1628 году вышел запрет на них патриарха Филарета, подтвержденный им же в 1636 году. В 1628 году патриарх указал, «…чтоб с кабылками не ходили», а в 1636 году подтвердил: «Медведчиком и скоморохом на улицах и на торжищах … сатанинских игр не творить». В «Наказной памяти» патриарха Иосафа (1636) запрещалось «скомрахом на улицах и на торжищах и распутиях сотонинские игры творити и в бубны бити и в сурны ревети и руками плескати и плясати»[12]. Алексей Михайлович в 1648 году (между 4 ноября и 5 декабря) издал указ, гласивший: «в воскресные, господские праздники и великих святых приходить в церковь и стоять смирно, скоморохов и ворожей в дома к себе не призывать … медведей не водить и с сучками не плясать, на браках песен бесовских не петь и никаких срамных слов не говорить, кулачных боев не делать, на качелях не качаться, на досках не скакать, личин на себя не надевать, кобылок бесовских не наряжать»[13]. Таким образом, русскому народу запрещалось петь песни, плясать, играть на музыкальных инструментах, устраивать праздничные игрища и гулянья, веселиться на свадьбах и т.д. Закрыта тогда была и Потешная палата. Заканчивался указ строгим приказанием: «А где объявятся домры и сурны и гудки и хари и всякие гудебные бесовские сосуды, и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав те бесовские игры, велел жечь»[14]. Данный указ способствуетпониманиюхарактераэпохи, непосредственно предшествующей наступлению нового периода русской истории.

