Статистический анализ факторов, характеризующий распределение учителей в школах Крымского района Краснодарского края

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Маслак А. А., Черномор Г. В. Статистический анализ факторов, характеризующий распределение учителей в школах Крымского района Краснодарского края // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 8 (август). – URL: http://e-koncept.ru/2017/173001.htm.
Аннотация. Актуальность этого исследования объясняется тем, что качество образования в школе в значительной степени определяется структурой педагогического коллектива. Исследуются следующие факторы: категория учителя (без категории, первая категория, высшая категория), возраст, стаж работы и место работы учителя (сельская местность или город). Откликом является процент учителей, работающих в каждом сегменте, определяемый комбинацией уровней факторов. Проведенный многофакторный дисперсионный анализ позволил выявить значимость факторов и их взаимодействий. В исследовании приняли участие все общеобразовательные школы Крымского района Краснодарского края, всего 1100 учителей.
Раздел: Философия; социология; политология; правоведение; науковедение
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Маслак А. А., Черномор Г. В.Статистический анализ факторов, характеризующих распределение учителей в школах Крымского района Краснодарского края// Научнометодический электронный журнал «Концепт».–2017. –№ 8 (август).–0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2017/173001.htm.1

ART173001УДК 311.313

Маслак Анатолий Андреевич,

доктор технических наук, профессор кафедры математики, информатики и технологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», филиал в г. СлавянскенаКубани, г. СлавянскнаКубани anatoliy_maslak@mail.ru

Черномор Галина Васильевна,магистрант ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»,филиал в г.СлавянскенаКубани, г. СлавянскнаКубаниgalinarink27@yandex.ru

Статистический анализ факторов, характеризующихраспределение учителей в школах Крымского района Краснодарского края

Аннотация.Актуальность этого исследования объясняется тем, что качество образования в школе в значительной степени определяетсяструктурой педагогического коллектива. Исследуются следующие факторы: категория учителя (без категории, первая категория, высшая категория), возраст, стаж работы и место работы учителя (сельская местность или город). Откликом является процент учителей, работающих в каждом сегменте, определяемыйкомбинацией уровней факторов. Проведенный многофакторный дисперсионный анализ позволил выявить значимость факторов и их взаимодействий. В исследовании приняли участие всеобщеобразовательныешколыКрымского района Краснодарского края, всего 1100 учителей.Ключевые слова:общеобразовательная школа, структура педагогического коллектива, стаж работы учителя, возраст учителя, пол учителя,категория учителя.Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Введение. Для выработки оптимальных управленческих решений необходимо оценить влияние факторов, характеризующих распределение учителей в общеобразовательных учреждениях[1–6].Накоплен значительный опыт анализа эффективности различных аспектовкачества образования с использованием теории латентных переменных [7–13]. В данной работе используется этот опыт для изучения факторов,определяющих структуру педагогических коллективов в общеобразовательных учреждениях.Цель работысостоит в оценке влияния факторов, характеризующих распределение учителей в общеобразовательных учреждениях Крымского района. Откликом Yявляется процент учителей, работающих в сегментах общеобразовательного пространства Крымского района Краснодарского края.Сегменты образовательного пространства характеризуются следующими факторами. Фактор А–категория учителя,который варьируется на трех уровнях:a1(нет категории), а2(первая категория), а3(высшая категория).Фактор В–возраст учителя,который варьируется на пяти уровнях:b1(20–25 лет), b2(25–35 лет), b3(35–45 лет), b4(45–55 лет), b5(более 55 лет).Фактор С–пол учителя,который варьируется на двух уровнях:с1(мужчины), с2(женщины).Фактор D–стаж работы учителя,который варьируется на четырех уровнях:d1(до 5 лет), d2(5–10 лет), d3(10–20 лет), d4(более 20 лет).Фактор Е–место работы учителя,который варьируется на двух уровнях:e1(сельская местность), е2(город).Маслак А. А., Черномор Г. В.Статистический анализ факторов, характеризующих распределение учителей в школах Крымского района Краснодарского края// Научнометодический электронный журнал «Концепт».–2017. –№ 8 (август).–0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2017/173001.htm.2

