Международный опыт реформирования систем высшего образования на примере Скандинавских стран
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тропникова
В.
В. Международный опыт реформирования систем высшего образования на примере Скандинавских стран // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – № 12 (декабрь). – С.
11–22. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/170222.htm.
Аннотация. Модернизация как процесс изменения в модели образования связана с вызовами и требованиями современности в инновационных составляющих. Рассмотрен опыт реформирования систем высшего образования в Финляндии, Швеции и Норвегии. Актуальность исследования связана с необходимостью изучения опыта развитых стран, использующих различные модели и современные технологии в обучении, с возросшей дифференциацией образовательных услуг для различных слоев населения. Движущие силы экономического, технологического, социального и человеческого развития лежат в основе изменений, коренным образом влияющих на образовательные технологии. Проблемой образования явилось противоречие между смещением к практической ценности и востребованности образования, с одной стороны, и необходимостью выделения под новые тенденции значительных ресурсов национальными правительствами, с другой стороны. Цель работы – изучение особенностей образовательных моделей Скандинавских стран, влияющих на формирование человеческого капитала. Результаты анализа позволили выявить значительные особенности программ обучения, успешный образовательный педагогический опыт и понимание практической ценности высшего образования. Модели обучения связаны с глобальными изменениями на рынке труда, миграционными потоками и старением населения европейских стран. Характерные черты зарубежных стран – наличие моделей для студентов от 25 до 64 лет. Определено, что роль государства и бизнеса в проведении образовательной и инновационной политики Скандинавских странах значительна. Правительства Скандинавских стран, развивая институциональную среду и базовую инфраструктуру, извлекают выгоду из глобализации образования, предоставляя гражданам возможность получать знания и навыки, иметь здоровую окружающую среду, необходимые им для получения работы и высокого дохода. Получив образование, граждане участвуют в дальнейшем в местных, национальных и глобальных сообществах. Теоретическая значимость статьи состоит в необходимости обоснования широкого распространения эффективных методик преподавания, особенно для послевузовского образования, различным категориям российских граждан. Рекомендуется расширять возможности современных дистанционных технологий электронного обучения, включая дисциплины естественнонаучного цикла.
Ключевые слова:
образовательные технологии, методики преподавания, скандинавские страны, глобальные изменения рынка труда