О правовых основах применения психологических методов в исправлении осужденных, отбывающих наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, как способ предупреждения преступности
Выпуск:
ART 96465
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Семененко
Г.
М.,
Немеш
О.
М. О правовых основах применения психологических методов в исправлении осужденных, отбывающих наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, как способ предупреждения преступности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
2721–2725. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96465.htm.
Аннотация. В статье автор на основе изучения отечественных и зарубежных исследований использования психологических методов открывает полемику по применению вышеуказанных методов психологами в исправительных учреждениях по отношению к лицам, отбывающим наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений в исправительных учреждениях. В статье автор с учетом мнений различных ученых, исследовавших проблему применения психологических методов в практической деятельности, дает расширенное понятие данного метода, а также приводит положительные примеры применения психологических методов и их эффективности.
Ключевые слова:
предупреждение, осужденные, психологические методы, внушаемость, гипноз, правоприменение, тяжкие и особо тяжкие преступления
Текст статьи
Семененко Григорий Михайлович,к.ю.н., доцент кафедры уголовного права учебнонаучного комплекса по предварительному следствию органов внутренних дел Волгоградской академии МВД России,г. Волгоград
grigorii_001@mail.ru
Немеш Олег Мирославович,научный сотрудник отделения организации научноисследовательской работы научноисследовательского отдела Волгоградской академии МВД России,г.Волгоград nemesh@mail.ru
О правовых основах примененияпсихологических методов,
висправленииосужденных отбывающих наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений,
как способ предупрежденияпреступности
Аннотация.В статье автор на основе изучения отечественных и зарубежных исследований использования психологических методов, открывает полемику по применению вышеуказанных методов психологами в исправительных учреждениях, с лицами отбывающих наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений в исправительных учреждениях. В статье автор с учетом мнений различных ученыхисследовавших проблему применения психологическихметодов в практической деятельности, дает расширенное понятие данного метода, а также приводит положительные примеры применения психологическихметодов и их эффективность. Ключевые слова:предупреждение,психологическиеметоды, внушаемость, гипноз, правоприменение, осужденные, тяжкие и особо тяжкие преступления.
В последние годы в юридических науках все чаще встречается полемика правоприменения нетрадиционных методов психического воздействия на человекапри производстве следственных действий, оперативноразыскных мероприятий. В ходе изучения юридической литературы по применению в практической деятельности психологическихметодов в отношении лиц осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений имеющих опасный и особо опасный рецидив, отбывающих наказание в исправительных учреждениях в юридической литературе отражения не нашли. Это явилось поводом для открытия полемики о возможности применении суггестивныхметодов воздействия на лиц, осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений имеющих опасный и особо опасный рецидив иотбывающих наказание в исправительных учреждениях, как один из способов исправления осужденных.
Согласно ч. 1 ст. 1 УИК РФ целями и задачами уголовноисполнительного законодательства Российской Федерации являются: исправление осужденных и предупреждение совершение новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. Несмотря на все принимаемые меры со стороны исправительных учреждений в настоящее время особых успехов в исправлении осужденных согласноч. 1 ст. 9 УИК РФ за последнее десятилетие достигнуто не было. Об этом свидетельствует официальная статистика. Согласно которой ежегодно из исправительных учрежденийРоссийской Федерации освобождаются более 300 тыс. человек, при этом более 50% освобожденных вновь совершают тяжкие и особо тяжкие преступленияи попадают в исправительные учреждения. [7], Данные факты свидетельствуют о том, что применяемыетрадиционныеметодыв исправлении осужденных не приносит желаемых результатов. В связи с чем,для уменьшения возможно в будущем совершения повторных преступлений предлагаетсяприменятьпсихологические методы в исправлении осужденныхза совершение тяжких и особо тяжких преступлений имеющих опасный и особо опасный рецидив и отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Рассматривая возникший вопрос,более подробно остановимся на понимании суггестивных методов и их эффективности. Под суггестивными методами понимается способ психического воздействия на человека с помощью словесного внушения
