Влияние семьи на социализацию подростка

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Карнацкая Н. В. Влияние семьи на социализацию подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 8 (август). – URL: http://e-koncept.ru/2017/170206.htm.
Аннотация. Актуальность представленного исследования обусловлена тем, что многие дети подросткового возраста испытывают трудности в процессе социализации. Семья как институт первичного социального становления личности способна помочь подростку стать полноценным членом общества или, напротив, осложнить данный процесс. Исходя из этого, целью статьи является изучение таких факторов влияния семьи на результаты социализации подростка, как состав (полная, неполная), ценностные ориентации родителей, воспитание и его стиль (авторитарный, демократический, попустительский), тип детско-родительских взаимоотношений (диктат, опека, невмешательство, сотрудничество). При проведении исследования был использован общенаучный метод теоретического анализа научного опыта отечественных и зарубежных педагогов, психологов и социологов по изучению проблемы влияния семьи на социализацию подростка. В результате проведенного исследования удалось прийти к выводу, что семья оказывает как непосредственное (при использовании механизма подкрепления), так и опосредованное (при помощи механизма идентификации) влияние на социализацию подростка. Важнейшая роль в данном процессе принадлежит воспитанию и его стилю: демократический – способствует социальному становлению личности подростка, авторитарный и попустительский – затрудняют его. Что касается типа семейных взаимоотношений, то только сотрудничество между родителями и детьми благотворно влияет на формирование полноценной личности, способной к вхождению в социум; диктат, опека и невмешательство в семейных отношениях формируют у подростка искаженные модели поведения в обществе, что осложняет его социализацию. Благоприятный итог социального становления подростка зависит и от состава семьи. Так, неполная семья (чаще отсутствует отец, чем мать) ослабляет социальную позицию подростка в обществе, что, в свою очередь, влечет за собой проблемы во взаимоотношениях индивида как со сверстниками, так и со взрослыми. Полная семья помогает предотвратить возникновение подобных трудностей у подростка. Статья может представлять интерес для преподавателей и студентов вузов, при изучении тем, посвященных проблеме влияния семьи на социализацию подростка, в рамках таких дисциплин, как социальная педагогика, психология, социология. Статья может быть полезна родителям, воспитывающим подростков, для понимания того, каким образом можно обеспечить успешное вхождение ребенка в социум.
Раздел: Педагогические науки
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи


Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART1702062017, № 8 (август)УДК 37.013.42

Влияние семьи на социализацию подростка

Карнацкая Нелли Владимировна1Вятский государственный университет, Киров, Россияnkarnatskaya11@mail.ru

Аннотация.Актуальность представленного исследования обусловлена тем, что многие дети подросткового возраста испытывают трудности в процессе социализации. Семья как институт первичного социального становления личности способна помочь подростку стать полноценным членом общества или, напротив, осложнить данный процесс. Исходя из этого, целью статьи является изучение таких факторов влияния семьи на результаты социализацииподростка, как состав (полная, неполная), ценностные ориентации родителей, воспитание и его стиль (авторитарный, демократический, попустительский), тип детскородительских взаимоотношений (диктат, опека, невмешательство, сотрудничество). При проведении исследования был использован общенаучный метод теоретического анализа научного опыта отечественных и зарубежных педагогов, психологов и социологов по изучению проблемы влияния семьи на социализациюподростка. В результате проведенного исследования удалось прийти к выводу, что семья оказывает как непосредственное (при использовании механизма подкрепления), так и опосредованное (при помощи механизма идентификации) влияние на социализацию подростка. Важнейшая роль в данном процессе принадлежит воспитанию и его стилю: демократический–способствует социальному становлению личности подростка, авторитарный и попустительский –затрудняют его. Что касается типа семейных взаимоотношений, то только сотрудничество между родителями и детьми благотворно влияет на формирование полноценной личности, способной к вхождению в социум͖ диктат, опека и невмешательство в семейных отношениях формируют у подростка искаженные модели поведения в обществе, что осложняет его социализацию. Благоприятный итог социального становления подростка зависит и от состава семьи. Так, неполная семья (чаще отсутствует отец, чем мать) ослабляет социальную позицию подростка в обществе, что,в свою очередь, влечет за собой проблемы во взаимоотношениях индивида как со сверстниками, так и со взрослыми. Полная семья помогает предотвратить возникновение подобных трудностей у подростка. Статья может представлять интерес для преподавателей и студентов вузов, при изучении тем, посвященных проблеме влияния семьи на социализацию подростка,в рамках таких дисциплин,как социальная педагогика, психология, социология. Статья может быть полезна родителям, воспитывающимподростков, для понимания того, каким образом можно обеспечить успешное вхождение ребенка в социум.