Данные. В исследовании приняли учителя всех34общеобразовательных школ Крымского района Краснодарского края, всего 1100 учителей.Методика. Поскольку многие исследуемые факторы являются качественными,то методомстатистической обработки выбран многофакторный дисперсионный анализ. Использовалась диалоговая система SPSS.Результаты анализа. Результаты многофакторного дисперсионного анализа представлены в табл. 1.Таблица 1 Результаты дисперсионного анализа факторов, влияющих на распределениеучителей в школах Крымского района

ИсточникдисперсииСумма квадратовСтепени свободыСредний квадратFэкспрФактор А22,587211,29422,9820,001Фактор В11,65942,9155,9310,001Фактор С26,184126,18453,2840,001Фактор D29,55539,85220,0480,001ФакторЕ1,29611,2962,6370,106ВзаимодействиеАВ5,25180,6561,3360,228ВзаимодействиеАС14,45527,22814,7080,001ВзаимодействиеАD10,91961,8203,7030,002Взаимодействие АЕ2,02121,0102,0560,131Взаимодействие ВС7,27941,8203,7030,006Взаимодействие ВD41,573123,4647,0500,001Взаимодействие ВЕ0,30540,0760,1550,960Взаимодействие СD18,93236,31112,8420,001Взаимодействие СЕ0,73410,7341,4940,223Взаимодействие DЕ1,01230,3370,6860,561Ошибка 89,9281830,491

Всего283,689239



Из результатов, представленных в табл. 1,следует, что все факторы, за исключением фактора Е,значимы. Ниже представлены результаты анализа уровней значимых факторов.Проинтерпретируем полученные результаты.Фактор Азначим на очень высоком уровне значимости, р0,001.В табл. 2 представлено распределение учителей в зависимости от наличия у них категории.Таблица 2Относительное число учителей в зависимости от наличия у них категории

КатегорияСреднее значениеСтандартная ошибка95% доверительный интервалНижняя границаВерхняя границаБез категории (а1)0,8090,0780,6540,964Первая категория (а2)0,3810,0780,2260,535Высшая категория (а3)0,0600,078–0,0940,215

В этой и других таблицах число учителей представлено в виде процента от общего числа учителей. Это объясняется следующим. Число учителей по категориям вычисляется как среднее значение по уровням всех остальных факторов. Так, число учителей без категории во всех школах Крымского района равно 712, всего учителей в Маслак А. А., Черномор Г. В.Статистический анализ факторов, характеризующих распределение учителей в школах Крымского района Краснодарского края// Научнометодический электронный журнал «Концепт».–2017. –№ 8 (август).–0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2017/173001.htm.3

Крымском районе 1100. В среднем по всем возрастным категориям, в среднем по обоим полам, в среднем по всем категориям стажа, в среднем по сельской местности и городу относительное число учителей в процентах равно (712/(5*2*4*2)/1100)*100 = 0,809. Вычисление средних значений показателя (числа учителей) необходимо для проверки статистической значимости исследуемых факторов.Результаты, представленные в табл. 2,свидетельствуют о том, что число учителей в зависимости от категории статистически значимо отличается друг от друга.Фактор Втакже значим, р0,001. В табл. 3 представлено распределение учителей в школах района зависимости от их возраста.Таблица 3

Относительное распределение числа учителей в зависимости от их возраста

ВозрастСреднее значениеСтандартная ошибка95% доверительный интервалНижняя границаВерхняя граница20–25 лет (b1)0,0590,101–0,1410,25825–35 лет (b2)0,2820,1010,0830,48235–45 лет (b3)0,5830,1010,3840,78345–55 лет (b4)0,6690,1010,4690,868Более 55 лет (b5)0,4910,1010,2910,690

Парные сравнения показали, что относительное число учителей в возрасте 20–25 и 25–35 лет статистически значимо меньше, чем у других учителей. Междудругими возрастными группами нет статистически значимых различий.Фактор Сзначим на очень высоком уровне, р< 0,001. Это означает, что по гендерному признаку существует статистически значимое различие. Соответствующие результаты представлены в табл.4.Таблица 4 Относительное распределение числа учителей в зависимости от ихпола