либо в бодром состоянии,либо в состоянии гипноза.[3, с. 12] Внушение –это явление, которое играет ведущую роль при всех психотерапевтических воздействиях. Внушаемость –это нормальное свойство человеческой личности выраженное, однако, у разных людей в различной степени. Внушаемость особенно свойственна детскому возрасту, несколько слабее проявляется в среднем и значительно уменьшается к старости. По образному выражению В. М. Бехтерева, внушение (в отличие от убеждения) входит в сознание человека не с ©парадноговходаª, акакбыс©заднегокрыльцаª, минуясторожакритику.[1, с. 364]По мнению В. М. Бехтерева внушение, взаимовнушение и самовнушение играет огромную роль (но не всегда учитываемую) в повседневной жизни человека, сопровождая с детских лет до глубокой старости. Внушением воспитываются дети, подрастающему поколению прививаем любовь к труду, опрятности и другим положительным навыкам или наоборот дурные привычки (курение, употребление алкоголя и т.д.). [2, с. 400]С точкизрения А.М. Свядоща который в своих работах отмечал, что лечение внушением можно рассматривать как метод лечения информацией. Внушение –это введение информации принимаемой больным без критической оценки и оказывающей влияние на нейропсихические процессы. [5, с. 288]Говоря о теоретическом фундаменте суггестивных методов, о тех физиологических механизмах, которыми объясняются как само гипнотическое состояние, так и связанные с ним явления повышенной внушаемости, постгипнотических действий, извращения реакций, внушенных галлюцинаций и других феноменов, следует отметить работы И. П. Павлова, который создав строго объективный метод изучения высшей нервной деятельности —метод условных рефлексов. И. П. Павлов сделал доступной научному изучению сложнейшую область явлений природы —область психики. С помощью метода условных рефлексов он раскрыл главные закономерности высшей нервной деятельности, показав физиологические основы психических процессов, и тем самым дал научное объяснение сложным вопросам физиологии и медицины, не находившим своего разрешения на протяжении многих веков.По представлению И. П. Павлова, эти процессы являются как бы двумя половинами одной и той же деятельности, немыслимыми друг без друга. [4, с. 158]Об эффективности применения суггестивных методов свидетельствуют примеры различных ученых посвятивших изучению нетрадиционных методов,как в России, так и зарубежном. Вот ряд примеров овнушающей силе человеческого слова. В одной большой студенческой аудитории состоялась лекция. Профессор химии, увидев, что студенты его крайне утомлены, решил ©растормошитьª их. Онзаявилстудентам, чтосейчаспроизведетопытвцеляхизученияскоростираспространениязапахаодногопахучеговещества. Онпопросилстудентовподнятьруки, кактолькоониощутяттотилиинойзапах. Сэтимисловамипрофессорналилнесколькокапельтемнойжидкостинаватупередсобойисвидомотвращенияотошелвсторону. Вскоремногиестудентыпочувствовалирезкий, неприятныйзапах. Выяснилось, чтозапахиощущалисьразные, новсенеприятные. Черезнекотороевремяназаднихрядахамфитеатрасталитакже©ощущатьдошедшийтудаª запах. Вэтовремянекоторыхлиц, сидящихвблизи©источниказапахаª, пришлосьвывестиизаудитории, таккакимсталодурно. Послеопытастудентамразъяснили, что©химическаяжидкостьª былапростойводой, подкрашеннойчернилами.[3, с. 4142]Другой пример явления внушения в нормальном состоянии. Так находясь в небольшом обществе и слегка скучаете, вдруг один из присутствующих зевнул, вы сразу же обнаружите, что начинает зевать, ещеодин, другой, третий. Первый человек внушает свою зевоту другим,и вскоре она по механизму взаимовнушения начинает переходитьот одного человека к другому.В отечественных и зарубежных источниках существует масса положительных примеров и опытов применения в практической деятельности психологов суггестивных методов, которые по аналогии можно было бы применять психологами исправительных учреждений при работе с осужденными за совершение тяжких и особо тяжких преступлений формируя правосознание, положительное отношение к труду и уважения правил и традиций человеческого общежития. Тем не менее,применение суггестивных методов в Российской Федерации в настоящее время не регламентировано юридическими нормативами. Так Г.