Ключевые слова:семья, семейное воспитание, стиль семейного воспитания, тип детскородительских отношений, подростковый возраст, социализация, институт социализации, механизмы семейной социализации.







Поступила в редакциюReceived26.07.2017Получена положительная рецензияReceived a positive review09.08.2017Принята к публикацииAccepted for publication12.08.2017ОпубликованаPublished16.08.2017 1Карнацкая Нелли Владимировна, магистрантФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», учитель истории и обществознания МОАУ «Лицей № 21», г. Киров, РоссияН. В. Карнацкая62

Введение

Социализация –это сложный процесс, происходящий на протяжении всей жизни человека. Существует множество определений понятия «социализация». В социальной педагогике социализациярассматривается как двусторонний процесс непрерывной передачи обществом и постиженияиндивидом на протяжениивсей жизни социальных норм, моральнонравственныхценностей и образцов поведения, которые способствуют успешномуфункционированию индивидав данном обществе [1]. В подростковом возрасте чаще всегосоциализация бывает затруднена ввиду физической и психической перестройки организма. Глядя на подростка, можно заметить изменения во внешности: нескладность, непропорциональность частей тела, угловатость движений [2]. Одновременно подростоксталкивается с большим количеством психологических проблем, связанных с выстраиванием взаимоотношений со сверстниками, усваиванием комплекса моральнонравственных принципов,приобретением чувства социальной ответственности. Такжеоформляются постоянныемоделиповеденияичерты характера,которые определяют будущую жизньиндивида, его физическое и психическое состояние[3].На этом этапе развития индивида важнейшую роль в процессе социализации играет семья [4]. Семья –это мощнейшиймеханизм становления личности подростка, накопления им социального опыта. По мнению С. А. Амбаловой, семья посредствомобщения, особой атмосферызаботы о её членах, ежедневнойполезнойдеятельностисоздает возможности для формирования у подростка моральнонравственных ценностей и идеалов, жизненных установок, социальной зрелости [5]. Современные семьи отличаютсяпо структуре, укладу, типу детскородительских взаимоотношений, методам воспитания и другим критериям, от которых зависит содержание социализации и результатыданного процесса. Так,на сегодняшний день в некоторых семьях итоги социализацииподростков имеют негативный характер. До 25% семей в России не могут успешно социализировать детей, а до 15% –формируют преступников[6]. Таким образом, именно от семьи зависит, насколько успешнымбудет социальное становление личности подростка.

Обзоротечественной и зарубежной литературы

Ученые различных отраслей научного знания (социальная педагогика, психология, социология и др.) занимались изучением особенностей влияния семьи на социализацию подростка. Изучением и анализом зависимости процесса социализации и успешного преодоления индивидом подросткового кризиса от отношений внутри семьи, сложившегося типа детскородительских отношений занимались И. С. Кон, Т. И. Дымнова, А.Г.Харчев.А. В. Мудрик, всесторонне изучая процесс социализации, среди микрофакторов, влияющих на социализацию подростка, выделяет семью как институт первичного социального становления личности индивида в подростковом возрасте, считая приоритетным влияние на подростка воспитательного воздействия родителей. В настоящее время появляется всё больше научных работ, посвященных изучению проблемы влияния стиля семейного воспитания на формирование у подростка социально значимых умений, качеств личности и убеждений (А. В. Варшал, Е. Р. Слободская, А. Я. Варга). Большое количество научных работ анализирует влияниеродительской компетентности, ценностных ориентаций и норм поведения родителей на процесс социализации подростка (А. Н. Бардиан, К. Д. Хломов и др.).

Научнометодический электронный журнал «Концепт»63

Много зарубежных исследований посвящено изучению влияния семьи на социализацию подростка.Дж. Колеман, Т. Парсонс в своих работах подчеркивают неразрывность процессов семейного воспитания и социализации подростка. Э. Дюркгейм, М.Мид, изучая процесс социализации подрастающего поколения, выделяют авторитет и власть родителей в качестве наиболее мощного фактора воздействия на формирование у подростка правил имоделей поведения в социуме.У. Бронфенбреннер, Н.Таллмен, исследуявлияние процессов, происходящих в социуме,на семейную социализацию подростка, пришли к выводу, что они оказывают непосредственное воздействие на формирование ценностных ориентаций подростка и образцов его поведения в обществе. Изучением социализирующих функций семьи занимался Д. Попеное. Проанализировав отечественную и зарубежную научную литературу, посвященную проблеме влияния семьи на социализацию подростка, можно прийти к выводу, что на сегодняшний день существует большое количество концепций социализации подрастающего поколения, в которых подчеркивается значение семьи в социальном становлении личности подростка, акцентируется внимание на его различных аспектах.