Попытка Алексея Михайловича коренным образом изменить бытовой уклад жизни русского народа была связана с внутриполитической ситуацией в стране. В июне 1648 года произошел ряд народных восстаний (в Москве и других городах) и руководство страны справедливо считало, что «бесконтрольное, безудержное, бесчинное, вольнолюбивое, кощунственное, глумливое искусство скоморохов, самим вольным духом раскрепощавшее народную стихию»[15]опасно. Наказание следовало и самим скоморохам, и тем, кто смотрел их представления: на первый и второй раз их били батогами, а на третий –ссылали в «украйные городы за опалу». Магистр лейпцигского университета Адам Олеарий следующим образом описывает этот период: патриарх, заметив, что россияне распевают «разного рода скандалезныя песни по кабакам, шинкам и на улицах, приказал сначала разбивать находимые в таких местах инструменты и такжеу всех тех, кто попадались с ними на улицах, а потом совершенно запретил инструментальную музыку. По его приказанию немедленно собрали все инструменты, какие только можно было найти, в Москву, нагрузили ими пять возов, свезли все это за Москву реку (на Болото —место казни преступников) и сожгли. Только одним немцам позволено было у себя в домах заниматься музыкою, да ещё боярину Никите Ивановичу, другу немцев, который держит у себя … маленький орган и разного рода другие инструменты, так как патриарх ему одному только не может запретить этого удовольствия»[16].Скорее всего, здесь Олеарий имеет в виду Никиту Ивановича Одоевского –ближнего боярина, посаженного отца у царя на второй свадьбе.Однако скоморохи не исчезли. Так в одной из челобитных царю описываются события декабря 1648 января 1649 гг.: «… чинитца великое безчиние и беззаконие. Из уезду приезжают крестьяне з женами и з детьми на тот великий день (Великий пост – А.Е.) пьют и бражничают и безчинствуют крыки и вои … Веселые с медведи и с бубны и со всякими бесовскими играми с иных городов торговые люди и веселые приезжают на тот великий день а от того безчиние и пьянство и съезд чинитца за многие лета»[17]. В 1653 году появилась челобитная тобольского архиепископа Симона, который, в частности, писал: «… умножилось скоморошества и всяких игр и кулачного бою и на качелях качаются и иных всяких неподобных дел умножилось много»[18]. Можно сказать, что скоморохи после царского указа перешли на нелегальное существование и перестали обслуживать верхние слои общества. Народ же всегда поддерживал скоморохов, приглашал их на свадьбы, поминки, несмотря ни на какие запреты. Фольклорные зрелища (святочные и масленичные игры, хороводные песни, народная свадьба, медвежья потеха и т.д.), а также скоморошьи «игрища» существовали, несмотря на то, что официально считались антицерковными.Говоря о предпосылках возникновения придворного театра нельзя не остановить своё внимание на том факте, что в первой половине XVII века в России появляется множество иностранных бродячих актёровмузыкантов. Первый из отмеченных фактов существования на Руси театральных представлений относится к 1633 –1639 годам. Сохранилисьимена некоторых из подобных потешников: поляк Юшка Проскура, немцы Юрий ВоинБрант, Иван Юрмис, «князь Ян» и др. В Заметке о комедийных действах при Борисе Годунове, напечатанной в 1908 году в разных изданиях, описывается рукопись, найденная в библиотеке Молченского монастыря в Путивле. В этой рукописи указывалось, что «комедийные действа», происходили «ещё во времена Бориса Годунова в Курске при воеводстве князя Ивана Дьякова. Воевода был весьма просвещённый по тому времени человек и охотно принял в Курске заграничных комедиантов»[19]. Согласно данным публикациям, для представлений была отведена особая изба, которая в документе названа «потешной», а иноземные актеры именуются «комедиантщиками». Эта информация подвергается сомнению П.Н. Берковым, так как, согласно его исследованиям, «в генеалогической литературе и в «Указателе имен личных, упоминаемых в Дворцовых разрядах» кн. Η. Η. Голицына[20], нет никаких указаний на существование князей Дьяковых, а среди дворян Дьяковых не упоминается курский воевода конца XVI века Иван Дьяков. Кроме того,о рукописном собрании Молченского Путивльского монастыря нет никаких сведений в работах специалистов, занимавшихся данным вопросом[21]. Но, так или иначе, представления иностранных комедиантов в России, безусловно, способствовали накоплению тех частиц, которые лягут в фундамент организации первого российского придворного театра. Ещё одним истоком театрального дела следует считать придворные празднества, приемы, церемониалы, которые проводились по специально разработанному руководству и требовали определенной (вполне театрализованной) подготовки. К примеру, в 1656 году по приказу царя Алексея Михайловича была составлена «Книга, глаголемая урядник: новое уложение и устроение чина сокольничья пути». Слово «урядник» означало в старину изложение постановлений, правил, уряда, или распорядка. Автор этого сочинения неизвестен. Высказываются предположения, что оно написано самим царем. Во всяком случае, в рукописи имеются замечания, сделанные царской рукой. Книга имела своей целью установить определенный церемониал, порядок в делах, касающихся соколиной охоты –любимой «потехи» Алексея Михайловича. Даже костюм сокольничего был регламентирован: он должен был иметь цветной суконный кафтан с золотой или серебряной нашивкой и желтые сапоги.Охота превратилась в продуманное до мелочей действо.Интересно отметить, что в конце предисловия к этой книге Алексей Михайлович сделал собственноручную приписку: «Прилог книжный или свой; сия притча душевне и телесне; правды же и суда и милостивыя любве и ратного строя не забывайте: делу время и потехе час»[22]. Слова царя со временем стали пословицей, которую часто толкуют не вполне правильно, понимая под словом «время» большую часть, а под словом «час» –меньшую. Однако в те годы под понятием «час» зачастую подразумевалось «время». Забелин приходит к выводу, что «царь не помышлял о том, чтоб потехе из целого времени отдавать только час. В этих словах выражена мысль, что всему своё время: и делу и потехе. <…> Приписка напоминала охотникам, что они, увлекаясь потехой, не должны забывать о деле –о службе государству»[23]. В этот период дворцовый церемониал значительно усложнился. Вся жизнь была подвергнута точнейшей регламентации, на любом мероприятии с участием двора люди присутствовали только по заранее составленным одобреннымцарем спискам и каждому было строго отведено своё место (за столом, возле трона и т.д.) и роль. Таким образом, очевидно, что почва для возникновения придворного театра активно возделывалась. Россияне постепенно готовились к тому, чтобы стать театральнымизрителями.Безусловно, появление театра при дворе Алексея Михайловича неразрывно связано и с личностью русского царя, поспособствовавшего изменениям в культурной, социальноэкономической и политической обстановке в стране.В царствование Алексея Михайловича при дворе появился целый ряд влиятельных любителей западноевропейского образа жизни, культуры и образования: Никита Иванович Романов, Федор Михайлович Ртищев, Афанасий Лаврентьевич ОрдинНащокин, Артамон Сергеевич Матвеев. Эти и другие близкие царю люди дарили ему различные вещи иноземного происхождения, подпитывая тем самым царские интерес и привычку к европейскому быту:кареты, хрусталь, картины и т.д. В.О. Ключевский, давая характеристику Алексею Михайловичу, полагал, что «впечатлительная натура царя влекла его к новым культурным течениям, уже прорывавшимся в московской жизни и выражавшимся в усвоении сначала внешних форм западноевропейского быта»[24]. Это естественно, особенно если учитывать что воспитателем царя был Борис Иванович Морозов,который, как известно, ещё во времена правления Михаила Федоровича одевал своих воспитанников в немецкое платье. Во времена правления Алексея Михайловича в России начались кардинальные изменения и в дипломатических, и в культурных связях сдругими странами. Изменилось отношение русского общества к Западной Европе: если «прежде на нее смотрели только как на мастерскую военных и других изделий, которые можно купить, не спрашивая, как они делаются»; то теперь на Европу стал устанавливаться взгляд, как на «школу, в которой можно научиться не только мастерствам, но и умению жить и мыслить»[25]. В Москве значительно увеличилось число иностранцев, со стороны россиян к ним возрос интерес, появившиеся иностранные предметы стали вызвать желание этим обладать: «Часы, картина, покойная карета, музыкальный инструмент, сценическое представление вот чем сначала малопомалу подготовлялись русские люди к преобразованиям, как дети приманивались игрушками к учению»[26]. Факты, свидетельствующие о значительном культурном влиянии иноземцев, осевших в Москве, на московскую средунеоспоримы. Россияне стали присматриваться к обычаям западноевропейской жизни.Формировалась новая придворная культура. Во многом поспособствовала этому дружба Алексея Михайловича с А.С. Матвеевым, чья личность особо значима для истории российского театра. Матвеев принадлежал к числу так называемых «западников» и был поклонником театра до такой степени, что обучал дворовых людей «комедийному искусству», одним из первых в Москве устроив в своём доме театральные представления. Спектакли в доме Матвеева, учитывая царский указ 1648 года, были чемто из ряда вон выходящим, а ещё удивительнее, что присутствовал на них и сам царь. Безусловно, развлечения, устраиваемые в доме Матвеева, были далеки от скоморошьих потех, но это нисколько не умаляет смелость Артамона Сергеевича, отважившегося на столь серьезное нарушение устоев, пусть даже и при молчаливой поддержке царя.Следует отметить, что, несмотря на то, что Алексей Михайлович «мало был расположен к утехам домашней Потешной палаты», в результате чего «обычные при царе Михаиле домашние утехи дворцовой Потешной палаты были при его сыне оставлены»[27], а музыкальные инструменты, среди прочих древних народных развлечений, были преданы проклятию патриархом –как языческие и богомерзкие и неоднократно сжигались на берегу Москвареки, к 1660м годам царь изменил своё отношение к светским развлечениям. Так как, по общепризнанному мнению историков, царь был любознателен и прочел всё, что только можно было тогда прочесть,разумно сделать предположение, что Алексей Михайлович ознакомился с подробностями посещения европейских театров россиянами. Не исключают исследователи и того, что «царь мог и сам познакомиться с театральными представлениями в Вильно и в других западных городах, в которых он побывал с русскими войсками в 16541656 годах, во время войны с Польшей»[28]. Во всяком случае, царь понимал, что спектакли европейских театров сильно отличаются от представлений Потешной палаты.Более того, Алексей Михайлович явно имел мысль о необходимости завести в Москве театральную труппу. В конце 1660 года Алексей Михайлович приказал Ивану Гебдону выписать из заграницы людей, «которые бы умели на дереве и на камени всякие фряские рези сделать, стекольных мастеров и мастеров комедию делать»[29]. Сведений о выполнении данного царского поручения не сохранилось, вероятно, было принято решение по внутриполитическим причинам отменить этот замысел. Возникновению театра существенно мешали внешние обстоятельства, существовавшие в стране: война с Польшей (закончившаяся перемирием в 1667 году), «Моровое поветрие» 1654 года (во время которого царская семья уезжала изстолицы), московский «медный бунт» 1662 года, осада Соловецкого монастыря в 1667 году, низложение патриарха Никона в 1668 году, болезнь и смерть царицы Марии (1669 г.), крестьянская война 16701671 годов, возглавляемая Степаном Разиным. К 1672 году ситуация в стране стала гораздо спокойнее и можно было обратить внимание на организацию развлечений царского двора.К тому же созданию придворного театра во многом поспособствовало то, что в «преобразованном», как его называл С.М. Соловьев, доме Матвеева Алексей Михайлович в 1671 году встретился с воспитанницей Артамона Сергеевича Натальей Кирилловной Нарышкиной, ставшей его второй супругой после смерти царицы Марьи Ильиничны Милославской. Наталья Кирилловна с юных лет познакомилась с иноземными обычаями и полюбила их, поэтому с молодой царицей в Кремль пришел новый духи новые традиции. До этого времени царицы проводили всю свою жизнь уединенно на женской половине в обществе придворных дам, развлекаясь лишь вышиванием золотом, приготовлением притираний и так далее. Домашнее затворничество женщинбыло укоренившейся чертой русского общества, не верившего в честь женщины, если она не живет взаперти дома. Наталья Кирилловна же была сторонницей более свободного образа жизни и смогла убедить в возможности этого Алексея Михайловича. Наталья Кирилловна и Матвеев оказывали на царя сильное влияние, которому Алексей Михайлович с готовностью поддавался, стараясь устроить свою придворную жизнь наподобие европейского королевского двора. При этом россияне были наслышаны, что важную составляющую развлечений европейских монархов составляли театральные представления.Таким образом, к 1670м годам в России оказалась накопленной культурная база, на которой и был создан первый придворный театр. Россияне постепенно готовились к восприятию театра европейского типа. Мощному прорыву в театральной сфере способствовали значительные сдвиги