Г. Черепанов отмечает, что нормативные акты разрешают использованиегипноза в нашей стране только врачам и только в медицинских целях. В действующем до сих пор декрете ВЦИК и СНК от 1 декабря 1924 г. говорится: ©Применение гипноза разрешается только врачам и в соответствующих государственных лечебных и научных учреждениях… на основании особой инструкции, издаваемой Народным Комиссариатом Здравоохранения по соглашению с Народным Комиссариатом Юстицииª. ©Инструкция по применению гипнозаª, утвержденная НК3 и НКЮ РСФСР от 30 декабря 1924 г., разрешает гипнотизирование только с лечебной целью и только врачамспециалистам с подробным отражением в истории болезни пациента и в специальной книге сведений о сеансе. Данные о проведении сеанса должны заноситься в специальнуютетрадь. Такая постановка сеанса исключает возможностьпредвзятого обвиненияврача в некорректном использованиисвоего ©исключительногоª положения.[6, с. 84]В настоящее время в отечественной правоприменительной практики каких либо документов разрешающих применение суггестивных методов для лечения пациентов не предусмотрено. В 1996 году министром здравоохранения и медицинской промышленности РФ А. Д. Царегородцевым был подписан приказ № №245от 13 июня 1996 г. ©Об упорядочении применения методов психологического и психотерапевтического воздействияª, согласно п.3 ©Применение разрешенных Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации методов и методик психологического и психотерапевтического воздействия допускается только при наличии лицензии на данный вид деятельности в учреждениях здравоохранения при условии,тщательного отбора пациентов на индивидуальном приемеª.[8]Однако, в 2007 г. вышеуказанный приказ был отменен. В связи с чем, легального применения суггестивных методов исключительно в медицинских целях, как правило, путём назначения пациенту индивидуального курса в настоящее время не практикуется. Мы считаем, что применение психологами суггестивных методов в исправительных учреждениях как одно из средств исправления осужденных, будет способствовать улучшению криминогенной обстановки в странеи уменьшению совершения преступлений лицами ранее отбывших наказание в исправительных учреждениях, а правоприменение данного метода должно быть закреплено в нормативно правовой безе.
Ссылки на источники1. Бехтерев В.М. Гипноз Внушение Телепатия // М. 1994 г. С. 3642. Бехтерев В.М. Социальнопсихологическая концепция // М 1994 г. С. 4003. Буль П.И. Психотерапия, гипноз и внушение в практической медицине// Ленинград 1990 г., С. 124. Павлов И.П. О типах высшей нервной деятельности и экспериментальных неврозах// М. 1954 С.158 5. Свядощ А.М. Психотерапия: пособие для врачей // СПБ, 2000 С. 2886. ЧерепановГ.Г., ШмидтА.А., ©Гипноз как нетрадиционный способ проведения оперативнорозыскного мероприятия ©Опросªª. Юридическая наука и правоохранительная практика. М. 2013 г. №3 (25) С. 847. Информация заимствована на сайте МВД РФ: Электронный ресурс : http||www.mvd.ru(дата обращения: 10.10.2015 г.)8. Информация заимствована на сайте консультант плюс. (дата обращения: 10.10.2015 г.)
grigorii_001@mail.ru
Немеш Олег Мирославович,научный сотрудник отделения организации научноисследовательской работы научноисследовательского отдела Волгоградской академии МВД России,г.Волгоград nemesh@mail.ru
О правовых основах примененияпсихологических методов,
висправленииосужденных отбывающих наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений,
как способ предупрежденияпреступности
Аннотация.В статье автор на основе изучения отечественных и зарубежных исследований использования психологических методов, открывает полемику по применению вышеуказанных методов психологами в исправительных учреждениях, с лицами отбывающих наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений в исправительных учреждениях. В статье автор с учетом мнений различных ученыхисследовавших проблему применения психологическихметодов в практической деятельности, дает расширенное понятие данного метода, а также приводит положительные примеры применения психологическихметодов и их эффективность. Ключевые слова:предупреждение,психологическиеметоды, внушаемость, гипноз, правоприменение, осужденные, тяжкие и особо тяжкие преступления.
В последние годы в юридических науках все чаще встречается полемика правоприменения нетрадиционных методов психического воздействия на человекапри производстве следственных действий, оперативноразыскных мероприятий. В ходе изучения юридической литературы по применению в практической деятельности психологическихметодов в отношении лиц осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений имеющих опасный и особо опасный рецидив, отбывающих наказание в исправительных учреждениях в юридической литературе отражения не нашли. Это явилось поводом для открытия полемики о возможности применении суггестивныхметодов воздействия на лиц, осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений имеющих опасный и особо опасный рецидив иотбывающих наказание в исправительных учреждениях, как один из способов исправления осужденных.