Методологическая база исследования

Методологическая база исследования опираетсяна общенаучный методтеоретического анализа научного опыта отечественных и зарубежных педагогов, психологов и социологов по изучению проблемы влияния семьи на социализацию подростка. При исследовании данной проблемы был использован подход, суть которого заключается в существовании двух основных механизмов, с помощью которых семья оказывает воздействие на процесс социального становления подростка,–это подкрепление иидентификация.

Результатыисследования

Семья, являясь первичным институтом социализации индивида, оказывает решающее влияние на него с момента рождения и до становления егокак личности. В традиционном понимании семья –этосоюз, основанный на инстинктивных, эмоциональных привязанностях [7], объединение людей, основанное на браке и кровном родстве [8], связанное общностью быта и взаимной ответственностью [9].Семья является тем институтом, в котороминдивид учится социальнойжизни, приобретает опыт повиновенияи управления, гармоничной жизнис другими членами общества[10].На сегодняшний деньсемья остается важнейшим институтом социализации подростка. Однако она уже утратила ту роль, которая принадлежала ейв предшествующем столетии. Авторитет родителей сегодняне является абсолютнымдля ребенка, место запрета и принуждения занимаетубеждение. Несомненно,поддерживать моральный авторитет родителям тяжелее,чем власть, опирающуюся на силу [11].В отрочествеэмоциональная связь ребенка с семьей ещедостаточно прочная, и на социальное становление личности оказывают влияние такие критерии, как состав семьи, тип взаимоотношений между родителями и подростком, стиль семейного воспитания и др. При этом немаловажноезначение в процессе социализации подростка имеют поведение, ценности, убеждения, которые разделяют родители[12].

Безусловно, семья имеет огромное количество факторов влияния на социализацию индивида в подростковом возрасте. Мы не ставим цель охватить все, речь пойдет лишь о тех, которые, на наш взгляд, являются основными:состав семьи (полная или неполная), семейное воспитание и его стиль, тип детскородительских отношений.Н. В. Карнацкая64

Что касается влияния состава семьи на социализацию подростка, то в неполной семье(чаще отсутствует отец) подросток чувствует себянекомфортно. Ведь именно в этотвозрастнойпериодвозникает острая потребность в отце, так какполовая идентификация осуществляетсяв соотнесении подросткас родителями обоего пола. М.Н.Кожевникова, О. Н.Агафонова утверждают, что большое значение для подростка имеетобщая социальная ситуация, влияние на формирование которой имеети составсемьи. Кроме того, наличие обоих родителей позитивнопредставляет подростка средисверстников. Отсутствие отца ослабляет его социальную позицию [13]. Следовательно, в полной семье социализация подростка более успешна. Чтобы процесс социализации индивида в подростковом возрасте осуществлялся успешно, родители должны бытьопорой и примером во всём для своих детей. Они должны помочь подростку справитьсяс проблемами, возникающимиу него в отрочестве, создать благоприятные условия для социализации, а значит, и формирования егокак личности [14]. Реализация данных родительских обязанностей происходит через воспитание. Воспитание является всесторонним фактором влияния семьи на ребенка, который существуетв рамках процесса социализации. А. В. Мудрик определяет воспитание как «создание условий для целенаправленного и планомерного развития человека, осуществляемого в процессе взаимодействия людей в различных сферах жизнедеятельности в системе социальных институтов» [15]. Семейное воспитание должно способствоватьовладениюподростком необходимыми моральнонравственнымиценностями [16]. Можно согласиться с мнением Т. В. Драгуновой, что «семейное воспитание имеет практически всеобъемлющий характер, так какпредставляет собой не только внушение, а содержитвсе формы влиянияна подростка: через непосредственное обучение и опосредованное познание, труд и пример родителей, оценку поведения, системы поощрения и наказания» [17].Глобальноевлияние семейного воспитаниянасоциализациюподростка обусловлено существованием психологических механизмов социализации в семье. Первый механизм –идентификация, в ходе которой ребенок сознательно или неосознанно ориентируется на родительский пример, пытается подражать родителям. Другим механизмом является подкрепление, суть которого заключается в том, что родители целенаправленно, при помощи воспитания формируют у ребенка социально значимые качества личности, определенную систему социальных норм, принципов и правил поведения,необходимых ему для полноценного существования в социуме [18].Такой механизм социализации индивида,как идентификация,играет важную роль на протяжении всего периода становления личности, особенно в переходном возрасте. В семье подросток являетсясвидетелем и непосредственным участником различных жизненных ситуаций положительногои отрицательного характера. Важнейшим аспектом механизма идентификации является то, что семья предоставляетподростку различныемодели поведенияи ценностные ориентации, которые станут для него ключевымипри приобретении личногосоциальногоопыта. Д. Попеноеобращает внимание, что «на конкретных поступкахродителей, способах общения, которые ребенок видит в семье, он учится сравнивать, оценивать, выбирать моделиповедения, методывзаимодействия с социумом». Так, механизм идентификации в процессе социализации подростка способствует формированию у него моделей взаимодействия со сверстниками и взрослыми, ценностных ориентаций, мировоззрения, коммуникативных навыков, а также складыванию определенного образа жизни [19].Научнометодический электронный журнал «Концепт»65