ВозрастСреднее значениеСтандартная ошибка95% доверительный интервалНижняя границаВерхняя границаЖенщины (с1)0,7470,0640,6210,873Мужчины (с2)0,0860,064–0,0400,213

Результаты, представленныев табл. 4,говорят о том, что в школах статистически значимо больше работает женщин, чем мужчин(р 0,001). Фактор D(стаж работы) также статистически значим. Полученные результаты представлены в табл. 5.Таблица 5 Относительное распределение числа учителей в зависимости от стажа работы

СтажСреднее значениеСтандартная ошибка95% доверительный интервалНижняя границаВерхняя границаДо 5 лет (d1)0,1320,090–0,0470,3105–10 лет (d2)0,1170,090–0,0620,29510–20 лет (d3)0,4350,0900,2560,613Более 20 лет (d4)0,9830,0900,8051,162

Парные сравнения показали, что относительная численность учителейсо стажем до 5 лет и от 5 до 10 летпрактически одна и та же. Относительная численность Маслак А. А., Черномор Г. В.Статистический анализ факторов, характеризующих распределение учителей в школах Крымского района Краснодарского края// Научнометодический электронный журнал «Концепт».–2017. –№ 8 (август).–0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2017/173001.htm.4

учителей со стажем 10–20 лет и со стажем более чем 20 лет значительно выше. Особенно много учителей со стажем более 20 лет.Фактор Е(сельская местность и город) статистически незначим (р= 0,106 � 0,05). Тем не менее представляет интерес сопоставить соответствующие средние (табл. 6).Таблица 6Относительное распределение числа учителей в зависимости от места работы

СтажСреднее значениеСтандартная ошибка95% доверительный интервалНижняя границаВерхняя границаСельская местность (d1)0,4900,0640,3640,616Город (d2)0,3430,0640,2170,469

На рис. 1–5 представлены эффекты значимых взаимодействий факторов.

Рис. 1. Эффект взаимодействия факторов А (категория учителя) и В (пол учителя)

Эффект этого взаимодействия проявляется в том, что существует небольшое различие между численностью женщин имужчин среди учителей без категории, а также среди учителей первой категории. Однако среди учителей высшей категории преобладают женщины.

Рис. 2. Эффект взаимодействия факторов А (категория учителя) и D (стаж работы)

00,10,20,30,40,50,60,70,80,9Нет категорииПервая категорияВысшая категорияПроцент учителейКатегория учителяЖенщиныМужчины00,20,40,60,811,21,41,61,8До 5 лет5 10 лет10 20 летБолее 20 летПроцент учителей Стаж работыНет категорииПервая категорияВысшая категорияМаслак А. А., Черномор Г. В.Статистический анализ факторов, характеризующих распределение учителей в школах Крымского района Краснодарского края// Научнометодический электронный журнал «Концепт».–2017. –№ 8 (август).–0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2017/173001.htm.5

Эффект этого взаимодействия проявляется в том, что существует небольшое различие между численностью учителей всех категорий со стажем работы до 10 лет. Однако среди учителей со стажем более 10 лет преобладают учителя без категории, на втором месте учителя первой категории. Учителей высшей категории значительно меньше.

Рис. 3. Эффект взаимодействия факторов В (возраст учителя) и С (пол учителя)

Эффект этого взаимодействия состоит в том, что численностьучителей в возрасте 20–25 лет практически одна и та же. С увеличением возраста средиучителей преобладают женщины. Преобладание численности женщин начинается с 25 лет и достигает максимума при возрасте учителей 45–55 лет.

Рис. 4. Эффект взаимодействия факторов В (возраст учителя) и D (стаж работы)

Эффект этого взаимодействия состоит в том, что численность учителей со стажем до 10 лет практически одна и та же.Как и следовало ожидать, с увеличением возраста увеличивается стаж работы учителей(см. рис. 5). Эффект этого взаимодействия состоит в том, что при стаже работы учителей до 10 лет численность женщин и мужчин различается незначительно.С увеличением стажа работы число женщин среди учителей значительно больше и достигает максимума при стаже работы более 20 лет.

