Интегративно-целостный подход как методологическая ориентация процесса формирования компетенций в сфере профессионального общения будущих педагогов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чистобаева А. Ю. Интегративно-целостный подход как методологическая ориентация процесса формирования компетенций в сфере профессионального общения будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 8 (август). – URL: http://e-koncept.ru/2017/170207.htm.
Аннотация. В настоящее время, в связи с вступлением в действие «Профессионального стандарта педагога», проблема формирования интегративно-целостных характеристик педагога является одной из актуальных в современном высшем образовании, декларирующем компетентностную направленность. Цель данной статьи – анализ теоретико-практического исследования проблемы формирования компетенций в сфере профессионального общения будущих педагогов, а также раскрытие возможностей использования интегративно-целостного подхода как методологической ориентации и методического регулятива в процессе формирования компетенций. В статье приведен анализ взглядов отечественных и зарубежных исследователей на проблему формирования профессиональной компетентности педагога. Проанализировано многообразие аспектов формирования коммуникативной компетенции педагога. Обоснован авторский взгляд на необходимость объединения отдельных коммуникативно-речевых знаний, умений, способностей, указанных в стандарте, в единое целое, в «компетенции сферы профессионального общения». Обосновывается поиск оптимального методологического подхода, обеспечивающего эффективность и результативность подготовки будущих педагогов к профессиональному общению. На решение этой задачи ориентирован рассматриваемый в статье интегративно-целостный подход. На основе теоретического анализа отечественных и зарубежных исследований раскрыта сущность интегративно-целостного подхода как системообразующего понятия. Обоснованы структурные составляющие, наличие которых определяет своеобразие генеза интегративно-целостного подхода. Результаты экспериментального исследования позволили определить возможности использования интегративно-целостного подхода в подготовке будущих педагогов к профессиональному общению. Раскрыта сущность исследуемого процесса формирования компетенций в сфере профессионального общения будущих педагогов на основе интегративно-целостного подхода. Результаты и выводы исследования расширяют знания о методологическом и методическом потенциале интегративно-целостного подхода и направлены на совершенствование образовательного процесса в контексте компетентностного и коммуникативного образования.
Раздел: Педагогические науки
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи


Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART1702072017, № 8 (август)УДК 371.132

Интегративноцелостный подход как методологическая ориентация процесса формирования компетенций в сфере профессионального общения будущих педагогов

Чистобаева Анна Юрьевна1Новосибирский государственный педагогический университет, Киров, Россияchisto_anna@mail.ru

Аннотация.В настоящее время, в связи с вступлением в действие «Профессионального стандарта педагога», проблема формирования интегративноцелостных характеристик педагога является одной из актуальных в современном высшем образовании, декларирующем компетентностную направленность. Цельданной статьи –анализ теоретикопрактического исследования проблемы формирования компетенций в сфере профессионального общения будущих педагогов, а также раскрытие возможностей использования интегративноцелостного подхода как методологической ориентации и методического регулятива в процессе формирования компетенций. В статье приведен анализ взглядов отечественных и зарубежных исследователей на проблему формирования профессиональной компетентности педагога. Проанализировано многообразие аспектов формирования коммуникативной компетенции педагога. Обоснован авторский взгляд на необходимость объединения отдельных коммуникативноречевых знаний, умений, способностей, указанных в стандарте, в единое целое, в «компетенции сферы профессионального общения». Обосновывается поиск оптимального методологического подхода,обеспечивающего эффективность и результативность подготовки будущих педагогов к профессиональному общению. На решение этой задачи ориентирован рассматриваемый в статье интегративноцелостный подход. На основе теоретического анализа отечественных и зарубежных исследований раскрыта сущность интегративноцелостного подходакак системообразующего понятия. Обоснованы структурные составляющие, наличие которых определяет своеобразие генеза интегративноцелостного подхода. Результаты экспериментального исследования позволили определитьвозможности использования интегративноцелостного подхода в подготовке будущих педагогов к профессиональному общению. Раскрыта сущность исследуемого процесса формирования компетенций в сфере профессионального общения будущих педагогов на основе интегративноцелостного подхода. Результаты и выводы исследования расширяют знания о методологическом и методическом потенциале интегративноцелостного подхода и направлены на совершенствование образовательного процесса в контексте компетентностного и коммуникативного образования.

Ключевые слова:интегративноцелостный подход, компетенции в сфере профессионального общения, компетентностная модель образования, процесс формирования компетенций.