в художественном сознании, предопределившие ряд принципиальных изменений в искусстве и жизни россиян. То, что «русская культура осознает себя в категориях взрыва» и русскому народу присуще стремление «мгновенного преодоления пространства истории в самые сжатые сроки», являющееся не результатом чьеголибо недомыслия, а суровым диктатом бинарной исторической структуры было убедительно доказано авторитетным советским литературоведом и культурологом Ю.М. Лотманом[30]. Данные особенности российской культуры повлияли на столь стремительное возникновение театра европейского типа в нашей стране.Подводя итог, можно выделить следующие истоки возникновения театрального дела в России. Прежде всего, это народное творчество: народные празднества, содержавшие в себе элементы театрального действа, кукольные спектакли, представления скоморохов. Причем здесь не прослеживается прямая связь или скрытая преемственность: можно сказать, что придворный театр возник в противовес скоморошьим представлениям, повсеместно запрещённым царским указом 1648 года.Следующий источник связан с религией. Театрализованные обряды православной церкви, церковные службы, представления школьных театров требовали специальной подготовки: пошива особых одежд, изготовления декораций и реквизита, подбора и обучения участников, а кроме того, готовили зрителей.Ещё один источник –придворные празднества и церемониалы, проводимые по специально разработанному плану. Для них часто были предусмотрены особые костюмы, каждый участник должен был исполнять свою тщательно регламентированную «роль».Однако царю и его приближенным было очевидно, что народные «игрища», Потешная палата и театрализованные церковные церемонии то, чем тешил себя российский двор, не могли быть сравнимы с пышными светскими спектаклями, шедшими на западноевропейской сцене. Россияне неоднократно видели спектакли европейских театров, рассказывали об увиденном Алексею Михайловичу.Царю, по утверждению немецкого историка искусств Я. Штелина, столь нравились «обычаи других европейских наций и их процветание в торговле, искусствах и науках, что он постоянно думал об их введении в Российском государстве»[31]. Поэтому ещё одним источником, даже можно сказать, почвой для создания первого придворного театра, стала западноевропейская театральная традиция. Процесс зарождения русского придворного театра и отечественной драматургии во второй половине XVII века был обусловлен произошедшим вРоссии мощным общественным

