Профессиональная деятельность занимала, и будет занимать особое место в социальной деятельности человека. Профессиональная самореализация является важнейшей составляющей жизнедеятельности человека. Процесс профессионального становления и самореализации – это центральная проблема современной психологической науки. Процесс профессионального становления личности не является однонаправленным, прогрессивные стадии сменяются регрессивными, когда на первый план выходит такая проблема как профессиональное выгорание. Описанные тенденции специфичны для различных видов деятельности, так управленческая деятельность оказывает уникальное воздействие на личность руководителя и выявление специфических особенностей профессионального становления, профессиональной самореализации, профессионального выгорания является одной из основных проблем психологии управления[5, 233c.].
Управленческая деятельность может характеризоваться высоким уровнем эмоциональной насыщенности, когнитивными трудностями, а также важностью достаточно быстрого реагирования на любые изменения, с последующим принятием ответственных решениях в тех ситуациях, которые связаны с риском и неопределенностью.
Особое внимание следует уделить таким негативным сторонам профессионализации управленцев, как ужесточение конкуренции в современных условиях рыночной экономики и значительное повышение требований к профессиональной личности, а именно руководителя со стороны не только организационной среды, но и со стороны общества. Важно сказать, что не любой профессионал может легко адаптироваться, эффективно при этом осуществляя профессиональную деятельность и играя социальную роль, поэтому есть риск роста развития такого неблагоприятного психического состояния как эмоциональное или психическое выгорание.
Изначально к личностям, которые потенциально подвержены психическому выгоранию, специалисты относили врачей, социальных работников, педагогов, юристов, так как проблема выгорания этих специалистов могла быть объяснена особенностями их профессии, относящихся к «помогающим». Сегодня определенным образом возрос список профессиональных сфер, которые подвергаются риску появления и развития синдрома психического выгорания, куда относится деятельность руководителя[3, 200c.].
В деятельности руководителя, синдром психического выгорания может проявляться как достаточно сложный феномен, поэтому его появление и развитие носит амбивалентный характер. Если рассматривать с одной точки зрения, то некоторые особенности профессиональной деятельности руководителей сводятся к обширным исследованиям психического выгорания, а с другой точки зрения, деятельность руководителя может характеризоваться чертами, которые выступают, согласно имеющимся данным эмпирических исследований, как буфер для развития выгорания.
Проблемами психического выгорания занимались такие авторы, как В.Е. Орел, А.В. Карпов, А.Б. Серебрякова, К. Маслач, В.В.Бойко , Т. Пайнс, Э.Ф. Зеер, и другие.
Изначально, явление психического выгорания представлялось как социальная проблема, которая состояла в росте тенденции к появлению эмоциональных и поведенческих нарушений у специалистов, которые работают в сфере «человек-человек». Такая ситуация привела к важности более детального изучения генезиса и феноменологии невротических реакций, а также других дезаптационных признаков, которые появляются в ходе профессиональной деятельностих[4, 34c.].
В целом, руководящая деятельность отличается многоплановым и сложным характером, которая может характеризоваться высокой степень интенсивности, а также частым вмешательством внешних факторов, включая насыщенность действий, и широкой сетью контактов различного уровня с преобладанием устного общения с другими людьми.
К главным функциям руководителя можно отнести: планирование, организация, прогнозирование, координация взаимодействия подчиненных, контроль, принятие решение. Кроме сугубо производственных функций, которые связаны с формальными отношениями и характеризующиеся высокой когнитивной сложностью, огромный вес в деятельности менеджера имеют социально-психологические, воспитательные, коммуникативные функции. Сложный и ответственный характер деятельности руководителя может обусловить наличие разных стрессогенных ситуаций, создающих предпосылки для появления синдрома психического выгорания[7, 133.].
Управленческая деятельность содержит в себе огромный спектр факторов и причин, которые порождают эмоциональные реакции:
- Непосредственно управленческая деятельность может характеризоваться высокой стрессогенностью и эмоциогенностью, содержа в себе большое количество причин для появления отрицательных эмоций и трудных состояний;
- Предъявляет самые высокие требования к эффективности, а также жесткости эмоционально-волевой регуляции состояний, связанное с ее ответственностью[1, 145c.].
Как правило, эмоциогенные факторы управленческой деятельности – это высокая комплексность и сложность деятельности, поэтому отсюда берется то многообразие требований, предъявляющих к психике реализующего его субъекта, то есть руководителя. С точки зрения психологической нагрузки, трудность деятельности руководителя и ее специфика обусловлены такими обстоятельствами, как:
- Высокая степень ответственности, а также жесткость предъявляемых к ней требований, многообразие внутриорганизационных и внешних факторов, которые требуют учета, неопределенность условий реализации;
- Большое число функций, составляющих структуру деятельности.
- Реализация каждой функции являет собой вполне самостоятельную деятельности, не только индивидуального, но и совместного характера[6, 236c.].
Профессиональная деятельность руководителей включает в себя трудные и напряженные ситуации, которые предрасполагают к развитию синдрома психического выгорания и профессионального стресса, чему способствует недостаток важных для профессионального управленца умений и качеств.
К личностным факторам риска психического выгорания можно отнести эмоциональную неустойчивость, импульсивность, низкую мотивацию достижений, низкое самоуважение, интроверсию. К поведенческим факторам риска относятся низкая активность, стратегия избегания, неумение формировать команду[8].
К специфическим моментам, присущим каждой профессии, относятся те, которые могут оказать влияние на особенности формирования синдрома психического выгорания.
Например, Т.И. Рогинская отмечала, что появление и происхождение психического выгорания может быть объяснено некоторыми отличиями в эмоционально-мотивационной сфере личности, а также организационными факторами. Автор писала о важности разработки стратегий исследования с целью описания и интерпретации причин этого феномена, а также о важности создания адекватного психологического инструментария. При этом, автор отмечала, что сегодня остается малоизученным вопрос о профилактике психического выгорания в профессиональной среде[2].
Также, рассматривала суть и особенности феномена психического выгорания Ю.Г. Тихонова, которая выделила факторы повышенной стрессогенности и напряженности профессиональной деятельности в современном обществе, выделяя три главных подхода к описанию феномена: индивидуальный, интерперсональный, организационный. После проведения анализа работы, которые посвящены изучаемой теме, автор установила, что исследования в данной области, как правило касаются изучения факторов окружающей среды, но она также указывает на недостаточное число работ, которые касаются личностных факторов. Согласно ее мнению, важно исследовать феномен психического выгорания руководителей с точки зрения общих адаптивных возможностей человека[9, 186c.].
Наиболее значимой в аспекте появления выгорания отличительной особенностью профессии руководители является достаточно высокая сложность, а также комплексность деятельности управления, проявляющейся в многообразия внутриорганизационных и внешних факторов, большим числом выполняемых функций, неопределенности условий реализации, высокой стрессогенностью и эмоциогеностью.