Полный текст статьи
Печать

*Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 16-16-73002а(р) 

Современные глобальные изменения в социокультурном  пространстве затрагивают все аспекты жизнедеятельности человека. В качестве основных причин кризиса экологической ситуации выступают социальные воздействия на окружающую природную среду. Человек, постигая законы природы, не способен изменить эти законы или подчинить их социальным закономерностям [3, с. 17]. Поэтому необходимо формирование у подрастающего поколения ценностной системы взглядов на мир и место человека в нем.

Актуальность формирования экологического мировоззрения усиливается противоречивыми тенденциями. Разрешение данных противоречий обусловлено необходимостью сохранения благоприятных условий среды жизни человечества, здоровья каждого человека, потенциала природы и общества для дальнейшего устойчивого социального развития. Особую роль в преодолении этих противоречий призвана сыграть молодежь. Эффективность решения возникающих социально-экологических проблем определяется степенью подготовленности молодежи, усвоенным ею позитивным опытом взаимодействия с природой, сформированностью основ экологического мировоззрения [2, с. 159].

В педагогическую науку понятие «экологическое мировоззрение» вошло благодаря работам таких ученых, как А.Н. Захлебный, И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова. Оно отражает единую систему взглядов отдельного субъекта на целостный объект - окружающий мир и основано на понимании целостности и всеобщей взаимосвязи экологических процессов и явлений природы, самоценности живой и неживой материи, роли и места человека в этой саморазвивающейся системе мироздания. Экологическое мировоззрение - понятие интегрированное, сочетающее в себе знания о различных видах взаимодействий - эколого-биологических и социально-биологических [4].

Вопросы формирования экологического мировоззрения младших школьников возможно решать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельностью по сути является, одним из инструментов достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников. Так же, являясь важной составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, она создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка [1, с. 19].

Программа внеурочной деятельности «Культурное наследие Ульяновского края» (3 класс) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Культурного дневника третьеклассника Ульяновской области» (под ред. Мишиной А.П., Середенковой С.А., Звягиной Е.А., Калачёвой М.С. и др.). Курс введен в план внеурочной деятельности в рамках духовно – нравственного направления.

Необходимость разработки данной программы возникла из понимания того, что чувство национального самосознания и чувство любви к Отечеству должны формироваться не стихийно, а быть воспитаны в человеке семьёй, школой, системой образования. Патриотическое воспитание в настоящее время должно опираться на духовные традиции родного народа, опыт предшествующих поколений, вековую историю России и конкретного региона. Именно поэтому возникает острая необходимость изучения культурного своеобразия каждого субъекта государства, как части великой России.

Ульяновская область - по своему культурному наследию уникальная территория России. Перед многонациональным регионом в современных условиях стоит задача выработки такого содержания патриотического воспитания, которое в наибольшей степени будет способствовать воспитанию патриотов. Именно поэтому важно обратиться к изучению в начальной школе особенностей культурного наследия родного края по материалам Культурного дневника третьеклассника Ульяновской области, чтобы воспитать истинных граждан своей страны и сохранить единство народов России. Быть истинным патриотом своего Отечества немыслимо без любви к родной природе.

Культурный дневник третьеклассника Ульяновской области представляет собой подарочное издание для учащихся. Основное содержание дневника строится на эмоционально близком для детей краеведческом материале. Принципиальное отличие новой книжки от литературы подобного плана в том, что почти всё содержание краеведческого материала представляется в образной форме (в дневнике около ста ярких цветных иллюстраций, рисунков и фотографий).  Это способствует накоплению у детей зрительных и эмоционально-эстетических впечатлений. Идея представления детям информации в образной форме на протяжении всего обучения в начальной школе остаётся ведущей.

Не менее значима, особенно на начальном этапе формирования учебных умений, идея деятельностного подхода. Она выражена в характере заданий, предлагаемых ученикам с первых страниц дневника. Сначала это вопросы, побуждающие (прежде чем ответить на них) к внимательному рассматриванию предлагаемого материала, затем – практические упражнения: найти отличия, разгадать ребус, разгадать кроссворд и т.п., а в последующем – пусть небольшие, но исследовательские и творческие задания.