переворотом, обеспечившим переход от древнерусской

культуры

к

культуре

«нового

времени», которой было свойственно обмирщение общества, увеличение открытости к общению с культурами других народов. Именно в этих условиях, как справедливо отметила А.Ф. Некрылова, начала складываться

новая культура, «в рамках которой и смог появиться и быть принятым театр европейского типа, причем произошло это невероятно быстро, почти «взрывоподобно», и, что не менее характерно для России, на первых порах обязано прямым вмешательством «сверху» (указы Алексея Михайловича)»[32]. Кроме того, как точно отметил Д.С. Лихачёв, определяя предпосылки и условия возникновения театра в России: «Само рождение театра только потому и было возможно, чтобыло сломано прежнее эстетическое представление о времени теперь события прошлого могли восприниматься как реально происходящие в настоящем»[33]. Таким образом, почва для возникновения в России театра европейского типа была подготовлена и, по образной мысли Л.М. Стариковой, «с рождением у Натальи Кирилловны первенца (будущего Петра I) на Руси рождался её первенец –театр, что означало не просто устройство ещё одной новой потехи, а являлось шагом в другую эпоху. <…> Подобно редкому заморскому цветку, театр, казалось, был пересажен в собственно московскую почву с земли иноземной из Немецкой слободы»[34].