Поступила в редакциюReceived26.07.2017Получена положительная рецензияReceived a positive review08.08.2017Принята к публикацииAccepted for publication12.08.2017ОпубликованаPublished16.08.2017 1Чистобаева Анна Юрьевна, доцент кафедры логопедии и детской речи ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, РоссияА. Ю. Чистобаева72

Введение

Переход на новую компетентностную модель образования, реализация в учебном процессе инновационных программ, отражающих современные требования профессиональных стандартов к подготовке педагогов новой формации, позволяют поиному взглянуть на педагогическое образование. В контексте происходящих перемен перед высшей школойв качестве первостепенной встает задача подготовки профессиональнокомпетентной личности, владеющей интегративными знаниями и обладающей вместе с тем способностями, позволяющими в минимальные сроки адаптироваться в коллективе, эффективно взаимодействовать со всеми субъектами образовательного процесса, навыками грамотного решения возникающих профессиональных задач, адекватного структуре и функциям различных образовательных организаций. В силу этогов образование пришло понимание необходимости пересмотра профессиональных характеристик и ориентаций. Как следствие, в «профессиональный стандарт педагога» в качестве основополагающих включены интегративные характеристики педагога [1].На сегодняшний день проблема формирования интегративноцелостных характеристик педагога является актуальной.Динамика модернизации высшего образования, возрастающие требования приводят представителей профессорскопреподавательского сообщества к поиску результативных стратегий деятельности в достижении задач обновления содержания педагогического образования. Целью данной работы является анализ теоретикопрактического исследования проблемы формирования компетенций в сфере профессионального общения будущих педагогов, а такжераскрытие возможностей использования интегративноцелостного подхода как методологической ориентации и методического регулятива в процессе формирования данных компетенций.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

В современной педагогической науке четко определилась общая методологическая позиция исследователей, изучающихпроблему формирования профессиональной компетентности (В.А.Адольф [2], В.А.Байденко [3],Э.Ф.Зеер [4], И.А.Зимняя [5], И.А.Колесникова [6], В.В.Сериков [7]и другие). В частности, учеными отмечен интегративный характер профессиональной компетентности как совокупности профессиональных свойств, определяющих способность специалиста решать профессиональные задачи, возникающие в реальной или квазипрофессиональной деятельности, с использованием знаний, жизненного и профессионального опыта. При этом авторы подчеркивают важность различения понятий «квалификация», «профессиональная компетентность». Профессиональная компетентность отличается от квалификации тем, что включает в себяпомимо профессиональных знаний, умений, навыковличностные качества, такие как характерологические особенности, инициативность, коммуникативные способности, готовность к сотрудничеству, опыт разрешения типовых профессиональных проблем и т. д. В работах отечественных исследователей Н.В.Кузьминой [8],А.К.Марковой [9], В.А.Сластенина [10], Е.Н.Шиянова [11], а также таких зарубежных ученых, какАллеманГионда[12], Ч. Эфинг [13], Хольгер Хопп [14], Г. Петцольд [15] и других,рассматривается проблема формирования профессиональной компетентности педагога. При этом авторы определяют основные составляющие данной компетентности: монолитность теоретической и практической готовности к осуществлению профессиоНаучнометодический электронный журнал «Концепт»73

нальной деятельности, способность к решению профессиональных задач и обязанностей повседневной деятельности, коммуникативноречевые умения, единство знаний, высоких моральных норм и профессионального кодекса педагога. По мнению данных исследователей, коммуникативная компетенция выступает одним из структурных компонентов профессиональной компетентности педагога. Проблемы формирования коммуникативной компетенции педагога рассматриваются в работах Л.В.Большаниной [16], Н.В.Бордовской [17], И.А.Зимней [18], Т.Е.Исаевой [19],Н.В.Кузьминой [20], О.И.Матьяш [21], Е.А.Смирновой [22], А.А.Реан[23] и других. Авторы, характеризуя профессиональную деятельность педагога, используют такие понятия, как коммуникативные знания, коммуникативные умения, коммуникативное взаимодействие, коммуникативное образование, коммуникативные процессы. Ряд исследователей (Т.Е.Исаева, О.И.Матьяш, Е.А.Смирнова) рассматривают коммуникативную компетенцию как интегративную личностную характеристику, демонстрирующую субъективность в общении, проявляющуюся в знании норм и правил общения, владении его технологией.Рассматривая коммуникативную компетенцию, И.А.Зимняя отмечает, что это «способность осуществлять речевую деятельность, реализуя коммуникативное речевое поведение на основе фонологических, лексикограмматических, социолингвистических, предметных и т. д. знаний инавыков с помощью умений, связанных с дискурсивной и стратегической компетенциями, в соответствии с различными задачами и ситуациями общения в рамках той или иной сферы общения» [24].Данной позиции придерживается и Т.Е.Исаева,но при этом замечает, чтокоммуникативная компетенция –это целостное по организации образование, имеющее сложную структуру, проявляющееся во взаимосвязи лингвистических умений и способностей соблюдения социальнокультурных норм речевого поведения, установления межличностных контактов [25]. Тем не менее действительность современного высшего образования, декларирующего компетентностную направленность, не всегда лежит в плоскости целостного контекста, сохраняется разрыв между теоретическими знаниями, полученными студентами в процессе психологопедагогической подготовки в вузе, и опытом их практического применения, что, бесспорно, влияет на эффективность профессиональной деятельности. К скрытым проблемам компетентностного образования, на наш взгляд, можно отнести множественность и разрозненностьпредставленных в стандартах компетенций. Анализ перечня компетенций, указанных во ФГОС по различным направлениям подготовки в области высшего педагогического образования, позволил определить в каждом стандарте несколько компетенций, которые можно отнести к сфере профессионального общения, что, несомненно, свидетельствует об их особом «положении», значимости и востребованности в профессии. Очевидна реальная необходимость объединения отдельных коммуникативноречевых знаний, умений, способностей, указанных в стандарте, в единое целое, в «компетенции сферы профессионального общения», где все элементы взаимосвязаны, рассматриваются и реализуются в единстве в образовательном процессе современного вуза. В данном случае соответствующие компетентности в сфере профессионального общения представляют собой тот целостный результат, который должен быть достигнут студентом в процессе обучения в педагогическом вузе. Данная совокупность компетенций представляет собой разноаспектную характеристику комплекса психических, ценностных, когнитивных, операциональных и других особенностей, которые являются целостной основой педагогической деятельности, интегративным показателем профессионального мастерства, маркером социальнопрофессиональА. Ю. Чистобаева74

