Организация и функционирование институтов гражданского общества в современной России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Девичева А. А. Организация и функционирование институтов гражданского общества в современной России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2686–2690. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96458.htm.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению отношения государственной политики к институтам гражданского общества, а также установлению необходимых условий для развития установившегося сотрудничества между государством и гражданским обществом.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Девичева Анастасия Александровна,студент ФГБОУ ВО ОФ РАНХ и ГСevgmatveeva@bk.ru

Организация и функционирование институтов гражданского общества

в современной России

Аннотация.Статья посвящена рассмотрению отношения государственной политики к институтам гражданского общества, а также установлению необходимых условий для развития установившегося сотрудничества между государством и гражданским обществом.Ключевые слова: гражданское общество, институты гражданского общества, государство, структура институтов, принцип добровольности, общие цели, социальная политика, права и свободы человека.

Независимое функционирование институтов гражданского общества является одним из основных признаков правового государства, каковым провозгласила себя Российская Федерация[1]. Поэтому задача формирования и организации институтов гражданского общества как одного из условий успешного развития Российской Федерации ставилась в президентских посланиях Федеральному Собранию РФ. В публичных организациях и в руководстве страны стали понимать, что без развития институтов гражданского общества в России невозможно создание нормальных, цивилизованных условий жизни для людей различных социальных групп, национальностей и религиозных объединений.Необходимость повышения роли институтов гражданского общества диктуется всей логикой общественного развития. Это требует объединения усилий и государства, и бизнеса и, конечно, широкого общественного участия.Гражданское общество игосударство подчиняются другдругу. Без историческисформировавшегося гражданского общества невозможно построение современного правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого бытия. Свободные общества нуждаются в институциональной базе, которая позволила бы осуществлять необходимые социальные реформы, не прибегая к насилию; но им необходимо также чувство сплоченности, формирующее фундаментальные общие ценности.Признаками гражданского общества являются:1.наличие в обществе свободных владельцев средств производства; 2.развитая демократия;3.

правовая защищённость граждан;4.

высокийуровень гражданской культуры;5.Надлежащее обеспечение прав и свобод человека; 6.самоуправление; 7.конкуренция между различными группами людей и организациями;8.

свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм; 9.легитимность.Независимо от этого в гражданском обществе присутствуют существуют и функционируютинституты, которые также влияют на становление социального, демократического, правового государства с республиканской формой правления.Говоря об институтах гражданского общества, следует иметь ввиду, что именно их развитие основной неиспользованный резерв в ускорении темпов экономического и социального роста.Многие исследователи выделяют несколько вариантовактивизации этого резерва. Так, сэкономической точки зрения, например, развитая сеть институтов гражданского общества –это сотни тысяч общественных организаций, в т.ч. СМИ, образовательных учреждений и т.д., которые не только создают новыерабочие места, но и являются более эффективными формами деятельности, чем обычные коммерческие, а тем более государственные структуры.Механизмы регулирования институтов гражданского общества совершенствуются и в современный период, но чтобы обеспечить защиту частныхинтересов, посредством распределения общественной власти,а так же поддержкувзаимодействияобщества и государства,восстановление функционирования старых механизмов, создания свободного рынка. Институты самоконтролирующегосягражданского общества, сейчас строятся таким образом, чтобы сдерживать и уравновешиватьдруг друга, прибегая к использованию государства как особого правового арбитра.В структуру институтов гражданского общества входит:семьясфера негосударственного образованияобщественные объединения и организацииполитические партиицерковьнезависимые средства массовой информацииТакая структура характеризуется развивающимся обществом, в тором учитывается и реализуется весь положительный потенциал различных мировоззрений.Негосударственные группы и организации представляют каждой заинтересованной личности средства для достижения общих целей, которые должны отражать разнообразие экономических, этнических, религиозных, региональных, демографических, профессиональных и иных интересов людей. А также, объединения должны основываться на принципе добровольного участия.Институты гражданского общества являются ведущими компонентами структуры, которые разделяют не только колоссальное количество индивидуальных действий людей, но и регулируют социальные отношения людей и взаимодействия различных компонентов общества. Государство как главный институт общества направляет свои усилия: на усовершенствования системы здравоохранения, разработку социальных и правовых норм, формирование политической и ценностной структуры общества. Такое государство функционирует на основе общественного договора между властью и гражданами. И для того чтобы государство функционировало наиболее эффективно была разработана идея, которая работает в трех направлениях:от государства к грaжданам, через инициативы открытого прaвительства в области дaнных, направленные на повышение прозрачности и предоставление третьим сторонам вoзможности аккумулировать данные в интересах сoздания общественнополезных ценнoстей;от граждан к государству,посредством информации, которая имеет или мoжет иметь отношение к ряду процедур гoсударственного управления, но которая, как правилo, создаётся в иных целях, чем общение с государством или оказание на него влияния;внутри государственного аппарата, за счет применения платформ для внутреннего сотрудничества или сотрудничества с потребителями государственных услуг, позволяющих государственным служащим социализировать знания[4].Важным компонентом такой программы является то, что государство должно пользоваться теми же технологиями, которые доступны массовому потребителю и широко ими используется.Движущими силами этого процесса являются как желание снизить расходы на сoдержание государственного аппарата, так и стремление наладить эффективнoе взаимодействие с гражданами. Примерами является освoение облачных технолoгий и работы в социальных сетях. В стране с демократическим режимом многие элементы гражданского общества финансируютсяправительством.Отличительной особенностью гражданских институтов является:контроль в реализации должностными лицами принадлежащих им властных полномочий