Третьей идеей при построении дневника стало создание условий для развития рефлексивных качеств как важнейших новообразований учащихся. На страницах дневника дети имеют возможность  фиксировать уровень своих достижений неучебного характера. В конце каждого раздела учащимся предлагается поделиться впечатлениями от проделанного путешествия.

Цель курса: духовно-нравственное развитие и становление личности младшего школьника в условиях культурного многообразия Ульяновского региона.

Задачи курса:

  • · формирование знаний и представлений о родном крае, любви к своей малой Родине, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры родного края; быта местных жителей, их традиций и обычаев; воспитание чувства патриотизма;
  • · развитие познавательной, двигательной и коммуникативной активности обучающихся, укрепление их физического и психоэмоционального здоровья, формирование навыков здорового и безопасного образа жизни, основ экологического мировоззрения;
  • · формирование личности с активной гражданской позицией и высокой нравственной культурой учащихся;
  • · вовлечение обучающихся в творческую, поисково-исследовательскую и краеведческую деятельность: проведение наблюдений, опытов и др.;
  • создание условий для формирования у детей рефлексии, осознания собственных переживаний, трудностей и достижений.

Основные принципы построения программы:

  • · Краеведческий принцип предполагает использование в образовательных целях культурного наследия Симбирско-Ульяновского региона.
  • · Поликультурный принцип рассматривается как педагогический норматив приобщения подрастающего поколения к этнической, общенациональной и мировой культуре в целях формирования готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде.
  • · Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного  процесса, внеурочной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
  • · Принцип идентификации (персонификации). В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили.
  • · Принцип диалогического общения. Наличие значимого другого человека, партнёра в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Новизна программы заключается в построении программы и отборе тем, отражающих историю, проблемы, связанные с непосредственным окружением обучающихся, жизнью города Ульяновска и Ульяновской области. Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов деятельности: беседа, игра, викторина, экскурсия и т.д.

Основным критерием результативности освоения программы «Культурное наследие Ульяновского края» выступает критерий сформированности у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям малой родины, показателями которого можно считать:

  • · наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно-исторического наследия;
  • · активная познавательная позиция младшего школьника;
  • · участие в различных проектах, конференциях, исследованиях, конкурсах;
  • · широкая информированность (общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции ребенка);
  • · овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением родного края (художественной, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, сочинительством и т. п.).

Содержание программы:рабочая программа рассчитана на 34 часа (1час в неделю). Занятия, разработанные в соответствие с данной программой, предполагают привлечение родителей, работников учреждений культуры, дополнительного образования. Учитель может проводить занятия в различных формах в зависимости от конкретной темы. Это могут быть традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования, виртуальные путешествия, дискуссии, экскурсии в музеи, библиотеки, посещение театра и кинотеатра.

Дневник содержит следующие разделы: «Легенды земли Симбирской», «Музейное зазеркалье», «Поэты и писатели Ульяновской области», «В дружной семье народов Поволжья», «7 чудес Ульяновской области», «Игры нашего двора», «Читательская копилка».

Технология работы с Дневником состоит из 3 этапов.

1.Пропедевтический: организация беседы по ознакомлению учащихся с культурными учреждениями, речь о которых пойдёт в каждом разделе (библиотека, музей, театр и т.д.) и по закреплению в занимательной форме правил поведения в данных учреждениях, а также выполнении части заданий.

2.Основной: посещение культурного центра (с учителем, родителями или совместное).

3.Рефлексивный: выполнение части творческих заданий, анализ своих впечатлений.