ного статуса педагога. В свете обозначенных тенденций изучение проблемы профессионального общения педагогов выступает стержневым фактором, консолидирующим научнопрактические позиции, подходы, взгляды, обеспечивающие новый уровень исследований структурносодержательных и функциональнотехнологическихаспектов модернизации высшего педагогического образования.В работах современных исследователей рассматриваются цели, содержание, способы и условия формирования коммуникативной компетентности студентов (И.И.Барахович [26], Е.Ю.Кудрявцева [27], В.В.Рыжов [28], Е.А.Смирнова [29] и другие); представлены модели коммуникативной подготовки специалистов, педагогическое сопровождение развития коммуникативной компетентности будущего учителя, общение рассмотрено как форма обучения коммуникативным умениям и навыкам. Однаконеобходимо отметить недостаточную разработанность в педагогической науке и практике методологической оснащенности процесса формирования компетенций в сфере профессионального общения будущих педагогов, основанной на идеях интеграции и целостности. В связи с этим актуализируется проблема формирования компетенций в сфере профессионального общения будущих педагогов и поискаоптимального методологического подхода, обеспечивающего эффективность и результативность данного процесса.

Методологическая база исследования

В последние годы исследователями и практиками все чаще в профессиональной лексике используется понятие «подход». Перечень методологических подходов активно пополняется, реализуются системный, синергетический, деятельностный, комплексный, личностно ориентированный и ряд других подходов. Тем не менееприходится констатировать, что не всегда оперирование данным понятием является гарантией верного толкования его сущности, определения его места и роли в ряду таких феноменов педагогической деятельности, как цель, принцип, форма и метод. В своей работе мы, вслед за Е.Н.Степановым и Л.М.Лузиной, понимаем под подходом «ориентацию педагога, побуждающую к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей испособов педагогической деятельности» [30]. Ученые отмечают также, что подход –этокомплексноепедагогическое средство, ондолжен включать в свой состав определенную совокупность составляющих. Для данного теоретикопрактического исследования ведущим методологическим подходом является интегративноцелостный подход. В современных исследованиях понятие «интегративноцелостный подход» имеет разную интерпретацию, однако его возможности и место среди дидактических категорий содержательно до сих пор не определены;в частности,компетентностная сущность данного подхода изучена недостаточно. Понимание того, что компетенции и компетентность имеют интегративную природу, составляют надпредметный компонент содержания образования и формируются на всех его этапах, а также необходимость продуцирования целостного результата процесса их формирования, использование при этом разнообразных методов и средств –всё это привело к необходимости рассмотрения данного процесса с позиции интегративноцелостного подхода. Таким образом,выбор подхода обосновывается интегративным характером компетенций.До настоящего времени нет единых взглядов на проблему формирования компетенций на его основе, что вызывает необходимость дальнейшего изучения содержательного и технологического аспектов его использования.Для достижения поставленной цели исследования Научнометодический электронный журнал «Концепт»75

возникла необходимость проведения педагогического эксперимента. В данном случаепредметом наших интересов сталоизучение исходного состояния, динамика и особенности формирования компетенций в сфере профессионального общения у студентов педагогического вуза на основе интегративноцелостного подхода. Это обосновывается тем, что компетенции в сфере профессионального общения –явление не только интегративное, но динамическое, которое характеризуетсятакими параметрами,как целостность, темп развития, интенсивность, глубина/полнота, устойчивость/ситуативность и другие. В эксперименте участвовали студенты II–Vкурсов (всего 150 студентов) Института детства Новосибирскогогосударственного педагогическогоуниверситета,обучающиеся по педагогическим направлениям подготовки.