Ссылки на источники1.СоболевскийА.И.Переводная литература Московской Руси XIVXVII вв.: Библиографические материалы. СПб., 1903.2.Цит. по:Яковлев В.А. К литературной истории древнерусских сборников. Опыт исследования «Измарагда». Одесса, 1893. С. 4647.3.См.: Подробное описание известных сведений о театральных представлениях, посещенных россиянами до 1760х гг. // Морозов П.О. История русского театра до половины XVIIIстолетия. С. 24.4.Цит.по: Морозов П.О. Указ соч. С. 24.5.Холодов Е.Г. Театр и зрители: Страницы истории русской театральной публики. С.72.6.Цит. по: Пыляев М.И. Старое житье. СПб., 1892. С. 155156.7.Холодов Е.Г. Указ.соч.С.728.Мордисон Г.З. История театрального дела в России. дис. …докт. искусствоведения. СПб., 1992. С.12.9.С.1210.Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях. Ч.1. С.375.11.Там же.12.Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVIIстолетии. Ч.2. С.436.13.Белкин А.А.Русские скоморохи. М. : Наука., 1975.С. 42.14.Цит.по: Соловьев. С. М. История России с древнейших времен. Кн. VI. М.1959.С. 36.15.Мордисон Г.З. Указ.соч. С.12.16.Холодов Е.Г. Указ.соч. С. 19.17.Цит. по: Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях. Ч. 2. С. 446.18.Цит. по: Белкин А.А. Забытые документы истории русских скоморохов. С. 117.19.Цит. по: Капылов А.Н. Культура русского населения Сибири в XVIIXVIIIвв. Новосибирск., 1968. С.28.20.Цит. по: Берков П. Н. ИзисториирусскойтеатральнойтерминологииXVII—XVIIIвеков: («комедия», «интермедия», «диалог», «игрище» и др.) // ТрудыОтделадревнерусскойлитературы. Том XI. М.Л.,1955.С. 281.21.См.: Голицин Н.Н. Указатель имен личных, упоминаемых в Дворцовых разрядах..СПб., 1912.22.Смирнов И.М. Указатель описаний славянских и русских рукописей отечественных и заграничных книгохранилищ.Сергиев Посад, 1916; Маслов С.И. Критикобиблиографический обзор новейших трудов по славянорусской библиографии и палеографии. Киев, 1918. и т.д.23.СобраниеписемцаряАлексеяМихайловичасприложениемУложениясокольничьяпути. М., 1856. С. 92.24.Забелин И.Е. Опыты изучения русских древностей и истории. Ч. I. M., 1872. С. 257—258.25.Ключевский В.О. Курс русской истории. Т.3. М., 1908. С.300.26.Там же. С. 34827.Соловьев. С. М. Россия перед эпохою преобразования // История России с древнейших времен. Том 13. М., 1991. С. 34.28.Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях . Ч. 2. С. 295296.29.Холодов Е.Г. Указ.соч. С. 26.30.Гурлянд И.Я. Иван Гебдон комиссариус и резидент. Ярославль, 1903. С. 49.31.См.: Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.32.Штелин Я. Записки Якоба Штелина. Об изящных искусствах в России. В 2х томах./ Пер. К. В. Малиновского. Т.1. М., 1990. С.299.33.Некрылова А.Ф. Дмитрий Михайлович Балашов. Взгляд на фольклорный театр// эл. Журнал Русская земля URL:// http://www.rusland.spb.ru/sl_8_3a.htm(дата обращения 05.03.2016).34.Лихачев Д.С. «Воскрешение прошлого» в начальной русской драматургии// Избранные работы в трех томах. Т.1. Л., 1987. С. 575.35.Старикова Л.М. Театральная жизнь старинной Москвы: Эпоха. Быт. Нравы. С.23.