Нарушения течения беременности и родов обуславливают ряд заболеваний у новорожденных детей. Провоцирующими факторами, которых могут выступать тревожность и эмоциональная неустойчивость беременной женщины.
Оценка течения беременности и родов относительно недавно перестала сводиться к преимущественному исследованию физиологических процессов. Ранее психоэмоциональный статус беременной женщины абсолютно игнорировался, так как влияние психоэмоционального состояния беременной на благополучие новорожденного не изучалась и как правило не часто принималась во внимание в рамках традиционной медицины. В настоящее время наметилось значительное взаимодействие перинатальной психотерапии и акушерской практики. Данная тенденция пришла с запада и продолжает распространяться и укоренятся во всем мире. Актуальность, которой, прежде всего, связана с нарастающей потребностью в психотерапевтическом сопровождении беременной женщины.
Психотерапевтическое сопровождение беременной женщины в нашей стране, по ряду причин, ляжет на врачей женской консультации.
Согласно статистическим исследованиям в данной области, среди пациенток, находящихся на лечении в акушерско-гинекологическом стационаре, 35% женщин нуждаются в специализированной психологической помощи [1].
Следует отметить, что в настоящее время большое внимание уделяется воздействию психологического и эмоционального состояния женщины на репродуктивную функцию, течение беременности, перинатальные исходы [2]. Скопилось огромное количество исследований, которые подтверждают то, что неадекватное поведение женщины в период беременности, неадекватные реакции на стрессовые ситуации, встречающиеся в жизни, являются причиной большого количества самых разных патологических состояний у ребенка, а именно - поведенческих, психологических, соматических [3, 4]. Кроме того, известно, что в период беременности пагубное влияние неблагоприятных условий на потомство не ограничивается одним поколением. Появился вопрос о существовании трансгенерационных эффектов антенатального стресса, которые регистрируются не только в первом (F1), но и в следующих поколениях (F2-F4) [5].
Начало беременности является самым сложным периодом для женщины, как в физиологическом, так и в эмоциональном плане. Как раз в этот период беременные страдают от раннего токсикоза, полностью начинает происходить гормональная перестройка организма. Всё это влияет и на эмоциональный фон [1].
По мнению О. С. Васильевой в период беременности роль психологического состояния для матери, ребенка, общества в целом.
Эмоциональный фон матери в период беременности оказывает большое влияние на течение беременности и родов, дальнейшее отношение женщины к ребенку и к себе, на формирование его самосознания и всецело человеческих качеств.
В основном для всех женщин во время беременности характерны частые эмоциональные перепады, именно поэтому, настроение такой женщины меняется едва ли не каждый час [6]. Большое значение в формировании эмоционального статуса беременной женщины имеет желательность беременности, отношение к ней в семье, развитость личностных качеств, психологическая готовность женщины к роли матери. Именно эти переменные и определяют отношение женщины к своему настоящему положению, к предстоящим родам и взаимоотношению с будущим ребенком.
Во многих литературных источниках по перинатальной психологии беременность многократно истолковывалась как кризис, влекущий за собой резкие перемены личностных качеств женщины.
Согласно Шпицеру Р.А., среди трех тысяч исследованных женщин, получающих акушерско-гинекологическую медицинскую помощь, 20% имеют нервно-психические нарушения, из которых только 33 - 35% во время беременности получают психотропные препараты. У 28,6% женщин в возрасте 36 лет и старше беременность является значимой причиной ухудшения состояния здоровья, а у женщин в возрастной группе от 21 до 25 лет это прослеживается практически в 4 раза реже.
По мнению В. В. Абрамченко, осложнения во время беременности нередко являются соматическими выражениями внутриличностного конфликта, который связан с негативной ситуацией материнства. Согласно статистическим данным, нежеланные дети рождаются преждевременно приблизительно в 8 раз чаще, чем желанные. Однако в 45% случаев признаки морфофункциональной незрелости обнаруживаются и у доношенных нежеланных младенцев. Среди нежеланных детей 46,9% имеют необходимость в интенсивной терапии в связи с появившимися после родов осложнений соматического и неврологического характера, а из числа желанных младенцев 14,8%.
Этап беременности считается для женщины критическим периодом, располагающим возможностью личностного роста. Тем не менее, женщина может данной возможностью и не воспользоваться, сберегая при этом умение к адаптации к этому непростому жизненному кризису. В данном варианте целесообразно утверждать об адаптивном развитии во время кризиса беременности. Значимой особенностью адаптивного развития считается зависимость активности личности от какой-нибудь предварительно данной норме или задачи, которая в результате подчиняет себе жизненный путь индивидуума (постулат сообразности). В. А. Петровский, в зависимости от интерпретации предусмотренной цели, выделил три вида постулата сообразности: гомеостатический, гедонистический и прагматический. Согласно гомеостатическому варианту устанавливается, что все взаимодействия организма как единой системы, пассивно адаптирующейся к влияниям среды (социальной и физической), требуются для того, чтобы вернуть организм в положение равновесия. При различных формах выражения этой мысли в психологии сохраняется неизменной идея, что поведение индивидуума зависит от заранее предустановленной итоговой цели – установить баланс с обществом, или добиться равновесия с самим собой. Соответственно гедонистическому положению анализа поведения личности, всякие поведенческие акты ориентированы на максимизирование удовольствия и минимизирование мучения. Прагматический способ анализа поведения состоит в том, что любое оптимальное поведение направлено на максимизацию результата при наименьших затратах. Таким образом, понятие адаптивного поведения конкретизируется постулатом сообразности. Разные варианты анализа адаптивности психического развития предполагают, что маршрут психического здоровья неразрывно взаимосвязан с уровнем психической адаптации человека (в зависимости от пониманиями задач этой адаптации). При этом болезнь трактуется как итог нарушения адаптации. В общем, адаптивное развитие представлено в данной работе как альтернатива здоровому развитию и определяется как пассивное адаптивное поведение (которое в отечественной психологии противопоставляется неадаптивной активности), неспособностью осознанно выбрать направление своего развития и принять ответственность за будущее своего личностного роста. Сделать выбор предполагает открыть себя новому, неожиданному опыту, рискнуть узнать непознанное. Личность на детерминированных этапах своего жизненного пути переходит, по утверждению А.Г. Асмолова, от адаптивной модели своего развития к модели активности личности, для описания которой скорее подходит язык неклассической психологии. За это личность получает награду – наслаждение благополучием.
Выделяют адаптивное направление развития в период кризиса беременности на основании факта о том, что, несмотря на свою физиологичность, беременность из-за трудности к адаптации к ней в сущности является периодом особого риска для соматического и психического здоровья женщины. Тело и психика подвергаются серьезной модификации,чувствительная сфера женщины становится более изменчивой и нередко противоречивой. Само наличие беременности некоторыми женщинами трактуется как психическая травма [7].
Таким образом, следует заключить, что для выделения адаптивного направления развития в период беременности является не только концепции адаптивного-неадаптивного поведения, представления о кризисе как выборе между двумя альтернативными вариантами решения жизненных задач, но и результаты работы клинических психологов.