00,20,40,60,811,21,420 25 лет25 35 лет35 45 лет45 55 летболее 55 летПроцент учителейВозрастЖенщиныМужчины-0,500,511,522,5До 5 лет5 10 лет10 20 летБолее 20 летПроцент учителейСтаж работы20 25 лет25 35 лет35 45 лет45 55 летболее 55 летМаслак А. А., Черномор Г. В.Статистический анализ факторов, характеризующих распределение учителей в школах Крымского района Краснодарского края// Научнометодический электронный журнал «Концепт».–2017. –№ 8 (август).–0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2017/173001.htm.6

Рис. 5. Эффект взаимодействия факторов D (стаж работы) и С (пол учителя)

Выводы1.Представлена методика анализа факторов, определяющих распределение учителей по различным сегментам образовательного пространства.2.Наиболее значим фактор С–в среднем среди учителей значимо больше женщин, чем мужчин. 3.Вторым по значимости является фактор А–существует большая разница между численностью учителей в зависимости от их категории. Это означает, что фактор А обладает большой разрешающей способностью.4.В сельской местности учителей больше, чем в городе, но эта разница статистически незначима (фактор Енезначим).

Ссылки на источники

1.ВяткинБ.А., Хрусталева Т. М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопросы психологии. –1994.–№4. –С. 73–81.2.КузьминаН.В. Методы исследования педагогической деятельности.–Л.,1970.

3.КулюткинЮ.Н.Оподходахкисследованиюструктуры профессиональнопедагогическойдеятельности.–Л., 1997.

4.МитинаЛ.М. Учитель как личность и профессионал.–М.: Дело, 1994.

5.ХмельН.Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе.–Алматы: Мектеп, 1984.

6.Педагогические измерения. Тезаурус / В. С. Аванесов, Т. С. Анисимова, А. А. Маслак, О.А. Семенцова, Г.И.Смирнова // Педагогические измерения. –2005. –№ 1. –С. 28–32.7.Маслак А. А. Измерение латентных переменных в социальных системах: монография. –СлавянскнаКубани: Изд.центр СГПИ. 2012. 8.Маслак А. А., Леус О.В., Данилов А. А. Методика измерения качества профессиональной деятельности учителя: метод. рек. –СлавянскнаКубани: Изд.центр СГПИ,2009.9.Маслак А. А., Матвеева С. С. Измерение и анализ качества профессиональной деятельности учителей на основе портфолио // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2015. –№ S7. –С. 51–55. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75115.htm.10.Маслак А. А., Поздняков С. А.,Данилов А. А.Измерение уровня развития инфраструктуры сферы образования в субъектах РФ // Высшее образование в России. –2008. –№ 2. –С. 102–108.11.Маслак А.А. Основы измерения латентных переменных:учеб.пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01, 44.03.05, 44.04.01 «Педагогическое образование» всех форм обучения / Филиал Кубанского государственного университета в г. СлавянскенаКубани.–СлавянскнаКубани, 2014.12.Маслак А.А., Анисимова Т.С. Эксперимент в образовании как средство повышения его качества (многофакторный многомерный подход):лекциядоклад. –М., 2001.

00,20,40,60,811,21,41,61,82До 5 лет5 10 лет10 20 летБолее 20 летПроцент учителейСтаж работыЖенщиныМужчиныМаслак А. А., Черномор Г. В.Статистический анализ факторов, характеризующих распределение учителей в школах Крымского района Краснодарского края// Научнометодический электронный журнал «Концепт».–2017. –№ 8 (август).–0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2017/173001.htm.7

13.Маслак А.А., Махненко А.Я., Поздняков С.А. Методика измерения латентных переменных–расширение инструментария политэкономических исследований // TerraEconomicus. –2008. –Т.6. –№ 2–3. –С. 19–22.