Результатыисследования

Результаты теоретикопрактического исследования позволили установить, что идеи интегративного образования репрезентируют одну из основополагающих стратегий деятельности современной высшей школы. В понимании исследователей интеграция представляет собой целостную дидактическую систему, наделенную неэлементарными функциональными действиями систематизации, структуризации, классификации и дифференциации. Результатом таких действий является динамическое и эффективное повышениекачества образования за счет совершенствования его содержания [31]. Так, Н.К.Чапаевсмысл и задачисовременной модели образованиявидит в подготовке «специалиста интегрального профиля», в формировании «интегративноцелостного мышления»;именно «интегративная целостность», по мнению автора, обеспечит образованию сообразность подготовки специалистов запросам и требованиям профессионального сообщества. В своей работе, посвященной педагогической интеграции,ученый использует понятие «интегративноцелостный подход», определяя его как значимый методологический инструментарий реализации интегративнопедагогической деятельности. Он убежден, что сущность данного понятиякроется в «глубинности» интегративнопедагогических процессов, «паритетности кооперируемых компонентов и приоритетности целого», «основанием интеграции является целостность»;данным тезисом автор формулирует основополагающую идею интегративноцелостного подхода [32].В дальнейшем эта идея получила свое развитие в работахТ.В.Ежовой, изучающей педагогический дискурс с позиций интегративноцелостного подхода. Исследователь отмечает, что данный подход целесообразно сочетает в себе системный, компетентностный, личностнодеятельностный, а также аксиологический и культурологический подходы. Вместе с темего использование в качестве методологического основания исследования позволяет выявить философскопедагогические основы для трактовки истоков множественности, неоднородности изучаемого объекта; объяснить закономерности его развития, обосновать подход и его принципы, результативность и действенность разработанной модели процесса проектирования изучаемого феномена [33]. Удачные попытки систематического изложения возможностей использования интегративногоцелостного подхода предприняты в работе О.П.Морозовой «Профессиональная деятельность учителя в системе непрерывного педагогического образования: интегративноцелостный подход к процессу развития». По мнению исследователя, реализацияинтегративноцелостного подхода дает возможность педагогу «целенаправленновостребовать и в интегративной связи использовать все теоретические и инструА. Ю. Чистобаева76

ментальные средства каждой дисциплины для всестороннего изучения явления и решения проблемнотворческих задач в своей дальнейшей учебе, работе, определении стратегии жизни», выйтина качественно новый уровень решения сложных проблем в системе непрерывного педагогического образования [34].Накопленные в современной и зарубежной педагогической науке теоретические представления (М.Н.Берулава [35], Е.О.Галицких [36], П.С.Гуревич[37], А.Я.Данилюк [38],Н.К.Чапаев[39], Г. ШмидтКалльзен [40],М. Крёль [41]и другие)применительно к содержанию нашего исследования дополняются новыми целями, развивающимися в «синергетическом контексте». Рассматривая интегративноцелостный подходкак научное понятие, мы основывались на представлениях о существовании системного синтезав силу того, что целостность всегда основана насистемных взаимосвязях. Это напрямую относится не только к проблеме интеграции психологопедагогических и специальныхзнаний в новой компетентностной модели высшего педагогического образования, но и к профессиональной деятельности педагога, которая является результатом отображения действительно существующей взаимозависимости явлений и деятельности. Интегративноцелостный подход представляется весьма актуальным в контексте нашего исследования, так как позволяет рассматривать объект познания и преобразования как интегративную целостность на основе системы взаимосвязанных идей, понятий и способов действий, способствует образованию функциональных взаимосвязей всех структурносодержательных компонентов процесса формирования компетенций на теоретикометодологическом и технологическом уровнях.Интегративноцелостный подход выступает методологической ориентацией процесса формирования у будущих педагогов компетенций в сфере профессионального общения и включает определенную совокупность составляющих. Рассмотрим первую составляющую интегративноцелостного подхода –основные базовые понятия, которые используются в процессе его реализации как основополагающие инструменты успешной организации процесса формирования компетенций в сфере профессионального общения. Такими ключевыми понятиями, на наш взгляд, являются «интеграция», «целостность», «система». В современной научной литературе можно найти множество их дефиниций. С.Ю.Темина трактует понятие «интеграция» как «процесс и результат объединения сложных объектов, рассмотренных в расширенных пространственновременных рамках, между которыми установлены связи на основе отношений автономии/зависимости, с целью оптимального использования совокупных ресурсов объектов в решении поставленной проблемы» [42]. Необходимо отметить, что внимание к проблеме интеграции вызвано в первую очередь разработкой теории компетентностного образования, которая не только обозначает перспективы развития образования, но и позволяет обосновать процессы интеграции на теоретикопедагогическом уровне. Кроме того, многие исследователи смысл интеграции видят не в слиянии или смешении различных понятий, подходов, методов и дисциплин, а в установлении между ними диалогических отношений. Результатом такого диалога являются новые научные области, озарения и неожиданные открытия.Идея целостности в интерпретации П.С.Гуревича выражается в том, что «целостность –это не свойство, не атрибут, а специфический взгляд, который позволяет находить общее, связанное, нерасторжимое. Одну и ту же реальность можно описать через качественное разнообразие, несводимость, различие, но в то же время и как онтологическую целостность» [43].При этом целостность может трактоваться как постоянное взаимопроникновение, взаимовлияние, интеграция отдельных компонентов, а не как автоматическое соединение или совокупность накопленных данных. Научнометодический электронный журнал «Концепт»77