Согласно ч. 1 ст. 1 УИК РФ целями и задачами уголовноисполнительного законодательства Российской Федерации являются: исправление осужденных и предупреждение совершение новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. Несмотря на все принимаемые меры со стороны исправительных учреждений в настоящее время особых успехов в исправлении осужденных согласноч. 1 ст. 9 УИК РФ за последнее десятилетие достигнуто не было. Об этом свидетельствует официальная статистика. Согласно которой ежегодно из исправительных учрежденийРоссийской Федерации освобождаются более 300 тыс. человек, при этом более 50% освобожденных вновь совершают тяжкие и особо тяжкие преступленияи попадают в исправительные учреждения. [7], Данные факты свидетельствуют о том, что применяемыетрадиционныеметодыв исправлении осужденных не приносит желаемых результатов. В связи с чем,для уменьшения возможно в будущем совершения повторных преступлений предлагаетсяприменятьпсихологические методы в исправлении осужденныхза совершение тяжких и особо тяжких преступлений имеющих опасный и особо опасный рецидив и отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Рассматривая возникший вопрос,более подробно остановимся на понимании суггестивных методов и их эффективности. Под суггестивными методами понимается способ психического воздействия на человека с помощью словесного внушения
либо в бодром состоянии,либо в состоянии гипноза.[3, с. 12] Внушение –это явление, которое играет ведущую роль при всех психотерапевтических воздействиях. Внушаемость –это нормальное свойство человеческой личности выраженное, однако, у разных людей в различной степени. Внушаемость особенно свойственна детскому возрасту, несколько слабее проявляется в среднем и значительно уменьшается к старости. По образному выражению В. М. Бехтерева, внушение (в отличие от убеждения) входит в сознание человека не с ©парадноговходаª, акакбыс©заднегокрыльцаª, минуясторожакритику.[1, с. 364]По мнению В. М. Бехтерева внушение, взаимовнушение и самовнушение играет огромную роль (но не всегда учитываемую) в повседневной жизни человека, сопровождая с детских лет до глубокой старости. Внушением воспитываются дети, подрастающему поколению прививаем любовь к труду, опрятности и другим положительным навыкам или наоборот дурные привычки (курение, употребление алкоголя и т.д.). [2, с. 400]С точкизрения А.М. Свядоща который в своих работах отмечал, что лечение внушением можно рассматривать как метод лечения информацией. Внушение –это введение информации принимаемой больным без критической оценки и оказывающей влияние на нейропсихические процессы. [5, с. 288]Говоря о теоретическом фундаменте суггестивных методов, о тех физиологических механизмах, которыми объясняются как само гипнотическое состояние, так и связанные с ним явления повышенной внушаемости, постгипнотических действий, извращения реакций, внушенных галлюцинаций и других феноменов, следует отметить работы И. П. Павлова, который создав строго объективный метод изучения высшей нервной деятельности —метод условных рефлексов. И. П. Павлов сделал доступной научному изучению сложнейшую область явлений природы —область психики. С помощью метода условных рефлексов он раскрыл главные закономерности высшей нервной деятельности, показав физиологические основы психических процессов, и тем самым дал научное объяснение сложным вопросам физиологии и медицины, не находившим своего разрешения на протяжении многих веков.По представлению И. П. Павлова, эти процессы являются как бы двумя половинами одной и той же деятельности, немыслимыми друг без друга. [4, с. 158]Об эффективности применения суггестивных методов свидетельствуют примеры различных ученых посвятивших изучению нетрадиционных методов,как в России, так и зарубежном. Вот ряд примеров овнушающей силе человеческого слова. В одной большой студенческой аудитории состоялась лекция. Профессор химии, увидев, что студенты его крайне утомлены, решил ©растормошитьª их. Онзаявилстудентам, чтосейчаспроизведетопытвцеляхизученияскоростираспространениязапахаодногопахучеговещества. Онпопросилстудентовподнятьруки, кактолькоониощутяттотилиинойзапах. Сэтимисловамипрофессорналилнесколькокапельтемнойжидкостинаватупередсобойисвидомотвращенияотошелвсторону. Вскоремногиестудентыпочувствовалирезкий, неприятныйзапах. Выяснилось, чтозапахиощущалисьразные, новсенеприятные. Черезнекотороевремяназаднихрядахамфитеатрасталитакже©ощущатьдошедшийтудаª запах. Вэтовремянекоторыхлиц, сидящихвблизи©источниказапахаª, пришлосьвывестиизаудитории, таккакимсталодурно. Послеопытастудентамразъяснили, что©химическаяжидкостьª былапростойводой, подкрашеннойчернилами.