A. Maslak,Doctor of Engineering Sciences, ProfessorofMathematics,Informatics andTechnology Chair, branchof Kuban State University inSlavyanskonKuban anatoliy_maslak@mail.ruG. Chernomor,Graduate Student, branch of Kuban State University inSlavyanskonKubangalinarink27@yandex.ruStatistical analysis of factors characterizing teaching staffstructurein schools of Krymsk district,Krasnodar regionAbstract. The relevance of this study is explained by the fact that the quality of school education is determined by the structure of teaching staffto a considerable extent. The following factors are investigated: teachers’ category (without category, first category, highercategory), teachers’ age, work experience andjob place (rural or urban). The response is the percentage of teachers working in each segment, determined by a combination of the factors levels. The multifactorial analysis of variance revealed the significance of factors and their interactions. The study involved allschools ofKrymskdistrict,Krasnodar region, 1100 teachersin all.Key words:general education school, structure of teaching staff, teacher's experience, teacher’sage, teacher’sgender, teacher's category.References1.Vjatkin, B. A. & Hrustaleva, T. M. (1994). “Special'nye sposobnosti v strukture individual'nosti uchitelja”, Voprosy psihologii,№ 4, pp. 73–81(in Russian).2.Kuz'mina, N. V. (1970). Metodyissledovanija pedagogicheskoj dejatel'nosti, Leningrad(in Russian). 3.Kuljutkin,Ju. N. (1997). O podhodah k issledovaniju struktury professional'nopedagogicheskoj dejatel'nosti,Leningrad(in Russian). 4.Mitina,L. M. (1994). Uchitel' kak lichnost' i professional, Delo,Moscow(in Russian). 5.Hmel',N. D. (1984). Pedagogicheskij process v obshheobrazovatel'noj shkole,Mektep,Almaty(in Russian). 6.Avanesov, V. S. et al. (2005). “Pedagogicheskie izmerenija. Tezaurus”,Pedagogicheskie izmerenija,№ 1, pp. 28–32(in Russian).

7.Maslak,A. A. (2012). Izmerenielatentnyh peremennyh v social'nyh sistemah: monografija, Izd. centr SGPI.SlavjansknaKubani(in Russian). 8.Maslak,A. A., Leus, O. V. &Danilov,A. A. (2009). Metodika izmerenija kachestva professional'noj dejatel'nosti uchitelja: metod. rek, Izd. centr SGPI,SlavjansknaKubani(in Russian).9.Maslak, A. A. &Matveeva,S. S. (2015). “Izmerenie i analiz kachestva professional'noj dejatel'nosti uchitelej na osnove portfolio”, Nauchnometodicheskij jelektronnyj zhurnal “Koncept”,№ S7, pp. 51–55.Available at: http://ekoncept.ru/2015/75115.htm(in Russian).10.Maslak,A. A., Pozdnjakov, S. A. &Danilov,A. A.(2008).“Izmerenie urovnja razvitija infrastruktury sfery obrazovanija v sub#ektah RF”, Vysshee obrazovaniev Rossii,№ 2, pp. 102–108(in Russian).11.Maslak,A.A. (2014). Osnovy izmerenija latentnyh peremennyh: ucheb. posobie dlja studentov, obuchajushhihsja po napravleniju podgotovki 44.03.01, 44.03.05, 44.04.01 “Pedagogicheskoe obrazovanie”vseh form obuchenij,Filial Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta v g. SlavjanskenaKubani, SlavjansknaKubani(in Russian).12.Maslak, A. A. &Anisimova,T. S. (2001). Jeksperiment v obrazovanii kak sredstvo povyshenija ego kachestva (mnogofaktornyj mnogomernyj podhod): lekcijadoklad, Moscow(in Russian).13.Maslak,A. A., Mahnenko, A. Ja. &Pozdnjakov,S. A. (2008). “Metodika izmerenija latentnyh peremennyh –rasshirenie instrumentarija politjekonomicheskih issledovanij”, TerraEconomicus, t. 6, № 2–3, pp. 19–22(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived28.05.17Получена положительная рецензияReceived a positivereview15.06.17ПринятакпубликацииAccepted for publication15.06.17ОпубликованаPublished19.08.17

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2017©Маслак А. А., Черномор Г. В., 2017

www.ekoncept.ru