Планируемые результаты

освоения курса по внеурочной деятельности «Культурное наследие Ульяновского края»  к концу 3 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • основы российской гражданской идентичности;
  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • осознание ценностей многонационального российского общества и своей этнической и национальной принадлежности;
  • уважительное отношение к истории и культуре других народов;
  • самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, ценностям природы.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать ценности семейных отношений;
  • ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях;
  • сотрудничать с учителем и ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
  • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • понимать, что такое «культурное наследие» и для чего оно нам необходимо;
  • рассказывать о некоторых писателях, художниках, политических деятелях региона;
  • рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях Ульяновского края;
  • приводить примеры 7 чудес Ульяновской области;
  • приводить примеры легенд земли Симбирской;
  • рассказывать о влиянии на человека изучения истории родного края.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • пониманию роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;
  • коллективной самодеятельности в группе (команде); пониманию места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
  • пониманию особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед;
  • понимать, что человек — часть общества и часть природы;
  • осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга, вне зависимости от национальности;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • · овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • · освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • · формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • · определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • · формированию умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • · использованию различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет);
  • · слушать собеседника и вести диалог;
  • · признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • · излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • развивать и тренировать свою наблюдательность;
  • планировать собственное участие в проектной деятельности;
  • осуществлять описание посещённых объектов на экскурсии;
  • сравнивать и классифицировать объекты наблюдений.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • осуществлять коммуникативную деятельность;
  • использовать правила общения в конкретных внеучебных ситуациях;
  • самостоятельной организации речевой деятельности в устной и письменной форме.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций, возникающих в обществе;
  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
  • точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся 3 класса

Учащиеся должны знать:

  • ведущие музеи, исторические и памятные места своего микрорайона и города;
  • основные вехи истории родного края;
  • исторических и современных поэтов, писателей Ульяновской области;
  • правила поведения в музеях и других общественных местах;
  • основные легенды земли Симбирской;
  • многонациональные народы своего края;
  • семь чудес Ульяновской области;
  • забытые игры глубокой древности и современные игры.

Учащиеся должны уметь:

  • общаться с людьми;
  • вести записи в культурном дневнике третьеклассника;
  • выступать с докладами;
  • оформлять стенды, фотовыставки и т. п.;
  • работать с научно-популярной литературой;
  • осуществлять фотосъёмку исследуемых объектов истории и культуры родного края.

Учащиеся могут знать:

  • имена некоторых писателях, художниках, политических деятелях (3 – 4);
  • о географических открытиях Ульяновской области;
  • о значении изучения своего родного края;
  • о забытых подвижных играх  и уметь играть в некоторые из них;
  • о влиянии деятельности человека на живую природу.
  • проводить простейшие наблюдения и фиксировать их результаты;
  • определять время по временным историческим датам.

Планируемые результаты. 

По окончании курса по предлагаемой программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками в вопросах краеведения, которые можно применять в социальной практике, в туристских походах и путешествиях, в межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.

Учащиеся должны знать:

  • ведущие музеи, исторические и памятные места своего микрорайона и города;
  • историю своей школы, её традиции;
  • основные вехи истории родного края;
  • правила поведения в музеях и других общественных местах;
  • основные виды растительного и животного мира своего края.

Обучающиеся должны уметь:

  • вести элементарную поисково-исследовательскую работу по алгоритмам;
  • выступать с докладами;
  • оформлять стенды, фотовыставки и т. п.;
  • работать с научно-популярной литературой;
  • осуществлять фотосъёмку исследуемых объектов туристского интереса.

 

Содержание программы(34 ч.)

Введение. Культурное наследие (1 ч)

Что такое культурное наследие, что такое культура? Содержание понятий «культура», «наследие», «культурное наследие».  Знакомство с «Культурный дневник третьеклассника».

Легенды земли Симбирской (4 ч)

Понятие Родина, область, район. Территория и географическое положение г. Ульяновска и Ульяновской области. Исторические корни г. Ульяновска и Ульяновской области. Легенды и предания. Элементы, необходимые каждому городу. Общие тенденции развития городов. План и карта города. Знакомство с символикой г. Ульяновска. Моя улица. Экскурсии по улицам г. Ульяновска.

Практические занятия: экскурсии, выставки, беседы, встречи с интересными людьми, викторины.

Поэты и писатели Ульяновской области (3 ч)

Знаменитые люди г. Ульяновска и Ульяновской области.

Практические занятия: экскурсии в дом художников, фотоконкурсы. Встречи с поэтами, художниками, литературные и музыкальные гостиные, мини проекты, поделки, участие в акциях, выставки, викторины. 

В дружной семье народов Поволжья (5 ч)

Равноценность культур всех народов Поволжья. Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома. Праздничное убранство. Источники изучения жизни народа. Народные праздники и обряды. Традиционный народный костюм: праздничный и будничный.