влияние на распределение финансов в благотворительную сферуосуществление деятельности, направленной на повышение культурного уровня развития населения.Кроме отличий для функционирования институтов гражданского общества следует выделить также и условия, которые необходимы для их успешной деятельности:1.Собственность,предполагает, что каждый член гражданского общества должен владеть собственностью, которая делает его независимым гражданином. 2.

предполагается достаточнаяразвитость многообразной социальнополитической общественной структуры, выражающей всё множество интересов в обществе. Имеется в виду, прежде всего многообразие политических групп, союзов, партий, организаций, групп давления. Эта структура создаёт (наряду с существующими вертикальными связями, выражающимися во взаимоотношениях личности и государства) горизонтальные связи в обществе и делает его более организованным, прочным стабильным. При отсутствии одного из нихгражданин не сможет напрямую связатьсяс государством и тогда возникает острое противоречие личности и государства. 3.развитие личности, активное, сознательное участие в общественном самоуправлении. Гражданское общество может быть только при индивиде такой степени развитости, что мы называем личностью как в социальном смысле, так и в психологическом смысле. 4.

предлагается полнаясамодеятельность при включённости в тот или иной институт гражданского общества. Еще недавно в России было не разрешено одно из базовых противоречий между обществом и государством потребность в самостоятельно организованной среде повседневной жизни,которое находится в зависимости от институтов пользующихся властными полномочиями для произвольной регламентации гражданских прав[2].С этим сталкиваются не только обычные граждане, но и общественные организации, которые отстаивают различные оппозиции для защиты своих прав, равномерном и правильном распределении природных ресурсов, защите экологии и защите животного мира.Но сейчас в современной России противоречие почти исчезло.В одном из своих выступлений В.В. Путин отметил, что все больше и больше людей хотят участвовать в жизни своей страны, поэтому одним из важных компонентов такого участия, является эффективность работы социально ориентированных некоммерческих организаций, их вклад в социально значимые проекты очень высок. Добровольчество, благотворительность имеют в России историческое начало, а чувство долга, патриотизм, милосердие являются нашими базовыми ценностями, и эти традиции нужно укреплять[3]. А также Президент РФ солидарен с тем, что в системе финансирования институтов гражданского общества нужно повысить коэффициент результативности и продуктивности, что поможет учесть весь спектр проектов, нуждающихся в поддержке.Также ведущим компонентом в развитии институтов гражданского общества является тесная взаимосвязь с мировой политикой,ведь двигателем международного процесса становится движениенародов. Сущность такой политики выражается в анализе проблем функционирования институтов гражданского общества[5]. В политике всегда есть общезначимые или групповые интересы, а потребности нужны для обеспечения национальной безопасности и условий сохранения гражданского общества.Подводя итог, можно отметить, что организация и функционирование институтов гражданского общества неразрывно связано с деятельностью как государства, так и жителей страны. Государство направляет свою деятельность на удовлетворение материальных и духовных потребностей общества, а общество выступает социальноэкономической основой, определяющей природу государства ее могущество и возможности. Такая связь положила начало прогрессу России как социального, демократического, правового государства с республиканской формой правления.

Ссылки на источники1.Кoнституция Рoссийскoй Федерации [Текст] / (принята на всенарoднoм гoлoсoвании 12 декабря 1993 гoда) (с учётoм пoправoк, внесенных закoнами РФ o пoправках к Кoнституции РФ oт 30.12.2008 №6ФКЗ, oт 30.12.2008 № 7ФКЗ) // Рoссийская газета oт 25 декабря 1993 г.; СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.2.Малявкина Н.В., Матвеева Е.С. Комплексная оценка эффективности правового статуса муниципального служащего / Н.В. Малявкина, Е.С. Матвеева // Муниципальная служба: правовые вопросы. –2016. –№1. –С. 22–25.3.Матвеева Е.С. Особенности формирования и развития религиозного правового сознания в России / Е.С. Матвеева // Учёные записки Орловского государственного университет. Серия «Гуманитарные и социальные науки»: научный журнал. –Орёл: Издательство ФБГУ ВПО «Орловский государственный университет». –2013. –№1 (51). –С. 90–96.4.Соловьев А.И. Три облика государства три стратегии гражданского общества / А.И. Соловьёв // Полис.–1996.–№ 6.–С. 29.5.Natalia A. Shchegoleva, Marina I. Lavitskaya, Evgeniia S. Matveeva, Nikolay A. Vnukov, Dmitriy A. Matantsev, Anna I. Yastrebova, Alexandra A. Guryleva The Abolition of the Death Penalty in the USSR in 1947: Domestic Political Conjuncture// Journal of Sustainable Development, Vol. 8, No. 6, August 2015, eVersion First.