[3, с. 4142]Другой пример явления внушения в нормальном состоянии. Так находясь в небольшом обществе и слегка скучаете, вдруг один из присутствующих зевнул, вы сразу же обнаружите, что начинает зевать, ещеодин, другой, третий. Первый человек внушает свою зевоту другим,и вскоре она по механизму взаимовнушения начинает переходитьот одного человека к другому.В отечественных и зарубежных источниках существует масса положительных примеров и опытов применения в практической деятельности психологов суггестивных методов, которые по аналогии можно было бы применять психологами исправительных учреждений при работе с осужденными за совершение тяжких и особо тяжких преступлений формируя правосознание, положительное отношение к труду и уважения правил и традиций человеческого общежития. Тем не менее,применение суггестивных методов в Российской Федерации в настоящее время не регламентировано юридическими нормативами. Так Г.Г. Черепанов отмечает, что нормативные акты разрешают использованиегипноза в нашей стране только врачам и только в медицинских целях. В действующем до сих пор декрете ВЦИК и СНК от 1 декабря 1924 г. говорится: ©Применение гипноза разрешается только врачам и в соответствующих государственных лечебных и научных учреждениях… на основании особой инструкции, издаваемой Народным Комиссариатом Здравоохранения по соглашению с Народным Комиссариатом Юстицииª. ©Инструкция по применению гипнозаª, утвержденная НК3 и НКЮ РСФСР от 30 декабря 1924 г., разрешает гипнотизирование только с лечебной целью и только врачамспециалистам с подробным отражением в истории болезни пациента и в специальной книге сведений о сеансе. Данные о проведении сеанса должны заноситься в специальнуютетрадь. Такая постановка сеанса исключает возможностьпредвзятого обвиненияврача в некорректном использованиисвоего ©исключительногоª положения.[6, с. 84]В настоящее время в отечественной правоприменительной практики каких либо документов разрешающих применение суггестивных методов для лечения пациентов не предусмотрено. В 1996 году министром здравоохранения и медицинской промышленности РФ А. Д. Царегородцевым был подписан приказ № №245от 13 июня 1996 г. ©Об упорядочении применения методов психологического и психотерапевтического воздействияª, согласно п.3 ©Применение разрешенных Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации методов и методик психологического и психотерапевтического воздействия допускается только при наличии лицензии на данный вид деятельности в учреждениях здравоохранения при условии,тщательного отбора пациентов на индивидуальном приемеª.[8]Однако, в 2007 г. вышеуказанный приказ был отменен. В связи с чем, легального применения суггестивных методов исключительно в медицинских целях, как правило, путём назначения пациенту индивидуального курса в настоящее время не практикуется. Мы считаем, что применение психологами суггестивных методов в исправительных учреждениях как одно из средств исправления осужденных, будет способствовать улучшению криминогенной обстановки в странеи уменьшению совершения преступлений лицами ранее отбывших наказание в исправительных учреждениях, а правоприменение данного метода должно быть закреплено в нормативно правовой безе.
Ссылки на источники1. Бехтерев В.М. Гипноз Внушение Телепатия // М. 1994 г. С. 3642. Бехтерев В.М. Социальнопсихологическая концепция // М 1994 г. С. 4003. Буль П.И. Психотерапия, гипноз и внушение в практической медицине// Ленинград 1990 г., С. 124. Павлов И.П. О типах высшей нервной деятельности и экспериментальных неврозах// М. 1954 С.158 5. Свядощ А.М. Психотерапия: пособие для врачей // СПБ, 2000 С. 2886. ЧерепановГ.Г., ШмидтА.А., ©Гипноз как нетрадиционный способ проведения оперативнорозыскного мероприятия ©Опросªª. Юридическая наука и правоохранительная практика. М. 2013 г. №3 (25) С. 847. Информация заимствована на сайте МВД РФ: Электронный ресурс : http||www.mvd.ru(дата обращения: 10.10.2015 г.)8. Информация заимствована на сайте консультант плюс. (дата обращения: 10.10.2015 г.)