Механизм подкрепления в процессе семейной социализации подростка играет решающую роль в процессе семейного воспитания, так как посредством него происходит целенаправленное воздействие на социальное становление личности подростка. Согласно Л. В. Мардахаеву, «при помощицеленаправленного, длительноговоспитательноговоздействиясемьи на подросткау последнегопроисходит формирование социальнозначимых качеств личности (например, социальная ответственность, склонность к сотрудничеству, трудолюбие и др.), положительных привычек(например, соблюдение чистоты и порядка, пунктуальность, здоровый образ жизни), а также правил поведения в социуме (вежливость, уважение к старшим, готовность прийти на помощь и др.)»[20]. Благодаря этому у подростка развивается нравственное сознание и чувство социальнойответственности,он начинает пониматьнеобходимость выполнения правил и требований. Семейное воспитание играет ведущую роль в формировании ценностных ориентаций подростка. Важно учесть, что в современном обществе существует проблема вариативности ценностных ориентаций, что сказываетсяна подходахк моральнонравственному воспитанию детей в семье. Так, Ф. Райс обращает внимание на следующий диапазон нравственноговоспитания подростка в различных семьях: 1) родители опираются на религиозные моральные нормы; 2) родители ориентируются на традиции и национальные, гражданскиеценности; 3) родители основываются на тенденциях современного общества, для которогохарактернытакие негативные явления, как агрессия, культ денег,силы и изворотливости[21].Исходя из убеждений иценностей, культивируемых семьей, родители стремятся к формированию у подростка тех качествличности, которые, по их мнению, помогут ему успешно приспособиться к жизни в социуме. Именно семья закладывает фундаментморальнонравственной позиции подросткаблагодаря постоянству, длительности, разнообразию, эмоциональной насыщенности воспитательных воздействий [22].При взаимодействиис родителямиподросток приобщается к моральным и нравственным ценностям общества. Однако результаты семейной социализации подростка не могут быть успешны, если слово и дело родителей расходятся(например, курящий отец, который доказывает сыну, что курить плохо). Родители должны разделять те идеалы, ценности и убеждения, которые прививают подростку [23]. Только в таком случае семейное воспитание способствует формированию фундаментальных ценностных ориентаций и моральных норм подростка, необходимых для успешной социализации, а также определяющих его жизненные принципы и убеждения, цели и способы их достижения. В каждой семьескладывается определенная система воспитания (цели, методы), которые оказывают непосредственное влияние на социализацию формирующейся личности. Традиционно выделяетсячетыре тактики семейного воспитания, а такжечетыре типа семейных отношений, которые им соответствуют,–этодиктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество [24].Рассмотрим влияние каждого из них на социализацию подростка.Регулярноеподавлениеродителямиинициативы и чувства собственного достоинства у ребенка свидетельствует о таком типе отношений в семье, как диктат. Исходя из целей воспитания, родители имеют правопредъявлять требования подростку, новоздействиена него при помощиприказа и насилия встречает ответную реакцию–протест. Подростокможет проявлять вспышки агрессии, стать грубым и Н. В. Карнацкая66