Как отмечают И.В.Блауберг, В.Н.Садовский и Э.Г.Юдин, концептуальные основы целостности включают идеи «несводимости сложного к простому, целого к части, наличия у целостного объекта таких свойств и качеств, которые никак не могут быть присущи его составным частям в отдельности, зависимость всех элементов, процессов и отношений внутри системы от структурного принципа организации» [44]. Итак, целостностьв философском и общенаучном понимании –это внутреннее единство объекта, его независимость, самостоятельность, автономность от внешней среды. По мнению ученых, любой объект исследования необходимо рассматривать как систему, изучая ее целостно с использованием адекватных средств изучения. Под системой современные исследователи понимают множество взаимосвязанных элементов, которые образуют определенную целостность, единство, предполагающее обязательное взаимодействие элементов. В своем исследовании мы опираемся на определение Л.В.Голованова и С.А.Саркисяна [45], понимающих под системой объединенное множество единиц, в котором каждая отдельно взятая единица подчинена причинноследственным законам связей, а единство этих связей и отношений детерминирует выполнение конкретной сложной функции, которая и возможна лишь благодаря структуре из множества взаимодействующих и взаимосвязанных друг с другом элементов.Раскрывая содержание понятий «интеграция», «целостность», «система», исследователи Е.Н.Степанов, Л.М.Лузина отмечают их взаимосвязь и взаимопроникновение, подчеркивают следующие особенности: любая система включает определенный комплекс компонентов (подсистем, элементов), взаимодействие и корреляция которых определяют целостность системного образования; целостность обусловливается присутствием у системы интегративных свойств, нехарактерных для ее отдельных элементов; систему можно охарактеризовать как целостное образование в том случае,если она, учитывая объективно существующие связи и отношения, аргументированно выделяется исследователем [46].Интегративноцелостный подход не отрицает ни одного из перечисленных и проанализированных понятий и включает в себяих отдельные элементы, которые могут быть использованы в новой модели образования при решении задач педагогической интеграции. В то же времяэто не сумма данных понятий, а качественно новое образование, обладающее существенными характеристиками. Целостнаясоставляющая выражает в большей степени содержательные и результативные показатели, интегративная –процессуальнотехнологический аспект данного подхода. Настоящий подход позволяет интерпретировать процесс формирования компетенций будущих педагогов в сфере профессионального общения как многоуровневую, иерархическую, динамическую, самоорганизующуюся, развивающуюся систему целостно, в единстве различных связей и взаимосвязей [47].Проведенный анализ существующих методологических подходов позволил отметить, что в различных подходах действуют общие идеи, различно детализируемые и интерпретируемые; в свою очередь,каждая из них уточняет и дополняет другую, взаимообогащая. В связи с этим рассмотрение вопроса формирования компетенций в сфере профессионального общения требует обращения к концептуальным идеям таких методологических подходов, как системный, синергетический, деятельностный, компетентностный, акмеологический, аксиологический.Интегративноцелостный подход позволяет в диалоге различных подходов выявить иопределить основополагающие аспекты, взаимодополняющие его содержание, что и определяет его вторую составляющую.А. Ю. Чистобаева78

Третьейсоставляющей интегративноцелостного подхода выступают принципы единства теории и практики,целостности,междисциплинарной интеграции,полисубъектности, дополнительности, диалогического взаимодействия. Данные принципы отражают интегративноцелостный подход с точки зрения его целевых, содержательных и процессуальных характеристик. Это основополагающие требования, предъявляемые к процессу формирования компетенций в сфере профессионального общения будущих педагогов.

