Воспитательный процесс реализуется во всех видах деятельности, поэтому предполагает применение разнообразных методов, средств и форм воспитательного воздействия, которые могут быть эффективны тогда, когда составляют комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных педагогических мер, важнейшими из которых являются методы воспитания. Методика воспитания является значимым инструментом в решении практических задач воспитания. Именно посредством методических средств реализуются цели, задачи и собственно содержание воспитания. Сложность воспитательной работы является основанием для применения многообразия методов педагогического воздействия. В общем понимании, метод означает способ достижения определенной цели или решения конкретной задачи, а также совокупность приемов или операций какого-либо действия. «Как способ педагогического воздействия метод воспитания – это совокупность способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий» [1, с. 49]. Методы воспитания характеризуются сочетанием средств и приемов, которые взаимосвязаны и в практическом применении реализуются в единстве.
Любой метод воспитания подкрепляется системой приемов. Прием воспитания – это соответствующий конкретной ситуации способ использования средства (показ именно положительных примеров, словесное или документальное иллюстрирование фактов, демонстрация перспектив, сравнение и сопоставление результатов и др.). В различных ситуациях приемы могут быть реализованы в подкрепление разных методов либо приобретать самостоятельное значение. Например, дисциплинарное взыскание является приемом метода принуждения, но при определенных обстоятельствах грамотного применения взыскание реализуется как убеждение, являясь частью осознания негативного опыта поступка. Так, метод убеждения требует использования приемов объяснения, изложения, разъяснения, поучения, наставления, примера, возможно, юмора или иронии. Метод упражнения действенен вкупе с приемами показывания, инструктажа, требования, объяснения, личного примера. Метод поощрения связан с одобрением, похвалой, доверием, показом перспективности. Метод принуждения часто используют вместе с предупреждением, осуждением, порицанием, порой наказанием. Некоторые приемы могут быть реализованы как часть различных методов. Комплексность при применении методов и приемов характеризуется накопленным опытом воспитательной работы педагогом в том случае, когда он реализует методические аспекты в определенной системе, придав им педагогическую упорядоченность, целеустремленность в соответствии с воспитательным смыслом. Поэтому методы воспитания необходимо использовать в системе, так как ни один метод не является универсальным средством – исключительно взятые в единстве методы воспитания образуют положительный опыт педагогической практики в отношении человека со всем многообразием его личности. Более того, любая система методов воспитания не является готовым шаблоном для осуществления педагогической деятельности. Методы требуют постоянного обновления, насыщенного требованиями современности.
Педагогическая мысль и практика предлагает множество классификаций методов воспитания, выстраивая их в систему по определенному признаку. Классифицирование методов воспитания способствует выделению специфики в методах и, тем самым, помогает выбрать наиболее востребованный вариант реализации методов на практике в целях эффективности воспитательного воздействия. Для учета значимости классификации методов воспитания в практике необходимо выделить в воспитательном процессе востребованную функцию (формирующе-развивающую, мобилизующую, профилактическую или побуждения к самовоспитанию), затем подобрать группу наиболее характерных для этой функции методов воспитания. Такой подход использования значимости классифицирования методов воспитания позволяет оперативно реагировать на изменения в практике воспитания.
Можно разделить методы воспитания на группы прямого и косвенного педагогического влияния. Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию и соответствующие действия, которые предпринимает личность для самовоспитания. Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание ситуации или такую организацию деятельности для человека, при которых формируется установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе общественных отношений.
Иной классификацией является выделение целевой, содержательной и процессуальной сторон методов воспитания. Так, различаются три группы методов воспитания:
методы формирования сознания (убеждение, рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример, критика действий и поступков);
методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
методы стимулирования (соревнование, поощрение, принуждение) [см.: 2, с. 432].
В практике методы воспитания применяются в постоянно изменяющихся условиях конкретики педагогических ситуаций, которые порождаются общественными потребностями и, тем самым, объективными требованиями к осуществлению воспитательного процесса. Методы воспитания должны учитывать практические реалии общественных отношений, отражать специфичность жизнедеятельности человека для всесторонней подготовки личности к жизни, выработке профессиональных, нравственных, психологических и других качеств. Значимым для выбора необходимых методов воспитания является оценка сложившейся педагогической ситуации, учет целей и задач воспитания, позиция воспитателя по отношению к воспитаннику и ряд других объективных и субъективных факторов.
Оптимизирующим сопровождением применения методики воспитания является стремление воздействовать на определенную сферу личности. Так, метод убеждения оказывает влияние на сознательность личности. Метод упражнения способствует выработке разнообразных полезных привычек поведения. Метод примера оказывает воздействие на поведение сотрудников. Метод поощрения воспитывает положительное отношение к деятельности. Метод принуждения отражает оценку действий и поступков. Действенность этих методов зависит от условий реализации метода.
«В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности» [2, с. 435]. Педагогическое воздействие, привлекающее к реализации активной роли человека в системе общественных отношений, связано с методом, формирующим привычное поведение. Метод упражнения – это способ педагогического воздействия, с помощью которого вырабатываются разнообразные полезные привычки поведения, развиваются и совершенствуются волевые качества, формируется психологическая устойчивость, накапливается опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развиваются нравственные чувства, что обеспечивает связь между знаниями, убежденностью и конкретным поведением человека.
На практике ясно, что поведение человека определяется не только сознанием, но и жизненным опытом, укоренившимися привычками. Поэтому важное значение в воспитании приобретают не только разъяснения и показ на примере, как надо действовать, но и умения и навыки правильного поступка. Метод упражнения характеризует такую систему организации повседневной жизни и воспитательного процесса, профессиональной деятельности, которая позволяет аккумулировать опыт верного поведения, самостоятельности, развивать волю, что формирует положительные привычки, обеспечивая единство между словом и делом.
Использование метода упражнения в воспитании результативно обеспечивает:
– воспитание целеустремленности в личности;
– выработку привычек инициативного выполнения своих обязанностей;
– выработку высоконравственного поведения;
– совершенствование и развитие волевых качеств личности;
– развитие творческих способностей, внимания, памяти, мышления, речи и других психологических свойств личности;
– развитие интеллектуальных и физических качеств.
Так, качества личности формируются и совершенствуются в процессе многократного участия в тех видах деятельности, которые составляют содержание непосредственных обязанностей человека. Чтобы выработать качества самообладания, волевые особенности, решительность, смелость, инициативность, в воспитательном процессе необходимо создавать такие условия, такие ситуации, действуя в которых человек вынужден проявлять востребованные качества. Все это обеспечивается упражнениями как цепочкой трудностей, которые надо преодолевать.
Условиями для реализации этого метода воспитания являются:
– понимание социальной сути, практической значимости своего поведения в целом и его конкретных форм, которые затем превратятся в привычки;
– наличие системы в упражнениях, что обеспечивается планированием, первоочередностью тех или иных действий, последовательностью и регулярностью упражнений, объемом нагрузки;
– всесторонний учет возрастных и индивидуальных особенностей человека и требование выполнения напряженных, но возможных к преодолению в трудностях действий.
Итак, метод воспитания – упражнение – эффективен в выработке жизненно важных и социально необходимых навыков организации деятельности человека.