лицемерным, начать обманывать[25]. По мнению З. Г. Ишембитовой, если «протестподросткатерпит крах, то вместе с этим происходит блокирование развития у него следующих личностных качеств: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности» [26]. Бескомпромиссная авторитарность родителей, пренебрежение мнениемподростка, постоянноелишение его права голоса при решении вопросов, с ним связанных, обеспечиваетпроблемы развитияего личности, аследовательно, затрудняет социализацию.Тип семейныхвзаимоотношений, в котором родители обеспечивают удовлетворение всехпотребностей ребенка и полностью защищают его от проблем, получил название опека. При таких детскородительских отношениях задачаактивногоформированияличности подростка утрачивает ведущую позицию.Ключевым вопросом воспитания становитсяполное удовлетворениепотребностей подросткаи недопущениеегостолкновения с трудными жизненными ситуациями. Таким образом, родители препятствуют подготовкеподросткак трудностям реальной жизни. Подросток из такой семьи оказывается не готов к жизни в коллективе, он не формируется как полноценный член общества. В итоге, несмотря на различие систем семейных отношений, отражение диктата и опекина социализации подростка практически одинаковое: подросток несамостоятелен, не уверенв себе, безынициативен, не способенпостроить нормальныевзаимоотношения со сверстниками и взрослыми [27]. Система детскородительских отношений, которая основываетсяна признании разумностинезависимого существования детей ивзрослых, определяется как невмешательство.По мнению В. А. Петровского и М. В. Полевой,«воснове данного типа семейных отношений лежит пассивность родителей как воспитателей, их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться родительству»[28]. При этом родители не оказывают целенаправленноговоспитательного воздействия на подростка, а он, в свою очередь,не чувствует себя частью семьи[29]. Данный тип воспитания формирует несамостоятельную, неуверенную в себе личность, которая не обладает даже первичным социальным опытом.Подросток оказывается неспособным гармонично влиться в социум ввиду отсутствия воспитательного воздействия. Такойтип взаимоотношений в семье,как сотрудничество,предполагает прочную связь родителей и ребенка, построенную на понимании целей и организации совместной деятельности, а также высокихнравственныхценностях. Сотрудничество в семье формирует её как полноценный коллектив. О. И. Запорожченко отмечает характерные признаки такой семьи:правильное распределение повседневных обязанностей между родителями и детьми,соответствующеевозложение ответственности за успехи или неудачи при осуществлении совместной деятельности родителей и детей, сплоченность как проявление ценностноориентационного единства [30].Семья с таким типом взаимоотношений,где родители уважают мнение подростка, общаются с нимна равных,вовлекают в полезную деятельность,способна сформировать гармонично развитую, ответственную, инициативную личность, которая сможет занять своеместо в обществе.Проанализировав типы семейных взаимоотношений и их влияние на социализацию индивида в отрочестве,можно сделать вывод, что на процесс социального становления личности подростка благоприятное влияние оказывает такой тип детскородительских взаимоотношений, как сотрудничество. Что касается семей с такими типами взаимоотношений, как диктат, опека и невмешательство, то они оказывают негативное влияние ввиду того, что не формируют (или не в полной мере формируют) у подростка те качества личности, модели поведения, которые необходимы ему для вхождения в социум.Научнометодический электронный журнал «Концепт»67