Практические занятия: экскурсии, выставки, игра - путешествие, беседы, встречи с интересными людьми, викторины. 

7 чудес Ульяновской области (6 ч)

Достопримечательности г. Ульяновска и Ульяновской области.

Практические занятия: просмотр фильмов, экскурсии в музеи города.

Игры нашего двора (5 ч)

Что такое время? Содержание понятий «время», «год», «век». Головоломки, шарады, ребусы, метаграммы, логогриф, анаграммы. Игра «Цепочка слов». Забытые игры «Ямки», «Попади в ямку».

Практические занятия: конкурсы по играм, игра - путешествие, разработка правил новых игр, выпуск листовок по играм, подготовка инициативных групп по обучению новым играм учащихся.

Музейное зазеркалье (7 ч)

Что такое музей? Какие бывают музеи. Музейные профессии. Что такое вещь? Вещь. Свойства вещи. Вещь как портрет эпохи; портрет человека. Почему вещи попадают в музей? Копия, подлинник. Как были придуманы и развивались предметы. Посуда. От глины к пластмассе. Мебель и бытовые приборы, их развитие. Памятники истории и культуры на территории г. Ульяновска  и Ульяновской области. Назначение предметов крестьянского быта. История одежды. Музей в моей школе. Работа с экспозицией музея.

Практические занятия: конкурсы, посещение музеев города, театров, дома художников.

Читательская копилка (3 ч)

Путешествие в страну книг. Посещение библиотеки, знакомство с писателями различных жанров.

Практические занятия: работа с источниками в библиотеке, просмотр фильмов. 

Тематический план

Тема блока

Количество часов

Всего

В том числе

Теоретические

Практические

  1.  

Введение. Культурное наследие

1 ч

1 ч

-

  1.  

Легенды земли Симбирской

4 ч

2 ч

2 ч

  1.  

Поэты и писатели Ульяновской области

3 ч

1 ч

2 ч

  1.  

В дружной семье народов Поволжья

5 ч

2 ч

3 ч

  1.  

7 чудес Ульяновской области

6 ч

3 ч

3 ч

  1.  

Игры нашего двора

5 ч

2 ч

3 ч

  1.  

Музейное зазеркалье

7 ч

2 ч

5 ч

  1.  

Читательская копилка

3 ч

1 ч

2 ч

 

Итого

34 ч.

14 ч

20 ч

Формы диагностики учета результатов освоения программы

Формой подведения итогов могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу, участие в конкурсах проектной и исследовательской деятельности младших школьников (в Ульяновской области – например, муниципальный конкурс проектных работ «Аленький цветочек» и региональный конкурс исследовательских проектов «Малая академия»).

Кроме того, теоретические сведения по каждой теме можно оформить в презентацию по предлагаемым в программе разделам и в дальнейшем использовать на уроках по следующим предметам: «Технология», «Изобразительное искусство», «Окружающий мир», «Музыка».

Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.

Рефлексия: В «Культурном дневнике третьеклассника Ульяновской области» после окончания каждого раздела есть страница «Твои впечатления». Обучающимся предлагается записать или нарисовать свои впечатления от путешествия по родному краю.

Основными задачами оценивания в данной программе внеурочной деятельности являются:

  • развитие познавательных интересов обучающихся
  • создание ситуации успеха для каждого ученика
  • повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
  • максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
  • приобретение навыков рефлексии.

Эффективно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально сформировать и развить, в частности, основы экологического мировоззрения младших школьников. Культуро- и природносообразный курс «Культурное наследие Ульяновского края» является ярким тому подтверждением.

Таким образом, процессы перехода от антропоцентрической модели поведения к экоантропоцентрической развиваются сегодня противоречиво, а следовательно, экологическое образование, формирование экологического мировоззрения происходят не линейно, а значительно сложнее. Успех формирования экологического мировоззрения основан на синергетических подходах, а эффективность напрямую зависит от принципа системности, который и является основой саморазвития. Конечной целью формирования экологического мировоззрения является понимание современными школьниками необходимости беречь и защищать природу как основу жизни и благополучия нынешнего и последующих поколений.