Результаты экспериментального исследования позволили привести возможности использования интегративноцелостного подхода в подготовке будущих педагогов к профессиональному общению. Использование данного подхода разрешает провести ценностносравнительный анализ понятий и явлений педагогической реальности; выстроить гуманитарный контекст толкования важнейших педагогических понятий и категорий («профессиональное общение», «педагогическое общение», «компетенции в сфере профессионального общения», «ценностносмысловая коммуникация»), которые используются сегодня для описания сущности основных педагогических процессов; выявить философские и психологопедагогические основы для интерпретации истоков многомерности, многофункциональности изучаемого объекта и предмета; выделить интегративные компетенции, обеспечивающие эффективное педагогическое общение; объединить в единое целое коммуникативные знания, которые при реализации основных общеобразовательных программ в процессе подготовки обучающихся существуют разрозненно и удалены от конечного смысла и результата их применения в педагогической деятельности; совместить общенаучные и практические знания из разных циклов дисциплин по причине общей методологии и универсальных методов современного системного мышления; обосновать результативность и действенность разработанных педагогических условий и модели процесса формирования изучаемого феномена; объяснить и обосновать отбор коммуникативных компетентностно ориентированных технологий, средств, критериев оценки,обеспечивающих формирование компетенций в сфере профессионального общения будущих педагогов.

Воплощение идей интегративноцелостного подхода должно найти своеотражение на всех уровнях образования и во всех компонентах системы подготовки будущих педагогов к профессиональному общению. Основная идея реализации интегративноцелостного подхода в обучении заключается не только в том, чтобы повысить результативность коммуникативной подготовки будущих педагогов за счет сбалансированности диапазона и объема компетенций в соответствии с запросами работодателей, но и в том, чтобыпомочь студентам выйти на новый более высокий уровень профессионализма, определяемый степеньюцелостности развития личности как субъекта педагогической деятельности. На основе ведущей идеи интегративноцелостного подхода в исследовании определена сущность исследуемого процесса:формирование компетенций в сфере профессионального общения будущих педагогов–этополифункциональный процесс, происходящий в нескольких детерминированных пространствах, включающий комплекс педагогических условий, содержание которых обусловлено интегративной природой компетенций, а их проектирование и реализация происходят на основе интегративноцелостного подхода как методологической ориентации на обеспечение единства и взаимосвязи компонентов различного уровня, образующих структурную полноту каждого из условий. Данный подход инициирует реализацию приоритетных педагогических ценностей, целей и задачи вместе с тем направлен на конструктивное преобразование педагогической и социальной реальности. Научнометодический электронный журнал «Концепт»79

В исследовании обоснована правомерность предположения о том, что наиболее результативноформирование компетенций в сфере профессионального общения будущих педагоговосуществляется на основе интегративноцелостного подхода. Интегративноцелостный подход выступает методологическим основанием в определении, обосновании и реализации педагогических условий формирования компетенций в сферепрофессионального общения будущих педагогов. Названный подход направлен на становление субъекта образования как целостной личности во всем многообразии ее психофизических, социальных и профессиональных характеристик, т. е. мы говорим о целевой установке на личностноориентированное развитие, профессиональное становление и позитивную самореализацию будущих педагогов.

Заключение

Итоги проведенного нами теоретикоэкспериментального исследования позволяют сделать вывод, что в качестве методологической ориентации и методического регулятива процесса формирования компетенций в сфере профессионального общения будущих педагогов может выступать интегративноцелостный подход. Данный подход базируется в первую очередьна интеграции, рассматриваемой как результат взаимодействия ранее разобщенных элементов, которые выступают во взаимосвязи и образуют новую целостность, обладающую свойством системности, но не равную сумме элементов. Приведенные аргументы свидетельствуют о том, что формирование компетенций в сфере профессионального общения на основе интегративноцелостного подхода позволит в совокупности реализовать идеи интеграции культуры, науки и образования. Интегративноцелостный подход выступает альтернативой существующим методологическим подходам, посколькупозволяет формировать интегративные компетенции, которые не только отражают способность использовать полученные междисциплинарные знания, накапливать потенциал профессионального опыта, но и порождать новые явления, информацию в процессе непрерывного профессионального самосовершенствования. Мы убеждены, что интегративноцелостный подход позволитпереосмыслить цели и результаты образования в категории компетентности, повысить адаптируемость выпускников к современным условиям профессиональной педагогической деятельности. В качестве вывода можно отметить не только актуальность и перспективность использования интегративноцелостного подхода в образовании, но и целесообразность и необходимость его дальнейшего исследованиядля расширения диапазона его использования.