Целенаправленное семейное воспитание предполагает управление процессом социализации, оно направлено на приобщение подростка к социуму. В связи с этимбольшое значение имеет стиль семейного воспитания, с помощью которого осуществляется воздействие родителей на подростка. Стиль семейного воспитания играет важную роль в развитии личности подростка, определяя результаты его социализации.Психологами выделяется три стиля семейного воспитания:‒демократический (родители учитываютинтересы ребенка –это стиль «согласия»);‒авторитарный (родители навязывают ребенку собственное мнение–этостиль «подавления»);‒попустительский (ребенок предоставленсамому себе).Рассмотрим влияние данных стилей семейного воспитания на результаты социализации подростка.Демократический стиль воспитания характеризуется,с одной стороны, тем, что родители дают ребенку больше самостоятельности, а с другой стороны –что проявляют требовательность. Родители предоставляют подростку право проявлять самостоятельность в определенных ситуациях,не ущемляют его прав и свобод, при этомследят завыполнением им рядаобязанностей. При таком разумном сочетании методов воспитания и доброжелательных отношенийсоциальное становление личностиподростка проходит без особых проблем, переживаний и конфликтов [31]. Семья, в которой воспитание подростка предполагает уважение его достоинства и свободы мысли, слова, выбора в сочетании с родительским контролем и помощью в трудных жизненных ситуациях, развивает у подросткаактивность и осознанность как фундамент, на котором строится его жизненнаяпозиция[32].Авторитарный стиль семейного воспитания характеризуется жесткими методами воспитательного воздействия, контролем всех сфер жизни ребенка, требованиембеспрекословного подчинения приказам родителей без какихлибо объяснений.Подростки, на которых в семье оказывалось такое жесткое воздействие, часто становятся замкнутыми. При таком стиле воспитания нарушается система общения между родителями и ребенком. Подростки могут поразному реагировать на подобное отношение родителей –некоторыеидут на конфликт, оказывая сопротивление, однакочаще подросткиприспосабливаются к стилю воспитания, что ведет к развитию у них неуверенности в себе, боязни установления отношений в коллективе, несамостоятельности. По мнению А.И.Куприяновой,«высокая требовательность и контроль со стороны родителей в сочетаниис отвергающим отношением к подросткуспособны ещё сильнее усугубить отношения между родителями и подростком, что гарантирует прекращение общения между ними. Подростки из семей с таким стилем воспитания страдают от недостатка родительской любви, относятся к людям с недоверием, испытывают трудности в общении, при сотрудничестве в коллективе»[33]. Таким образом, семья, реализующая авторитарный стиль воспитания, оказывает негативное влияние на социализацию подростка, так как формирует у него те качества личности, которые не способствуют успешному вхождению подростка в общество, а наоборот,затрудняют его. Здесь могут наблюдаться две крайности: 1) подросток становится носителем авторитарного способа взаимодействия с людьми; 2) подросток демонстрирует униженную неадекватную пассивность, за которой стоит высокая невротизацияи тревожностьнеуверенного в себе человека [34]. Семьи с попустительским стилемвоспитанияхарактеризуются слабой регламентацией поведения ребенка,отсутствием запретови четких правил, помощив сложных ситуацияхсо стороны родителей.Ребенок должен на основании собственного опытаосваивать Н. В. Карнацкая68

социальную действительность[35]. Такая семья обеспечивает подростку вседозволенность, которая приводит к формированию у подростка таких качеств личности, как эгоизм и конфликтность, которые осложняют процесс его социализации. По мнению, М.Н.Кожевниковой, О. Н. Агафоновой, «в семье с попустительским стилем воспитания подростокне понимает закономерностей и особенностейотношений в коллективе и в обществе. Это делает его несостоятельным в реальных взаимоотношениях с окружающимилюдьми»[36].Поэтому родители для подростка должны быть опорой и образцомответственного поведения, на который можно ориентироваться [37].Стиль семейного воспитания формирует у подростка определенную модель поведения в обществе,влияет на формирование у него умений, качеств личности, необходимых для того, чтобы быть полноценным членом социума. Можно согласиться с позициейВ. С. Ивановой иА. А. Иконниковой, считающих, что «авторитарное поведение родителей и насильственное навязывание ему своих взглядов с жесткой критикой в адрес его собственных, также как и политика “невмешательства”, игнорирование интересов подростка, полное отсутствие заинтересованности к его жизни формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность, чем затрудняют её социализацию». Только сочетание внимания, любвии заботы родителей в разумных пределахc готовностью помочь в трудных ситуациях становится основойформирования полноценной, способной к жизни в социуме личности [38].Однако на сегодняшний день существует проблема распространенности педагогически несостоятельных семей, в которых приблагоприятных условияхформирование отношений с подросткомпроисходит неправильно, допускаются педагогические ошибки, которые приводят касоциальным явлениямв сознании и поведении подростка. Это негативно сказывается на егосоциализации. Педагогические ошибки, тяжелая психологическая атмосфера в семье могут привести к тому, что семья перестанет быть для подростка основным институтом социализации, уступая место другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль [39]. Чтобы усилить положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на социализацию подростка,Л. И. Маленковапредлагает родителям реализовывать рядвнутрисемейных социальнопсихологическихфункций:принимать активное участие в жизни семьи;находить время, чтобы поговорить с подростком;интересоваться проблемами подростка и оказывать помощь в их решении;не «давить» на подростка, предоставляя возможность самомупринимать решения;уважать право подросткана собственное мнение;относиться к подростку как к равноправному партнеру, который пока обладает меньшим жизненным опытом [40].

