В настоящее время в системе профессионально-педагогического образования уделяется достаточно много внимания повышению квалификации руководителя образовательного учреждения, но очень часто вне поля деятельности образовательного учреждения остается формирование педагога как гармонически развитого субъекта, обладающего адекватной самооценкой и развитой Я-концепцией, компетентность которого обязательно сочетается с внешней привлекательностью и хорошими манерами.
Имиджевой фигурой организации, его «визитной карточкой», без сомнений, является руководитель. В последнее время не вызывает сомнения тот факт, что самоимиджмейкинг является одним из важнейших направлений профессиональной деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения. Самоимиджмейкинг – это деятельность по формированию своего позитивного профессионального имиджа. Осуществляя самоимиджмейкинг, руководитель не только демонстрирует профессиональному окружению свои наиболее привлекательные личностные и профессионально-деятельностные качества, но и учится видеть себя «со стороны», осознавать свои слабости, недостатки и достоинства. Позитивный имидж руководителя выполняет не только функцию самовыражения, самопознания, саморазвития, но и способствует установлению гармоничных отношений с коллегами.
Продуктивное осуществление самоимиджмейкинга руководителем дошкольного образовательного учреждения находится в прямой зависимости от уровня его готовности к данной деятельности.
В настоящее время, несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования данной проблемы, остается ряд вопросов, требующих дальнейшей разработки и современного звучания. Существующие методики и технологии, направленные на повышение компетентности имиджмейкеров, не могут в полной мере решить задачу подготовки руководителя ДОУ к самоимиджмейкингу. Специфичность осуществления руководителем самой этой деятельности в том, что для него клиентом выступает он сам.
Эффективность функционирования модели развития готовности руководителя ДОУ к самоимиджмейкингу в системе повышения квалификации обеспечивается реализацией следующих организационно-педагогических условий:
- введение на всех этапах имиджелогической подготовки руководителя ДОУ педагогической диагностики, предметом которой выступает его профессиональный имидж;
- разработка программы повышения квалификации «Самоимиджмейкинг руководителя ДОУ», направленной на расширение индивидуальной базы имиджелогических знаний руководителей ДОУ;
- обогащение личностного опыта самоимиджмейкинга руководителя ДОУ путем использования тренинговой, коучинг и «Web-портфолио» технологий.
Первое условие продиктовано необходимостью учета следующих взаимосвязанных факторов:
- мотивированным включением руководителя дошкольного образовательного учреждения в самоимиджмейкинг;
- необходимостью оперативного получения объективной, полной, систематической и точной информации о профессиональном имидже руководителя дошкольного образовательного учреждения на всех этапах процесса развития готовности руководителя к самоимиджмейкингу;
- учет полученных результатов диагностики при разработке программно-методического обеспечения имиджелогической подготовки руководителя ДОУ и коррекции содержания, форм и методов в ходе осуществления данной подготовки.
Методика реализации первого условия - введение на всех этапах имиджелогической подготовки руководителя дошкольного образовательного учреждения педагогической диагностики, предметом которой выступает его профессиональный имидж, строится на принципах индивидуализации, развития образовательных потребностей, осознанной перспективы, обратной связи и предполагает:
- трехэтапное проведение диагностической оценки состояния профессионального имиджа руководителя ДОУ;
- включение руководителя ДОУ в самодиагностику своего профессионального имиджа;
- содействие руководителю ДОУ в разработке и реализации индивидуальной программы имидж-образования;
- использование заданий на ретроспективную, ситуативную и перспективную рефлексию;
- применение диагностических (наблюдение, анализ, оценка, экспертная оценка, сравнение, интерпретация и др.), рефлексивных (самоанализ, самооценка, самоконтроль и др.) методов.
Для успешной реализации данного условия необходимо выполнять следующие требования:
- применение понятных и экономных по времени диагностических методик, направленных на развитие руководителя ДОУ;
- учет пожеланий руководителя ДОУ;
- оперативная оценка данных диагностики самим руководителем ДОУ;
- разработка индивидуальной программы имидж-образования, способствующую достижению руководителем ДОУ более высокого уровня готовности к самоимиджмейкингу.
Второе условие – разработка программы повышения квалификации «Самоимиджмейкинг руководителя ДОУ» - направлено на расширение индивидуальной базы имиджелогических знаний руководителя ДОУ и продиктовано тем, что и Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, и существующими образовательными программами системы непрерывного педагогического образования не предусмотрено изучение студентами вузов дисциплины «Педагогическая имиджелогия», хотя отдельные теоретические вопросы рассматриваются в различных дисциплинах, но без имиджелогической направленности. Это приводит к тому, что из общего представления о педагогической имиджелогии выпадает ее понимание как научной дисциплины, а отсутствие последовательности и системности в изложении имиджелогических знаний в рамках других дисциплин не способствует качественной подготовке к самоимиджмейкингу даже на уровне теоретического знания. Выходом из этого положения может стать разработка в системе повышения квалификации программы повышения квалификации «Самоимиджмейкинг руководителя ДОУ».
При разработке содержания программы мы учитывали тот факт, что в практике обучения взрослых сегодня используют две модели обучения (традиционная и практических действий), в рамках которых по-разному проектируется содержание обучения.
Третье огранизационно-педагогическое условие – обогащение личностного опыта самоимиджмейкинга руководителя ДОУ путем использования тренинговой, коучинг и «Web-портфолио» технологий.
Анализ научно-педагогической литературы показал, что в практике обучения взрослых сегодня используют различные технологии обучения: традиционная, интенсивного обучения, проектная, модульная, контекстная, активного обучения, коучинг и др.
Использование разнообразных технологий обучения в процессе подготовки руководителя ДОУ к самоимиджмейкингу обеспечит его творческую активность и возможность самореализации. Ученые подчеркивают, что чрезмерное увлечение различными технологиями обучения, как и их однообразие, рождает деятельностную дистрофию (И.Я. Ланина, В. Оконь и др.). Исходя из этого, мы считаем, что необходима определенная логика их использования. Наша цель состоит в том, чтобы найти баланс между разными технологиями обучения. Ученые предлагают различные критерии выбора технологий обучения: по целям, по направленности действия, по предметной среде, по этапам организации обучения. При выборе технологий мы исходили из того, что:
- выбор технологии обучения в качестве ведущей не исключает возможность использования других технологий или методов этих технологий;
- технология обучения должна соответствовать цели и задачам, которые решаются на конкретном этапе подготовки руководителя ДОУ к самоимиджмейкингу;
Поскольку любая технология обучения представляет собой комплекс методов, приемов и форм обучения, то методика их использования должна подчиняться принципу гибкости, суть которого заключается в подборе и импликации форм, методов и приемов конкретной технологии в зависимости от уровня подготовленности руководителя ДОУ и учета его индивидуального стиля.
Методические особенности реализации организационно-педагогических условий проявляются в следующем:
- условия реализуются по отношению к описанной нами модели процесса развития готовности руководителя ДОУ к самоимиджмейкингу в системе повышения квалификации;
- условия обеспечивают актуализацию поля личностного смысла само- имиджмейкинга руководителя ДОУ, расширение базы его имиджелогических знаний и обогащение личностного опыта осуществления руководителя ДОУ данной деятельности;
- комплексная реализация организационно-педагогических условий повышает степень воздействия, оказываемого каждым из них в отдельности.