Ссылки на источники

1.Профессиональный стандарт педагога. –URL:http://www.edu.ru/db/cgibin/portal/spe/spe_new_list.plx?substr=&st=2011&qual=0т.2.Адольф В. А., Степанова И. Проектирование образовательного процесса на основе компетентностного подхода // Высшее образование в России. –2008. –№ 3. –C. 158–161.3.БайденкоВ. А. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. –2004. –№11. –С. 3–13. 4.Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособиедля студ.вузов. –3е изд., перераб., доп. –М.: Академический Проект͖ Фонд «Мир», 2005. –336 с.5.ЗимняяИ. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретикометодологический аспект) // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт: журнал. –2006. –№ 8. –С. 20–26.6.КолесниковаИ.А.,ГорчаковаСибирская М. П.Педагогическое проектирование:учеб.пособие для высш. учеб. завед.–М.:Академия, 2005. –288 с.А. Ю. Чистобаева80

7.СериковВ. В. О подготовке учителя в соответствии с требованиями стандарта профессиональной деятельности педагога // Известия ВГПУ. –2014. –№ 6(91). –С. 8–13.8.Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / под ред. Н. В. Кузьминой. –М.:Высш. шк., 1990. –119 с.9.МарковаА. К. Психология труда учителя. –М.:Просвещение, 1993. –190 с.10.Педагогика:учеб.для студ. учреждений высшего образования / В.А.Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под. ред. В. А. Сластенина. –М.:Академия, 2014. –608 с.11.Там же.12.Kompetenzen und Kompetenzentwicklung von Lehrerinnen und Lehrern / AllemannGhionda, Cristina [Hrsg.]; Terhart, Ewald [Hrsg.]. Ausbildung und Beruf Weinheim u.a.:Beltz, 2006. –282 S. –(Zeitschrift für Pädagogik, .eiheft͖ 51).

13.9fing /h. Sprachliche oder kommunikative Fähigkeiten –was ist der Unterschied und was wird in der Ausbildung verlangt? // Berufsbildung in Wis Senschaft und Praxis. –2012. –№ 2. –S. 6–9.14.:olger :opp, 5ieter Thoma, Rosemarie Tracy. Sprachförderkompetenz pädagogischer Fachkräfte 9in sprachwissenschaftliches Modell // Zeitschrift für 9rziehungswissenschaft. –2010. –Volume 13, Issue 4. –P. 609–629.15.Pätzold G. Sprache –das kulturelle Kapital für eine .ildungs –und Berufskarriere. Sprachkompetenz und Berufsbildungskarriere // Zeitschrift für .erufsund Wirtschaftspädagogik. –2010. –Band 106, Heft 2. –S. 161–172.16.БольшанинаЛ. В. Структура, компоненты и уровни коммуникативной компетентности преподавателя вуза // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2017. –№ S11. –С. 1–6. –URL: http://ekoncept.ru/2017/470129.htm.17.РеанА. А.,Бордовская Н. В.,Розум С. И. Психология и педагогика:учеб.пособие для вузов: доп. УМО вузов РФ / под общ. ред. А. А.Реана. –СПб.:Питер, 2005. –432 с. 18.Зимняя И. А.Указ. соч.19.ИсаеваТ. Е. Классификация профессиональноличностных компетенций вузовского преподавателя // Педагогика. –2006. –№ 9. –С. 55–60. 20.Кузьмина Н. В.Указ. соч.21.МатьяшО. И. Плюрализм и междисциплинарность как состояние и принцип развития современного коммуникативного знания // Педагогическая наука сегодня: философскометодологические проблемы:материалы Всерос.методологического семинара / науч. ред. Е. В. Бережнова. –М.:МИОО, 2001. –С. 53–63.22.СмирноваЕ. А. Формирование коммуникативной компетентности студентов в условиях непрерывного образования: автореф. дис. ͙ драпед. наук:13.00.01. –М., 2007. –39 с.23.РеанА. А.,Бордовская Н. В.,Розум С. И.Указ. соч.24.Зимняя И. А. Указ. соч. –С. 20–26.25.Исаева Т. Е. Указ. соч. –С. 55–60.26.Коммуникативный потенциал будущего педагога: прогностический сценарий развития: монография / под ред. проф. И.И. Барахович. –Красноярск:Издво КГПУ им. В.П.Астафьева, 2014. –408 с. 27.КудрявцеваЕ. Ю. Преемственность формирования коммуникативной компетенции студентов в системе «педагогический колледж –вуз»:дис. ͙ канд. пед. наук:13.00.01. –ГорноАлтайск, 2011. –199 с.28.РыжовВ. В. Психологические основы коммуникативной подготовки: дис. ͙ драпсихол. наук:19.00.07. –Н.Новгород, 1995. –318 с.29.Смирнова Е. А.Указ. соч.30.Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. –М.: Сфера, 2005. –С. 83.31.ДанилюкА. Я. Теория интеграции образования. –Ростов н/Д: Рост. пед. унт, 2000. –225 с.