Заключение

Проанализировав влияние семьи на социализацию подростка, можно сделать вывод, что семья является социальным институтом, который оказывает решающее воздействие на формирование вступающего во взрослую жизнь человека, семья становится (или должна становиться) первым домом, в котором подросток получает социальный опыт, поддержку и помощь, учится жизни в обществе [41].В ходе семейной социализации реализуются механизмы идентификации и подкрепления, в рамках которых семья способна реализовывать всеобъемлющее социализирующее воздействие на подростка, Научнометодический электронный журнал «Концепт»69

обеспечивая эффективность результатов вхождения индивида в общество. Основной задачей семьи в плане социализации подростка является воспитание. В процессе семейного воспитания происходит формирование у подростка таких качеств личности, умений, ценностей, убеждений, моральных и нравственных норм, моделей и привычек поведения, без которых он не сможет чувствовать себя полноценным членом общества, которые должны помочь подростку определить жизненные цели, приоритеты, выработать собственную стратегию поведения, общения, взаимодействия в обществе. Решающее влияние на результат социального становления личности подростка оказывает стиль семейного воспитания, а также тип детскородительских отношений, однако нельзя преуменьшать значение такого аспекта, как состав семьи.

Ссылки на источники

1.Ковалёва А. И. Социализация // Энциклопедия гуманитарных наук. –2004. –№ 1. –С. 139–143.2.Крутецкий В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. –2е изд., испр. и доп. –М.: Просвещение, 1965. –265 с.3.Соколова А. П. Психологические трудности в отношениях подростков с родителями // Вестник Таганрогского университета им. А. П. Чехова. –2016. –№ 5. –С. 112–115.4.Аптикиева Л. Р., Аптикиев А. Х., Бурсакова М. С. Семья как фактор личностного развития ребёнка // Вестник Оренбургского государственного университета. –2014. –№ 7(168). –С. 185–190.5.Амбалова С. А. Влияние семьи на социализацию личности ребёнка // Вектор науки ТГУ. Серия: педагогика, психология. –2015. –№ 3(22) –С. 13–15.6.Самыгин П. С. Семья как институт правовой социализации молодежи в условиях социальной неопределенности развития российского общества // Общество: политика, экономика, право. –2007. –№ 1. –С. 85–967.Черняк Е. М. Трансформация семьи в двадцать первом веке // Семья в России. –2008. –№ 4. –C. 4–6.8.Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: в3 т. –Т. 1.–М.: Педагогика, 1979. –560 с.9.Целуйко В. М. Современная семья: социальнопсихологические и этические проблемы. –Волгоград: Волгогр. инт молодёжной политики и социальнойработы, 2001.–235 с.10.Шнейдер Л. Б. Семейная психология.–М.: Академический Проект, 2011. –736 с.11.Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности. –СПб.: Речь, 2001. –208 c.12.Маматов О. В. Семья как важнейший институт социализации // Молодой ученый. –2014. –№ 6. –С. 865–867.13.Кожевникова М. Н., Агафонова О. Н. Особенности влияния семьи на социализацию подростков // Проблемы педагогики. –2010. –№ 10(21). –С. 36–38.14.Беляева Н. И. Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка // =N S=TU. –2016. –№ 4. –С. 95–98.15.Мудрик А. В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. –М., 1990. –С. 289.16.ПетрищевВ. И., ГрассТ. П., Алексеенко И. В. Cемья как институт социализации в Великобритании, США и в Новой Зеландии // Человек и образование. –2009. –№ 1(18). –С. 182–187.17.Драгунова Т. В. Подросток // Возрастная и педагогическая психология. –М., 2009. –С. 93–105.18.Галагузова М. Н. Социальная педагогика. –М., 1999. –208 с.19.Popenoe D. Cohabitation, Marriage and Child Wellbeing (A CrossNational Perspective). –The State University of New Jersey, 2008. –114 p.20.Мардахаев Л. В. Семейное воспитание: проблемы и особенности// Вестник Челябинского государственного университета. –2012. –№ 13(342). –С. 173–178.21.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. –СПб.: Питер, 2000. –624 с.22.Широбокова Т. С. Значение семейного воспитания в формировании гармоничной личности подростка // Научные исследования в образовании. –2011.–№ 3. –C. 19–24.23.Запорожченко О. И. Влияние семейного воспитания на успешную социализацию младших школьников // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2013. –№ 12 (декабрь). –URL: https://ekoncept.ru/2017/170124.htm.24.Голубева Е.В., Истратова О.Н. Диагностика типов детскородительских отношений // Российский психологический журнал. –Т. 6. –№ 1. –С. 25–30.25.Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. –М.: Академия, 2002. –289 c.26.Ишембитова З. Г. Проблемы воспитания детей в семье в условиях глобализации общества // Вестник Башкирского университета. –2014. –Т. 19. –№ 2. –C. 54–61.27.Остапчук Л. Ю. Психология семейных отношений и формирование личности // Сервис в России и за рубежом. –2008. –№ 4(9). –С. 42–52.28.Петровский В. А., Полевая М. В. Отчуждениекак феномен детскородительских отношений // Вопросы психологии. –2001. –№ 1. –C. 46–53.Н. В. Карнацкая70

29.Голубева Е. В., Истратова О. Н. Указ. соч.30.Запорожченко О. И. Указ. соч.31.Морозова И. С., ВикдороваН. А. Роль типа родительского поведения в процессе становления психологической суверенности подростка // Вестник Кемеровского государственного университета. –2015. –№ 1(61). –Т. 1. –С. 135–137. 32.Запорожченко О. И. Указ. соч.33.Куприянова А. И. Исследование стратегий гендерного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Известия Тульского государственного университета. –2011. –№ 12. –С. 379–388.34.Кожевникова М. Н., Агафонова О. Н. Указ. соч.35.Юдина А. И. Факторы влияния на социализацию подростков в условиях трудной жизненной ситуации // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. –2013. –№ 24. –С. 231–243. 36.Кожевникова М. Н., Агафонова О. Н. Указ. соч.37.Остапчук Л. Ю. Указ. соч.38.Иванова В. С., Иконникова А. А. Влияние стабильности семьи на формирование ценностных ориентаций и самоопределение подростка // Вестник Томского государственного университета. –2010. –№ 3. –С. 98–105.39.Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. –2е изд. –М.: Изд.центр «Академия»,2004. –272 с.40.Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. –М.: Пед. ово России,2002. –480 с.41.Остапчук Л. Ю. Указ. соч.

NelliV. Karnatskaya,Vyatka State University, Teacherofhistoryandsocialscience, Lyceum№ 21, Kirov, Russiankarnatskaya11@mail.ruFamily influence on a teenager socializationАbstract.The relevance of the studyisdue to the fact that many adolescents experience difficulties in the process of socialization. Afamily as an institution of primary social formation of the person can help a teenager to become a valuablemember of the society or, on the contrary, to complicate the process. That is why, the aim of the article is the study of family influencefactorson the results of the teenager socializationsuchas family structure(complete, incomplete), value orientations of parents, upbringing style (authoritarian, democratic, permissive), the type of parentchild relationships (dictatorship, guardianship, noninterference, cooperation).Whileconducting the study, we used the scientific method of domestic and foreign pedagogues,psychologists and sociologists scientific experience theoretical analysis, to researchthe problems of family influence on teenager socialization. We drewthe conclusion that the family provides bothdirect (using the mechanism of supporting) and indirect (via the authentication mechanism) influence on the socialization of a teenager. The most important role in this process belongs to upbringingand its style: democratic stylecontributes to the social developmentof a teenager personality;authoritarian and permissive stylescomplicate it.Consideringthe type of family relationships,we admitthat only cooperation between parents and children has a beneficial effect on the development of aperson, capable of entering the society; dictatorship, guardianship and noninterference in family relations form in ateenager distorted patterns of behavior in society, which complicateits socialization. A favorable result of teenager social developmentdepends on family structure too. So, oneparent family (usually lack offather than mother) weakens the social position of anadolescent in society, which initsturn leads to the problems in the relationship of the personwith peersand adults. Two parents family helps to prevent such difficulties forteenager. The article may be interestingto teachers and students, who deal withthe problemsof family influence on teenagerssocialization in such disciplines as social pedagogy, psychology, sociology. The article can be useful for parents of teenagers to understand how to ensure a successful adaptationof the child tothesociety.Key words:family, family education, family upbringingstyle, type of childparent relations, adolescence, socialization, institution of socialization, mechanisms of family socialization.

Научнометодический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в переченьрецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук(перечень ВАК Российской Федерации).

Библиографическое описание статьи:Карнацкая Н. В. Влияние семьи на социализацию подростка// Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2017. –№ 8(август). –С. 61–70. –URL: http://ekoncept.ru/2017/170206.htm.

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2017©Карнацкая Н. В., 2017www.ekoncept.ru