32.ЧапаевН. К. Структура и содержание теоретикометодологического обеспечения педагогической интеграции: дис. ͙ драпед. наук:13.00.01. –Екатеринбург, 1998. –208 с.33.Ежова Т.В. Интегративноцелостный подход в иерархии подходов к проектированию педагогического дискурса// Теории, содержание и технологии высшего образования в условиях глобализации образовательного процесса:материалы XXVIIпреподавательской науч.практ.конф. –Оренбург, 2006. –С. 1726.34.Морозова О. П. Профессиональнаядеятельность учителя в системе непрерывного педагогического образования: интегративноцелостный подход к процессу развития // Культура Алтайского края как опыт толерантного взаимодействия сопредельных территорий:Междунар. науч.практ.конф., посвящ.70летию Алтайского края. –2007. –С. 396399.35.БерулаваМ. Н. Теоретические основы интеграции образования. –М.:Совершенство, 1998. –173 с.36.ГалицкихЕ. О. Интегративный подход как теоретическая основа профессиональноличностного становлениябудущих педагогов в университете:дис. ͙ драпед. наук:13.00.08. –М., 2003. –390 с.37.Гуревич П. С. Проблема целостности человека. –М.:Институт философии РАН, 2004. –178 с.38.Данилюк А. Я.Указ. соч.39.Чапаев Н. К.Указ. соч.Научнометодический электронный журнал «Концепт»81

40.Schmidt/allsen G. =ntegratives [ehren und [ernen: 9ntwicklung und .egründung eines integrativen Unterrichtskonzepts unter besonderer .erücksichtigung der Grundschule. Kiel: Universitätsbibliothek Kiel (2013), V==, 244 S.41.Kröll M. 9in integratives Konzept zur beruflichen Kompetenzentwicklung. Zeitschrift fuer Arbeitsforschung, Arbeitsgestaltung und Arbeitspolitik, 5 (1996) 3, S. 359383 42.ТеминаС. Ю. Интеграция научных подходов в подготовке учителя к принятию профессиональных решений:автореф. дис. ͙ драпед. наук:13.00.01. –М., 2012. –С. 16.43.Гуревич П. С. Указ. соч. –С. 12. 44.БлаубергИ. В.,Садовский В.Н., ЮдинЭ. Г. Системный подход в современной науке // Проблемы методологии системного исследования / под ред. И. В. Блауберга и др. − М.:Мысль, 1970. –С. 6.45.СаркисянС. А.,Голованов Л.В.Прогнозирование развития больших систем. –М.:Статистика, 1975. –192 с.46.Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Указ. соч. –С. 89.47.ЧистобаеваА.Ю. Комбинация методологических подходов в подготовке будущих педагогов к профессиональному общению // Сибирский педагогический журнал. –2015. –№ 6. –С. 74–80.

Anna Yu. Chistobayeva, Associate Professor of Speech Therapy and Children's SpeechChair, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russiachisto_anna@mail.ruIntegrativeholisticapproach as methodological orientation ofcompetenciesforming process in the sphere of future teacher’s professional communication Abstract.At present, regardingthe "Teacher’sProfessional Standard"cominginto force, the problem of theteacher’sintegrativeholistic characteristics formation is one of the main issuein modern higher education, which declaresthe competence orientation. The purpose of this article is to analyze the theoretical and practical study of the problem of competencies forming in the professional communication sphere of future teachers, as well as the revealingthe possibilities of an integrativeholistic approachusingas a methodological orientation and methodological regulation in the process of competenciesforming. The article analyzes the views of domesticand foreign researchers on the problem of teacher’s professional competenceforming. A variety of teacher’scommunicative competence forming aspects has been analyzed. The authorexplains herview on the necessity of combining separate communicative and verbal knowledge, abilities, skills, specified in the standard, into a single whole, into" professional communicationsphere competencies". The search for the optimal methodological approachensuring the effectiveness of future teachers training for professional communicationis substantiated. The integrativeholistic approach considered in the article is believed to contribute to the problem solving. Based on the theoretical analysis of domestic and foreign research, the essence of the "integrativeholistic approach" as a systemforming concept is revealed. The main structural components are substantiated, the presence of which determines the originality of integrativeholistic approachgenesis. The results of the experimental research made it possible to bring the possibilities of using an integrativeholistic approach in the trainingof future teachers for professional communication. The essence of the competenciesformingprocess in the sphere of future teachers’professional communication is revealed on the basis of theintegrativeholistic approach. The results and conclusions of the research broaden knowledge of the integrativeholistic approach methodological potential and are aimed at improving the educational process in the context of competence and communicativeeducation.Key words:integrativeholistic approach, competence in the sphere of professional communication,competence model of education, competence forming process.

Научнометодический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в переченьрецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук(перечень ВАК Российской Федерации).

Библиографическое описание статьи:Чистобаева А. Ю.Интегративноцелостный подход как методологическая ориентация процесса формирования компетенций в сфере профессионального общения будущих педагогов// Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2017. –№8(август). –С. 71–81. –URL: http://ekoncept.ru/2017/170207.htm.

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2017©Чистобаева А. Ю., 2017www.ekoncept.ru